Педалборд или процессор что лучше

Обновлено: 07.07.2024

Каждый начинающий гитарист рано или поздно встает перед важным выбором в своей музыкальной карьере: что же использовать для звукообработки – педалборд или процессор?

К сожалению, мы не во вселенной «Гарри Поттера», а поэтому у нас нет шляпы распределения, которая точно могла бы дать правильный ответ в извечной битве процессоров и педалбордов.

Не будем томить – выбор на самом деле сугубо индивидуальный и зависит как от жанровых предпочтений, так и от уже имеющегося у музыканта оборудования, его репетиционной и конвертной активности, в конце концов от того, какая инфраструктура имеется на площадках, где музыкант планирует выступать. Но у каждого варианта будут как плюсы, так и минусы, а также индивидуальные подводные камни. Ну и конечно же цена разных вариантов цепи звукообработки таже будет разниться.

Ищите в конце статьи бонус для самых упорных любителей современных технологий и экспериментов!

Педалборд

Собрать свой педалборд – задача не из легких. В поисках нужного звука вы можете потратить месяцы – а то и годы. И это все при том, что финальное звучание будет сильно зависеть от того, куда подключается педалборд. Все усложняется еще и тем, что сейчас существует огромное количество производителей гитарных педалей (ага, это вам не 00-е с металзоном) – глаза разбегаются.

Педалборд VS Процессор

Цены на педали начинаются от 500 рублей за б/у модели на барахолках и могут достигать до 20 000 рублей за топовые модели.

Итак, что нужно для сборки педалборда:

  • Педалборд для установки педалей – то есть сам каркас/бокс; ; ; ;
  • Липучая лента-велькро;

Педалборд может состоять как из двух-трех педалей, так и из десяти и даже более элементов – эффекты дисторшн, дилей, тюнеры, предусилители, эквалайзеры и прочее-прочее-прочее. Собственно, вы покупаете именно то, что вам нужно исходя из вашего музыкального материала, а также исходя из жанровых предпочтений.

Важно: настройка звука не будет гибкой – вам либо нужно будет докупать новую педаль, либо же пользоваться тем, что есть. Это один из главных подводных камней педалборда!

Но есть у такого варианта коммутации и немало плюсов:

  • Вы собираете педалборд строго под себя – лишних и ненужных функций в нем не будет от слова совсем. Это упрощает поиск нужного звука и адаптацию музыканта;
  • Максимальная ремонтопригодность – можно отремонтировать практически любую педаль самостоятельно, если вооружиться паяльником и сходить в магазин радиоэлектроники. В худшем случае – отдать на ремонт мастеру, при этом оставаясь хоть и с урезанным вариантом звукообработки, но все же не без нее полностью;
  • Кастомизация звучания + более качественный звук – момент спорный, но большинство музыкантов до сих пор утверждают, что отдельные педали эффектов звучат лучше их эмуляции в процессорах. Однако здесь следует учесть огромное число факторов (куда все это подключаем, как это все подключаем, кто играет на гитаре, где будет выступление и т.д.)
  • Надежность работы составляющих – тоже спорный момент, однако многие отмечают, что процессоры сами по себе более «капризны», чем педали эффектов.

Возвращаясь к вопросам звучания, отметим, что при более низкой цене, педали могут звучать в разы лучше процессоров ввиду наличия ламп или высококачественных транзисторов. Но мы же с вами музыканты и хорошо знаем, что все надо тестировать, слушать и доверять только своему слуху, а не мнению комьюнити.

Процессор

Суть процессора заключается в простом принципе – бери и играй. Казалось бы, на этом статью можно закончить, но…

Процессор – это, как ни странно, довольно дорого. Не смотрите на процессоры ценой до 10 000 рублей – они просто отвратительны и подойдут только самым-самым начинающим гитаристам, которые в восторге уже просто от факта наличия возможности включить перегруз. Неплохие процессоры начинаются в ценовом диапазоне от 10 000 до 15 000 рублей. Полупрофессиональные б/у процессоры можно найти за 25 000 – 30 000 рублей (например, line 6 pod 500 и его модификации). Новые процессоры профессионального уровня могут стоить до 300 000 рублей.

Что лучше: процессор или педалборд?

Если вы выступающий музыкант-любитель, играющий в небольших клубах и барах, то смело берите процессор полупрофессионального сегмента, который стоит около 20 000 рублей. Подобного процессора вам с головой хватит для живых выступлений, записи демо-версий ваших песен или для игры в кавер-группе.

Важно: процессоры отличаются максимально гибким звуком – можно создать абсолютно любое звучание, при этом делается это «на лету».

Важно №2: не используйте заводские настройки процессора! Настраивайте звук, собирая цепочку эффектов самостоятельно – однако в качестве основы для экспериментов используйте либо заводские, либо пресеты других пользователей.

По сути, процессор – тот же педалборд, но в электронном варианте. Обычно процессоры настраиваются через компьютер при помощи специального ПО. Суть настройки сводится к такому же построению нескольких вариантов педалбордов из эмулируемых педалей эффектов, усилителей, кабинетов и микрофонов подзвучки. Кроме того, производители процессоров довольно часто выпускают новые обновления на процессоры, в которых добавляются новые эффекты обработки или же исправляются обнаруженные ошибки.

При этом вы без труда сможете протестировать тот же набор эффектов, которым пользуется ваш любимый музыкант – хоть и не в виде реальных, а эмулируемых цифрой педалей.

Плюсы очевидны, но минусы тоже присутствуют:

  • Невозможность «кустарного» ремонта. Процессоры имеют сложные схемы и в целом их ремонт – крайне сложная штука.
  • Процессоры могут быть довольно большими, особенно профессиональные рэковые модели, для которых нужно иметь еще и футсвитч.
  • Не всегда корпус процессора может выдержать длительную эксплуатацию, даже если сделан из металла (износу чаще всего подвержены кнопки, переключатели и экраны, если последние имеются). Из-за широких возможностей для экспериментов, музыканты чаще экспериментируют с пресетами в процессоре, переключают забитые «банки» - все это ведет к постепенному износу подвижных элементов на корпусе.
  • При поломке блока питания, иногда проблематично найти аналогичный подходящий. Часто приходится заказывать оригинальный блок, который стоит немало.

Дорого? Да, что бы ни говорили, но хороший процессор – это довольно дорого. Но плюсов настолько много, что они оправдывают высокую цену. Если вы понимаете, что не будете использовать процессор на максимум, то, вероятно, покупать его вам незачем. То же самое, если вам будет нужен вообще только дисторшн – проще собрать мини-педалборд.

Процессор или педалборд: что выбрать?

При выборе между педалбордом и процессором постарайтесь оттолкнуться от того, что вам нужно в плане звучания. Однозначного ответа на «что лучше?», к сожалению, нету – повторимся, что все слишком индивидуально.

BONUS: Если вы сомневаетесь, что использовать, но у вас есть достаточно мощный компьютер/ноутбук/планшет – используйте их! Сейчас на рынке представлено много различных плагинов и программ, которые прекрасно эмулируют абсолютно все эффекты на достойном и соизмеримом с процессором уровне. Один из популярнейших – Guitar Rig, чуть более сложный и крутой эмулятор – Bias Fx 2.

В плагинах вы можете присмотреться к цифровому звучанию, «пощупать» бесплатные демо-версии, легко и просто «прошить» программу, добавив паки педалей, усилителей. Вполне может быть, вам даже стоит попробовать выступать или репетировать с Guitar Rig 4 – в нем имеется функция «эмуляция педалборда».

Guitar effects pedal 240921 big

С момента появления цифровых эффектов аналоговые педали боялись за свою жизнь. Тем не менее, только недавно цифровой звук приблизился к аналоговым педалям.

Стоит ли покупать процессор эффектов или собрать педалборд из индивидуально подобранных педалей, чтобы у ваших ног были именно те эффекты, которые вы хотите?

Пуристы посмеялись бы над идеей замены педалборда красивых аналоговых эффектов компьютером в форме педалборда, который обрабатывает все ваши гитарные эффекты. Однако в современную эпоху цифровые процессоры являются убедительным аргументом в пользу отказа от педалборда старой школы.


Тонально оба варианта звучат хорошо, и простота использования слишком хороша, чтобы отрицать это, но какой из них вы должны выбрать? Давайте посмотрим на плюсы и минусы каждого…

Педаль с одним эффектом.
Одиночные педали представляют собой самый простой способ получить автономный эффект. Рынок педалей наводнен, и с современными инновациями многие из этих аналоговых эффектов на самом деле будут иметь более одного эффекта, но, строго говоря, одна педаль дает единый звук.

Плюсы использования педалей.
-Педали легко устанавливаются на педалборд
-Одиночные педали легко перемещать по цепочке педалборда. Например: если вы хотите компрессировать звук до или после педалей драйва, достаточно легко изменить порядок педалей, физически поменяв их местами
-«Одноэффектный» характер педалей означает, что они делают то, что должны, и вы не пострадаете от паралича выбора из-за слишком большого выбора эффектов
-Здесь нет маленьких надоедливых экранов для навигации. Вы можете использовать имеющиеся ручки и свои уши, чтобы с легкостью найти звук, который вам нравится


Минусы использования педалей.
-Педали должны иметь индивидуальное питание. Часто вам понадобится дорогостоящий блок питания для правильного включения нескольких педалей одновременно
-Если вы хотите получить другой эффект, даже если хотите поэкспериментировать, вам нужно пойти и купить его
-Педалборды могут быть большими и тяжелыми, и вы ограничены эффектами, которые у вас есть
-Покупка отдельных педалей может оказаться дорогостоящей затеей

Блоки мульти эффектов (процессоры эффектов).
Процессоры мульти эффектов прошли долгий путь с момента своего появления, и они только улучшаются. Такие компании как Boss сделали их настоящей альтернативой полностью аналоговым педалбордам без ущерба для звука.

Блоки мульти эффектов обрабатывают цифровой алгоритм на лету, вместо того, чтобы пропускать ваш сигнал через резисторы и другие аналоговые компоненты, которые изменяют ваш тон в пределах одной педали. Эти блоки эффектов используют микросхемы DSP, и по мере того, как мир совершенствует цифровые микросхемы в компьютерных технологиях, следовательно, наши цифровые гитарные эффекты улучшаются.

Плюсы процессоров эффектов.
-Загружает больше эффектов и комбинаций одним щелчком переключателя
-Несколько типов одного и того же эффекта. Например: множество различных задержек, а не просто «цифровая задержка» или «задержка на магнитной ленте» для экспериментов
-Намного проще экспериментировать со звуками, которые вы обычно не покупаете. Кто бы пошел и купил кольцевой модулятор?!
-Легче поэкспериментировать с комбинациями эффектов, прежде чем покупать определенные педали
-Может получать питание от одного блока питания, а не от нескольких выходов блока питания
-Гораздо больше возможностей для редактирования эффектов и параметров, которых вы не можете коснуться на одной педали эффектов


Минусы процессоров эффектов.
-Необходимость использовать маленькие цифровые экраны
-Пресеты часто бывают средними, и их необходимо настроить и отредактировать для использования
-Слишком много вариантов может сбить с толку и затруднить выбор звука. Наличие нескольких вариантов усложняет выбор
-Часто бывает, что они не так хороши, как их педальные аналоги

Бонусный раунд: используйте программное обеспечение DAW для экспериментов.
Если вы записываете свою гитару с помощью аудио интерфейса и DAW, вы можете экспериментировать с разными звуками гитары! Эти программы часто имеют встроенный гитарный усилитель и эмулятор педалборда, и это отличный способ почувствовать звуки.

Это отличный и доступный способ поэкспериментировать. Затем вы можете пойти и купить аналоговые эквиваленты.

Заключение.
Если вам нужно комплексное решение, тогда вам подойдет процессор эффектов. Также намного проще вызывать сложные пресеты и цепочки сигналов одним нажатием кнопки. Идеально подходит для сессионных музыкантов или гитаристов кавер-групп, которые хотят настроить разные звуки для своего сета. Или, если вы все еще учитесь и хотите поэкспериментировать или даже немного сэкономить, купите мульти-FX модуль.

Однако, если вам нужен тон «святого Грааля», которым вы хотите прославиться, вам, вероятно, придется сделать это трудным путем. Есть что-то невероятно приятное в том, чтобы настраивать звук в голове с помощью аналоговых педалей, зная, что блок процессора не имеет «вашей предустановки». По крайней мере, пока.

Хотя процессор может быть невероятно универсальным, он не даст вам лучшего звука, чем аналоговая цепочка педалей. Выбор остается за вами.

С момента создания первой примочки, мир гитарных эффектов достиг большого развития. Педали и эффекты стали всевозможных размеров, возможностей, цен и стали не просто инструментом, но и определённым фетишем для гитаристов. Возможность создания цепей эффектов из нескольких примочек позволила развить и кардинально изменить гитарное звучания выведя его в другое пространство. В жизни большинства музыкантов приходит момент, когда встаёт вопрос поиска «своего» звучания. Это делает актуальным вопрос создания цепи эффектов. Но, также, существует другая сторона гитарного звучания – процессоры эффектов. Сравнивая их, мы затронем несколько важных аспектов в пользу выбора того, или другого формата.


Появление специальных «чемоданов» для цепи гитарных эффектов позволило не только систематизировать примочки, создав монолитную последовательность из них, и сэкономить время которое могло отводиться для их коммутации, но и подарило гитаристам мобильность, которую в своё время дали процессоры. Однако нет худа без добра, и педалборд не лишен ряда важных аспектов. Ты все еще зависишь от питания, от качества и количества своей коммутации и от того, насколько твой звук самостоятелен, и не зависит от того, во что ты играешь. Хороший процессор игнорирует данные нюансы. Современные флагманские процессоры (Kemper, Fractal, Line 6) могут хорошо звучать в линию, давать большой комплекс базовых эффектов, эмулировать дорогие усилители и требуют от тебя лишь два шнура Jack-Jack и блок питания (ну и умение играть желательно).


Если современные процессоры так хороши и мобильны, то рождается вопрос – почему музыканты продолжают пользоваться примочками, собирать цепи эффектов и покупать педали?

Есть несколько фактов, которые говорят в пользу примочек. Во-первых, ты всегда можешь полностью изменить звучание добавив/убрав педаль или изменив её положение в цепи. С процессором же ты получаешь только то, что есть внутри, и выход за рамки его возможностей не предполагается (только если ты не будешь цеплять к нему педали, что само по себе довольно странно). Также нельзя не учитывать, что если у тебя ломается процессор, то у тебя выходит из строя вся система, если у тебя сломалась какая-то из педалей, то ты всегда можешь обойти её в цепи или даже заменить.

Когда речь идёт о звуке, то стоит понимать, что этот момент достаточно индивидуален. Но мы отметим несколько объективных факторов. Правильно составленная цепь эффектов, не имеет сильного влияния на тракт (прохождение сигнала внутри всей цепи) и на выходе мы получаем хорошо обработанный и красивый звук, в идеале тот, который представляем и хотим везде носить с собой. Что касается процессора же, то ни для кого не секрет, что в основе всей системы лежит достаточно сильная цифровая обработка, что не может не влиять на динамику, интенсивность и вкусность звучания. И даже с учетом того, что современные дорогие процессоры умеют работать с динамикой исполнителя, нередко можно наблюдать сильную деформацию работы с инструментом, особенно у музыкантов, которые отдали предпочтение процессору с самого начала, и не занимались без него.


Говоря про звучание, нельзя не отметить существование уникальных педалей, звучание которых процессор повторить не может. Конечно процессор может дать тебе множество типов перегруза, пространственные обработки (Reverb, Delay), и возможно даже хорошо эмулировать культовые педали типа LA RAT или Tube Screamer. Но, как мы уже сказали выше, в наше время существует огромное количество гитарных примочек, уникальных по своей природе, и возможно именно одна из них сделает тебя на шаг ближе к твоему звучанию.

Стоимость современных процессоров и примочек может сильно отличаться, в зависимости от качества, производителя и в целом уровня устройства. Стоит понимать, что хорошие процессоры и педали не самое дешевое удовольствие, и тут следует отталкиваться от того, какие цели ты преследуешь. Если ты «минималист», и видишь свой звук в двух-трёх педалях, то вероятнее всего процессор тебе не нужен, так как хороший процессор может оказаться больше, дороже и бесполезней в силу более широкого потенциала. Поэтому мы хотим отметить для тебя, что процессор — это отличное решение для тех, кому нравится иметь везде свой звук «под ключ». Чаще всего такими оказываются гастролирующие музыканты, которых вполне устраивает звучание процессора, и то, что они не зависят от множества факторов в виде аппаратуры, или же даже инструмента. Безусловно «гиганты» мировой сцены, предпочитают поковыряться в педальках, повыбирать усилители, а кто-то даже возит на концерты 2-3 шкафа примочек и обработок звука (Edge из U-2), но даже такие ребята, постепенно переходят на частичное использование процессоров, так-как это позволяет оптимизировать работу со звуком и определённым образом перестраховывает.


Развитие цифровых технологий не могло не оказать влияния на музыкальную сферу. Первое появление гитарных процессоров произвело своего рода революцию в мире гитарного звучания, так как позволило получить множество обработок гитарного звука в компактном виде, с минимальными требованиями по коммутации (два шнура Jack-Jack и питание). И если сейчас грань, между такими понятиями как «цифра» и «аналог» ощущается достаточно четко, и информации в интернете на эту тему более чем достаточно, то во времена, когда техника стремилась к мобильности и компактности, а ты получал множество эффектов обработки звука в одном корпусе, это сделало вопрос выбора процессора в обработке звука весьма актуальным. В наши дни мы имеем множество возможностей для поиска звучания. Процессоры и педали варьируются от разных возможностей до разных цен. Мы же можем отметить тенденцию того, что процессоры пытаются эмулировать звучание педалей, а не наоборот. Возможно скоро, эта игра в догонялки сравняется в пользу процессоров, но мы смело полагаем, что уникальность гитарных педалей остаётся неизменным атрибутом в пользу их выбора. Всем Fuzz.

Форумные войны по поводу, что лучше, педаль эффектов или процессор, ведутся уже не один год, и будут продолжаться дальше. Каждая сторона дискуссии вносит свои доводы «за» и «против», в этой статье мы также попробуем вставить свои пять копеек в нескончаемый спор, и со своей точки зрения «объективности» взглянем на обе стороны.

01.jpg

На сегодняшний день ситуация в споре о том, что же лучше, набор педалек в педалборде или процессор, сильно изменилась, это вызвано шагнувшими далеко вперед технологиями цифрового звука.

Современные процессоры могут звучать не только ни хуже педалей, они способны эмулировать звучание целых стеков, комнат, FX-цепей и так далее. Цифровые технологии уже давно «замахнулись» на лампу, и запросто эмулируют ее звучание, так стоит ли говорить, могут ли они скопировать звук педали?

02.jpg

Конечно, сейчас мы возвели все в абсолютную величину, так как ведем речь о топовых процессорах, стоимость которых легко может напугать начинающего гитариста. Но в свою очередь необходимо соотносить и класс сравниваемых педалей, мы же не говорим о недорогих моделях Boss, которые нельзя назвать плохими, но все они относятся к бюджетному классу. Хорошая гитарная педаль эффектов стоит 15-20 тысяч рублей, а топовый процессор – от 120 до 200 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели. Поэтому те же недорогие Boss легко можно сравнить с равнозначным процессором Boss GT-100, который включает в себя все модели педалей фирмы. И даже в среднем классе этот GT-100 превосходит по своим возможностям любой набор из педалей Boss, что уж говорить о топовом ценовом классе.

03.jpg

Но почему же тогда многие известные музыканты до сих пор используют педалборды? Все просто, любой процессор эффектов вбирает в себя самые популярные тембры и характеры звука педалей, комбо, «голов» так далее, а в педалбордах у известных музыкантов стоят так называемые «бутиковые» педальки.

То есть, в наборе собраны дорогие педали эффектов от небольших фирм, обладающие своим уникальным звучанием. Именно ради уникального звука все это и собирается музыкантом, при этом формируется основной характер звука, все остальное отдается во власть все той же «цифры».

04.jpg

Гитарный процессор будет более выгодным для начинающего гитариста, так как в любом заслуживающем уважения современном девайсе такого типа «на борту» обязательно имеется встроенная звуковая карта. В этом случае музыканту не нужно ни о чем заботиться, у него на руках или в ногах (все зависит от типа процессора, напольного или настольного) уже есть укомплектованная домашняя студия звукозаписи. Таким образом, в современном мире гитарный процессор становится идеальным решением для домашнего музицирования и небольших концертов, и все чаще гитаристы отдают ему предпочтение.

Читайте также: