Если не хватает оперативной памяти для игры что будет

Обновлено: 03.07.2024

В свое время мною был приобретен комплект из двух модулей по 16 Гб оперативной памяти Crucial Ballistix BL2K16G30C15U4B, стоимостью в 10 000 рублей по старым ценам, для сборки универсального ПК на Ryzen с прицелом на будущее для работы и игр (как конкурент PlayStation 5). Но на мою материнскую плату TUF B450M-PRO GAMING, мнение о которой было высказано в предыдущей статье, компания Asus выпустила последнюю версию BIOS аж в декабре 2019 года, а сама материнская плата благополучно практически исчезла с прилавков, следовательно, никакой поддержки процессоров Ryzen 4000 на Zen 3 не предвидится. Процессор же Ryzen 7 2700 даже в разгоне показал себя в играх на уровне старого i7 2700K в разгоне до 4.5 - 4.7 Ггц, либо же вовсе уступил ему.

реклама

В итоге для "продления потенциала" материнская плата нуждается в замене на модель с чипсетом B550, а процессор, соответственно, из-за отсутствия поддержки на новых материнских платах (и из-за своей бессмысленности в играх), требует замены на модель из ряда Ryzen 3000, например, на Ryzen 5 3500X, который полностью эквивалентен Ryzen 7 2700 в цене (с учетом продажи БУ процессора), выигрывает у восьмиядерной модели по FPS в играх, ну и, что наиболее важно, имеет усовершенствованный контроллер памяти, позволяющий разгонять ОЗУ до потенциальных 3800 MHz. "А, быть может, плюнуть на все и пересобраться на Intel?" - это уже вопрос из разряда вечных.

Но тема "потенциала" платформы AM4 и необходимого количества ядер для игр - это те вопросы, которые заслуживают отдельного рассмотрения в будущих статьях. В данном же материале мы в который раз коснемся болезненного для многих вопроса - актуального объема оперативной памяти, необходимого для игр здесь и сейчас. И я попытаюсь вас убедить в том, что для современного игрового ПК в 2020 году нет необходимости покупать 32 гигабайта оперативной памяти, а объем памяти в 16 гигабайт останется актуальным как минимум до выхода DDR5 для мейнстримных платформ.

MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось


реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

И уже почти, что традиционное напутствие: перед тем, как читать изложенный здесь материал, вам стоит держать в голове, что это лишь мое мнение по данному вопросу, и я не считаю его полностью объективным и истинным - оно основано на личном опыте любителя-самоучки, не имеющего технического образования. И, так как у меня нет монополии на истину по данному вопросу, самых внимательных и инициативных читателей я призываю дополнить статью равносильными моим суждениями, если таковые имеются, чтобы параллельно развивалась и альтернативная точка зрения.

Для начала я предлагаю выделить несколько гипотетических типов геймеров, которые могут задаться вопросом о покупке 32 гигабайт оперативной памяти DDR4 (потому что 32 Гб ОЗУ DDR3 в системе с двухканальным режимом работы оперативной памяти - это настоящее безумие): геймер, имеющий систему на DDR4 с общим объемом ОЗУ в 16 Гб; будущий геймер, не имеющий ПК, либо же имеющий крайне старый компьютер без возможности рационального и дешевого апгрейда; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 6-8 гигабайт; геймер, имеющий морально устаревшее железо на платформе c DDR3, общий объем которой составляет 12-24 гигабайта.

На этом, собственно, можно было и закончить - посыл дан, и он достаточно разжеван; но чтобы не быть голословным, давайте все-таки поэкспериментируем с оперативной памятью и попытаемся "забить" 32 Гб ОЗУ простыми бытовыми задачами, которые актуальны для 99% потенциальных геймеров-читателей. Естественно, работа которых не связана с большими объемами данных, сложным монтажом или любыми другими специфичными видами деятельности, требующими 32 Гб ОЗУ и больше.

реклама

Перед началом экспериментов прошу ознакомиться с тестовым стендом.

  • Системная плата: Asus TUF B450M PRO GAMING;
  • Процессор: AMD Ryzen 7 2700, OC 3900 MHz;
  • ОЗУ: CRUCIAL Ballistix BL2K16G30C15U4B 2x16 Гб, 3333 MHz CL14
  • Система охлаждения процессора: GELID Phantom;
  • Термопаста: Arctic Cooling MX-4 ;
  • Видеоадаптер: GeForce GTX 1060 Xtreme Gaming 6G;
  • Накопители: Samsung SSD 850 120GB (под Windows), Western Digital WD Blue 1 TB (под игры);
  • Блок питания: Enermax Revolution D.F. , 650 Ватт;
  • Корпус: Thermaltake View 31 TG;
  • Монитор: Sharp Aquos lc-26le320e-bk ;
  • Операционная система: Windows 10 Pro x64 (1909).

Итак, когда информация о тестовой конфигурации оглашена, предлагаю начать "загружать" оперативную память с того, что мы выясним, каково "базовое" потребление ОЗУ операционной системой в моем случае.

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188733_O.jpg

реклама

Перед вами только что запущенная система. Я ничего предварительно не настраивал, ничего не отключал, думаю, что нет смысла выявлять, сколько потребляет "чистая" ОС без Aero, автозагрузки и прочего. Это расход оперативной памяти только включившегося реального рабочего компьютера.


Теперь предлагаю перейти к "синтетике". Задача проста: 50 открытых вкладок в двух браузерах: Opera и Chrome.

Чтобы "синтетический" тест не был полностью бессмысленным, и его результаты можно было как-то интерпретировать, было решено открыть первые 50 страниц в "Википедии" по алфавитному порядку на букву "A". Каждая страница была полностью загружена и "проскроллина" с возвратом в исходное положение. Стоит отметить, что в браузерах Opera и Chrome страницы были открыты в идентичном порядке с пустой вкладки. Списки страниц также были полностью идентичны друг другу и, естественно, каждая открытая страница "хранила" в себе уникальный материал, отличающийся между собой по содержанию и объему данных. Такое тестирование я считаю показательным при работе в интернете или, например, при написании курсовых и дипломных работ в учебных заведениях.

Chrome:

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188744_O.jpg

https://st.overclockers.ru/legacy/blog/378513/188746_O.jpg


Тестирование, к сожалению, показало, что компьютер "для учебы" тоже нуждается в объеме оперативной памяти больше 8 гигабайт.

Opera:




Вопреки распространенному мифу, из данного тестирования удалось выяснить, что браузер Chrome, по крайней мере на данный момент, потерял статус "пожирателя оперативной памяти".

Теперь давайте посмотрим на потребление оперативной памяти в реальном и типичном для меня сценарии работы за компьютером.

В моем браузере открыты 25 вкладок различных сайтов, которые я использую в процессе работы.


Помимо этого в данный момент я рисую в графическом редакторе заглавную картинку для статьи, состоящей из нескольких слоев + нескольких картинок в других окнах для работы над основным проектом. Для связи со мной у меня открыт десктопный мессенджер. Браузер с 25 вкладками также ожидает моего переключения. Запущен Steam, свернута простенькая, но просто отличная игра ATOM RPG. Собственно, открыт диспетчер задач для мониторинга потребления оперативной памяти. MSI Afterburner считает потребляемую игрой оперативную память. В Excel строятся гистограммы, а в Word набирается текст текущей статьи. Открыт FRAPS для построения графика FPS через Excel. Запущен Origin. Панель Nvidia и программка для выделения необходимой области экрана под скриншот также работают на фоне. В проводнике открыты 3 папки.


И даже такая совершенно нестандартная для типичного геймера работа "съедает" всего 9 Гб (округляю в большую сторону) оперативной памяти компьютера.


Давайте теперь проверим, сколько оперативной памяти нужно современным и серьезным играм.

Демонстрировать потребление оперативной памяти игрой я собираюсь в Red Dead Redemption 2, так как это самая высокотехнологичная и требовательная к ресурсам ПК игра из тех, которые установлены в данный момент на моем персональном компьютере.

Настройки игры были следующие: разрешение экрана 1360X768, сглаживание 4X MSAA (остальные сглаживания выключены), абсолютно все остальные настройки "выкручены" на максимум (в том числе и дополнительные).

Так как игра у меня пройдена, я специально загрузился в одну из самых "тяжелых" миссий в городе, связанных с ограблением банка, перед этим около получаса разгуливал по самому большому городу в игре, чтобы по максимуму загрузить оперативную память.

В процессе миссии максимальная загрузка ОЗУ была запечатлена на скриншоте.


И, чтобы не судить о потреблении памяти лишь по одной игре, предлагаю протестировать расход ОЗУ в Метро: Исход.

Игра тестировалась на профиле графических настроек "Экстрим", разрешение было выбрано 1360x768. Все дополнительные опции графики были включены и выставлены в максимально возможное положение.

Тестирование игры происходило на локации Тайга. Я в течение 40 минут гулял по локации и пытался максимально загрузить оперативную память.

Спустя 20 первых минут потребление оперативной памяти увеличилось на 700 Мб от первоначального потребляемого объема и составило 6835 Мб.


Спустя следующие 20 минут игры мне все-таки удалось "загрузить" оперативную память более чем на 7 Гб.


Кто-то скажет, что такое тестирование абсолютно не объективно, но давайте тогда предположим, что через 5 часов игры и, соответственно, переходов на новые уровни, потребление оперативной памяти достигнет 8 Гб, а может даже и 10 Гб, если очень сильно постараться. Но этот факт никак не говорит о том, что 32 гигабайта ОЗУ сейчас нужны для игр, бытовых занятий на компьютере или даже игр с одновременной работой и серфингом в интернете. 16 Гб оперативной памяти в данный момент достаточно для использования ПК на бытовом уровне.

Итак, давайте подведем итоги по проделанной работе. Первое, если вы захотите приобрести 32 гигабайта оперативной памяти, вы должны в первую очередь осознавать, для каких целей будет использоваться такой объем ОЗУ, но для игр, определенно, не требуется больше 16 гигабайт памяти. Второе, если вы гонитесь за максимальным FPS в играх, вам достаточно купить 16 гигабайт оперативной памяти, но при этом с высокой частотой и низкими таймингами и, естественно, одноранковые модули, так как они разгоняются потенциально лучше двуранковых. Третье, объем ОЗУ в 32 гигабайта будет востребован очень не скоро - пройдет минимум 2-3 года перед тем, как лишь некоторые игры начнут потреблять больше 16 гигабайт оперативной памяти, но массовое потребление больше 16 гб оперативной памяти случится лишь тогда, когда эти 32 гигабайта оперативной памяти станут массовыми и доступными даже для самого минимального игрового компьютера (как сейчас с ОЗУ в 16 гигабайт), по предположениям это будет лишь "в эпоху DDR5" и далеко не в самом ее начале.

Ну, и если вы приобрели 32 Гб оперативной памяти DDR4, то не стоит расстраиваться. Такой объем памяти позволит вам "дотянуть" как минимум до конца жизненного цикла DDR5 и выждать того момента, когда будет действительно сильный разрыв в производительности между скоростными модулями DDR4 и среднебюджетными экземплярами DDR5, чтобы действительно выгодно обновить систему. Да, вы не получите максимальный FPS, но при наличии быстрого восьмиядерного процессора точно обеспечите себе стабильный гейминг без апгрейдов на ближайшие года (за исключением лишь видеокарты).

Влияние оперативной памяти на производительность в играх

Влияние оперативной памяти на производительность в играх

Ни для кого не секрет, что комфорт игрового процесса сильно зависит от характеристик компьютера.

Многие производители собирают специальные модели ПК для геймеров, а среди пользователей распространено мнение, что чем больше памяти у устройства, тем удобнее на нем играть.

В статье мы расскажем, на что влияет оперативная память в компьютере в играх и что нужно сделать, чтобы устройство поддерживало любимые игровые программы в отличном качестве и на высоких скоростях.

На что влияет оперативная память в компьютере в играх

Общее представление об ОЗУ

Одной из ключевых характеристик любого компьютера является системная память, включающая в себя физическую память (так называемое ОЗУ) и виртуальную память.

Главным отличием системной памяти от жесткого диска является продолжительность хранения информации: если содержимое жесткого диска хранится на постоянной основе, в том числе после выключения устройства, то системная память после каждой перезагрузки или выключения полностью очищается.

Под ОЗУ (оперативной памятью или оперативным запоминающим устройством) понимают одну из наиболее энергозависимых частей компьютерной памяти, которая сохраняет на протяжении рабочего периода устройства его машинный код, а также все входящие и исходящие данные, нуждающиеся в дальнейшей обработке процессором.

Параметры ОЗУ напрямую влияют на быстродействие ряда рабочих процессов компьютера: чем выше его показатели, тем быстрее будут выполнены поставленные пользователем задачи.

Если рассматривать работу оперативной памяти с точки зрения запуска компьютерных игр, то при их загрузке вся информация (картинка, локации и т.д.) выгружаются из жесткого диска на ОЗУ, после чего необходимые данные перекачиваются на видеокарту, где происходит их обработка и вывод на монитор игрока.

Какой объем ОЗУ оптимален для игрового компьютера

Любая компьютерная игра является программой, исполняемой EXE-файлом, в процессе ее активности осуществляется непрерывная обработка большого объема информации и использование дополнительных графических библиотек. По этой причине оперативную память следует рассматривать одной из важных составляющих любой геймерской системы.

При выборе игрового компьютера первое, на что следует обращать внимание — объемы оперативной памяти. На ней лучше не экономить, поскольку недостаточные размеры ОЗУ скажутся не только на комфорте игрового процесса, но и на успешности в реализации игровых миссий. Емкости, достаточной для обычной работы в офисных программах и интернете, недостаточно для стабильной работы большинства современных игр.

В параметрах любой современной компьютерной игры прописываются требования к ОЗУ. На сегодняшний день для компьютера геймера оптимальным является емкость оперативной памяти от 8 до 16 ГБ: эти объемы позволяют комфортно запускать большую часть игр, не закрывая при этом все работающие программы и процессы устройства.

На большинстве современных игровых компьютеров производителями установлены системы 8 или 16 Гбайт. В наиболее распространенных процессорах AMD и Intel применяются двухканальные контроллеры ОЗУ, благодаря чем на материнской плате каждой платформы установлены 2 или 4 слота DIMM. Материнские платы с разъемами LGA2011 и LGA2011-v3 располагают 4 или 8 разъемами соответственно для подключения ОЗУ.

Оперативная память в компьютере в играх

Что происходит, если объемов оперативной памяти компьютера недостаточно

В тех случаях, когда компьютерной игре не хватает имеющегося объема оперативной памяти и данные в ОЗУ не помещаются, часть информации переносится на виртуальную память — на так называемый «файл подкачки».

Главной проблемой загрузки игры с файла подкачки является низкая скорость работы жесткого диска: показатель оперативности ОЗУ в несколько раз превышает аналогичный параметр виртуальной памяти. Это непосредственно отражается на игровом процессе: пользователь постоянно сталкивается с торможением игры, регулярными лагами и зависаниями на несколько секунд.

Таким образом, сама игра загрузится в любом случае, даже если ОЗУ компьютера недостаточно для ее запуска. Однако прохождение важных игровых моментов и в целом игровой процесс будут сопровождаться регулярным торможением и зависанием.

  • Наиболее серьезной данная проблема будет для геймеров, играющих в онлайн-игры («Дота», «Танки» и другие РПГ): зависание на стороне одного из игроков может привести к поражению как всей команды, так и пользователя при соло-игре, например, при нападение со стороны другого игрока, когда отразить атаку невозможно из-за лагов процесса.
  • В одиночных играх, не предполагающих участие других игроков, торможение менее критично и сказывается на удобстве и комфорте самого игрока. Для прохождения определенного участка ему потребуется потратить больше времени и, возможно, предпринять несколько попыток.

Влияние ОЗУ на производительность компьютерных игр

Влияние ОЗУ на производительность в играх зависит от характеристик конкретной игры. Прежде чем выбирать компьютер с максимальными значениями памяти или покупать дополнительные гигабайты, внимательно ознакомьтесь с параметрами ваших игр:

  • если игрой используется 8 Гб ОЗУ, то обновление оперативной памяти устройства с 4 до 16 Гб заметно отразится на скорости запуска игры, качестве картинки, количестве «лагов» и частоте «торможения» процесса;
  • если игра использует все те же 8 Гб памяти, уже имеющиеся на устройстве, то увеличение объемов ОЗУ до 16 Гб не окажет никакого влияния на скорость и оперативность игрового процесса: в результате апгрейда компьютера пользователь не заметит никаких положительных изменений.

Далее рассмотрим более подробно, на что влияет оперативная память в играх и от каких ее параметров сильнее всего зависит скорость и качество загрузки программы.

Частота и тайминги ОЗУ

Частота оперативной памяти непосредственно отражается на игровом процессе: чем выше скорость обмена данными с процессором, тем быстрее обрабатывается информация. Другими словами, чем больше показатель частоты ОЗУ, тем выше производительность игры.

В случае с таймингами наблюдается обратная зависимости: чем ниже показатель таймингов, тем больше скорость работы ОЗУ и, как следствие, выше производительность компьютерной игры. При этом важно учитывать, что использование двухканального режима работы оперативной памяти возможно только при условии полного совпадения таймингов.

Кадровая частота

Одним из наиболее важных для геймера параметров оперативной памяти является FPS или кадровая частота — количество меняющихся кадров в течение 1 секунды. Человеческий глаз способен воспринимать разное количество кадров за один и тот же промежуток времени:

  • в спокойном состоянии мы видим 25 кадров/секунду, а скорость реакции нервной системы на картинку составляет около 40 миллисекунд;
  • при возбуждении скорость повышается до 10-15 миллисекунд, что позволяет распознавать до 100 картинок в секунду.

Для большинства компьютерных игр оптимальными параметрами FPS являются 60-80 кадров в секунду. Низкие показатели, на уровне тех же 25 кадров в секунду, заметно отражаются на уровне комфорта во время игры: смена кадров напоминает замедленное слайд-шоу, игрок видит техническую сторону процесса и не может полностью наслаждаться игрой.

Для повышения кадровой частоты пользователи увеличивают ОЗУ компьютера. В отличие от других показателей, рост FPS в результате добавления дополнительных гигабайтов менее заметен. Для большинства компьютеров увеличение кадровой частоты происходит всего на 2-5 пунктов, в случае с двухканальным режимом — до 10 единиц. Таким образом, добавления объемов ОЗУ отражается на параметрах FPS, однако заметного улучшения от 2-кратного увеличения оперативной памяти ждать не стоит.

Встроенная оперативная память: что это и как влияет на компьютерные игры

Помимо классической оперативной памяти компьютера существует встроенная оперативная память графических процессоров (VRAM). Она представляет быструю вариацию флэш-памяти, на которой хранится вся визуализированная графика и иные изображения, обрабатываемые графическим процессором в CPU.

Так же как и с параметрами ОЗУ, объем встроенной оперативной памяти графических редакторов напрямую влияет на качество игрового процесса. В тех случаях, когда интегрированной видеопамяти недостаточно, информация перемещается на ОЗУ. Однако такое решение не способствует сохранению оптимальной производительности игрового процесса: ряд игр, например GTA V, в таком случае не позволяет использовать хорошее качество графики, в значительной части игровых процессов игроку приходит уведомление о превышении лимитов VRAM и ограничении быстродействия игры.

Для большинства современных игр необходимо минимум 6 Гб видеопамяти. Данного объема достаточно для настройки хороших показателей качества изображений и высокого разрешения игровых текстур.

Существует несколько способов решения проблемы ограниченных объемов видеопамяти:

  • никогда не настраивайте качество графики на режим «Очень высокое»: визуально отличить высокое и очень высокое качество невозможно, тогда как использование менее затратного режима позволяет значительно уменьшить требования к ОЗУ и VRAM;
  • протестируйте все варианты режимов в ваших играх: если существенной разницы в качестве изображения нет, следует установить наиболее экономный из приемлемых вариантов.

Отдельно следует упомянуть компьютеры, на которых вместо дискретной видеокарты установлен отдельный модуль, подсоединенный к разъему PCI‑E, а сам графический ускоритель располагается в материнской плате или процессоре. Такая схема характерна для бюджетных ноутбуков и офисных ПК. В этом случае часть объемов ОЗУ используется видеокартой для собственных нужд, поэтому полноценного игрового процесса здесь ждать не приходится. Чтобы компьютер смог запустить современный игровой процесс, потребуется приобрести дополнительный объем оперативной памяти.

Как решить проблему недостатка оперативной памяти

Прежде чем увеличивать имеющиеся объемы оперативной памяти, рекомендуется определить необходимую вам емкость ОЗУ. Для это нужно:

  1. выписать из характеристик ваших компьютерных игр требования к оперативке;
  2. выбрать максимальное значение;
  3. добавить к нему 3-5% на фоновые процессы компьютера;
  4. сравнить с имеющимся сейчас объемом ОЗУ.

В дальнейшем вам достаточно приобрести недостающие гигабайты оперативки, а основные усилия и финансы лучше направлять на улучшение характеристик видеокарты.

Основными рекомендациями, как избежать проблем с ОЗУ в будущем, являются:

  • Используйте компьютеры, на которых установлена материнская плата минимум с 4 слотами DIMM. Даже если сейчас оперативной памяти достаточно, в будущем, для более ресурсоемких игр, можно будет установить дополнительно до 32 Гб ОЗУ.
  • При запуске требовательных к ресурсам оперативки компьютерных игр закрывайте программы и приложения, потребляющие большой объем информации. Одним из наиболее затратных является поисковик Google Chrome.

Теперь вы знаете, в каком случае маленькое ОЗУ можно справедливо обвинять в торможении и лагах игры, а когда причина скрывается в иных параметрах компьютера.

Прежде чем увеличивать оперативную память вашего устройства, внимательно ознакомьтесь с требованиями любимых игрушек, сопоставьте их с имеющимися ресурсами ОЗУ и видеокарты.

Также помните: от зависаний и разовых сбоев не застрахованы даже самые раскрученные компьютерные игры.

Почему не стоит экономить на оперативной памяти, если вы геймер

Оперативная память, она же ОЗУ/RAM, создана для хранения произвольных данных запущенных программ. У каждого процессора есть своя кэш память — L1, L2, L3 и реже L4. Если в буфере памяти процессора нет требуемых данных, он обращается к оперативной памяти, которая выступает посредником между жестким диском и процессором через системную шину.


ОЗУ обеспечивает быструю работу операционной системы, браузера, игр и других приложений за счет высокой скорости чтения данных в сравнении с HDD и SSD. При заполнении всего объема RAM-памяти, ОС начинает «тормозить». Чтобы избежать «подвисаний», добиться большей частоты кадров в играх и быстрой обработки рендеров в графических редакторах, следует подобрать для вашего ПК подходящий объем памяти.

Оперативная мифология

Миф 1. Для получения двухканального режима необходимо две или четыре планки одной серии

В лохматые годы времен DDR и DDR2 желательно было устанавливать планки с одной партии для достижения двухканального режима. Если память была куплена в разное время и в разных местах, иногда требовались шаманские обряды в BIOS для получения желаемого.

С появлением DDR3 и DDR4 даже память с разными таймингами и частотами отлично работает в двухканальном режиме. Это стало возможным благодаря решению JEDEC — комитета, занимающегося разработкой стандартов для оперативной памяти. Если есть возможность, все же лучше купить планки одной серии, но на двухканальность это никак не повлияет.

Миф 2. XMP или D.O.C.P. разгон с завода идеален

Производитель никогда не будет рисковать. Хотя заводской разгон может увеличить производительность памяти на 50 %, практически все компании используют TurboBoost
в щадящем режиме.


Поэтому с помощью ручных настроек в BIOS всегда можно поднять производительность еще
на 10–20 %. Разумеется, делать это стоит осторожно.

Миф 3. В 64-битной версии Windows нет лимита на поддержку ОЗУ

Лимит есть, но на практике он почти недостижим. Для версий Windows 8 или 10 максимальный объем 512 ГБ, для Windows 7 — 192 ГБ.

Миф 4. В ОЗУ главное частота

Частота увеличивает пропускную способность оперативной памяти, но важны и задержки при обращении к информации. При разгоне необходимо установить баланс между частотой
и таймингами. Если выставить минимальные значения задержки и максимальную частоту, производительность может даже упасть. Если сделать наоборот, можно получить тот же эффект. Единственный вариант: «метод научного тыка» и тесты.

Миф 5. Память DDR3 и DDR4 может работать вместе

Достаточно странный миф, который мог возникнуть только от незнания особенности оперативной памяти. Производители выпускают материнские платы с одновременной поддержкой DDR3 или DDR4. Даже в теории планки разных поколений не совместимы: DDR
не работает вместе с DDR2, которая не работает вместе с DDR3. Если поставить планки DDR3
и DDR4 вместе, это может привести к выходу из строя материнской платы и повреждению планки DDR4. Вольтаж DDR3 — 1,5 вольта, у DDR 4 — 1,2 вольта.

Миф 6. Если выставить слишком высокие параметры разгона, оперативная память сгорит

Если не трогать вольтаж, ничего страшного с оперативной памятью не случится. Тайминги
и частота не влияют на физическое состояние чипов памяти. Единственная опасность для памяти — эксперименты с вольтажом. В редких случаях «убить» ОЗУ может неправильная работа контроллера памяти или физическое повреждение материнской платы.


Некоторые уникумы умудряются перегревать DDR, превращая память в радиатор отопления.
С другой стороны, есть люди, проливающие кофе на оперативную память.

Основные параметры ОЗУ: объем, частота, количество каналов передачи данных.

Многоканальность

Одна планка памяти не может работать в многоканальном режиме. Ее мжно ставить только, если собираетесь докупать память в будущем. В идеале необходимо установить две или четыре планки одной серии. Процессор, работающий с памятью в двух или четырехканальном режиме выдает больше FPS.

В качестве подопытных используются:

1. Память Corsair XMS3 1600 МГц — две планки по 4 ГБ .
2. Процессор Intel i7 3770K 4500 МГц.
3. Видеокарта: GTX 780 Ti.

Посмотрим, как на практике работает двухканальный режим. Первый тест проводится в 3D Mark FireStrike. Разница в синтетическом тесте практически незаметна, всего 17 пунктов.


Наибольший прирост от двухканального режима чувствуется при рендеринге и архивации файлов.


Рендер видеоролика в Adobe Premiere Pro CC сократился в двухканальном режиме на 28 секунд, то есть на 14 %.


Архиватор WinRar сжал данные на 20 секунд быстрее, что составило 20 % производительности. В играх количество FPS увеличивается на 7–14 %.


Синий цвет — минимальное число кадров в двухканальном режиме.
Красный цвет — минимальное число кадров в одноканальном режиме.
Зеленый цвет — среднее число кадров в двухканальном режиме.
Оранжевый цвет — среднее число кадров в одноканальном режиме.

Тесты с запущенными играми Battlefield 4 MP, Call of Duty AW MP, Far Cry 4, Dying Light, GTA4, Warface Ultra, CS: GO Ultra показатели значительную разницу в ФПС в режиме Singl и Dual. В Battlefield 23 кадра, в Counter-Strike 59 кадров в секунду, Far Cry 4 и Warface — 10 FPS и менее. Если собрать все данные вместе, двухканальный режим в «тяжелых» сценах дает прирост 14 % и средний 7 %.


В некоторых играх даже на ОЗУ с большей частотой при одноканальном режиме производительность может падать на 20–25 %, например, Assassin's Creed Odyssey.


Объем имеет значение

Краткая рекомендация — чем больше, тем лучше. 16 ГБ в 2020 году хватает для обеспечения качественной картинки +60 FPS на Ultra настройках.


В том же Assassin's Creed Odyssey установленные 16 ГБ оперативной памяти выдают на 11,5 % FPS больше в сравнении со средним показателями 8 ГБ ОЗУ. Про минимальные просадки
и говорить не стоит, 4 кадра в «тяжелых» сценах против 29 кадров с ОЗУ на 16 ГБ — 625 %. Максимальный прирост ФПС — 25 %.

А вот разницы между 16 и 32 ГБ практически нет, большинство игр еще не научилось «осваивать» такие объем информации.


Больше мегагерц

В баталиях вокруг заветных мегагерц сломано много копий. Одни, самозабвенно утверждают, что разницы никакой, другие твердят о радикальном повышении FPS. Почему существует два мнения?

Свою роль повышенное количество мегагерц начинает играть, если процессор не справляется
с нагрузкой. При 100 % загрузке оперативная память и файлы подкачки задействуются
по максимуму. Чем выше частота, тем заметнее разница.


Тесты показывают приличный прирост. На скриншоте тестируется память, работающая
в одноканальном режиме на частоте 1066, 2133, 3200 МГц.

В игре GTA5 на частоте 2400 МГц можно получить прирост на 30–34 FPS в сравнении
с 1066 МГц. При установке памяти с частотой 3200 МГц, FPS подпрыгивает до 50–65 кадров. При это загрузка процессора близка к 100 %.

Если будет достигнут предел возможностей памяти видеокарты, она начнет кэшировать данные, используя ОЗУ, в этом случае прирост за счет частоты будет незначительный — 1-2 кадра в секунду.


Разница в цене между планками памяти на 2133 МГц и 3200 МГц небольшая, зато она заметна в производительности, особенно на компьютерах со слабыми процессорами или мощными видеокартами. Повышенная частота поможет процессору выжать максимум ресурсов
из видеокарты.

С радиатором и без

Радиатор в основном устанавливается на плашки оперативной памяти для эстетики и не влияет на ее функциональность. За него не стоит переплачивать, если вы никогда не будете разгонять оперативную память. Но если собираетесь менять вольтаж и разгонять RAM по частоте, радиатор точно не будет лишним.

SMT-профиль

Хороший вариант для тех, кто не хочет рисковать. ОЗУ с SMT-профилем стоят дороже, потому что уже разогнаны по частоте и таймингам на заводе. Как правило, на них устанавливают радиаторы со стильной подсветкой.

Если вы игроман или профессионально работаете с графическими редакторами — не экономьте на оперативной памяти. +16 ГБ памяти и частота 2133 МГц или выше повысит производительность ПК на 14–20 %. В среднем рендер картинки в 4К на 8 ГБ ОЗУ занимает 15–20 минут. С планкой в 16 ГБ за 60 минут можно обработать на 1-2 картинки больше. Высокая частота и большой объем памяти позволит получать в играх на 14–25 FPS больше.

На что влияет оперативная память в играх? Ответить на этот вопрос не так просто. Сперва разберемся с терминами.

Оперативная память — это важнейший компонент компьютерной системы. Экономить на ней точно не стоит и об этом знает любой геймер

На практике, установка новых плашек RAM, далеко не всегда способна дать хоть какой-то ощутимый прирост производительности в играх. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Вступление — какую роль ОЗУ может играть в играх

Если попытаться выстроить иерархию того, какие компоненты ПК больше всего влияют на производительность в играх, то выглядеть (в большинстве случаев) такая иерархия будет следующим образом:

  1. Процессор.
  2. Видеокарта.
  3. Оперативная память.

Объем оперативной памяти может влиять на производительность игры в широком смысле этого слова. Под производительностью важно понимать не просто средний ФПС, а общий комфорт игры — отсутствие фризов и задержек, фреймрейт достаточный для реагирования игрока.

Производительность — это довольно объемный термин и её восприятие зависит не только от железа, но и от жанра игры, её специфики. Так​ идентичный фреймрейт в шутере и стратегии воспринимается совершенно по-разному. В шутере очень важна скорость реакции игрока, соответственно, для комфортной игры понадобятся максимально высокие ФПС. Кстати, непосредственно на ФПС объем памяти вообще никак не влияет и увеличить количество кадров в игре, прибавляя новые плашки ОЗУ, просто не получится.

У каждой игры существуют определенные требования к оперативной памяти, точнее говоря — минимальное и рекомендованное значение OЗУ. Если оперативной памяти для игры недостаточно, то она может просто не запуститься, либо — запуститься, но играть из-за лагов будет практически невозможно

Оперативная память — это просто область, в которой хранятся необходимые переменные и содержимое. Как только мы запускаем игру на своем игровом ПК, оперативная память становится вторым жестким диском — игра загружается именно в неё. ОЗУ гораздо быстрее традиционных накопителей и позволяет эффективно хранить временные данные, без участия жесткого диска. ОЗУ большого объема позволяет игре загружаться быстрее за счёт более высокой скорости чтения/записи данных.

Поскольку жесткие диски работают гораздо медленнее ОЗУ, когда задействуется файл подкачки, в игре значительно снижается производительность. Добавление большего количества оперативной памяти может решить проблему с длительными зависаниями в игре и долгой загрузкой. Однако, добавление большего объема оперативной памяти не заставит игры работать быстрее, если у вас постоянно не заканчивается ОЗУ. Ответ на что влияет оперативная память в играх может быть разным:

Игры используют столько оперативной памяти, сколько им нужно, поэтому, если у вас в системе установлено 16 Гб и вы никогда не используете больше 5 Гб, то удалив, например, 10 Гб ОЗУ, вы не заметите никакой разницы в производительности

Тяжелые игры, например, Deus Ex: Mankind Divided, во время работы забирает более 8 Гб. Другие игры — менее требовательны к ресурсам системы и аппетиты их гораздо скромнее — им будет достаточно 8 ГБ, например.

Я увеличил объем оперативной памяти, докупив плашек оперативки, но игры все равно постоянно подвисают, иногда на 10-30 секунд, лагают и фризят. Почему так происходит?

Мы уже говорили, что объем оперативной памяти не влияет на фреймрейт прямым образом, но описанный случай мог произойти по следующим причинам:

  1. У вас старая видеокарта.
  2. У вас устаревший процессор.
  3. Объем оперативной памяти был увеличен незначительно.
  4. В системе установлена ОЗУ старого поколения (например: DDR/DDR2/DDR3).

При прочих равных обстоятельствах, объем ОЗУ, который может использовать игра, часто варьируется. Зависит это от нескольких факторов. Один из самых главных — графические настройки, которые установлены в игре. Так что и ответ на вопрос увеличит ли установка оперативной памяти FPS в играх всегда будет индивидуальным. Например — если в вашей системе уже установлен достаточно приличный объем RAM, которого за глаза хватает даже в тяжелых играх и программах, то установка дополнительной плашки также не приведет к каким-то выдающимся результатам. Более того — прирост скорости, скорее всего, вообще будет незаметен. И проблема, на что влияет оперативная память в играх, будет не особенно актуально.

Сколько ОЗУ нужно для игр в 2020 году

Прогресс не стоит на месте — очень быстро меняются поколения консолей, они обрастают новыми технологиями, их железо постоянно обновляются. В таких условиях ОЗУ настольных компьютеров устаревает очень быстро. Совсем недавно в большинстве игр было достаточно 8 ГБ, однако, сегодня такой объем подойдет исключительно для офисных систем.

Специально для Вас: Через сколько Озон возвращает деньги: как узнать

Ответ на вопрос какой объем ОЗУ выбрать всегда зависит от задач, которые стоят перед системой. Далее — разберем самые часто используемые объемы RAM и посмотрим на их потенциал.

  • 32 ГБ — идеальный выбор для игровых систем и для специалистов, которые занимаются рендерингом, обработкой видео и фото, используя тяжелые программы.
  • 16 ГБ — оптимальный выбор для большинства игр, но при условии, что установлены фирменные плашки DDR4. Такого объема ОЗУ еще точно хватит на пару лет.
  • 12 ГБ — все еще хватает за глаза в современных играх, но уже не на максимальных настройках и в ультра-высоких разрешениях.
  • 8 ГБ — комфортный объем для офисной работы и неспешного интернет-серфинга. Это минимальный рекомендуемый объем RAM в 2020 году, если у вас меньше, то уже точно пора делать апгрейд и лучше сразу до 12 ГБ.

Нельзя забывать и о том, что большую роль на FPS оказывает видеокарта и CPU. Так что распространенный миф, согласно которому много ОЗУ делает картинку более плавной , подтверждается лишь отчасти (когда видеокарта и процессор обладают соответствующим уровнем производительности).

Как связаны количество кадров и объем оперативки

Мы выяснили, что память влияет на FPS прямым образом, но величина прироста производительности может варьироваться — в зависимости от требований игры к железу, настроек графики и других параметров. Существует также прямая зависимость между пропускной способностью и частотой ОЗУ, особенно — когда речь заходит о системах на базе AMD. Узнать подробности вы можете из материалов Мир Доступа.

В некоторых играх, RAM с частотой 2133 МГц (а это, напомню, самая медленная DDR4) выдаёт аналогичные показатели, по сравнению с памятью частотой 3000 МГц и выше. Но и здесь есть исключения. Так райзены умеют «ускорять» FPS в случаях, когда они работают совместно с высокочастотной ОЗУ (от 2666 МГц или выше). Опять же FPS может значительно варьироваться — в зависимости от системы и самой игры.

Я, как геймер с большим опытом, хочу поделиться своими мыслями и возможно то, что я скажу дальше для кого-то оно прозвучит слишком резко: я считаю, что экономить на ОЗУ, собирая игровой ПК, просто недопустимо и делать так можно, только если не видишь дальше своего носа.

ОЗУ не хватает всегда и особенно сильно это ощущается именно в играх. На конец 2020 года я советую брать минимум 16 ГБ и дело даже не в том, что совсем скоро выйдут консоли нового поколения, у которых будет как минимум около 24 Гб ОЗУ.

Я хочу заметить, что большая часть мировых тайтлов изначально создаётся под консоли и лишь после этого разработчики задумываются (или нет, но чаще — да, особенно — если игра популярная) о портировании своего детища на PC. Геймер должен понимать — его машина обязана не просто не уступать приставкам, но и значительно опережать их с точки зрения железа. И если вы спрашиваете себя, на что влияет оперативная память в играх, то нужно также знать о частоте ОЗУ.

Если с гигабайтами мы уже разобрались выше, то о чистоте ОЗУ следует сказать отдельно. Здесь дело в том, что вы наверняка, рано или поздно, попытаетесь разогнать все компоненты системы, включая видеокарту, процессор и оперативную память. В последнем случае CPU и материнская плата должны поддерживать такую возможность. Чтобы ОЗУ работала на максимальной частоте нужно также убедиться в том, что этот максимум доступен и для CPU

Так что прежде, чем покупать ОЗУ следует внимательно изучить мануал к процессору. Ещё один момент — для игр лучше устанавливать две плашки, так как RAM должна функционировать в двухканальный режиме.

Резюме

Экономить на оперативной памяти, если вы хотите комфортно играть в игры, или если ПК планируется использовать в работе с емкими приложениями, точно не стоит — даже если прирост производительности не будет заметен со старым железом, он обязательно появится после модернизации остальных компонентов системы (но при условии, что изначально используется последнее поколение оперативной памяти и её объема достаточно для ваших задач). Если же при апгрейде обновляется и тип памяти, то, тем более, её нужно брать с запасом.

RAM не хватает абсолютно всегда — играете ли вы в новые игры, пользуетесь тяжелым ПО или разгоняете видеокарту/процессор. Во всех этих случаях оперативной памяти будет не хватать. Покупать RAM с прицелом на будущее полезно всегда, ведь устаревает она очень быстро, особенно — в играх. Память — это вклад в будущее и устанавливая её с запасом, вы точно не прогадаете, особенно — если планируете использовать свой ПК в течение следующих лет.

Вот такой интересный ответ на проблему на что влияет оперативная память в играх.

Читайте также: