Диагностика оперативной памяти субтест векслера счет

Обновлено: 04.07.2024

• Шкала памяти Векслера
(WechslerMemoryScale, WMS) –
методика психометрической оценки
памяти. Тестовая батарея,
включающая серии заданий для
исследования отдельных
мнестических функций, разработана
Д. Векслером в 1946 г. Задания
методики объединяются в семь
субтестов.
Дэвид Векслер
(12.01.1896 - 2.05.1981)
американский психолог,
психиатр, психодиагност.

Испытуемому задаются вопросы, ответы
фиксируются в таблице.
• I субтест – ориентировка и
осведомленность. Выполнение
заданий предусматривает ответы
испытуемого на наиболее общие
вопросы, касающиеся личных и
общественных данных (6
вопросов, правильный ответ – 1
балл).
Вопросы
1. Возраст
2. Дата рождения
3. Столица России
4. Первый космонавт
5. Год окончания
Великой
Отечественной Войны
6. Дата начала
учебного года в школах
Ответы
Оценка
Сумма
Каждый правильный ответ оценивается в 1
балл. Максимально в этом субтесте пациент
может набрать 6 баллов.

• II субтест – ориентировка во
времени и пространстве (5
вопросов, правильный ответ –
1 балл).
• Первые два субтеста методики
предъявляются в случае
подозрения на наличие
умственного недоразвития,
глубоких дефектов памяти,
нарушения ориентировки, а
также в случае явной неудачи
испытуемого при выполнении
субтестов.
Испытуемому задаются вопросы, ответы
фиксируются в таблице.
Вопросы
Ответы
Оценка
Год
Месяц
День
Где Вы сейчас
находитесь?
1. В каком городе?
1.
1.
1.
1.
Сумма
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимально в этом субтесте пациент может
набрать 5 баллов.

При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10
до 30 секунд - 2 балла.
Если допущена одна ошибка, но время на выполнение
задания не превышено - 1 балл.
Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 секунд 3 балла.
А. Отсчитывание в обратном порядке от 20 до 1.
В. Называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы.
Испытуемому дается следующая инструкция:
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Я хочу проверить, как Вы можете отсчитывать числа в
«Вам надо прибавлять к 1 по 3 и продолжать делать это
обратном порядке. Пожалуйста, считайте от 20 до 1».
пока не получится 40» .
Оценка _________
Если задание выполнено без ошибок и за время до 30 Ответы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40.
Счет до 40 без ошибок за 20 - 45 секунд оценивается в 2
секунд, результат оценивается в 2 балла.
При наличии одной ошибки, но за время до 30 секунд - 1 балла.
При одной ошибке без превышения времени – 1 балл.
балл.
При правильном выполнении задания быстрее, чем за 10 При правильном выполнении задания за время до 20 секунд
– 3 балла.
секунд результат оценивается в 3 балла.
Оценка _________
Б. Повторение алфавита от А до Я.
Сумма оценок субтеста: А + Б + В = __ + __ + __ = ____
Испытуемому дается следующая инструкция:
Максимально в этом субтесте пациент может набрать 9
«Называйте буквы от А до Я»
баллов
Оценка _________
• III субтест – психический контроль.
Включает три задания. Время
выполнения лимитировано. За быстрое
выполнение добавляются
дополнительные баллы.

• IV субтест – направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В
каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается
количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем
подсчитывается среднее арифметическое.
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Вам нужно внимательно прослушать рассказы и сразу же
пересказать его как можно ближе к тексту»
Необходимо дословно записать пересказы двух рассказов и
подсчитать количество воспроизведенных смысловых единиц
каждого рассказа.
Затем выводится общая оценка по субтесту.
А.
Немецкий / пассажирский / пароход / «Берлин» / в понедельник /
вечером / наткнулся на мину / вблизи Калининграда /
Все 60 / пассажиров, / включая 18 / женщин / были спасены, /
несмотря на ослепляющую / снежную / бурю / и мрак / и не
смотря на то, что лодки подбрасывало вверх / в бурном море, /
как поплавки. / Пассажиры были доставлены в порт / одним
российским теплоходом. /
Рассказ пациента:
Количество запомнившихся смысловых единиц _______
Максимальное число – 23.
Б.
Двенадцатилетний / Петя / ученик / 136 / средней школы / г.
Москвы летние каникулы проводил / в деревне / у бабушке. /
Как-то вечером / возвращаясь / из лесу, / он заметил /
неисправность / железнодорожных путей. / Петя известил об
этом / железнодорожников. / Авария / была предотвращена. /
Пионер, / проявивший бдительность, / был награжден / премией.
/
Рассказ пациента:
Количество запомнившихся смысловых единиц _______
Максимальное число – 23.
Общая оценка субтеста: (А + Б) / 2 =
Максимальная оценка в субтесте - 23 балла.

• V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Обследуемому зачитывают ряд
цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится
четыре цифры, расположённые в случайном порядке, в последнем восемь цифр. Исследующий отмечает
последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить
ряды цифр в обратном порядке.
А.
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Сейчас Вы должны будете повторить за мной несколько
цифр. Слушать надо внимательно и когда я закончу,
назовите их в том же порядке»
Если пациент повторил первое задание правильно,
приступайте к следующей паре. Если пациент не
справляется с первым заданием пары, дайте второе
задание той же пары цифр, затем продолжайте следующее
задание. (Второе задание пары даётся только в том случае,
если первое задание не выполнено).Исследование
прекращается после неудач испытуемого на двух подряд
заданиях любой пары.
Максимальная оценка (балл) – 8.
Б.
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Сейчас Вы должны будете повторить за мной несколько
цифр. Слушать надо внимательно и когда я закончу,
назовите их в обратном порядке. Например, если я скажу:
"7-9", что Вы должны сказать? Задание понятно?»
Если пациент отвечает правильно, скажите: "А теперь
другие цифры" и дайте первое задание. Если пациент
неправильно
понимает
задание,
психолог
дает
правильный ответ и говорит: "Запомните, что повторить
их надо в обратном порядке: «7-9, значит 9-7».
Исследование прекращается после неудач пациента на
обоих заданиях любой пары из одинакового количества
цифр.
Максимальная оценка (балл) – 7.

• VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно
4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности
выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Сейчас я Вам буду показывать геометрические рисунки. Вы должны их
запомнить и затем их воспроизвести»
Пациенту предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка
(см. «Проба Бурдона»). Каждый показ - 10 секунд. Затем он, должен
воспроизвести их на листе бумаги (предварительно подготовить).
Оценка производится в соответствии со следующими параметрами:
В фигуре А
1. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их
направленности - 1 балл;
2. Правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1
балл;
3. Точность, равные линии, поставленные под правильным углом, - 1
балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре Б
1. Большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл;
2. Четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл;
3. Два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл;
4. 16 точек в малых квадратах - 1 балл;
5. Точность в пропорциях - 1 балл.
Максимум - 5 баллов.
В фигуре В
1. Маленький прямоугольник размещен в большом прямоугольнике - 1
балл;
2. Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами
наружного - 1 балл;
3. Маленький прямоугольник точно размещен в большом
прямоугольнике - 1 балл.
Максимум - 3 балла
В фигуре В2
1. Открытый прямоугольник с правильной конфигурацией на каждом
краю - 1 балл;
2. Правильная фигура за исключением одного неправильно
воспроизведенного узла - 1 балл;
3. Правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных
пропорциях - 1 балл.
Максимум 3 балла.
Общая оценка субтеста: А + Б + В + В2 = __________________________
Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту - 14 баллов.

• VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или
отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары –
трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в
другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся
ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.
Испытуемому дается следующая инструкция:
«Сейчас я Вам буду называть пары слов, Вы должны как можно больше
запомнить их. После этого я буду называть первое слово каждой пары, а
Вы должны будете продолжить и назвать второе слово».
Психолог зачитывает ассоциативные пары, легкие и трудные вперемежку.
Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова
каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации. При правильном
ответе подкреплять репликой «хорошо», при не правильном – «нет» и
проверять следующую пару. Во время пауз пациента отмечать латентное
время (максимальная пауза – 10 секунд).
По истечении 10 секунд
переходить на следующую пару.
1. Утро – вечер (легкая пара)
2. Капуста – перо (трудная пара)
3. Серебро – золото (легкая)
4. Ребенок – няня (легкая)
5. Стакан – петух (трудная)
6. Река – озеро (легкая)
7. Школа – гастроном (трудная)
8. Север – юг (легкая)
9. Ботинок – карандаш (трудная)
10. Вверх – вниз (легкая)
Каждая верно названная пара оценивается в 1 балл
А. Легкие ассоциации: (первое предъявление+второе+третье) / 2 = ______
Максимальное число – 9
Б. Трудные ассоциации: Первое предъявление+втрое+третье = _________
Максимальное число – 12
Оценка субтеста: А + Б = _______
Максимальная оценка субтеста – 21
Первое предъявление
Утро Серебро –
Капуста –
Ребенок –
Стакан –
Река –
Север –
Школа –
Вверх –
Ботинок –
Второе предъявление
Капуста –
Север –
Стакан –
Вверх –
Утро –
Ребенок –
Серебро –
Ботинок –
Река –
Школа –
Третье предъявление
Ботинок –
Вверх –
Школа –
Серебро –
Капуста –
Север –
Стакан –
Утро –
Ребенок –
Река –

• Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких
ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем
субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам
прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в
диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат
может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQпоказателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным
субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную
оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д.
Векслер , 1945).
• Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного
измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической,
визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих
показателей в этой компактной и удобной для проведения методике
предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.
• В нашей стране шкала памяти Векслера получила наибольшее распространение
в клинической психодиагностике.

После того, как психолог ввел данные в компьютер, вычисляются следующие показатели:
•Абсолютный показатель (АП)
АП = сумма оценок по всем субтестам
•Корригированный показатель (КП)
КП = АП + возрастная константа.
Возрастная константа определяется по таблице, в зависимости от возраста испытуемого.
Возраст испытуемого:
15-19
20-24
25-29
30-34
35-39
40-44
45-49
50-54
55-59
60-64
65-69
70-74
Константа
32
33
34
36
38
40
42
44
46
48
50
52

•Эквивалентный показатель интеллекта (ЭИПП)
Данный показатель определяется по следующей таблице:
•На экран выводятся результаты в виде следующей таблицы:
Показатель
Абсолютный показатель (АП)
Корригированный показатель (КП)
Эквивалентный показатель интеллекта
(ЭИПП)
Величина
Корригированный
показатель (КП)
Эквивалентный
показатель
(ЭИПП)
Корригированный
показатель (КП)
Эквивалентный
показатель
(ЭИПП)
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
48
49
49
50
51
52
52
53
54
55
55
56
57
57
58
59
59
60
61
62
62
63
64
64
66
67
69
70
72
73
74
76
77
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
80
81
83
84
86
87
89
90
92
93
94
96
97
99
100
101
103
105
106
108
110
112
114
116
118
120
122
124
126
129
132
135
137

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.

Содержание

1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

1.1. Тест зрительной и слуховой памяти
1.2. Пробы на запоминание
1.3. Проба на ассоциативную память
1.4. Опосредованное запоминание
1.5. Шкала памяти Векслера
1.6. Тест зрительной ретенции Бентона

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из 1 файл

векслер.doc

Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.

I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может набрать 6 баллов.

III субтест - психический контроль состоит из трех заданий. Первое - отсчитывание от 20 в обратном порядке. Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не должен оказывать обследуемому помощи.

Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии одной ошибки, но за то же время -1 балл. При правильном выполнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.

При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполнение задания не превышено,-1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с-3 балла.

Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл. Максимальная оценка результатов в III субтесте-9 баллов.

IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. Максимальная оценка в субтесте-23 балла.

V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке - аналогичен одному из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр.

Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистрируются результаты.

Оценка по субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях.

Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов.

Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.

VI субтест - визуальная репродукция. Обследуемому предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка. Экспозиция -10 с. Затем он должен воспроизвести их на бланке опыта.

Оценка производится следующим образом.

В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их направленности -1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом,-1 балл. Максимум - 3 балла.

В фигуре Б-большой квадрат с двумя диаметрами- 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате- 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами- 1 балл; 16 точек в малых квадратах-1 балл; точность в пропорциях-1 балл. Максимум-5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.

В фигуре В1 - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами наружного - 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом-1 балл. Максимум- 3 балла.

В фигуре В2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл;

правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.

Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту -14 баллов.

VII субтест-парные ассоциации. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - <легкие ассоциации>, вторые 4 пары - <трудные ассоциации>. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации.

Приводим примеры применяемых для исследования пар ассоциаций: <легкие> - утро - вечер, серебро - золото; <трудные> - капуста - перо, стакан - петух.

Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего <хорошо>, при неправильном - указывают на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому <легких ассоциаций>, разделенной на 2, с суммой удавшихся <трудных ассоциаций>.

Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (AП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.

Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик; с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможности воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов. Приводим пример вычисления результатов исследования. Обследуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - 110.

Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом <пика> биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

1.6. Тест зрительной ретенции Бентона

Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы -С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов.

Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке-4 набора фигур.

Более интересен качественный анализ получаемых с помощью , теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная , таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.

По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа <органических> ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией.

Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие ; о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной <органической> ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух <органических> ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.

Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.

Примеры <органических> ошибок: больной разделил (позиция B1) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.

Примеры <органических> ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90 °.

Примеры <тяжелых> ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

С помощью метода Векслера могут быть обследованы лица старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них не содержит каких-либо новых, не использовавшихся раньше в экспериментальной психологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).

I субтест - общая осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема человеческих знаний. По ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о памяти обследуем ого, о круге его интересов, о полученном им образовании. Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболевания, протекающие с грубым интеллектуально-мнестическим снижением). Степень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип характерен и для других субтестов.

Приведем некоторые вопросы:

2. Какой формы мяч?

24. Кто написал <Иллиаду>?

29. Что такое гносеология?

Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшествовавшим.

Теста Векслера

Тест Векслера разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Это один из самых популярных тестов, применяемых для измерения уровня интеллекта. Очень распространен в англоязычных странах. При этом диагностируется не только общий интеллект, но и две его составляющие вербальный и невербальный части.
Тест Векслера имеет 11 подтестов, 5 из которых изучают невербальные способности, а 6 вербальные. В каждом тесте имеется от 10 до 30 вопросов, которые постепенно усложняются.
Что же такое вербальный интеллект?

Это способности отвечающие за понятливость, осведомленность, способность человека понять схожесть и расхождение объектов, интеллектуальные возможности воспроизводить цифровые ряды.
Под невербальными способностями понимают возможности к расшифровке, нахождению недостающего звена, определение четкой последовательности, сложение элементов в единое целое.
Оценивание результатов теста происходит в баллах, которые далее переводятся в шкальные оценки.
При этом анализироваться будет, как ответ на каждое отдельное задание, так и общий результат теста. Низкая оценка по какому-либо из субтестов свидетельствует об нарушениях в интеллекте испытуемого.

Особенность теста Векслера, которая одновременно является и его преимуществом среди других аналогичных психологических тестов, состоит в том, что количественный результат теста переводится в качественную интерпретацию.

Если вам нужно определить одаренных детей или взрослых, для какого- либо проекта или вы не уверенны в интеллектуальном и умственном развитии на должном уровне ребенка или взрослого человека, тогда вам на помощь приходим мы.

На нашем сайте, прямо в эту минуту вы можете получить ответы на свои вопросы, проведя онлайновое тестирование по известной методике Векслера, которая показывает результаты общих интеллектуальных способностей и творческий потенциал.Если вы работник сферы обучения или медицины, для вас тоже будет полезна данная методика в плане выяснения умственной отсталости и клинико-психологического диагноза, без привлечения дополнительных специалистов, то есть первичное самостоятельное исследование.


Тест Векслера существует в двух вариациях: детский и взрослый.


С его помощью диагностируют интеллектуальные способности и творческие способностиОба варианта, позволяют определить уровень общего развития интеллекта и его способностей в целом. Тщательно укомплектованная методика значительно облегчает использование адаптированного теста.

Применяют методику: в тестировании персонала и для проведения консультаций со взрослыми — для определения уровня интеллектуальной одаренности; в сфере образования для выявления всех возможных факторов неуспеваемости учеников, для выяснения интеллектуальной готовности к обучаемости в школе, для определения умственной отсталости и клинической картины заболеваний; в профориентационном исследовании.

Таким образом, благодаря этой методике возможно получение комплексного знания об испытуемом, при этом у вас есть возможность проведения теста онлайн на сайте. Обязательно воспользуйтесь этой надежной методикой, и вы получите очень точные результаты, которые помогут вам увидеть всю клиническую картину.

Родителям, желающим узнать причины неуспеваемости ребенка в школе, тоже поможет этот тест.

Не медлите онлайн тест к ВАШИМ услугам! Ведь вполне возможно, что протестировав ребенка сегодня, он скажет вам спасибо завтра за своевременное определение его талантов и достижения головокружительной карьеры в будущем. Обязательно пройдите тестирование!

brain

Тест Векслера – один из самых известных и популярных тестов для измерения уровня интеллекта. Он поможет вам определить как уровень общего интеллекта (IQ), так и уровень развития отдельных способностей. Также вы сможете отслеживать свой прогресс, периодически измеряя свой интеллект по методике Векслера. Как устроен тест и почему его стоит пройти, вы узнаете в этой статье.

О тесте

Тест разработан американским психологом, психиатром и психодиагностом Дэвидом Векслером. Включает в себя 11 субтестов, которые можно разделить на две группы: вербальный и невербальный интеллект.

Каждый из 6 вербальных и 5 невербальных субтестов состоит из 10-30 вопросов с нарастающей сложностью.

Субтесты были отобраны по следующим критериям:

  • высокие корреляции с другими тестами, измеряющими уровень интеллекта;
  • высокий уровень дифференциации: отдельная особенно хорошо или особенно плохо развитая способность не искажает общие результаты;
  • результаты субтестов помогают в постановке диагноза (определённые нарушения соответствуют определённым патологиям).

Результат прохождения каждого субтеста оценивается баллами, которые позже переводят в унифицированные шкалы. Это позволяет сравнивать результаты по разным субтестам и анализировать их разброс.

Тест Векслера помогает определить:

  • уровень вербального и невербального интеллекта в отдельности;
  • соотношение развития вербального и невербального интеллекта;
  • коэффициент интеллекта (IQ) на основе двух шкал;
  • интеллектуальные способности, которые развиты хуже остальных и требуют компенсации.

Используются 3 модификации теста:

  • WAIS – для подростков старше 16 лет и взрослых;
  • WISC – для тестирования детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет;
  • WPPSI – для детей от 4 до 6 лет.

Русскоязычные адаптации есть только для первых двух модификаций.

Также стоит отметить, что модификации после своего появления дополнялись как самим Векслером, так и другими учёными. Добавлялись новые субтесты, немного менялась структура. Например, WPPSI был разработан в 1967 и в дальнейшем пересматривался в 1989, 2002, 2003 и 2012 годах. Поэтому один и тот же тест также может иметь несколько подвидов (более и менее современных).

Не будем рассматривать каждый из них, остановимся только на 11 оригинальных субтестах, предложенных Векслером.

Субтесты

  • Общая осведомлённость. 29 вопросов, определяющих уровень простых знаний. Нет заданий, требующих от испытуемого знания специальных теоретических сведений. Правильный ответ – 1 балл.
  • Понимание. 14 вопросов, которые определяют, насколько хорошо тестируемый понимает смысл выражений. Оценка зависит от правильности ответа: от 0 до 2 баллов.
  • Арифметика. 14 устных задач уровня начальной школы. Оценивается не только правильность, но и время решения.
  • Нахождение сходства. 13 заданий, предлагающих объединить два предмета по общему признаку. Оценка от 0 до 2 баллов. . Субтест имеет две части. В первой предлагается на слух запомнить от 3 до 9 цифр и затем воспроизвести их вслух. Во второй части необходимо воспроизвести ряд из 2-8 цифр, но уже в обратной последовательности.
  • Словарный запас. Необходимо дать определения 42 терминам. 10 из них простые и имеют распространение в обыденной жизни. 20 – средней сложности. Последние 12 – абстрактные теоретические понятия. Оценивается, в зависимости от правильности, – от 0 до 2 баллов.

Вербальная шкала имеет корреляцию с общей культурой испытуемого. Например, по тестам «Осведомлённость», «Понимание» и «Словарный запас» можно судить об интеллигентности.

Субтест «Арифметика» помогает определить не только способность решать арифметические задачи, но и способность концентрировать внимание, т.к. задачи несложные и требуют от испытуемого скорее собранности, чем математического дара.

Результаты субтеста «Сходство» позволяют судить о способности к логическому мышлению и умению обобщать.

«Повторение цифр» менее всего коррелирует с общим интеллектом. Этот субтест нацелен исключительно на измерение объёма рабочей памяти. Векслер добавил его с диагностической целью: неспособности воспроизвести 4 цифры подряд свидетельствует о слабоумии.

Теперь перейдём к субтестам невербальной шкалы:

  • Шифровка. Это тест на кодовые замены. Дан ключ, где каждой цифре соответствует другая цифра. Дано полторы минуты. Необходимо подписать под числовым рядом из ста цифр код в соответствии с ключом. Чем больше правильно зашифрованных цифр, тем выше оценка.
  • Недостающие детали. 21 карточка, на каждой из которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Нужно определить, что это за деталь. 20 секунд на карточку, за каждый правильный ответ – 1 балл.
  • Конструирование блоков. 40 заданий. Испытуемому предоставляется красно-белый чертёж и красно-белые кубики. Необходимо собрать фигуру, указанную на чертеже. Оценивается время и точность.
  • Последовательные картинки. 8 групп картинок. Каждая группа – последовательный сюжет. Картинки представлены в неправильном порядке. Задача испытуемого – расположить их в нужной последовательности. Оценку определяют затраченное время и правильность.
  • Сборка объекта. 4 задания. Нужно собрать хорошо известный объект (человек, слон и т.п.) из деталей. Оценивается в зависимости от времени и правильности сборки объекта.

Стоит отметить, что изначально Векслер полагал, что показатели невербальной шкалы зависят от психофизиологических задатков, но исследования результатов близнецов опровергают эту гипотезу.

Субтест «Шифровка» помогает диагностировать зрительно-моторную скорость, свойства внимания, координации и восприятия.

«Недостающие детали» позволяют определить уровень наблюдательности.

С помощью субтеста «Конструирование блоков» диагностируется двигательная координация и визуальный синтез, а с помощью субтеста «Сборка объекта» – способность к синтезу целого из частей. Результаты обоих тестов зависит от уровня развития сенсомоторной координации.

«Последовательные картинки» сообщают о способности испытуемого к организации целого из частей, экстраполяции и пониманию ситуации.

После прохождения всех субтестов, необходимо правильно их проинтерпретировать, чтобы получить конечный результат.

Интерпретация теста Векслера

Алгоритм интерпретации результатов включает в себя:

  • подсчёт баллов по каждому заданию в соответствии с критериями оценивания;
  • перевод «сырых» баллов в стандартные через унифицированную шкалу;
  • суммируются баллы внутри каждой из шкал – определяется уровень вербального и невербального интеллекта;
  • суммируются баллы двух шкал – определяется уровень общего интеллекта.

После получения конечного результата в баллах вы можете определить свой уровень интеллекта:

  • 130 и выше – очень высокий IQ;
  • 120-129 – высокий IQ;
  • 110-119 – выше среднего уровня;
  • 90-109 – средний IQ – примерно половина населения;
  • 80-89 – ниже среднего уровня;
  • 70-79 – в пределах нормы;
  • 69 и ниже – недостаточное интеллектуальное развитие.

А чтобы результаты тестов на уровень интеллекта вас радовали, рекомендуем начать заниматься на нашей бесплатной онлайн-программе «Нейробика» – она поможет вам держать мозг в тонусе и развивать свои когнитивные способности.

Читайте также: