Питание блока управления компрессором производится от автоматического выключателя

Обновлено: 04.07.2024

Команда на включение компрессора А10 происходит путем перевода переключателя «Компрессор» SA28 на пульте машиниста в положение «Вкл». Цепи управления компрессором представлены на рисунке 6.9. Питание компрессора осуществляется от автоматического выключателя SF2.

Включение компрессора возможно при выполнении следующих условий:

- включен быстродействующий выключатель;

- системой МПСУ и Д получен сигнал «Готовность» от компрессора А10 по цепи 373.

При выполнении всех условий МПСУ и Д подает управляющее напряжение на контактор К11, который своими силовыми контактами замыкает цепь питания двигателя компрессора М11.

При значении давления в питательной магистрали ниже значения 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на промежуточное реле KL3 по цепи 371. Блокировочный контакт KL3 создает цепь питания впускного клапана компрессора, через который происходит нагнетание воздуха в главные резервуары.

При достижении давления в питательной магистрали значения 0,9 МПа (9 кгс/см2) МПСУ и Д снимает управляющее напряжение с промежуточного реле KL3.

Рисунок 6.9 – Цепи управления компрессором

Снятие питания с двигателя компрессора происходит при переводе переключателя «Компрессор» SA28 в положение «Выкл».

Для принудительного нагнетания воздуха в главные резервуары предназначена кнопка «Компрессор принудительно» SB8 на пульте машиниста. При ее нажатии система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на промежуточное реле KL3, создавая цепь для питания впускного клапана. Кнопка SB8 выполнена без фиксации и при ее отпускании питание с реле KL3 снимается.

Цепи управления вспомогательным компрессором

Вспомогательный компрессор предназначен для создания воздушного давления в пневмосистеме токоприемника с целью его поднятия. Питание вспомогательного компрессора осуществляется от автоматического выключателя SF3.

Команда на включение вспомогательного компрессора М21 происходит путем нажатия кнопки «Вспомогательный компрессор» SB1 на пульте машиниста. При давлении воздуха в цепях управления пневмосисистемы токоприемника ниже 0,5 МПа(5 кгс/см2) система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на промежуточный контактор КМ2 по цепи 375. Блокировочные контакты КМ2 создают цепь питания двигателя вспомогательного компрессора.

При достижении значения давления 0,6 МПа(6 кгс/см2) напряжение МПСУ и Д снимает управляющее напряжение с промежуточного контактора KМ2.

Цепи управления тормозами

Цепи управления тормозами представляют собой управление электропневматическими клапанами отпуска тормоза КР22, блокировкой тормоза КР23 и срыва рекуперации КР24. Управление электропневматическими клапанами КР22, КР23, КР24 осуществляет система МПСУ и Д. Цепи управления тормозами представлены на рисунке 6.10. Питание клапанов управления тормозами осуществляется от автоматического выключателя SF4.

Управление клапаном КР22 осуществляется нажатием кнопки SB11 «Отпуск тормоза». При нажатии кнопки SB11 система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на клапан КР22 по цепи 381. При этом сжатый воздух тормозных цилиндров ТЦ сообщается с атмосферой. Кнопка SB11 выполнена без фиксации и при ее отпускании питание с клапана КР22 снимается.

Управление клапаном КР23 осуществляется при переходах из режима пневматического торможения в электродинамическое и обратно. При электродинамическом торможении система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на клапан КР23 по цепи 383. При этом блокируется импульсный трубопровод БВР и реле давления сообщается с атмосферой. Напряжение с клапана КР23 снимается при переходе из электродинамического торможения в пневматическое. Электродинамическое торможение возможно только при выключенном быстродействующем выключателе. Для этого в цепь питания клапана КР23 последовательно включен блокировочный контакт быстродействующего выключателя QF1.

При срыве электрического торможения электрический тормоз замещается пневматическим с наполнением тормозных цилиндров (ТЦ) до давления 0,13…0,14 МПа (1,3…1,4 кгс/см2), если тормоза состава поезда не были приведены в действие. Если на момент срыва электрического торможения, тормоза состава поезда были заторможены, ТЦ наполняются до давления равного давлению в ТЦ вагона. В случае срыва электрического торможения КР22 и КР23 теряют питание. Система МПСУ и Д подает управляющее напряжение на включение электропневматического клапана КР24 по цепи 384.

Клапан КР24 пропускает воздух из питательного резервуара к реле давления. При этом открывается путь сжатому воздуху из питательной магистрали к тормозным цилиндрам. Выключение клапана КР24 производится при нажатии кнопок «Выбег» SB10 или «Отпуск тормоза» SB11.

Клапан запасного резервуара КР25 предназначен для возможности поднятия токоприемника при отсутствии сжатого воздуха в главных резервуарах. Нормально клапан KP25 находится постоянно под напряжением на протяжении всего времени эксплуатации, что позволяет иметь запас воздуха объемом 55 литров в специальном резервуаре.

Цепь датчика КР21 предназначена для сигнализации и выдачи сигнала в систему МПСУ и Д для разбора цепей тягового режима или электрического торможения при нарушении целостности тормозной магистрали (ТМ) поезда. КР21-1 – микро выключатель камеры дополнительной разрядки, КР21-2 – микро выключатель камеры тормозных цилиндров.

Рисунок 6.10 – Цепи управления тормозами

В случае обрыва ТМ в хвосте поезда, воздухораспределитель на торможение не срабатывает. При разрядке ТМ на величину давления 20 кПа (0,2 кгс/см2) замыкается контакт КР21-1. При этом создается цепь питания промежуточного реле KL6. Одним контактом реле KL6 разрывает цепь «Выбег», другим контактом шунтирует КР21-1. Это обеспечивает «запоминание» полученного сигнала обрыва даже при кратковременном замыкании контактов КР21-1. Светодиод VD183 сигнализирует о нарушении целостности ТМ на ПУ.

По команде «Выбег» система МПСУ и Д разбирает схему тягового режима или электрического торможения. При сигнале обрыва и замедлении движения поезда машинист должен произвести торможение, при этом, давлением воздуха из канала тормозного цилиндра микро выключатель КР21-2 разомкнет свою блокировку в цепи промежуточного реле KL6, а оно в свою очередь замкнет блокировку в цепи «Выбег», с одновременным погасанием светодиода VD183.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Большинство компрессоров и вентиляторов работают на обычном асинхронном моторе. Из этого следует, что схема управления двигателем классическая. Ниже вы найдете их с описаниями.
Если Вас интересует телескоп Levenhuk Skyline Travel 70, перейдя по ссылке вы сможете приобрести его.


Устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей


Электропривод насосных установок состоит из 3 частей:



Принцип работы асинхронника заложен в его названии. Скорости вращения у ротора и статора разные, в отличие от синхронных двигателей.

Пошаговый процесс выглядит так:

  1. Когда на ротор подается ток, его магнитное поле (далее м.п.) возбуждает контур статора. Таким образом индуцируется электродвижущая сила.
  2. В роторе образуется переменный ток.
  3. Вращение 2 м.п. создают крутящий момент, но скорость при этом разная.




При работе асинхронника, статор «пытается» разогнаться до той же скорости, что и ротор. Как только их скорость совпадает, м.п. исчезает. Однако вращающийся сердечник заново возбуждает контур статора, и процесс повторяется.

В связи с этим, схема управления компрессором и вентилятором по требованиями ГОСТ должна иметь:

  • плавный пуск;
  • систему безопасности от скачков тока и напряжения;
  • возможность переключения между автоматическим и ручным управлением (опционально);
  • автоматическое управление процессом нагнетания воздуха/жидкости.

Если хотите представить действие получше, можете посмотреть этот ролик.

Схема блокировки последовательности управления двух электродвигателей


Схема автоматического управления блокировкой может понадобиться, если вы используете 2 и более приводов. Обычно задействована определенная очередность работы, которая достигается механическими или электрическими схемами.

Ниже приведена схема управления компрессорной установкой на несколько двигателей:


На ней изображены:

  1. Q – выключатели;
  2. F – предохранители, на случай резкого скачка тока;
  3. КМ – магнитные пускатели, препятствующие одновременной работе 2 двигателей;
  4. КК – тепловое реле, реагирующее на нагрев мотора и отключающее его;
  5. SBC – механические выключатели, на случай аварии;
  6. SBT – механические включатели;
  7. Q3 – вспомогательный выключатель, на случай поломки первых.



В схему управления электродвигателем можно включать дополнительные цепочки, при увеличении количества моторов.

Схема автоматического управления


Ниже приведена схемы автоматики для управления насосом. Еще перед началом работы мотора включаются ускорительное реле, обозначенные РУ1-3. Их замыкающие контакты размыкаются.




При нажатии на включатель КпН, подается электричество на линейные контакт Л1-2, что позволяет электричеству идти на двигатель. После начинается разгон в батарее резисторов R1-4. В этот момент контактор отключает от питание 1 реле ускорения.

Отключенное реле шунтирует резисторы 1-2, и теперь асинхронник начинает разгоняться от 2-4 резистора. Затем контактор отключает второе реле.

Таким образом постепенно происходит отключение реле и смещение разгона на резисторах. Это происходит до полного шунтирования всех резисторов и выход мотора на рабочую частоту вращения.


Схема для управления мотором насоса с функцией давления


Легкая схема автоматизации санитарных компрессоров, работающих по следующему принципу:

Схема подключения компрессора удобна тем, что подразумевает, как автоматический, так и ручной контроль.

Электросхема выглядит так:


Если вы хотите использовать автоматическое выключения, элементы К переходят в верхнее положение.

Схема для автоматического компрессорного электропривода

Аналогичная комбинированная электрическая схема, имеющая ручное управление (кнопками КУП и КУС) и авто, опираясь на давление в емкости.

Принципиальная схема управления выглядит следующим образом:


Для включения ручного управления, компонент «П» ставится в положение «Ручное». Когда происходит замыкание B, запускается 1-е реле. От него идет ток на клапан «ЭВМ», открывающий проток воды. Вторым реле открывается подача воздуха.

Когда образуется необходимое давление, срабатывает реле давления. Его контакты замыкаются в зоне элемента К.

Включая компонент КУП, срабатывает контактор, запуская компрессор и система выдува конденсата. В это же время запускается РВ1, размыкая контакты в клапане продувания. После начинается нагнетание воздуха компрессором.


Cхема электропривода холодильной фреоновой установки

Если вас интересует дистанционное управление компрессором и другим моторным электрооборудованием, вы можете посмотреть видео.

Электроприводами насосов, вентиляторов и компрессоров, работающих на переменном токе в основном являются асинхронные короткозамкнутые электродвигатели. При малой и средней мощности эти двигатели запускаются в работу прямым включением в сеть, без каких-либо ограничивающих устройств.

Схемы магнитных пускателей

Так работают максимальная защита и нулевое блокирование, исключающие самопроизвольный повторный пуск.

При чрезмерном снижении напряжения питания контактор К не в состоянии удержать свой якорь притянутым. Отпускание якоря приводит к отключению электродвигателя. Так срабатывает минимальная защита.

Схемы пуска асинхронных короткозамкнутых электродвигателей с пониженным напряжением

На рис. 1, б показана схема электропривода переменного тока, управляемая с помощью реверсивного магнитного пускателя.

Для уменьшения пусковых токов и получения более плавного процесса пуска применяют схемы пуска с понижением напряжения.

На рис. 2 показаны схемы главного тока, обеспечивающие более низкое напряжение на двигатель в момент пуска с последующим переключением на полное напряжение сети. Цепи управления не показаны.

При использовании автотрансформаторов (см. рис. 2, б) в момент пуска (замкнуты контакты К) двигатель получает также пониженное напряжение. По истечении некоторого времени контакты К размыкаются и замыкаются контакты КУ.

Электродвигатели постоянного тока менее приспособлены к пуску (прямым включением в цепь питания. Такой пуск допустим только для электродвигателей мощностью не более 1 кВт. Для пуска электродвигателей большей мощности применяют пусковые (рис. 3) и пускорегулировочные реостаты.

Схема пускового реостата

Пусковой реостат имеет максимальную защиту по току нагрузки. При перегрузках двигателя по цепи якоря (и, конечно, по катушке РМ) протекает недопустимый ток. Этот ток заставляет сработать реле максимального тока РМ, его контакт в цепи контактора К разомкнется.

Контактор К отпустит свой якорь, и его разомкнувшийся контакт К отключит электродвигатель от питания. Повторный пуск электродвигателя возможен только после постановки КЩ в положение 1. Таким образом исключается возможность самопроизвольного пуска при снятии перегрузки и возврате РМ в исходное положение. Эта защита называется нулевой (или нулевым блокированием).

Контактор К обеспечивает минимальную защиту по напряжению. При снижении напряжения ниже установленной нормы контактор К отпускает свой якорь и отключает электродвигатель.

Электродвигатели насосов и вентиляторов обычно работают в длительном режиме, и реле РМ настраивается на ток срабатывания Iср= 1,25 Iном.

Схемы автоматизированного управления

Схема управления электроприводом пожарно-балластного насоса

Рис. 4. Схема управления электроприводом пожарно-балластного насоса

Схемой предусмотрено дальнейшее увеличение скорости путем ослабления магнитного потока. Если ползунок реостата возбуждения R передвигать, то в цепь обмотки ШОВ будет вводиться резистор. Ток и магнитный поток электродвигателя уменьшаются, а частота вращения увеличивается. С ползунком реостата Rв связан конечный выключатель в цепи КнП. Причем этот конечный выключатель замкнут только при полностью зашунтированном резисторе Rв (номинальная чистота вращения). При движении ползунка вправо Rв сразу размыкается, но это на работу двигателя не влияет, так как контакторы Л1, Л2 получают питание через экономический резистор Rэ1 и блок-контакт Л2.

Для остановки двигателя нажимают на кнопку КнС. Повторный пуск кнопкой КнП возможен при замкнутом в ее цепи контакте Rв, что соответствует положению ползунка Rв справа. Так исключается возможность пуска при ослабленном потоке (сразу на повышенную скорость).

При перегрузках реле максимального тока РМ срабатывает и своим контактом выключает Л1, Л2.

Схема автоматического управления в функции давления

Рис. 5. Схема автоматического управления в функции давления

Переключение осуществляется одним переключателем, имеющим контакты Kl, К2, К3. При ручном управлении эти контакты находятся в нижнем положении. Нажатием на кнопку КнП включают контактор Л и запускают двигатель. При автоматическом управлении контакты K1, К2, К3 переключателя переводятся в верхнее (на схеме) положение. На рис. 4 положение переключателя соответствует автоматическому управлению.

При достижении заданного уровня реле снова сработает и разомкнет контакт РДmax. Электродвигатель в связи с этим остановится, а схема управления возвратится в исходное состояние, будучи готовой к новому циклу работы.

Для управления применяют двухпозиционное реле давления с контактами РДmin, РДmax или поплавковое реле. При перегрузках в режиме ручного или автоматического управления срабатывает одно из тепловых реле РТ1 или РТ2, что приводит к отключению электродвигателя.

Схема управления автоматизированного электропривода копрессора

Схема автоматизированного управления электрокомпрессором

Рис. 6. Схема автоматизированного управления электрокомпрессором

Второй контакт РВ1 через 15 с включает сигнальное реле Р2, его замкнувшийся контакт может вызвать срабатывание тревожной сигнализации, но к этому времени насос, навешенный на компрессор, успевает создать нужное давление в системе смазки, и реле давления масла РДМ размыкается, обрывая цепь тревожной сигнализации. Если же давление в системе смазки компрессора упадет, то замкнется контакт РДМ, создастся замкнутая цепь тревожной сигнализации и сработает звонок (на схеме не показан).

При повышении давления воздуха в баллонах выше 6 кгс/см 2 контакт РДmin размыкается, но реле Р1 продолжает получать питание через свой блок-контакт Р1, шунтирующий реле РДmin. При достижении давления воздуха в баллонах 8 кгс/см 2 размыкается контакт реле РДmax, что приводит к остановке компрессора. При падении давления ниже 8 кгс/см 2 контакт РДmax замыкается, но пуск компрессора произойдет только после того, как снизится давление воздуха до 6 кгс/см 2 и замкнется контакт реле РДmin.

Cхема электропривода холодильной фреоновой установки

На рис. 7 показана схема электропривода холодильной фреоновой установки системы кондиционирования воздуха. Электродвигатели насосов охлаждающего M1 и рассольного М2 запускают вручную. Для этого включают автоматы управления АУ1, АУ2 и замыкают кнопки пуска КнП1, КнП2. Срабатывают контакторы ВК1, ВК2, двигатели начинают работать.

Одновременно включаются блокировочные реле Р, Р1, замыкаются их контакты в схеме пуска компрессора.

Если не работает охлаждающий или рассольный насос, то пуск компрессора невозможен (контакт Р или Р1 разомкнут в цепи контактора пуска компрессора ВК3).

После запуска двигателя M1 должны установиться нормальные параметры рассола и охлаждающей воды, о чем сигнализируют контакты: ДТР (датчик температуры рассола); РР (реле расхода рассола); РД (реле давления, размыкает свой контакт в том случае, если давление в магистрали слишком понизится или повысится).

После включения автомата компрессора АУ3 при нормальных параметрах рассола и охлаждающей воды включаются защитные реле Р3, Р4, Р5, их контакты в цепи промежуточного реле Р6 замыкаются. Теперь нажатием на кнопку КВ можно включить реле Р6. Его контакт замкнется в цепи контактора ВК3. Только теперь возможен пуск компрессора вручную.

Схема электропривода холодильной фреоновой установки системы кондиционирования воздуха

Рис. 7. Схема электропривода холодильной фреоновой установки системы кондиционирования воздуха

Рассмотренная схема, по сравнению с действительной, упрощена, не показаны элементы сигнализации.

РД служит для автоматического выключения МВК при достижении давления 5 кгс/см².


ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ТОКОПРИЕМНИКАМИ

Подъем и опускание токоприемников осуществляется по поездным проводам 25 и 26 импульсными кнопками « Токоприемник поднят» и «Токоприемник опущен» ( при наличии воздуха и включенной батареи).

ПОДЪЕМ. Вентиль КЛТ-П получает питание в том случае, если будет выключено реле РББ-2, то есть будет замкнута его блокировка в проводе 25-25А. (РББ –реле блокировок безопасности).

Положение РББ-2 зависит от положения реле РББ –1, которое своей блокировкой в проводе 21-26А обесточивает РББ-2. А положение РББ-1 зависит от блокировок безопасности в проводе 31, то есть РББ-1 будет включено тогда, когда все блокировки безопасности будут замкнуты.


ОПУСКАНИЕ: вентиль КЛТ-0 получает питание по проводу 26. При обесточивании реле РББ-1, оно своей блокировкой в проводе 21-26 А (провод 21 получает питание от провода 15) подает питание на КЛТ-0 и РББ-2, токоприемник опускается на том моторном вагоне, где отключилось реле РББ-1.

При срабатывании реле ПТРС ( промежуточное температурное реле сигнализации) на любом вагоне данной секции его блокировка в проводе 15Г-90 так же питание на КЛТ-0 и РББ-2 и токоприемник опускается. Реле РББ-1 всегда под питанием при включенной батарее от провода 15 на провод 21.

Блокировка РББ-2 в проводе 25-25А исключает подъем токоприемника до устранения неисправности. Реле РББ-1 своей блокировкой в проводе 22п-17А разрывает цепь питания провода 17, а он отключает ПРУ.


ЗАПУСК ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ.

После включения ВУ запитывается провод 22. От цепей моторного вагона через автомат Q19, блокировки реле РББ1, РББ2 получает питание секционный провод 17. На прицепном вагоне от него включается промежуточное реле управления ПРУ .

Через его блокировку ПРУ 15-20А и автоматы Q23, Q21 поступает питание на удерживающую катушку и вентиль БВ. Через блокировку ПРУ 20 Г-20В включается контактор преобразователя КП при условии, что выключатель В1 нажат, а автомат Q26 не сработал ( от него также питается блок управления преобразователя БУП).

Цепь включения контактора КП такова: провод 15, автомат Q26, выключатель В1, блокировка ПРУ, обратная блокировка ПКП, катушка КП, реле защиты РЗП-3, тепловое реле Тр7, разъем Ш17- 19, автоматический выключатель Q1 (минусовая цепь проходит через блок ).

Включившись, контактор КП ставит под напряжение сети двигатель преобразователя. Двигатель набирает обороты. Включившееся реле обратного тока РОТ блокировкой 15И-20Е подает питание на вход блока БУП «реле тока». По мере разгона двигателя возбуждается генератор и растет его напряжение . Включается контактор генератора КГ и своей блокировкой

20В- 20С шунтирует блокировку ПКП.

Когда напряжение на генераторе станет номинальным, появляется сигнал «заряд», и включается контактор батареи БК. Он переводит батарею в режим заряда и подключает потребители к выпрямителю Д32-Д37. Выходной сигнал «задержка» появляется примерно через 3 секунды после сигнала «реле тока».

Появление сигнала «защита» вызывает срабатывание РЗП-3 и разбор схемы. Сигнал может появиться в следующих случаях: при фазном напряжении генератора более 160 В и частоте 50 Гц, частотах более 75 Гц, но нормальном фазном напряжении 127В;если более секунды на входе «U mak» напряжение свыше 125В или менее 85В. .

В цепь независимой обмотки двигателя введено тепловое реле ТР-7. При повышенном токе в обмотке (т.е. при пониженной частоте) реле срабатывает и отключает преобразователь.

Во время торможения с независимым возбуждением значительно возрастает нагрузка на генератор, а значит и преобразователь в целом ( напомним, что обмотки возбуждения тяговых двигателей запитываются от генератора ). Чтобы избежать ложных срабатываний защиты, она загрубляется введением резистора R16 на вход «нейтраль». Реле защиты РЗП-1 включится во время электрического торможения и расшунтирует резистор R16.

Цепи управления мотор-компрессором. Блок управления МК

Для подачи напряжения 110 В в цепь блока управления мотор-компрессором (МК) необходимо включить автоматический выключатель SF3 (см. рисунок 1.19), расположенный на панели автоматов в шкафу МПСУ и Д.

После включения ВЦУ подается напряжение 110 В на блок управления компрессором М13 по проводу 569. Через 30 секунд включается дроссельный клапан Y1 (см. рисунок 1.20) для исключения утечки сжатого воздуха из питательной магистрали электровоза.

Рисунок 1.19 – Схема цепи управления мотор-компрессором

Подача напряжения на двигатель МК с ПЧ ПСН (см. рисунок 1.9) возможно только при следующих условиях:

· включен быстродействующий выключатель;

· отсутствует команды «Возврат защиты»;

· есть сигнал “Контроль ПСН” (включены контакторы КМ1, КМ2);

· есть сигнал “Готовность МК” от блока управления МК на БВС № 1.

При включении на пульте управления кнопки SB27 «Компрессоры» или SB11 «Принудительное включение компрессора» и давлении в напорной магистрали любой секции менее 0,75 МПа (7,5 кгс/см 2 ) подается команда на включение реле РП11. Так же поступает команда в ПЧ ПСН на включение электродвигателя МК. Величина уставки частоты питающего напряжения двигателя МК плавно увеличивается до 50 Гц (100 %), за время, определяемое программой преобразователя частоты ПСН.

Отключение МК происходит при достижении давления в напорной магистрали любой секции величины 0,9 МПа (9,0 кгс/см 2 ), если включение производилось по команде «включение МК». Если включение производилось по команде «Включение МК принудительно», то отключение происходит при снятии этой команды путем отключения кнопки SB11 «Принудительное включение компрессора». После отключения МК на 30 секунд остается отключенным дроссельный клапан Y1 для разгрузки компрессора.

Схема цепей блока управления компрессором показана на рисунке 1.20.

Блок управления компрессорной установкой предназначен для управления, визуального контроля параметров, защитных блокировок, защитного отключения установки при выходе контролируемых параметров за предельно-допустимые значения, оперативной и аварийной световой сигнализации.


Рисунок 1.20 – Схема блока управления компрессором

Блок управления обрабатывает входные сигналы, в том числе:

Для индикации состояния компрессора на монитор пульта управления машиниста выдается информация о готовности, предаварийных или аварийных ситуациях в работе.

Блок управления снабжен энергонезависимой памятью, в которой запоминаются аварийные отключения и значения всех параметров с привязкой к моточасам. При необходимости, архив аварий может быть извлечен с помощью IBM-совместимой ЭВМ по последовательному каналу.

Устройство имеет встроенный импульсный источник питания, который сохраняет работоспособность при постоянном напряжении питания 60…180 В.

Диапазон рабочих температур блока управления МК от минус 40 до плюс 60 °С.

При температуре окружающей среды от минус 40 до минус 25 °С блок управления МК отключен от источника питания. При таких температурах внутренний датчик температуры блока включает встроенный нагреватель, и после достижения внутри корпуса температуры минус 25 °С автоматически подает питание на блок управления.

Расположение элементов индикации на блоке управления МК показано на рисунке 1.21.

На лицевой панели блока управления МК располагаются:

1 – семисегментный индикатор температуры масловоздушной смеси на выходе компрессора, °С;

2 – семисегментный индикатор температуры масла в маслоотделителе, °С;

3 – семисегментный индикатор давления сжатого воздуха, МПа;

4 – семисегментный индикатор индикации моточасов, мин.;

5 – единичный индикатор – «Напряжение подано»;

6 – единичный индикатор – «Подогрев включен»;

7 – единичный индикатор – «Компрессор работает»;

8 – единичный индикатор – «Клапаны включены»;

9 – единичный индикатор – «Перепад давления на сепараторе»;

Дублирование индикации машиниста в контроллере:

11 – единичный индикатор К1 – «Готовность к работе»;

12 – единичный индикатор К2 – «Предупреждение об аварии»;

13 – единичный индикатор К3 – «Авария».

Рисунок 1.21 – Расположение элементов индикации на панели блока

После подачи напряжения питания на блок управления МК должен включиться единичный индикатор «Напряжение подано» (поз. 5 рис. 4.21) и «Клапаны включены» (поз. 8). В зависимости от состояния входных дискретных и аналоговых сигналов установятся индикаторы поз. 7, 9, 10, 11, 12, 13. Подробно показания состояния индикаторов расписаны в таблицах 1.7 и 1.10.

Если пришла команда на включение мотор-компрессора, включается индикатор «Компрессор работает» (рис. 1.21 поз.7), а индикатор «Клапаны включены» (поз. 8) выключаются.

Если на момент включения МК температура масловоздушной смеси составит 115 °С, то через 60 секунд компрессорная установка разгрузится и индикатор «Клапаны включены» (рис. 1.21 поз. 8) включится.

Включение и отключение цепи питания тэнов ЕК (см. рисунок 1.20) осуществляется вручную при помощи кнопки с фиксацией SB1, которая установлена на блоке управления МК. Температура масла в маслоотделителе контролируется датчиком ТА2. Если температура масла не превышает установленной величины (меньше 0 °С) и включена кнопка SB1, то включиться индикатор подогрева «Авария» (рис.1.21 поз. 10). Одновременно, с периодом замыкания 1 секунда, включается реле К2 и индикатор «Предупреждение об аварии» (рис. 1.21 поз. 12), а через контакт реле К2 сигнал «Запрет» поступает на БВС № 1. В алгоритме управления нагревом реализован гистерезис, при котором отключение тэнов ЕК происходит при +5 °С, а повторное включение при минус 1 °С.

После прогрева масла до уставки температуры +5 °С в блоке управления выключаются:

Включится индикатор готовности к работе «Компрессор готов» (рис. 1.21 поз. 11) и через контакт реле К1 сигнал «Готовность компрессора» поступает на БВС № 1.

Подключение прессостата к компрессору и его настройка

Одним из основных показателей воздушных компрессоров является рабочее давление. Другими словами, это уровень сжатия воздуха, созданный в ресивере, который необходимо поддерживать в пределах определенного диапазона. Вручную, ссылаясь на показатели манометра, это делать неудобно, поэтому поддержанием необходимого уровня сжатия в ресивере занимается блок автоматики компрессора.

Устройство и принцип работы блока автоматики

Для поддержания давления в ресивере на определенном уровне, большинство воздушных компрессоров имеют блок автоматики, прессостат.

Данный элемент оборудования включает и отключает двигатель в нужный момент, не допуская превышения уровня сжатия в накопительной емкости или слишком низкого его значения.


Реле давления для компрессора представляет собой блок, содержащий следующие элементы.


  1. Клеммы. Предназначены для подключения к реле электрических кабелей.
  2. Пружины. Установлены на регулировочных винтах. От силы их сжатия зависит уровень давления в ресивере.
  3. Мембрана. Установлена под пружиной и сжимает ее под действием сжатого воздуха.
  4. Кнопка включения. Предназначена для запуска и принудительной остановки агрегата.
  5. Фланцы соединения. Их количество может быть от 1 до 3. Предназначены фланцы для подсоединения реле включения компрессора к ресиверу, а также для подсоединения к ним предохранительного клапана с манометром.

Кроме всего, автоматика на компрессор может иметь дополнения.

  1. Клапан разгрузки. Предназначен для сброса давления после принудительной остановки двигателя, что облегчает его повторный запуск.
  2. Тепловое реле. Данный датчик защищает обмотки двигателя от перегрева путем ограничения силы тока.
  3. Реле времени. Устанавливается на компрессорах с трехфазным двигателем. Реле отключает пусковой конденсатор через несколько секунд после начала запуска двигателя.
  4. Предохранительный клапан. Если произойдет сбой в работе реле, и уровень сжатия в ресивере поднимется до критических значений, то во избежание аварии сработает предохранительный клапан, сбросив воздух.
  5. Редуктор. На данном элементе устанавливаются манометры для измерения давления воздуха. Редуктор позволяет выставить требуемый уровень сжатия воздуха, поступающего в шланг.


Принцип работы прессостата выглядит следующим образом. После запуска двигателя компрессора в ресивере начинает повышаться давление. Поскольку регулятор давления воздуха подсоединен к ресиверу, то сжатый воздух из него поступает в мембранный блок реле. Мембрана под действием воздуха выгибается вверх и сжимает пружину. Пружина, сжимаясь, задействует переключатель, который размыкает контакты, после чего двигатель агрегата останавливается. При снижении уровня сжатия в ресивере, мембрана, установленная в регулятор давления, выгибается вниз. Пружина при этом разжимается, а переключатель замыкает контакты, после чего происходит запуск двигателя.

Схемы подключения прессостата к компрессору

Подключение реле, контролирующего степень сжатия воздуха, можно разделить на 2 части: электрическое подключение реле к агрегату и подсоединение реле к компрессору через соединительные фланцы. В зависимости от того, какой двигатель установлен в компрессоре, на 220 В или на 380 В, существуют разные схемы подключения прессостата. Руководствуюсь этими схемами, при условии наличия определённых знаний в электротехнике, можно подключить данное реле своими руками.

Подключение реле к сети 380 В

Чтобы подключить автоматику к компрессору, работающему от сети 380 В, используют магнитный пускатель. Ниже приведена схема подключения автоматики к трем фазам.


На схеме автоматический выключатель обозначен буквами “АВ”, а магнитный пускатель – “КМ”. Из данной схемы можно понять, что реле настроено на давление включения 3 атм. и отключения – 10 атм.

Подключение прессостата к сети 220 В

К однофазной сети реле подключается по схемам, приведенным далее.


На данных схемах указаны различные модели прессостатов серии РДК, которые можно таким способом подключить к электрической части компрессора.

Подсоединение прессостата к агрегату

Подключить реле давления к компрессору довольно просто.


  1. Накрутите на патрубок ресивера прессостат, использовав его центральное отверстие с резьбой. Для лучшей герметизации резьбы рекомендуется использовать фум-ленту или жидкий герметик. Также реле может подсоединяться к ресиверу через редуктор.
  2. Подсоедините к самому маленькому выходу из реле, если он имеется, разгрузочный клапан.
  3. К остальным выходам из реле можно подключить либо манометр, либо предохранительный клапан сброса. Последний устанавливается в обязательном порядке. Если же манометр не требуется, то свободный выход прессостата необходимо заглушить металлической пробкой.
  4. Далее, к контактам датчика подсоединяются провода от электросети и от двигателя.

После того, как полное подключение прессостата будет завершено, необходимо настроить его на правильную работу.

Регулировка давления в компрессоре

Как уже говорилось выше, после создания определенного уровня сжатия воздуха в ресивере, прессостат отключает двигатель агрегата. И наоборот, при падении давления до границы включения, реле снова запускает двигатель.

Важно! По умолчанию, реле, как однофазных аппаратов, так и агрегатов, работающих от сети 380 В, уже имеют заводские настройки. Разница между нижним и верхним порогом включения двигателя не превышает 2 бар. Данное значение изменять пользователю не рекомендуется.

Но нередко возникшие ситуации заставляют изменить заводские настойки прессостата и отрегулировать давление в компрессоре на свое усмотрение. Изменить получится только нижний порог включения, поскольку после изменения верхнего порога выключения в сторону увеличения воздух будет сбрасываться предохранительным клапаном.

Регулировка давления в компрессоре проводится следующим образом.


  1. Включите агрегат и запишите показания манометра, при которых двигатель включается и отключается.
  2. Обязательно отсоедините аппарат от электросети и снимите крышку с прессостата.
  3. Сняв крышку, вы увидите 2 болта с пружинами. Большой болт часто обозначается буквой “Р” со знаками “-” и “+” и отвечает за верхнее давление, при достижении которого аппарат будет отключен. Для повышения уровня сжатия воздуха следует повернуть регулятор в сторону знака “+”, а для понижения – в сторону знака “-”. Вначале, рекомендуется сделать пол оборота винтом в нужном направлении, после чего включить компрессор и проверить степень повышения давления или его снижения с помощью манометра. Зафиксируйте, при каких показателях прибора произойдет отключение двигателя.
  4. С помощью маленького винта можно регулировать разницу между порогами включения и выключения. Как уже говорилось выше, не рекомендуется, чтобы данный интервал превышал 2 бара. Чем интервал будет больше, тем реже будет запускаться двигатель аппарата. К тому же, в системе будет значительным и перепад давлений. Настройка разницы порогов включения-выключения производится таким же образом, как и настройка верхнего порога включения.

Кроме всего, необходимо настроить редуктор, если он установлен в системе. Необходимо выставить на редукторе такой уровень сжатия, который соответствует рабочему давлению подключенного к системе пневматического инструмента или оборудования.

Читайте также: