Как в блок схеме показать ввод с клавиатуры

Обновлено: 07.07.2024

Если вам нужно составить блок-схему для вашей программы написанной на [C/C++;Pascal;Basic] (именно для них будут приведены примеры), то прошу изучить данное руководство.
Составление блок-схемы - процесс составления графических блоков из блоков кода. Фактически вы будете смотреть на строчку и добавлять блок. Ещё строчка, блок и вниз вниз вниз. Очень просто, если освоить "строительные блоки". Рассмотрим их:

Любая программа\подпрограмма начинается и заканчивается данным блоком. Отличие в тексте внутри него. Для начального блока так и пишем "НАЧАЛО", а для завершающего "КОНЕЦ".

Обратите внимание: в блок-схеме должно быть только одно начало, и только один конец. В случаях когда работа программы завершается в разных ветвлениях, нужно не каждую из них завершать блоком терминатора, а с помощью блока "Соединитель" переводить управление на единый конец программы.

Если какие-то данные поступают в программу извне (например с клавиатуры), то отобразить это на блок-схеме, вам поможет именно этот блок. Взглянем на код, который отражает этот блок:
Обратите внимание: В ГОСТе указываются и другие блоки ввода информации, например блок "Ручной ввод" в виде трапеции. Этот же блок можно использовать для обозначения вывода информации, однако как и в случае с вводом в ГОСТе указываются отдельные блоки для вывода информации, например блок "Дисплей" (см. ниже)

Предыдущий блок фактически дал нам возможность заявить что есть такие то переменные и мы можем уже с ними как то работать. Например, посчитать выражение a = (b * c) / d

В коде это может выглядеть так:

Обратите внимание: стоит избегать "языковых" особенностей. Например, инкремент (i++) в блоке лучше записать как i = i + 1, т.к. блок-схемы должны избегать зависимостей от конкретной реализации и отражать алгоритм, логику работы.

В вашей программе могут быть функции и процедуры. Если вы их вызываете где-то (иначе тогда зачем они писались?), то данный вызов должен помещаться в данный блок. Т.е. если какая то строчка в программе вызывает функцию\процедуру, мы помещаем её в этот блок.

Вот как это может выглядеть в коде:

Обратите внимание: "Внутренности" вызываемой функции должны быть отображены на отдельной блок-схеме. Другими словами, если у вас программа с 10 функциями, то у вас будет 1 + 10 блок схем.

Участки кода, которые разветвляют работу программы, по определённому условию необходимо выполнять данным блоком. При этом в блоке пишется само условие, а из блока выводят линии справа (для случая "условие не выполняется") и снизу (для случая "условие выполняется").

В коде, этот блок выглядит обычно оператором if

Однако, если вам встретился switch, то его вам нужно изобразить тоже через этот блок.
Это выглядит так: Вложение 30531
В сам блок записывается операнд switch'а, а над линиями, исходящими из блока - то с чем он сравнивается.

Обратите внимание: линии, исходящие из блока, должны быть подписаны. Для if эта подпись "Да" и "Нет", для switch'а - соответствующие подписи case'ов

Это составной блок, который отображает цикличные (повторяемые действия). Первый блок показывает где начинается цикл, а второй - где заканчивается.

Первой строкой идет название цикла. Ну for цикл.. так и пишем. Был бы while цикл написали while. А дальше собственно какую то информацию о нем, но главное - условие его окончания. Второй блок закрывает границы цикла. Все что расположено между этими двумя блоками - будет выполняться в цикле.
Рассмотри ещё цикл do - while. Для него блок-схема будет выглядеть немного по другому, т.к. условие окончания проверяться будет в нижнем блоке, а не в верхнем.

Условие в таком случае проверятся в конце каждой итерации а не в её начале. На блок схеме это отобразится так:

Вместо блока в котором написано "тело цикла" может быть другой блок, а может много других блоков Это просто для того чтобы показать как распологаются блоки внутри цикла

О нет, блок-схема не влезает в лист (во громадина то). Что делать? Используем этот блок!

Цифра в блоке будет обозначать какой кружочек с цифрой искать на другом листе. Я имею ввиду что сначало мы добавим такой блок с цифрой 1. На следующем листе снова разместим кружочек с цифрой 1. А если добавим ещё блок в другое место и он будет соединять уже другие части программы то нужно будет писать цифру 2 и т.д.

Через этот блок я всегда выводил переменные. В общем если алгоритм печатает переменную d на экране то можно зарисовать это так:

Не забуде что блок "данные" который был описан выше тоже может обозначить вывод данных.

Советы:
1. Блоки должны быть одной ширины. Это важно, к этому могут придраться. Насчет высоты не знаю Делал разную высоту и все было хорошо.
2. Если текст не влезает в блок то можно сделать его повыше (но не надо делать его шире!) и разделить по нему текст так что все влезет. А ещё можно вынести "комментарий". Да, на блок схемах они тоже бывают. Все есть в ГОСТ.
3. Все блоки соединяются обычными линиями (БЕЗ стрелок). Стрелочка на конце линии добавляется только тогда когда одна линия входит в другую (при этом стрелка рисуется для той которая "входит")
4. Не заморачивайтесь, блок схема лишь отображает алгоритм. Можно не отображать на ней очень многое - то что не влияет на алгоритм работы программы.
5. Не полагайтесь полностью на это руководство. Оно лишь для быстрого старта. Если хотите сделать очень хорошо, лучше взгляните на ГОСТ

Спасибо кот Бегемот и taras atavin за замечания и предложения

Про актуальность правил составления блок-схем программ
Какие на сегодня общие правила составления блок-схем являются общепринятыми и актуальными. Препод.


Алгоритм составления блок схем на основании кода
Выбираю тему для дипломки, и одна из предложенных - Алгоритм составления блок схем на основании.

Правила составления блок-схем
Здравствуйте! Очень хочется увидеть ваши мнения по поводу разработки программ, с помощью.


Софт для составления блок-схем
Посоветуйте программу для составления блок-схем

- Цикл (for) с прерыванием (break) по условию (if)

Пока что открываю тему для ваших замечаний и предложений. Давайте вместе сделаем все лучше

Цикл ваще-то шестиугольный, а не ввиде начала. И откуда в языково-независимых блок-схемах чисто сёвый инкремент? Заменить математической записью того же самого в порядке:
1. Начальное значение счётчика.
2. Условие завершения цикла.
3. Как менять значение счётчика после каждого выполнения тела цикла.

Добавлено через 1 минуту
И насколько мне известно, выход из тела цикла просто сразу в левый вход заголовка.

Добавлено через 3 минуты
Хотя, по ссылке два блока и сказано, что это стандарт. Но и там блоки не скруглены!

Цикл ваще-то шестиугольный, а не ввиде начала. И откуда в языково-независимых блок-схемах чисто сёвый инкремент? Заменить математической записью того же самого в порядке:
1. Начальное значение счётчика.
2. Условие завершения цикла.
3. Как менять значение счётчика после каждого выполнения тела цикла.

Да, действительно раньше я всегда шестиугольным и делал. Вот такой:

Где то от кого то слышал что это устаревшее что то. но ладно, даже без этого в том ГОСТ что по ссылке есть блок "Подготовка" который выглядит именно так (разве чуть шире). Насчет языконезависимого. впринципе да, не очень хорошо. А насчет записи я согласен, вот только как это записать? Через запятую, на каждой строчке или ещё как. Стандарт молчит. И что за имя цикла понять трудно, вот было бы написано "тип" цикла.

И насколько мне известно, выход из тела цикла просто сразу в левый вход заголовка.

В шестиугольнике выход был справа (по аналогии с блоком "Решение" для оператора IF). Вроде того что условие цикла выдало FALSE. Но что уж теперь. С тем блоком цикла который в ГОСТе никакие влево-вправо не нужно.

Мой косяк, в Diagram Designer такого блока фактически и не было, сам рисовал. А в ГОСТе качество не очень вот как то и не заметилось. Сейчас сделаю прямоугольник со срезанными углами сверху \ снизу для блоков цикла.

Добавлено через 13 минут

Исправил вид блока цикла, добавил пример цикла с пост-условием

ofstream Z4("C:\\Kod.txt"); Какой мне блок применять когда я откриваю файл? Фактически, как я понимаю, это ввод данных в программу, поэтому блок "Данные" думаю подойдет Напишите в нем Z4.

Здравствуйте, есть такой вопрос.
Алгоритм программы следующий: По нажатию кнопки старт, происходит считывание данных с файла, затем считывания данных с порта, после этого, идет сравнение в цикле, данных с порта и данных с файла, при обнаружении соответствия происходит выход из цикла, и вывод данных на экран, после этого цикл идет заново, если совпадений нет, цикл так же прерывается и на вывод идут другие данные, но в любом случае после этого цикл начинает работать снова. То есть алгоритм циклический.

А теперь вопрос: Как на блок-схеме отобразить ручной выход из цикла? Есть кнопка стоп, по нажатию которой цикл прерывается, и программа прекращает свою деятельность.
Заранее спасибо.

Посмотрите в ГОСТе блок "Ручной ввод", считывается состояние клавиши в переменную допустим а потом блоком "решения" проверить переменную и решить прервать программу или нет. Если да - блок "соединитель" и его вторая копия уже идет к терминатору "КОНЕЦ" Все блоки соединяются обычными линиями (БЕЗ стрелок). Стрелочка на конце линии добавляется только тогда когда одна линия входит в другую (при этом стрелка рисуется для той которая "входит") В ВУЗе говорили что стрелки на соединительных линиях проставляются только по направлениям влево и/или вверх Спасибо, а то всегда ограничивался как то этими правилами. Вот лучше приведу полный список из ГОСТ 19.701-90:

4.2. Правила выполнения соединений

4.2.1. Потоки данных или потоки управления в схемах показываются линиями. Направление потока слева направо и сверху вниз считается стандартным.

В случаях, когда необходимо внести большую ясность в схему (например, при соединениях), на линиях используются стрелки. Если поток имеет направление, отличное от стандартного, стрелки должны указывать это направление.

4.2.2. В схемах следует избегать пересечения линий. Пересекающиеся линии не имеют логической связи между собой, поэтому изменения направления в точках пересечения не допускаются.

4.2.3. Две или более входящие линии могут объединяться в одну исходящую линию. Если две или более линии объединяются в одну линию, место объединения должно быть смещено.

4.2.4. Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть направлены к центру символа.

4.2.5. При необходимости линии в схемах следует разрывать для избежания излишних пересечений или слишком длинных линий, а также, если схема состоит из нескольких страниц. Соединитель в начале разрыва называется внешним соединителем, а соединитель в конце разрыва-внутренним соединителем.

4.2.6. Ссылки к страницам могут быть приведены совместно с символом комментария для их соединителей.

Составление блок-схемы, соответствующей всем требованиям ГОСТов, – небыстрый и кропотливый процесс. Если у вас возникли проблемы с проектированием блок-схемы или вы запутались в том, какой элемент блок-схемы нужно использовать в конкретном месте, то записывайтесь ко мне на репетиторский урок. На частном занятии вы сможете задать мне абсолютно любой вопрос, касающийся визуализации блок-схемы.

Ключевые элементы блок-схемы

Если вы новичок в мире информационных технологий и только-только начали изучать область построения блок-схем, то я рекомендую вам потратить 5 минут и познакомиться с тем, что такое блок-схема и зачем она нужна.

Что такое схема? Схема – графическая интерпретация некоторого термина, события, анализа, действия, в котором применяются различные элементы для отображения данных.

Что такое блок-схема? Блок-схема – один из видов обыкновенной схемы, описывающая алгоритмы, в которой дискретные шаги изображаются в виде блоков, представляющих собой геометрические фигуры, и эти блоки соединены между собой линиями, которые указывают направление последовательности выполнения алгоритма.

Основные элементы, использующиеся при проектировании блок-схем

Название элемента

Графическое отображение

Функция

Терминатор или блок начало-конец

Элемент-терминатор

Обозначает начало или конец программы. Данный блок отделяет границы программы от внешней среды. Как правило, в данный элемент вписывают фразы «Начало», «Старт» или «Конец», «Финиш».

Блок команды, процесса, действия

Элемент-процесс

Данный блок отвечает за выполнение одной или нескольких операций. Как правило, в данный элемент блок-схемы вписывают команды, которые меняют данные, значения переменных. Например, арифметическая операция над двумя переменными будет записана в данном блоке.

Блок логического условия

Элемент логическое условие

Напомню, что результатом логического условия всегда является одно из двух предопределенных значения: истина или ложь. Внутри данного элемента-ромба записывается логическое условие, а из вершин ромба выходят альтернативные ветви решения. Обязательно следует подписывать ветви словами «Да», «Нет», чтобы не вводить в заблуждение читателя блок-схемы.

Элемент предопределенный процесс

Если ваша программа предусматривает наличие подпрограмм: процедур или функций, то вызов подпрограммы записывается внутри данного элемента.

Блок ввода-вывода данных

Элемент данные

Отвечает за форму подачи данных, например, за пользовательский ввод данных с клавиатуры или за вывод данных на монитор персонального компьютера. Очень важно понимать, что данный элемент блок-схемы не определяет носителя данных.

Блок цикла со счетчиком

Блок цикла for

Отвечает за выполнение циклических команд цикла for. Внутри элемента записывается заголовок цикла со счетчиком, а операции тела цикла располагаются ниже элемента. При каждой итерации цикла программа возвращается к заголовку цикла, используя левую стрелку. Выход из цикла for осуществляется по правой стрелке.

Парный блок для циклов с пред- и постусловием

Элемент парный блок для циклов

Данный блок состоит из двух частей. Операции тела цикла размещаются между ними. Заголовок цикла и изменения счетчика цикла записываются внутри верхнего или нижнего блока – в зависимости от архитектуры цикла.

Элемент-соединитель

Применяется для обрыва линии связи между элементами блок-схемы. Например, если вы строите масштабную блок-схему на листе формата А4, и она не помещается на один лист, то вам придется осуществить перенос блок-схемы на второй лист. В этом случае необходимо будет воспользоваться данным соединителем. Как правило, внутри окружности указываются уникальный идентификатор, который является натуральным числом.

Мы рассмотрели восемь базовых элементов блок-схемы, оперируя которыми вы сможете без труда реализовать абсолютно любую блок-схему, исходя из требований школьной или вузовской программы.

Если вы хотите углубить познания в области построения блок-схем или не до конца разобрались с каким-либо элементом блок-схемы, то записывайтесь ко мне на индивидуальный урок. На данном уроке мы детально разберем все ваши вопросы, а также проведем составление колоссального количества блок-схем различной степени сложности.

hello93

P.s во вложении будет скриншот блок-схемы и файл с ней.

a: array [1..n] of real ;



Новые вопросы в Информатика

канспект на тему хранение информации прошлое и современое помоги пожалуйста​

Информатика сделайте пж с 1-3 только без:в инете ищи или:дуоалцло.​

звезда- это началоб- конецПолосы - это нужно закраситьНужно написать код в кумире где робот пройдет от начала до конца закрасив квадратики​

Средства взаимодействия человека и компьютера называют …1 пользовательским интерфейсом2 аппаратным интерфейсом3 аппаратно-программным интерфейсом4 про … граммным интерфейсом

Укажите подсистемы, входящие в систему «Аппаратное обеспечение персонального компьютера». Устройства обработки информации Прикладные программы Устройс … тва ввода информации Устройства хранения информации

Вопросы и задани 1. Чем различаются три вида программного обеспечения? 2. Что означает слово «интерфейс »? 3. Как вы думаете, почему большинство прост … ых встроенных компьютеров (например, в стиральных машинах) работают без операционных систем? 4. Какое По называется кроссплатформенным? 5. В каких случаях вы можете не найти программу в главном меню операционной системы? 6. Что такое переносимая программа? 7. Что будет, если после создания ярлыка программу перемес- тить в другую папку? (Проверьте на компьютере!) 8. Что такое инсталляция? Почему она необходима для многих современных программ? 9. Обсудите достоинства и недостатки автоматического обновле- ния программного обеспечения. Как вы думаете, почему не- которые пользователи отключают автоматическое обновление? 10. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тет- ради. 72

Вопросы и задани 1. Чем различаются три вида программного обеспечения? 2. Что означает слово «интерфейс »? 3. Как вы думаете, почему большинство прост … ых встроенных компьютеров (например, в стиральных машинах) работают без операционных систем? 4. Какое По называется кроссплатформенным? 5. В каких случаях вы можете не найти программу в главном меню операционной системы? 6. Что такое переносимая программа? 7. Что будет, если после создания ярлыка программу перемес- тить в другую папку? (Проверьте на компьютере!) 8. Что такое инсталляция? Почему она необходима для многих современных программ? 9. Обсудите достоинства и недостатки автоматического обновле- ния программного обеспечения. Как вы думаете, почему не- которые пользователи отключают автоматическое обновление? 10. Выполните по указанию учителя задания в рабочей тет- ради. 72

Определите значение переменной i и d После выполнения следующих операторов программы​

Блок-схема

Итак, опустив долгие и нудные восхваления Паскаля, которые так любят публиковать в своих статьях редакторы многих сайтов, приступим непосредственно к самому основному – к программированию.

В школах, как правило, изучение Паскаля начинают с решения простейших задач путем составления различных алгоритмов или блок-схем, которое многие так часто игнорируют, считая никому не нужной ерундой. А зря. Я, как и любой другой человек, хоть немного соображающий в программировании (не важно где – в Паскале, Си, Дельфи), могу уверить Вас – умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

Блок-схема — графическое представление алгоритма. Она состоит из функциональных блоков, которые выполняют различные назначения (ввод/вывод, начало/конец, вызов функции и т.д.).

Существует несколько основных видов блоков, которые нетрудно запомнить:

Некоторые виды блоков

Сегодняшний урок я решила посвятить не только изучению блок-схем, но также и изучению линейных алгоритмов. Как Вы помните, линейный алгоритм — наипростейший вид алгоритма. Его главная особенность в том, что он не содержит никаких особенностей. Как раз это и делает работу с ним простой и приятной.

Задача №1: «Рассчитать площадь и периметр прямоугольника по двум известным сторонам».

Данная задача не должна представлять особой трудности, так как построена она на хорошо известных всем нам формулах расчета площади и периметра прямоугольника, поэтому зацикливаться на выведении этих формул мы не будем.

Составим алгоритм решения подобных задач:

1) Прочитать задачу.
2) Выписать известные и неизвестные нам переменные в «дано». (В задаче №1 к известным переменным относятся стороны: a, b ;к неизвестным — площадь S и периметр P)
3) Вспомнить либо составить необходимые формулы. (У нас: S=a*b; P=2*(a+b))
4) Составить блок-схему.
5) Записать решение на языке программирования Pascal.

Запишем условие в более кратком виде.

Решение задачи №1

Структура программы, решающей данную задачу, тоже проста:

  • 1) Описание переменных;
  • 2) Ввод значений сторон прямоугольника;
  • 3) Расчет площади прямоугольника;
  • 4) Расчет периметра прямоугольника;
  • 5) Вывод значений площади и периметра;
  • 6) Конец.

А вот и решение:

Задача №2: Скорость первого автомобиля — V1 км/ч, второго – V2 км/ч, расстояние между ними S км. Какое расстояние будет между ними через T часов, если автомобили движутся в разные стороны? Значения V1, V2, T и S задаются с клавиатуры.

Решение осуществляем, опять же, следуя алгоритму. Прочитав текст, мы переходим к следующему пункту. Как и во всех физических или математических задачах, это запись условий задачи:

Дано: V1, V2, S, Т
Найти: S1

Далее идет самая главная и в то же время самая интересная часть нашего решения – составление нужных нам формул. Как правило, на начальных стадиях обучения все необходимые формулы хорошо нам известны и взяты из других технических дисциплин (например, на нахождение площади различных фигур, на нахождение скорости, расстояния и т.п.).

Формула, используемая для решения нашей задачи, выглядит следующим образом:

Следующий пункт алгоритма – блок-схема:

Решение задачи №2.

А также решение, записанное в Pascal :

Вам может показаться, что две эти программы правильны, но это не так. Ведь сторона треугольника может быть 4.5, а не 4, а скорость машины не обязательно круглое число! А Integer — это только целые числа. Поэтому при попытке написать во второй программе другие числа выскакивает ошибка:

Ошибка!

Обратите внимание в Паскале, как и в любом другом языке программирования десятичная дробь вводится с точкой, а не с запятой!

Чтобы решить эту проблему вам надо вспомнить какой тип в Pascal отвечает за нецелые числа. В этом уроке мы рассматривали основные типы. Итак, это вещественный тип — Real. Вот, как выглядит исправленная программа:

Снимок экрана 2013 12 15 в 20.00.24 1024x545

Как видите, эта статья полезна для прочтения как новичкам, так и уже более опытными пользователям Pascal, так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

(8 оценок, среднее: 3,88 из 5)

Здесь понятней чем в школе.

>> скорость машины не обязательно круглое число!

>> умение правильно и быстро составлять схемы является фундаментом, основой программирования.

>> так как составление блок-схем не только очень простое и быстрое, но и весьма увлекательное занятие.

Вы слишком придирчивы, серьезно (я говорю про последние два пункта). Понятно, что статья (как почти и весь сайт) написана почти только для школьников, которым об этом твердят в школе. Здесь же им просто объясняют те вещи, которые они на учебе недопоняли

Блок схемы всей программы могут не понадобиться. Это же тонны бумаги и много времени. И да, они устаревают и актуализировать их трудоёмко.
Но при обсуждении новых вариантов решения задачи с другими программистами удобно оперировать блоками с криво-косо нарисованными краями и линиями. Начертил на бумаге или доске и все понятно.
На практике я встречал фотографии доски с блок-схемами, прикреплённые к задачам в Jira.
Не по ГОСТу 🙂

Спасибо, теперь я напишу программу, которая делает код по блок схеме и наоборот

Отличный сайт, мне все нравится все понятно и четко, нашел нужные программы.

В блок-схемах начало и конец алгоритма обозначаются не прямоугольником со скруглёнными краями, а овалом!

Читайте также: