Компакт диск с классической музыкой какой носитель

Обновлено: 04.07.2024

Вот сижу и слушаю, свою стерео систему. Периодически смотрю по ютуб, канал Мишы.

Как-то Миша один раз, слово молвил о том что альбом группы Led Zepilin, толи ещё какая-то, но точно из старых, но суть не в этом. Мол послушал я альбом — ну вообще не то! А проблема не альбома-то, а носителя. Слушать нужно было на виниле, так что пацаны вперёд в магазин за пластинкой.

Я сейчас хочу, узнать у людей знающих. Меня интересует не плюсы и минусы носителей. Я хочу покупать пластинки и CD. Так вот, что лучше покупать на CD, а что на виниле.?

Я так понимаю группы 60-90-хх лучше слушать на виниле? А после 90-х на CD? Может я ошибаюсь конечно, так что не судите строго).

Слушал я ДЖИМИ ХЕНДРИКАСА, скажу так, жёстковато! Устаешь от звука, гитара сильно режет и рвёт, а так очень цепляет. Может на виниле он будет мягче? Но мягкость не нужна, на всех жанрах, Manowar отлично 👌 на CD звучит.

В общем нужен совет, какие жанры, каких годов, на каком носителе слушать. Исключительно CD и винил.

Присмотрел вертушку Yamaha GT 750. За Джими Хендрикса 900 р отдал CD, жестоко звучит. Может от комнаты зависит., хотя Вивальди, Чайковский, достаточно громко слушаю все ок.

Кстати Leo где то обмолвился, запомнил отрывок фразы, рок блюз только на виниле, CD — это промежуточный этап.

Ответы

Вцелом, здесь уже прозвучали правильные ответы: что - как писалось, то так лучше и слушать. Если сейчас изначально альбом (концерт. и проч. ) пишется в цифровом формате, то с какого перепугу оно зазвучит "аналогово", если это издать на современном виниле?

Это одна сторона вопроса. Что звучит лучше. тоже уже тут были ответы. Был и очень посредственно записаный винил и в 60-е и 70-е. и есть сейчас очень хорошо записанные компакты. без каких-там резких ВЧ, как тут писали. с очень приятным плотным мягким звуком.

От качества записи (как разумеется и от воспроизводящей аппаратуры) вообще процентов на 80 зависит (в данном случае, при сопоставлении форматов) то, как музыка будет нами оценена. И от жанра тоже это не зависит. Я хоть и не рокер. но что-то есть у меня, разумеется, . И говорить, что тот же Black Sabath звучит на виниле менее драйвово, чем на CD, никогда не скажу.

И та же чушь с "дорогими современными проигрывателями". Просто хорошая, чуть выше среднего уровня вертушка конца 70-х, которую в приличном состоянии можно сейчас купить за максимум 40-50 тр, ничуть не будет хуже (как минимум) играть, чем сейчас новая за 150 тр. Просто потому, что тогда их специально массово создавали под этот формат..была конкуренция в технологиях и качестве сборки. а не сейчас. просто мода и желание срубить денег за нее.

А кайф от винила. старого. просто в том, чтобы взять в руки конверт, рассмотреть его, понюхать даже ))). и совершить весь этот магический цикл с его прослушиванием. да, с треском, необходимостью поворачивать и сложностью ставить на ту или иную песню (пэтому целиком чаще всего он слушается) и проч.

И да: у настрящего любителя музыки должно быть и то и другое. И не надо их сравнивать.

Не со всем согласен, но плюс поставлю, особенно за последнюю фразу :)))

Логично предположить, что музыка изначально, записанная в аналоговом виде, луше должна звучать на аналоговом носителе, а записанная на "цифре" на цифровом. Тем не менее, много зависит от конкретного издания того или иного альбома. Все как обычно относительно.

Миша несомненно авторитет,если он обмолвился,тогда да надо делать как он говорит.А я вот недавно Васю встретил,он обмолвился "погода шепчет,займи и выпей"Думаю вот может выпить или не надо?

А если серьезно говорить,то слушать надо то,что хорошо звучит,неважно винил это или сd или кассета. Сравниваете,что лучше на Вашей системе-то и слушаете,а Мишу и Васю в данном случае можно в расчет не брать.

Мишу и Васю в расчёт ни кто берет. Я в этом деле новенький. Есть люди которые в этом разбираються лучше меня., поэтому и поинтересоваться решил. Надеясь на профессиональный ответ. И привёл пример. А так для меня авторитет только Мама. Больше для меня авторитетов не существует в жизни. Спасибо но ответ который я хотел услышать я так и не услышал., буду рыть просторы интернет.А чтобы слушать нужно деньги заплатить, а вот если знать какие вещи покупать, на виниле и какие на Cd можно сэкономить, шансы увеличиваються. Вопрос внимательнее нужно читать,я не за войну носителей. Есть вещи которые исключительно на виниле слушать, а есть которые и Cd достаточно.

это не "про" сегмент рынка, тут любители. Но даже профессиналы подбирают для работы системы "по вкусу"

у вас ответ-то уже есть, вам нужно подтверждение гипотез, не более. Но такие ответы дают чаще люди ограниченные своими предрассудками. Опыт расширяет кругозор и делает точку зрения более широкой, а не наоборот

Ну так вы сами и ответили - раз для вас единственный авторитет мама - её и спрашивайте! Зачем тут незнакомых дядек спрашивать - они дурному научат! )))

У вас тролинг на сайте прям прёт со всех щелей) И троли из этих щелей.

Мне лично - SACD перекрывает все форматы и источники.Минус - мало записей в моем направлении музыки и современных исполнителей..

Тоже бы с удовольствием приобщиться бы хотел к данному формату как SACD, а может быть и как к единственному. Если бы мои жанры в полной мере присутствовали.

Нельзя выбрать однозначного победителя среди этих двух аудиоформатов. У каждого из них есть свои плюсы и свои минусы. Каждый выбирает себе тот который ему больше подходит. Начнем с того что сами виниловые пластинки дорогие, но в то же время проигрыватель с приемлемым звуком недорог, а сд проигрыватель с приличным звуком стоит дорого, но сд зато дешевле винила. В этом вопросе паритет, идем дальше - звук. Чисто теоретически звук даже новодельного винила должен быть лучше аналогичного сд, так как пишутся они оба с 24 битных аудиофайлов, но сд все-го лишь 16 битный.(так что часть информации утрачивается либо упрощается.)Но если слушать новодельный винил с энергичной напористой музыкой, разница в звучании будет незаметна, либо не сильно разница. (но правда звучать будут немного по разному из-за эквализации баса на виниле - бас как правило на любой пластинке более обьемный и плотный. )

" .. виниловые пластинки дорогие, но в то же время проигрыватель с приемлемым звуком недорог .."

.. Проигрыватель - н̶е может быть ) .. но вот иголки ..

Ну иголки за лям, это для аудиогурманов, с изощренным сверхчутким ухом и бездонным кошельком. Я имел ввиду что даже проигрыватель за 20-30 тысяч рублей с головкой ортофон om-5 уже звучит прилично с любым винилом, и оригинальным и новодельным и даже с мелодиевским, а вот сд проигрыватель за те же деньги не играет (ну есть конечно исключения, но в основном играют плохенько либо однобоко - что то им удается сыграть, а какие-то жанры недостижимы)У меня было куча таких проигрывателей, из последних Пионер PD09 - металл играл так что, хотелось его об стенку швырнуть(и без разницы был включен супер легато или выключен), а вот классика уже его конек.

у меня так Hendrix играет))) 😂 хочеться Цап с транспортом об стену швырнуть.Правда на одном и том же Cd, не все песни . Половина не че так. Скачал флак с Торента, то же самое.Высокие на Nad 356, на самый минимум кручу.

И тем не менее, народные способы недорого и очень хорошо сыграть CD существуют - знаю, слышал, делал. А назвать звук дешевых виниловых вертушек вот прямо "приличным" можно с большой, большой натяжкой, под влиянием неких теплых чувств. На меня же сопутствующая винилу аура и атрибутика не действует (даже кассетная воздействует сильнее), мне нужно, чтобы играло )..

При правильной настройке системы, не-уклонении от решения "кабельного" и "питательного" вопросов, удачном подборе компонентов - формат Compact Disc Digital Audio универсален и всемогущ. Есть такое мнение ) Винил тоже может, но дороже. Если в звуке что-то прям "колется", кроме носителя нужно искать еще причины - их может быть масса.

Хороший вопрос подняли. К сожалению толковой дискусии по нему тут не получится. я как въедливый дядько о прогрессе науки и техники скажу так. компакт диск если рассматривать не как носитель для звука а как систему для фиксации динамических процессов с целью высокоточного измерения их парметров это система с высокими погрешностями на вч диапазоне.

Но давайте давайте сейчас просто допустим что на цд более жесткий верх на звук. есть риски что одним нравится когда пожестче а другим помягче. и тут получается что кто-то может выбрать звук компакт диска как более ему подходящий. без всяких вопросов про ценники и параметры. вот нравится ему больше и все тут! право то в общем имеет!(тут же как с кофе. одним без сахара другим 2-3 ложки а третьим хитрый гибрид о пяти ложках но чтобы при этом не размешивать. в конце интересный эффект получается. и вкус вначале полноценно раскрылся и сладко получилось. )

Но если все таки предположить что правильный звук должен быть максимально аналоговым и соответственно мягким и детальным на вч то тогда получится что чем выше частота дискретизации тем лучше. и тут интересная и неоднозначная штука. многие записи 80х-90х-нынешних записаны действительно в цифре. но цифра то на них 96кгц. а у цд то их 44. и тут получится что винил хоть и цифровой а все таки лучше чем цд.

Но все таки давайте так просто не сдаваться. даже если у нас все хорошо с бюджетом и по части детонации у нас вертушка так же хорша как и цд. это все таки факт. коэффициент детонации со схожими значениями начинается у вертушек от 150 тыщ в то время как цд плеер и за 20 ее такую же хорошую делает. Но все таки. если у нас и вертушка что надо и цд что надо. что еще есть у этих носителей в параметрах влияющее на звук? кроме вч частот. ведь есть же музыка которой важен динамический диапазон а тарелок в ее спектре нет. симфоническая например.

с ней ведь как. вч особо не грузит а вот дд ей нужен и по части детонации привередливая штука. понимаете к чему клоню? у аудио цд то и детонация хороша и динамический диапазон шире. вот и выходит что на классике записаной в этом веке аудио цд предпочтительнее. почему именно на записях современных? все просто. магнитная аналоговая запись не воспроизводит меандр. записать его на ленту можно а вот вопсроизвести. дело в том что многие думают что звучание скрипки это идеальный гармонический сигнал. ровные синусоиды и все такое. а это вот ни разу не так. смычковое звукоизвлечение это до жжути антигармонический сигнал. и вот его то цифровой способ фиксации сигнала как раз и записывает и воспроизводит с меньшими искажениями. поэтому классика записанная на полностью цифровой тракт от самых микрофонов на аудио цд будет лучше! конечно хай резы будут еще лучше. но при условии что полностью по цифре.

Да ответ развернут. Я более коротко хочу дополнить. Тот же Jimi Hendrix, время его жизни, когда он записывал свои альбомы. CD носителей не существовало так ведь.? Поэтому я так думаю на виниле он будет звучать максимально правильно.

С 2010 и по прошлый год вышли посмертные три альбома Джимми. Записаны так(вернее ремастированы) - как вчера на студии сидел :)) Я в какой то из веток выкладывал фото этих дисков. Попробуйте послушать.

Коротко и по существу,никакого спама!Браво,маэстро!

Помимо разницы в носителях (тут Вы правильно говорите, то что писалось в аналоге лучше в нём и слушать) всегда есть ещё разница в качестве трактов. На собственном опыте сталкивался со следующим: когда виниловый тракт был для "попробовать винил" и существенно уступал цифровому по качеству (и стоимости конечно), то пластинки 60-70х на нём звучали лучше, чем та же музыка на СД, а более поздние записи лучше были в цифре - по объёму, детальности, количеству НЧ компакт диск выигрывал. Потом был апгрейт винилового тракта и он по уровню (стоимости) стал повыше цифрового. И все плюсы виниловой подачи звука остались, а минусы, по сравнению с СД, исчезли (по детальности, объёму, басу и проч.). В результате, теперь любую музыку, включая современные альбомы, мне интереснее и приятнее слушать на виниле. Но! Во первых не любая музыка есть на виниле в принципе. Во-вторых, среди виниловых записей есть те, что записаны не очень удачно, это отдельные случаи, когда СД может быть лучше. поэтому СД проигрыватель пока не выкинул..)

Спасибо, ближе к теме. Мои опасения подтвердились, собирать деньги на винил проигрыватель. Я примерно так и рассуждаю, но ещё не слушал). Когда разживусь виниловым проигрывателем, если и буду покупать пластинки, то только исполнителей до 90Х.

У меня есть пара новодельных пластинок. Одновременно и с компактом. Rock Candy Funk Party, первый альбом "We won't Groove" и акустический концерт Джо Бонамассы в Вене. Так винил звучит однозначно круче, чем компакт. Даже при моём убогом вертаке. Так что не всё однозначно. Последний пример - Buddy Guy с последним альбомом. Винил опять таки круче звучит.

Сильно зависит от издания. Конечно, музыка, изданная на виниле в 60-70е, и позже переизданная на CD, особенно когда нибудь в лысые 80е, звучит на CD как правило так себе. Но современные издания чаще в цифре звучат не хуже или лучше, чем на виниле, потому что изначально были записаны и обработаны во время мастеринга только в цифре для обоих носителей. Опять же надо копать инфу, потому что есть издания, где мастеринг на винил все же делался отдельно, нередко в аналоге, тогда винил может звучать лучше CD. В отдельных жанрах, опять же. Почему? Есть мнение издателей музыки, что для цифрового издания, рассчитанного на среднестатистического потребителя, слушающего музыку в метро через китайские затычки, нужно задрать громкость на максимум. Поэтому график амплитуды большинства цифровых изданий называется за свою плоскость "кирпич". Отсюда причина восторгов любителей винила: такой аналоговый звук! Красота! А просто пики не срезаны. Но в виниловый проигрыватель надо хорошо вложиться, иначе он сам отыграет как "кирпич". Но опять же, издания в хайрезах серьезной музыки уже так не страдают от войны громкости, и могут винил переиграть по причине недостатков формата грампластинки.

Резюме: навскидку угадать сложно. Скорее всего, большинство мейнстримовых изданий поп и рок музыки могут звучать в виниле лучше, но нужен хороший вертак однозначно и танцы с настройками, иначе это все зря. Но другие жанры могут дать и противоположную картину, если мастеринг цифрового издания делался в расчете на другого, культурного, слушателя.

Попадалась статья, на тему Cd. В ней я прочитал, о том что хэви метал, более менее научились записывать на Cd, ближе к 2000 м годам. В 90 e, туго было с качественной аппаратурой, Диски продавались на рынке, и покупали у того у кого громче, музыка играла на рынке) поэтому был задран динамический диапазон, ну вобщем как то так). И человек слушал музыку в машине, все ок! А вот дома уже было совершено не такой качественный звук. В этой статье много чего интересного прочёл,все не передать. Но написано очень убедительно.

Поделюсь своим опытом - в основном слушаю музыку с CD дисков (особенно тяжеляк), но Slipknot - .5: The Gray Chapter пришлось купить на виниле, что с CD, что при воспроизведение файлов звук кричащий, не динамичный. Также исходя из своего опыта прослушивания убедился , что Black Sabbath стоит слушать на виниле (при чем есть новодельная пластинка - Master of Reality и пластинка Black Sabbath 1976 года, так обе приятней звучат, чем файлы или CD). А вот Behemoth, Koяn, Deftones, My Dying Bride и Tiamat мне нравится слушать на CD, но с винилом сравнить возможности не было, но очень хочется.

вот поэтому очень хочеться иметь, два тракта! Винил и Cd, коллекцию иметь что то на Cd а что на виниле). А для ознакомления, стрим сервис какой нибудь.Вобщем нужно рыть, изучать вопрос досконально. Вплоть до того что искать старые пластинки, с интересными исполнителями.Я думаю что на виниле нужно слушать вещи которые были записаны до прихода Cd диска, хотя может я ошибаюсь.И аппаратура соотвствующая была, и носитель того времени.И к стати спасибо, за Блэк сабат) уже ориентир есть,на счёт винила.

Правильнее на мой взгляд три: третий для хайрезов и DSD.

Под влиянием поста заказал A New Kind of Horror группы Anaal Nathrakh на виниле. Опять же под влиянием поста размышлял вчера о культуре прослушивания, пришел к выводу - когда я слушаю альбом с носителя, то отношение к музыке более внимательное, вдумчивое, в особенности это касается винила. Решил взять за практику - слушать альбом на пластинке ни на что не отвлекаясь, сидеть и внимать, сосредоточившись на музыке, по моему мнению винил способствует этому более всего.

Мое мнение, старый рок и джаз лучше слушать на виниле,а классическую музыку и металл лучше на CD.Имхо!

скорее всего я к этому тоже иду)и скорее всего приду).

а вообще вот тут все про винил и цд все что нужно рассказано и показано

класс песня)че то я Макаревича, кроме как в Смаке не слышал) А он может.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.


Лазерные накопители информации – неотъемлемая часть современной жизни. Работа с CD и DVD дисками не представляет сложностей, поэтому накопители и пользуются высоким спросом.

Такие приводы лежат в основе большинства мультимедиа, геймерских устройств. Ими оборудуют лэптопы, ПК и даже салоны авто. При этом мало кто знает, чем отличаются компакт-диски между собой, что учитывать при их покупке.

Оптические диски: все о них

Перед рассмотрением сходств CD и DVD нужно разобраться с определением оптического диска как такового. В состав лазерного элемента входят 4 слоя:

  1. Пластина на поликарбонатной основе – речь о бесцветном пластике, он тонкий, располагается сверху изделия. На него наносят надписи, можно печатать на поверхности картинки.
  2. Рабочий слой – представляет собой особый краситель. Эта часть прожигается с применением лазера.
  3. Металлический слой – тонкий, создается с применением цветных металлов. В зависимости от категории диска, эта часть изготавливается из драгметаллов, алюминия, различных сплавов. Металл хорошо отражает лазерные лучи.
  4. Лак поверх металла – низ или основа, защищает инфослой от повреждения, потери.

Теперь вы знаете, из чего делают компакт диски. Разберем процесс записывания информации: лазерный луч перемещается по дорожке в форме спирали от центра диска к его краям и прожигает рабочие точки. Прожженные части дорожки не отражаются лазерными лучами, нетронутые за счет металлического слоя – отражаются.

Так выходит двоичный код – если луч отразился, получается 1, если нет, то 0. Этот код и является основой записи цифровых данных.

Что такое CD и DVD


Размеры DVD дисков – это далеко не самая главная их характеристика. Толщина составляет около 1.2 мм, объем разный. CD R – это пластиковый компакт-диск с односторонней (чаще всего) записью информации, в DVD носителях запись идет на обе стороны. Часть с информацией всегда длинная, спиралевидная, имеет вид канавки, начинается в центре дискового носителя.

Для чего нужен CD диск – для записи и считывания данных. Этот процесс осуществляется с применением лазера невысокой мощности. Информационные потоки могут иметь разные формы. Лазерный луч сначала проходит стадии отражения, после попадает на приемник.

Особенность хранения данных на CD дисках состоит в том, что информация считывается снизу носителя – для лазерного луча тут предусмотрен выступ, где по мере отражения от него, ход волны луча выходит меньше – примерно наполовину самой длины волны. Движение подавляется, появляется оповещение об отсутствии сигнала.

В чем различие CD и DVD при примерно аналогичном устройстве? Во втором случае шаг канавки меньше, размеры выступов тоже будут незначительными. Выходит, что диаметр CD диска может быть намного больше для записи аналогичного объема данных, чем для DVD носителя. Если важна максимальная вместительность и при этом компактность, вам нужен второй вариант.

Сходства CD и DVD


Сходств у CD и DVD дисков немало, но куда больше различий. CD емкость носителя будет зависеть от модели, а не самого типа – варианты в продаже представлены очень разные. Если емкость CD RW диска большая, можно будет перезаписывать большие объемы данных.

Кстати, CD диск – это обозначение типа носителя, он может быть перезаписываемым и не перезаписываемым. Но изначальный объект памяти определяет предельно допустимое количество информации для первичной записи. Максимальная информационная емкость CD диска всегда указывается на коробочке или конверте.


Оба типа носителей применяются в современных компьютерах. Они представляют собой производительные многофункциональные машины, обрабатывающие внушительные объемы данных. Для информации как раз и были созданы носители. Помимо основного встроенного в ПК жесткого носителя (винчестера), есть еще съемные варианты. Максимальная память CD диска указывает на объемы данных, которые реально записать на носитель. У DVD, Blu-ray дисков принципы работы, записи те же.

Для считывания, обработки, перезаписи данных носитель вставляют в привод – он должен быть в конкретном ноутбуке или ПК. Какой стороной вставлять диск в дисковод – вниз блестящей частью, вверх матовой с надписями, картинками.

Чем отличаются CD и DVD

Из чего сделан DVD диск или CD носитель, мы писали выше – между данными типами разницы обычно нет. А вот размеры лазерного луча будут разными – в DVD они меньше, прожигаемые точки и дорожки, соответственно, тоже небольшие в сравнении с CD. Какой объем CD диска считается стандартным – 700 Мб, DVD – 4.7 Гб.

Независимо от того, сколько памяти на CD диске, скорость записывания будет выше, чем на DVD, зато DVD быстрее читается. Также первый вариант обычно дешевле стоит.

DVD диски – более новая технология, поэтому разновидностей больше, функционал шире.

Виды CD и DVD


Разновидности компакт-дисков – одно- и двухсторонние. В первом случае данные записываются только на одну сторону, во втором на обе, соответственно, объем диска CD R или другого типа возрастает. Учтите, что при увеличенном объеме строже будут требования к хранению.

Итак, CD и DVD RW диски для чего они нужны. RW обозначают перезаписываемые изделия. Они выдерживают около тысячи циклов перезаписи, но это ориентировочные цифры. Что означает CD R и вообще приставка R, будет зависеть от контекста. На «+R» компакт-диски можно дозаписывать данные при условии наличия свободного места, в «-R» изделиях такой возможности не предусмотрено.

Чем отличаются DVD R от DVD W, тоже становится понятно – возможность записывать и стирать дополнительные данные. Ну а, чтобы понять, можно ли перезаписать диск DVD R, смотрите на плюс и минус в маркировке. Если что-то непонятно, лучше будет сразу обратиться к сотруднику магазина.

До этого времени основными носителями музыкальной продукции в СССР были долгоиграющие пластинки (LP) и компакт-кассеты (MC), производством которых занимались несколько заводов в Москве, Апрелевке, Ленинграде, Ташкенте, Риге, Баку, Тбилиси и Таллине. В 1989 году в СССР было продано 89,1 миллионов грампластинок и 11 миллионов компакт-кассет. Технология производства этих носителей носила сугубо мирный характер, чего нельзя было сказать об оптических дисках, считавшихся технологией двойного назначения, на поставки которой в СССР распространялись различные ограничения. Это обстоятельство было причиной, по которой производство CD в СССР началось лишь восемь лет спустя после их мировой премьеры.

Гиганты электроники Philips и SONY совместно разработали цифровой компакт-диск еще в 1980-м, когда в Москве гремела первая в социалистическом государстве Олимпиада. Для компакт-диска был разработан специальный стандарт в области технологии импульсно-кодовой модуляции (PCM — Pulse Code Modulation), которая позволяла с частотой выборки 44100 Гц считывать 16-битные данные. Информационную емкость CD — 640 МБ — определил в 1824 году Людвиг Ван Бетховен, написав свою бессмертную 9-ю симфонию. Именно это произведение, звучащее 74 минуты и 33 секунды, было выбрано исполнительным директором фирмы SONY Акио Морита в качестве стандарта.

Пуск первой линии по производству компакт-дисков в августе 1982 г. на предприятии компании PolyGram Пуск первой линии по производству компакт-дисков в августе 1982 г. на предприятии компании PolyGram

Однако на первом в истории серийном CD была записана Альпийская симфония Рихарда Штрауса, исполненная симфоническим оркестром Берлинской филармонии, которым дирижировал Герберт фон Караян. Этот исторический диск был изготовлен 17 августа 1982 года близ Ганновера в городе Лангенхаген (Langenhagen) на предприятии компании PolyGram.

Примечательно, что произошло это примерно в то же время, когда на рынке появились первые персональные компьютеры фирмы IBM. Специалистам было понятно: наступает новая цифровая эпоха, одним из ключевых элементов которой будет компакт-диск — общедоступный и универсальный носитель всех типов информации.

Технология производства компакт-дисков сочетала в себе новейшие достижения науки в различных областях: система кодирования сигнала, бесконтактная лазерная запись и считывание информации, новые материалы и многое другое. Поликарбонат — материал, из которого изготавливаются диски, например, был изобретен в рамках американской лунной программы.

Все это вызвало большой интерес, и за оборудованием стали охотиться спецслужбы СССР и других социалистических стран. Особых успехов в этом деле достигла болгарская разведка, при содействии которой в СССР был смонтирован секретный завод компакт-дисков на одном из оборонных предприятий во Львове, который выпускал диски особого назначения, не имевшие к музыке никакого отношения. Позже, переквалифицировавшиеся болгарские разведчики, разместят несколько заводов по производству CD у себя в стране, а потом перевезут их в Россию.

Родина CD — СССР

Мало кто знал, что в СССР уже давно велись собственные разработки оптических накопителей для целей обороны. Еще в 1933 году действительный член РАН профессор Владимир Котельников теоретически обосновал принципы цифровой звукозаписи. Его труды, опубликованные в закрытых специализированных изданиях, положили начало такому изобретению, как компакт-диск. После войны Котельников работал над советской космической программой, и потому его имя не было известно на Западе. Долгое время мировая наука считала основоположником теории цифровой записи профессора Клода Шеннона, который опубликовал свои результаты лишь в 1948 г., после академика Котельникова. Однако несколько лет назад сотрудники Фонда Эдуарда Рейна натолкнулись в советской периодике на статьи Котельникова и убедились в его бесспорном приоритете.

Почти через шестьдесят лет после теоретического обоснования возможности цифровой передачи сигналов в СССР появлялось первое производство компакт-дисков. Неофициальный пуск завода состоялся 10 декабря 1989 года. Однако проработка контракта, подготовительные работы по реконструкции помещений и коммуникаций начались годом раньше. Для реализации проекта из бюджета страны было выделено более 11 млн. долларов! В качестве базовой схемы выбрали технологию так называемых «чистых» комнат, хотя уже в те годы появились первые монолайны - линии, включающие литье, металлизацию, лакировку и контроль с «чистой зоной» внутри и обслуживающим персоналом снаружи. Иностранцы понимали, что это уже морально устаревшее оборудование, которое на Западе вряд ли кого заинтересует. Они спешили продать его нам и заработать на технологической отсталости СССР.

Советские компакт-диски — самые западные в мире

Под производство компакт-дисков был выделен 3-этажный корпус завода общей площадью более 2000 кв.м. Перед началом работ были проведены замеры на вибрацию и прочность перекрытий, поскольку рядом проходила линия метрополитена. Бригада инженеров завода демонтировала старую технику, удалила внутренние стены, подготовила фундаменты под новое оборудование. В течение мая-августа 1989 года более 20 будущих работников нового производства прошли подготовку на предприятиях Германии и Швеции. С августа 1989 специалисты из Германии, Швеции и Голландии начали установку «чистых» комнат, оборудования мастеринга, репликации и упаковки. В ноябре полным ходом шли пуско-наладочные работы отдельных видов оборудования (литье, металлизация, лакировка, шелкография, контроль параметров и др.)

Основными фирмами — поставщиками оборудования и участниками монтажа были: Ancla, Krantz, Illzemann, Sick (Германия), Toolex Alpha, CD Plant (Швеция), ODME (Голландия), Balzers (Швейцария), Global Machinery (Япония). На первом этапе отечественными компонентами производства были только родная земля, электроэнергия, вода, воздух и головы молодых, способных специалистов, с энтузиазмом взявшихся за новое дело.

Производственные помещения на Московском опытном заводе «Грамзапись» в те годы напоминали борт космической станции Производственные помещения на Московском опытном заводе «Грамзапись» в те годы напоминали борт космической станции

Производство осуществлялось в помещении с классом чистоты «100», что означало наличие в каждом кубическом футе воздуха не более 100 пылинок размером 0,5 мкм. Для сравнения можно сказать, что в обычных помещениях эта цифра увеличивается в 1000 раз. Исходными данными для изготовления мастер-диска служили: стеклянная подложка — отполированный диск диаметром 240 мм из чистого стекла — и мастер-кассета типа U-matic с цифровой музыкальной фонограммой, кодами и служебной информацией. Система записи преобразовывала цифровую звуковую и субкодовую информацию в необходимый канал битов, модулирующий лазерный луч, который «выжигал» на диске дорожку записи. Следующей по технологии была операция изготовления оригиналов и матриц. Наращивание никеля происходило на установках фирмы «Тулекс Альфа». Последней операцией в условиях «чистой» комнаты было нанесение на матрицу защитного слоя. Готовые матрицы устанавливались на термопласт-автоматы.

Основой компакт-диска являлась отливка из поликарбоната диаметром 120 мм. На заводе «Грамзапись» использовался поликарбонат марки «тейджин», производимый в Японии. Материал очень гигроскопичен. Для того чтобы можно было его использовать, содержание влаги не должно превышать 0,02%. Отпечатанные в таких жестких условиях диски уже несли на себе всю информацию в виде питов, располагающихся по спирали. Поскольку расстояние между витками составляет всего 1,6 мкм, то общая длина дорожки записи равнялась примерно 5 км. Для считывания всей этой информации на диск необходимо нанести отражающий слой алюминия. Эта операция, производимая на специальном аппарате металлизации в вакууме, была одной из самых сложных. Для ее проведения требовался металл чистотой 99,999%. После нанесения защитного лака, полимеризующегося под действием ультрафиолетовых ламп, компакт-диск уже не боялся ни пыли, ни мелких царапин.

Практически готовые диски проходили жесткое тестирование и отбраковку на специальном оборудовании. После печати этикеток методом шелкографии на автомате Kamman, диски поступали на упаковку. Каждые 10 секунд пять литьевых машин могли производить по 5 дисков. В год при двухсменной работе, включающей весь цикл производства от мастеринга до упаковки, завод мог отпечатать 3 миллиона CD, но реально больше миллиона дисков никогда не производилось.

Еще одним новшеством были комбинезоны, в которых работали специалисты. Униформа напоминала что-то космическое. Для прохода в «чистые комнаты» был оборудован специальный шлюз, в котором оставалась вся «земная» одежда.

Формат файлов на CD-ROM отличается от формата записи аудио-компакт-дисков и потому обычный проигрыватель аудио-компакт-дисков не может воспроизвести хранимую на них информацию, для этого требуется специальный привод (устройство) для чтения таких дисков (сейчас имеются практически в каждом компьютере).

Компакт-диск (CD-ROM) длительное время был основным носителем для переноса информации между компьютерами (вытеснив с этой роли флоппи-диск). Сейчас он практически уступил эту роль более перспективным твердотельным носителям, которые работают существенно быстрее, и занимают меньше места.

Содержание

История

Первым компакт-диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов, был альбом Билли Джоэла 1978 года «52nd Street». Продажи этого альбома на CD начались в Японии 1 октября 1982 года. [2]

Значительный вклад в популяризацию компакт-дисков внесли Microsoft и Apple Computer. Джон Скалли, тогдашний CEO Apple Computer, в 1987 году сказал, что компакт-диски произведут революцию в мире персональных компьютеров. Один из первых массовых мультимедийных компьютеров/развлекательных центров, использующих CD-диски, была Amiga CDTV (Commodore Dynamic Total Vision), позже CD-диски стали использовать в игровых приставках Panasonic 3DO и Amiga CD32.

Версия Джеймса Рассела

Существует версия о том, что компакт-диск изобрели вовсе не Philips и Sony, а американский физик Джеймс Рассел [4] , работавший в компании Optical Recording. Уже в 1971 году он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных. Делал он это для «личных» целей, желая предотвратить царапание своих виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Спустя восемь лет подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony.

Девятая симфония Бетховена

Объём хранимых данных

Технические детали

Геометрия диска



15,7 г. Вес диска в обычной jewel-коробке (не slim) равен

Кодирование информации

Информационная структура

Считывание информации

Данные с диска читаются при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, излучаемого полупроводниковым лазером. Принцип считывания информации лазером для всех типов носителей заключается в регистрации изменения интенсивности отражённого света. Лазерный луч фокусируется на информационном слое в пятно диаметром

1,2 мкм. Если свет сфокусировался между питами (на ленде), то приёмный фотодиод регистрирует максимальный сигнал. В случае, если свет попадает на пит, фотодиод регистрирует меньшую интенсивность света.

Различие между дисками только для чтения (CD) и перезаписываемыми дисками (CD-R/RW) заключается в способе формирования питов. В диске только для чтения питы представляют собой некую рельефную структуру (фазовую дифракционную решётку), причём оптическая глубина каждого пита чуть меньше четверти длины волны света лазера, что приводит к разнице фаз в половину длины волны между светом, отражённым от пита и светом, отражённым от ленда. В результате в плоскости фотоприёмника наблюдается эффект деструктивной интерференции и регистрируется снижение уровня сигнала. В случае CD-R/RW пит представляет собой область с бо́льшим поглощением света, нежели ленд (амплитудная дифракционная решётка). В результате фотодиод также регистрирует снижение интенсивности отражённого от диска света. Длина пита изменяет как амплитуду, так и длительность регистрируемого сигнала.

Защита от копирования

Philips заявила, что на подобные диски, не соответствующие спецификациям «Red book», запрещается наносить знак «Compact disc digital audio».

Для дисков с данными существуют разнообразные методы защиты от копирования, например, метод измерения позиции данных, технологии StarForce, SecurDisc и др.

Этапы производства компакт-дисков

Запись на компакт-диски

Существуют и диски, предназначенные для записи в домашних условиях: CD-R (Compact Disc Recordable) для однократной и CD-RW (Compact Disc ReWritable) для многократной записи. В таких дисках используется специальный активный материал, позволяющий производить запись/перезапись информации. Различают диски с органическим (в основном диски CD-R-типа) и неорганическим (в основном CD-RW-диски) активным материалом.

При использовании органического активного материала запись осуществляется путём разрушения химических связей материала, что приводит к его потемнению (изменению коэффициента отражения материала). При использовании неорганического активного материала запись осуществляется изменением коэффициента отражения материала в результате его перехода из аморфного агрегатного состояния в кристаллическое и наоборот. И в том и в другом случае запись производится модуляцией мощности лазера.

Технология HD-BURN [12]

В итоге, ёмкость одного CD-диска, записанного в режиме HD-BURN, в два раза превышает ёмкость CD-диска, записанного в обычном режиме.

Shape CD

Обычно диски с формой, отличающейся от круглой, не рекомендуют применять в приводах CD-ROM, поскольку при высоких скоростях вращения диск может лопнуть и полностью вывести привод из строя. Поэтому перед вставкой Shape CD в привод следует принудительно ограничить скорость вращения диска с помощью специальных программ. Тем не менее, и эта мера не даёт гарантии безопасности CD-привода.

Читайте также: