128 гб оперативной памяти это много или мало

Обновлено: 06.07.2024

Обновлено в мае 2021. В этой статье вы узнаете, сколько в 2021-м году нужно оперативной памяти при выборе:

  • офисного компьютера,
  • домашнего компьютера,
  • ноутбука,
  • планшета,
  • смартфона.

Научное обоснование оптимального размера ОЗУ приведено в публикации Национальной библиотеки имени Н. Э. Баумана. Рекомендуем для углублённого понимания вопроса, как именно работает операционная система с оперативной памятью. А пока мы предлагаем выяснить основные потребности компьютеров, гаджетов и ПО на примере распространённых конфигураций ОЗУ.

Выбор оптимального объёма ОЗУ в 2021-м году

Чаще всего задают вопрос: «Нужно ли 32 Гб оперативной памяти в 2021-м?». Нужно понимать, одним пользователям этого объёма будет даже мало (система начнёт свопить), а другим — лишняя и бесполезная растрата денег.

Задайте себе вопрос: «Для чего я буду использовать компьютер или смартфон?» Это нужно, чтобы сделать выбор по потребности.

Есть видеоролик блогера Лайнуса Себатстиана (Linus Sebastian), в котором показаны результаты теста с вкладками браузера Google Chrome на разных конфигурациях оперативной памяти. Получилась таблица с наглядной демонстрацией, как вы можете сёрфить в интернете в зависимости от объёма ОЗУ.

В таблице сравнивается разный объём оперативной памяти на на компьютере со свежеустановленной Windows 10. Условия одинаковы для всех конфигураций.

Pagefile — начало «свопа» (перемещения данных из ОЗУ на HDD/SSD); Unusable — момент сбоев (ошибки, вылеты, зависания); «4k YT» — это число вкладок с видео YouTube в формате 4K; «Tabs» — число вкладок с простыми сайтами вроде Amazon, Twitter, LinkedIn и других.

Образно говоря, с 4 Гб ОЗУ в браузере единовременно стабильно держатся одна вкладка YouTube с видеороликом в 4K-разрешении и ещё 6-7 сайтов. При попытке открыть что-то ещё оперативная память забивается на 100%, активируется файл подкачки на системном файловом хранилище.

С файлом подкачки работа сильно замедлится. До начала явных сбоев за счёт «свопа» можно открыть уже 3 видеоролика YouTube в 4K-разрешении и 125 вкладок с сайтами, затем браузер начнёт сбоить. Сперва выдаст ошибку «Что-то пошло не так», а затем вылетать. Продолжать работу без перезагрузки станет невыносимо.

4 Гб ОЗУ в 2021-м году — это необходимый минимум

Четырёхгигабайтную конфигурацию мы рекомендуем выбирать в качестве отправной точки на компьютерах и на мобильных устройствах.

Её достаточно для выполнения простых задач в Windows 10, Linux, Android и iOS. Минимум, при котором обеспечивается относительно комфортный интернет-сёрфинг, работают офисные приложения, функционируют клиенты облачных сервисов и так далее.

Например, с 2 Гб ОЗУ в 2021-м году работа в какой-то момент превратится в мучение на любых устройствах.

Кроме того, у смартфонов и планшетов оперативная память играет особую роль временного хранения данных, так как этот метод энергонезависимый в отличие от NAND-памяти. А значит при увеличении объёма ОЗУ и выполнении массивных приложений аккумулятор будет условно медленнее разряжаться. Конечно, вы должны понимать, что на практике факторов энергосбережения гораздо больше, но подсистема памяти — один из них.

Не стоит ожидать, что в системе с 4 Гб ОЗУ будут работать любые ресурсоёмкие приложения. Например, графические редакторы, студии видеомонтажа, трёхмерные игры с большими локациями и другие подобные программы создадут нагрузку на HDD или SSD, а также флеш-память (если речь о гаджетах) и в какой-то момент начнут сбоить или регулярно «вылетать».

Мы с вами нашли тот минимальный размер оперативной памяти, которого будет достаточно для базовых задач в 2021-м году. Предлагаем поэтапно взглянуть на все остальные варианты выбора объёма ОЗУ в компьютерах, ноутбуках, планшетах и смартфонах.

8 Гб оперативной памяти в 2021-м — это лёгкие редакторы и простые игры

Если вы задумывались, сколько оперативной памяти нужно для ноутбука в 2021-м году, то встроенная планка на 8 Гб будет оптимальным выбором. Обычно на материнской плате производитель предусматривает свободный слот для установки дополнительного модуля в будущем. Сперва вы работаете со штатным объёмом, а затем при необходимости расширяете его до 16 Гб.

Вы можете создавать виртуальные машины или выполнять задачи кодирования на устройстве с 8 Гб ОЗУ.

В настольных компьютерах 8 гигабайт оперативной памяти потребуются при оборудовании рабочих станций в офисах, на производстве или в качестве домашней системы с поддержкой простых незатейливых игр. Лёгкое редактирование или базовая обработка изображений, простой монтаж видео, ПО облачных сервисов, онлайн-приложения работают без сбоев и проблем.

В профессиональном производстве контента или для мощных компьютерных игр выбирайте больший объём.

В мобильных устройствах на 6-8 Гб ОЗУ останавливаются сейчас большинство производителей. Именно столько оперативной памяти нужно для смартфона в 2021-м году или планшета, чтобы выполнять все задачи, поставленные перед Android- и iOS-приложениями. Уже есть варианты и с 16 Гб, но стоимость таких решений пока ещё неоправданно высока.

16 Гб оперативной памяти в 2021-м — многозадачность и современные игры

Виртуальные машины, рендеринг, кодирование и другие ресурсоёмкие процессы выполняются в системах с 16 Гб ОЗУ плавно. Устанавливайте такой объём памяти в компьютеры, от которых требуется максимальная многозадачность, где применяются системы видеомонтажа, редактирования и производства контента, обработки данных.

На игровых компьютерах 16 Гб ОЗУ в 2021 — стандарт современных 3D-приложений с большими сценами и «тяжёлыми» ресурсами.

Не будет избыточным такой объём в рабочих системах, где запускается Adobe Photoshop или Premiere Pro, в реальном времени редактируются аудиозаписи lossless-качества или видеоклипы в разрешении до 4K, исполняются клиентские приложения крупных облачных сервисов. Офисный компьютер минимум с 16 Гб оперативной памяти в 2021-м следует выбирать для сотрудников-ремесленников, когда от их работы зависит результат всего коллектива. Порой их потребности выходят далеко за эти рамки.

Кому нужны 32 Гб оперативной памяти в 2021-м?

Если ваш сотрудник сталкивается с необходимостью выполнять рендеринг длинного видео в 4K, либо организовывать хостинг сервера, запускать несколько виртуальных машин и применять другие профессиональные задачи, то без увеличения объёма памяти на данной рабочей станции не обойтись. 32 Гб ОЗУ обеспечат его работе плавность и бесперебойность многозадачных процессов.

На игровых компьютерах 32 Гб ОЗУ в 2021 — это возможность запускать сложные 3D-приложения, разбирать их на модули, создавать свои или использовать чужие «моды» (модификации).

Для студентов и учащихся, либо для неопытных сотрудников дополнительный объём оперативной памяти позволяет совершать ошибки и необдуманные действия без перегрузки операционной системы, и достигать при этом сколь-нибудь значительного результата. Хорошая инвестиция «на вырост».

Другими словами, в 2021-м году ОЗУ объёмом 32 Гб востребована:

  • в играх с «тяжёлым» контентом и для энтузиастов модостроения,
  • в работе — для сложных профессиональных целей,
  • в обучении, так как помогает избежать ошибок и перегрузок на ПК.

Кому нужны 64 Гб и 128 Гб оперативной памяти в 2021-м?

Многие руководители ошибочно полагают, что для САПР и другого профессионального ПО большего объёма оперативной памяти, чем 32 Гб, не нужно. Если взять отдельный игровой компьютер с двумя планками по 16 Гб в двухканальном режиме, то с учётом затраченных денег на запас ресурсов для пиковых нагрузок, выбор весьма оправдан.

Когда руководителю нужно обеспечить десяток таких рабочих станций в офисе с более, чем 32 Гб ОЗУ, то нужен инвестиционный подход с пониманием окупаемости таких затрат.

Объёмы оперативной памяти 64 Гб и даже 128 Гб в 2021-м году актуальны для оснащения профессиональных компьютеров. Обычно они рассчитаны на формирование прибыли, образовательные или научные достижения.

Размер оперативной памяти 64 Гб и 128 Гб показывает наилучшую эффективность:

  • в системах проектирования,
  • исследовательских задачах,
  • обработке видео с целью поиска или анализа данных/пикселей,
  • 3D-рендеринге
  • и взаимодействии с глубоким машинным обучением и искусственным интеллектом на базовом (пользовательском) уровне.

Рядовые пользовательские программы на клиентском оборудовании (редакторы, браузеры, проигрыватели) и видеоигры (даже самые требовательные) оптимизированы под массовые конфигурации компьютеров. Посмотреть всегда актуальную статистику, на которую ориентируются геймдизайнеры, можно в Steam. Сейчас там преобладает конфигурация игрового ПК с 16 Гб ОЗУ.

4 Гб ОЗУ — минимум как для компьютеров, так и для мобильных устройств (планшетов и смартфонов). Вы сможете работать с интернет-сервисами и выполнять базовые задачи в приложениях на Windows 10, Linux, в Android и iOS с таким объёмом памяти.

8 ГБ ОЗУ — оптимальный и компромиссный вариант по цене/производительности для ноутбуков, домашних компьютеров, офисных рабочих станций. В данный момент это максимальный объём оперативной памяти для массовых мобильных устройств, если не считать единичных предложений смартфонов флагманского уровня с 12 Гб или даже 16 Гб ОЗУ.

16 ГБ ОЗУ — выбор большинства опытных пользователей компьютеров. Тот максимум, который вам понадобится в 2021-м и 2022-м годах. По актуальным данным Steam, у 45% игроков именно столько оперативной памяти на ПК.

32 Гб ОЗУ — выбор тех, кто намерен оставить достаточно пространства для углублённого взаимодействия с цифровыми технологиями или виртуальными машинами. Мы рекомендуем предусмотреть увеличение объёма оперативной памяти (оставить слоты), если ваши задачи способны нагрузить 32 Гб на 100% («засвопиться»).

64 Гб и даже 128 Гб ОЗУ — наименее востребованный объём в 2021-м, но в узких нишевых задачах хватает впритык. Вы определённо точно должны понимать, как окупить затраты на такой значительный запас ресурсов памяти.

При организации рабочих мест в офисе следует исходить из потребностей специализации и навыков каждого сотрудника:

  • профессионалу с редакторами понадобится дополнительная производительность памяти,
  • оператору по продажам достаточно и недорогого ноутбука с интернет-клиентом и веб-камерой.
Компания ZEL-Услуги

В первом Android-смартфоне было всего 192 МБ оперативной памяти, а в iPhone — 128 МБ. Прошло немногим более десяти лет, и сегодня у многих наших телефонов оперативки больше, чем в компьютерах. Производители с каждым годом все активнее соревнуются, у кого объемнее и быстрее. Насколько оправданна гонка за гигабайтами? Сегодня поговорим обо всем, что касается памяти вашего смартфона.

Мне нужно 12 ГБ! Или нет?

Каждый новый флагман щеголяет все более фантастическими показателями объема оперативной памяти. 8 ГБ? Конечно! 12 ГБ? Есть и такое! Многие действительно начинают считать, что им всенепременно необходим смартфон с как можно бо́льшим объемом ОЗУ. Вот только не каждый задается вопросом «Зачем?».


Оперативная память в смартфоне выполняет ту же роль, что и в компьютере. Как правило, это очень быстрая память, в которой хранятся все данные, используемые системой в данный момент. Запустили игру? Она сначала загрузится с более медленного накопителя в оперативную память, после чего вы сможете играть. Так и с любым приложением: как только вы тапаете по какой-нибудь иконке, программа загружается с накопителя в оперативку, после чего становится доступной вам.

Большой объем оперативной памяти хорошо сказывается на многозадачности. Многозадачность — это способность смартфона в любой момент вернуться к ранее открывавшемуся приложению без необходимости его загрузки с накопителя в оперативную память. Если очередное приложение не помещается в ОЗУ, то память освобождает для него место, выгружая из себя наиболее давно открывавшуюся программу.


То есть чем больше оперативной памяти, тем больше в ней хранится ранее открытых программ, к которым вы можете вернуться в любой момент. Получается, чем больше оперативной памяти, тем лучше? Так-то оно так, но не совсем. Это как торт: вкусно и один кусочек, и целиком, но умять торт целиком за один присест мало кто способен. Так и с оперативной памятью — пользователи просто не смогут ее заполнить.

Показательное исследование провел ресурс Android Authority. Специалисты замерили, сколько оперативной памяти уходит на обслуживание того или иного приложения, а также изучили типичный сценарий использования смартфона юзером. Большинство наиболее часто используемых программ и игр задействуют до 400 МБ, лишь самые «тяжелые» съедают гигабайт. При этом как много пользователей нуждаются в мгновенном переключении между PUBG и, например, Asphalt 9? Да почти никто!


В среднем пользователю достаточно 3 ГБ оперативной памяти, пусть 4 ГБ (с учетом прожорливости самой системы Android). Для флагманского смартфона неплохо иметь 6 ГБ ОЗУ — этого хватит, чтобы держать наготове десяток приложений, включая браузер с несколькими вкладками, крутую игру и Instagram. К слову, пользователь редко запускает больше девяти приложений в день.

Таким образом, 6 ГБ оперативной памяти — оптимальный объем для любой модели Android-смартфона. Наверное, кому-то может пригодиться наличие 8 ГБ — отчаянные геймеры и активные юзеры полудюжины соцсетей оценят. Что касается смартфонов с 10 и 12 ГБ памяти, то вы просто-напросто не сможете задействовать все «лишние» маркетинговые гигабайты. Зато они будут исправно потреблять энергию и сказываться на времени автономной работы вашего телефона.

Промежуточный итог. 4 ГБ оперативки будет достаточно для большинства пользователей, 6—8 ГБ могут пригодиться особенно требовательным ребятам, 10—12 ГБ — переплата за воздух и лишнее потребление энергии. С iPhone, к слову, все работает немного не так. Из-за другой организации работы с памятью даже для самых топовых iOS-девайсов хватает 4 ГБ ОЗУ. Нет, это не недостаток iOS, а скорее наоборот — преимущество перед прожорливостью Android.


На что влияет объем и частота оперативной памяти, какая конфигурация выгоднее для игр, для приложений и одновременной работы и того и другого – самый распространенный вопрос пользователей. Сколько же памяти нужно для различных задач. Чаще всего мы прибегаем к покупке стандартного набора из пары модулей DIMM частотой от 2666 МГц и выше. Устанавливают их в свой ПК и в 2-3 случаях из 10 немного их разгоняют до 3200-3800 МГц. Энтузиасты сразу выбирают комплекты с частотами более 4000 МГц. Для платформы AM4 разумный предел разгона находится в диапазоне между 3600-4000 МГц. LGA1151 разгоняется проще и лучше, позволяя достичь частоты памяти свыше 4000 МГц.

Для нашего теста мы будем использовать 2 диаметрально противоположных по свойствам комплекта памяти HyperX.

HyperX Predator DDR4 HX430C15PB3K4/64


Комплект состоит из 4 модулей по 16 ГБ каждый. В сумме 64 ГБ памяти на частоте 3000 МГц с таймингами 15-17-17, и напряжении 1.35В. Набор весьма привлекательный по цене. Купить его можно за 22-23 тысячи рублей. Частота не высокая и легко достижимая для любой платформы и процессора. В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:

HyperX Predator DDR4 HX446C19PB3K2/16


Комплект состоит из 2 модулей по 8 ГБ каждый. В сумме 16 ГБ памяти на частоте 4600 МГц с таймингами 19-26-26, и напряжении 1.5В. Для работы такого комплекта на заявленной частоте вам понадобится хорошая материнская плата, процессор Intel и удача. Дело в том, что память спокойно разгоняется до 4 ГГц без видимых осложнений с подбором правильных напряжений. Дальнейший разгон будет сдерживаться возможностями BIOS, разводки DIMM, способностями контроллера памяти в процессоре! Не все процессоры могут держать частоту памяти выше 4…4,2ГГц даже с поднятием напряжений Vccio и Vsa. Цены начинаются от 31-32 тысяч рублей.

В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:



Впрочем, именно этот комплект памяти был ограничен способностями платы ASUS Hero XI, и финальной частотой стало число 4300 МГц с заводскими таймингами. На платформе Z390/B550/X570 частоту в 4,6 ГГц можно достичь без особых затруднений.


Используя подготовленные производителем для разгона материнские платы, например, серия ASUS Apex или модифицированная Gene, данный комплект не только достигает заявленных характеристик, но и может выдавать 4600 МГц на гораздо более агрессивных таймингах.

Тестовый стенд


  • Материнская плата: ASUS ROG Maximus XI Hero (Intel Z390, LGA 1151 v2);
  • Процессор: Intel Core i9-9900К (Фиксированная частота 4500 МГц, HT вкл.);
  • Система охлаждения: система водяного охлаждения:

  • Операционная система: Microsoft Windows 10 x64 (2004);
  • Драйверы видеокарты, чипсета: последние на момент тестирования.

Объем используемой памяти в играх


Для проверки возьмем несколько популярных и свежих игр и понаблюдаем, сколько же памяти они используют?


Как видите, за редким исключением все помещаются в стандартные 16 ГБ и беспокоиться о недостатке памяти не нужно. Возможно, что-то поменяется, если мы попробуем провести аналогичный эксперимент, но в системе с 16 ГБ памяти, а не 64 ГБ? И снова мы увидим похожие цифры. А ответ в таких случаях кроется в разработчиках, прекрасно понимающих «среднюю конфигурацию» игроков. Но учтите, что тест проводился в идеально «чистых» условиях, без лишних приложений. В реальной жизни пользователи привыкли все ярлыки держать на рабочем столе, а число запущенных приложений редко бывает меньше 5-10. Плюс открытые вкладки в браузере и вот уже 16 Гб быстро исчерпались. Поэтому пока 16 Гб бывает достаточно, но запас свободной памяти с каждым годом будет уменьшаться. Покупая новую систему, стоит уже смотреть в сторону 32 Гб — скоро это «станет нормой» (с). Значит ли это, что памяти никоим образом не влияет на игровую производительность?

Игры, разрешения и частота памяти


Для понимания происходящего обратимся к сухим фактам. Более половины игроков все еще используют FullHD разрешение мониторов. Большая часть сидит на 4-ядерных процессорах. Усредненный объем оперативной памяти находится в промежутке между 8 и 16 ГБ. Если вы хотите ощутить влияние памяти на количество кадров в играх, то придется постараться.

Есть прямая зависимость: производительность процессора/видеокарты от разрешения/качества в игре. Ограничимся самым популярным FullHD, в нем влияние видеокарты и процессора распределяется в равной степени. Чем мощнее видеокарту вы используете, тем сильнее проявляется зависимость от связки процессор/память.


  • Фиксированный процессор, меняем видеокарту – синяя линия;
  • Фиксированная видеокарта, разгоняем память, меняем процессор – темно-зеленая линия;
  • Фиксированная видеокарта, меняем процессор – зеленая линия;
  • Фиксированный процессор, разгоняем память – черная линия.

Сколько кадров мы получим с высокочастотной памятью?

Нужно сразу пояснить, что максимальный и средний фремрейт из-за повышения частоты памяти меняются линейно и медленно. Наилучшая динамика наблюдается в регистре минимальных кадров в секунду. Там, при переходе со стандартных 2133-2400 МГц с распущенными таймингами на частоты 3600-4200 МГц и агрессивными таймингами повышается 1% мин. FPS. 1% мин. FPS – это один процент минимальных кадров и считается их среднее число. А насколько сильно он подрастает, зависит от игры. В более требовательных к графике играх ожидайте прибавки до 2-4%, в старых – до 15%. Естественно, максимальная польза от высокочастотной, настроенной памяти (тайминги первичные и вторичные) будет видна в низких разрешениях (FullHD) и с наиболее производительными процессорами и видеокартами.

Покупать ли дорогую память в ПК средней мощности?


Отбросим конфигурации с 6-12 ядерными процессорами, видеокартами Nvidia 20х0/Super, Radeon 5700/X и рассмотрим массовый сегмент игроков. Отбрасываем мы их потому, что большой объем видеопамяти видеокарт редко расходуется полностью. Поэтому в играх на топовых сборках ПК редко проявляется нехватка памяти. С другой стороны, именно для игр полезно устанавливать высокочастотную память, чтобы добавить совсем нелишние FPS. К массовому сегменту принято относить конфигурации с 4-ядерными процессорами и видеокартами уровня 1660 Super-GTX 2060 или Radeon 5600 (XT). Для них востребованным остается используемое разрешение FullHD. Переход от 2133-2400 МГц памяти на 3600-4200 МГц всегда сопровождается увеличением производительности в играх. Но она не столь выражена, как на более мощных конфигурациях. И снова мы возвращаемся к выбору игр для примера. Microsoft Flight Simulator (2020), Battlefield 1 (V) практически никак не отреагировали на память, в более «легкие» в плане графики отозвались 2-14% ростом минимального и среднего значения FPS. Не стоит забывать о принципах работы видеобуфера при нехватке Vmem. ОС создаст файл подкачки и выделит «виртуальное пространство» на HDD…со скоростью работы HDD. Рассматривать этот объем как полноценная замена памяти не стоит, ведь скорость обмена данными с ним очень низкая в сравнении с полноценной оперативной памятью. В результате для массовых конфигураций не стоит устанавливать DIMM совокупной емкостью менее 16 Гб, сейчас! А если вы параллельно с играми любите оставлять открытыми другие приложения, в том числе работающие в фоновом режиме и загружающие комплектующие, то пора смотреть в сторону 32 Гб.

Программы и память – все неоднозначно!

Лучшее применение большого объема памяти – это сервера. БД, бухгалтерские сервисы и т.п. потребляют уйму памяти, но на рынке присутствует масса комплектов для простых пользователей ПК. Минимальный объем актуальный на данный момент – 8 ГБ. Акцент постепенно сместился в сторону 16 ГБ и сейчас рекомендовать меньше просто опасно. Но что же с программами, неужели они, как и игры легко укладываются в типичные 16 ГБ?

Браузеры и интернет – растут быстрее всех! Всем нам известна вечная проблема раздувания в объемах интернет страниц с кучей рекламы и интерактивностью. Даже десяток окон в Google Chrome легко затормозит среднюю офисную машинку до состояния Spectrum’а. Не будем жаловаться на тенденции развития интернета и сайтов, а оценим, сколько влезет страниц в 16 ГБ систему…


Первая сотня страниц уместилась в 8 Гб и последующие 200 никак не превысили 12 ГБ включая работающие сервисы Windows 10. По мере закрывания страниц высвобождалась и память. Переключение между закладками происходило плавно и быстро. Так что 16 ГБ памяти хватает с избытком.


Соответственно в конфигурации с 64 Гб памяти ровно такое же поведение системы – быстрый отклик и гигабайты пустого пространства в памяти.


В популярном редакторе видео наличие 16 ГБ памяти сначала устраивает, но позже при работе операционная система начинает создавать файл подкачки и отзывчивость программы снижается: дольше применяются изменение в предпросмотре, интерфейс становится задумчивым. А представьте себе, что файл подкачки лежит не на быстром SSD, а на стандартном магнитном HDD! Постоянные подтормаживания растягиваются на неопределенное время!


В системе с 64 Гб памяти всегда остается запас, но Windows продолжает генерировать файл подкачки. Впрочем, сам Premiere чувствует себя прекрасно, как и его пользователь. А что на выходе? Работать комфортнее с 64 Гб памяти, но при рендере видео система с быстрой памятью и объемом в 16 ГБ сделала это быстрее на несколько минут. Вместо 1:05 мин мы получили готовое видео через 57 минут.

Проведем тест на выживаемость в Photoshop, открыв максимальное количество фотографий NEF, каждая размером 72-76 Мб, полученная с фотоаппарата Nikon D800. Сам по себе тест абсурден, т.к. не отражает реальную необходимость пользователей, но интересен своим результатом.


За 4 минуты 40 секунд открылось 150 фотографий и Photoshop их обработал. Нет ни зависаний, ни ошибок. А теперь по аналогии переходим к 16 Гб системе…


Через 4 минуты и 12 секунд программа автоматически закрылась, так как произошло следующее: как только израсходовалась пустая память в дело вступила система подкачки. Свап-файл постепенно рос, потом Windows попыталась сжать его и в результате закрылся Photoshop на 70 фотографии.


Компьютер — многозадачная система, если рассматривать каждый типичный процесс по отдельности, конечно, будет задействовано мало памяти. Попробуем открыть несколько фотографий, посмотреть и скачать архив с камер видеонаблюдения, а пока эти процессы происходят на заднем фоне, поработаем с нашими видео с телефона… Видно, что 16 Гб для этих задач УЖЕ не годятся. Какой бы частотой память не обладала, операционная система запихивает в 2 раза больше в свап-файл, который существенно тормозить отклик системы.


Спустя несколько минут сокращаем объем задач и запускаем игру. Фактически, все программы остаются в фоне и «архивируются» в свап-файл, не производя никаких вычислений внутри них. В играх все будет отлично с числом кадров. Стоит нам задействовать автоматический скрипт для пакетной обработки фото параллельно с игрой, и время выполнения задачи увеличивается в разы! 15 фото + игра на 16 Гб – 140-145 секунд. 15 фото + игра на 64 Гб – 90 секунд. А с ростом объема работ на заднем плане разница только будет увеличиваться.



В программах тестирования памяти разница между 3 ГГц и 4 ГГц не столь существенна и укладывается в несколько процентов. Тоже самое происходит и в 3DMark в тесте Time Spy (тест процессора, как наиболее зависимый результат от памяти).



Выводы


Что же важнее, объем или частота? Для игр – частота, при условии установленных не менее 16 Гб памяти в систему. А также не менее важно настроить у памяти и первичные и вторичные тайминги. В прикладных программах, а не синтетических бенчмарках, высокая частота памяти тоже оказывает свое влияние на результат. Сокращается время рендеринга, архивации и т.п., в любом программном обеспечении, где проявляется высокая зависимость от пропускной способности памяти. А для чего тогда нужен объем? Прежде всего, для комфортной работы с большими задачами. Это касается дизайнеров, монтажеров, редакторов. Особенно комфортно себя чувствуешь при работе с 4К видеоконтентом. Система практически не создает свап-файл для подкачки и редактор молниеносно отзывается на применение эффектов и фильтров. Наш тест с открытием более 100 NEF файлов средствами Photoshop скорее искусственный. Никто в здравом уме не будет открывать такое количество файлов в редакторе, но если возникнет необходимость, то 64 ГБ позволят это сделать. Поэтому, осмысленный подход к требуемому объему оперативной памяти – залог успеха.

Нетребовательные пользователи с минимальным числом вкладок, простые документы, просмотр фото/видео без редактуры – пока достаточно 8 Гб любой памяти на любой частоте.

Когда-то, в 90-ые, я был школьником, который мечтал о мощном ПК на базе процессора Intel 386. Но позволить я его себе тогда не мог. Время шло, я получил образование и начал работать, а желание иметь максимально производительную вычислительную технику оставалось. Поэтому в последние 20 лет я старался по мере своих возможностей оставаться на пике технологического процесса и старался менять комплектующие в своих ПК.

Для информации, ниже список процессоров в моих домашних компьютерах, начиная с 1998 года:
1998 - AMD Am486DX4-120
1999 - Cyrix MII-300
2001 - Intel Celeron 633
2003 - AMD Athlon 2500+
2007 - AMD Athlon 64 X2 5600+
2009 - Intel Core 2 Quad Q9550
2010 - Intel Core i7-920
2012 - Intel Core i7-3770k
2014 - Intel Core i7-4790k
2019 - AMD Ryzen 5 3600
2021 - AMD Ryzen 5 5600Х

Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Параллельно я также увеличивал и объем оперативной памяти в своих компьютерах: с 8 МБ в 1998 году до 32 ГБ в 2012 году.

В прошлом году я заменил свой, проработавший почти год, комплект оперативной памяти Kingston HyperX 2х16ГБ 3333 МГц на новый комплект PATRIOT Viper 4 Blackout PVB464G360C8K DDR4 - 2x32ГБ 3600 МГц, но недавно мне захотелось довести объём ОЗУ в компьютере до 128 ГБ. Поэтому пару дней назад я заказал аналогичный комплект. Следует отметить, что если в прошлом июле указанный комплект я купил за 22 977 рублей, то в этом году он обошёлся мне уже в 29 990 рублей (благо часть из них я оплатил бонусами). Вероятно, на текущей цене сказалось падение курса рубля и общая нехватка мощностей у производителей полупроводниковой продукции.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

Переходим к обзору и тестированию комплекта оперативной памяти PATRIOT Viper 4 Blackout PVB464G360C8K DDR4 - 2x32ГБ 3600 МГц.

Упакован комплект в небольшую коробку:



В коробке находится наклейка и два модуля памяти по 32 ГБ в пластиковом блистере:

реклама


Штатная частота 3600 МГц и штатное напряжение питания модулей 1,35 В указаны на наклейках на радиаторах модулей:


Тестирование проводил на ПК следующей конфигурации:
Процессор AMD Ryzen 5 5600X
Процессорный кулер Noctua NH-D14
Материнская плата MSI X570A-PRO
Видеокарта MSI NVIDIA RTX 3090 SUPRIM X
SSD SAMSUNG 960 PRO 1 TB + SAMSUNG 960 PRO 512 GB + SAMSUNG 870 EVO 1 TB х 2
HDD Hitachi 3 TB + Hitachi 4 TB + WD 8 TB + WD 6TB x 3
PCI-E Controller ORIENT M9215S 4xSATA ports (base on Marvell 88SE9215)
Блок питания Seasonic TX-850
Корпус Corsair Vengeance C70 White

реклама

Для установки модулей памяти в ПК мне пришлось снять процессорный кулер, иначе к ближайшему к процессору разъему для установки памяти было не добраться.


Радиаторы на модулях памяти не мешают установке кулера Noctua NH-D14 и не контактируют с его поверхностями после установки.


Модули памяти после установки нормально определились в BIOS.


Windows 10 штатно загрузилась и увидела все 128 ГБ ОЗУ.


Ниже значения параметров XMP двух модулей, которые были куплены в 2020 году.



В комплекте, купленном вчера, появились дополнительные данные: дата выпуска модулей (17 неделя 21 года) и серийные номера. Также в новых модулях с 72 до 68 уменьшены значения таймингов tRC для режима XMP-3602. Ну и вместо чипов от SK Hynix используются чипы от Micron, что для меня стало неожиданным не очень приятным открытием.




Тесты скорости памяти при установленных четырёх модулях памяти:






Далее я установил программу для создания RAM-диска PassMark OSFMount и создал диск в ОЗУ объемом 110 ГБ. Процесс создания RAM-диска очень прост и может быть выполнен меньше, чем за 30 секунд:






После создания RAM-диска я провёл небольшой тест скорости скорости работы RAM-диска и сравнил её со скоростью работы SSD NVME Samsung 960 Pro 512 ГБ. Ниже на скриншоте слева результаты SSD NVME Samsung 960 Pro 512 ГБ, справа - результаты RAM-диска.



В ближайшие дни проверю работу всей системы на стабильность, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Думаю, что следующий этап увеличения объема ОЗУ в моём ПК случится не ранее, чем через 3 года. Прогнозирую, что в 2022 году появятся новые процессоры с поддержкой DDR5, а в 2024 году цены на новые комплектующие упадут до разумных уровней, и тогда можно будет обновить платформу целиком.

Читайте также: