Переделка ибп в блок питания

Обновлено: 06.07.2024

Продолжаем делать лабораторный блок питания ЛБП из бесперебойного блока питания Back-UPS CS 500 .

Внимание! Статья имеет ознакомительный характер и ни как не рекомендательный. Для выполнения подобных работ требуются соблюдение правил техники безопасности и электробезопасности.

В прошлой статье я описал как разобрал бесперебойник, убрал все лишнее и определился с обмотками трансформатора 430-2063B , а ещё установил вольтамперметр на фронтальной стенке корпуса.

Когда отсоединил разъемы платы бесперебойника, на задней стенке корпуса освободился разъем "мама", на который поступает напряжение 220 В. На трансформаторе тоже остался разъём "мама", поэтому, не долго думая, отрезал "маму" и выпаял из платы "папу", и припаял к входящим выводам трансформатора.

Напряжение 220 В на трансформатор подается через разъем "папа-мама" Напряжение 220 В на трансформатор подается через разъем "папа-мама"

Считаю, что получилось удобно, трансформатор всегда можно безболезненно отсоединить и снять.

Там же, в корпусе на задней крышке, отрезал два лишних провода с разъемами как раз для соединения от диодного моста до платы преобразователя напряжения, и тут не пришлось паять. Получилось вот так.

Соединение с трансформатора до преобразователя напряжения Соединение с трансформатора до преобразователя напряжения

Обмотки трансформатора соединил между собой автомобильным предохранителем на 30 А. Получилось отличное соединение, дополнительная защита и эстетично.

Соединение обмоток трансформатора для увеличения напряжения Соединение обмоток трансформатора для увеличения напряжения

Подключить лабораторный блок питания я планировал по по такой схеме.

Схема подключения ЛБП из бесперебойника Back-UPS CS 500 Схема подключения ЛБП из бесперебойника Back-UPS CS 500

Но так как после установки конденсатора и диодного моста напряжение возрастёт, пришлось установить дополнительный источник питания 5V для вольтамперметра. Соответственно пришлось менять схему.

Схема перевода вольтамперметра на отдельное питание Схема перевода вольтамперметра на отдельное питание

На помощь пришло старое зарядное устройство от телефона, пригодилось.

Дополнительную плату для питания вольтамперметра припаял к 220 В входа и закрепил горячим клеем из термопистолета прямо на задней стенке корпуса бесперебойника.

Лабораторный блок питания практически готов, осталось соединить провода и проверить.

Осталось закрепить все компоненты. Переменные резисторы для регулировки тока и напряжения на преобразователе придётся заменить на более крупные для удобства регулировки.

Но это уже другая история. Продолжение следует.

Для прочтения предыдущих статей рекомендую перейти по ссылке в меню канала:

А на этом сегодня всё.

Экспериментируйте.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Надеюсь статья была вам полезна и интересна.

Понравилась статья, ставьте палец вверх.

Хотите следить за новостями, подписывайтесь на наш канал.


Предыстория проста. Был у меня компьютерный блок питания, я его использовал для электролиза, он вполне ожидаемо сгорел. Попытки купить что-либо взамен провалились, решил «колхозить». Нашёл трансформатор от APC Back-UPS 525 и думал сделать из него.

Однако в закромах гаража нашлась и комплектная UPS (ИБП) марки APC Back-UPS 650, у неё сгорела плата. Её-то я и решил переделать в блок питания для электролиза.

Измерение напряжения на обмотках показало, что жёлтый и белый провода выдают необходимые мне 15 В, на фыолэтовых 7,5 В, это половина вторичной обмотки


Трансформатор тут здоровый, солидный.

Выкинул плату, вместо неё приладил два куска алюминиевого уголка – чтобы конструкция оставалось целостной. Кинул проводку от штатного предохранителя к выключателю на лицевую часть, выключатель нашёл в закромах



Нашёл какой-то мощный радиатор – тоже завалялся, при помощи болта М5 прикрутил на него с термопастой диодный мост, вот такой



Цифровой амперметр купить не удалось, взял аналоговый, автомобильный – от УАЗика или от чего он там. На лицевую часть приладил цифровой вольтметр – он у меня был. Ну что, можно испытывать


Испытания. Ура-ура, всё работает – можно производить окончательную сборку

В корпусе прорезал два круглых отверстия и закрыл их решётками от компьютерных вентиляторов. Через одну идёт забор воздуха на вентилятор, он дует прямо на радиатор. Выход воздуха – прямо напротив трансформатора, то есть его тоже обдувает. На лицевую панель смонтировал так называемые «лабораторные клеммы»


Вот тут видны решётки, амперметр пришлось тоже ставить на корпус и тянуть длинные провода – на морду он не влез

Вычислил центр тяжести изделия и прикрутил на верхнюю часть корпуса ручку, обычную, дверную – тоже нашлась в хозяйстве. Всё окончательно скрутил. Ну вот, готово






Притащил домой. Можно пробовать на электролизе


В химлаборатории, она же ванная по совместительству


Набодяжил раствор, в нём очередной суппорт W140 S500


Ничего не сгорело, это радует, показания вольтметра – на уровне 11,8 – 12,4 В



Около 20 А, хотя этот прибор показывает более-менее погоду на Марсе

В общем, всё работает. Кстати, когда уже завершал работы, motomario написал мне, что я не первый кто делает блок питания из такой же APC Back-UPS 650. Ну, что же, как говорил мой отец, гениальные научные открытия не раз совершались независимо друг от друга разными людьми. Я на гениальность не претендую, но придумал всё сам.

В общем, электролиз снова есть.

А теперь посчитаем. Как я уже когда-то писал, «Дао говна и веток» – это не моё, при изготовлении использовал приличные покупные компоненты.

Итак:
– Диодный мост – 200 рублей
– Клеммы лабораторные – 500 рублей (дорого, сцуукко :-( )
– Решётки вентиляторные – 80 рублей
– Конденсатор 3300 мкф – 50 рублей
– Амперметр – 350 рублей
– Термопаста – 180 рублей (дорого, цуукко :-( )

Суммарно около 1400 рублей.

Не бесплатно. Плюс те компоненты, что у меня были – вентилятор компьютерный, вольтметр цифровой, выключатель, дверная ручка, провода, клеммы, светодиодный индикатор (это красненький такой глазок на морде прибора – тоже я ставил), что-то там ещё. В общем, всё – отнюдь не из говна и веток.

Полученным результатом доволен, устройство работает. Сколько оно прослужит – ХЗ, посмотрим.

Вторая жизнь ИБП: как переделать бесперебойник в домашних условиях

ИБП – это очень выгодный прибор. Пока он работает, у пользователя нет проблем с электроснабжением. Но на этом функциональность данного прибора не заканчивается. Простейшая доработка бесперебойника дает возможность создать на его базе такие устройства как преобразователь, блок питания и зарядка.

Как бесперебойник переделать в преобразователь напряжения 12/220 В

Преобразователь напряжения (инвертор) превращает постоянный 12-вольтовый ток в переменный, попутно повышая напряжение до 220 вольт. Средняя стоимость такого устройства – 60-70 долларов США. Однако даже у владельцев изношенных бесперебойников с функцией старта от батареи есть вполне реальный шанс получить работоспособный преобразователь фактически даром. Для этого нужно сделать следующее:

Вскрыть корпус ИБП.

Демонтировать аккумулятор, сняв с клемм накопителя два провода – красный (на плюс) и черный (на минус).

Демонтировать спикер – устройство звуковой сигнализации, похожее на сантиметровую шайбу.

Припаять к красному проводу предохранитель. Большинство конструкторов советуют использовать предохранители на 5 ампер.

Соединить предохранитель с контактом «входа» ИБП – гнезда, куда вставлялся кабель, соединяющий бесперебойник с розеткой.

Соединить черный провод со свободным контактом гнезда «входа».

Взять штатный кабель для подключения ИБП к розетке, срезать вилку. Подключить разъем в гнездо входа и определить цвета проводов, соответствующие красному и черному контактам.

Подсоединить провод от красного контакта к плюсу аккумулятора, а от черного – к минусу.

Внутреннее устройство ИБП Eaton.jpg

Внутреннее устройство ИБП Eaton 5P 1150i

Такую трансформацию допускают только бесперебойники с функцией старта от батареи. То есть ИБП должен изначально уметь включаться от аккумулятора, без подключения к розетке.

Если у ИБП есть штатная розетка – 220 вольт можно снимать с ее контактов. Если таковой розетки нет – ее заменит удлинитель, подключенный к гнезду «выхода» бесперебойника. Вилка удлинителя удаляется, после чего провода припаиваются к контактам гнезда «выхода».

Основные недостатки подобных преобразователей:

  • Рекомендуемое время работы такого инвертора – до 20 минут, поскольку ИБП не рассчитаны на длительную работу от аккумуляторов. Однако этот недостаток можно устранить, врезав в корпус ИБП компьютерный вентилятор, работающий от 12 В.
  • Отсутствие контроллера заряда аккумулятора. Пользователю придется периодически проверять напряжение на клеммах накопителя. Для устранения этого недостатка в конструкцию преобразователя можно врезать обычное автомобильное реле, припаяв красный провод за предохранителем к 87 контакту. При правильном подключении такое реле разомкнет подачу энергии при падении напряжения на аккумуляторе ниже 12 вольт.

Как из бесперебойника сделать блок питания

В этом случае из всей конструкции бесперебойника понадобится только трансформатор. Поэтому решившемуся на подобную переделку ИБП пользователю придется либо распотрошить весь ИБП, оставив только корпус и трансформатор, либо снять эту деталь, заготовив для нее отдельный корпус. Далее действуют по следующему плану:

С помощью омметра определяют обмотку с самым большим сопротивлением.Типовые цвета – черный и белый. Эти провода будут входом в блок питания. Если трансформатор остался в ИБП, то этот шаг можно пропустить – входом в самодельный блок питания в этом случае будет «входное» гнездо на торце ИБП, связующее прибор с розеткой.

Далее на трансформатор подают переменный ток на 220 вольт. После этого с оставшихся контактов снимают напряжение, подыскивая пару с разностью потенциалов до 15 вольт. Типовые цвета – белый и желтый. Эти провода будут выходом из блока питания.

На выходе из блока питания ставят диодный мост.

Потребители подключаются к контактам диодного моста.

трансформатор из ИБП.jpg

Трансформатор

Типовое напряжение на выходе из трансформатора – до 15 В, однако оно просядет после подключения к самодельному блоку питания нагрузки. Вольтаж на выходе конструктору такого устройства придется подбирать путем экспериментов. Поэтому практика использования трансформатора ИБП как основы блока питания для компьютера – это далеко не самая лучшая идея.

Переделка бесперебойника под зарядку

В этом случае не нужна минимальная трансформация, похожая на описанную абзацем выше. Ведь у бесперебойника есть своя батарея, которая заряжается по мере надобности. В итоге для превращения ИБП в зарядное устройство нужно сделать следующее:

Обнаружить первичный и вторичный контур трансформатора. Этот процесс описан абзацем выше.

Подать на первичный контур 220 вольт, врезав в цепь регулятор напряжения – в качестве такового можно использовать реостат для лампочек, заменяющий традиционный выключатель.

Регулятор поможет откалибровать напряжение на обмотке выходе в пределах от 0 до 14-15 вольт. Место врезки регулятора – перед первичной обмоткой.

Подключить к вторичной обмотке трансформатора диодный мост на 40-50 ампер.

Соединить клеммы диодного моста с соответствующими полюсами аккумулятора.

Уровень заряда аккумулятора контролируется по его индикатору или вольтметром.

Технологии шагнули очень далеко вперед

Что сделать из бесперебойника

Что сделать из бесперебойника

Простой инвертор из бесперебойника своими руками

Есть отличное решение этой проблемы – нужно всего-навсего купить автомобильный инвертор с 12-на 220 в. Однако цены на них очень велики, не каждый сельский житель сможет позволить себе купить такую дорогую вещь.

Что же делать – где можно недорого приобрести источник бесперебойного питания для освещения дома, теплицы, дачи т. д.? Конечно же, попробовать сделать его своими руками! А интернет нам в этом поможет.

Оказывается, есть более простое и дешевое решение – нужно всего лишь навсего, переделать бесперебойник в инвертор.


Переделав бесперебойник на инвертор, на выходе мы получим:

  • стабилизатор напряжения;
  • зарядное устройство;
  • и конечно инвертор.

После нашей переделки, если бесперебойник на 300 Вт, то на него можно нагрузить Вт 200. Конечно, чем мощней бесперебойник, тем больше можно увеличить на него нагрузку.

В некоторых бесперебойниках попадаются места, где можно дополнительно усилить мощность. Эти места называются транзисторными ключами. Стоит их допаять, как мощность бесперебойника увеличится.


Производители порой не допаивают такие транзисторы, чтобы удешевить изделие. Транзисторы нужно такого же номинала, как и установлены.

Так же следует увеличить сечение проводов от разъёма платы до АКБ на крокодилы.


От трансформатора вторичной обмотки до клем платы,


нужно добавить в параллель ещё по одному проводу для увеличения сечения.

Трансформатор пришлось немного расковырять, чтобы добраться до выхода вторичной обмотки. Этих проводов выходит три штуки.


Чтобы бесперебойник не пищал каждую минуту, мы должны выпаять круглую пищалку.



Далее в корпусе я коронкой по гипсу или по дереву высверлил отверстие для вентилятора и расположил его так, чтобы он дул на ключи транзисторов и радиаторов.


На задней стенке удалил ненужные разъёмы и оставил отверстие от них для выхода воздуха.

От этих клем находим два провода питания 220 вольт – выход с платы после преобразователя и эти провода выводим наружу, закрепляем свою розетку.

Наш инвертор из бесперебойника почти готов. Для контроля разряда батареи автомобильного аккумулятора можно встроить цифровой вольтметр. Я на всякий случай ещё подключил термодатчик для контроля температуры на транзисторных ключах. Термопару от мультиметра закрепил на радиаторе транзистора полевика.

Немаловажный момент: инвертор из бесперебойника должен иметь запуск холодного включения – это функция, когда он может включаться без внешнего питания от бытовой розетки 220 вольт. В некоторых моделях кнопка включения холодного пуска имеет двойное нажатие с разным интервалом времени.

Вот и все переделки. Такой инвертор можно брать с собой в поездку – на пикник, рыбалку, дома – через него можно подключать лампы, ноутбук, заряжать телефоны, фонарики, на даче и в сельской местности – подключать инкубатор, освещение теплицы и т. д., но не более 70% мощности от нашего изделия.

Для освещения лучше использовать диодные лампы, они мало тянут и ярко горят. Так же я подключал паяльник на 80 Вт, даже телевизор работает без проблем.


В быту иногда возникает острая необходимость в бесперебойном питании различных устройств. Это могут быть аварийное освещение, инкубаторы, аквариумное оборудования или простой усилитель, с которым компания вырвалась на природу. Современные бюджетные компьютерные источники бесперебойного питания способны проработать не более получаса от автономного питания, а те которые могут и специально для этого предназначены, стоят совсем других денег. Автомобильные инверторы на выходе не всегда выдают частоту в 50 Гц. Если нужна автономность на несколько часов, тогда в голову сразу приходит мысль, можно ли запитать UPS от обыкновенного автомобильного аккумулятора. На этот вопрос мы и постараемся сегодня дать ответ, сделаем инвертор из ИБП своими руками.

Инвертор из бесперебойника

Переделка ИБП под автомобильный аккумулятор будет разбита на несколько этапов:

  • Отключение функции Green Power
  • Установка активной системы охлаждения
  • Реальные тесты

Green Power в UPS – некая хитрая фишка, которая не дает бесперебойнику достаточно долго работать от АКБ. В разных аппаратах проявляется и реализуется по-разному, в одних она отключает UPS, который работает без нагрузки через 5-10 мин, в других аппаратах Green Power не дает работать UPS более 25-30 мин в независимости от его нагрузки. Иногда эту функцию можно отключить с помощью специального резистора, но бывает, что процесс отключения зашит в микроконтроллер UPS, и тут уже ничем ему особо не поможешь.

Первым делом открываем корпус и для себя делаем фотографию его внутренностей, это нужно сделать для того, что бы в дальнейшем не возникало вопросов, что и куда подключать при обратной сборке.



Если рассмотреть плату поближе можно увидеть, что на ней нанесены таблицы меняющие режимы работы бесперебойника.


Нас интересует резистор R15A, который отвечает за функцию Green Power. Аккуратно выпаиваем резистор с платы, а для любителей тишины еще можно произвести небольшие манипуляции с бузером. Если хочется полностью избавиться от писков, которые издает ИБП можно отпаять перемычку JP82 или выпаять сам бузер, а для тех, кто хочет приглушить звук достаточно впаять небольшой резистор на 100-300 Ом, вместо этой перемычки.


Следующим шагом станет установка 80мм вентилятора и небольшая доработка корпуса UPS.


Вентилятор отлично крепится к пластиковым перемычкам, которые уже есть внутри корпуса.


Как видим вентилятор размещается по центру корпуса, что дает возможность обдувать воздухом не только трансформатор, но и радиаторы транзисторов, расположенные в верхней части корпуса.


Можно придумать массу способов, как запитать вентилятор в UPS. Но мы выбрали самый простой и доступный для повторения. Питание вентилятора можно взять с платы лицевой панели, на которой размещена кнопка питания и светодиоды. Кнопку включения ставим на положение выкл. и тестером прозваниваем выводы разъема, находим, куда приходит плюс и минус от АКБ (у нас это вывод: вывод 7 — плюс, 5 – минус). Уже по дорожке или с помощью тестера отслеживаем плюс АКБ к кнопке питания и после кнопки (он возвращается через вывод 8 на плату). Значит, питание вентилятора можно взять с выводов: 5 – минус; 8 – плюс. При таком включении вентилятор у нас будет работать на полную мощность, когда кнопка питания будет включена, т.е. и при работе от сети (зарядке) и при работе от АКБ.


Дальнейшим этапом станет незначительная доработка корпуса. Первым делом делаем отверстия для притока свежего воздуха к вентилятору. Если портить лицевую панель жалко, можно наделать отверстий в днище, высота ножек позволит спокойно проходить небольшому потоку воздуха.

Также немного удивили декоративные пластиковые накладки, которые имеют перфорацию для вентиляции, но в самом корпусе в этих местах отверстий нет. Это все решается с помощью небольшого сверла и дрели.

Последним этапом перед сборкой станет фиксация трансформатора. При переноске UPS без штатного АКБ трансформатор буквально гуляет в своих посадочных местах, он с легкостью может из них выскочить и повредить основную плату.

Подключаем теперь провода с клеммами, вместо штатной батареи. Для дополнительной изоляции лучше надеть специальные силиконовые колпачки. Провод для подключения к UPS автомобильного аккумулятора нужно брать с сечением как можно больше, а сам провод должен быть максимально коротким.

И так, немного погоняем и протестируем наш инвертор из бесперебойника.

Как видим сделать инвертор из бесперебойника совсем не сложно, пришла пора реальных тестов. UPS на холостом ходу, ток потребления около 1 А.

Поставим на зарядку ноутбук, ток потребления поднялся до 5 А.

UPS нагружен лампочкой в 60 Вт, ток потребления почти 8 А.

К стати, ток зарядки не подымается выше 1 А, по мере заряда постепенно снижается.

Напряжение зарядки данного ИБП составляет 13,7 В.

Не трудно догадаться, что чем более емкая у Вас батарея, тем такой инвертор из бесперебойника проработает дольше, но и заряжаться от сети будет тоже весьма немалое время.

Можно ли подключать автомобильный АКБ к UPS?

Мнения на этот счет двояки, но кардинально разные. Зачастую, по разным отзывам автомобильные аккумуляторы вполне справляются с данной задачей и работают стабильно. Основные проблема: газы, которые будут выделяться при зарядке АКБ и перегрев трансформатора, силовых ключей. От последней проблемы можно, хоть частично избавиться, используя дополнительные вентиляторы и т.п. А вот то от газов при зарядке никто никуда не денется. При зарядке выделяется не только взрывоопасный водород, но и другие газы, а это далеко не витамины. Если инвертор из бесперебойника используется в автомобиле, то и этот вопрос отпадает сам собой. Также важно помнить, что от сети зарядка АКБ происходит довольно небольшим током и процесс зарядки может растянуться на длительное время, от этого можно спокойно уйти если заряжать АКБ отдельно от UPS, например, для этих целей можно использовать самодельное зарядное устройство из блока питания компьютера. Использовать ли автомобильный АКБ в UPS решать нужно только Вам.

Читайте также: