Что такое 8 ядерный процессор

Обновлено: 02.07.2024

Те, кто любит покупать топовое железо должен без всякого сомнения заметить значительное увеличение четырёхъядерных процессоров в флагманских продуктах компаний-производителей коммуникаторов. И представление восьмиядерного процессора на выставке CES 2013 в начале этого года выглядит как продолжение этого тренда.

Уже были представлены восьмиядерный Exynos 5 Octa от Samsung и пятиядерный NVIDIA Tegra 4, который, помимо этого, также получил 72 графических ядра. Но будет ли конец бессмысленному росту числа ядер, и действительно ли нам это надо, как способ увеличения производительности наших мобильных девайсов? Попробуем разобраться, но, чтобы это сделать, потребуется обратиться к истории.

Откуда берёт своё начало тренд многоядерности?

Если мы вернёмся к началу нового тысячелетия и представлению компанией Intel процессора Pentium 4. Если у вас был такой ПК, то должны вспомнить, что в то время большинство компьютеров на процессорах того времени работали на частоте около 3 ГГц. Однако, спустя более 10 лет, даже новые ПК на самых дорогих и современных процессорах вроде Intel Core i7 едва ли смогут взять планку в 4 ГГц без специального охлаждения.

В таком случае эволюция процессоров должна была упереться в тупик: дальнейшее повышение рабочей частоты оказалось невозможным, но был найден другой выход – использование нескольких ядер.

Возвращаясь к теме нагрева, то этот недостаток становится ещё более заметным при поиске решений для мобильных вычислений: чипы просто не могут охлаждаться должным образом, если вы хотите, чтобы ваш смартфон был толщиной не более сантиметра.

Казалось бы, многоядерные процессоры должны стать идеальным решением и хорошим балансом между производительностью, энергопотреблением и нагревом, но, вместе с этим, никуда не делись проблемы, связанные с производительностью на низких частотах. Вот почему каждый такой многоядерный низковольтный процессор может быть сравнён с одноядерным, таким же по мощности, но менее энергоэффективным.


Где предел числу ядер?

Заметим, что одновременная работа двух ядер уже заметно решает вышеперечисленные недостатки одноядерных решений в смартфонах и планшетах. Хотя, многие с этим могут поспорить, что использование четырёх параллельных ядер увеличит производительность ещё больше, при том же энергопотреблении. Тем не менее, растущее число ядер обязательно загонит развитие мобильных процессоров в бутылочное горлышко. Как бы там ни было, сейчас - многоядерные решения выглядят уже гораздо менее впечатляюще, чем это было немного ранее.

Во-первых, существует проблема неиспользованных тактов, когда процессор совершает пустую работу при отсутствии инструкций для него (фактически, во время простоя), в то же время, потребляя энергию, как и в обычном режиме. Чтобы эффективно использовать каждый такт четырёх- или восьмиядерного процессора, разработчики приложений должны оптимизировать свои программы, чтобы синхронизировать параллельные вычисления, что не может не сказаться на времени разработки и цене программного обеспечения. Некоторые уже существующие программы, при этом, вообще слишком просты, чтобы выполняться одновременно в нескольких процессах, так что простаивающие без дела ядра только, опять же, зря опустошают такой ценный заряд аккумулятора.

Одним из решений этой проблемы является уменьшение частоты процессора в то время как все ядра не используются на полную мощность. Но более мощные чипы требуют и больший минимум энергии, нежели медленные процессоры, что всё ещё означает неоправданное расходование средств аккумулятора.

Так что, теоретически, мы можем добавлять всё больше и больше ядер, но это не означает, что мы сможем обработать больше информации за один раз.


Миф о восьми ядрах

По правде говоря, всегда есть определенные ограничения, которые приходят вместе с мультиядерными системами. Однако от различных компаний поступают настолько противоречивые сведения, что становится трудно разобраться, что к чему. Intel, например, ещё в 2011 году говорила о сотнях процессорных ядер в будущем, а Qualcomm наоборот утверждала, что несколько ядер, работающих на высоких частотах – лучшее решение. Так кто же прав?

Вместо того чтобы строить догадки, давайте лучше взглянем на кое-что интересное, и вы полностью убедитесь, что невероятная производительность восьмиядерных чипов – миф.

Возьмём, для примера, новую разработку Samsung – Exynos 5 Octa. Несмотря на то, что он был назван восьмиядерным, все его ядра не работают одновременно, как вы могли подумать. Вместо этого, в свои чипы южнокорейская компания устанавливает два отдельных четырёхъядерных процессора, более мощный на ARM Cortex A15 и менее энергоёмкий на ARM Cortex A7. При этом, в каждый момент может использовать только один такой процессор. Элегантное решение проблемы энергопотребления.

Несмотря на отсутствие какого-либо прироста производительности, такой процессор будет меньше разряжать аккумулятор, ведь коммуникатор будет переключаться на мощный комплект ядер только тогда, когда требуется высокая производительность. На схожем принципе работает и NVIDIA Tegra 3, используя одно ядро процессора при выполнении тривиальных задач, а 4 других ядра – в играх и требовательных приложениях.

В качестве другого примера – посмотрите на рынок персональных компьютеров в последние 5 лет. Число процессорных ядер так и не выросло, как в обычных домашних, так и high-end игровых системах. Конечно, существуют и восьмиядерные процессоры, например, линейка AMD FX-8, но, в действительности, она оказывается хуже, чем производительные четырёхъядерные аналоги. При этом, даже самые современные чипы Intel Haswell не увеличивают число доступных ядер. Так что, похоже, на данный момент рынок ПК достиг вершины в этом показателе.

Единственное, что мешает создавать мощные многоядерные процессоры для пользовательского сектора, всё упирается в транзисторы. Будет ли это быстрый одноядерный или медленный мультиядерный процессор, их производство упирается в увеличение числа транзисторов, что неминуемо ведёт к увеличению энергопотребления и тепловыделения. И если в обычных компьютерах эта проблема может быть решена нестандартными средствами, то в мобильных девайсах с ограниченной ёмкостью батарей и отсутствием возможности использования активного охлаждения – нет.


Взгляд в будущее

Чтобы вы не поняли неправильно – Exynos 5 Octa является невероятно хорошей идеей для портативных устройств и достойным показателем того, как процессоры могут выглядеть в будущем. Но направлена эта разработка, ещё раз подчёркиваем, на снижение энергопотребления, а не увеличение производительности. Тем не менее, сомнительно, что в ближайшем будущем мы придём к объединению 16 ядер на одном процессоре. Даже 72 графических ядра в процессоре от NVIDIA не выглядят слишком уж невероятно, ведь топовые видеокарты могут содержать тысячи потоковых процессоров (NVIDIA предпочитает называть их ядрами).

Вместо этого, более вероятно, что компании будут искать более выгодные пути развивать свой рынок, например, уменьшая физические размеры чипов для уменьшения тепловых потерь. Мы определённо увидим восьмиядерные процессоры в будущем, но едва ли они будут похожи на современные мультиядерные решения.


Итоги

Это может прозвучать странно, но на самом деле, развитие технологий происходит медленнее, чем того требует маркетинг, поэтому PR-менеджерам компаний приходится придумывать всё более изощрённые ходы для привлечения внимания пользователей.

Так что, в этом году мы можем рассчитывать увидеть на рынке немало "восьмиядерных" процессоров, хотя правильнее было бы их назвать "двойными четырёхъядерными". Как всегда, рекомендуем опасаться маркетинга и руководствоваться, в первую очередь, своими потребностями и здравым смыслом.


Самые комментируемые

Когда будет ядерная война! =)))

asd_xxx,
на ПК остановились - и там остановятся

Casillas5647,
пока существуют упоротые ведроиды - не остановятся

Прогресс не остановить. Эти ядра, огромная производительность нужна. Пусть не сейчас, на через пару-тройку лет Это оправдает себя.

QGuest,
Прогресс прогрессом, но вы же не ездиете по городу на автомобиле с мощностью 1200 л.с.? Также и у Андройдов, мощность огромная, а девать ее некуда. И самый главный минус- это расход АКБ, также, как и расход бензина в мощных машинах. Нужна грамотная оптимизация, а не гонка мнимых ядер и не нужной мощности.

orenvideo,
Вот и я того же мнения. часа два назад на старенький телефон жены (LG Optimus One) поставил андройд 4.0.4 от CM9 и не че волокет да так шустро. хоть бы раз лаганул. А там всего проц 600 Гц и оперативы 512. Вот и спрашивается нахера 8 камней.

cfif81,
ОЗУ там 256

Адольф_sp, загуглили бы хоть, 512 там.

QGuest,
аналогично с Acer A1, проц на 768 МГц и 256 Мб оперативы, тянет 4.0.4 (со swap'ом правда)

Самое веселое то, что двухъядерного квалкома 1,2ГГц выше крыши на андроид с HD экраном. Чтобы хоть как-то стимулировать людей обновить свой смарт через год придумали лепить FullHD на телефон, теперь они будут снова лагать и придется наращивать производительность, это, конечно, прогресс, но функциональности ноль.

QGuest,
В характеристиках указано, что в нем 512 мб, но на самом деле используется только около 400 мб. Говорю как бывший владелец сабжа.

Хорошая попытка Самсунг , но я всеравно тебя не куплю.

cfif81,
4-й андрюша не показатель
гта васька или реал рейсинг 3 на етом старье не покатит
но соглашусь с quaddesign, двухъядерного снапдрагона хватит по самые уши (несмотря на проблемы адрено 220 вваське)

zoraks,
"Хорошая попытка Самсунг , но я всеравно тебя не куплю."
Да у Вас батенька самсунгофобия.

все эти ядра - ерунда: у меня американский СГС1 Вибрант (1ядро - 1ггц, 512ram) и на нем все летает: JB4.1.2(CM10), gta vice sity, nfs most vanted, modern combat 4.
Последний правда в мультиплее подлагивает, но это думаю из-за инета т.к.кампания летает.

Адольф_sp, 512 в нем не тупи

надо видеть его в деле.

udarkness,
у с3 тоже написано 1гб, а доступно 700-800мб, зависит от прошивки.

Адольф_sp,
Внимательней надо быть адольф там 512

cfif81,
я про свой 3gs молчу)

cfif81,
в большинстве случаев мощное железо нужно лишь для того чтобы в игры играть так же как и на PC
а насчет 8 ядер то это другая задумка, это ARM big.LITTLE и призвана она повысить энергосбережение и сама Intel соглашается, что принцип ARM big.LITTLE весьма эффективен в этом. Вот откуда растут корни 8 ядер.

ramil2,Вроде никто не называет его восьмиядерным. Это что-то в статье намудрили, а потом сами объясняют, что да как.

ramil2,
Ну если я заговорил уже о конкретном теле то он у моей жены живет 3 дня от зарядки до зарядки.
А все эти навороты для мощных экранов и игрушек. Короче для школоты писюнами мериться, а взрослому человеку это ненужно. Если прошивка запилина правильными руками то она и на старом железе работать как надо будет.

cfif81,
Запустите на нем игу по мощнее и узнаете зачем 4 ядра.

3a6op,
назови хоть одну, которая не пойдет на моем допотопном двухядерном sgs2

spy3dfx, у меня galaxy tab 2.7.0 все игры тянет 2 ядра)))

spy3dfx,
На мой скромный взгляд двух ядер более чем достаточно, если более тонка оптимизация 4-х ядер ведет к экономии АКБ то я двумя руками, хотя вспоминая прошивку Omega 15 то там все было идеально, зарядки на 2 дня хватало с лихвой, с учетом прослушивания музыки сидения в интеренте, небольших игр и звонков, вот разве что без видео.

spy3dfx,
эм..ну допустим batman. Скачаешь,на свой s2, кэш для 4х ядерного, игра запахает, но будет тормозить. И таких игр не мало.

spy3dfx,
Modern Combat 4 будет лагать безбожно. Даже на СГС 3 видны легкие фризы. На самом деле вы говорите полную глупость. Зачем нужны 4, 8 или 20 ядер? Дурацкий вопрос на самом деле. За тем же самым, зачем каждый год выпускается новая линейка видеокарт и процессоров. Для тяжелых игр, или вы считаете, что Злые Птички это вершина игровой индустрии? Быть может вас устраивает графика Макса Пейна? Тогда Вам действительно ни к чему мощный телефон. Кому-то здесь даже нравится как работает ЛЖ Оптимус 1. Это совсем печально. Как вы не поймете, сам факт отсутствия сегодня нормальных приложений с хорошей графикой, анимацией и возможностями не означает, что они не появятся завтра или послезавтра. Так вот, чтобы завтра же не пришлось бежать в панике за новым телефоном (который, если следовать вашей логике и не должен тогда существовать) производители и выпускают девайсы, которые можно без особого напряга использовать в течение длительного времени, не зависимо от того, что там выпустят игроделы. вы тут правильно рассуждаете про оптимизацию игр, софта и т.д. Ну так, разве это проблема производителя телефона? Нет, это проблема того, кто этот софт клепает. А кто его клепает? Правильно - 80% таких же, как мы с вами. Самоучек - недоделок. Платформа-то открытая, делай каждый, что хочет. Отсюда лаги, тормоза, фризы и т.д. Во избежание всего этого, а также с большим заделом на будущее, чтобы хотя бы год-два пользователь мог не волноваться о невозможности запуска того или иного софта, производители и выпускают настолько мощные телефоны, насколько им позволяют их технологии, причем даже иногда искусственно сдерживая внедрение новейших разработок. (Пример: Мали 400 в СГС 3 в то время, как в наличии уже был Мали 604. тоже посчитали, что производительность Мали 400 избыточна и нагрузить его нечем. СГС 2 прекрасный телефон и потому он легко смог продержаться два года без особого напряга и сегодня для не слишком требовательных игр он еще годится. Но он потому и смог продержаться так долго, потому что в свое время его производительность была запредельной и, как многие говорили, избыточной и не нужной. Когда-то то же самое говорили про СГС 1. Ну и где он сейчас? Запустите на нем что-то в стиле Modern Cjmbat 4 или Nova 3. Если Вы скажете, что он не тормозит, то значит, что у Вас со зрением не лады, либо Вы беспросветный лжец, который обманывает даже сам себя. (Но такие встречаются редко )))) Самсунг пытается как и Инвидиа найти выход из чрезмерной прожорливости процессоров и аппаратов на андроиде с его сто-пятьсот не нужными задачами в фоне без потери производительности и с заделом на будущее. Разве это плохо? Или Вам нравится бегать через каждые два часа к розетке? Вот и получается, что Самсунг пока видит и пробует такой выход, Нвидиа - предлагает свой. Это же хорошо, что производители ищут, а вот что они нашли, и нашли ли вообще, посмотрим. Время покажет.

вот тут я поспорю. у меня китаяц на 2ядерном MTK! производительность уступает SGS2 и тем более 3 а вот modern combat 4 я на нем играл без особых проблем. да конечно были фризы но ведь это китайский хлам!! а все дело в хорошей оптимизированной прошивке и тонкой настройки! да кстати мне телефона на 2-3 дня активного использования хватает (я до 30-40 звонков по работе в день делаю) так что тут каждому свое

А у меня iphone 4. В нем довольно старый одноядерный процессор и такой же старый ускоритель. На устройстве запускаются все игры для iphone 5, при этом оазличия в графике, безусловно, есть. Но игры работают, причем 90% идет без заметных подтормаживаний.

У моего друга есть iphone 4s. Он работает примерно так же, как и пятый огрызок. В тех же играх, с теми же текстурами и моделями, что и в iphone 5. При этом графика на iphone не уступает этим вашим теграм и квалкомам.

spy3dfx,
Ключевое слово - Игра )) для рабочих приложений и серфинг двухядерного проца с головой хватит , а покупать телефон чисто под игры . ))) покрайнеей мере смешно ) , кстатии какбы не гнали на яблоко но основное его преймущество это потимизация и практически все игры запускаютса на айфонах 3ж и зжс на отлично )
Пе.Ес. самм себе взял недавно 4ядерный , но то отдельная история , так как являюсь ярым поклонником МИУИ а эт на мой взгляд одна из немногих прошивок где постоянно работают над оптимизацией )

spy3dfx,
у меня одноядерный Xperia PLAY,все игры тянет кроме эсклюзивов для тэгры.
И то некотрые с чайником пойдут.

zusicks438,
ага, особенно в GTA: Vice City нету заметных лагов, да?!

spy3dfx,
У моего друга тел. одно ядро, экран 3.2" и тянет все новинки

spy3dfx,
Moden Combat 4 на высоких, пойдет, но будет лагать. А 4 ядра на sgs3 обрабатывают лучше

spy3dfx,
Modern Combat 4 , N.O.V.A 3 , Most Wanted
Я не говорю , что они не запустятся , но будут ли они играбельны?
И какое качество текстур будет на нем?

spy3dfx,
пойти то пойдёт, но как будет лагать, например та же Vice City, infinity blade II, real racing 3, ах, да, его на ваших вёдрах нет

3a6op,
Играть на мобильном девайсе - высшей степени бред. Неудобно, бессмысленно и бесполезно.

Jitakusu,
Да с чего вы взяли? Например в тот же Angry Birds играть очень удобно и интересно!

Jitakusu,
тут дело даже в формате - ARM очень перспективна, в следующем году будет 64-битная, что еще больше подтолкнет к ноутбукам, хромбукам (при этом в 2-3 раза дольшей работой, чем современные ноуты), планшетам и тд

И вновь продолжается бой. Многоядерная война не утихает уже много лет. Население планеты разделилось на несколько лагерей. Одни верят в однопоточные вычисления, другие — приверженцы многоядерных процессоров. И этому миру поможет лишь тот, кто осмелится выйти на тропу правосудия и укажет свет воюющим сторонам. Выясняем, какой прожиточный минимум ядер необходим среднестатистическому взрослому процессору.

Продолжаем сравнивать производительность актуальных комплектующих в повседневных задачах. На этот раз проверим, кому на самом деле может пригодиться восьмиядерный процессор. А также, существует ли необходимость гнаться за максимальными характеристиками, количеством ядер и потоков, если вы не знакомы с понятиями «рендеринг» или «3D-моделирование».

Трое из ларца

Вечная проблема покупателя — подбор оптимальных комплектующих в свою сборку. Хватит ли для повседневной комфортной работы шести хороших ядер, или лучше сжать волю в кулак, поскрести по сусекам, продать колобка и убежать за восьмеркой. И, если опытный пользователь заранее представляет все характеристики и что от них ждать на практике, то неопытный пользователь может запросто угодить на крючок маркетолога.

Любимая байка в сети — это то, что четыре ядра десятилетней давности все еще «тащат», а о новых шести или восьми речи быть не может. Так где все-таки полезно количество, а где качество?

Ответить на этот вопрос можно и нужно еще до покупки. Для этого необходимо решить: под какие задачи собирается компьютер? Какие основные проблемы пользователь ставит перед ПК: офисный помощник, интернет-кликальщик, ютубо-просмотрщик, компьютер-игроман или серьезная машина для работы с фото, видео, 3D графикой и математическими вычислениями.

Остальное за пользователя сделано в материале далее. Достаточно только расслабиться, попивая сок у себя в кресле. А мы покажем, что из себя представляют современные четыре, шесть и восемь ядер на практике.

Тестовая конфигурация

Платформа для тестирования процессоров подобрана следующим образом:

    Maximus VIII Hero (coffeemod); — для теста четырех ядер; — для теста шести ядер; — для теста восьми ядер; 16 Гб с частотой 4000 и таймингами 16-21-21-39 CR1;
  • Palit RTX 2070 Super GameRock Premium с частотой ядра 1950 на 0.950в, +800 к частоте памяти;
  • SSD Samsung;
  • Монитор: Philips Moda 1920x1080 60 Гц;
  • Клавиатура без провода;
  • Мышь с проводом;
  • Руки с пальцами.

Частота процессора зафиксирована на 5 ГГц, чтобы исключить влияние прыгающей частоты на точность измерений производительности. Все лимиты «распущены», а ядра работают вкупе с частотой шины 4700 МГц.

Оперативная память настроена и разогнана вручную до частоты 4000 МГц с ручными таймингами: tCL 16; tRCD 21; tRAS 39; Command Rate 1. Тесты производились одновременно с измерением энергопотребления, что более подробно характеризует поведение процессоров в работе.

Для тестирования было подобрано распространенное программное обеспечение, результаты которого легко повторимы читателем в домашних условиях. Некоторые программы не имеют встроенных средств для тестирования производительности, поэтому эти задачи были созданы вручную, с помощью необходимых файлов для рендеринга и видеокодирования, а также секундомера.

Поехали!

WinRAR — самый просто и самый синтетический:


Это встроенный тест архиватора, который умеет считать среднюю производительность процессора в задаче на сжатие файлов.

Если сравнить цифры шести и восьми ядер, то разница в процентах составит 22,4%. Четыре ядра отстают на 44%. Энергопотребление процессора в этой программе ничем не примечательно.

7Zip — близнец синтетического:


Производительность в MIPS указывает на количество выполненных инструкций за одну секунду во время какого-либо теста. В данном случае это все та же скорость выполнения сжатия. Разница в процентном соотношении между двумя многоядерниками составила 28%, что на 6% отличается от разницы в предыдущем тесте.

Возьмем эталонный процент разницы между тремя процессорами, который составляет 25%. Это число получилось путем решения математического примера:

х = 25% — запоминаем значение, оно понадобится в будущем.

(на самом деле, есть вариант проще — 100/8*2 = 25, кому как нравится)

Результат в этом тесте не догоняет эталонные 25%. Эти цифры помогают нам определить зависимость программы от количества ядер, и как она умеет распараллеливать задачи. В данном случае отставание 3%.

CPU-Z — для статистики:


В однопоточной производительности разницы нет. Многопоток ожидаемо разнится от меньшего к большему.

Cinebench R20 — любимый инструмент оверклокера:


Есть сторонники теории, что этот софт «заточен» под процессоры синей команды. Однако, не побрезгуем и сравним цифры. Лишь с небольшим дополнением — вооружимся секундомером и сравним не только сухие цифры, которые выдает программа, а количество времени, необходимое на выполнение бенчмарка. Ведь, по сути, это запрограммированный отрезок рендеринга, который можно повторить в реальных условиях.

Итак, разница между восьмиядерным и шестиядерным процессорами составила 24 секунды. Между 4 и 8 разница чуть ли не минуту.

Corona Benchmark — рисуем военную технику:


И снова разница между восемью и шестью ядрами больше, чем между четырьмя и шестью. Спасибо оптимизации многозадачности.

Причем соотношение производительности на ватт энергии у восьмипоточного процессора выше. Около 15 ватт на ядро у восьмиядерного, почти 17 ватт у шестиядерника и целых 19 ватт у четверки. Большая разница!

Blender — отрисовываем реальный проект:


Для теста была использована демо-сцена The Junk Shop из галереи официального сайта программы.

И снова многопоток уходит вперед, а четверка плетется сзади. Это не удивительно, хотя разница между двумя верхними образцами имеет меньший коэффициент, чем между двумя нижними. И снова чудеса оптимизации.

Handbrake — превращаем 4k в 1080p:


Зачем нам куча ядер? Чтобы фильмы из 4к в 1080р сводить.

Справились с задачей все три экземпляра. Быстрее всех восемь ядер, с этим не поспоришь. Хотя, для кого-то подождать шесть ядер тоже не катастрофа.

HEVC — новые процессоры, новые кодеки:


Куда современному процессору без работы с современным сжатием.

На удивление, шесть ядер практически догоняют восемь с разницей всего в 8 с небольшим секунд, а вот четыре потока отстают от них аж на 12.7 секунд! Оптимизация!

3DMark — как же без игр:


В популярном игровом комбайне бенчмарков тестируется связка «процессор/видеокарта». На видеокарте просчитывается графическая часть картинки, а на процессоре физика. То есть, процессор отвечает за движение частиц, их поведение. Например, пылинки в воздухе, снежинки или некоторые световые эффекты.

Так вот, наибольшая частота кадров проработки частиц получилась у восьми потоков. И потребляемой энергии на ядро у него оказалось меньше, чем у младших собратьев. Интересно.

World of Tanks: Encore — сколько снарядов необходимо танкисту:


Да, игровая производительность хороша у всех экземпляров. И все же, восьмиядерный вырвался с большим отрывом, нежели шестерка от четверых ядер. А в плане энергопотребления все гладко и ровно. Словом, больше — лучше.

Финал битвы — шесть vs восемь:


В итоге, средняя разница в производительности между восьмиядерным и шестиядерным процессорами составила 23 процента. Если взять за эталон те самые 25 идеальных процентов мощности, которые в идеальных условиях должны подарить дополнительные два ядра, разница между реальной производительностью и этим абсолютом получится всего 2%.

Теперь считаем разницу в стоимости моделей. За основу возьмем рекомендованные цены производителем. В итоге получается, что на единицу мощности восьмиядерного процессора приходится 232 рубля, а на шестиядерную прыть почти 199,9 рубля. Разница около 13 процентов, что гораздо ниже разницы в производительности между ними.

Кому ядер, да побольше?

Восьмиядерный камень показывает лучший результат и это не удивительно. Хотя, если смотреть на ситуацию под углом рядового пользователя, который хочет и поиграть, и поработать, но ищет оптимальных путей — шесть ядер с запасом и надолго. Можно с уверенностью взять и оставаться с ним еще несколько поколений новых процессоров.

Если же задача — собрать максимальную сборку не только с запасом, но и с большим потенциалом на сегодняшний день, не дурно рассмотреть топовые варианты. Только стоит понимать, что за большим количеством ядер стоит и больший нагрев, большее энергопотребление и иные требования к системе питания процессора. Хотя в соотношении производительность/стоимость он выигрывает у младшего брата.

В итоге, если хочется играть без ограничений, иметь возможность быстро обработать пакет фотографий, перекодировать видео или смоделировать 3D-объект — не брезгуем шестью ядрами. Надо сделать все то же самое, но на треть быстрее — конечно тапок в пол за восемью ядрами! Да что там, давайте сразу «надцать»!

В комментариях к блогу "7 причин, по которым вам не стоит покупать мощную видеокарту" развернулась оживленная дискуссия между читателями. Причем и аргументы любителей дорогих видеокарт, и аргументы экономных пользователей вполне обоснованы и имеют право на существование.

реклама

А вот упоминание в комментариях бюджетных процессоров и экономии на них подтолкнули меня написать этот блог.


MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

На первый взгляд, в игровом ПК видеокарта намного важнее процессора и это вполне логично и подтверждается тестами. Но только до тех пор, пока процессора хватает для тестируемой конфигурации.

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

Но как только его загрузка приближается в играх к 100%, игрока ждут фризы, статтеры и нестабильная кадровая частота. При этом число кадров в секунду, отображаемых мониторингом MSI Afterburner или FPS Monitor, вполне может держаться у заветной отметки "60".

С этой проблемой сталкиваются как пользователи, давно сидящие на устаревшем "железе" и поставившие в него мощную видеокарту, так и купившие в магазине игровой ПК, в котором сэкономлено на всем, кроме видеокарты.


А если процессор настолько слаб, что не успевает подгружать текстуры, вас ждет вот такая картина.

Причина первая - прогресс ускорился

реклама

В данный момент на рынке ПК в течении уже пары лет происходит тектонический сдвиг, в результате которого четырехъядерные процессоры оказались на обочине прогресса.

Еще вчера Core i7-7700K был оптимальным выбором для игровой машины, а сегодня Ryzen 3 3100, предлагающий похожую производительность, позиционируется как бюджетное решение начального уровня.


реклама

Оптимальными решениями на конец 2020 года являются универсальные шестиядерные 12-ти поточные процессоры, которые подойдут и в игровую машину, и в рабочий ПК. Хиты продаж - Ryzen 5 3600 и Core i5-10400F, стоящие в районе 14000 рублей.

Но пользователи, покупающие их сейчас, роют себе такую же яму, в которую попали покупатели мощных четырехъядерников в 2015-2017 годах, например Core i5-6600K или Core i5-7500.


Англ. bottleneck - узкое место, бутылочное горлышко.

Причина вторая - новые консоли

Дело в том, что уже существующие новые игры легко задействуют шесть ядер и с выходом новых консолей - PlayStation 5 и Xbox Series X, такая ситуация станет нормой. А получаем мы, ПК-геймеры, в основном игры портированые с консолей на ПК.


Причина третья - уже есть много отличных игр, требующих много ядер

Игры, которые создавались эксклюзивно для ПК и обсчитывают сложный искусственный интеллект, уже сейчас загружают больше, чем шесть ядер. В основном это стратегии, например - Anno 1800, Sid Meier’s Civilization VI или серия Total War.

Я играю в Anno 1800 на разогнанном до 4 ГГц Ryzen 5 1600 и вижу, что даже с видеокартой GeForce GTX 1060 игре нужен более мощный процессор.


Причина четвертая - конкуренция между Intel и AMD обострилась

Добавьте к этому обострившуюся конкуренцию между Intel и AMD, которая и привела к резкому наращиванию ядер, и вы поймете, что шесть ядер в 2020 году - это заранее обреченное на быстрое устаревание решение.

Многим кажется, что дополнительные два ядра, за которые нужно доплатить почти 80% цены - это неоправданные и лишние траты. Но это такая же переплата, как за Core i7-2600K в 2013 году, когда все покупали Core i5-2500K.


Эта переплата позволила владельцам Core i7-2600K пропустить один апгрейд или пару-тройку лет. Даже сейчас этот процессор вполне способен работать в связке с GeForce GTX 1660.


И точно также переплата за восьмиядерный процессор в 2020 году позволит вам сохранить актуальность вашего ПК на два-три года дольше.

Причина пятая - есть простой способ сэкономить при переходе на восемь и более ядер

Что же делать, если вы решились на апгрейд прямо сейчас, но доплатить за восьмиядерник такую огромную сумму вам жалко? Есть неплохой выход, особенно с системами AM4. Вы можете купить хорошую материнскую плату, которая будет гарантированно поддерживать процессоры Ryzen 4000 и комплект хорошей памяти.


А процессор взять бюджетный, с таким расчетом, чтобы сменить его с минимальными потерями на Ryzen 4000, на подешевевший Ryzen 7 3700X или даже на 12-ти ядерный Ryzen 9 3900X.


Я выбрал именно такой вариант, купив плату на B450 чипсете и недорогой Ryzen 5 1600, которого с разгоном пока хватает, как бюджетный вариант.

Напишите в комментарии, а что вы думаете о проблеме скорого морального устаревания шестиядерных процессоров? И какой процессор стоит у вас?


Наверное, каждый пользователь мало знакомый с компьютером сталкивался с кучей непонятных ему характеристик при выборе центрального процессора: техпроцесс, кэш, сокет; обращался за советом к друзьям и знакомым, компетентным в вопросе компьютерного железа. Давайте разберемся в многообразии всевозможных параметров, потому как процессор – это важнейшая часть вашего ПК, а понимание его характеристик подарит вам уверенность при покупке и дальнейшем использовании.


Центральный процессор

Техпроцесс

Архитектура

Также процессорам свойственно такая характеристика, как архитектура — набор свойств, присущий целому семейству процессоров, как правило, выпускаемому в течение многих лет. Говоря другими словами, архитектура – это их организация или внутренняя конструкция ЦП.

Количество ядер

Частота

Помимо количества ядер на производительность влияет тактовая частота. Значение этой характеристики отражает производительность CPU в количестве тактов (операций) в секунду. Еще одной немаловажной характеристикой является частота шины (FSB – Front Side Bus) демонстрирующая скорость, с которой происходит обмен данных между процессором и периферией компьютера. Тактовая частота пропорциональна частоте шины.

Сокет

Кэш — объем памяти с очень большой скоростью доступа, необходимый для ускорения обращения к данным, постоянно находящимся в памяти с меньшей скоростью доступа (оперативной памяти). При выборе процессора, помните, что увеличение размера кэш-памяти положительно влияет на производительность большинства приложений. Кэш центрального процессора различается тремя уровнями (L1, L2 и L3), располагаясь непосредственно на ядре процессора. В него попадают данные из оперативной памяти для более высокой скорости обработки. Стоит также учесть, что для многоядерных CPU указывается объем кэш-памяти первого уровня для одного ядра. Кэш второго уровня выполняет аналогичные функции, отличаясь более низкой скоростью и большим объемом. Если вы предполагаете использовать процессор для ресурсоемких задач, то модель с большим объемом кэша второго уровня будет предпочтительнее, учитывая что для многоядерных процессоров указывается суммарный объем кэша L2. Кэшем L3 комплектуются самые производительные процессоры, такие как AMD Phenom, AMD Phenom II, Intel Core i3, Intel Core i5, Intel Core i7, Intel Xeon. Кэш третьего уровня наименее быстродействующий, но он может достигать 30 Мб.

Энергопотребление


Энергопотребление процессора тесно связано с технологией его производства. С уменьшением нанометров техпроцесса, увеличением количества транзисторов и повышением тактовой частоты процессоров происходит рост потребления электроэнергии CPU. Например, процессоры линейки Core i7 от Intel требуют до 130 и более ватт. Напряжение подающееся на ядро ярко характеризует энергопотребление процессора. Этот параметр особенно важен при выборе ЦП для использования в качестве мультимедиа центра. В современных моделях процессоров используются различные технологии, которые помогают бороться с излишним энергопотреблением: встраиваемые температурные датчики, системы автоматического контроля напряжения и частоты ядер процессора, энергосберегающие режимы при слабой нагрузке на ЦП.

Дополнительные возможности

Современные процессоры приобрели возможности работы в 2-х и 3-х канальных режимах с оперативной памятью, что значительно сказывается на ее производительности, а также поддерживают больший набор инструкций, поднимающий их функциональность на новый уровень. Графические процессоры обрабатывают видео своими силами, тем самым разгружая ЦП, благодаря технологии DXVA (от англ. DirectX Video Acceleration – ускорение видео компонентом DirectX). Компания Intel использует вышеупомянутую технологию Turbo Boost для динамического изменения тактовой частоты центрального процессора. Технология Speed Step управляет энергопотреблением CPU в зависимости от активности процессора, а Intel Virtualization Technology аппаратно создает виртуальную среду для использования нескольких операционных систем. Также современные процессоры могут делиться на виртуальные ядра с помощью технологии Hyper Threading. Например, двухъядерный процессор способен делить тактовую частоту одного ядра на два, что способствует высокой производительности обработки данных с помощью четырех виртуальных ядер.

Размышляя о конфигурации вашего будущего ПК, не забывайте про видеокарту и ее GPU (от англ. Graphics Processing Unit – графическое обрабатывающее устройство) – процессор вашей видеокарты, который отвечает за рендеринг (арифметические операции с геометрическими, физическими объектами и т.п.). Чем больше частота его ядра и частота памяти, тем меньше будет нагрузки на центральный процессор. Особенное внимание к графическому процессору должны проявить геймеры.

Читайте также: