Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком пс с центральным питанием валиев р ш

Обновлено: 15.05.2024

При подключении любого светильника для его работы нужны как минимум два провода – общий ноль и фаза. Если светильник подразумевает несколько ламп, возникает желание сделать включение лампочек отдельно по одной или по группам. В общем случае для этого используют сдвоенные выключатели или несколько одинарных, по одному на каждую группу. Для этого дополнительно прокладывается проводка, по фазе от каждого из выключателей к лампе. Однако иногда возникает ситуация, когда в комнате был светильник с одной лампочкой или люстра включалась целиком, а теперь вы захотели управлять группами источников света в новой люстре, при этом отделочные работы выполнены и нет желания штробить стены под прокладку отдельной фазы. В таком случае проложить дополнительные провода не получится. Тогда есть два варианта решения проблемы. Первый — использовать «умную» люстру, которая управляется с пульта, тогда не нужно изменять проводку, ведь вся коммутация происходит в блоке управления люстрой. Второй вариант — задействовать схему, при которой происходит управление люстрой по двум проводам. О второй способе мы как раз и расскажем далее.

Задействуем диоды

Первая идея заключается в использовании диодной схемы. Суть заключается в том, что несколько установленных параллельно выключателей включают лампы через диоды, перед лампочками также установлены диоды. Так как диод пропускает только одну полуволну синусоидального напряжения бытовой электросети (в данном случае), то и лампа включится та, перед которой включен диод в соответствующем направлении.

Недостаток этой схемы заключается в том, что на каждую осветительную группу подается лишь половина напряжения питания. Лампы накаливания в таком включении будут работать, а вот люминесцентные или светодиодные, если и включатся, то такое питание приведет к преждевременному их выходу из строя. Лампы накаливания будут мерцать с частотой питающей сети, для России это 50 Гц, это ведет к повышенной утомляемости людей находящихся в помещении, а также головным болям и общим недомоганиям. Такой свет нельзя использовать в жилых помещениях.

Двухпроводная схема управления стрелкой

Для управления стрелочным электроприводом СП-6К с электродвигателем постоянного тока применяется двухпроводная схема управления стрелкой.

В двухпроводной схеме управления стрелочным электроприводом СП-6К с центральным питанием применяется электродвигатель постоянного тока ДПС-0,15-160 В. Управление стрелкой осуществляется по двум проводам Л1 и Л2. По этим проводам образуется реверсирующая цепь для перевода стрелки и контрольная переменного тока для контроля положения стрелки.

Двухпроводная схема управления стрелкой (видео)

В приложенной схеме стрелка находится в плюсовом положении. Контрольная цепь, подключенная через трансформатор Т к источнику переменного тока, фиксирует положение стрелки. Реле ОК зашунтировано выпрямительным столбиком (ВС) так, что через выпрямительный столбик и контакты 33-34, 31-32 автопереключателя замыкаются отрицательные полуволны переменного тока от полюсов ПХ, ОХ. Через обмотку реле ОК протекает ток, постоянная составляющая которого имеет положительную полярность. Цепочка повышает постоянную составляющую тока, протекающего через реле, и исключает протекание постоянной составляющей через трансформатор.

От постоянной составляющей положительной полярности реле ОК притягивает нейтральный якорь, поляризованный якорь переключается в нормальное положение, и создаётся цепь включения реле ПК. Через замкнутый контакт реле ПК включается зелёная лампа, контролирующая плюсовое положение стрелки.

Для перевода стрелки в минусовое положение дежурный по станции переключает стрелочный коммутатор в минусовое положение. Образуется цепь включения реле НПС по верхней обмотке через поляризованный контакт реле ППС в нормальном положении с проверкой условий свободности стрелочной изолированной секции (СП) и отсутствия замыкания стрелки в ранее установленном маршруте (З). Сработав, реле НПС замкнувшимися фронтовыми контактами подготавливает цепь включения реле ППС, а также рабочую цепь питания двигателя Д. Разомкнувшимися тыловыми контактами реле НПС от линейных проводов Л1 и Л2 отключается реле ОК, чем прекращается контроль плюсового положения стрелки. Реле ПК выключается, лампа З гаснет, загорается лампа К. Реле ППС, сработав по цепи питания нижней обмотки, переключает поляризованный якорь. От полюса рабочей батареи РП к РМ пройдёт ток через фронтовые контакты реле НПС, переведённые контакты реле ППС, линейные провода Л2, Л1, обмотку реле Р и нижнюю обмотку реле НПС. Поляризованное реле Р переключит поляризованный якорь и замкнёт рабочую цепь питания двигателя через контакты 11-12 автопереключателя. Стрелка переведётся в минусовое положение. На всё время перевода реле НПС остаётся включенным за счёт рабочего тока, протекающего по нижней токовой обмотке.

По окончании перевода стрелки рабочая цепь размыкается контактами 11-12 автопереключателя. Реле НПС выключается, его контакты размыкают рабочую цепь и включают контрольную. Через замкнутые контакты 24-23 и 21-22 автопереключателя выпрямительный столбик ВС подключается параллельно обмотке реле ОК обратной полярностью так, что положительные полуволны переменного тока замыкаются через ВС, а отрицательные — через реле ОК. Реле ОК, сработав переключает поляризованный якорь в переведённое положение, притягивает нейтральный якорь и образует цепь включения реле МК. Загорается желтая лампа контроля минусового положения стрелки, красная гаснет.

Двухпроводную схему управления стрелкой можно найти здесь.

Схема на терморезисторе и реле

Третья схема управления светильником по двум проводам на терморезисторе и реле. При включении выключателя напряжение подаётся на схему и зажигаются лампы HL4-HL6. HL1-HL3 запитаны через нормально-замкнутые контакты реле (К1 – его катушка), при подаче питания они размыкаются. Параллельно катушке подключены: задающий резистор R1 и терморезистор R2. Протекание тока через R2 вызывает его нагрев. С повышением температуры его сопротивление падает (NTC или отрицательный температурный коэффициент).

Схема управления на терморезисторе и реле

У реле есть некий характерный гистерезис, это значит, что ток включения больший, чем ток удержания. Это значит, что при сниженном сопротивлении R2 ток продолжит протекать через него, но катушка остается запитанной достаточно для удержания реле во включенном состоянии. Чтобы включить все лампы, нужно быстро перевключить выключатель, тогда резистор не успеет остыть и ток пойдёт через него, тока через катушку будет недостаточно для размыкания контактов. Чтобы включить половину лампочек повторно, нужно выключить свет, подождать с половину минуты, чтобы терморезистор остыл и его сопротивление восстановилось, и включить заново.

Управление люстрой по двум проводам

Занимаясь ремонтом, всякими отделками-переделками, не каждый мастер в состоянии предусмотреть все нюансы и «мелочи». Да и работы по ремонту-отделке не всегда включают в себя комплекс капитальных переустройств.

Так очень часто происходит со светом. Точнее – с электропроводкой. Например: забыли прокинуть дополнительный провод на освещение гостиной, или: поменяли в спальне обои, но стены штробить не стали, чтобы «грязь не разводить», зато «вечернее» освещение комнаты отсутствует напрочь! Подобных ситуаций немало, а современное представление о комфорте уже неразрывно связано с широкими возможностями светового оформления, с различными вариантами освещения. Так что давайте подумаем, ведь безвыходных ситуаций не бывает!

Начнём с самого обычного случая. В старых квартирах к центральной люстре подведено всего два провода, то есть даже простое освещение в «два режима» сделать не выходит. Долбить потолок? Вешать несколько бра на стены? Необязательно. Существует немало различных «схем» управления люстрой по двум проводам – совсем простых, средней сложности реализации и довольно серьёзных электронных устройств. Мы рассмотрим самую несложную и доступную для повторения схему включения.

Сам принцип «двухпозиционного» освещения очень прост, достаточно уменьшить ток на лампах светильника или люстры, и с помощью включения в цепь диода достаточной мощности реализовать два режима освещения не составит труда.


Используя обычный двухклавишный выключатель, мы можем включить нашу люстру на «половинную» мощность (S1), или на полную (S1 и S2 вместе). Куда уже проще?


Но если добавить ещё один такой-же диод в нашу схему, только включив его «во встречном направлении», то свет будет включаться при нажатии на любую клавишу «вполнакала», а вторая клавиша вновь включает полную мощность освещения. Дополнительным плюсом такой схемы станет то, что включая освещение сперва «вполнакала», мы подогреваем нить ламы, увеличивая её сопротивление, и при подаче полного напряжения не происходит резкого скачка тока, как при обычном включении холодных ламп. Все помнят, что лампочки перегорают как правило, в момент включения? Так вот, наша схемка продлит срок службы ламп накаливания на неопределённое время!

Однако на этом возможности двухпроводной схемы не исчерпаны. Всего пара новых элементов в схеме даёт возможность включать-выключать отдельные группы ламп.

Совсем просто? А функциональность такого включения вполне на уровне – включая одну клавишу выключателя, мы подаём «уполовиненное» напряжение на Л1, Л2, Л3, а лампы Л4 и Л5 вовсе не включаются, поскольку диод «выпрямляет» напряжение питания, а конденсатор не «пропускает» постоянный ток.

Используем счетчик

Еще одна схема построена на логических элементах. Суть идеи заключается в том, что вы подаете импульсы и на его выходе попеременно появляются логические единицы. Они используются для включения полупроводниковых ключей, например транзисторов.

Схема со счетчиком

Переключение групп ламп происходит при быстром переключении выключателя (вкл./выкл.), так на вход счетчика С поступают тактовые импульсы и на выходе появляются логические единицы. Алгоритм работы:

  1. EL1 & EL
  2. EL1 & EL3 & EL
  3. EL1 & EL2 & EL3 & EL

Сброс счетчика происходит при подаче сигнала на вход R. Для этого нужно выключить SA1 на 15 секунд.

  • Счетные импульсы формирует DD3.
  • Первое включение, на выходе DD3 сформирован логический ноль, удерживается от C2.
  • Короткое переключение разряжает конденсатор и на выходе DD3 появляется логическая единица. Происходит переключение элемента DD2.1 по переднему фронту на счетном входе. И так при каждом кратковременном размыкании SA2.

Десять команд по двум проводам

Описанное ниже устройство предназначено для дистанционного управления десятью нагрузками по двупроводной линии связи длиной до 10 м. Его можно использовать для управления бытовой радиоаппаратурой, игрушками, для передачи информации о состоянии датчиков различных устройств.

От подобных по назначению (например, [Л] это устройство отличается возможностью одновременной передачи нескольких команд в любой комбинации и удобством контроля за передаваемой информацией (по положению ручек или кнопок переключателей на пульте передатчика). Кроме того, передатчик не требует собственного источника питания — он питается по той же линии связи. Система сохраняет работоспособность при изменении напряжения питания от 9 до 5 В, а при использовании микросхем серии К561- от 12 до 5 В.

Принцип работы устройства заключается в следующем. Требуемые команды передают, устанавливая переключатели пульта управления в соответствующее положение. В передатчике происходит циклический опрос состояния контактуры пульта с тактовой частотой. Последовательность командных импульсов (замкнутым контактам соответствует короткий импульс, разомкнутым — удлиненный) передается по линии связи в приемник. Приемное устройство обрабатывает поступившую информацию и вырабатывает сигнал на включение соответствующих нагрузок.

Принципиальная схема передающего устройства изображена на рис. 1, приемника- на рис. 2. Рис. 3 иллюстрирует работу всей системы.

После включения приемника тумблером SA1 напряжение питания по линии связи через диод VD15 (рис. 1) поступает к передатчику. После зарядки конденсатора СЗ до напряжения питания начинает работать генератор коротких импульсов со скважностью 5 и частотой повторения около 200 Гц, собранный на элементах DD1.1, DD1.2. Из этих импульсов (диагр. 1, рис. 3) триггер D02.1 формирует тактовые сигналы (диагр. 2), поступающие на счетчик DD3. Импульсы, последовательно появляющиеся на выходах счетчика, в зависимости от состояния (диагр. 3) командных переключателей SA1 — SA10 проходят или не проходят на верхний по схеме вход элемента DD1.3 (диагр. 4). Если контакты какого-то переключателя разомкнуты, то в соответствующий момент на этот же вход через диод VD2 поступают импульсы с выхода генератора.

На второй вход элемента DD1.3 с триггера DD2.2 приходит длинный импульс (диагр. 5) после каждого цикла опроса контактуры. На этот же вход с триггера DD2.1 поступает импульс, запрещающий прохождение информации через элемент DD1.3 в каждую первую половину времени опроса состояния соответствующего переключателя. Сформированные элементом совпадения DD1.3 пачки импульсов после инвертирования элементом DD1.4 (диагр. 6) поступают на электронный ключ на транзисторе VT1 и далее в линию (диагр. 7).

Для обеспечения селекции пачек импульсов в приемнике передатчик после каждого цикла опроса формирует паузу, в течение которой обнуляется счетчик приемника.

Узел приемника (рис. 2), собранный на элементах DD1.1, DD1.2, представляет собой ждущий мультивибратор. Его запускают спады информационных импульсов, которые приходят с передатчика на вывод 2 элемента DD1.1. Цепь R1C1 определяет длительность выходных импульсов, по окончании которых элементы DD1.3, DD1.4 и транзистор VT3 формируют импульсы записи (диагр. 8). Информационные импульсы (диагр. 7), инвертированные транзистором VT1 (получается последовательность, аналогичная диагр. 6), поступают на вход D триггеров DD3 — OD7 (выводы 5 и 9) и на вход С счетчика DD2, который, переключаясь, разрешает прохождение импульса записи на вход С соответствующего триггера.

Короткий информационный импульс заканчивается раньше, чем формируется записывающий, и на инверсном выходе этого триггера появляется сигнал 1, если же импульс длинный, то сигнал 0. К коллектору каждого транзистора VT4 — VT13 можно подключать нагрузку с потребляемым током не более 50…100 мА.

Для установки счетчика DD2 в исходное состояние служит генератор одиночных импульсов,выполненный на однопереходном транзисторе VT2. Цепь C3R5 задает время для формирования импульса установки, которое должно быть меньше паузы между пачками (диагр. 10). После каждой информационной посылки конденсатор СЗ разряжается через диод VD) и транзистор VT1 передатчика (диагр. 9).

Используемые в устройстве микросхемы серии К176 можно заменить на соответствующие из серий К561, К564. Вместо транзисторов КТ361 Г можно применить КТ361, КТ347, КТ3107 с любым буквенным индексом. Конденсатор СЗ передатчика и С2, СЗ приемника — К53-1А, остальные — КМ, резисторы — МЛТ.

Устройство, собранное из исправных деталей, начинает работать сразу и в налаживании не нуждается.

ЛИТЕРАТУРА: Иноземцев В. Шифратор и дешифратор команд телеуправления.- Радио, 1985, № 7, с. 40, 41.

В 155 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием / Р.Ш. Валиев, Ш.К. Валиев Екатеринбург: ООО «Вебстер», 2011 — с. 48.

В практической части издания приведено подробное руководство, позволяющее закрепить полученные знания.

Книга адресована преподавателям, студентам, а также сотрудникам предприятий, эксплуатирующих устройства железнодорожной автоматики и телемеханики (устройства СЦБ).

ДВУХПРОВОДНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ

СТРЕЛКОЙ С ПУСКОВЫМ БЛОКОМ ПС

С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие сведения 5

2. Состав схемы 6

3. Работа схемы 11

3.1. Алгоритм и последовательность работы реле при переводе стрелки

3.2. Управляющая цепь

3.3. Рабочая цепь

3.4. Контрольная цепь

3.5. Недостатки контрольной цепи

3.6. Перепутывание линейных проводов

3.7. Схема спаренной стрелки

Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 5

1. Общие сведения В электрической централизации для управления стрелочными электроприводами применяется двухпроводная схема с пусковым стрелочным блоком ПС (ПСА, ПС-220М, ПС-110А, ПС-110М). Особенность этой схемы заключается в том, что в ней используется привод с электродвигателем постоянного тока на рабочее напряжение 160 В.

Рис. 1. Пусковой стрелочный блок ПС-220

Схемой предусмотрено два способа управления стрелкой:

— индивидуальное (раздельное). В этом варианте дежурный по станции переводит стрелки при помощи кнопок или стрелочных коммутаторов (рукояток);

— маршрутное. В маршрутной релейной централизации (МРЦ) все стрелки, входящие в маршрут, переводятся автоматически после нажатия кнопок, определяющих начало и конец маршрута, и возбуждения стрелочных управляющих реле ПУ или МУ.

Схемой предусмотрено местное реверсирование.

По технико-экономическим соображениям может применяться центральное или магистральное питание электродвигателя.

В этом издании рассмотрена только схема с центральным питанием. Познакомиться с работой схемы при магистральном питании необходимо в «Книге СЦБиста» «Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с магистральным питанием».

2. Состав схемы Основная часть аппаратуры (рис. 2.1) размещена на посту электрической централизации и сосредоточена в следующих блоках:

— ПС-220 (ПС-110) – пусковой стрелочный блок. Содержит два одинаковых комплекта двухпроводной схемы управления стрелкой (на схеме в скобках показаны выводы блока для второго комплекта блока ПС);

— С – контрольный стрелочный блок (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации);

— НСОх2 – блок управления одиночными стрелками. Содержит два одинаковых комплекта стрелочных управляющих реле (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации);

— НСС – блок управления спаренными стрелками (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации).

Рис. 2.1. Двухпроводная схема управления одиночной стрелкой с пусковым блоком ПС Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 7 Схемы блоков НСОх2, НСС и С приведены и подробно рассмотрены в «Книге СЦБиста» «Блочная маршрутная релейная централизация».

Схема включает следующие коммутационные приборы, установленные на аппарате управления дежурного по станции:

— СК – стрелочный коммутатор (рукоятка) служит для индивидуального (раздельного) перевода стрелки (рис. 2.2). Вместо стрелочного коммутатора могут использоваться две кнопки;

— Вк – вспомогательная пломбируемая кнопка, используется для перевода стрелки при ложной занятости рельсовой цепи;

— ВЗк – кнопка выключения/включения звонка взреза.

При использовании схемы в системе блочной маршрутной релейной централизации для реализации маршрутного управления в блоке НСОх2 для одиночной стрелки или в блоке НСС для спаренной стрелки установлены следующие реле:

— ПУ, МУ – плюсовое и минусовое управляющие реле (на схеме показаны только контакты).

Рис. 2.1. Двухпроводная схема управления одиночной стрелкой с пусковым блоком ПС (продолжение) Стрелочные электроприводы

В блоке ПС размещены два комплекта следующих приборов (рис 2.1):

— НПС – нейтральное пусковое стрелочное реле;

— ППС – поляризованное пусковое стрелочное реле;

— ОК – общее контрольное реле комбинированного типа;

— СКТ – индивидуальный трансформатор для питания контрольной цепи;

— R1, С1 – RC-цепочка, создающая замедление на отпадание реле НПС;

— Rз – защитный резистор;

Стрелочный коммутатор (рукоятка) и лампы индикации положения стрелки на аппарате управления ДСП Для проверки условий безопасности при переводе стрелки используются контакты следующих реле:

— СП – стрелочное путевое реле (входит в состав рельсовой цепи, на схеме показаны только контакты).

Для контроля положения каждой стрелки используются следующие реле:

— ПК, МК – плюсовое и минусовое контрольные реле;

— ВЗ – реле взреза.

При оборудовании станции устройствами БМРЦ контрольные реле входят в состав блока типа С, в других системах устанавливаются на стативах свободного монтажа.

Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 9 На станцию для получения группового контроля положения стрелок на релейных стативах свободного монтажа устанавливаются:

— ОК – общее контрольное реле, фиксирующее выключение хотя бы одного реле ОК в блоках ПС стрелок станции;

— ВЗ – реле контроля отсутствия взреза стрелок, служащее для включения звонка взреза на аппарате управления дежурного по станции.

Рис. 2.3. Стрелочный электропривод с трансформаторным ящиком Для индикации положения стрелки на аппарате управления размещены следующие лампы (рис.

2.2):

— зеленая – показывает плюсовое положение стрелки;

— желтая – стрелка находится в минусовом положении;

— красная – стрелка в среднем положении.

Рассмотренные выше приборы размещаются на посту ЭЦ.

В трансформаторном ящике (рис.

2.3) в непосредственной близости от стрелочного электропривода размещены:

— Р – реверсирующее реле поляризованного типа;

— БВС – блок выпрямителя.

Стрелочные электроприводы Соединение постовой аппаратуры с напольными устройствами производится двухпроводным кабелем, отсюда и название схемы – двухпроводная.

Переход от схем блочных стативов к кабелю происходит при помощи коммутационных панелей, расположенных на кроссовом стативе (рис. 2.4). Кроссовый статив предназначен для разделки напольных кабелей и подключения (отключения) любой кабельной жилы к постовому монтажу без подпайки (отпайки) с помощью штепсельных перемычек коммутационных панелей.

Рис. 2.4. Кроссовые стативы и коммутационная панель

В схеме использованы следующие полюса питания (рис. 2.1):

— П, М – источник питания станционной аппаратуры (±24 В);

— РПБ, РМБ – источник питания рабочей цепи (±220 В);

— ПХКС, ОХКС – источник питания контрольной цепи – переменное напряжение 220 В для блоков ПС-220А и ПС-220М или 110 В для блоков ПС-110А и ПС-110М;

— СХ – прямой провод источника питания контрольных ламп табло (

— КМС – прямой провод источника питания контрольных ламп табло, подключаемый при нажатии кнопки «Контроль стрелок» (

— С – прямой провод оповестительной сигнализации аппарата управления ДСП (

— МС – обратный провод для полюсов СХ, КМС, С.

Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 11

3.1. Алгоритм и последовательность работы реле при переводе стрелки Рис. 3.1. Алгоритм работы двухпроводной схемы управления стрелкой Последовательность работы реле при переводе стрелки в минусовое положение следующая:

3.2. Управляющая цепь

ЗАДАЧИ. Управляющая цепь стрелки выполняет следующие задачи:

1. Включает пусковые приборы при нажатии кнопок управления (переводе коммутаторов или рукояток) или включении реле ПУ (МУ);

2. Исключает возможность перевода стрелки при занятой или замкнутой в маршруте стрелочной секции;

3. Фиксирует окончание перевода стрелки.

Рис. 3.2. Управляющая цепь двухпроводной схемы управления стрелкой с пусковым блоком ПС Контактами реле МУ (ПУ) или стрелочного коммутатора включается реле НПС (рис.

3.2), в цепи которого проверяется свободность стрелочной секции (контакт реле СП) и незамкнутость стрелки в маршруте (контакт реле З):

или для маршрутного управления:

Перевод стрелки при повреждении рельсовой цепи (разомкнут фронтовой контакт реле СП) производится с нажатием специальной опломбированной кнопки Вк (рис. 3.3). До ее нажатия дежурный по станции обязан убедиться в фактической свободности стрелочной секции.

Включившись, реле НПС тыловыми контактами отключает контрольное реле ОК от линейных проводов Л1 и Л2. Реле ОК выключается и нейтральным контактом отключает реле ПК и МК (рис. 2.1). Стрелка теряет контроль.

Одновременно с этим, реле НПС (рис. 3.2.) замыкает цепь обмотки реле ППС, которая соответствует полярности, обратной предыдущему переводу стрелки:

Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 13 или для маршрутного управления:

ПРАВИЛО. Пусковое реле, осуществляющее замыкание рабочей цепи электропривода, должно срабатывать от кратковременного импульса, вне зависимости от длительности нажатия кнопки дежурным по станции.

Для этого в схеме использованы два пусковых реле: нейтральное НПС и поляризованное ППС. После срабатывания реле НПС переключает контакты реле ППС и цепь питания нейтрального реле по обмотке возбуждения размыкается.

ПРАВИЛО. После включения реле НПС должно удерживаться током рабочей цепи, фиксируя фактическое подключение двигателя к источнику питания. Если блокировка реле НПС по рабочему току не наступает, оно немедленно выключается и размыкает рабочую цепь.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ. Замедление реле НПС (образовано параллельным включением конденсатора C1 и резистора R1) действует на время с момента отключения первоначальной цепи включения (по обмотке 2–4) до нарастания тока в обмотках двигателя, достаточного для удержания якоря реле НПС по токовой обмотке (1–3).

Последовательно с обмоткой НПС включен диод VD, исключающий разряд конденсатора на обмотку реле ППС.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ. В случае пробоя диода за счет разряда конденсатора реле ППС может изменить полярность, что приведет к сбою работы схемы управления стрелочным электроприводом.

Поменяв полярность, реле ППС своими контактами подключает источник питания РПБ – РМБ к линейным проводам Л1–Л2.

опыт преподавательской деятельности. Более сорока лет готовит СЦБистов. ИзоТакже в его багаже опыт проектирования и бретатель, имеет более тридцати авторских внедрения систем СЦБ на магистральном и свидетельств.

промышленном железнодорожном транспорте и в метрополитенах РФ.

Поздравляем Вас, Вы держите в руках одно из изданий серии «Книга СЦБиста»!

«книга сцбиста» – НЕОБХОДИМЫЙ И ДОСТАТОЧНЫЙ источник знаний!

Идея «книги сцбиста» проста.

Каждое издание посвящено только одному устройству или системе, которые рассмотрены с максимальной глубиной:

— возможные неисправности и характер их проявления;

— методика и алгоритмы поиска отказов.

Сформируйте у себя необходимый комплект изданий, соответствующий эксплуатируемым устройствам СЦБ, и Вы уже не будете долго искать нужную информацию в разных источниках – все и всегда будет у Вас «под рукой».

«Илья Ильф, Евгений Петров ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА Часть четвертая "“Золотой штат”" Глава тридцатая Рекорд миссис Адамс На границе Калифорнии нас остановили у инспекторской станции, обсаженной небольшими кактусами, и обыскали автомобиль. В Калифорнию нельзя пр. »

«BCC Invest 26 декабря 2016 г. Обзор рынка на 26.12.2016 г. Рынок: KASE Казахстанский индекс на торгах в пятницу Индекс KASE 1 355.86 0.25% продемонстрировал слабый рост, в Объем сделок, в тыс. usd 275.4 458.1 пределах 0,25%. Объем сделок с акциями Капитализация в млн. KZT 43 183.9 265.04. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

4 Стрелочные электроприводы ДВУХПРОВОДНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛКОЙ С ПУСКОВЫМ БЛОКОМ ПС С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Общие сведения 5 2. Состав схемы 6 3. Работа схемы Алгоритм и последовательность работы реле при переводе стрелки Управляющая цепь Рабочая цепь Контрольная цепь Недостатки контрольной цепи Перепутывание линейных проводов Схема спаренной стрелки Выключение стрелки из централизации Правила поиска неисправностей Алгоритм поиска неисправностей Возможные неисправности и способы их устранения 40 Приложение. Порядок работы на тренажере двухпроводной схемы управления спаренной стрелкой с пусковым блоком ПС

5 4 Стрелочные электроприводы Условные обозначения, принятые в издании Цветовые обозначения: зеленым цветом на схемах обозначены приборы управляющей (пусковой) цепи схемы управления стрелкой; синим цветом на схемах обозначены приборы рабочей цепи схемы управления стрелкой; красным цветом на схемах обозначены приборы контрольной цепи схемы управления стрелкой. Обозначения последовательности работы реле: перевод коммутатора (рукоятки); включение нейтрального реле; выключение нейтрального реле; срабатывание поляризованного якоря реле; включение лампы ровным светом; включение лампы в мигающем режиме; одновременная работа приборов; номера контактов приборов. Обозначения цепей включения реле: номера контактов приборов; обмотка реле; фронтовой контакт реле; тыловой контакт реле; нормальный контакт поляризованного реле; переведенный контакт поляризованного реле; параллельные цепи.

6 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 1. Общие сведения В электрической централизации для управления стрелочными электроприводами применяется двухпроводная схема с пусковым стрелочным блоком ПС (ПС220А, ПС-220М, ПС-110А, ПС-110М). Особенность этой схемы заключается в том, что в ней используется привод с электродвигателем постоянного тока на рабочее напряжение 160 В. Рис. 1. Пусковой стрелочный блок ПС-220 Схемой предусмотрено два способа управления стрелкой: индивидуальное (раздельное). В этом варианте дежурный по станции переводит стрелки при помощи кнопок или стрелочных коммутаторов (рукояток); маршрутное. В маршрутной релейной централизации (МРЦ) все стрелки, входящие в маршрут, переводятся автоматически после нажатия кнопок, определяющих начало и конец маршрута, и возбуждения стрелочных управляющих реле ПУ или МУ. Схемой предусмотрено местное реверсирование. По технико-экономическим соображениям может применяться центральное или магистральное питание электродвигателя. В этом издании рассмотрена только схема с центральным питанием. Познакомиться с работой схемы при магистральном питании необходимо в «Книге СЦБиста» «Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с магистральным питанием». 5

7 6 Стрелочные электроприводы 2. Состав схемы Основная часть аппаратуры (рис. 2.1) размещена на посту электрической централизации и сосредоточена в следующих блоках: ПС-220 (ПС-110) пусковой стрелочный блок. Содержит два одинаковых комплекта двухпроводной схемы управления стрелкой (на схеме в скобках показаны выводы блока для второго комплекта блока ПС); С контрольный стрелочный блок (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации); НСОх2 блок управления одиночными стрелками. Содержит два одинаковых комплекта стрелочных управляющих реле (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации); НСС блок управления спаренными стрелками (используется в схемах блочной маршрутной релейной централизации). Рис Двухпроводная схема управления одиночной стрелкой с пусковым блоком ПС

8 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 7 Схемы блоков НСОх2, НСС и С приведены и подробно рассмотрены в «Книге СЦБиста» «Блочная маршрутная релейная централизация». Схема включает следующие коммутационные приборы, установленные на аппарате управления дежурного по станции: СК стрелочный коммутатор (рукоятка) служит для индивидуального (раздельного) перевода стрелки (рис. 2.2). Вместо стрелочного коммутатора могут использоваться две кнопки; Вк вспомогательная пломбируемая кнопка, используется для перевода стрелки при ложной занятости рельсовой цепи; ВЗк кнопка выключения/включения звонка взреза. При использовании схемы в системе блочной маршрутной релейной централизации для реализации маршрутного управления в блоке НСОх2 для одиночной стрелки или в блоке НСС для спаренной стрелки установлены следующие реле: ПУ, МУ плюсовое и минусовое управляющие реле (на схеме показаны только контакты). Рис Двухпроводная схема управления одиночной стрелкой с пусковым блоком ПС (продолжение)

10 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием На станцию для получения группового контроля положения стрелок на релейных стативах свободного монтажа устанавливаются: ОК общее контрольное реле, фиксирующее выключение хотя бы одного реле ОК в блоках ПС стрелок станции; ВЗ реле контроля отсутствия взреза стрелок, служащее для включения звонка взреза на аппарате управления дежурного по станции. Рис Стрелочный электропривод с трансформаторным ящиком Для индикации положения стрелки на аппарате управления размещены следующие лампы (рис. 2.2): зеленая показывает плюсовое положение стрелки; желтая стрелка находится в минусовом положении; красная стрелка в среднем положении. Рассмотренные выше приборы размещаются на посту ЭЦ. В трансформаторном ящике (рис. 2.3) в непосредственной близости от стрелочного электропривода размещены: Р реверсирующее реле поляризованного типа; БВС блок выпрямителя. 9

11 10 Стрелочные электроприводы Соединение постовой аппаратуры с напольными устройствами производится двухпроводным кабелем, отсюда и название схемы двухпроводная. Переход от схем блочных стативов к кабелю происходит при помощи коммутационных панелей, расположенных на кроссовом стативе (рис. 2.4). Кроссовый статив предназначен для разделки напольных кабелей и подключения (отключения) любой кабельной жилы к постовому монтажу без подпайки (отпайки) с помощью штепсельных перемычек коммутационных панелей. Рис Кроссовые стативы и коммутационная панель В схеме использованы следующие полюса питания (рис. 2.1): П, М источник питания станционной аппаратуры (±24 В); РПБ, РМБ источник питания рабочей цепи (±220 В); ПХКС, ОХКС источник питания контрольной цепи переменное напряжение 220 В для блоков ПС-220А и ПС-220М или 110 В для блоков ПС-110А и ПС-110М; СХ прямой провод источника питания контрольных ламп табло (

24 В); КМС прямой провод источника питания контрольных ламп табло, подключаемый при нажатии кнопки «Контроль стрелок» (

24 В); С прямой провод оповестительной сигнализации аппарата управления ДСП (

24 В); МС обратный провод для полюсов СХ, КМС, С.

12 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием Работа схемы 3.1. Алгоритм и последовательность работы реле при переводе стрелки Рис Алгоритм работы двухпроводной схемы управления стрелкой Последовательность работы реле при переводе стрелки в минусовое положение следующая:

13 12 Стрелочные электроприводы 3.2. Управляющая цепь ЗАДАЧИ. Управляющая цепь стрелки выполняет следующие задачи: 1. Включает пусковые приборы при нажатии кнопок управления (переводе коммутаторов или рукояток) или включении реле ПУ (МУ); 2. Исключает возможность перевода стрелки при занятой или замкнутой в маршруте стрелочной секции; 3. Фиксирует окончание перевода стрелки. Рис Управляющая цепь двухпроводной схемы управления стрелкой с пусковым блоком ПС Контактами реле МУ (ПУ) или стрелочного коммутатора включается реле НПС (рис. 3.2), в цепи которого проверяется свободность стрелочной секции (контакт реле СП) и незамкнутость стрелки в маршруте (контакт реле З): или для маршрутного управления: Перевод стрелки при повреждении рельсовой цепи (разомкнут фронтовой контакт реле СП) производится с нажатием специальной опломбированной кнопки Вк (рис. 3.3). До ее нажатия дежурный по станции обязан убедиться в фактической свободности стрелочной секции. Включившись, реле НПС тыловыми контактами отключает контрольное реле ОК от линейных проводов Л1 и Л2. Реле ОК выключается и нейтральным контактом отключает реле ПК и МК (рис. 2.1). Стрелка теряет контроль. Одновременно с этим, реле НПС (рис. 3.2.) замыкает цепь обмотки реле ППС, которая соответствует полярности, обратной предыдущему переводу стрелки:

14 Двухпроводная схема управления стрелкой с пусковым блоком ПС с центральным питанием 13 или для маршрутного управления: ПРАВИЛО. Пусковое реле, осуществляющее замыкание рабочей цепи электропривода, должно срабатывать от кратковременного импульса, вне зависимости от длительности нажатия кнопки дежурным по станции. Для этого в схеме использованы два пусковых реле: нейтральное НПС и поляризованное ППС. После срабатывания реле НПС переключает контакты реле ППС и цепь питания нейтрального реле по обмотке возбуждения размыкается. ПРАВИЛО. После включения реле НПС должно удерживаться током рабочей цепи, фиксируя фактическое подключение двигателя к источнику питания. Если блокировка реле НПС по рабочему току не наступает, оно немедленно выключается и размыкает рабочую цепь. Нарушение этих правил может привести к переводу стрелки под составом при движении немаршрутизированным порядком. Рис Кнопки вспомогательного перевода стрелок ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ. Замедление реле НПС (образовано параллельным включением конденсатора C1 и резистора R1) действует на время с момента отключения первоначальной цепи включения (по обмотке 2 4) до нарастания тока в обмотках двигателя, достаточного для удержания якоря реле НПС по токовой обмотке (1 3). Последовательно с обмоткой НПС включен диод VD, исключающий разряд конденсатора на обмотку реле ППС. ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ. В случае пробоя диода за счет разряда конденсатора реле ППС может изменить полярность, что приведет к сбою работы схемы управления стрелочным электроприводом. Поменяв полярность, реле ППС своими контактами подключает источник питания РПБ РМБ к линейным проводам Л1 Л2.

Двухпроводная схема управления стрелкой предназначена для управления электроприводом СП-6М с электродвигателем постоянного тока типа МСП. В БМРЦ для управления стрелкой применяется блок типа ПС 110М или ПС 220М в зависимости от величины рабочего напряжения электродвигателя.

Работа схемы: (смотри схему в конце текста)

Рекомендуемые файлы

Контактами управляющих стрелочных реле ПУ (МУ), при задании маршрута или контактами стрелоч-ного коммутатора, при индивидуальном управлении, полюс контрольной батареи П подключается к обмот-ке нейтрального пускового реле НПС в блоке ПС через контакт реле ППС, диод VD и далее по цепи: кон-такт замыкающего реле З и путевого реле стрелочного участка СП, полюс М контрольной батареи. Реле НПС, возбуждаясь, контактами 81-83 и 21-23 отключает стрелочное контрольное реле ОК в блоке ПС от линейных проводов Л1 и Л2 и контактами 41-42 и 61-62 включает обмотку поляризованного пускового реле ППС, которая соответствует полярности, обратной предыдущему переводу стрелки. Реле ППС, перек-лючая поляризованные контакты, меняет полярность в линейных проводах, отключает цепь питания реле НПС от батареи и одновременно подготавливает для реле НПС цепь обратного перерода стрелки. На время всех переключений реле НПС удерживает свой якорь за счёт замедления на отпускания, создаваемого кон-денсатором С, подключённого к его обмотке. Последовательно с реле включён диод VD, исключающий разряд конденсатора на обмотку реле ППС. С изменением полярности в линейных проводах меняется по-лярность от рабочей батареи и на обмотке поляризованного реле Р, размещённого в трансформаторном ящике рядом с электроприводом. Реле Р перебрасывает контакты и подключает напряжение рабочей бата-реи через контакты автопереключателя к обмоткам стрелочного электродвигателя. С момента включения электродвигателя и до окончания перевода по обмотки 1-3 реле НПС будет протекать рабочий ток, удержи-вая якорь реле в притянутом положении, Когда после перевода стрелки цепь рабочего тока контактами ав-топереключателя будет разомкнута, в линейной цепи остаются включёнными только реле Р и выпрямитель-ный элемент блок БВС, представляющее большое сопротивление, Вследствии этого ток в обмотке 1-3 реле НПС резко снизится, оно отпустит якорь, выключив рабочую цепь и подключив к линейным проводам кон-трольную цепь переменного тока 220В от трансформатора Т. Переменный ток от полюсов ПХКС, ОХКС проходит через выпрямительный вентиль блока БВС и возбуждает контрольное реле ОК в пусковом блоке, создавая на его обмотке полярность, соответствующую положению стрелки (контактами автопереключа-теля). Через контакты реле ОК и ПС включается плюсовое реле ПК или минусовое МК контрольное реле. Включение в цепь контрольных реле контакта реле ППС обуловлено необходимостью контролировать ра-боту поляризованного якоря реле ОК. В начальный момент перевода стрелки цепь контрольного реле ПК (МК) размыкается поляризованным контактом реле ППС, которое меняет полярность. Если после перевода стрелки реле ОК возбудится, но не перебросит поляризованный якорь, то цепь контрольного реле ПК (МК) не замкнётся. При возвращении стрелочной рукоятки в прежнее положение реле ППС перебросит якорь, но реле ОК в это время окажется без тока, так как будет отключено от линейных проводов контактами реле НПС. Затем реверсивное реле Р перебросит якорь и стрелка переведётся обратно. При неисправном щёточ-ном узле электродвигателя (слабый контакт между коллектором и щеткодержателем) в момент перевода ст-релки может оборваться рабочая цепь и возникнуть электрическая дуга (стрелка в среднем положении), при этом реле ППС лишается тока и переключает рабочую цепь на контрольную. Возникшая дуга работает как выпрямитель и вызывает срабатывание контрольного реле. В результате стрелка даёт контроль находясь в среднем положении. Для исключения ложного контроля стрелки при возникновении электрической дуги, последовательно с контрольным реле введено дополнительные сопротивление ограничивающее ток в конт-рольной цепи до значения, при котором образование дуги не окажет воздействия на контрольное реле. В качестве дополнительной меры против влияния электрической дуги коллектора на работу контрольного ре-ле параллельно каждой обмотке электродвигателя включаются искрогасящие конденсаторы ёмкостью по

Характерные неисправности и методы их устранения:

1. При повороте стрелочной рукоятки стрелка не переводится, стрелка не берёт ток (амперметр не

отклоняется).

Убедится в исправности предохранителя в рабочей цепи стрелки. Если предохранитель исправен и при переводе стрелочной рукоятки в исходное положение контроль стрелки восстановился то линейная цепь исправна. Встав вольтметром на линейную цепь и проверяется поступление рабочего напряжения при пере-воде стрелочной рукоятки.Если рабочее напряжение в линейную цепь не поступает то неисправен пусковой блок, в противном случае поиск неисправности проводится в электроприводе. Убедится в срабатывании (исправности) реверсивного реле, переводя стрелку с поста ЭЦ. Оставив стрелочную рукоятку в положении при котором стрелка не переводится вскрыть электропривод и убедится в целостности цепи электродвига-теля и замыкании рабочих контактов автопереключателя.

2. При повороте стрелочной рукоятки стрелка переводится (амперметр отклоняется), контроля

Если при переводе стрелочной рукоятки в исходное положение контроль стрелки восстановился, то необ-ходимо проверить регулировку контрольных тяг (врубание контрольных контактов автопреключателя), ес-ли контроль стрелки не восстановился то перегорел контрольный предохранитель или неисправен блок БВС.

3. При прохождении по стрелке подвижного состава стрелка кратковременно теряет контроль.

Нарушена регулировка контрольных тяг. Проверить регулировку по установочным рискам.

4. При повороте стрелочной рукоятки стрелка не переводится, амперметр показывает повышен-ный ток. При возвращении стрелочной рукоятки в исходное положение амперметр сразу показывает отсутствие тока, контроль стрелки мгновенно восстанавливается.

Проверить не заперта ли стрелка. Ели нет, то заклинился шибер из-за отсутствия смазки на запорных зубьях шиберной шестерни и шибера.

5. При повороте стрелочной рукоятки стрелка не переводится, амперметр показывает заниженный ток.

Проверить состояние фрикционного сцепления.

6. При переводе стрелки электродвигатель потребляет повышенный ток.

Неисправность стрелочного перевода – грязные башмаки, затянуто корневое крепление.

7. В конце перевода стрелки амперметр показывает большое потребление тока.

Неисправность стрелочного перевода – пружинность остряков, сильно затянуто корневое крепление, накат на рамном рельсе, сужение колеи у остряков.

Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом состоит из следующих элементов.18 НПС – нейтральное пусковое стрелочное реле; ППС – поляризованное пусковое стрелочное реле; Р - реверсирующее реле поляризованного типа; МК – минусовое контрольное реле; ПК – плюсовое контрольное реле; ОК - общее контрольное реле; ВЗ – реле контроля отсутствия взреза стрелки; СК – стрелочный коммутатор; З – замыкающее реле*; СП – стрелочно-путевое реле*; ПУ – плюсовое управляющее реле*; МУ – минусовое управляющее реле*; ВК – кнопка вспомогательного перевода стрелки; КТ – понижающий трансформатор; ВС – выпрямительный столбик; БК – блок контакт; П, М - полюса питания постоянного тока напряжением 24В; ПХ, ОХ – плюса питания переменного тока напряжением 220В; РП, РМ – плюса питания постоянного тока напряжением 220В; С, МС - полюса питания переменного тока напряжением 24В; з - лампа с зеленым светофильтром, светится при плюсовом положении стрелки; ж - лампа с желтым светофильтром, светится при минусовом положении стрелки; к – лампа с красным светофильтром, светится при промежуточном положении стрелки. * - в схеме используется контакт этого реле. На рис. 1 показана двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом. Реверсирующее реле Р располагается в путевом ящике ПЯ.

Остальные реле установлены на посту ЭЦ. Пост ЭЦ и путевой ящик соединены между собой двумя проводами Л1 и Л2. Путевой ящик соединен со стрелочным электроприводом с помощью пяти проводов. Стрелка, показанная на рис.1, находится в плюсовом положении. Перевод стрелки в минусовое положение осуществляется поворотом стрелочного коммутатора в положение “-“, в результате чего замыкается цепь возбуждения управляющего стрелочного реле НПС. Проверяются требования безопасности: отсутствие замыкания стрелки в маршруте (реле З) и свободность изолированного участка (реле СП), в который входит стрелка. Через поляризованный контакт реле ППС, находящийся в нормальном положении, встает под ток реле НПС по обмотке 4-2 (верхняя).


Прибор обнаружения неисправных аварийных букс (ПОНАБ)

Общий принцип работы ПОНАБ-3 заключается в восприятии чувствительными элементами (приемниками) импульсов инфракрасной энергии, преобразовании их в электрические сигналы, усилении последних и выделении по определенным критериям сигналов от перегретых букс, формировании, передаче и регистрации информации о наличии и расположении таких букс в поезде.

В состав аппаратуры ПОНАБ-3 входит напольное, постовое и станционное оборудование.

Напольное оборудование включает: напольную камеру левую НКЛ и правую НКП, четыре датчика прохода колес Д1—Д4, рельсовую цепь наложения РЦН и две соединительные муфты СМ.

Напольная камера содержит узконаправленную оптическую систему, приемник инфракрасного излучения (болометр), предварительный усилитель сигналов, запирающую заслонку и другие элементы конструкции.

Датчики Д1—Д4 вырабатывают электрические сигналы при проходе колесных пар подвижных единиц в зоне их размещения. Сигналы от датчиков подаются через соединительные муфты к устройствам постового оборудования.

Рельсовая цепь наложения предназначается для выработки команд управления в момент захода и удаления поезда из зоны контроля ПОНАБ-3.

Постовое оборудование ПОНАБ-3 включает: блок управления БУ, два усилителя сигналовУ, два устройства логической обработки сигналов УЛОС, два формирователя сигналов ФС1 и ФС2, блок отметчика вагонов БОВ, блок управления передачей БУП, блок запоминающего устройства БЗУ, блок счета вагонов БСВ, электронный передатчик кода ЭПК. и передатчик частотно-манипулированных сигналов ПЧМС.

В станционное оборудование входит: приемник частотно-манипулированных сигналов ПрЧМС, электронный приемник кода ЭПрК, блок контроля БК, печатающее устройство ПУ, пульт оператора ПО и устройства сигнализации УС.

Электронный приемник кода предназначен для приема кодовых комбинаций и выдачи их на печатающее устройство. Блок БК контролирует уровень сигнала в канале связи, наличие поезда на участке напольного оборудования, а также управляет работой пульта оператора.

Читайте также: