4 ядерный процессор какие игры потянет

Обновлено: 07.07.2024

Муки апгрейда: сколько ядер нужно играм, есть ли смысл переплачивать?

Оптимальный выбор

6-ти ядерный современный процессор — оптимальный вариант до 2024 года для комфортной игры с высокими настройками* на 16:9 монитора и даже в 4К разрешении (если позволит видеокарта и монитор), и достаточно для VR (требование игры Half-Life: Alyx).

Сравнительные тесты и обзоры 8 - 16 ядерных процессоров показывают, что играм 2019 года с избытком хватает 8 ядер. И горячие 8 ядерные процессоры, выигрывают у 12 и 16 ядер, т.к. игры просто не используют эти ядра и им важна мощность самого ядра, а не их кол-во.

Считаем кол-во ядер

4 ядра — базовое требование большинства игр выпущенных до 2020 года;

+2 ядра — для игр с 2020 г. на API Directx 12 или Vulkan. А также для VR, 1440p и 4К-монитора (2060р при 16:9);
+2 ядра — для стриминга +1 монитор;
+2 ядра — если широкоформатный монитор 21:9 (на экране больше объектов);
+4 ядра — если игра на 3 мониторах по 16:9 или супер широкоформат 32:9;

Речь идёт о современных процессорах, выпускаемых с 2018 года, таких как: AMD Ryzen 5/7/9 – 2XXX / 3XXX и Intel i5/i7/i9 – 9ХХХ / 10ХХХ.
6-ти ядерный процессор 2016 года, будет равен производительности 4 ядерному процессору из 2019 года. Поэтому не стоит рассчитывать на старые процессоры.

Б) Для игр с монитором 21:9
4 + 2 + 2 = 8 ядер

В) Монитор 21:9 + стриминг
4 + 2 + 2 = 10 ядер

6 ядер

Отличный выбор для современных и будущих игр на «стандартных» 16:9 мониторах.

Если планируется выжимать больше 100 FPS на игровых мониторов 144гц то стоит выбрать 6 ядерный процессор с более высокой частотой:
Intel Core i5 – 9600KF или Intel Core i5-9600K

Ноутбук: на конец 2019 года единственным доступным современным 6-ти ядерным процессором для ноутбуков является Intel Core i7 9750H, например ноутбук MSI GS65 Stealth 9SF

Кому 8 ядерный?

А) Cтримить игры и работа со вторым монитором
Б) Широкоформатный экран 21:9. Дело не в разрешении экрана, а в том, что игрок видит на 30% больше объектов и процессору нужны дополнительные ресурсы для расчета дополнительных объектов для видеокарты.

А 10-12 ядерный?

А) Игра на сверхшироком мониторе 31:9 или на 3 мониторах;
Б) Стриминг на 1440p разрешении;

Intel Core i9-10900 - 10 ядер, но высокая частота позволит играть >100FPS на высокой графике (процессор ожидается во 2 квартале 2020 года)

16 и более?

На конец 2019 г. нет таких игр, которые могли бы задействовать столько ядер. И в ближайшие годы не предвидится.
Возможно в 2025 году такие игры и появится, но процессоры, память и видеокарты выпускаемые сегодня устареют для таких игр.

Можно ознакомиться с тестами и обзорами 16 ядерного AMD Ryzen 3950X. Из которых видно, что разрыв между 8, 12 и даже 16 ядрами в играх незначительная (на начало 2020 года) и картина врядли изменится в ближайшей перспективе. Разботчики игр в первую очередь будут подстравиваться под консоли, а новое поколение консолей 2020 года будет строится на 8 ядерных AMD.

Есть ли смысл брать ядра на запас?

Нет - так показал опыт с момента появления первых 4 и 6 ядерных процессоров.

Кроме количества ядер есть наиболее важные показатели: объем и скорость кеш-памяти, инструкции, алгоритмы «предсказаний», тип и скорость оперативной памяти, тип и кол-во полос на PCIE, тактовая частота. Поэтому 10 - 12 ядерный процессор из 2020 года будет проигрывать 8 ядерному процессору из 2025 года.

Но удачно выбранный современный процессор способен «пережить» одну замену видеокарты. Купив современный процессор и видеокарту 2019-2020 года, можно провести модернизацию в 2023 году, поменяв видеокарту и увеличить объем оперативной памяти. И только в 2025 поменять процессор с мат.платой и памятью.

«Топовые» видеокарты каждые 3 года обновляют требования к процессорам и памяти, поэтому лучший процессор 2020 года не сможет на 100% загрузить «топовую» видеокарту 2025 года.

«Лишние ядра» имеет смысл брать:
А) В ближайший год планируется смена 16:9 монитора на 21:9 или играть в три монитора;
Б) Дополнительные ядра реально пригодятся в софте для работы;

Нужны ли потоки играм?

В играх от них толку нету или прибавка на уровне погрешности. Игра сильно нагружает ядро и второй виртуальный поток этого ядра обычно замораживается.

Потоки полезны для работы, тем у кого одновременно запущено более 5 разных программ и все они активны (открыты на экране) и/или работают в фоне.

Мнения и гипотезы:
Бытует мнение, что для игр с API Directx 12 все же потоки дают прибавку до 3% производительности. Одни тесты это доказывают, другие опровергают. Все же это связано в первую очередь с оптимизацией игры и приложениями которые открыты вместе с игрой или работают на соседнем мониторе.

На старых играх с API Directx 11/10/9 виртуальные потоки не влияют на производительность или даже тормозят. И тому есть гипотеза: большинство топ игр изначально готовились для приставок XBOX и PS, где установлены процессоры AMD без виртуальных потоков, а значит игры заточены под физические ядра и после переноса на PC игровой движок ошибочно воспринимает потоки, думая, что это физические ядра.

Почему не подходят старые 6 и 8 ядерные процессоры?

Старые процессоры, выпущенные до 2017 года завершают свой жизненный цикл (особенно на DDR3 памяти). Каждые два года игры и софт становится более требовательным к таким показателям процессора:
- объем и скорость кэш-памяти;
- набор инструкций и алгоритмов в процессоре (ускоряют сложные расчёты);
- скорость и объем оперативной памяти;

Проще говоря ядра старых процессоров не достаточно быстры как у новых и они банально не смогут успевать прорабатывать игровые сцены и расчеты для современных видеокарт.

Такая же ситуация обстоит и со старыми Intel Xeon процессорами с алиэкспресс. Ядер много, электричества ест много, а толку в современных играх все меньше и меньше.

AMD или Intel?

Каждый бренд имеет свои незначительно плюсы и минусы. Выбор зависит от фанатизма, опыта и разочарований в прошлом и кошелька.

Аргументы в пользу AMD:
- AMD инноватор: первый массовый 64 битный процессор, первые многоядерные процессоры (и «народные»). Благодаря этим инновациям, AMD толкает зазевавшийся Intel развиваться и заставляет ощутимо снижать цены;
- Процессоры и видеоускорители этого бренда используются в игровых приставках XBOX и PS;
- Системы на базе AMD немного дешевле при одинаковой производительности (средней) с конкурентом;

На начало 2020 года, AMD лучше подходит для сборки системного блока с будущей поэтапной модернизацией, например если хотите сейчас собрать дешевую систему под 16:9 монитор, но потом перейти на 21:9 монитор.
Можно взять AMD Ryzen 2600X с материнской платой X470 или B450 (платы Х570* не совместимы с AMD 1ХХХ/2ХХХ), через год-два вместе с монитором 21:9 и возможно видеокартой взять подешевевший AMD Ryzen 7 3700X, но на +20% более производительный чем 2600Х. Или даже 12 ядерный AMD Ryzen 9 3900X, который совместим с этими платами, только потребуется установить более производительное охлаждение.


На начало 2020 года на базе Intel моделей 2019 года можно собрать хорошую производительную систему, но не более 8 ядер и без потенциала дальнейшей модернизации. Лучше дождаться середины 2020 года, когда на рынок выйдет обновленная платформа, которая позволит устанавливать процессоры до 10 ядер и поддерживающая более производительную память.

Сколько ядер процессора нужно для современных игр?

8, 12, 16 — сколько ядер нужно сейчас для игрового компьютера? Какое влияние на производительность оказывают виртуальные потоки? Какая загрузка процессора в той или иной игре и есть ли еще задел на будущее? Многие задавали себе такие вопросы во время выбора процессора. Сегодня попробуем разобраться в них.

Чтобы понять все описанное ниже, стоит чуть-чуть коснуться архитектуры процессоров Zen 2.


Процессоры семейства Zen 2 состоят из чиплета с вычислительными ядрами CCD (Core Complex Die) и чиплета ввода/вывода (cIOD). ССD в свою очередь состоит из двух ССX (Core Complex), один CCX несет в себе до четырех процессорных ядер с поддержкой технологии SMT. Именно комбинация ядер в ССХ позволяет менять количество ядер в процессоре, конечно же, если речь идет о процессорах Zen 2 c числом ядер до 8.

Если в процессоре используется 12–16 ядер, в таком случае используются уже два CCD с тремя активными ядрами в каждом CCX и четырьмя активными ядрами для 16-ядерного процессора Ryzen R9 3950X.

Чтобы тестирование было максимально приближено к младшим процессорам, использоваться будут два процессора серии Zen 2:

Ryzen 9 3900X

Ryzen 7 3700X

2 CCD, 4 ССХ по 3 ядра в каждом

1 ССD, 2 ССХ по 4 ядра в каждом

Путем отключения ядер и технологии SMT в тестировании принимают участие почти все процессоры семейства Zen 2, доступные в продаже, без перекоса по объему кеша третьего уровня и работы шины Infiniti Fabric.

Чиплеты

Конфигурация CCХ

L3-кеш, Мбайт

SMT

Количество потоков

Процессор

Во время тестирования все получившиеся процессоры разогнаны в ручном режиме с фиксацией тактовой частоты для всех ядер на отметке 4200 МГц.

Тестовая конфигурация


Во всех протестированных играх установлены максимальные настройки качества графики, сглаживание отключено и выставлено разрешение 720p, чтобы минимизировать 100 % загрузку видеокарты. Для тестирования была установлена операционная система Windows 10 со всеми обновлениями.

Тестирование

PlayerUnknown’s Battlegrounds



Для комфортной игры с приемлемым количеством FPS нужно минимум 8 виртуальных потоков. С увеличением количества потоков до 12 максимальный FPS увеличивается незначительно, но вот плавность игры меняется в лучшую сторону.


Tom Clancy's The Division 2



Игра достаточно хорошо оптимизирована под многоядерные процессоры. Активация технологии SMT у 4-ядерного процессора дает прибавку производительности почти на 20 %. Связано это с тем, что загрузка процессора на протяжения всего тестового отрезка находится в пределах 90-100 %, и это без активности каких-либо фоновых программ. Дальнейшее наращивание количества потоков свыше шести уже не так сильно отражается на производительности.


Counter-Strike Global Offensive



Игра достаточно хорошо оптимизирована под многоядерные процессоры. Активация технологии SMT у 4-ядерного процессора дает прибавку производительности почти на 20 %. Связано это с тем, что загрузка процессора на протяжения всего тестового отрезка находится в пределах 90-100 %, и это без активности каких-либо фоновых программ. Дальнейшее наращивание количества потоков свыше шести уже не так сильно отражается на производительности.


Даже у 4-ядерного процессора есть задел на будущее, потому что его загрузка редко превышала 60 %.

Fortnite



Еще один достаточно популярный онлайн-шутер. Однако в данном случае игра на 4-ядерном процессоре уже не выглядит так однозначно хорошо. Наличие технологии SMT положительно влияет на производительность. Наибольший ее рост наблюдается при переходе от 4 к 6 ядрам, дальнейшее увеличение потока не оказывает практически никакого эффекта на производительность.


На протяжении всего тестового отрезка загрузка 4-ядерного процессора находится в пределах 90 %, что во время активных игровых действий может вызывать фризы и подергивания.

Grand Theft Auto V



После недавней бесплатной раздачи данная игра снова набирает популярность.
Grand Theft Auto V, как и любая игра с открытым миром, любит много ядер. 4-ядерный процессор еще справляется. Это и не удивительно, так как эта игра 2015 года. Однако его загрузка на протяжении всего тестового отрезка близка к 100 %. Увеличение количества ядер более 6 уже не так сильно скажется на производительности, как переход от 4 ядер.


Kingdom Come Deliverance



Kingdom Come: Deliverance — масштабная ролевая игра с открытым миром, которая перенесет вас в Богемию XIV. Игра не отличается хорошей оптимизацией, но даже здесь наблюдается значительный рост производительности от перехода с 4 ядер до 6, особенно по очень редким событиям, которые и отражают основную плавность геймплея.


Metro Exodus



Metro Exodus — одна из тех игр, где вкладываться лучше всего в видеокарту. Разница в производительности при переходе с четырех полноценных ядер на 24-поточный процессор во время игры практически отсутствует, единственное отличие — значительно быстрее запуск самой игры и загрузка уровней.


Если по производительности разницы практически нет, то уровень загрузки между процессорами с разным количеством ядер меняется очень значительно. Имея даже 4-ядерный процессор, можно пройти игру без какого-либо дискомфорта.

Red Dead Redemption 2



Еще одна игра, где изменение количества ядер процессора практически никак не отражается на производительности. Большую часть времени именно видеокарта будет ограничивающим фактором.


Shadow of the Tomb Raider



Данная игра отлично реагирует на рост количества ядер и потоков — чем больше ядер, тем больше производительности. Разница в производительности наблюдается не только при переходе от 4 ядер к 6, но также и при переходе к 8 ядрам и даже 12. Технология SMT проявила себя в данной игре с лучшей стороны.


Данная игра отлично реагирует на рост количества ядер и потоков — чем больше ядер, тем больше производительности. Разница в производительности наблюдается не только при переходе от 4 ядер к 6, но также и при переходе к 8 ядрам и даже 12. Технология SMT проявила себя в данной игре с лучшей стороны.

Выводы

Так называемая Эра 4-ядерных процессоров даже с технологией (SMT и HT) неминуемо подходит к концу, и покупать сейчас процессор для современных игр необходимо минимум c наличием 6 реальных ядер, а лучше 12 виртуальными потоками.

В то же время, если мы говорим про игры, переплачивать за 8/16 или даже 16/32 монстры совершенно не имеет никакого смысла, лучше вложить эти средства в более мощную видеокарту.

Как можно было видеть, загрузка даже 6-ядерного процессора с технологией SMT редко в каких игровых проектах превышала 50 %, что гарантирует некий задел на будущее. А загрузка видеокарты даже в разрешении 720p достаточно часто приближалась к отметке 100 % — именно она в повседневных условиях и будет ограничивающим фактором в производительности.

Поэтому если стоит выбор купить мощнее процессор или видеокарту, то он очевиден.
Производительность в играх ограничивается не только процессором и видеокартой, важную роль играет оптимизация. Если ее нет или она не очень хорошая, как, например, в протестированном Kingdom Come Deliverance, увы, производительность будет соответствующая, и неважно, сколько ядер у процессора или насколько мощная видеокарта.

Приветствую читатель.
Центральный процессор, наверняка все его знают, а так же все эти цифры 4/4, 2/4. Нет? Ой, простите в былые времена люди мерились ядрами в своих компьютерах, у кого больше тот и "Батя". Ничего толком и не менялось пока в массовый сегмент не пришли AMD, и не дали народу линейку Ryzen, которая даёт прикурить линейкам от Intel, так ли это?!

Давайте немного вспомним теорию по теме: как же работает процессор и видеокарта в играх. Я знаю что вы и так очень умные и всё же повторение мать учения))

Видеокарта в игре отвечает за построение вершин, определение в пространстве, растеризации ( когда треугольники становятся пикселями), затем наложение цветов (когда пиксели становятся картинкой игрового мира), рендеринг.
Процессор в игре отвечает за физику поведения NPC (персонажи которыми игрок не управляет), данные вводы игрока от периферии и передаёт эти и другие данные видеопроцессору который использует полученные данные в построении кадра.

Соответственно эти компоненты зависят друг от друга. Видеокарта не может обработать больше кадров, чем передаёт ЦП. Поэтому в играх с большим открытым миром мы натыкаемся на ограничения со стороны процессора, который не может подготовить для видеокарты больше кадров.

Обработка процессором одного кадра из игры Battlefield 1 Обработка процессором одного кадра из игры Battlefield 1

Большинство игр делается друг за другом, можно провести аналогия с конвейерной сборкой и в большинстве своём какой-то особенной оптимизации под железо от новинки ждать не стоит. Да, так же имеются проекты которые отлично себя показывают и на не самом производительном железе.

Можно с уверенностью сказать что в 2020 году сидеть на процессорах в которых по 2 ядра и 4 потока точно не стоит.

- Процессор Intel Core i5 4460 имеет 4 ядра и 4 потока и уверенно тащит с видеокартой уровня GTX 1060 на 6Gb 60FPS на высоких настройках при FullHD разрешении. Да, 4 ядра ещё могут тащить.

*Процессоры от компании Intel лучше заточены под игровые решения i5 4460 + 1060 6GB *Процессоры от компании Intel лучше заточены под игровые решения i5 4460 + 1060 6GB

Значит чем больше ядер и потоков, тем лучше? Если в Ryzen 5 1600
6 ядер и 12 потоков, то он лучше Intel Core i5 8400 на 6 ядер и 6 потоков?

Сейчас практически все бюджетные Android-смартфоны стоимостью 100 долларов или меньше оснащаются четырехъядерным процессором. Для нетребовательных приложений его производительности, конечно же, хватает, в этом сомнений нет. Но справится ли он с ресурсоемкими трехмерными играми? Ответ на этот вопрос уже не столь очевиден. Нужно проводить подробные тесты, чем мы собственно и займемся в рамках данной статьи.


Единым кристаллом

Начнем с того, что современные мобильные процессоры — это комплексные однокристальные системы (от англ. SoC или system-on-chip), которые помимо непосредственно процессорных ядер включают в себя множество дополнительных компонентов. Во-первых, графический ускоритель (или проще говоря, видеокарта), отвечающий как раз за прорисовку трехмерной картинки в играх. Во-вторых, медиасопроцессор для плавного воспроизведения и записи видео высокого разрешения. В-третьих, модули беспроводной связи 4G-LTE, Wi-Fi, Bluetooth, GPS и FM-радио. И в четвертых, всевозможные мелкие датчики, например компас.


Современные четырехъядерные мобильные процы представлены Qualcomm Snapdragon 425 (MSM8917), Samsung Exynos 7570 и MediaTek MT6739. Именно последний является самым широко распространенным на данный момент и применяется в нескольких десятках моделей смартфонов от известных и не очень брендов.

Мал, да удал

MediaTek MT6739 является младшим представителем линейки процессоров тайваньского чипмейкера. Он включает четырех вычислительных ядра архитектуры ARM Cortex-A53 с частотой от 1.3 до 1.5 ГГц (на выбор производителя смартфона). Теоретическая производительность Cortex-A53 в синтетическом бенчмарке Dhrystone составляет 2.24 DMIPS/МГц. Проще говоря, упор делается не столько на быстродействие, сколько на экономный расход заряда батареи.


Графический ускоритель используется от компании Imagination Technologies — тоже младшенький PowerVR GE8100 (кодовое имя Rogue) с лишь четвертью разблокированных микроядер и, как результат, сравнительно невысокой теоретической производительностью — 10 GFLOPS. Зато опять-таки экономит батарею. Помимо популярной графической технологии OpenGL ES 3.2 поддерживает еще и новомодную Vulkan.


За воспроизведение и запись видео у MT6739 отвечает сопроцессор ARM NEON. Он аппаратно ускоряет видео кодеки H.264 AVC (фильмы с разрешение 720p и 1080p) и VP9 WebM (видео на YouTube), но не поддерживает новейший формат H.265 HEVC. Впрочем, этот кодек используется преимущественно для 4K-видео, что в случае смартфонов не особо-то актуально.


Применяется MediaTek MT6739, среди прочего, в смартфоне Tecno POP 1S Pro. Именно его мы будем использовать в качестве «подопытного». Бренд Tecno Mobile, к слову, является официальным спонсором популярного английского футбольного клуба «Манчестер Сити», в составе которого играют такие звезды, как Серхио Агуэро, Кевин де Брюйне и Лерой Сане.


Двойная светодиодная вспышка возле фронтальной камеры, свежая версия Android 8.1, раздельные слоты для двух SIM и microSD, защитная пленка на экране, чехол и стереогарнитура в комплекте, 13 месяцев официальной гарантии. 16 ГБ встроенной флеш-памяти может не хватить заядлому геймеру.

Tecno POP 1S Pro — добротный представитель класса 100-долларовых Android-смартфонов. В то время как более разрекламированные бренды за эту цену предлагают лишь 1 ГБ оперативной памяти и урезанную по функциональности операционную систему Android Go, производитель смартфонов Tecno Mobile, как раз недавно официально появившийся в наших краях, дает уже 2 ГБ ОЗУ и полноценную версию Android 8.1.

А с учетом красивой и в то же время легковесной графической оболочки HiOS, свободными для программок и игр остается чуть больше гигабайта оперативки. Реализовано в HiOS множество мелких, но полезных новшеств по сравнению с чистой версией Android. Например, Freezer позволяет временно «заморозить» самые тяжеловесные приложения, как «жирнющий» Facebook, дабы они не загружали процессор, ОЗУ и не расходовали впустую заряд батареи. А T-Point позволяет закрепить в меню быстрого доступа ярлыки самых часто используемых приложений.

Процессор у Tecno POP 1S Pro — MediaTek MT6739 с четырьмя ядрами Cortex-A53 и графическим ускорителем PowerVR GE8100. Этого, казалось бы, совсем базового проца вполне хватает даже для большинства трехмерных игр, вроде World of Tanks Blitz, Asphalt 8, FIFA Mobile, Mortal Kombat X и др. Разве что на 16 ГБ встроенной памяти особо много игр одновременно не поместится. А перенести их на карту памяти, по аналогии с фотографиями и музыкой, к сожалению, нельзя. Но при наличии быстрого Wi-Fi, игры можно без сожаления удалять и затем в случае необходимости загружать повторно.

На задней и лицевой панели Tecno POP 1S Pro находится по одной камере: на 13 и 5 МП соответственно. Особенно порадовала дополнительная вспышка возле фронтальной камеры. Она, как и тыловая, состоит из двух светодиодов (белого и желтого), что делает цвет лица на селфи-снимках в темноте более естественным. Видео записывается в разрешении FullHD, что является еще одной приятной неожиданностью в случае столь недорого смартфона.

В целом же, Tecno POP 1S Pro — крепко собранный 5.5-дюймовый смартфон с хорошим соотношением цены и характеристик. На выбор доступно три цвета: черный, золотистый и голубой. Любители одновременно использовать две SIM-карты и карту памяти microSD также останутся довольны — у смартфона три раздельных слота. Самый же приятный бонус ожидает покупателя после открытия коробки: защитная пленка на экране, прозрачный силиконовый чехол и стереогарнитура в комплекте (если бы пришлось покупать отдельно, то все это добро потянуло бы еще долларов на 20). А официальную местную гарантию на свои смартфоны Tecno Mobile дает не 12, а 13 месяцев. Как говорится, мелочь, а приятно. Напоследок скажем, что у Tecno POP 1S Pro есть младший брат — на треть более дешевый Tecno Pop 1S 16 ГБ .

Читайте также: