Какие конденсаторы лучше для блока питания лампового усилителя

Обновлено: 06.07.2024

Конденсаторы являются фундаментальными пассивными электронными компонентами, как для аналоговых, так и для цифровых цепей. В них они находят применение широкого спектра, включая накопление энергии, блокировку постоянного тока при пропускании переменной составляющей сигнала, фильтрацию сигналов и так далее. Область применения конденсаторов зависит от их характеристик: ёмкости, номинального напряжения, физических размеров и способа монтажа, эквивалентного последовательного сопротивления, тангенса угла диэлектрических потерь. Также при его выборе должны приниматься во внимание такие параметры, как температурный коэффициент ёмкости, наличие микрофонного эффекта, время наработки на отказ. В зависимости от расположения в электрической цепи конденсатор может выполнять различные функции, а именно:

  1. Отделять во входном сигнале постоянную составляющую от переменной, выполнять функцию фильтра высоких частот
  2. Шунтировать (отводить) переменную составляющую сигнала, таким образом выполняя роль фильтра низких частот (низкие частоты проходят, высокие отсеиваются)
  3. Запасать энергию и выступать в качестве источника напряжения.

Рассмотрим каждую функцию конденсатора в отдельности.

Использование конденсатора в качестве разделительного элемента

Конденсатор, включённый по схеме, изображённой на Рис. 1, называется разделительным (coupling capacitor - на английском).



Рис. 1. Фильтр высоких частот. Источник сигнала (источник переменного напряжения) через конденсатор работает на нагрузочное сопротивление Rн

Цепь, изображённая на Рис. 1, является фильтром высоких частот первого порядка. В англоязычной литературе это звучит как high pass filter, а конденсатор, который подключён таким способом, называется разделительным или coupling capacitor. Так как реактивное сопротивление конденсатора определяется формулой


то очевидно, что чем меньше частота, тем будет больше сопротивление. При частоте, равной 0 Гц, сопротивление будет бесконечно большим. Если рассмотреть переходной процесс, когда постоянное напряжение (f = 0 Гц) подается на разряженный конденсатор, то сначала пойдёт большой ток, величина которого будет определяться эквивалентным последовательным сопротивлением


Конденсатор быстро зарядится, и после этого ток резко уменьшится практически до 0 А. Величина постоянного микротока утечки, который будет проходить через конденсатор, зависит от свойств диэлектрика в конденсаторе, то есть от величины тангенса диэлектрических потерь, о котором было сказано в предыдущей части статьи. Наилучшими характеристиками обладают плёночные и фольговые конденсаторы. Чем больше их номинальное напряжение, тем лучше изоляция, соответственно, меньше утечка. Именно поэтому в сигнальных цепях высококлассной аудиоаппаратуры используются плёночные или фольговые конденсаторы, часто превосходящие по номинальному показателю реальное максимально возможное рабочее напряжение в сотни и даже тысячи раз.

Частота среза (fc), то есть та частота, сигнал на которой ослабляется в


(эквивалентно уменьшению на 3 dB по логарифмической шкале),


(2)

Из выражения (2) вытекает, что чем выше частота среза, тем должна быть меньше ёмкость конденсатора. Для хорошего прохождения сигнала через конденсатор его реактивное сопротивление Xc должно быть меньше сопротивления нагрузки Rн в 20 - 50 раз и более, тогда на нем теряется очень малая часть входного сигнала. Для наглядности посчитаем ёмкость разделительного конденсатора, который будет стоять на входе усилительного каскада со следующими параметрами:

Rн = 100 кОм – входное сопротивление каскада

Fc = 20 Гц – нижняя слышимая граница по уровню -3 дБ

Пусть Xc = 1/50 Rн = 2000 Ом, тогда


Так как такого номинала нет в линейке номиналов E24, и величина 4 мкФ находится в интервале 3,9 и 4,3 мкФ, то на практике можно выбрать любой доступный из них. Если выбрать 3,9 мкФ, то частота среза сместится вверх, а если 4,3 мкФ – то наоборот, вниз.

Разделительные конденсаторы также используются для выделения высокочастотной составляющей из сигнала и нередко применяются в обработке аудиосигналов.

Использование конденсатора в качестве развязывающего



Рис. 2. Фильтр низких частот. Источник сигнала (переменного напряжения) работает на нагрузочное сопротивление Rн

В данной схеме конденсатор выполняет функцию развязывающего элемента. Постоянную по напряжению часть сигнала развязывающие конденсаторы пропускают, в то время как переменная шунтируется на землю. Это происходит благодаря высокому реактивному сопротивлению (в идеальной модели оно стремится к бесконечности) конденсаторов для постоянных по напряжению сигналов (f=0), которое в значительной степени уменьшается для сигналов переменного напряжения (f>0). Таким образом, на выходе получается постоянное напряжение без помех (Рис. 3)


Развязывающий конденсатор используется в качестве фильтра низких частот: шумовой сигнал погашается. Для фильтрации низкочастотных помех обычно выбирают конденсаторы с емкостью из диапазона от 1 до 100 мкФ.

Рассмотрим применения конденсаторов на наглядном примере – схеме самого простого каскада усиления, изображённого на Рис. 4.



Рис. 4. Схема однокаскадного усилителя, собранного по схеме с общим эмиттером на транзисторе обратной проводимости (n-p-n).

На рис. 4 постоянная составляющая входного сигнала может создаваться источниками питания или предварительными усилительными каскадами, стоящими на входе данного усилителя. В цепях сигналов звуковой частоты постоянная составляющая входного сигнала влияет на качество выходного, привнося в него шум и искажения. В цепи, изображённой на Рис. 4, разделительный конденсатор C1 стоит на входе усилителя перед источником сигнала Vs. Для предотвращения появления постоянного выходного сигнала к коллектору транзистора последовательно перед нагрузкой RL подключён разделительный конденсатор C2.

Разделительные конденсаторы необходимы в цепях усилителей. Они используются во избежание наложения питания (+Vcc на Рис. 4) транзистора VT1 на звуковые сигналы. В большинстве случаев это достигается включением конденсатора на входе усилителя, в нашем случае, на Рис. 4, перед базой транзистора. Если конденсатор подобран правильно, то постоянная составляющая входного сигнала будет полностью гаситься, а сигнал звуковой частоты будет свободен от искажений.

Для осуществления местной отрицательной обратной связи к эмиттеру подсоединена цепь из параллельно подключённых резистора RE и конденсатора C3. Резистор RE подбирается так, чтобы обеспечить нужное напряжение коллектор-эмиттер, и вместе с развязывающим конденсатором C3 он обеспечивает хорошую термостабилизацию, поскольку изменение падения напряжения база-эмиттер при увеличении температуры на 20 градусов будет увеличивать ток база-коллектор на 15-25%, и наоборот, при уменьшении температуры, уменьшать ток в таких же пределах. Такие большие вариации в работе усилителя могут приводить к искажению звукового сигнала, и инженеры-разработчики их всегда избегают.

Рассчитаем ёмкость конденсатора С3 по формуле (2). Допустим, сопротивление резистора RE = 440 Ом. Реактивное сопротивление конденсатора должно быть небольшим, не более 1/10, значит, оно будет равно 44 Ом, и нижняя граница частотного диапазона f = 20 Гц. Таким образом, ёмкость конденсатора будет равняться


Ближайший по параметру конденсатор из ряда E12 будет на 180 мкФ.

Рассмотрим функцию конденсатора как источника энергии

Конденсаторы имеют способность заряжаться и отдавать энергию очень быстро, в той мере, насколько это требуется для конкретного применения. Плёночные конденсаторы используются в качестве местных источников питания в усилителях высокого класса (Рис. 5).



Рис. 5. Структурная схема высококлассного усилителя с плёночными конденсаторами для локального питания усилительных каскадов.

Конденсаторы напрямую подсоединены к источнику питания и каскадам усиления. Когда происходит резкий динамический скачок в воспроизводимом аудиосигнале, требуется мгновенно обеспечить энергией усилительные каскады, которые не могут в полной мере получать общее питание от электролитических конденсаторов в схеме питания (Рис. 6) в силу следующих причин:

  • электролитические конденсаторы обладают значительно более низкими импульсными характеристиками dI/dt и dU/dt по сравнению с плёночными: их значительно более высокое сопротивление и небольшие максимально допустимые токи заряда-разряда не позволяют обеспечить очень высокую импульсную мощность, необходимую для усиления без искажения сигнала;
  • чаще всего их расположение в устройстве не оптимально с точки зрения пути доставки энергии. При высоких токах большое значение имеют сопротивление и индуктивность проводников, идущих до потребителей энергии. Чем ближе конденсатор находится к питаемому каскаду, тем лучше, так как потерь оказывается меньше.



Рис. 6. Структурная схема линейного источника питания усилителя. Cx – плёночный конденсатор Х1/Х2 класса для подавления высокочастотных помех. Как правило, на выходе источника питания усилителя стоит большая группа конденсаторов, подключённых параллельно. Их ёмкости, типы и назначения различны. С1 – конденсаторы емкостью в десятые доли мкФ для фильтрации помех, С2 – электролитические конденсаторы очень большой ёмкости (десятки тысяч мкФ) и C3 – ёмкие плёночные конденсаторы (несколько мкФ) для компенсации «медлительности» электролитических потерь при высоких динамических нагрузках.

Для цепей питания, как правило, не применяют плёночные конденсаторы самого высокого класса, которые необходимы для использования в качестве разделительных в цепях усиления или обработки аудиосигналов. Поэтому у производителей High-End-аппаратуры часто можно встретить не только полипропиленовые плёночные, но и полиэстеровые (PET, полиэтилентерфталатные) конденсаторы, которые имеют отличные ёмкостно-габаритные параметры при вполне подходящих для питания характеристиках: очень малого тангенса диэлектрических потерь и огромных импульсных токов.



Рис. 7. Усилитель высочайшего класса марки Plinius.

Если же сравнить ёмкости разделительных конденсаторов, которые должны быть неполярными, и ёмкости развязывающих конденсаторов, которые стоят в эмиттерных или катодных цепях усилителей, а также в цепях питания микросхем и прочих активных элементов, то они будут отличаться на порядок. В цепях питания для поддержания и сглаживания импульсов от двухполупериодных выпрямителей, диодных мостов используются ещё более ёмкие конденсаторы с показателями в десятки тысяч микрофарад. Размеры плёночных конденсаторов таких ёмкостей очень большие, и их цены окажутся несоизмеримы с совокупной стоимостью всех остальных комплектующих устройства. При этом практических преимуществ перед электролитическими конденсаторами они в их области применения не будут иметь. Таким образом, сфера использования плёночных конденсаторов – прежде всего, в качестве разделительных элементов, а также в цепях фильтрации сигналов для филигранного влияния на звуковые сигналы.

JLCPCB, всего $2 за прототип печатной платы! Цвет - любой!


Тут в одной из тем был большой спор из-за этих конденсаторов, а многие говорили что керамические для звука очень плохи! Но пленочные и бумажные значительно дороже и больше в габаритах, и чтоб не пихать их везде я и хотел поинтересоваться куда точно можно керамические, а куда пленочные.

Сборка печатных плат от $30 + БЕСПЛАТНАЯ доставка по всему миру + трафарет

В качестве межкаскадных - имеет значение конструктив конденсатора . в другие места - пофиг .

_________________
Подпись велено убрать. Убрал.

Приглашаем всех желающих 25/11/2021 г. принять участие в вебинаре, посвященном антеннам Molex. Готовые к использованию антенны Molex являются компактными, высокопроизводительными и доступны в различных форм-факторах для всех стандартных антенных протоколов и частот. На вебинаре будет проведен обзор готовых решений и перспектив развития продуктовой линейки. Разработчики смогут получить рекомендации по выбору антенны, работе с документацией и поддержкой, заказу образцов.

керамические для звука очень плохи! Но пленочные и бумажные значительно дороже и больше в габаритах, У Вас имеется ведро высоковольтной стабильной керамики разных номиналов? Керамика например 0,1 мкф X7R хотя бы, вольт на 250 -500 сомневаюсь что будет дешевле и сильно меньше пленочного на столько же, такой же емкости. Больше высоковольтную стабильную керамику вообще сложно найти.
Пленочные дешевы, доступны, имеют большой диапазон емкостей и рабочих напряжений.

Приглашаем 30 ноября всех желающих посетить вебинар о литиевых источниках тока Fanso (EVE). Вы узнаете об особенностях использования литиевых источников питания и о том, как на них влияют режим работы и условия эксплуатации. Мы расскажем, какие параметры важно учитывать при выборе литиевого ХИТ, рассмотрим «подводные камни», с которыми можно столкнуться при неправильном выборе, разберем, как правильно проводить тесты, чтобы убедиться в надежности конечного решения. Вы сможете задать вопросы представителям производителя, которые будут участвовать в вебинаре

К73-17 и их китайские аналоги стоят неприлично дёшево.
Старые запасы К71-хх - рублей пять штучка, сто - кучка

Ну и в сравнении с суммарной ценой трёх ECC83 и четырёх EL84 - суммарная стоимость комплекта среднеприличных конденсаторов wima будет очень малозаметна.

К слову, если уж делать гитарник - то один из входов лучше сделать на пентоде

И выходной каскад с переключением режимов: триод - ул - пентод без ос - пентод с ос - пентод с очень глубокой ос.

Вопрос о емкости конденсаторов в БП усилителя.

Модифицируя один интересный на мой взгляд усилитель претендующий на "живое" звучание, я столкнулся с вопросом о емкости сглаживающих конденсаторов в фильтре блока питания.

Читая различные статьи я находил суждения о том, что на каждый ватт мощности необходимо ставить 1000 мкф, так ли это на самом деле?
Понятно, ведь конденсатор должен работать как можно быстрее и иметь малое внутреннее сопротивление, это поспособствует быстрой отдаче тока в цепь в коротких импульсах.

Но я видел как некоторые аудиофилы ставят пленочные или бумаго масляные конденсаторы вместо электролитов даже не наращивая емкость а уменьшая ее !
Я часто слышу что емкость не должна быть большой, а даже наоборот как можно меньше (в идеале определена по достоточности), ведь это повлияет на музыкальность.

Хотелось бы разобраться в этом вопросе, опробовать все на деле и услышать мнения аудиофилов данного форума.

а я слышал что идеальным является батарейное питание Да фиг его знает. В моем на каждый ватт по 2000мкф стоит, да еще и батарейное питание отдельным блоком подключить можно. Все усилители любят хорошее питание!
Некоторые более требовательны, другие менее.
При правильной схемотехнике и топологии - кашу маслом не испортишь.
А точки подключения доп. конденсаторов (особенно - пленочных) выбирать нужно тщательно. Во избежание.
в моем наушниковом усилителе стоят конденсаторы общей емкостью под 50 000 мкф. Емкость в питании выходного каскада в классе А должна обеспечить спад вершины импульса длительностью 1 с не более чем на 1% - Макаров Юрий Анатольевич (wizard) - и считается по формуле С=50*I/U (Ф/А/В).
Как по мне, то и в 10 раз меньше вполне достаточно для быта.
Если класс АВ, то расчет ведется для пикового тока.
Да - топология! В данном случае порядок подключения выпрямителя, конденсаторов, каскадов, нагрузки.

из практики
чем больше емкость накопительных кондеров - тем лучше усь справляется со сложной АС

у меня в разработках CDтранспортов и цапов меньше 30000 мкф не получается

Практика показывает что на 100 ваттном усилителе более 10.000мф параметры зависящие от емкостей б.п. не улучшают.Горазда важнее правильная разводка и монтаж б.п. и выходного каскада. С увеличением мощности особенно после 300-500 ватт ситуация кардинально меняется и б.п. становится узким местом конструкции и иногда аккумулятор с камаза становится не шуткой а реальной необходимостью. Просто голая емкость обеспечивает только энергетический потенциал усилителя вернее его минимальную величину в большой динамической нагрузке. 50.000мф в телефонном усилителе радуют но не убеждают.Качество питания надо контролировать так же как нелинейные искажения или ачх.Тогда выяснится что требования обычно преувеличены.

(21-12-2012 03:16) Wehr-wolf писал(а): Модифицируя один интересный на мой взгляд усилитель претендующий на "живое" звучание, я столкнулся с вопросом о емкости сглаживающих конденсаторов в фильтре блока питания.

Читая различные статьи я находил суждения о том, что на каждый ватт мощности необходимо ставить 1000 мкф, так ли это на самом деле?
Понятно, ведь конденсатор должен работать как можно быстрее и иметь малое внутреннее сопротивление, это поспособствует быстрой отдаче тока в цепь в коротких импульсах.

Но я видел как некоторые аудиофилы ставят пленочные или бумаго масляные конденсаторы вместо электролитов даже не наращивая емкость а уменьшая ее !
Я часто слышу что емкость не должна быть большой, а даже наоборот как можно меньше (в идеале определена по достоточности), ведь это повлияет на музыкальность.

Хотелось бы разобраться в этом вопросе, опробовать все на деле и услышать мнения аудиофилов данного форума.

По моему опыту модифицируя усилитель есть смысл взять +20% ХОРОШИЙ электролит на замену банок что улучшит главном образом бас да и все остальное а к нему в паралель - что получше типа силмика , кз, мундорф, а лучше блекгейт 470 - 1000мкф а вот это даст всего конкретно.
Пленка по моему опыту всегда подкрашивала звук. Суприм я не ставил

О влиянии бумага-масляных конденсаторах в БП ламповых усилителей 20.09.2020 00:00

О влиянии бумага масляных конденсаторах в блоках питания ламповых усилителей.

В выходные состоялась большая битва. Участники сражения; Aerovox 100мкф. х 600в., JENSEN, 500мкф. х 500в., LCR (Англия) 500мкф. х 500в, RIFA 1200мкф. х 550в., Black Gate 150мкф. х 350в. (два последовательно, 68 Ком), МБГВ 160мкф. х 500В. , КБГ-МН 8мкф.х400в.

Все это тяжелая артиллерия. Легкие подразделения (шунтирующие конденсаторы) - КБГ-МН 4мкф.х600в. и Jensen 0.33х630в (медь). Место сражения - выход П-фильтра выходного каскада двухтактного усилителя на ГУ72. БП выходного каскада - мост на HFA 06…120 +100мкф.х600в.( Aerovox ) + 4Гн.х350мА (Зол.Середина) + Выходной конденсатор (место битвы).

Внешние условия: усилитель двухкаскадный с межкаскадным трансформатором, входной каскад питается от отдельного источника питания (кенотрон + КБГ-МН 8мкф.х400в. + Д31 (5Гн, 140мА) + 150мкф.х350в.BG VK), смещение фиксированное, выпрямитель смещения тоже кенотронный.

Предыстория. Среди недели у меня в гостях были Саша (Ясный Сокол) и Михаил (Tubeuser). Слушали мой усилитель выше описанный. На выходе П-фильтра у меня стояла RIFA 1200мкф. + 20мкф. КБГ-МН (5 штук в параллель по 4мкф.). Ребята попросили отключить RIFA , душа противилась, но я это сделал, тем более что всего-то 4 винтика открутить. И тут меня ожидал сюрприз, ожидаемый прогноз последствий этого действия не оправдаться. Фона как не было, так и не появился. Бас не просел. Даже в размерах ни контробасс, ни барабан не изменились. Сие "чудо" вообщем и подтолкнуло меня на эксперементы, ну естественно и обсуждение с ребятами этого явления и требований к конденсатору на выходе П-фильтра.

Сначала я внимательно еще раз послушал усилитель с жалкими 20-ю мкф. на выходе фильтра. Картина вообщем оказалась безрадостной. И бас есть, и воздух, и вокал не обделен эмоциями, но сцена…. Все свалено в кучу, и плоская как стена. 20мкф. - однозначно мало!

Война. День первый.
Сначала поставил на место Rifa 100мкф. Aerovox. Сцена попыталась развернуться, но не смогла это сделать как следует. Узкая и неглубокая, совсем неинтересная, настолько, что другие особенности звучания описывать не имеет смысла. 100мкф. Аэровоксовских оказалось тоже мало. Иду крупными шагами. Очередь Jensen 500мкф. 4 винта туда, 4 винта сюда - готово. Слушаю. Теперь со сценой все впорядке и по ширине, и по глубине, и по объему. Вполне красиво, баса стало больше по сравнению с 1200мкф.+20мкф(КБГ), верхний бас стал восприниматься более наполненно, но и "бяка" выплыла. На некоторых записях проявилась гундосость, когда вокалисты тянут согласный "н" или "м". Эта гундосость проявляется не только на вокале, но и на пиано-форте, когда уходит вниз. Вокруг низкочастотных обертонов появляется фоновое пятно низкочастотное, которое достаточно мешает передачи интонаций. Что еще не понравилось? Искажены интонации исполнителей. Это я отслеживаю на двух замечательных записях Гармонии Мунди: Бернарда Финк (меццо-сопрано) поет под фортепиано и Марта Алмаяно (сопрано) под пиано-форте. Дыхание, интонации вокалисток и интонации аккомпанирующих инструментов прописаны великолепно.

Настолько хорошо, что некоторые "вещи" просто вываливаются за пределы понимания. Вот и я не смогу описать в чем эти искажения. И дыхание прописано, и голос красиво звучит, у форте-пиано и атака, и затухание вроде правильное…., но не трогает совсем. В любом месте спокойно подошел и выключил. Более того, если слушать долго - устаешь.

Отключил 20мкф. КБГ-МН, и поставил на их место Jensen 0,33мкф.х630в. Теперь можно слушать музыку долго, совсем не утомляет. Звучание стало более низкочастотным, такое ощущение что верх немного притушен и подчеркнуты нижняя середина и верхний бас. Дыхание немного упрощенное (в сравнении с эталоном 1200мкф + 20мкф., ), такое ощущение, что вокалисты торопятся побыстрее спеть, поэтому интонации некоторые потеряны. Эта потеря на вокале в большей степени, на фортепиано в меньшей. Щипок контробасса не достаточно четкий. Вступление оркестра несколько аморфно. Я бы сказал - давление есть, ветра нет. Амстронг "хрипит" очень хорошо. Вообщем все гладко, комфортно, но не завораживает.

Поставил Rifa 1200мкф. вместо Jensen 500мкф. Сцена стоит как вкопаная. Такое ощущение, что она стала шире, глубже и объемней, хотя это утверждение уже на пороге "субъективного", не из разряда видно не вооруженным глазом. Подчеркивание нижней середины и верхнего баса осталось. Воздух скромен. В общем почти сохранились черты предыдущего варианта. Только верний басс стал менее подчеркнутым. Остались ощущения, что 0,33мкф маловато для шунта в моем случае. К сожалению, пройтись дальше несчем.

Вечереет. Последний бой первого дня.
Убираю Jensen . Ставлю Black Gate VK 150мкф.х350в. два последовательно, итого 75мкф. Сцена - все как надо. Становится очевидным и доказанным, что кроме величины емкости огромную роль играет качество конденсатора. Про звучание можно сказать все тоже, что и про парочку Jensen , с той лишь разницей, что интонации передаются более рельефно, но тонкие интонации в дыхании игнорируются и потери в эмоциональном восприятии не избежны. Но здесь сделаю следущую оговорку. Если не знаешь об этих потерях, то и в жизни не догадаешься. Слушать интересно. Вообщем вполне приличный результат, хотя я ожидал от него большего. Но может и будет лучше, через месяц, и если емкость поднять до 150мкф. Или WKZ "влепить".

Притомился. Возвращаю назад Rifa 1200мкф и подсоединяю 20мкф.КБГ. Включаю, оторваться не возможно. Не то чтобы у этого варианта нет недостатков, иногда ощущается недостаток басса, точнее говоря его напора, давления, сибилянты на некоторых записях акцентированы больше чем хотелось бы, но все остальное…, короче не оторвешься. Явный фаворит всех вариантов.

День второй.
После первого дня остался вопрос. Наполнение нижней середины в случае Jensen в 500мкф. - это свойство Jensen или 500мкф. Поэтому сравнил с ним LCR 500мкф. Совершенно разный звук. Наполнение нижней середины - это Дженсен. Что характерно, когда LCR шунтирую Jensen 0,33мкф. Появляется этот окрас. Не достаточность емкости в 0,33 здесь тоже ощущается. Ничем не выразительная комбинация. LCR + 20мкф. КБГ очень не плохо, очень! Хор на заднем плане прописан наверное самым лучшим образом из всех вариантов. Эмоционально и выразительно, но по сравнению с 1200мкф+20мкф.КБГ, более сухо и более ярко, но менее утонченно и изысканно, можно наверное сказать и чуть менее комфортно. Интонации дыхания и исполнения, хотя и чуть грубовато - предостаточно. "Ветер" при вступлении оркестра, щипок струны - очень хорошо. Амстронг хрипит немного суховато.

Достаточность 75мкф. Black Gate подтолкнула меня еще на один не запланированный эксперимент. Да, я вытащил из под стола МБГВ 160мкф.х 500в. Включаю, слушаю. Сначала - басс. Контробасс - контробасит совершенно конкретно, хотя щипок немного и округлен, но наверное самый выразительный вариант контробасса из всех что я слышал на кануне. Сцена в полном порядке (еще подтверждение факта о количестве емкости и качестве конденсатора.). Характер звучания самый низкочастотный из всех предыдущих. Атака немного "завалена". Вроде как ощущается недостаток верхов и не самое прозрачное звучание. И тем не менее оно меня сразило "наповал". И вот почему. Дыхание почти не прописано, только следы, как говорят химики, но настолько здорово передается интонация в голосе, что оно легко угадывается. Интонации фортепиано - бесподобно, очень четко, никаких усилий, чтобы "разглядеть", хотя звук и кажется немного гулковатым. Что еще бросилось во внимание.

Когда я слушал Jensen и Black Gate , дыхания было побольше и детальности, но не покидало ощущения некоторой натужности в голосах, у МБГВ при отсуствии "воздуха" реальная ощутимая легкость в голосах. И она настолько притягательна, что слушать более чем интересно.

Подсоединяю 20мкф.КБГ-МН параллельно. Воздуха стало выше крыше. Все задышало и ветер появился, но что-то очаровательное пропало. Хор на заднем плане прописан великолепно. 20мкф. у меня собрано из 5 штук по 4мкф., поэтому естественно я стал отключать по одному конденсатору. Оказалось, что есть оптимум по величине шунтирующей (имено этого типа, у других может быть другой, по крайней мере я так думаю). 8мкф. Вернуло полностью утерянное очарование и добавило необходимое количество воздуха, необходимое чтобы сделать звучание просто обворожительным. И так. Два дня сражений позади.

Победители, причем ярко выраженные: Rifa 1200мкф.+20мкф. КБГ ( кстати на досуге посмотрю, может 20мкф тоже многовато) и МБГВ 160мкф. + 8мкф.КБГ. Звучат поразному. Любителям "пониже" лучше подойдет второй вариант, любителям поярче - первый. Но оба варианта из разряда "не хочется выключать".

Чтобы картина была более полной напишу что слушал.

Про сопрано и пианино уже написал. Marta Almajano Del Amor CD HMI 987032 - 15 композиция вокал, 16 композиция - пиано-форте, Bernarda Fink Schumann Frauenliebe und - leben HMC901753.
Сцена, оркестр и вокал - "Joseph Haydn, The Seasons 2CD HMC 901829/30" 7 композиция на первом диске. Очень хорошая композиция для теста, есть почти все.
Амстронг. Лучшие годы на Декка.
Диана Кролл. Love Scens.

Это основные Сидишки. Естественно если возникало желание, что то попристальней "рассмотреть" привлекал и другой материал.
Если что-то упустил не судите строго.

Читайте также: