Если считать память сознания аналогом оперативной памяти
Обновлено: 03.07.2024
Память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли [1] .
Это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [2] (рис. 1).
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключало бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Роль памяти в профессиональной деятельности юриста трудно переоценить. Память следователя, адвоката, прокурора, судьи должна отличаться прочностью запоминания и воспроизведения важных для него обстоятельств, высокой готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент, достаточным объемом. Профессионально важным качеством юриста является умение разбираться в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого. Пользуясь знаниями о закономерностях памяти, следователь может формировать свидетельские показания, извлекая из памяти потерпевших и обвиняемых важную для следствия информацию.
Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранить и передать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений
Память является основой любой деятель-ности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков
Рис. 1. Функции памяти
С точки зрения рефлекторной теории И.П. Павлова в основе процессов памяти лежат ассоциации (по смежности, сходству, контрасту и др.), представляющие собой временную нервную связь. Степень прочности образования связей обуславливается характером подкрепления (П.К. Анохин).
Современная наука выдвигает ряд гипотез о механизмах памяти:
- механизмом памяти являются самовозобновляющиеся биотоки в нервных клетках и другие модели;
- механизм памяти выполняет важную роль в образовании следов памяти нуклеиновых кислот (в частности, рибонуклеиновой кислоты – РНК), находящихся в белках нейронов. Показано также, что мозговая активность при кодировании (запоминании) и воспроизведении разная и что кратковременная и долговременная память реализуется разными мозговыми структурами.
В отечественной психологии при изучении механизмов памяти под-черкивается зависимость их от характера деятельности (П.П. Блонский).
Процессы памяти
При характеристике памяти выделяют такие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала (рис. 2).
Рис. 2. Процессы памяти
Запоминание − процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление − кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:
- сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет прожектора);
- то, что вызывает ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, его контрастность по отношению к фону и т.п.);
- то, что вызывает повышенную ориентировочную деятельность процесса необычного явления, раздражители, имеющие эмоциональную окраску;
- то, что более связано с потребностями данного человека;
- то, что является объектом активной деятельности.
Условиями успешного произвольного запоминания выступают:
- осознание значимости и смысла запоминаемого материала;
- выявление плана в словесно-текстовом материале, опорных слов в содержании каждой его части, представление материала в виде схемы, таблицы, диаграммы, чертежа и т.д.;
- содержательность и доступность запоминаемого материала, его соотнесенность с опытом и направленностью субъекта;
- возможность использования данного материала в профессиональной деятельности субъекта;
- эмоционально-эстетическая насыщенность материала.
При заучивании материала существенны рациональное распределение его во времени, активное воспроизведение материала заучивания. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Этапы логического запоминания:
- осознание цели запоминания;
- понимание смысла запоминаемого;
- анализ материала;
- выявление наиболее существенных мыслей;
- обобщение;
- запоминание этого обобщения.
Механическое запоминание основано на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. При невозможности установления смысловых связей в разнородном материале используются искусственные приемы облегчения запоминания – мнемотехника – создание вспомогательных искусственных ассоциаций, мысленное размещение запоминаемого материала в хорошо знакомом пространстве, легко запоминающемся ритмическом темпе. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Большое значение для психологии свидетельских показаний играет явление, получившее название эффекта Зейгарник – по имени оте-чественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость запо-минания от эмоционально-мотивационной сферы. Вывод, к которому пришла она, заключался в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем незаконченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затруд-няется что-то вспомнить, следователю следует уточнить, чем он занимался в интересующий для следствия период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.
Психологи предлагают некоторые приемы, позволяющие улучшить запоминание, которые могут использоваться юристами в их практической деятельности (рис. 3).
Приемы, позволяющие улучшить запоминание
Смысловая (семантическая) организация материала с выделением в нем основных опорных пунктов, слов
Составление вспомогательных схем, таблиц с графическим отражением связей между различными элементами схемы, с фиксацией временных и пространственных координат исследуемого события
Составление плана, в котором раздельно отражаются:
- исходная информация (что необходимо сделать);
- вопросы, подлежащие выяснению;
- при запоминании сложного материала смысловая группировка материала проводится по различным основаниям (по интересующим следователя лицам, по расследуемым эпизодам)
Сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источниках доказательств
Рис. 3. Приемы, позволяющие улучшить запоминание
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятель-ности), условий в организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Для сохранения информации в долговременной памяти нужна особая организация материала (классификация, удобное пространственное расположение, ассоциативные связи, схемы, таблицы и пр.). Информация сохраняется вместе с той ситуацией, в которой кодировалась (запоминалась). Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание происходит по «закону гиперболы» (Г. Эббингауз): чем больше времени с начала запоминания, тем меньше он забывается (рис. 4).
Процент запоминания информации
1 2 3 4 5 6 10 20 30 60 90
Прошедшее время (в днях)
Рис. 11.4. Кривая забывания Г. Эббингауза:
I – бессмысленный материал; II – логическая обработка; III – при повторении
На качество запоминания влияют различные факторы: модальность, осмысленность, привычность материала, функциональное и эмоцио-нальное состояние человека (шок, стресс). Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности − ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»).
Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю нужно активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроиз-ведение имеет несколько уровней.
Узнавание – сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринималось в прошлом. Узнавание базируется на сопоставлении образа объекта, полученного в результате процесса его восприятия, опознания, со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание разделяется на симультанное (систематическое) и сукцессивное (аналитическое). Симультанное узнавание происходит быстро, интуи-тивно, без анализа деталей и чаще всего безошибочно. Сукцессивное узнавание предполагает внимательное рассмотрение опознаваемого объекта с целью сличения воспоминаний с предложенным оригиналом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.
Воспоминание осуществляется в отсутствие объекта восприятия.
Процесс воспоминания в памяти осуществляется либо произвольно, по желанию человека, либо непроизвольно. Непроизвольность воспоминания – понятие относительное: память извлекает информацию по механизму ассоциаций. Ассоциация возникает по смежности (все предметы, явления и отношения вспомнились одновременно), сходству (когда вспоминаемое имеет общие или сходные черты с тем, о чем думается), противоположности (если мысли о чем-либо вызывают воспоминания о предметах и явлениях, контрастных по своему назначению или содержанию).
При допросе свидетелей и потерпевших нужно иметь в виду, что ассоциация по ходу воспоминаний – непрерывный процесс и что ассоциации группируются вокруг представлений, наиболее значимых с точки зрения самого рассказывающего. Поэтому не следует навязывать свидетелю определенный характер ассоциаций. Необходимо дать ему возможность рассказать о событии в той последовательности, в которой он его запомнил, в противном случае потеря части информации неизбежна.
Припоминание – представляет собой наиболее активную форму воспроизведения и во многом зависит от четкости поставленных задач.
Хотелось бы отметить, что воспоминание и припоминание не являются изолированными друг от друга процессами. Между ними существует двухсторонняя связь. Припоминание с одной стороны, является предпосылкой воспроизведения, а с другой – оказывается его результатом.
Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно следователю рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Не следует прерывать допрашиваемого, так как заданный в ходе свободного рассказа вопрос может рассеять внимание допрашиваемого, нарушить ход его мыслей, помешает припоминанию фактов.
Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Эта особенность воспроизведения имеет особое крими-налистическое значение, так как сущность реминисценции состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием сильного раздражителя, каким может являться сам акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидетелей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.
Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий и половой принадлежности.
В юридической практике, оценивая показания свидетелей, важно учитывать, что воспроизведение связано с реконструкцией воспринятого. Очевидцы происшедшего вспоминая те или иные события, прежде всего, выделяют те стороны, которые соответствуют их эмоциональным состояниям и доминирующим установкам. Так, например, при страхе утрируется степень угрожающих обстоятельств, а чувство ненависти способствует воспроизведению, в первую очередь, отрицательных качеств другого человека и т.д. В обстановке крайней напряженности может возникнуть временное неузнавание хорошо знакомых объектов. Следователю часто приходится сталкиваться с тем, что у несовершеннолетних (особенно у малолетних) свидетелей в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла.
На качество воспроизведения большое влияние могут оказать объективные факторы, такие как обстановка, в которой происходит допрос, формулировка вопросов самим следователем и некоторые другие обстоятельства.
Виды памяти
Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонского, выделявшего следующие виды памяти (рис. 5).
Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
Так, свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные для следствия показания о длительности того или иного события, его последовательности.
Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию. Эмоциональная память юриста помогает ему глубже проникать в эмоциональную сферу личности потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.
Очередная статья на тему ковыряния в основах - совсем не очевидная и местами наверняка неточная; тем не менее попробую в очередной раз поразбираться, как работает наше с вами сознание; и на личном и на общественном уровне. Недавно писал статью про интеллект и мудрость, где рассматривал разные аспекты оценок человечьего сознания - а теперь немного пороюсь в самом функционировании этого самого сознания, на достаточно простом и понятном уровне - хотя тут возможны неточности, особенно в области определений.
Изначально хотел написать статью чисто про Память, но в ходе обдумывания сообразил, что выделить её из общего механизма работы сознания не получится, и придётся рассматривать всё в комплексе.
Как не раз писал, наш разум - это сумма наших воспоминаний. Всё, что мы видим в данный момент, через доли секунды уходит в прошлое из-за свойств времени, и остаётся исключительно в виде воспоминаний. Причём термин "воспоминание" характерен не столько для памяти, сколько для другой составляющей мозговой активности - для сознания. Потому что память хранит не воспоминания, а скорее образы, при обращении к которым и возникают эти самые воспоминания. Так что попробую сформулировать основной постулат статьи:
Разум человека состоит (как минимум) из двух основных составляющих:
1) Память - хранилище прошедших в прошлом событий; аналог компьютерных ОЗУ и ПЗУ;
2) Сознание - обработчик данных в памяти; условный аналог компьютерного процессора и команд для него.
Пока что я писал одни банальности, достаточно очевидные при минимальном разбирательстве в вопросе. Переходим к основной части статьи - как работает взаимодействие памяти и сознания.
И память, и сознание человека работают совместно, и по ходу жизни существенно видоизменяются - память наполняется новыми воспоминаниями (попутно теряя и забывая старые факты, как авторегистратор перезатирает старые записи), а сознание по ходу получения новых фактов в памяти зачастую изменяется кардинально и зачастую переосмысливает хранящиеся в памяти факты, т.е. меняет отношение к ним. То, что было крайне важным в 10 лет, в 20 лет выглядит как насмешка, в 40 звучит ностальгически, а в 80 зачастую снова крайне важно. Хотя, казалось бы, тот же факт и то же сознание - но это если забывать о временной составляющей и изменчивости Разума.
Часто говорю, что надо жить своим умом - то есть в буквальном смысле развивать собственное сознание на основе собственного опыта (т.е. памяти). Не отрицаю развитие в целом, но призываю обращаться к тому, что важно и интересно лично вам, а не кому-то в телевизоре, или даже вашим друзьям и знакомым. Потому что, к сожалению, существует понятие "манипуляция сознанием"; причём не только на уровне кровавых тиранов и кремлёвской госдеповской пропаганды, но и вполне на личном уровне. Когда жена или тёща в сотый раз нудит "опять на рыбалку или на футбол попёрся" - это собственно попытка изменить отношение к объектам "рыбалка" и "футбол" в памяти, т.е. попытка манипулирования сознанием. Потому что футбол или рыбалка никак не изменятся, а вот наше отношеине к ним может измениться - причём не от нашего осознания, а под напором обвинений и инсинуаций. :)
Сознание наше и так постоянно изменяется, только мы этого не замечаем - попробуйте пообщаться с любым человеком, которого не видели много лет, и почувствуете, что он ведёт себя не так, как вам помнится. И это нормально, учитывая постоянную изменчивость мира вокруг и приобретённый опыт. Но одно дело, если вы сами осознали и пересмотрели свою точку зрения на разные вещи - на основе собственного опыта, в том числе из книг и из общения с людьми; и совсем другое, если вам навязали другую точку зрения; в этом, собственно, и есть отличие от "жизни своим умом" от "манипуляции сознанием".
Переходим от личного к общественному. Как опять же постоянно говорю, мы уже настолько привыкли к жизни в условиях манипуляции сознанием, что воспринимаем её за норму - например, советские люди с конца 1980-х годов свыклись с совершенно убогим и сототнинским явлением рекламы, которая в самых своих азах подразумевает навязывание вам того, что вам не нужно - ибо если бы было нужно, то вы бы покупали без всякой рекламы. И это - самый очевидный пример, а аналогичных - вагон и маленькая тележка.
Среди этого вагона находится и государственная пропаганда - которая бывает "хорошая", бывает "плохая" (в смысле созидательная\разрушительная), но она всегда в одном неизменна - она является манипуляцией сознанием. Потому что человеку делают "промывку мозга" - т.е. внедряют факты, которые должны заменить (или дополнить) запомненные собственной памятью ранее. Например, про жизнь в СССР мы помним достаточно много, но у большинства людей в памяти при словах "советское общество" возникают не только собственные впечатления, но и навязанные различными соЛЖЕницыми мифы про ГУЛАГи и серость советской уравниловки. То есть нанесённые пропагандой факты вымывают из памяти собственные воспоминания, для формирования "правильной", кому-то нужной точки зрения.
Обращаю внимание - что для формирования точки зрения необходимо не просто изменить отношение, а именно нанести нужного цвета фактов, причём неважно как, можно враньём и полуправдой, к чему мы уже тоже привыкли в последние годы. Подумаешь, ошибся тот же соЛЖЕницын на два порядка, но ведь "в главном-то он прав!". Так действует практически любая пропаганда - и западная, и отечественная - раз за рекламу у нас не расстреливают, значит, врать людям в мозг - можно, сооцно и методы пропаганды будут в стиле коврового бомбометания.
Особо обращаю - в очередной раз - на возможность (и по сути необходимость) манипуляции через память. Поэтому государственная пропаганда неизбежно будет перевирать и пересказывать исторические факты на свой лад - хотя, казалось бы, что было, то прошло, об этом нам та же реклама из каждого утюга твердит. И корни до-коммунизации и де-сталинизации растут ровно оттуда же - собстно, это никак не отличается от ранне-большевистской борьбы с наследнием проклятого царизма.
Поэтому всегда всячески настаиваю на собственном изучении истории - причём желательно в традиционном режиме, от человека человеку. Даже книжки зачастую бывают манипуляционные - см. того же соЛЖЕницына, а также свежеиспечённую шнобелевскую лауреатку, как её там; там специально пишутся факты для того, чтобы загадить вам мозг и переделать во что-то другое. Борьба на Украине с "российской агрессией" - ровно из той же оперы; когда русским людям банально гадят в уши и навязывают каких-то там "героев УПА", это нам вообще никак не понять, однако для 40 миллионов биомассы это нормально.
Надо понимать, что такое память, зачем она нужна, и почему нельзя давать в неё гадить всяким клоунам и чертям - с рогами или без.
Анна Герман, песня в тему
Хотя обычно прикладываю традиционные песни, но и советское прошлое в обиду давать нельзя, дабы не уподобляться бандерлогам.
Уровень интеллекта и уровень сознания человека, и как следствие его бытийная масса, тем выше, чем дольше у него возможность памяти. Чем интеллектуальнее развит человек, тем в большей степени используется его бытийная масса и тем больше памяти он может извлечь из своего прошлого, чтобы пролонгировать в будущее.
Техники 4 курса школы Меньшиковой предназначены для того, чтобы вы получили возможность обращаться к своей более долгой памяти.
Развитие собственной памяти для нас всегда заключалось в запоминании. То есть память и запоминание — это приблизительно одно и то же. Но так ли это на самом деле? Представьте себе, что есть цепочка, нить судьбы, которая узелком, как пуповина завязывается в тот момент, когда вы рождаетесь в этом мире. Дальше начинают на эту пуповину накручиваться события от прошлого в будущее, как бусинка, одно событие, второе, третье и так далее. Вот эти бусинки как-то привели вас к сегодняшнему дню.
Но тут сверху, с уровня будхиального тела, с уровня ценностей и убеждений, приходит директива о том, что красные бусинки отныне — это очень хорошо, а черные бусинки — это плохо. Для того чтобы стать приемлемым в обществе, чтобы общество вас не осудило, чтобы в ментале продемонстрировать, что вы сплошняком состоите из одних только красных бусинок, и у вас ни одной черной нет — для этого вы будете их прятать, ставя блок, пряча от глаз, что вы такой белый и пушистый.
С одной стороны, для ментала это хорошо, он будет отображать только то, что показывается. А для памяти начинается большая катастрофа, потому что память сознанием не берётся кусочками, она берется вся. Если расчёт памяти доходит до определённого барьера, где есть эта замотанная бусина, то это событие, которое вы скрываете, сознание начинает воспринимать, как ту самую первую пуповину, которая завязана была в момент вашего рождения, считая, что дальше за этим барьером опыта нет. Таким образом, формирование памяти происходит только до разрешённого момента. Например, за последние 5 лет.
Вы не можете воспользоваться опытом предыдущей жизни, да и вашей сегодняшней не можете. Так бывает часто у тех людей, которые не работают со своим сознанием и находятся на достаточно низких интеллектуальных уровнях, на низкой касте, им можно приказать забыть какие-то обстоятельства жизни.
Такие барьеры выставляют обычно люди, которые будхиально очень зависимы.
Ценности и убеждения в сознании человека
Ценности и убеждения — это то, что для человека является непререкаемыми нормами поведения, как правильно поступать. Соответственно именно будхиальное тело спускает вниз инструкции, какой опыт для человека будет являться правильным, а какой нет. И так происходит с каждым человеком вне зависимости от его интеллектуального развития.
Но почему же при такой рихтовке сознания, одинаковой для всех, одни люди всё-таки помнят больше своего прошлого, а другие меньше? Ответ на этот вопрос заключается в кастовой принадлежности, в уровне бытийной массы.
Сознание старается весь опыт, который оно берёт в качестве оперативного управления, как слепок перевести в будущее по принципу равновесия. Так работает закон. Соответственно земледелец возьмет память до события разрешённого. Купец возьмет до последнего разрешённого вместе с этой закрытой системой. Он тоже будет пролонгировать ее в будущее. И воин будет делать то же самое. А это будет говорить о том, что кармически будут непременно предопределены проблемы у людей более высоких каст. Потому что они пытаются пролонгировать в будущие события, которые будхиально запрещены.
А это говорит, что сознанию рано или поздно придётся пройти через него ещё раз. Это называется грабли, на которые неизбежно нужно наступать. Не наступают на одни и те же грабли земледельцы, потому что они не оценивают, что это одни и те же грабли. Они говорят: «ой, опять боженька наказал» — они не понимают истинной причины происходящего.
Купцы, это дело уже видят и понимают, что им придется справляться с этой ситуацией.
Воины сталкиваются с этими ситуациями буквально каждый день — они всё это разбирают.
А вот у людей касты правителей, таких моментов не должно быть совсем. На этом уровне уже есть понимание — нет никакого опыта лучше, чем любой другой опыт.
Все происходящие события нужны для того, чтобы человек как-то индивидуализировал себя, то есть это некий дополнительный стимул для того, чтобы он начал развивать свою индивидуальную память и не привязывался к общему событийному плану. Если своя память естественным путем не работает, значит, нужен инструментарий.
В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.
Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:
Двигательная память появляется у ребенка уже в первые месяцы жизни.
Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Начинает проявляться у ребенка после 6 месяцев жизни.
Образная память начинает проявляться у детей в 1,5-2 года (в то же время, что и представления).
Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.
Словесно-логическая память проявляется в 2-х случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть. Наряду с этим есть люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст своими словами.
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых.
Мгновенная (сенсорная) память – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств, в течение нескольких секунд без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно.
Кратковременная память – вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 секунд). Для запоминания какой-то информации человек предпринимает волевые усилия.
Объем кратковременной памяти определяется по простому упражнению: человека просят запомнить за минуту определенное количество слов (или цифр, или картинок). Затем человек сразу воспроизводит то, что запомнил. Люди отличаются по количеству запоминаемых слов, т.е. обладают различным объемом кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется в течение всей жизни.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти.
Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какой-то объем переходит в оперативную память. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, постоянное повторение информации, наличие эмоций при запоминании и др.
Оперативная память – это запоминание определенной информации на время, необходимое для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.
В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
Долговременная память обладает почти безграничным объемом. Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.
Непроизвольная память – это запоминание информации без намерения запомнить. Человек чаще всего запоминает то, что делает (а не то, о чем думает), также хорошо запоминается то, связано с кругом знаний и интересов человека.
Читайте также: