Правда ли что первые cd диски могли проигрываться только специальными cd проигрывателями

Обновлено: 06.07.2024

Эра компакт-дисков, а стало быть, и всех смежных с ними технологий, медленно, но верно подходит к концу. Однако до сих пор существуют любители классического исполнения музыки или фильмов. Так же, как и граммофонных пластинок. Для чтения компакт-дисков применяются специальные устройства — проигрыватели CD дисков. В статье представлен обзор таких аппаратов, их характеристики и интересные возможности.

История появления

Как это ни странно, но учёные добились успехов в лазерной обработке компакт-дисков до того как разработали первые персональные компьютеры. Руку к этому открытию приложили двое российских изобретателей - Александр Прохоров и Николай Басов. Именно они создали основу для технологии - первый холодный лазер. За что и получили премию Нобеля. Дальнейшим же развитием и созданием полноценных устройств чтения и, собственно, самих носителей стали заниматься Philips и Sony.

Основными двигателями в популяризации технологии компакт-дисков были IT-гиганты - Microsoft и Apple.

проигрыватель cd дисков

Долгое время компании Sony и Philips не могли прийти к общему знаменателю в вопросе объёма хранимых данных. Изначально Sony предлагала диск размером в 100 мм, а Philips — 115.

По одной из версий, ёмкости диска должно было хватить на то, чтобы записать на него симфонию Бетховена №9. Такова была установка, которая в итоге и легла в основу стандарта компакт-диска.

В итоге обе компании сошлись на том, что за стандарт будет принят размер в 120 мм, длительность в 74 минуты и частота в 44,1 кГц.

Развитие объёма

Работы на компакт-дисками не прекращались и в 1996 в Японии появился новый стандарт — DVD. Его минимальный объем — 4,7 ГБ. В то время этого хватало для записи полноценного фильма в приемлемом качестве. Совершенствование этой технологии привело к возможности использования обеих сторон диска, а также нескольких рабочих слоёв на них. Это позволило увеличить общий объем до 17 ГБ.

Приход MP3

О формате MP3 слышал, наверно, каждый, кто хоть раз скачивал музыку из интернета. Этот формат ворвался в мир звука и перевернул все с ног на голову.

В общих чертах, MP3 — это кодек, то есть механизм сжатия и распаковки аудиоданных по особому алгоритму. Он позволил производить запись на компакт диски музыку общей длительностью во много раз больше стандартных 74 мин. В частности, на обычный CD могло «войти» около 200 песен в формате MP3. На данный момент он является самым популярным и известным типом файлов музыкальных произведений и композиций.

Однако, для воспроизведения данного типа требовались специальные плееры с соответствующим кодеком. Так появились проигрыватели CD MP3 дисков.

Как происходит чтение с компакт-диска?

Проигрыватель CD дисков производит считывание данных с помощью луча лазера. В основе принципа лежит учёт изменения интенсивности отражения света от поверхности. Таким образом происходит подсчет чередований углублений на основании диска.

Вращение диска происходит за счёт двигателя. Считывающая головка при этом тоже не стоит на месте. С помощью сервоприводов она перемещается от центра диска к его краю.

На старте работы устройство читает данные из заголовка, которые расположены в начале диска, то есть там, где его диаметр меньше. С помощью полученных сведений система узнает, в каком месте находится тот или иной участок песни, фильма или данных. И может быстро позиционировать считывающую головку в нужное место.

Иногда читающая головка по той или иной причине оказывается загрязненной. А так как находится она внутри устройства, то устроить ручную чистку не имеется никакой возможности.

Поэтому используются специальные чистящие диски CD проигрывателя. Они могут быть как сухими, так и влажными. На их поверхность нанесён специальный чистящий элемент, который при вращении задевает линзу, тем самым очищая её.

Однако, судя по отзывам пользователей, данный подход не всегда справляется со своей задачей и многие рекомендуют потратить время на разбор устройства и почистить элемент вручную.

Первые проигрыватели CD дисков

Основоположником серии стал CDP-101 от компании Sony. В своё время он стоил очень дорого. Считывание производил оптический датчик с полупроводниковым лазером посредством цифрового чтения.

проигрыватель cd dvd дисков

Из первых удобств на нем отмечают то, что можно было быстро выбрать нужную композицию и ее положение. В качестве индикатора использовался простой дисплей, на котором отображалось время музыкального произведения.

В качестве подачи диска использовался выезжающий лоток. Весь процесс управления производился с помощью десяти физических кнопок.

Данный аппарат положил начало стандартам в отрасли устройств для чтения компакт-дисков.

"Эстония ЛП-001 Стерео"

Первым отечественным проигрывателем CD дисков стал "Эстония ЛП-001". Его выпускал Таллинский завод «Пунане РЭТ».

Он обладал всеми присущими такому типу проигрывателей функциями — чтение музыкальных дорожек и быстрый переход от композиции к композиции.

проигрыватель cd mp3 дисков

Конечно, выражение «отечественный» немного неверно, так как большая часть комплектующих все же была фирмы Philips — лидера в этой отрасли на тот момент.

Современный рынок проигрывателей

В наше время устройства для воспроизведения CD все так же можно встретить на полках магазинов электроники. Правда, теперь их не узнать. Современный проигрыватель CD и DVD дисков — это многофункциональное, сложное техническое устройство с множеством «фишек» и возможностей.

Onkyo C-N7050

Внешний вид плеера напоминает классические устройства из 90-х. Однако, его «начинка» говорит об обратном.

Аппарат оснащён портами USB для подключения других устройств. Таким образом можно транслировать звук с более мобильных гаджетов прямо на этот CD-проигрыватель.

Также имеется порт Ethernet для соединения с компьютером.

переносной проигрыватель cd дисков

Список поддерживаемых форматов довольно обширен — MP3, AAC, FLAC, WAV и другие известные типы.

Philips EXP2540/02

Яркий представитель семейства портативных проигрывателей CD дисков.

Выполнен в изящном белом дизайне. Поддерживаемые форматы — MP3, CD, CD-R, CD-RW, которые он может воспроизводить в различных режимах. Например, в случайном порядке или повтора одной композиции.

В качестве источника звука используются стандартные 3,5 мм наушники. За индикацию во время работы отвечает ЖК-дисплей, который отображает информацию о номере альбома, степени заряда батареи, функциях и времени трека.

чистящий диск cd проигрывателя

Функция Magic ESP позволяет проигрывать композиции без рывков во время ударов или тряски. В её основе лежит кэширование частей трека во избежание прерывания звучания.

Panasonic SL-SW405

Ещё один переносной проигрыватель CD дисков. Его отличительная особенность — устойчивость к падениям и ударам. Прорезиненный корпус надёжно защищает от пыли и даже воды.

LCD дисплей отображает текущую информацию о треках, их длительности, состоянии батареи.

Имеет встроенный эквалайзер, который позволит настроить звучание для «гурманов» чистого звука.

Из интересных функций — возможность программирования последовательности треков.

проигрыватель cd дисков портативный

В качестве источников питания используются две батарейки формата AA. Данный компактный проигрыватель CD дисков идеально подходит для прослушивания музыки в пути, на прогулках, пробежках и путешествиях.

Будущее CD и отзывы пользователей

Как такового, будущего у компакт-дисков нет. Технологии развиваются и появляются все новые методы передачи и хранения данных. Вот уже и Flash накопители постепенно завоёвывают рынок. Их объёмы, скорость и надёжность в разы превосходят параметры CD.

В связи с этим пользователи все чаще проводят оценку проигрывателей компакт-дисков на фоне новых разработок. К примеру, часто сетуют на отсутствие беспроводной связи в стационарных CD-плеерах. Но ведь они именно для этого и создавались — для прослушивания музыки с CD. Нет необходимости в создании других источников звука, тем более таких, как сеть. Но некоторые производители все же внедряют в свою продукцию такую возможность, делая тем самым классический CD проигрыватель обычным посредником для передачи аудио.

компактный проигрыватель cd дисков

Ещё одним важным требованием пользователей к CD-плеерам, в частности портативным, было наличие так называемой системы "Антишок". То есть механизма защиты от встряски, которая могла неожиданно прервать композицию или вовсе перекинуть на следующую. С этим также был связан ряд отзывов в то время, когда CD=плееры были модной новинкой, а не архаичным устройством.

Philips CDM 101

Более 250 моделей проигрывателей компакт-дисков всех марок, были произведены в течение двух лет после запуска стандарта компакт-дисков, то есть с конца 1982 г. по начало 1985 г.

Lo-D DAD-800

Lo-D DAD-800

Philips CDM 101

Philips CDM 101

Sony CDP-101

Sony CDP-101

Полуоригиналы: CD плееры с совершенно новой эстетикой, но использующие механические / оптические и / или электронные технологии (цифровая обработка и цифро-аналоговое преобразование), позаимствованные у брендов первой категории. Среди этих «полу-оригиналов» можно назвать Toshiba XR-Z90, Yamaha CD-1, Aiwa DX-1000, Mitsubishi DP-101, Kyocera DA-01, Sanyo DAD-8, NEC CD803, Pioneer P-D1, Sharp DX-3 и некоторые другие.

NEC CD-803 kyocera _da01

Клоны CD плееры: представляют большое количество аппаратов таких крупных брендов, как JVC, Akai, Luxman, Denon, Grundig, Kenwood и других. Действительно, многие производители CD плееров по экономическим причинам решили использовать уже существующую модель в качестве первой модели в своем каталоге. Они проявили свой творческий потенциал только во втором раунде приводов первого поколения, когда они снова не адаптировали или перенимали существующую модель.

Marantz CD-34

Marantz CD-34

Эти копии имели разный успех и демонстрировали более или менее оригинальность, причем каждый бренд вносил свои эстетические, а иногда и практические модификации. Таким образом, все копии очень клонированного Lo-D DAD-800 (японское название Hitachi DA800) в стандартной комплектации имели инфракрасный пульт дистанционного управления,

В 1985 году престижный американский производитель McIntosh представил роскошную копию Philips CD304 для своего первого плеера McIntosh MCD7000. Только натренированный глаз мог распознать маскировку, что также было очень разумным, так как эта имитация требовала дополнительных затрат.

Philips CD303

Philips CD303

До 1985 года, когда началась большая стандартизация CD-плееров (черный цвет, горизонтальная загрузка ящика, стандартная ширина и т. д.), Наиболее клонируемыми брендами были Hitachi, Toshiba, Sanyo, Kyocera и Yamaha.

Philips_CD960

Philips_CD960

Несмотря на множество клонов, у потребителя был широкий эстетический выбор (при отсутствии широкого технического выбора). Производители предлагали CD-плееры с фронтальной загрузкой диска, горизонтальные или с люком в верхней части (Philips). Их физические пропорции варьировались от «маленького куба» до стандартного формата, а их вес варьировался от 4 до более 14 кг.

Тем не менее, CD-плееры, выпущенные между 1982 и 1985 годами, несли множество очень сложных и совершенных механизмов воспроизведения, отражая желание их первоначальных разработчиков производить эффективные и надежные устройства. Это похвальное обязательство, гарантированное частым использованием качественных компонентов и материалов (механические, шасси, электроника), длилось всего несколько лет, и металл быстро уступил место пластику для движущихся частей (включая оптический блок) по понятным причинам стоимости продукции.

Однако значительное снижение качества изготовления потребительских считывателей было в значительной степени компенсировано повышением технических характеристик сервосистем (электронное сервоуправление механическими элементами) за счет уменьшения количества «настраиваемых» узлов.

Среди всех моих ретроувлечений минидиск выделяется необходимостью поиска нетривиальных решений каких-то вроде бы базовых задач. Созданный в 1992 году, этот аудиоформат был предназначен для записи звука в режиме реального времени: как кассета, только цифровой и магнитооптический. Он вроде бы ничем концептуально не отличался от компакт-диска, а ведь CD-болванки последовательно «прокачивались» по части скорости записи данных: сначала 2-4х, и вплоть до 54х или больше 8 мегабайт в секунду. Нарезать часовой музыкальный альбом за пару минут — легко. С минидиском ничего легко не происходит. Нет даже «компьютерного» способа записи: когда выбираешь файлы или хотя бы музыкальные треки на компьютере, щелкаешь мышкой, и они записываются.


Точнее, способ есть, но для поздней реинкарнации минидиска, и с уменьшенным в два раза битрейтом. До сих пор нет способа записать минидиск в оригинальном (1992 года издания) формате ATRAC SP, с битрейтом 292 килобита в секунду, напрямую с компьютера, быстро, надежно и без потерь в качестве. Можно записать ненадежно. Или с потерями. Быстро — вообще никак. Но есть специальный прибор, который таки может переписывать музыку на MD с ускорением в четыре раза. Как большой фанат этого устаревшего формата, я не мог пройти мимо. Рассказываю, что вышло. Заодно в этом тексте я начинаю исследовать сам компакт-диск — формат хоть и тоже устаревший, но невероятно интересный, успешный, удобный, и доступный по сей день.

Предыдущие статьи про минидиск:

Ретрофанат должен страдать

1999 год. В продвижение минидиска вложены немалые средства. Продажи, до этого в Европе и США колебавшиеся если не около нуля, то близко, начинают расти. Миллионы устройств, портативных и стационарных, десятки миллионов носителей. Устройства хоть и дорогие, но интересные, модные, достаточно удобные — в общем это пока не похоже на провал, хотя все предпосылки к скорому закату уже созданы. Представьте себя на месте обеспеченного фаната самых современных технологий 20-летней давности. У вас есть бюджет почти на любую техническую новинку, вы любите музыку, хотите слушать ее максимально удобно и дома, и в путешествии, и по пути на работу в автомобиле. Самый очевидный вариант — компакт-диск. Цифровой звук, умеренно надежный носитель, большой ассортимент устройств на любой вкус. Правда релизы на CD достаточно дорогие, и (допустим) вы серьезный коллекционер музыки, и не хотите допустить неизбежных при обращении на ходу царапин. Что делать? Можно делать копии CD на болванки CD-R или даже на CD-RW, но это дело относительно новое, еще не совсем понятное, а сами записываемые носители — не очень дешевые, от 2 долларов за диск и выше.


Если вы живете в Японии, то в вашей стране распространена услуга проката CD — вечером после работы берете новый музыкальный альбом домой, на следующее утро возвращаете, в процессе, чего уж там, сделав копию для себя. Для этого идеально подходит минидиск: на тот момент доступны недешевые, но очень компактные портативные устройства, можно поставить MD-магнитолу в автомобиль или даже купить машину со штатным приводом (такая опция была у BMW, ну и почти у всех японских брендов). Покупаете (берете в аренду, одалживаете у знакомых) CD, делаете копию на минидиск и слушаете сколько душе угодно и где угодно. Короче, 21 год назад для минидиска хоть и с большими оговорками, но существовал реалистичный сценарий использования. Если вы могли такое себе позволить: это же надо купить и CD-проигрыватель, и минидисковый рекордер, да и сами диски тоже стоят денег — в лучшем случае чуть-чуть дороже тех самых болванок CD-R, примерно 2,5 доллара за штуку, если брать мелким оптом.


В предыдущей статье про этот винтажный аудионоситель я упомянул пример переписывания музыки с помощью отдельных CD и MD-устройств, подключенных по цифровому интерфейсу S/PDIF. Это не самый удобный способ: все происходит в режиме реального времени, после записи желательно прописать на минидиске теги — название альбома и отдельных треков. Хочется делать это всё одной кнопкой, и для этого существует специальное устройство: комбинированная CD-MD-дека. В августе 2020 года я покупаю такой аппарат, выпущенный в 1999 году комбайн Sony MXD-D3.


Для поклонника Sony MD это прекрасное домашнее устройство — оно позволяет и записывать минидиски с внешних источников, и переписывать CD напрямую на минидиск, и слушать музыку на двух носителях. Для истинных ценителей с бездонным кошельком это не самый лучший вариант. Например, в нем отсутствует цифровой оптический выход, а качество аналоговых входов и выходов — хоть и достаточное, но бывает и лучше. Это уже третий «комбайн» от Sony, но только в нем появляется интересующая нас фича — запись музыки на минидиск в четыре раза быстрее, чем в режиме реального времени. Насколько мне известно, до этого такой фичи не существовало вообще. Да и после была выпущена еще пара моделей CD/MD-дек и несколько музыкальных центров, способных переписывать быстро. Для большинства людей цена на этот аппарат все равно запредельная — 400 долларов (620 с учетом инфляции). MXD-D3 — единственная модель, широко продававшаяся в Европе и США, и то сейчас ее достаточно сложно найти. Все остальные устройства серии скорее всего придется искать в Японии. И еще: CD-рекордер с двумя приводами, с такой же функциональностью, стоит на тот момент столько же.


Это редкий аппарат конца девяностых, большие размеры которого оправданы: тут два механизма, каждый со своей управляющей платой, и общая система управления, преобразования аналогового сигнала в цифровой, и прочего. MXD-D3 умеет почти все, на что способна специализированная минидисковая дека: запись звука с широкими возможностями редактирования, воспроизведение музыки с повтором, случайно, и по программе. Функция «машина времени» (запись шести секунд звука до нажатия на кнопку — помогает в ситуации «началась хорошая песня по радио, но слишком поздно среагировал»). Автоматическое разделение записи на треки по тишине между песнями или через заданные интервалы, автоматическое начало записи при появлении сигнала. И так далее: хороший набор фич для домашней студии, готовое и простое решение, в отличие от компьютерного звука.


Очень интересно сделан дисплей. По умолчанию, на нем в две строки отображаются данные и для компакт-диска, и для минидиска. Кнопкой на корпусе можно переключить экран в режим «только CD» или «только MD». Два набора кнопок управления позволяют удобно управлять воспроизведением каждой из половинок устройства, а вот на пульте пришлось сделать аппаратный переключатель режимов.


Что нас сегодня больше всего интересует: две кнопки между приводами, для копирования всего компакт-диска на минидиск одним нажатием, соответственно со скоростью 1x и 4x. В режиме реального времени можно параллельно слушать музыку, в ускоренном — понятно, нельзя. Кроме того, возможность переписывать диск в режиме реального времени была предусмотрена для плохо читающихся CD — поцарапанных, гнутых. Впрочем, инструкция обещает, что в скоростном режиме при ошибках чтения устройство автоматически снизит скорость.


Еще один вариант быстрого переписывания с диска — кнопка Rec-IT. Работает это так: слушаем CD, нам нравится какой-то трек, нажимаем эту кнопку. Воспроизведение начинается сначала, и один трек переписывается на минидиск. Если на нем, конечно, хватит места: имеющаяся запись не стирается, в любых режимах новые треки добавляются в конец. Итого: можно пиратствовать от души, переписывая CD целиком (хотя для персонального использования это не возбраняется), можно делать сборники из отдельных треков, с разных компакт-дисков, просто и без лишней возни с редактированием.


Хотите сложно? Тоже можно: специальный режим делает CD-привод как бы внешним устройством — он работает сам по себе, а режим записи вы выбираете сами, можно даже уровень сигнала поменять, записать только фрагмент одного трека, или даже «вставить» музыкальную цитату в любое место на минидиске.


Все это очень здорово, но покупал я этот ретро-девайс не для этого. В 2020 году у меня все еще есть музыка на компакт-дисках, но большую часть новых альбомов я покупаю в виде кучки файлов, скачивая их, например, с сервиса Bandcamp. Задача: (почти) одним нажатием создавать копию на минидиске по всей форме: с разбиением на треки, названиями композиций и прочим. Прежде чем рассказывать об этом методе прикручивания современной музыки к древнему формату, отвлекусь на историю CD.

Аудио-CD с бонусами

Музыка на CD впервые появилась в продаже в 1982 году. В конце восьмидесятых компакт-дисков продается больше, чем пластинок, и вообще это самый успешный в истории носитель звука: продажи цифровой музыки на оптическом носителе растут вплоть до 2000 года. В прошлом году в США было продано 46 миллионов CD: хотя на данный момент абсолютно все физические носители устарели, музыку на дисках до сих пор можно купить в любом крупном магазине. По состоянию на 1982 год CD представлял собой однозначный технический прорыв, и до сих пор параметры «CD-качества» достаточны для любого непрофессионального применения. Почти 40 лет назад это была еще и крайне сложная, дорогая технология: объем и скорость обработки данных были на порядок выше, чем у первых персональных компьютеров. Наконец, на базе одного оптического носителя позднее создается множество производных стандартов. В конце восьмидесятых — CD-ROM для хранения данных, тогда же — CD-R для однократной записи. В конце девяностых компьютерная инкарнация компакт-диска становится доступной и универсальной: в каждом десктопе и почти в каждом ноутбуке есть оптический привод, для музыки, чтения и записи данных.

Это важная часть в истории компьютерной техники и бытовой электроники, про которую можно рассказывать очень долго, вспоминая такие подзабытые сущности как «овербёрнинг», «защита от опустошения буфера», «стандартное смещение при чтении и записи», и подобное. В конце девяностых ассортимент форматов на базе компакт-диска пополняется двумя важными для этого рассказа. В 1997 году в продажу поступают перезаписываемые диски CD-RW — это прямой конкурент минидиска. Чуть больше диаметром, чуть менее долговечный (1000 перезаписей по сравнению с миллионом), больше подверженный царапинам из-за отсутствия защитного кейса. Зато на CD-RW можно сделать точную копию аудиодиска или записать 650 (позднее 700) мегабайт данных. В 1996 году добавляется расширение стандарта Audio CD под названием CD-TEXT: можно сделать аудиодиск с тегами, которые будут отображаться при воспроизведении.



Мог ли наш меломан записать диск с тегами самостоятельно? Тоже не факт: данную возможность должен был поддерживать рекордер. В 2020 году я хочу поначалу обойтись малой кровью и использовать внешний CD-привод с интерфейсом USB. Не получается: он не умеет в CD-TEXT. Приходится доставать умеренно старый IDE-привод LG и подключать его к моему умеренно современному десктопу. В корпусе компьютера нет отсеков под пятидюймовые устройства, пристраиваю привод где-то сбоку. Начинается тонкая операция по сравнительно безболезненному изготовлению минидисков.

Запись CD-TEXT

Как правило для чтения и записи аудиодисков я использую ту самую программу Exact Audio Copy. Увы, при попытке записи CD-TEXT эта программа зависает. Пришлось использовать утилиту ImgBurn. Это бесплатная и очень функциональная утилита для записи дисков вплоть до Blu-Ray. Ссылку на официальный сайт не прикладываю, так как распространяемая там версия, увы, снабжена суровым рекламным довеском.


Еще одна бесплатная утилита — CUETools — используется для подготовки образа для записи, состоящего из одного wav.файла и текстового файла .cue для разметки.


CUETools — интересный софт для пиратов любителей точных копий CD. Помимо различных вариантов преобразования образов CD в отдельные файлы любого формата, и файлов — в образы, он еще сверяет альбомы с пополняемой сообществом базой контрольных сумм. Для большинства популярных релизов на CD вы можете проверить, что в вашей копии (в любом из форматов сжатия без потерь) нет ошибок.


Процесс простой: я выбираю папку с альбомом, который хочу записать. Исходные файлы — в форматах FLAC или Apple Lossless. CUETools сверяет диск с общедоступной базой метаданных, откуда можно позаимствовать названия треков. У меня теги и так прописаны, я лишь меняю название альбома на строчку вида «Исполнитель — Год выпуска — Альбом» — это потом станет названием минидиска. Sony MXD-D3 поддерживает только латиницу, и даже диакритические знаки конвертирует в обычные. Кириллица не поддерживается совсем, вместо нее дека показывает нули. Возможно (но маловероятно), устройство понимает теги на японском языке. Но их не понимает ImgBurn. Вероятно японские иероглифы удастся прописать с помощью linux-утилиты на базе библиотеки libcdio. В описании к ней есть подробный анализ структуры данных CD-TEXT, а при записи образа CD можно отдельно прикрепить файл с тегами в расширенном формате.


CUETools сохраняет пару из .wav и .cue файлов, которые можно открыть в ImgBurn и записать диск. CD-TEXT в случае поддержки приводом будет записан автоматически. Дальше я вставляю болванку в деку, вставляю туда же минидиск, нажимаю кнопку и максимум через 20 минут получаю полностью оформленный альбом на древнем носителе.

Маленькие радости

Вся эта история — пример такого особого состояния ретрофаната, когда ему непростыми методами удается решить ретропроблему. Редкий случай, когда все работает как запланировано. Ну почти — то ли в силу возраста, то ли из-за специфики CD-RW минидисковая дека Sony изредка пропускает фрагмент трека при копировании. К счастью это легко определяется: длительность исходника и копии получается разная. Это очень сложный способ, позволяющий хоть как-то автоматизировать запись минидисков в их оригинальном формате. Создание промежуточной версии на CD-RW занимает меньше времени, чем запись минидиска в режиме реального времени с последующей простановкой тегов вручную.

Когда я изучал конкурента минидиску, формат Digital Compact Cassette компании Philips, я натолкнулся на причину, по которой кажется были созданы оба этих носителя. В конце восьмидесятых разработчики DCC (возможно и создатели минидиска тоже) исходили из того, что в цифровом мире будет реализована пара носителей, аналогичная аудиокассете и винилу. Пластинки — формат сугубо домашний, для прослушивания музыки с высоким качеством, достаточно хрупкий и не очень удобный. Кассеты — чуть менее качественные, но пригодные для портативного использования. Винил — только для прослушивания. Кассета — для записи.

Меняем пластинку на компакт-диск (дорогой, хрупкий). Вместо кассеты появился минидиск — надежный, компактный. Никаких компьютеров в этом уравнении вообще не предусматривалось. Вместо этого мы каждый день используем звукозапись как технологию: когда общаемся голосом в мессенджере, постим видео в Инстаграм. Но вообще об этом не задумываемся: отдельное устройство для записи звука используют только профессионалы со своими специфическими требованиями. Невозможность предсказать такое резкое изменение и стала причиной провала цифровых перезаписываемых носителей. Да и сам CD упорно не желал становиться «дорогим форматом только для дома». Он был достаточно компактным и надежным как единственный носитель, когда это было актуально.

Этот устаревший взгляд на принцип работы персонального аудиоустройства в компании Sony соблюдали в течение всей жизни формата. Если бы минидиск создавался по лекалам CD-ROM, это был бы просто универсальный перезаписываемый носитель данных. И тогда я бы нашел какой-нибудь ретроноутбук, вставил в него MD, нажал кнопку и переписал на него желаемую музыку с десятикратной скоростью. Но нет. Вместо этого приходится изобретать подобные ретровелосипеды. Надо сказать, делаю я это не без удовольствия.


Несмотря на стабильное укрепление позиций винила, многие из нас не хотят отказываться от CD-проигрывателя, а некоторые даже подумывают о покупке нового.

Независимо от того, присматриваете ли вы себе новый проигрыватель или хотите дать вторую жизнь имеющемуся, вам пригодится материал о том, как в максимальной степени реализовать потенциал такого Hi-Fi-компонента – и коллекции любимой музыки.

Прежде чем перейти к делу, мы хотели бы напомнить о том, что диски требуют бережного обращения. Конечно, они не так чувствительны к царапинам, как винил, однако достойное звучание можно получить только от CD с хорошим качеством поверхности. Если на ней имеются царапины или загрязнения, в лучшем случае диск будет проигрываться чуть хуже, а в критическом звук будет «скакать», или аппарат вообще откажется воспроизводить песню. Будьте внимательны к компакт-дискам и всегда убирайте их обратно в коробки, не допуская использования в качестве подстаканников на вечеринках.

Перед покупкой


Приобретая новый проигрыватель, стоит выбрать лучший из тех, что вы можете себе реально позволить. Если записанная на диске информация извлекается не полностью, потерянные данные невозможно будет восстановить в последующей части аудиотракта. Как правило, более высокая цена коррелирует с повышенным качеством конструкции и звучания.

Если вы решили купить новый CD-проигрыватель, подумайте о модели с цифровыми входами. К ним можно подключать другие цифровые источники – компьютеры, телеприставки, сетевые проигрыватели – и повышать качество их звучания благодаря (теоретически) ее более высококлассному цифроаналоговому преобразователю.

Это логично: специализированный аудиоисточник куда чаще оснащается хорошей микросхемой ЦАП, чем любое из перечисленных устройств.

CD-проигрывателю нужна надежная база

Первым делом убедитесь, что ваш новый проигрыватель будет стоять на надежной подставке, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций. Самый очевидный вариант – стойка под аппаратуру. В любом случае, платформа должна быть жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной.

Вибрации не так сильно влияют на CD-проигрыватели, как на виниловые вертушки, однако такие банальные факторы, как шаги по полу и даже звук из колонок, особенно на высокой громкости, заставляют считывающий механизм прилагать больше усилий, что может сказаться на воспроизведении.

Если вы не готовы с этим утверждением согласиться, проведите эксперимент. Положите слегка надутую велосипедную камеру под проигрыватель и прислушайтесь, не изменился ли звук. Не надувайте камеру до конца; задача заключается в том, чтобы она была насколько возможно мягкой, но при этом достаточно высокой – иначе ножки компонента будут касаться поверхности подставки.

Могут возникнуть трудности с выравниванием CD-проигрывателя по горизонтали, но улучшения в звуке оправдают все ваши усилия; а если вы их не заметите, то хотя бы от души повеселитесь.

Все дело в кабелях


Почти к любому CD-проигрывателю прилагается пара аналоговых кабелей. Не рассматривайте их как постоянное решение – они хороши разве что для самого начала работы: даже бюджетная модель будет звучать лучше при подключении качественными межблочными кабелями. Договоритесь о тестировании и приготовьтесь потратить 3000–5000 руб. на пару (или больше, если ваша система относится к классу High End).

У большинства проигрывателей аналоговые выходы снабжены привычными RCA-разъемами; некоторые могут похвастаться балансными XLR – они способны обеспечивать более качественный звук, хотя так бывает не всегда. Все зависит от того, насколько тщательно подошли разработчики к реализации симметричных контуров у источника и усилителя.

К сожалению, проверить это можно только экспериментальным путем. В большинстве случаев, если не рассматривать High-End-модели, с несимметричного выхода получается более качественный звук, а с балансного, как правило, у него просто выше громкость.

Еще одним интересным тестом, который обязательно стоит провести, будет использование оптического или коаксиального цифрового выхода: он позволяет подключить к проигрывателю внешний компонентный ЦАП. Такой способ может пригодиться в случае, если ваш проигрыватель работает хорошо, но вы хотите еще немного улучшить звук. На рынке представлено множество отличных моделей ЦАП; один из лучших вариантов – Chord Mojo.

Простота управления


Самые аскетичные CD-проигрыватели обходятся минимумом кнопок: одна – для открытия и закрытия дископриемника, еще две – для начала и остановки воспроизведения и парочка – для перехода вперед и назад по списку песен. Выход на наушники с собственным регулятором громкости пригодится для ночного прослушивания.

Как правило, к проигрывателю прилагается пульт ДУ, позволяющий управлять множеством функций – в том числе такими, для которых нет кнопок на лицевой панели – а также приостанавливать воспроизведение, программировать последовательность песен и т. п. Если у вас усилитель той же торговой марки, что и CD-проигрыватель, скорее всего, ими обоими можно будет управлять с одного пульта ДУ.

Отключение дисплея


Помимо номера воспроизводимой песни, некоторые проигрыватели отображают на дисплее ее название и имя исполнителя. Это может показаться странным, однако отключение дисплея нередко приводит к повышению качества звучания, поскольку он сам по себе создает некоторый электрический шум.

Еще более неочевидным может представляться эффект от отключения цифровых выходов. Такая возможность, имеющаяся не во всех моделях (например, она есть у великолепного Marantz CD6006), приводит к небольшому, но заметному повышению чистоты и динамики. Конечно, для того чтобы это заметить, остальная часть системы должна быть достаточно прозрачной.

Фильтры и повышение частоты дискретизации


Намного чаще встречается функция изменения параметров цифровых фильтров. Компания Audiolab широко практикует такой подход в своих CD-проигрывателях и цифроаналоговых преобразователях. Попробуйте разные варианты на свое усмотрение.

Базовый набор настроек чаще всего оказывается лучшим по результатам измерений, однако вполне может выясниться, что какой-то другой обеспечивает лучшее звучание. С ними тоже стоит поэкспериментировать.

Функция повышения частоты дискретизации нам не очень по душе. Если ее реализация не вполне идеальна, вы получите более мягкий и проработанный звук, но атака и задор музыки станут заметно слабее.

Подбор компонентов системы


Напоследок нельзя не напомнить одно важное правило: система в целом звучит не лучше, чем самое слабое ее звено. Если другие компоненты не слишком хороши или не вполне удачно сочетаются друг с другом, обновление источника пройдет почти незамеченным.

После того как все составляющие аудиотракта будут должным образом настроены, остается только выбрать любимый альбом или рекомендованный набор треков для тестирования системы – и погрузиться в музыку.

Читайте также: