Настройка сцены в автомобиле с процессором

Обновлено: 04.07.2024

Репутация: 459

From Titus
Когда я начал интересоваться самостоятельным процессом настройки звука в машине, при наличии головы с процессором, мне чисто случайно попался на просторах вот этот материал, который очень здорово помог понять - что это вообще такое, и с чем это все примерно кушать

Процесс настройки.
Car&Music №3, Мастер-класс.
ТЕКСТ ЭРАЗМ ХАЗАРОВ.

Как и обещали в предыдущей публикации рубрики „Мастер-класс", в настоящем материале мы поговорим о процессе настройки компонентов, причем речь сейчас пойдет о наиболее интересном варианте включения, когда полностью задействуется солидный арсенал устройств обработки звука нашего головного устройства „Pioneer DEH-P8600MP". Иными словами, на повестке дня вопрос настройки „процессорной" аудиосистемы.

Предыстория

Для начала освежим в памяти читателя перечень установленных в редакционной „восьмерке" компо­нентов и некоторые особенности их монтажа. Итак, компанию вышеназванному CD-ресиверу составля­ют фронтальные AC „Oris PS-16.2", одноименные уси­лители из серии „Charisma" и сабвуфер „AMW12". Основные динамики размещены классическим обра­зом: мидвуферы в двери с доворотом в центр сало­на, твитеры на стойках с легким наклоном в сторону лобового стекла, а сабвуфер помещен в корпус полосового типа и расположен в багажнике. В общем, схема вполне классическая.

Подготовительные работы

Первая операция, которую мы провели, приступив к настройке аудиосистемы, заключалась в разграни­чении частотных полос, поступающих на твитер и мидвуфер. Для разделения звукового спектра мы использовали кроссовер головного устройства, выбрав фильтры второго порядка и частоту разделе­ния 4 кГц. Последнее значение в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку впос­ледствии будет скорректировано по результатам прослушивания, а в настоящее время выбрано толь­ко из соображений защиты от повреждения ВЧ-динамика.

На этот раз список необходимых для работы инструментов включает только компакт-диски. Можно обойтись хорошо знакомыми записями, но лучше также привлечь на помощь специальные настроечные CD

Настройка процессора временных задержек

но потенциал стереосистемы пока раскрыт далеко не полностью

Применив вышеописанную технологию настройки процессора, мы получили весьма интересные циф­ры, которые во многом отличаются от заданных на первом этапе работы с процессором, когда задерж­ки выставлялись только исходя их расстояний от слушателя до излучателей. Например, в случае с твитером левого канала значение расстояния подросло до 102,5 см, а у мидвуфера, наоборот, уменьшилось до 77,5 см. Иными словами, доверяйте своим ушам, а не рулетке. Что же касается самой звуковой сцены, то нам удалось при помощи процессора расположить исполнителей на своих местах, хотя, по боль­шому счету, некоторые моменты еще нуждаются в доводке. В частности, на данном этапе фокусировку образов в центре картины, левее и правее центра, мы оцениваем не более чем на четверку с минусом. С этой областью сцены еще предстоит поработать. Но есть и положительные моменты. Это прежде все­го хорошая локализация образов и довольно непло­хое эшелонирование. По части геометрических характеристик сцены положение дел получилось вполне ожидаемым. Картина не выходит за границы автомобиля и расположена на уровне глаз, правда, последнее в основном относится к центральной ее части, потому что по краям наблюдается небольшое снижение высоты. Последнее обстоятельство обус­ловлено расположением НЧ/СЧ-головок в дверях.

Тональный баланс

По материалам журнала "Автозвук"


Vovez


Долго искал, экспериментировал, мучался с настройками. И вроде бы все не плохо, но не то. И вот наткнулся на одном из форумов на способ предлагаемый пользователем с ником "RUSpect". Сделал так как делал он, просто по шагам 1-2-3…Дальше довел на слух под себя и теперь сцена просто потрясающая.

Маленькая ремарка от меня. Этот метод рассматривает регулировку задержек путем установки расстояний до излучателей в сантиметрах. В милисекундах все будет наоборот.

Начнем…Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET'S TEST CD-приложение к жураналу "Салон AV" №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.

Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. Теперь к настройке. Обычно настройка как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.

1. Грубое выставление задержек (метод для регулировки задержек в сантиметрах)
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.

Собственно по каждому пункту, как говорили учителя в школе, мы и пройдемся)))

По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.

1. Грубое выставление задержек

Тут все просто, берем рулетку и замеряем расстояния от динов до места, к примеру для правого руля у нас получилось: мид Л/П +90/+60, твитер +100/+50, записали в блокнот.

2. Проверка фазировки (аккустической фазы)

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ, так и для НЧ собран в одной точке. Расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняем фазу на дальнем дине (религия), слушаем. Оставляем фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.

3. Регулировка уровней для каждого излучателя

В данной настройке слушаем Трек № 11 «Розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ, затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.

4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ

Перед этим этапом делаем контрольную проверку фазы. Для этого используем Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза».
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика. Если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.

Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, т.к. на него сильно влияет саб. Выше 10кГц так же не интересует, т.к. в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.
При проигрывании слушаем уровень сигнала. С непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))). Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.

а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками.

Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.

5. Точная настройка задержек

Для проверки используем Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаем миды, слушаем только ВЧ, двигаем «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаем все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому делаем следущее: все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10. Пытаемся найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот. Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляем без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.
Катаемся долго и нудно, правим на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать. Туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не торопимся. Меняем параметр, катаемся как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.

6. Правка АЧХ эквалазером

Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз — ем и сейчас». Тут все просто и сложно одновременно.
Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69. Правим на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером душим только горбы, в + никогда не лезем). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно).

7. Настройка саба.

Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек.

Сцена. Получение и впечатления.

Начну с того, что понятие "сцены" в автомобиле для меня вообще было делом темноватым ибо толком нормальной сцены мне слышать долгое время не доводилось.
Оттого система отстраивалась с оглядкой на тональный\тембральный баланс без особенного внимания "фокусировке" звуков.
Затем - появилась процессорная голова Пион 88, в которой, при помощи автомата получилось выставить задержки и получить подобие правильного расположения звуков. Не впечатлило и не впечатляло - звуки располагались узко и были далеко не самыми правильными и естественными. К тому же электронный музыкальный материал к "сценическому" прослушиванию также не совсем располагал.
С превращением системы в поканальную, тембральный баланс стал еще более веселым, но, опять таки, режим со влюченными задержками ухо не радовал. Не радовал и все тут - все время тянуло его отключить, что в итоге и было сделано.
Вчера же, будучи в приятной усталости после тренировки, я решил для верности проверить правильность фазировки системы после всех пертурбаций с усилителями. По ходу процесса меня посетила интересная мысль, ну и в итоге, после 2,5 часов работы ушами и руками, у меня в машине, безо всяких задержек, появилась правильная сцена.
Нет, я немного неправильно сказал - 6ЛЯ. У МЕНЯ ПОЯВИЛАСЬ ПРАВИЛЬНАЯ СЦЕНА.
На самом деле! Широкая, со слышимой глубиной, и отличным тембральным балансом.
Честное слово, я был потрясен!! Насколько интересно, по-другому, зазвучали роковые пластинки, джазовые, живые. Теперь можно месяц вообще не покупать новой музыки, слушая нюансы старой.
Музыка воспринимается вообще по-другому. Здесь - одна гитара, здесь - вторая, здесь рабочий барабан, повыше - тарелочки. Это так впечатляет :))

Извините, за "сопли", но я действительно очень рад!

Toyota SM FE AT
Toyota SM GE MT
Toyota MR2 GTE MT + Honda Civic EG?

Да, еще забыл сказать - сцена получена только для водительского места. На пассажирском сидении центр сцены где-то в районе "ниже левого зеркала".

Итак - технология. Я намеренно не касаюсь физических аспектов, останавливаясь лишь на звуке.

0)Включаем диск Аудиодоктор. Трек 2, 3, 4 - фаза\противофаза. Если при фразах с "фазой" звук собирается в центре лобового стекла на всех 3 треках, а во фразах с "противофазой" разъезжается по сторонам - можно ничего и не делать. Если нет, ну или есть желание все равно поэкспериментировать - поехали.

1) Отключаем все громкоговорители кроме мидбасов. Уводим балансом звук в сторону дальнего мидбаса. Включаем "дыц-дыц". Слушаем. Меняем фазу мидбаса. Слушаем. При надобности - повторяем. В итоге выбираем вариант при котором атака лучше, интереснее, четче. Если разницы не слышно - выбираем вариант при котором меньше призвуков от дверных обшивок. Если и здесь нет разницы - фазируем дедовским способом с батарейкой и оставляем.

2)Ставим Аудиодоктор. Переводим баланс в центральное положение. Слушаем. Во фразах с "фазой" звук должен собираться в центре стекла, с "противофазой" - разъезжаться в стороны. Меняем фазу ближнего мидбаса. Слушаем вновь. Выбираем правильное положение.

3)Подключаем сабвуфер. Включаем диск "дыц-дыц". Слушаем. Меняем фазу сабвуфера. Слушаем вновь. Выбираем такое положение, при котором сабвуфер "сливается" в звучании с мидбасами, т.е. слышно его спереди а не сзади. Особо - в неправильном положении саб может "давить, бить и т.д." значительно сильнее, но главное - локализация!

4)Отключаем сабвуфер и мидбасы. Ставим диск Аудиодоктор. По той же программе, слушаем фазу\противофазу. Выбираем положение фаз правого и левого каналов, при котором "фаза" и "противофаза" по меньшей мере не отличаются.

5)Подключаем мидбасы. Слушаем диск "Аудиодоктор". Изучаем то же самое явление "фаза"\"противофаза". Если эффект "центрального положения" в "фазе" не отличается от "противофазы" - меняем фазы на обоих твитерах. Если есть эффект - останавливаемся. Если нет - меняем фазу на одном из твитеров. Слушаем эффект. Эффекта нет - возвращаем назад на первом, меняем на втором. В одном из вариантов эффект должен появиться.

Один из класических приемов - один из твитеров в противофазе. (Это если полярность твитеров известна). Какой, и в противофазе ли - покажет только эксперимент.

В моем случае - в противофазе оказался ближний.

Эффект, повторюсь, был ошеломляющим.
Удачи. Надеюсь, хоть кому-то, мои изыскания помогут.

Как настроить сцену

Изначально разберемся с одним расхожим заблуждением. Многие считают, что центральный образ должен находиться за рулевым колесом — то есть прямо перед водителем. Это не верно. Центральный образ должен находиться строго по центру автомобиля и я объясню почему. Представьте себе запись, на которой звучит три инструмента. Один в центре, другой — слева, третий — справа. Схематично это можно изобразить так:

Как настроить сцену

Теперь представим, что мы выставили центр напротив себя. Что получается? Есть такая маленькая оговорка: вывести звук за пределы стоек автомобиля крайне проблемно, в лучшем случае расширить границу за пределы автомобиля Вы сможете сантиметров на 5-10. Таким образом, выйдет, что от центрального до крайнего левого образа у вас выйдет расстояние примерно 30см, тогда как от центрального до крайнего правого образа расстояние будет чуть ли не впятеро больше. К чему приведет такая асимметрия? Посмотрим на картинку.

Как настроить сцену

В первую очередь необходимо отстроить кроссовер. Все срезы (и крутизна каждого среза и частота каждого среза) должны быть выставлены до регулировки задержек. На этой части сегодня мы заостряться не будем — у нас речь о таймкорректе. Итак, начнем с сведЕния левого фронтального канала. Для этого отключаем в кроссовере (или, если это невозможно, то, при отключенном питании системы, вытаскиваем межблочные кабели) правый фронтальный канал и сабвуфер(ы).

Как настроить сцену

Как настроить сцену

В случае, если уже на этой стадии вы испытываете проблемы и не можете добиться результата, причина может крыться в следующем:

  • неверно выставлены настройки кроссовера (необходима его перенастройка);
  • у вас не натренирован музыкальный слух, что в общем то не порок (обратитесь к более опытному настройщику);
  • неверно установлена акустика (пить виски, плакать, ломать и заново строить, предварительно проконсультировавшись у более опытных людей).

Но мы будем оптимистами и считаем, что поставленная задача на этом этапе выполнена.

Ремарка о трехполосном фронте:

В случае с трехой делаем все то же самое, только сначала отстраиваем задержку между СЧ и твитером (при отключенном мидбасе), добавляя задержку в канал твитера, а потом включаем мидбас и достраиваем всю сторону, добавляя одинаковое количество задержки и в СЧ и в твитер (то есть, например, у отстроенной связки СЧ+ВЧ вышли значения задержки СЧ=0мс, ВЧ=0,65мс, соответственно пошагово добавляем задержку — СЧ=0,05мс, ВЧ=0,70мс => СЧ=0,10мс, ВЧ=0,75мс и т. п., пока не получаем результата описанного выше) То есть метод идентичный, просто сначала мы задерживаем ВЧ относительно СЧ, а потом и СЧ и ВЧ — относительно мидбаса.

Итак, подготовив левую сторону фронта, переходим к правой. По сути дела, технология и цели аналогичны настройке левого канала, поэтому заново описывать смысла нет. Отключаем левый канал, включаем правый и в путь)

Главное — учтите, что правая сторона тоже настраивается на слух, поставить аналогичную левому каналу (без проверки на слух) задержку будет некорректно!

Как настроить сцену

После того, как будут собраны по отдельности обе стороны, начинаем сводить между собой лево и право.

Сабвуферы по-прежнему должны быть выключены. Предварительно в кроссовере убираем уровень во всех динамиках левого канала на 2-3 dB, чтоб на слух разница в громкости между каналами отсутствовала. Задержки правого канала пока не трогаем, постепенно добавляем одинаковое количество задержек во все динамики левого канала.

Так вот, возвращаемся к нашим баранам. если идеальная общая задержка найдена, но образ все равно не цельный — стоит проверить фазировку в каждой из полос.

Начнем с мидбаса — включаем оба (левый и правый), отключаем все остальное и ставим РШ.

Возможны три исхода:

Предположим, мы добиваемся успеха с мидбасом отдельно (в противном случае — крутим кроссовер, пьем виски, плачем — ну вы помните эти варианты) и переходим к проверке ВЧ.

Тут опять несколько возможных развитий сюжета с разной степенью драматичности:

Как настроить сцену

Win? Не совсем) Остались сабвуферы. Или сабвуфер — у кого как.

Для настройки саба включаем все каналы и ставим любую запись с бас-бочкой и бас-гитарой или с электронными аналогами — кому что больше нравится (я часто пользуюсь записями Metallica — Ronnie и God That Failed, Jeff Beck — Space For The Papa и Oceanlab — Come Home), после чего начинаем вводить одинаковые задержки во все каналы фронта (в оба мидбаса и в оба твитера прибавляем одинаковые задержки).

В результате бочка должна перестать запаздывать, бас должен выползти вперед, при этом оставаясь с максимально возможным наполнением. Сразу стоит отметить, что в данном случае вводимая задержка будет наиболее существенной и может достигать более 10мс!

Как настроить сцену

По сути, настройка на этом заканчивается. Стоит только еще раз обратить внимание на то, что при коррекции частот и крутизны среза на кроссовере, а также при работе эквалайзером, зачастую приходится корректировать и задержки, так как все эти вещи очень сильно взаимосвязаны. Удачных экспериментов! И я надеюсь, что виски и носовой платок вам не понадобятся.

Хочу поделиться опытом по настройке сцены с помощью процессора и надеюсь, что остальные тоже скажут свое слово, если будет чем дополнить.

В моем случае рассматривается процессор ГУ Bremen MP74 для настройки 2-х полосного фронта.

Сначала установка компонент (важный момент!):

Мидбасы в дверях или в подиумах, киках. Желательно, чтобы оба дина были видны и водителю и пассажиру в обычных при езде положениях.
Пищалки на скоче или еще на чем так, чтобы была возможность их перемещать по стойке.
Подключение поканальное в электрической фазе + к +, - к -: фронт-выходы на писчи, тыл на мибдас. САБ отключен физически.

Процессор (staging) и эквалайзер выключены, фейдер в 0, уровень баса, твитеров на ГУ и все остальное (уже зыбыл что есть - не пользуюсь) тоже в 0. Акустическая фазировка должна быть не верная.

1. Выбор положения пищалок.
Утро, проснуться, послушать тишину на выявление различных призвуков, при наличии - помыть уши или снова лечь спать. Голова должна быть чистая и свежая. Затем звоните другу или будите сестру, берете в кач-ве пассажира (чтобы приблизиться к реальной ситуации).
Берете очень знакомый качественный диск с вокальными партиями, инструментами и т.д., а лучше несколько.
Садимся на водительское место и балансом переводим все влево. Таскаем пищалку по стойке и находим на слух положение, где звук становится более прозрачным, четким и собранным. Закрепляем. Если положения найти не удается, попробуйте перевернуть электрически фазу на пищалке и снова попытать удачу. (в любом случае советую попробовать с разной полярность)

С правой пищалкой то-же самое с пассажирского места.

2. Согласование уровней ВЧ и СЧ.
-Выставляем гормкость на ГУ около 32-35.
-Крутим гейн на мидбасовом усе до тех пор, пока не пойдут искажения, затем уменьшаем гейн до их исчезновения.
-Гейном ВЧ уся выставляем уровень пищалок так, чтобы звучание было комфортным, прозрачным.

3. Выставление задержек для мидбаса.
Отключаем пищалки фейдером (а лучше физически), баланс переводим на -2 (а может и 3 - стоит пробовать), в сторону водителя.
Ставим диск для определения фазировки (например IASKA, женский голос в фазе и противофазе).
Переходим в меню выставления задержек и выбираем положение "left" (на водителя).
Для LR (левый-тыл) выставляем значение: расстояние от правого уха до левого мидбаса.
Для RR регулятором громкости плавно меняем значение, пока фазировка не станет правильной и хорошо определяемой, а голос четким и собранным. Поймали голос, теперь его надо поместить в центр - для этого на какое-то значение изменяйте LR и снова, ловите при помощи RR четкий голос. Проверить центровку треком где мужик грит слева, затем тетка в центре и снова мужик справа, а потом они все вместе. Послушать 7мь барабанов, 4-ый должен центроваться, а никакие не смешиватся по возможности. Если смешиваются (то стоит поигратся с балансом и центровать все снова).

4. Задержки для ВЧ.
4.1 Когда на СЧ сцена собрана и мидбас подобрался сам собой :О), сидя на водительском месте переводим баланс влево, запоминая его предыдущее значение (в моем случае -2).
Для ВЧ выставляем задержку для LF так, чтобы звучание было согласованным с СЧ: собранным, как было до выставления задержек (или лучше) - это очень, очень важно.

4.2 Затем возвращаем баланс на место (-2), фейдером отключаем мидбас (или физически) и выставляем задержку для правой пищалки , получая более собранный голос - он должен оказаться в центре сцены, если не так - идем к пункту 4.1.

5. Проверяем тестовыми дисками фазу в разных диапазонах, центровку, барабаны, голос (особенно женский вокал), Слушаете. Если звук не устравивает по тональному балансу - играетесь с балансом (+-1) и снова центруете.

Возможны небольшие докорректировки в задержках (как правило ВЧ).

Что получается: на водительском месте сцена отцентрована с правильными равномерными барабанами, хорошей детальностью и комфортностью, на пассажирском месте центр сцены перед пассажиром или чуть справа, фазировка определяется, детальность много хуже.

баланс переводим на -2 (а может и 3 - стоит пробовать), в сторону водителя.

Для того, чтобы у пассажира пело не в самом (правом) углу.

Для того, чтобы у пассажира пело не в самом (правом) углу.


понятно. настраивал по методе Димуса, побалуюсь и вышеописанной)))
Итого, выложи плиз результат настройки.
Т.е. куда смещен баланс, фейдер и какие задержки.

Хочу поделиться опытом по настройке сцены с помощью процессора и надеюсь, что остальные тоже скажут свое слово, если будет чем дополнить.

В моем случае рассматривается процессор ГУ Bremen MP74 для настройки 2-х полосного фронта.

Сначала установка компонент (важный момент!):

Мидбасы в дверях или в подиумах, киках. Желательно, чтобы оба дина были видны и водителю и пассажиру в обычных при езде положениях.
Пищалки на скоче или еще на чем так, чтобы была возможность их перемещать по стойке.
Подключение поканальное в электрической фазе + к +, - к -: фронт-выходы на писчи, тыл на мибдас. САБ отключен физически.

Процессор (staging) и эквалайзер выключены, фейдер в 0, уровень баса, твитеров на ГУ и все остальное (уже зыбыл что есть - не пользуюсь) тоже в 0. Акустическая фазировка должна быть не верная.

1. Выбор положения пищалок.
Утро, проснуться, послушать тишину на выявление различных призвуков, при наличии - помыть уши или снова лечь спать. Голова должна быть чистая и свежая. Затем звоните другу или будите сестру, берете в кач-ве пассажира (чтобы приблизиться к реальной ситуации).
Берете очень знакомый качественный диск с вокальными партиями, инструментами и т.д., а лучше несколько.
Садимся на водительское место и балансом переводим все влево. Таскаем пищалку по стойке и находим на слух положение, где звук становится более прозрачным, четким и собранным. Закрепляем. Если положения найти не удается, попробуйте перевернуть электрически фазу на пищалке и снова попытать удачу. (в любом случае советую попробовать с разной полярность)

С правой пищалкой то-же самое с пассажирского места.

2. Согласование уровней ВЧ и СЧ.
-Выставляем гормкость на ГУ около 32-35.
-Крутим гейн на мидбасовом усе до тех пор, пока не пойдут искажения, затем уменьшаем гейн до их исчезновения.
-Гейном ВЧ уся выставляем уровень пищалок так, чтобы звучание было комфортным, прозрачным.

3. Выставление задержек для мидбаса.
Отключаем пищалки фейдером (а лучше физически), баланс переводим на -2 (а может и 3 - стоит пробовать), в сторону водителя.
Ставим диск для определения фазировки (например IASKA, женский голос в фазе и противофазе).
Переходим в меню выставления задержек и выбираем положение "left" (на водителя).
Для LR (левый-тыл) выставляем значение: расстояние от правого уха до левого мидбаса.
Для RR регулятором громкости плавно меняем значение, пока фазировка не станет правильной и хорошо определяемой, а голос четким и собранным. Поймали голос, теперь его надо поместить в центр - для этого на какое-то значение изменяйте LR и снова, ловите при помощи RR четкий голос. Проверить центровку треком где мужик грит слева, затем тетка в центре и снова мужик справа, а потом они все вместе. Послушать 7мь барабанов, 4-ый должен центроваться, а никакие не смешиватся по возможности. Если смешиваются (то стоит поигратся с балансом и центровать все снова).

4. Задержки для ВЧ.
4.1 Когда на СЧ сцена собрана и мидбас подобрался сам собой :О), сидя на водительском месте переводим баланс влево, запоминая его предыдущее значение (в моем случае -2).
Для ВЧ выставляем задержку для LF так, чтобы звучание было согласованным с СЧ: собранным, как было до выставления задержек (или лучше) - это очень, очень важно.

4.2 Затем возвращаем баланс на место (-2), фейдером отключаем мидбас (или физически) и выставляем задержку для правой пищалки , получая более собранный голос - он должен оказаться в центре сцены, если не так - идем к пункту 4.1.

5. Проверяем тестовыми дисками фазу в разных диапазонах, центровку, барабаны, голос (особенно женский вокал), Слушаете. Если звук не устравивает по тональному балансу - играетесь с балансом (+-1) и снова центруете.

Возможны небольшие докорректировки в задержках (как правило ВЧ).

Что получается: на водительском месте сцена отцентрована с правильными равномерными барабанами, хорошей детальностью и комфортностью, на пассажирском месте центр сцены перед пассажиром или чуть справа, фазировка определяется, детальность много хуже.

Спасибо за подробный отчет. Но я, как владелец процессора, хотел бы поинтересоваться, что мешало Вам измерить расстояние до динамиков, взять разницу и перевести ее в миллисекунды для выставления задержки? В дальнейшем использовать "рассчитанные параметры" как некую отправную точку для настройки на слух.
В моем случае (3-х полосный фронт с купольными СЧ) результат "как нравится" лежит очень близко к результату "как по расчетам".

ЗЫ А еще мне понравилось вносить задержку в оба фронтальных канала, чтобы саб "не отставал" - здорово улучшает динамику баса. Но это больше на слух.

Читайте также: