Настройка речевого процессора кохлеарного импланта

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы ребенок хорошо слышал с кохлеарным имплантом (КИ), процессор КИ должен быть хорошо настроен. Во время настройки аудиолог будет подавать слабые электрические сигналы на электроды КИ, и ребенок должен будет реагировать на эти сигналы, показывая, слышит он его или нет. Для этого нужно научить ребенка:

Для этой цели у ребенка, начиная с возраста 1,5 года, можно выработать условно-рефлекторную двигательную реакцию на звук. Прежде всего, надо научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, бросать шарик/кубик/шишку в банку, одевать кольцо на пирамидку) по сигналу взрослого, сочетающему действие и звук и ждать этот сигнал.

Дорогие родители! Очень важно не превратить это занятие в занудное упражнение, а делать это как забавную игру. Ребенок дольше сохраняет к нему интерес, если вы используете при этом разные игры и игрушки. Чтобы помочь вам, студенты 4 курса кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена придумали разные игры. Смотреть»

Сначала ребенок должен видеть действие взрослого, которое вызывает звук. Хорошо, если второй взрослый или старший ребенок поможет малышу понять задание, выполняя действие, которое должен выполнять малыш. Взрослый сидит напротив ребенка и ударяет в барабан (звук может быть не очень сильный), так, чтобы ребенок видел его действие. Помощник сидит рядом с малышом и кладет в ответ на звук шарик в коробку. Помощник может выполнять действие его рукой или параллельно вместе с ребенком.

Сначала маленький ребенок не понимает, что он должен ждать сигнал, и он старается быстро положить шарик в коробку. Необходимо постепенно добиваться того, чтобы малыш ждал сигнал и не начинал действовать без него. Если он бросил шарик в коробку без сигнала, то ему надо показать жестом, что сигнала не было (развести руки, покачать головой, показать на ухо и покачать головой). Неправильно положенный шарик надо вынуть из коробки и вернуть его ребенку. Ребенок должен понять, что надо не просто бросить шарик в коробку, а сделать это только после, того как взрослый ударит в барабан. При этом обязательно надо менять интервал между звуками, оставляя периодически большую паузу (пропуск сигнала). Это необходимо потому, что у ребенка очень быстро вырабатывается рефлекс на время.

При каждой правильной реакции ребенка хвалят, гладят по голове, все радуются и хлопают в ладоши. После того, как ребенок научился ждать сигнал, то у него начинают вырабатывать реакцию только на слух. При этом ребенок не должен видеть действия взрослого, а только реагировать на звук.

3-1

Важно менять действия, которые выполняет ребенок по сигналу, чтобы ему не было скучно. Сначала он бросает шишки в банку, потом – шарики в коробку, затем – надевает кольца на пирамидку, потом бросает бумажные жетоны в прорезь крышки от коробки и т.д.

Поменяйтесь с малышом ролями: он подает сигнал, а вы выполняете действие. Если вы делаете правильно, то все и ребенок вас хвалят, гладят по голове, хлопают в ладоши.

Если у ребенка со СА уже вырабатывали реакцию на голос (классическое /па-па-па/), то можно начинать с этих звуков. Вы садитесь за стол напротив малыша, берете его рукой пуговицу/шарик и удерживаете его руку у его уха (это помогает удержать внимание ребенка к слушанию); обращаете внимание ребенка на свои губы и голосом разговорной громкости четко произносите слоги /па-па-па/. В момент вашего произнесения вы рукой малыша бросаете пуговицу/шарик в баночку. Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действия в момент произнесения слогов (5-8 занятий). Длительность пауз между произнесением также надо постоянно менять, чтобы ребенок не привык к определенному ритму предъявления.

Некоторые дети приучены повторять слоги за взрослым, даже не дослушав его. В этом случае надо показать малышу, что он должен молчать и только слушать. Говорение отвлекает ребенка от прислушивания. Но если ребенок четко повторяет за вами слоги, не видя лицо, то это еще один признак того, что он слышит.

narushenie_sluha_deti1-1

После того как ребенок научился ждать звук и выполнять определенное действие после подачи звука, важно научить его сообщать, что звука нет: развести ручки, покачать головой, показать на уши – «нет», «не слышу».

Это облегчит различение ситуаций, когда ребенок не слышит звук, от ситуаций, когда ребенок отвлекся и пропустил звук. Дети с нарушением слуха не любят показывать, что они не слышат, потому что ребенка хвалят только, когда он слышит. Поэтому очень важно хвалить ребенка, когда он правильно показывает, что звука нет.

По возможности ребенка также обучают различать «тихий-громкий» звук, используя сначала жесты и картинки. Для этого ребенку предъявляются громкий и тихий звуки, которые соотносятся с соответствующими картинками, например, картинки с изображением большого и маленького барабана.

* Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. СПб., С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2010.-208 с. (в рамках Всероссийской программы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир!»)

Напомним, что обычно активация или подключение речевого процессора и его первая настройка происходит через 3-4 недели после проведения операции по кохлеарной имплантации. Установив оптимальный для начинающего пользователя слуховой диапазон, аудиолог определяет дату следующего визита для очередной настройки, которая, как правило, назначается через три месяца. Именно за это время должны появиться первые реакции на звуки, а у малышей – и сформироваться мотивация для использования речевого процессора. Мамам и папам не нужно беспокоиться, если ребенок не реагирует на звук через неделю или даже через месяц. В этот период у него происходит адаптация: он еще только учится слышать и различать звуки и нуждается в активной поддержке, направленной на развитие слуха. Но если реакции нет дольше, родителям стоит задуматься и приехать на прием раньше назначенного срока.

Почему же малыш не реагирует на звуки? Причин может быть несколько:

  • Аудиолог перестраховался и установил при подключении слишком осторожные, тихие параметры. Эти звуки ребенку еле слышны, они его не интересуют, и он попросту не обращает на них внимания.

Все вышеперечисленные ситуации не являются критическими. Просто родителям нужно о них знать, быть очень внимательными по отношению к своим детям и вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

Но вернемся к процедуре настройки. Замечу, что вторая и все последующие настройки речевого процессора практически не отличаются друг от друга. Работа начинается с объективных измерений. Полученные данные показывают динамику роста слухового диапазона, а также движение настроечных параметров. Следующий этап – обратная связь от пациента. Каждый раз, встречаясь с подопечными нашего Центра реабилитации «Тоша&Со», мы проводим довольно детальный опрос либо самих пользователей кохлеарного импланта, либо их родителей. От информативности полученных данных в немалой степени зависит качество настройки. Конечно, когда пользователь достаточно взрослый и сам может рассказать о разных нюансах, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, хорошо знает, что он хочет получить от настройки, – это идеальный вариант. Если же на приеме совсем маленький ребенок, всю информацию специалист получает от родителей. Подробно остановлюсь на вопросах, которые задаю на приеме мамам и папам.

Первый вопрос – охотно ли ребенок утром или после дневного сна надевает процессор?

  • Самый лучший вариант – если мама и папа рассказывают, что малыш, просыпаясь, сразу тянет ручки к речевому процессору или ищет его глазами, а вечером и вовсе не хочет снимать. Такая реакция – идеальная картина, которая отражает высокую мотивацию ребенка в использовании своего «ушка». Ему комфортно и очень интересно слышать окружающий мир.
  • Среднестатистическое положение дел – когда родители говорят, что надевают речевой процессор ребенку, и он не сопротивляется. Это тоже хороший вариант развития событий. Здесь нужно несколько подкорректировать внутрисемейное поведение по отношению к малышу. Наши специалисты помогают взрослым, все объясняют мамам и папам и учат их правильным действиям, направленным на слухоречевую реабилитацию ребенка.
  • Сложнее ситуация, когда родные рассказывают, что малыш совершенно равнодушен к тому, наденут ему речевой процессор или нет. Она как раз свидетельствует о низкой мотивации использовать «электронный» слух.
  • Нередко, по словам мамы или папы, ребенку нужно «расходиться», прежде чем он позволит надеть процессор себе на ушко. Чаще всего такое поведение возникает вследствие дискомфортной громкости. Самое яркое свидетельство дискомфорта – когда ребенок противится надеванию процессора. Что такое дискомфорт? Это когда аудиолог по неопытности, незнанию или из-за неверной интерпретации результатов объективных измерений устанавливает в процессе настройки слишком высокий уровень громкости. Это доставляет малышу не только серьезные неудобства, но даже боль. По этой причине он отказывается использовать процессор. На теме дискомфорта мы подробно остановимся в следующей статье. Сейчас только обращу внимание, что такая ситуация требует незамедлительного вмешательства специалиста.

Впрочем, за многолетнюю практику мы с коллегами не раз наблюдали случаи, когда, несмотря на дискомфорт и неприятные ощущения, у детей формируется очень высокая мотивация в использовании слуха и они достигают прекрасных результатов в слухоречевом развитии. То есть малыши вопреки сложностям хотят слышать и общаться с окружающими!

Следующий вопрос родителям – дает ли ребенок знать о том, что элемент питания процессора разряжен?

  • Один из вариантов ответа – это когда даже еще не умеющий говорить малыш всеми способами показывает маме, что его «ушко» перестало слышать. Такое положение дел свидетельствует о высокой мотивации в использовании речевого процессора. Значит, с настроечными параметрами все в порядке, можно двигаться дальше по пути развития.
  • Второй вариант – прямо противоположный. Мама или папа рассказывают, что процессор из-за разряженных элементов питания выключился, а ребенок никак не реагирует и может сидеть в тишине до тех пор, пока взрослые это не заметят. Такая ситуация отражает тот факт, что ребенок не мотивирован в использовании слуха, и здесь специалисту уже нужно разбираться, почему это происходит.

Еще один информативный для аудиолога вопрос – как ребенок реагирует на громкие звуки?

Тут также может быть несколько вариантов ответа.

  • Самый лучший показатель – когда у ребенка нормальная реакция на внезапные громкие звуки, такие как гул низколетящего самолета, резкий звонок телефона или дверной звонок, автомобильный клаксон и т.п. Обычно в таких ситуациях малыши остаются спокойными, но, как и их слышащие сверстники, ищут взглядом, откуда доносится шум.
  • Вариант, когда ребенок остается абсолютно равнодушным к внезапному громкому звуку, должен насторожить родителей. Мамам и папам нужно проанализировать ситуацию и понять, почему малыш не реагирует на звук. Если это происходит в то время, когда у него в руках новая игрушка или он смотрит интересные мультфильмы, тогда повода волноваться нет. Если же ребенок ничем не занят, а резкий и громкий звук оставляет его равнодушным, то скорее всего у него занижен уровень комфортной громкости. В этом случае требуется корректировка.
  • Наиболее тревожный показатель, если при возникновении внезапного громкого звука ребенок пугается, плачет, срывает процессор, у него непроизвольно двигаются мышцы лица или глаз. Это свидетельствует о сильном завышении порогов комфортной громкости, что приводит к безусловному дискомфорту. Аудиологу необходимо проверить, в какой частотной громкости у малыша возникают неприятные ощущения, и с помощью настройки их устранить.

Итак, на приеме провели объективную настройку и получили ответы родителей на все вышеперечисленные вопросы. Следующий шаг – субъективная поведенческая настройка. Аудиолог получает информацию о том, как ребенок реагирует на изменение звукового диапазона: так можно исключить установку дискомфортного порога слышимости. С помощью специальных предметов и музыкальных инструментов, которые звучат на различных частотах – низких, средних и высоких, – проводится тестирование. Производя звук каждым из этих предметов, аудиолог, опираясь на реакцию ребенка, определяет, испытывает ли малыш дискомфорт, и если испытывает, то в какой частотной полосе. Отмечу, что ответ на этот вопрос можно получить даже от очень маленького ребенка – его реакция, его поведение продемонстрируют полную картину. И только убедившись в том, что дискомфорта нет, настройку на данном этапе можно считать законченной.

Приведу пример. Постоянный клиент Центра «Тоша&Со», мальчик, назову его Никита, имплантированный в раннем возрасте. Он уже 7 лет носит речевой процессор и во время очередной настройки самоуверенно требовал добавить громкости. Считая себя опытным пользователем, Никита просил сделать еще и еще громче, игнорируя мои советы и опасения. Хорошо, что мальчуган был не на разовом приеме, а на курсе. Буквально через несколько часов он вернулся ко мне, умоляя сделать звуки более тихими, потому что терпеть завышение оказалось просто невыносимым. Этот накопительный эффект я называю эффектом тяжелой сумки. Представьте, что вы увлеклись покупками и довольно сильно нагрузили свою сумку. Путь до дома не близкий, но какое-то время тяжесть сумки кажется вполне посильной. Но чем дольше вы ее несете, тем невыносимее становится груз. Так и в случае завышенной громкости при настройке. Если вначале звуки воспринимаются как комфортные, то через несколько часов они могут стать нестерпимо громкими.

Вот почему настройку речевого процессора, как уже говорилось выше, желательно совмещать с курсом реабилитации. Добавлю, что на адаптацию после каждой настройки уходит в среднем от нескольких часов до двух недель.

На что же родителям стоит обращать внимание, а какие реакции ребенка не должны вызывать беспокойство? Очень важно понимать, что реакция малыша на громкие звуки после настройки должна быть обостренной, но не негативной. Ведь в большинстве случаев уровень комфортной громкости повышается, поэтому ребенок становится более восприимчивым, и это нормально.

Не стоит переживать, что после настройки малыш стал как будто хуже реагировать на обращенную к нему речь. Дело в том, что классически в начале пути во время каждой манипуляции с речевым процессором специалист работает над расширением звукового диапазона. Сделать в конечном итоге индивидуальный адекватный диапазон – главная задача всех настроек. За несколько месяцев, которые проходят после визита к аудиологу, ребенок привыкает к установленным параметрам. Он к ним адаптируется, учится понимать речь и окружающие его звуки. Как правило, после очередной настройки звуковой диапазон вновь становится чуть шире, к нему нужно заново привыкать и учиться вычленять из всех слышимых звуков обращенную речь или другие важные сигналы. Только представьте, что до сих пор малыш не слышал, например, шум ветра или дождя за окном, работающий в соседней комнате телевизор или гул от стиральной машины в ванной комнате, а после очередной настройки диапазон его слуха стал более обогащенным, и теперь он слышит гораздо больше, чем ранее. Многие даже очень тихие звуки стали доступными. И если слышащий человек совершенно не обращает внимания на посторонние шумы, его мозг умеет отсеивать ненужное и отделять важные звуки, то кохлеарноимплантированному ребенку для этого требуется определенное время. Поэтому не стоит волноваться: после адаптации картина кардинально изменится.

Обращу внимание мам и пап на еще одно очень распространенное заблуждение: если ребенок не откликается на свое имя, значит, после настройки он стал хуже слышать. Большинство родителей очень нервничают и переживают по этому поводу. И совершенно напрасно! Истории из повседневной жизни, которые сами взрослые рассказывают о своих малышах, являются доказательством того, что реакция (а точнее, ее отсутствие) на имя совершенно не информативна с точки зрения показателя качества слуха. Одна мама рассказывает, что порой она не может дозваться сына, хотя он находится совсем рядом. Она очень громко зовет его по имени, но малыш не реагирует. Зато как только раздается шуршание фантика от разворачиваемой конфеты, пусть даже и в соседней комнате или на кухне, ребенок все бросает и прибегает за лакомством.

Другой яркий пример. Маленький пользователь КИ очень любит нажимать кнопочки на кофемашине. По понятным причинам взрослые не разрешают ребенку играть с дорогостоящим устройством и, дабы не искушать баловника, стараются включать кофемашину, когда малыша на кухне нет. Мама рассказывает, что, даже если ребенок смотрит мультфильмы в самой дальней комнате, при этом все двери и в комнату, и на кухню закрыты, как только она запускает кофемашину, сын буквально летит к любимому устройству со всех ног. Почему так происходит? Потому что у ребенка сформирована очень высокая мотивация. Он любит играть с этим прибором и поэтому научился выделять звук работающей кофемашины из общего шумового потока. Поэтому не стоит делать вывод о том, что малыш плохо слышит, если он не отзывается на имя. Он услышит вас, только если ему интересно или важно то, что вы говорите. Запомните: реакция на имя неинформативна!

И все-таки, как же оценить качество настройки? После периода адаптации, который, напомню, занимает порядка двух недель, сделать это может не только специалист, но и сами родители. Есть простой метод определения порога восприятия звуков разных частот на разных расстояниях. Если ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии от 6 и более метров, а на шепот от 2 и более метров – это хорошие показатели, дающие уверенность в качественной разборчивости речи и полноценной слухоречевой реабилитации.

Еще один метод, направленный на измерение уровня порогового восприятия, – аудиометрия в свободном звуковом поле. Проводят ее специалисты (не путать с тональной пороговой аудиометрией, когда изучают остатки слуха у ребенка). Организовано это так: в кабинете установлены аудиометр и звуковые колонки. Кохлеарноимплантированный ребенок с надетым речевым процессором сидит на определенном расстоянии от колонок, и его задача – услышать и отреагировать на звук, идущий из них. Процесс измерения ведется с помощью сигналов различных частот. Начинают с довольно громких, постепенно снижая до еле слышных. Таким образом, происходит оценка порога звукового восприятия. Есть реакция – предлагается услышать еще более тихий звук; там, где реакция заканчивается, и есть порог восприятия.

Мой опыт подсказывает, что этот метод не всегда дает объективную информацию. И вот почему. Во-первых, проводить исследование у детей можно начиная только с возраста полутора лет, когда совершенно четко сформирована условно-двигательная реакция на звук. Но требовать от такого малыша концентрации и внимания, как вы понимаете, очень сложно. Во-вторых, само исследование довольно длительное, дети быстро устают и перестают реагировать на звуки. А находящиеся рядом родители, видя это, делают неправильные выводы и расстраиваются. Могу с уверенностью сказать, что измерять уровень порогового восприятия методом аудиометрии в свободном звуковом поле есть смысл у детей старшего возраста – от 5 лет и выше. Такие дети организованы и в состоянии показать результат, на который можно ориентироваться в оценке измерения.

Акцентирую внимание родителей, которые могут столкнуться с еще одной ситуацией, встречающейся в региональных реабилитационных центрах. Если вы вместе со специалистами учреждения все-таки решили оценить качество настройки методом аудиометрии в свободном звуковом поле, знайте, что это исследование должно проводиться без наушников. К сожалению, эту досадную ошибку продолжают совершать сплошь и рядом. Задача грамотных, продвинутых в вопросах кохлеарной имплантации родителей – не допустить непрофессиональных действий по отношению к своему ребенку.

В заключение, возвращаясь к вопросам настройки речевого процессора, осторожно затрону тему периодичности. Сразу оговорюсь, что в этом вопросе, как и во всех других, высокопрофессиональный специалист всегда руководствуется индивидуальными особенностями каждого клиента. Лично я не являюсь сторонником частых настроек. Их средняя периодичность условно такова: в первый год после кохлеарной имплантации – максимум три настройки; второй и третий год – один раз в шесть месяцев; в дальнейшем – один раз в год.

Системы кохлеарной имплантации — это надежное и эффективное решение для взрослых и детей с тяжелой или глубокой нейросенсорной тугоухостью. Имплант — биомедицинское электронное устройство, которое устанавливается во внутреннее ухо пациента во время операции. Восстановление слуха осуществляется с помощью непосредственной электрической стимуляции окончаний слухового нерва. Результаты операции зависят от возраста, причины, давности потери слуха и целого ряда других причин, которые перед операцией досконально исследуются специалистом. После операции требуются регулярные настроечные и консультационные сессии с сурдологом и аудиологом.

Специалисты нашего центра имеют квалификацию для работы с пациентами с кохлеарным имплантом после операции. Мы осуществляем настройку речевого процессора, проверку кохлеарного импланта, даем рекомендации пользователям. Если Вы только готовитесь к операции и собираете информацию —у нас на консультации Вы сможете узнать, что такое кохлеарная имплантация, каковы показания и противопоказания, в чем ее особенности.

Для имплантированных пациентов доступны консультации и осмотр, настройка речевого процессора, проверка работы импланта. Наблюдение важно, поскольку не оптимальная настройка кохлеарного импланта причиняет серьезный дискомфорт, и однозначно необходимо маленьким детям, которые не могут описать свои ощущения и часто не жалуются на проблему. Также после операции возможны осложнения: головные боли, звон в ушах, потеря координации и головокружения, болезненность в области внутреннего уха. Эти симптомы нельзя оставлять без внимания, требуется осмотр специалиста.

Настройка речевого процессора

После установки кохлеарного импланта и первичной активации речевого процессора требуется еще несколько сеансов более точной настройки. В первый год после операции настройка проводится примерно раз в три месяца. Работа начинается с объективных измерений. Полученные данные показывают динамику роста слухового диапазона. Специалист-аудиолог определяет параметры порогового уровня (минимальное значение электростимуляции, при котором человек начинает слышать) и комфортного уровня (максимальное значение электростимуляции, при котором возникает ощущение громкого звука без дискомфорта). При подаче стимулов на каждый электрод от пациента требуется ответная реакция. Каждая настройка — это очередная ступень к качественному слуху и слухоречевому развитию.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Аннотация: Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения.

Статья:

Кохлеарная имплантация — один из наиболее эффективных способов дать ребенку с серьезными нарушениями слуха возможность научиться слышать и впоследствии успешно интегрироваться в общество. Однако одно только наличие импланта — это всего лишь половина успеха. Вторая половина — в длительном процессе реабилитации и занятий.

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать ему возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Он длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр. Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры.

Работа по развитию голосовой активности

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Очень важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье. Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Читайте также: