Как разобрать блок питания aerocool

Обновлено: 06.07.2024

На вентилятор в блоке питания компьютера обычно не обращают внимания. До тех пор, пока уровень шума не достигнет раздражающего значения. И бывает так, что сделать уже ничего нельзя. Между тем, при должном уходе жизнь и бесшумную работу узла вращения можно значительно продлить. Следует лишь уделять ему внимание и не жалеть несколько капель смазки.

Какие подшипники ставят на вентиляторы БП

В вентиляторах применяются различные типы подшипников, имеющих различный механический ресурс и уровень шума. Характеристики вращающихся узлов сведены в таблицу в порядке возрастания стоимости (начиная с самого дешевого).

Конструкция подшипникаУровень шумаРесурс, часов
Скольжения (пластиковая втулка с антифрикционным покрытием)В исправном состоянии низкий, при износе заметно возрастаетЗаявляется до 35000, фактически 10-15 тысяч часов
Скольжения (с нарезами на втулке и оси, по которым циркулирует смазка)НизкийДо 30 000 часов
Самосмазывающийся скольжения (LDP) – герметичный со слотом для восстановленного маслаВ исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Скольжения с полиоксиметиленом (POM) – вал покрыт специальным составом, снижающим трение.В исправном состоянии - низкийЗаявленный – до 160000
Гидродинамический (FDB) – конструкция подшипника скольжения, у которого вал вращается в слое смазки.НизкийЗаявленный – 80000 часов, реально около 40000 часов
Качения (ball bearing) - в кулерах применяются только узлы радиальной конструкцииОтносительно высокий, но из-за повышенного ресурса частичный износ происходит позже, поэтому средний уровень шума за период эксплуатации не выше, чем у подшипников скольженияЗаявленный – до 90000 часов, фактический – больше, чем у подшипников скольжения.
Масляного давления (SSO) – модернизированный FDB с увеличенным слоем смазки и магнитной центровкойСамый низкийЗаявленный – до 160000 часов в достаточно жестких условиях
Керамический подшипник каченияНизкийДо 160000 часов в жестких условиях эксплуатации

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Очевидно, что от стоимости узла напрямую не зависят ни ресурс, ни шумность. Можно подобрать кулер подходящей стоимости под конкретные цели с нужными характеристиками.

Когда и зачем необходима смазка кулеров

При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:

  • с подшипниками скольжения;
  • с подшипниками качения;
  • комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.

Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:

  • к повышенному шуму;
  • увеличению энергопотребления;
  • увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.

В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.

Каким маслом смазывать кулер компьютера

Самый популярный и распространенный состав, которым можно смазать зашумевший вентилятор в блоке питания компьютера – специальная смазка на основе силикона. Его достоинство – густая консистенция, позволяющая долго не вытекать из полостей подшипника и создавать устойчивую пленку для гидродинамического режима. Также такие смазки имеют неплохую проникаемость и невысокую стоимость.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если подобного состава под рукой нет, можно рассмотреть и другие варианты. Скорее всего, они будут отличаться как качеством смазки, так и долговечностью не в лучшую сторону, но в качестве скорой помощи вполне подойдут.

Неплохие результаты дают смазки со средней текучестью. Такими свойствами обладают моторное и трансмиссионное масла автомобиля. Первое будет более жидким и создаст меньшее сопротивление вращению, а второе лучше заполнит зазоры. Эти составы легко найти в хозяйстве любого автомобилиста.

Также можно применять твердые жиры (литол, солидол и т.п.). Наносить их нелегко, придется вдавливать с усилием. Зато они отлично смазывают и долго держатся. Правда, создают заметное сопротивление при работе.

Машинное масло (для швейных машинок и т.п.) хорошо смазывает, но быстро выдавливается. Неплохие результаты дает графитовая смазка (на загущенной основе).

Самостоятельное приготовление смазки для кулера

В сети можно найти рекомендации по изготовлению сухой графитовой смазки для вентилятора. Для этого надо просто хорошо измельчить кусочек графита – от карандаша или графитовой щетки электродвигателя.

На самом деле это вариант не лучший, хотя смазывающие и нагрузочные свойства такого порошка будут отличными, а температурная устойчивость завышенной. Излишки сухого порошка во время работы будут разлетаться и проникать везде, в том числе на токоведущие и изолирующие детали. Хорошая электропроводность графита приведет к выходу электродвигателя из строя (на этом принципе даже созданы бомбы для разрушения промышленных электростанций). Но можно смешать порошок с синтетическим моторным маслом в пропорции 50/50. Получится неплохой смазочный состав.

Можно ли использовать wd 40

Существует соблазн использовать для смазки кулера компьютерного блока питания популярный состав WD-40. Удобная упаковка в аэрозольном баллоне, доступность (продается в любом автомагазине), сверхтекучесть (может проникнуть в самые труднодоступные места), небольшое сопротивление работе механизма – все это делает смазку привлекательной для поставленных целей.

На самом деле идея не лучшая. Состав содержит менее 15% легких смазочных масел, остальное - растворители (в основном, керосин). Основное предназначение WD-40 – очистка подвижных соединений от ржавчины и других загрязнений. Смазочные свойства смеси слабоваты, слой масла на поверхности получается тонким, его нагрузочная способность невелика и держится на трущихся поверхностях недолго.

Тем не менее, в Интернете можно встретить отзывы об удачных попытках смазки подшипников вентиляторов с помощью WD-40. При этом даже поклонники состава признают, что эффект по сравнению с другими маслами получается недолгим. Напрашивается вывод, что вреда от WD не будет, но результат не гарантирован.

Возможно, неплохим вариантом будет сначала промыть место контакта трущихся деталей от загрязнений и старой смазки с помощью WD-40, а потом использовать новое масло.

Как разобрать и смазать кулер

Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:

  • из масленки с узким носиком;
  • с помощью шприца;
  • набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.

Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Потом кулер надо собрать в обратном порядке.

Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу

Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.

Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.

Что делать когда вентилятор неразборный или на гарантии

Если подшипник неразборный или разбирать его нельзя из-за гарантийных обязательств продавца, но очень хочется его смазать, то может сработать вариант с WD-40 или с несколькими каплями масла, растворенными в керосине или солярке. Не разбирая вентилятор, даже не снимая его с блока питания, можно через штатную трубочку баллончика с составом или с помощью шприца ввести смазку как можно ближе к вращающемуся узлу.

Как разобрать и смазать вентилятор блока питания

Если есть возможность демонтировать кулер с БП, несъемную крышку можно высверлить.

Дальнейшая разборка не отличается от предыдущего варианта. При сборке получившееся отверстие можно просто заклеить изолентой.


Почему пищит импульсный блок питания

Для наглядности рекомендуем к просмотру серию тематических видеороликов.

Вентилятор в блоке питания требует ухода. При периодической смазке он прослужит долго и бесшумно. Надо лишь следить за его техническим состоянием и вовремя смазывать трущиеся детали.

Небольшая заметка про ремонт блока питания AeroCool VP-450.



Первое, что сразу бросается в глаза - взорванная дежурка.


Выпаиваем.

Опознать затруднительно. Маркировки, как видно не осталось :( Сам блок плохо гуглится, вернее гуглится, но без маркировки дежурки.


Пытаюсь отрисовать по схеме:


В итоге, нагуглил очень похожий блок питания, какой-то Xigmatek (судя по картинкам, один в один с моим AeroCool).
И там была вот такая картинка:

Из чего стало понятно, что дежурка всё таки STR-A6069

На всякий случай, ещё разок сверил то, что я зарисовал, с мануалом на STR-A6069.


Поменял микросхему. Начал прозванивать обвязку вокруг. Пока искал, заодно нашёл потёкший конденсатор выпрямителя.


Заменил его сразу.


Обвязка на удивление оказалась целой, только поменял оптопару, на всякий случай.
Заодно проверил резистор R9, в цепи контроля 380В PFC (идёт с 8 ноги ШИМ-а cm6805bg), говорят иногда его "обрывает", из-за чего следом выходит из строя электролит.

Резистор оказался целый.

Сделал пробный запуск блока. Дежурка появилась, всё завелось.

Кратенько по блоку:
[ Spoiler (click to open) ]

Плата:

Дежурка STR-A6069H

Супервайзер sitronix ST9S313A

Укрощение строптивого или замена вентилятора в блоке питания Aerocool Templarius Imperator 1150 ватт

С наступающим Новым Годом всех! В сегодняшнем небольшом опусе я опишу Вам, камрады, мой первый (если не изменяет память) опыт замены вентилятора в блоке питания компьютера. Постараюсь быть краток, но ничего не гарантирую .

После долгожданного переезда в более тихое и приятное место жительства, я стал замечать то, чего раньше заметить просто не имел возможности - шум от блока питания Aerocool Templarius Imperator 1150, купленного мною с рук около 1 года назад. Взвесив все "за" и "против", было решено незамедлительно разобраться в ситуации .

Виновник торжества, приобретённый по весьма выгодной цене, чему я рад до сих пор:

Т.к. внутри достойного БП стоит не самый подходящий для моих целей вентилятор Young Lin DFS132512H, да и не обслуживался он никогда, я решил узнать чем его можно заменить. Выбор пал на Noctua NF-P14 FLX, на деле выбирать особенно не пришлось, т.к. ничего более подходящего в Юлмарте не было, а накопившиеся там бонусы нужно было с умом потратить.

Новоприобретённый австрийский вентилятор в обществе тайваньского блока питания:

Начинаем процесс разбирания блока питания, для начала выкручиваем 4 винтика, с помощью которых вентилятор внутри БП крепится к решётке, а решётка к БП:

Затем снимаем крышку, которая также держится на 4 винтиках, но калибром помельче:

Предыдущий владелец моего Aerocool Templarius Imperator 1150 не заглядывал внутрь блок питания (да и снаружи его не чистил ), а пока действовала гарантия, я тоже не рискнул. Результат на лицо - пыль, грязь и ужас:

Тут всё понятно, с таким слоем пыли и добротный вентилятор работал бы шумно, а охлаждал плохо, что уж ждать от бюджетного детища Young Lin?

Ещё несколько фотографий безобразия, дабы все запомнили, что блок питания нуждается в обслуживании не меньше любых других частей ПК с активным охлаждением:

Следующее фото демонстрирует блок питания в более-менее очищенном от грязи/пыли виде. и без вентилятора:

Распаковываем продукт Noctua, комплект поставки радует, ровно как и внешний вид "вертушки":

Девайсы от Noctua всегда были дорогими, а с нынешним курсом рубля к главной иностранной валюте цены на них и вовсе стали непомерными. Помогли накопленные бонусы Юлмарта, благодаря им, я приобрёл решение по старой цене, около 1000 рублей.

Я решил срезать часть оплётки, дабы у коннектора остались провода, на случай, если мне придётся вернуть всё как было (мало ли - не подойдёт вентилятор в БП, и я решу поставить его куда-то ещё):

После, я отрезал коннектор простыми ножницами, более подходящего инструмента у меня пока в наличии не имеется, всё из-за того же переезда. Итак, соединять будем вот эти провода:

Как видно, штатный блок питания подключался по трём проводам, хотя есть модификации вентилятора DFS132512H с двумя и четырьмя проводами, видать мне достался средний вариант.

Далее я аккуратно оголил провода, примерно так, как этому учили юных радиомонтажников

20 лет назад (вероятно, и сейчас всё примерно также):

Соединять провода я решил следующим образом (спасибо Blackvolfram и ребятям с Оверклокерс.ру за дельные советы по теме):

Те чёрный и красный провода, что были парными в штатном вентиляторе блока питания, я подсоединил к чёрному и красному проводам вентилятора Noctua, а третий штатный красный провод (идущий не в паре с главными) - к жёлтому на вентиляторе.

Выглядит удобоваримо, но работает ли сия конструкция, ведь есть вероятность, что блок питания не подаёт достаточного напряжения при старте для раскрутки лопастей вентилятора:

Однако повезло! Хотя лопасти вращаются на удивление медленно, видимо в нагрузке это изменится.

Пришла пора изолировать провода и собирать всё обратно уже с новым вентилятором:

Изоляцию я осуществлял с помощью двойного слоя изоленты, после нанесения которой мне вновь пришлось осуществлять тестирование вентилятора на работоспособность, к счастью, всё завелось успешно.

Далее я решил водрузить вентилятор на "резиновые гвозди", напрочь забыв о том, что крепление-переходник на 140мм отверстия есть в комплекте, поэтому затея не удалась (120мм и 140мм отверстия по понятным причинам не совпали, а те самые "гвозди" не вытягивались до нужного расстояния):

Как временное решение, в качестве крепежа я применил простые проволоки в обмотке, которых в хозяйстве оказалось всего две:

После всех этих сложностей, причиной которым стала лишь моя невнимательность (надо же было не догадаться проверить весь комплект поставки вентилятора на предмет креплений/переходников), блок питания был собран:

Вот видеоролик, демонстрирующий работу нового вентилятора в блоке питания:

А вот система в сборе:

Тишина и красота!

Выводы

Вентилятор Noctua NF-P14 FLX внутри блока питания Aerocool Templarius Imperator 1150 работает исправно, шума от него нет никакого, по крайней мере я его не услышал (видимо, тому причиной возрастающий в нагрузке шум от процессорного кулера и системы охлаждения видеокарты). Обычно из БП при работе идёт поток воздуха - горячий или тёплый, в моём случае он не идёт вообще или крайне мало заметен, это несколько странно и непривычно.

В будущем я планирую улучшить систему охлаждения корпуса, всё же одной пары 140мм вентиляторов несколько недостаточно для обеспечения оптимальной циркуляции воздуха внутри моего корпуса Fractal Design Define R5, поэтому видеокарта перегревается явно больше, чем это было в Define R3 с четырьмя установленными "вертушками" (пусть и типоразмера 120мм). На этом всё, надеюсь что все компоненты компьютера после показанной выше проведённой операции проживут долго и порадуют пользователя стабильностью и тишиной работы.

Камрады - я желаю всем хорошо встретить Новый Год и ещё лучше провести его. По каким-то причинам 2015 год выдался очень тяжёлым для многих людей, в том числе для меня и моей семьи, поэтому я очень хотел бы, чтобы 2016 был полегче во всех отношениях.

Читайте также: