Оперативная память обеспечивает сохранение информации в течение

Обновлено: 07.07.2024

Память. Общая характеристика процессов памяти (запоминание, узнавание, сохранение, забывание, воспроизведение)

Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки - в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.

Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.

Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.

В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

  1. Запоминание– процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:

ü лучше запоминается то, что составляет цель действия;

ü лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.

Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.

Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.

На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.

Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).

Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.

  1. 2.Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.

3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.

3. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится осуществлять активный поиск, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4. Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Сохранение и забывание информации – две стороны единого процесса. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложный психический процесс. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

  • образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;
  • эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;
  • словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;
  • двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

  • мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);
  • кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
  • оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;
  • долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольная связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, т.е. задачи на запоминание, осуществление мнемических действий, применение мнемотехнических приемов. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Существует несколько классификаций видов памяти. По длительности сохранения информации выделяют следующие уровни памяти: мгновенная (сенсорная), кратковременная, оперативная, буферная, долговременная.

Мгновенная память осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов, такая инерционность органов чувств обеспечивает непрерывность восприятия (при моргании, движениях глаз). Следы в сенсорной памяти сохраняются очень короткое время – от 0,1 до 1,0 сек и характеризуются полнотой сохраняемой информации. В связи с раздельным хранением следов в мгновенной памяти разной модальности, некоторые формы получили особое название: иконическая память (зрительная), эконическая память (слуховая). У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти длится до 10 минут. Это во многом объясняет явление эйдетизма. Мгновенная память не поддается произвольному управлению.

Кратковременная память сохраняет ту информацию, к которой было привлечено внимание на уровне сенсорной памяти или поступившей из долговременной памяти. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием, т.е. в неё попадает только та информация, которая отвечает актуальным интересам и потребностям человека.

Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд. Объем сохраняемой информации ограничен 5-9 структурными единицами информации – в среднем 7 единиц (правило Миллера). Особенностью этого уровня памяти является то, что вновь поступившая информация при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти частично вытесняет хранящуюся там информацию, что приводит к безвозвратной потере последней. Такое свойство кратковременной памяти называется замещением.

Оперативнаяпамять рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Оперативная память непосредственно включена в процесс деятельности для удержания её промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания в памяти образа и всей ситуации, а также их изменений. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. После использования информация может исчезать из оперативной памяти.

Буферная память (промежуточная) обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Считается, что за время сна происходит переработка накопленной за день информации и очистка буферной памяти для приема новой информации. Известно, что сон менее 3 часов в сутки или лишение сна приводит к отчетливым нарушениям внимания и кратковременной памяти.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации (месяцы, годы), т.е. практически не ограничивается объемом и временем хранения информации. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным произвольным доступом (где информация непрерывно преобразуется) и «закрытая» долговременная память (в обычных условиях к ней нет произвольного доступа, информация хранится в неизменном виде). В долговременную память с произвольным доступом информация поступает из буферной памяти через преобразование её в кратковременной памяти. Для переноса следов в долговременную память требуется от 15 минут до часа – период консолидации. В этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется.

Долговременная память «закрытого» типа сохраняет все события жизни человека. Актуализировать во всех деталях зрительные, слуховые образы, запахи, переживания различных картин жизни человека можно во время гипноза или при операции на открытом мозге. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Это только упрочивает её следы в долговременной памяти. К факторам, определяющим сохранение информации в долговременной памяти, относятся: привычность материала, контекст, мотивация, углубление в изучаемый материал.




В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.

Двигательная память – возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - писал К.С. Станиславский, - у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.

Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.



Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Можно выделить основные виды памяти:

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:

механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память — это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему. В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов:
1) Долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) Долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание. Кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Описание слайда:

Общее представление о внимании и памяти

Описание слайда:

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.
Функции внимания:
1) отбор значимых раздражителей и
игнорирование несущественных,
побочных;
2) удержание, сохранение требуемой
деятельности (или образа) до тех пор,
пока не будет достигнута цель;
3) регуляция и контроль протекания
деятельности.

Описание слайда:

Виды внимания
1. Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.
2. Произвольное внимание
Произвольное внимание — это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.

3. Послепроизвольное внимание
Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.

Описание слайда:

Свойства внимания
1. Устойчивость внимания
Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте.
2. Сосредоточенность (концентрация) внимания
Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других.
3. Объем внимания
Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.
4. Распределение внимания
Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.
5. Переключение внимания
Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
Свойства внимания

Описание слайда:

Диагностика внимания
Методика «Таблицы Шульте»
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Описание слайда:

Методика «Пьера-Рузера»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости и распределяемости внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т. е. , соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Описание слайда:

Развитие внимания
Метод 1: Уверенность
Суть метода — включение в себе позитивного настроя, ощущения уверенности в своих силах, отключение негативных мыслей и эмоций. Для этого надо попытаться почувствовать себя счастливым, успешным человеком. Следует научиться радоваться тому, что имеешь, чего достиг (у многих и этого нет), похвалить себя за имеющиеся и будущие успехи. Нужно постараться в негативных событиях найти положительные моменты — а они всегда отыщутся, если хорошо поискать.
Специалисты в области психологии доказали, что в таком позитивном настрое легко заниматься умственной работой, полностью сосредоточиться на ней. Полное погружение в рабочий процесс, сознательно вызванный к нему интерес положительно сказываются на качестве и скорости функционировании памяти, на структурировании информации мозгом.

Описание слайда:

Развитие внимания
Метод 2: Перезагрузка
Перезагрузка внимания — это один из приемов по подготовке сознания к формированию уверенности и полной включенности в процесс. Его называют медитацией.
Достаточно лечь на спину с закрытыми глазами найти позу максимального расслабления. Далее следует сосредоточиться на ощущении постепенного нарастания расслабленности и отключения тела. Руки и ноги кажутся невесомыми, органы чувств отключаются от внешнего мира. Появляется легкость и отрешенность сознания от происходящего вокруг. В таком состоянии желательно находиться около двух часов, включая возможный сон. После выхода из него надо представить себя пустым сосудом и заполнить его интересом к предстоящему рабочему процессу, желанием плодотворно потрудиться, выполнить задание.
Переключение сознания на расслабление и отключение от внешнего мира дает полноценную перезагрузку психике, позволяет максимально сосредоточиться и включиться в рабочий процесс.

Описание слайда:

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.
Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее.

Описание слайда:

По характеру психической активности
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.
Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.
Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма (или эйдетической памяти).
Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.
Виды памяти

Описание слайда:

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.
Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.
Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.
Виды памяти
По длительности сохранения воспринятой информации

Описание слайда:

Запоминание — это процесс, обеспечивающий сохранение
в памяти материала как важнейшее условие его
последующего воспроизведения (непреднамеренное,
преднамеренное, механическое, смысловое).

Воспроизведение – существенный компонент памяти, может
протекать в трех уровнях: узнавание, воспроизведение
(произвольное и непроизвольное), припоминание (в
условиях частичного забывания, требующего волевого
усилия).

Сохранение и забывание. Сохранение — это удержание в памяти, а забывание — это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Процессы памяти

Описание слайда:

Заучивание 10 слов по А.Р. Лурия (диагностируется
механическая память и оцениваются возможности
увеличения объема правильно воспроизведенного
материала при заучивании)

Методика пиктограмм диагностирует
опосредствованную память, т.е. способность
выстроить адекватную ассоциативную связь между
запоминаемым материалом и упроченными
представлениями.
Диагностика памяти

Описание слайда:

Для развития зрительной памяти выполняйте следующее упражнение:

1. Выберите объект для запоминания
В течение нескольких минут (не дольше 5) внимательно изучайте его, отмечая все мельчайшие детали и нюансы
2. Закройте глаза и мысленно воспроизведите предмет в деталях
Развитие памяти

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: