Как определить качество cd диска

Обновлено: 06.07.2024

Всем привет. Я понимаю, что тема несколько флудерная, но есть у меня несколько вопросов на которые я пока не нашел ответ.
Первый CD я купил в далеком 93-м году. Поразила в первую очередь тишина в паузах и, разумеется, чистота записи. Покупал вначале только фирменные CD, но рынок у нас был невелик и поэтому, чтобы пополнять коллекцию, пришлось покупать и т.н. "болгарские". С ними было все ясно, отвратительная полиграфия, усеченные буклеты, несоответствие выходных данных и т.д. Но, со временем количество переросло в качество (я про левые диски) и их стало трудно отличать от фирменных. То есть приходится "обнюхивать" каждый CD и все равно в некоторых случаях полной уверенности нет. Так вот вопрос, есть ли такие признаки, которые сразу бы указывали на легальность релиза?

(26-06-2012 22:58) kvs-207 писал(а): Всем привет. Я понимаю, что тема несколько флудерная, но есть у меня несколько вопросов на которые я пока не нашел ответ.
Первый CD я купил в далеком 93-м году. Поразила в первую очередь тишина в паузах и, разумеется, чистота записи. Покупал вначале только фирменные CD, но рынок у нас был невелик и поэтому, чтобы пополнять коллекцию, пришлось покупать и т.н. "болгарские". С ними было все ясно, отвратительная полиграфия, усеченные буклеты, несоответствие выходных данных и т.д. Но, со временем количество переросло в качество (я про левые диски) и их стало трудно отличать от фирменных. То есть приходится "обнюхивать" каждый CD и все равно в некоторых случаях полной уверенности нет. Так вот вопрос, есть ли такие признаки, которые сразу бы указывали на легальность релиза?

Вы кстати правильно сказали на счёт "обнюхивать". И один из признаков именно запах. На самом деле как бы хорошо и качественно не были сделаны "Российские" издания (под фирму), распознать именно по запаху полиграфии в принципе можно, запах буклетов характерный.

(26-06-2012 22:58) kvs-207 писал(а): Первый CD я купил в далеком 93-м году. Поразила в первую очередь тишина в паузах
Это ошибочное мнение, так называемая "цифровая тишина", неотъемлемая часть мастеринга, именно CD релизов на протяжении всей истории их выпуска до наших дней.
(26-06-2012 22:58) kvs-207 писал(а): есть ли такие признаки, которые сразу бы указывали на легальность релиза?

О какой легальности речь? Если имеется ввиду, как говорят - фирмА и лицензированные издания, то это традиционный набор атрибутов, который не изменился до сих пор.
А конкретно каждое издание, если есть подозрение на "неблагородность" происхождения нужно рассматривать отдельно, сейчас к стати таких хватает.
А вообще на эту тему на форуме есть ветки, где популярно обо всем рассказывали люди. Попытайтесь воспользоваться поиском. если нет желания, можно выяснить и в этой.

Просмотрел 7 страниц раздела, ничего подобного не нашел, только винил. Был бы благодарен, если бы поделились ссылкой.
Легальность-я имел ввиду именно фирмУ, а не лицензированные издания, на которых кстати, честно пишут, что они изготовлены в России, под лейблом . Я иногда такие покупаю в Медиа Маркте, там бывают очень интересные распродажи.

с 1993 года каждый диск маркируется номером IFPI (грубо говоря - номер станка но котором его тиснули)
плюс иногда номером IFPI мастера фонограммы
это касаемо легальность релиза

а вообще если релиз не ширпотреб, а именно фирма, то он печатается на определенном заводе, с определенным качеством полиграфии, с определенным дизайном матрицы диска. и т.д. и если подержать несколько релизов одного лейбла в руках то все становиться очень очевидно

(27-06-2012 00:17) wrdale писал(а): и если подержать несколько релизов одного лейбла в руках то все становиться очень очевидно

Помню себя, когда начинал присматриваться к изданиям и держал их руках, смотрел как баран на новые ворота. Человеку не имеющего такого опыта, тяжеловато будет "вкурить" премудрости современных издателей. Поэтому, не считаю зазорным спросить у людей "знающих", конечно же у человека вызывающего доверие в своей компетентности.

(26-06-2012 23:24) dimoha.k68 писал(а): Вы кстати правильно сказали на счёт "обнюхивать". И один из признаков именно запах. На самом деле как бы хорошо и качественно не были сделаны "Российские" издания (под фирму), распознать именно по запаху полиграфии в принципе можно, запах буклетов характерный.

И не только, диски российских и азербайджанских (которые ошибочно принимают за российские) можно еще отличить по характерным маловидимым рискам на краях CD. Таких рисок 4, образуются от держателя CD, когда он идет по конвейеру, на фирменных дисках таких рисок нет, все из за того, что пираты используют оборудование старого образца. Нового так просто не купить, все отслеживается, фиксируется и регистрируется, так просто линию по производству CD ни кто не продаст.

Поделюсь своими исследованиями: 90-е года, полиграфия на пиратках не перфорированная, номер ifpi не совпадает с номером печати на обложке, прозрачность болванки на 40% больше чем на фирме. Далее код ifpi стали выбивать на самом пластмассовом теле болванки, а не лазером, где уже и указывалась принадлежность к стране изготовителю.

В некоторых случаях фирменные CD тяжелее, чем подделки. Особенно в случае с японскими изданиями. На фирменных дисках качество полиграфии всегда выше, чем на подделках; это происходит из-за того, что, в случае с фирмой, в качестве источника изображения для полиграфии используется оригинальный снимок высокого разрешения. Это общие для всех типов изданий различия. Все остальное зависит от года выпуска диска, штамповщика диска, страны и пр.

Цитата: с 1993 года каждый диск маркируется номером IFPI (грубо говоря - номер станка но котором его тиснули)
плюс иногда номером IFPI мастера фонограммы
это касаемо легальность релиза

-но естьже и фирма которая не идет с IFPI--это касается некоторых ранних изданий до 93 гг.

У меня есть два диска-Маккартни Tug of war и Мит Лоуф Bat out of hell-вторая часть. Так вот, у меня есть сомнения в их левизне. У одного выгравировано-839067 1:7:3. EMI Swindon, у второго Sonopress C-7857. Если не обращать на это внимание, то у них все признаки левизны. Есть у меня оригиналы этих релизов и у них другая информация нанесена. Но это другие релизы, вот и ломаю голову.

Дак это фирменные диски у вас, просто есть разные издатели одних и тех же концертов.
Хотя, чтобы точно определить фирма или нет, нужно повертеть в руках знающему человеку
Китайцы сейчас приноровились.

(27-06-2012 08:17) heco писал(а): Поделюсь своими исследованиями: 90-е года, полиграфия на пиратках не перфорированная, номер ifpi не совпадает с номером печати на обложке, прозрачность болванки на 40% больше чем на фирме. Далее код ifpi стали выбивать на самом пластмассовом теле болванки, а не лазером, где уже и указывалась принадлежность к стране изготовителю.
Согласно стандартам и требованиям International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) код пресса на теле матрицы должен быть эмбоссированным (тесненным), ни какого лазера.
(27-06-2012 09:20) sharanton писал(а): -но естьже и фирма которая не идет с IFPI--это касается некоторых ранних изданий до 93 гг.

Если лейбл не входит International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) то кода там естественно и не должно быть в помине. Я не говорю уже про старые пресса.
Хотя на некоторых изданиях, особенно американских, эмбоссированный IFPI вообще не ставят, хотя лэйбл входит в федерацию. Это объясняется очень просто, матрицы штамповались на заводах не входящих в реестр IFPI, так как IFPI Европейская организация, швейцарская, то частенько америкосы забивают на все эти европравила и требования.

(27-06-2012 08:02) windir писал(а): . можно еще отличить по характерным маловидимым рискам на краях CD. Таких рисок 4, образуются от держателя CD, когда он идет по конвейеру,

О каких рисках речь?
Фото или сканирование в студию

(27-06-2012 10:29) smirnofb писал(а): О каких рисках речь?
Фото или сканирование в студию

У меня пиратских дисков нет.
На фото или на сканере, их видно не будет, очень малы, вот прикрепил приблизительную картину о чем идет речь. Тут на рисунке они указаны строго ровно по оси X и Y, а в жизни могут быть как угодно, но строго перпендикулярно друг другу.

(27-06-2012 08:02) windir писал(а): можно еще отличить по характерным маловидимым рискам на краях CD. Таких рисок 4, образуются от держателя CD, когда он идет по конвейеру, на фирменных дисках таких рисок нет

То не от конвеера риски, это просто центрующие маркеры чёрной или любой другой основной цвет, которые по глупости пиратов остаются видны. Они же один в один сдирают обложку с фирмы, чистят картинку на компьютерах от авторских прав правообладателей, редактируют. Какой конвеер? Всё в ручную

(27-06-2012 09:39) kvs-207 писал(а): У меня есть два диска-Маккартни Tug of war и Мит Лоуф Bat out of hell-вторая часть. Так вот, у меня есть сомнения в их левизне. У одного выгравировано-839067 1:7:3. EMI Swindon, у второго Sonopress C-7857. Если не обращать на это внимание, то у них все признаки левизны. Есть у меня оригиналы этих релизов и у них другая информация нанесена. Но это другие релизы, вот и ломаю голову.
Это вы о чем говорите? Какие признаки Что то все встрочку написано и никакой конкретики. Ведь определять его левизну нужно по совокупности всех маркировок.
Т.Е.
01. 2-а кода IFPI - ?
02. № матрицы - ?
03. Способ нанесения их - ?
04. Баркод - ?
05. Полиграфия - ?
Короче, для этого нужно все смотреть. Фото какие нибудь. Сканы. Только не из интернета, как у предыдущего человека, а родное. А так что то одна болтовня.
(27-06-2012 10:55) windir писал(а): У меня пиратских дисков нет.
На фото или на сканере, их видно не будет, очень малы, вот прикрепил приблизительную картину о чем идет речь. Тут на рисунке они указаны строго ровно по оси X и Y, а в жизни могут быть как угодно, но строго перпендикулярно друг другу.

Так тогда о чем вы говорили? О том что бывает - небывает? Если у вас небыло таких дисков, так вы решили рассказать, прочитав в нете чью то галиматью, рассказать нам о ней? О каких то старых прессах.

ЗЫ. Я фигею, мужики

(27-06-2012 09:58) windir писал(а):

(27-06-2012 08:17) heco писал(а): Поделюсь своими исследованиями: 90-е года, полиграфия на пиратках не перфорированная, номер ifpi не совпадает с номером печати на обложке, прозрачность болванки на 40% больше чем на фирме. Далее код ifpi стали выбивать на самом пластмассовом теле болванки, а не лазером, где уже и указывалась принадлежность к стране изготовителю.
Согласно стандартам и требованиям International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) код пресса на теле матрицы должен быть эмбоссированным (тесненным), ни какого лазера.
(27-06-2012 09:20) sharanton писал(а): -но естьже и фирма которая не идет с IFPI--это касается некоторых ранних изданий до 93 гг.

Если лейбл не входит International Federation of the Phonographic Industry (IFPI) то кода там естественно и не должно быть в помине. Я не говорю уже про старые пресса.
Хотя на некоторых изданиях, особенно американских, эмбоссированный IFPI вообще не ставят, хотя лэйбл входит в федерацию. Это объясняется очень просто, матрицы штамповались на заводах не входящих в реестр IFPI, так как IFPI Европейская организация, швейцарская, то частенько америкосы забивают на все эти европравила и требования. Это я и имел в виду!

Что Такое Пластинки для Диджея? Поговорим про качество звука Винила и CD про форматы MP3? и «ТАЙМ-КОД».

Давайте разберёмся, в чем главное отличие.

Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе, но только для широкой публики. Диджеи «винильщики», например, - это в некотором роде «элита» среди игровой публики, так что потратить 10-15 евро на «пласт» может позволить себе далеко не каждый обычный диджей, получающий по 100-200 долларов за выступление в лучшем случае!

Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе Сегодня виниловые пластинки действительно в анабиозе

Потому что основная масса людей сегодня предпочитает идти по легким путям. Человек предпочитает скачивать треки из интернета, с разных торрент-трекеров и терабайтных архивов. Быстро и вообще, в основном, бесплатно. Качество звука? С двадцатибаксовыми колонками? А кто о нем задумывается? … Риторический вопрос, однако. Прежде всего, по большому счету, дело даже не в качестве звука.

Винил - для ценителей! Поэтому, когда пластинки постепенно исчезают, в меньшем мире - в качестве настоящих ценителей аналогового звука, то есть в том, что они говорят о «теплых ламповых звуках». И если качественный CD-проигрыватель стоит пару-тройку тысяч долларов, то USB плеер может стоить всего 10$, и это будет совершенно нормально. Потому что можно слушать и через телефон за 0,04$.

Мы убеждены, что динамический диапазон пластин больше, чем при записи на компакт-диски. Достигнуто около 55 дБ, как на диске, так и на компакт-диске (данные результатов получены различными тестами в разных лабораториях и викифицированы). Компакт-дискам и передискретизации, что ухудшает качество звука. Кроме того, при их записи отсутствует компрессия самого динамического диапазона.

То есть теоретически может достигать 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничен 22 кГц и компакт-кассет Тип 1 с их 11 кГц, естественно. Потому что это только цифры, которые имеют отношение к реальным людям и их ушам. Во-первых, в «слуховых» возможностях самого человека (вспомним про 20-22 кГц), и во-вторых, в аппаратуре, на которой все это воспроизводится.

Чтобы услышать детали, почувствовать «на себе» этот высокий частотный диапазон, проникнуться от осознания того, что ты слышишь то, чего не слышат другие, нужна соответствующая аппаратура! Причем «всё» относится как к CD, так и к винилу. И если вы не готовы выкладывать по несколько тысяч долларов за каждый из компонентов, то забудьте о заоблачных килогерцах.

Теперь тесты их проводят, в общем-то, все кому не лень. Тест на аудиофильтр. Они могут суммировать следующим образом. При наличии качественного транспорта для винила (CD, SACD, DVD-Audio, BD-Audio), при наличии профессиональной звукозаписывающей станции для воспроизведения аудиозаписей в форматах FLAC или WAV, разница слушателей действительно отмечается. При этом CD, FLAC и WAV на одной чаше весов, а винил, SACD и DVD-Audio - на другой.

Разумеется, если проигрыватель пластинок дешевый, то все валится в одну кучу, автор победно говорит, что «всё одно», а в комментариях начинаются кровавые войны за то, что «цифра лучше всех» или же «винил на все времена». Технические характеристики звуковых носителей:

Виниловые пластинки

Частотный диапазон, Гц До 100 000

Динамический диапазон, dB 120

Частота дискретизации, кГц -

Число каналов 1/2 (моно/стерео)

Компакт-диски CDDA

Частотный диапазон, Гц 20—20 000

Динамический диапазон, dB 96

Частота дискретизации, кГц - 44

Разрядность - 16 бит

Число каналов 2 (стерео)

Super Audio CD

Частотный диапазон, Гц 20—50 000

Динамический диапазон, dB 120

Частота дискретизации, кГц - 2822,4

Разрядность - 1 DSD

Число каналов 2 (стерео)

DVD-Audio

Частотный диапазон, Гц до 96000

Динамический диапазон, dB 144

Частота дискретизации, кГц - 44,1-192

Разрядность - 16, 20, 24 бит 5.1

Число каналов (кроме 192 кГц)

BD-Audio

Частотный диапазон, Гц 20—50 000

Динамический диапазон, dB 120

Разрядность - 16, 20, 24 бит

Число каналов 2 (стерео)

Сухие цифры. Считается, что звук в диапазоне до 20 кГц включительно (и то - максимум), и возрастные люди слышат, снижается верхняя планка часто и до 16 кГц. Увы, но это научно доказанный факт. Доказано, что далеко не все могут различить звуки до 22 кГц. Может быть, и правда чувствуют. Некоторые производственные аппараты класса hi-end тоже работают на эти цифры, и покупатель должен признать, что он потратил пару тысяч фунтов на то, чтобы не слышать никаких отличий. Это может быть бессмысленно.

Что же касается частотного диапазона, то у винила он теоретически может достигать и 100 кГц. В отличие от классического CDDA (про SACD и прочие HD-форматы поговорим чуть позже), у которого он ограничивается 22 кГц (число пропорционально увеличивается при увеличении разрядности, но все равно не достигает заветной «сотни»). И компакт-кассет Type 1 с их 11 кГц, естественно. Но это, подчеркнем еще раз, всего лишь цифры, которые к реальным людям и их ушам имеют отношение постольку-поскольку. Все упирается, во-первых, в «слуховые» возможности самого человека (вспомним про 20-22 кГц), а во-вторых, в аппаратуру, на которой все это воспроизводится.

Посыл тут вычерчивается вполне ясный. Дорогие носители, то есть как винил, так и его альтернативы, нельзя слушать на дешевой технике: потому что действительно разница заметна не будет или будет, но слегка: звук есть звук, и даже крошечные искажения, вносимые как некачественной нарезкой пластинки, так и при записи компакт диска, на недорогой технике заметны попросту не будут.

А вот серьезная аппаратура недостатки вскроет, а достоинства покажет во всей красе, так что даже человек-медведь заметит разницу.

Разумеется, «неслепые» тесты полностью на стороне дорогих форматов. Базовые цифры по частотному и динамическому диапазонам, качеству исходного материала (пластинки или CD) и ценам на аппаратуру, человек будет бессознательно маскировать недостатки дорогостоящих компонентов и прилагать достоинства бесплатно.

А теперь про цифровой винил-таймкод. Новое веянье, которое возрождает или в конец разрушает Ди-Джеинг как культуру!

система цифрового винила «ТАЙМ-КОД» Native Instruments Traktor Pro 2 vs Serato DJ и похожие системы для диджея . Что дает система цифрового винила или система цифрового диджеинга (ди-джей играет на пластинках как бы. Но это не так, всё дело в тайм-коде и звуковой карте. ) система цифрового винила «ТАЙМ-КОД» Native Instruments Traktor Pro 2 vs Serato DJ и похожие системы для диджея . Что дает система цифрового винила или система цифрового диджеинга (ди-джей играет на пластинках как бы. Но это не так, всё дело в тайм-коде и звуковой карте. )

А теперь подробнее про эту систему. Эта система дает возможность управлять записями на ноутбуке с помощью винила или CD и при работе софта для диджеинга!

Если говорить еще проще: это когда вы пластинкой сделали вперед - назад, то и трек на компьютере в программе сделал то же самое с той же скоростью и в тех же пределах.

Возникает здоровый вопрос – а как программа на компьютере понимает, с какой скоростью и в каком направлении должен двигаться трек?

Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм - код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила).

Этот сигнал считывается программой и определяет для трека параметры воспроизведения.

Далее звук управляемой композиции подается на выход аудио интерфейса, а далее по хорошо знакомым проводам тюльпанам, на канал микшера. Вуаля! Вы супер Диджей.

Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм -код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила). Все очень просто. Пластинка или CD посылают тайм -код аудио сигнал на вход аудио интерфейса, входящего в комплект СЦВ (системы цифрового винила).

Благодаря современным мощным процессорам и специальному аудио интерфейсу, проще говоря, звуковой карте для диджея, временной промежуток между посылом тайм-код сигнала (перемещением пластинки или джога на диджей консоли) и откликом трека, загруженного в программу, составляет 1,5 – 3 миллисекунды.

Это ничтожно мало и не ощутимо, что позволяет получать такое же эстетическое удовольствие, как и от игры на «обычном виниле», но это иллюзия и прочее говоря имитация! Но со стороны обычный обыватель не поймет, на чем играет диджей! Тут все же главное драйв и эмоции, которые происходят на танцполе!! А не то с чего идет записаный чета трек, к которому диджей не имеет ни какого отношения при этом еще и скачав его с интернета бесплатно!

Тайм-код пластинка содержит только управляющий аудио сигнал в цифровом значении, на ней не записаны никакие другие звуки или произведения. Она сделана из того же материала и выглядит точь в точь как любая обычная пластинка.

С небольшими отличиями, которые не видны обывателю. Отличие только в записанных звуках. На тайм-код виниле записан управляющий аудио сигнал, напоминающий писк факса, которому наступили на хвост)), а на обычной пластинке – музыка. Вся разница.

Тайм-код не нужно менять, когда диджей меняет музыкальную композицию пластинку «ТАЙМ-КОД» достаточно поставить сначала и программа автоматически поставить трек новый трек сначала!

Проще говоря, для диджей сета на 24 часа достаточно всего две пластинки с тайм-кодом! Тут качество звука невозможно оценить, так как система цифрового винила к звуку не имеет никакого отношения! А является лишь только способом управления Треком (музыкой в компьютере) посредством интерфейса для тайм -кода!

Компакт-диску в следующем году исполнится 40 лет. За этот немалый период любители музыки и коллекционеры фонограмм прошли долгий путь от практически детского восторга на старте, когда, поддавшись эмоциям, многие меломаны распродавали свои коллекции винила, заменяя их вожделенными серебристыми кружочками, “которые не шумели в паузах”, до пришедшего позже понимания недостатков формата. В результате часть филофонистов вернулась к винилу, что в итоге породило виниловый ренессанс, а другая часть занялась совершенствованием аппаратуры для воспроизведения компактов, в надежде таким образом скомпенсировать проблемы формата как такового. Сможет ли приобретающее всё большую популярность аудио высокого разрешения (Hi-Res) дать второе дыхание “цифре”?

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Сразу расставим точки над i с исторической точностью – стандарт Red Book, разработанный компаниями Philips и Sony и в рамках которого был описан формат компакт-диска, был представлен в 1980 году, а в 1982 году компания Philips представила первый серийный проигрыватель таких дисков. То есть, в следующем году исполнится 40 лет с момента, когда цифровое аудио шагнуло в народ. Впрочем, сути дела это никак не меняет.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Сегодня нас в большей степени интересует аудио высокого разрешения. Так что же это такое? Строгого определения Hi Res не существует. Ассоциация JEITA (Японская Ассоциация Индустрии Электроники и Информационных Технологий) определяет CD и аудио стандартного разрешения как цифровой поток с разрядностью 16 бит и частотой дискретизации до 48 кГц включительно (напомним, что Red Book для формата CD-DA жестко фиксирует частоту дискретизации на уровне 44,1 кГц). Соответственно, всё, что оцифровано с более высокими параметрами, называется аудио высокого разрешения (High Resolution или Hi-Res). Поэтому при упоминании Hi Res всегда нужно делать оговорку, о каком конкретно разрешении идёт речь.

Факт Логотип Hi-Res Audio, который сопровождает некоторые модели аудиотехники или наушников, был введен Японской ассоциацией производителей электроники и информационных технологий (JEITA). Для получения сертификации компонентами, работающими с цифровым аудио, нужно поддерживать аудио с параметрами вплоть до 24 бит / 96 кГц, а для аналоговой техники – расширенный минимум до 40 кГц частотный диапазон.

Причем, до сих пор мы говорили о формате оцифровки аналогового сигнала PCM (Pulse Code Modulation – импульсно-кодовая модуляция), который и определен для компакт-диска в Red Boook. Но позже теми же компаниями Sony и Philips был предложен однобитовый потоковый формат DSD (Direct Stream Digital), использующий плотностно-импульсную модуляцию. Формат подразумевает дискретизацию с существенно большей частотой – минимум – 2,8224 МГц, что в 64 раза больше, чем у компакт-диска (DSD64), кроме того, есть варианты DSD128, DSD256 и DSD512 с ещё более высокими частотами дискретизации. При этом, разрядность оцифровки составляет всего один бит. Но с форматом DSD в контексте сегодняшнего разговора проще – он изначально является форматом Hi-Rez аудио и используется для издания дисков высокого разрешения SACD.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Откуда берется аудио высокого разрешения?

Случаи народного творчества по оцифровке аналоговых носителей (виниловых пластинок или магнитных лент) или, не дай бог, апскейла компакт-дисков мы сейчас рассматривать не будем. В иных случаях аудио высокого разрешения появляется из студий мастеринга, где готовятся различные издания альбома или трека (винил, компакт-диск, файлы для стриминга и так далее). И здесь важно определить место Hi Res аудио в производственной цепочке. Не секрет, что в большинстве случаев изначально музыканты пишутся “в цифре” – с таким материалом намного удобнее работать звукоинженерам при сведении, постобработке и мастеринге. Случаи, когда всё по старинке делается “в аналоге”, а вместо компьютеров используются огромные многодорожечные катушечные магнитофоны и аналоговые пульты, бывают, но это – редкие исключения.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Так вот – пишутся музыканты именно в Hi-Res, поскольку для последующего сведения и мастеринга без ущерба для качества звучания высокое разрешение подходит как нельзя кстати. То есть, в результате сведения и мастеринга на свет появляется итоговый микс в высоком разрешении. Часто этот материал имеет параметры 24 бит / 96 кГц, но обычно студии используют лишь увеличенную до 24 бит разрядность, не повышая частоту дискретизации – тогда на выходе будет аудио с параметрами 24 бит / 44,1 кГц. Затем на основе этого “корневого” микса делаются варианты для записи на винил, компакт-диск, MP3 и других форматов со сжатием с потерями. То есть, этот исходный микс является своеобразным краеугольным камнем записи – лучшим её вариантом по качеству звучания, неким аналогом мастер-ленты при аналоговом мастеринге. И, напомним, этот микс записан в высоком разрешении.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Услышать разницу

Обычно при обсуждении полезности или бесполезности Hi rez аудио оппоненты углубляются в вопросы, насколько человеческое ухо (вспоминаем среднюю температуру по больнице) способно различить разницу в динамическом диапазоне, отношении сигнал/шум или иных параметрах, которые обеспечивают Hi-Res стандарты и Red Book. Действительно, вы вряд ли сможете ощутить разницу между отношением сигнал-шум -96 дБ (разрядность 16 бит) и -144 дБ (разрядность 24 бит) или услышать звук частотой 40 кГц, который не может быть оцифрован в стандарте Red Book с частотой дискретизации 44,1 кГц, но может с частотой дискретизации 96 кГц (по теореме Котельникова или, как её называют в западных источниках – теорема Найквиста-Шеннона). Но в этой дискуссии обычно упускается из виду, что первичным в данном случае является материал в высоком разрешении, а вариант в стандарте Red Book – результат конвертации. И на этапе этого преобразования звук неизбежно деградирует. Причем, по причинам, которые можно разделить на два типа.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

Последствия конвертации

Причины первого типа носят объективный характер – это последствия понижения разрядности и частоты дискретизации. К примеру, чтобы снизить частоту выборки с 96 кГц до 44,1 кГц (ситуацию осложняет тот факт, что это некратные частоты) приходится пересчитывать под новую сетку весь сигнал, в том числе и в слышимом спектре частот. Понижение разрядности приводит к загрублению формы сигнала – вместо гладкого синуса (например) получаем его ступенчатую аппроксимацию. Известны различные способы борьбы и с тем, и с другим эффектом. Как правило, это достигается различной цифровой фильтрацией и подмешиванием шума (noise shaping). Подобные вмешательства позволяют скомпенсировать огрехи даунсемплинга, но, как легко догадаться, качества звучания совсем не прибавляют.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

На потребу публике

Второй тип по сути рукотворен. К этому типу мы отнесем все “улучшения” и “оптимизации”, которые проводятся с определенными целями при подготовке издания на конкретном носителе. К примеру, с определенного момента музыкальные продюсеры решили “оптимизировать” компакт-диск для воспроизведения на массовой технике – музыкальных центрах, штатных автомобильных аудиосистемах и смартфонах с самыми простыми наушниками-затычками. Такая оптимизация заключалась в активном использовании звуковых компрессоров и лимитеров, которые фактически сжимают динамический диапазон – отсекают пиковые сигналы, а средний уровень музыкального материала подтягивают к уровню 0 дБ.

Как Hi-Res записи деградируют в CD-формате — объясняем "на пальцах"

В результате получаются очень громкие и бодрые фонограммы, которые на не слишком качественной технике действительно звучат выигрышно. Но достаточно послушать диск с такой записью на системе High End (да и просто на качественной Hi-Fi аппаратуре), как вы заметите, что запись утратила эмоциональность и ясность, потеряла объем и жизнь. Но что могут противопоставить малочисленные аудиофилы со своими дорогущими стереосистемами армии, вооруженной смартфонами с затычками? Доля первых находится в пределах статистической погрешности. В результате сегодня за очень редким исключением все издания на компакт-дисках, как новые записи, так и ремастеры старых альбомов, делаются с компрессией динамики. Одна надежда остается на Hi-Res, если, конечно, окажется доступен тот самый – исходный микс, а не его “адаптированная” версия. Ведь никто не может помешать продюсеру издания “улучшить” и материал в высоком разрешении тоже.


Низкие цены на носители CD-R, неизвестные продавцы записываемых компакт-дисков, противоречивые утверждения этих самых продавцов, да еще и наличие зеленых / золотых / голубых красителей и золотой /серебряной металлизации - все это обилие информации вводит в заблуждение покупателя CD-R дисков.

Обычный пользователь просто хочет качественный СиДиЭр по низкой цене, но так обычно не бывает. Существует огромное количество недорогих и беззвестных CD-R, но никто на самом деле не может сказать, какого они качества, и как долго эти диски проживут.

  • Качество диска CD-R напрямую связано с тем, как долго можно будет им пользоваться, пока с него не начнет элементарно пропадать информация
  • Второй момент - тот или иной CD-R должен без проблем читаться на любом CD-ридере.

Лучше использовать CATS CD-R/CD-RW Analyzer, который выпускается компания Audio Development - лидер на рынке поставщиков автоматизированных систем проверки носителей CD всех типов и DVD.

CATS Analyzer представляет собой самодостаточную софт и хард систему тестирования, построенную на базе Optical Drive CDM4 от Philips.

Дисковод специально разработан для очень точного/правильного считывания информации с компактов.

Метод тестирования CD-R

Суть теста в том, чтобы ускорить процесс "старения" СиДиЭра - 25-30 лет за несколько дней. Достигается это с использованием Камеры Искусственного Климата, в которой CD-R подвергаются действию крайних температур и повышенной влажности, и тем самым проводится их искусственное старение. Прежде чем компакты попадают в Камеру, часть из них записывается и проходит контроль качества на CATS Analyzer. После того, как компакты в течении нескольких дней подвергались старению, замеры производятся опять - для выявления различий.

Наилучшие результаты:
После процесса старения все эти CD-R свободно читались и не имели ни каких ошибок и спокойно записывались с объявленной скоростью.

Средние результаты
После процесса старения CD-R уже содержали некоторые ошибки, но тем не менее оставались работоспособны.

Низкие результаты
(самые дешевые носители)
Тут уже, как понимаете и говорить нечего, все и так понятно – даже с одной (1х) скоростью результат будет не утешающий, а проще говоря – никакой. Но не лишним будет упомянуть, что 95% из этих были так называемые NoName CD-R's (немаркированные).

Из-за недостатка информации ничего не можем сказать поводу следующих производителей и марок.

CDA Datetrдger Albrechts GmbH CDA & FNAC
Postech Corp. Laser
Xcitek Inc. BestMedia
Multi Media Masters & Machinary Polaroid
Prodisc Technology Inc. ProDisc

Заключение
Вывод простой: Качество и Низкие Цены несовместимы! Существует множество недорогих дисков, качество которых совершенно неудовлетворительное. Но в ряде случаев, например для игр, качество значит немного, поскольку это не критические данные. Для жизненно важной информации, например для резервных копий (backup), важно выбирать марку компактов, которые позволят сохранить данные в неизменном виде долгое время.

Самый крупный поставщик недорогих CD-R в Европе Ritek. Лучше всего известны компакты, изготовленные для Arita. Ритек гордится качеством своих записываемых компактов, но, похоже, CD-R, сделанные на заводах фирмы не так хороши, как компания заявляет. Имейте ввиду - поставщики СиДиЭров иногда пользуются одним заводом, иногда - другим, а диски при этом выглядят одинаково. Это может ввести в заблуждение. Подробнее об этом в следующий раз - в статье "Заводы, производящие CD".

Читайте также: