Проверка нажимного диска с кожухом в сборе

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока Снятие сцепления с двигателя, его разборка.

Цели урока Обучающая

Научить учащихся производить снятие сцепления и его разборку.

Развитие у учащихся речи, мышления, сообразительности, памяти, наблюдательности.

Воспитание ответственности за выполненную работу.

Учебно - пройзводственные работы

1. Снятие сце­пления с двигателя на легковых автомобилях.

2. Снятие сцепления с двигателя ЗМЗ-53.

3. Разборка сцеп­ления.

Материально-техническое обеспечение урока

Автомобили ВАЗ 2105, ГАЗ – 53, ЗИЛ – 130, тормозная жидкость, инструмент, ветошь, инструкционно - технологическая карта.

Место проведения урока Лаборатория

1. Организационная часть

Осмотр внешнего вида учащихся.

2. Вводный инструктаж

Инструктаж по ТБ;

Разбор технических требований к работе и учебно - технической документации;

Повторение пройденного материала по теме: «Устройство, назначение, работа и возможные неисправности»;

а) механический привод сцепления;

б) гидравлический привод сцепления.

2. Назначение сцепления.

Объявление нового материала

Основные неисправности, для устранения которых необходимы снятие и разборка сцепления:

- повышенный (по сравнению с привычным) шум при включении сцепления;

- рывки при работе сцепления;

- неполное включение сцепления (сцепление “буксует”);

- неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”).

Предупреждение

Работа по снятию и установке сцепления весьма трудоемка, поэтому предварительно

обязательно убедитесь, что неисправности не вызваны дефектами привода сцепления.

Если после разборки сцепления не будут обнаружены явные признаки неисправности

отдельных узлов, замените все узлы одновременно.

Работу выполняйте на подъемнике или смотровой канаве.

Вам потребуются

оправка для центрирования ведомого диска

hello_html_5d606195.jpg

Оправка для центрирования ведомого диска (можно изготовить из первичного вала

коробки передач, удалив шестерню).

hello_html_26aa117f.jpg

Кожух сцепления в сборе с нажимным диском закреплен на маховике шестью болтами

(вид снизу, коробка передач снята).

Снимите коробку передач

2. Установите оправку для центрирования ведомого диска так, чтобы ее

передняя часть полностью вошла в подшипник, запрессованный в торец

hello_html_77ffdd5b.jpg

3. Вверните болт 2 на место нижнего левого болта крепления картера

сцепления к блоку цилиндров. Отверните шесть болтов крепления

нажимного диска к маховику, удерживая отверткой 1 маховик от проворачивания. Снимая болты, придерживайте сцепление за кожух рукой. Не держите его за упорный фланец нажимной пружины.

hello_html_ma7db350.jpg

Снимите нажимной диск.

hello_html_36fe402f.jpg

5. Снимите ведомый диск вместе с оправкой.

hello_html_604e8f43.jpg

6. Снимите оправку с ведомого диска.

7. На маховике осмотрите поверхность трения 1, оцените состояние

подшипника 2 первичного вала, состояние зубчатого венца 3.

hello_html_4acaf88b.jpg

Предупреждения к операции 7

На поверхности трения маховика не допускаются:

- глубокий неравномерный износ, механические повреждения (замените маховик).

Подшипник в коленчатом валу должен вращаться плавно, без заеданий, не иметь ощутимых люфтов. При наличии дефектов замените подшипник.

На зубчатом венце не допускаются поломка или забоины зубьев. При наличии дефектов замените маховик.

Снятие сцепления с автомобиля ГАЗ-53

1. Снять коробку передач вместе с муфтой выключения сцепления

2. Вывернуть болты 43 (рис. 40) и винт 42 крепления нижней частикартера сцепления, снять оттяжную скобу пружины вилки выключения сцепления и нижнюю часть картера 40 сцепления.

3. Проверить наличие метки на кожухе сцепления и маховике и при необходимости нанести метку. Поворачивая коленчатый вал, установить лапы кожуха сцепления 21 в нижнее положение

hello_html_m5301e0ba.jpg

4. Вывернуть болты 35 крепления кожуха сцепления к маховику и снять пруженные шайбы 8. Отвертывать болты следует постепенно, чтобы не погнуть опорные лапы кожуха и не сорвать резьбу болтов.

5. Поднять ведомый диск 32 в верхнюю часть картера сцепления и вынуть сначала нажимной диск 31 сцепления в сборе, повернув его одной из лап кожуха сцепления вниз, а затем ведомый диск сцепления (рис 43)

hello_html_bc6861f.jpg

Разборка сцепления

1. Установить нажимной диск сцепления 20 с кожухом 21 в сборе на стенд и закрепить

2. Поставить метки на кожухе и нажимном диске.

3. Сжать нажимные пружины и отвернуть регулировочные гайки 22 опорных вилок рычагов нажимного диска

4. Освободить нажимной диск с кожухом в сборе из зажимов и снять кожух сцепления, пружины 23 опорных вилок, нажимные пружины и изолирующие шайбы

5. Снять нажимной диск в сборе со стенда и положить на верстак

6. Расшплинтовать пальцы 27 оттяжных рычагов 25 и пальцы 26 опорных вилок рычагов, вынуть пальцы, рычаги и игольчатые ролики 28 подшипников нажимного диска сцепления, отсоединить опорные вилки рычагов

Ознакомление с инструкционно –технологической картой.

Работа с учебником и технической литературой.

Ознакомление с инструментом и приспособлениями в данной работе

Самостоятельная работа по снятию и разборке сцепления.

Уборка рабочих мест.

Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

Все ли учащиеся готовы приступить к работе

Соблюдения учащимися правил ТБ

Объяснение правил пользования приспособлениями и инструментам и самостоятельной работы учащихся по снятию и разборке сцепления.

Приёмка рабочих мест

4. заключительный инструктаж

Разбор типичных ошибок

Дать задание на следующий урок по теме «Обезжиривание, контроль и сортировка деталей. Смена ступиц ведомого диска»

Нажимной 406.1601090-05 и ведомый 4063.1601130-04 диски сцепления двигателя ЗМЗ-40911 на грузопассажирских автомобилях УАЗ вагонной компоновки и автомобилей УАЗ Хантер в процессе эксплуатации не ремонтируются, а при их непригодности заменяются новыми.

Проверка технического состояния нажимного 406.1601090-05 и ведомого 4063.1601130-04 дисков сцепления двигателя ЗМЗ-40911.

Перед проведением проверки деталей сцепления необходимо проверить работу и отрегулировать привод выключения сцепления. При необходимости прокачать гидропривод сцепления. Ослабленные крепления подтянуть. Причиной неудовлетворительной работы сцепления может послужить несоосность ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач. Одной из причин которой может быть ослабление креплений коробки передач к блоку цилиндров двигателя ЗМЗ-40911.

Проверка технического состояния нажимного 406.1601090-05 и ведомого 4063.1601130-04 дисков сцепления двигателя ЗМЗ-40911

Предельный размер толщины маховика.

Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина маховика после обработки была не менее 48,5 мм

Ведомый диск 4063.1601130-04 необходимо заменить, если на поверхности фрикционных накладок имеются следы перегрева, трещины или сильное замасливание. А также, если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,2 мм. При наличии мелких забоин, заусенцев и ржавчины на шлицах ступицы ведомого диска произвести зачистку данных поверхностей.

Контроль торцевого биения поверхностей фрикционных накладок ведомого диска 4063.1601130-04.

Для контроля торцевого биения поверхностей фрикционных накладок ведомый диск 4063.1601130-04 установить на шлицевой вал на переходной посадке с целью исключения влияния зазоров в шлицах. Затем вал установить в центрах приспособления и замерить биение у края диска. Величина торцевого биения не должна превышать 1,2 мм.

Контроль торцевого биения поверхностей фрикционных накладок ведомого диска 4063.1601130-04

Контроль неплоскостности (тарельчатости) ведомого диска 4063.1601130-04.

Для контроля неплоскостности (тарельчатости) диск положить на новый маховик и щупом замерить зазор между накладками и маховиком. Контроль производить с обеих сторон диска. Наиболее полно оценить неплоскостность позволяет замер горячего диска, непосредственно после снятия с автомобиля. Если сумма отклонений торцевого биения и неплоскостности превышает величину 1,25 мм, то диск подлежит замене. Величина статического дисбаланса дисков не должна превышать 30 гсм.

Проверка технического состояния нажимного диска 406.1601090-05 сцепления двигателя ЗМЗ-40911.

При отсутствии на нажимном диске видимых повреждений:

Необходимо проверить расположение концов лепестков диафрагменной пружины, чистоту выключения диска и усилие выключения диска. Для этого закрепить нажимной диск на рабочей поверхности нового маховика (поверхность должна быть ровной и не изношенной), поместив между ними три равномерно расположенные шайбы толщиной 8 мм.

Диск закрепить к маховику шестью болтами, затягивая болты равномерно в несколько этапов до момента затяжки 19,6-24,5 Нм (2,0-2,5 кгс·м). Это необходимо для исключения коробления кожуха и, вследствие этого, повышенного биения лепестков диафрагменной пружины.

Регулировка концов лепестков и проверка нажимного диска 406.1601090-05 сцепления двигателя ЗМЗ-40911.

Регулировка концов лепестков и проверка нажимного диска 406.1601090-05 сцепления двигателя ЗМЗ-40911

Размер Б от торца маховика до концов лепестков должен быть 43,5-47,5 мм. Биение концов лепестков (отклонение от положения в одной плоскости) на диаметре 60 мм не должно превышать 0,8 мм. При необходимости подогнуть лепестки диафрагменной пружины.

Нажимая на концы лепестков, переместить их на величину 8,4-8,6 мм. При этом отход нажимного диска должен быть не менее 1,4 мм. Максимальное усилие нажатия на концы рычагов должно быть не более 2200 Н. Величина статического дисбаланса нажимных дисков не должна превышать 50 гсм.

ГОСТ Р 53409-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

СЦЕПЛЕНИЯ СУХИЕ ФРИКЦИОННЫЕ

Общие технические требования и методы испытаний

Vehicles. Friction dry clutches. General technical requirements and test methods

Дата введения 2010-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2009 г. N 451-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 12, 2020

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на сцепления сухие фрикционные (далее - сцепления), их узлы и детали, предназначенные для трансмиссий автотранспортных средств категорий M и N по ГОСТ Р 52051, а также для других транспортных средств, машин и механизмов.

Примечание - Данный стандарт не исключает применение согласованных между изготовителем и потребителем соответствующих ТУ на отдельные компоненты сцепления.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52431-2005 Автомобильные транспортные средства. Аппараты тормозных систем с гидравлическим приводом тормозов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 52452-2005 Автомобильные транспортные средства. Трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов тормозов. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 2.314-68 Единая система конструкторской документации. Указания на чертежах о маркировании и клеймении изделий

ГОСТ 8.051-81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 1786-95 Накладки фрикционные. Общие технические требования

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия

ГОСТ 24634-81Э Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия

ГОСТ ИСО 1940-1-2007 Вибрация. Требования к качеству балансировки жестких роторов. Часть 1. Определение допустимого дисбаланса

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1].

4 Основные параметры и/или размеры

4.1 К основным параметрам и размерам сцепления относят:

- максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением;

- ход выключения сцепления;

- усилие выжима сцепления при указанном в конструкторских документах (КД) ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков);

- монтажный размер (расстояние от поверхности трения маховика до опорной поверхности муфты выключения сцепления, с которой контактирует вилка выключения сцепления).

4.2 К основным параметрам и размерам отдельных составляющих (ведущие диски, ведомые диски, муфты выключения, тросы приводов, гидроцилиндры приводов), входящих в комплекты сцеплений, относят:

для ведущего (нажимного) диска с кожухом в сборе:

- усилие выжима сцепления при указанном в КД ходе концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),

- торцовое биение концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков),

- расстояние от концов рычагов (упорного кольца, пяты, концов лепестков) до поверхности трения маховика,

- перемещение нажимного диска при выключении сцепления;

для среднего ведущего диска двухдискового сцепления:

- погрешность величины перемещения диска к положению равновесия после прижатия диска к опорной поверхности;

для ведомого диска сцепления:

- торцовое биение диска,

- расстояние от головок заклепок до поверхностей трения накладок,

- момент трения демпфера сцепления,

- максимальное относительное угловое перемещение ведущего и ведомого звеньев демпфера сцепления,

- момент замыкания демпфера сцепления,

- толщина ведомого диска по накладкам при включенном сцеплении,

- наружный диаметр накладки,

- внутренний диаметр накладки;

для муфты выключения сцепления см. таблицу 1;

для троса привода - перемещение троса в оболочке;

для гидроцилиндров привода - перемещение поршня главного и рабочего цилиндров в осевом направлении.

Наименование параметра и размера

с подшипником в сборе

с самоустанав-
ливающимся подшипником в сборе

Плавность относительного углового перемещения элементов подшипника муфты выключения сцепления

Торцовое биение поверхности контакта муфты с элементами ведущего диска сцепления (рычагами, упорным кольцом, пятой, лепестками)

Параметры поверхности скольжения муфты по направляющей втулке коробки передач (диаметр центрального отверстия, шероховатость)

Радиальное перемещение подшипника относительно муфты

Усилие радиального перемещения подшипника

Плавность перемещения муфты выключения сцепления относительно направляющей втулки

Примечание - Знак "+" означает наличие параметра, знак "-" - отсутствие.

5 Общие технические требования

5.1 Сцепления должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и КД, утвержденной в установленном порядке.

5.2 Сцепление должно обеспечивать плавное, без рывков и вибраций, трогание транспортного средства с места.

5.3 Максимальный крутящий момент, передаваемый сцеплением, должен быть в пределах:

- 1,20-1,75 Ме - для легковых автомобилей;

- 1,60-2,25 Ме - для грузовых автомобилей и автобусов;

- 2,00-3,00 Ме - для грузовых автомобилей с прицепом и большегрузных автомобилей;

Ме - максимальный крутящий момент двигателя транспортного средства, для которого предназначено сцепление.

5.4 Ход выключения сцепления должен обеспечивать отсоединение двигателя от трансмиссии без явлений "ведения".

Так как не было отдельной темы по сцеплению создал тему. В данной теме только о сцеплении. Коды составляющих и т.д.

1.6 4х2 (Двигатель K4M 690 16V, КПП JR5 187 )
Комплект оригинал: 7701 474 519 (200мм, 26 зубцов)

1.6 4х4 (Двигатель K4M 606 16V, КПП TL8 002 )
Комплект оригинал: 7701 479 126 (220мм, 21 зубец)
SACHS - 3000 951 986 (220мм)
LUK - 622 3127 09 (220мм)
QH - QKT4138AF (220мм)
KRAFT - W14215F9 (220мм)
SASIC - 5104046 (220мм)

Диск оригинал: 8200 641 189
LUK - 320 0359 10
ASAM - 30325
FENOX - CP61038

Корзина оригинал: 8200 749 475
LUK - 120 0285 10

Выжимной оригинал: 7700102781
LUK - 500 0758 10
ASAM - 30174
MAPCO - 12100
MECARM - MR8349

2.0 4х4 (Двигатель F4R 400 16V, КПП TL8 003 )
Комплект оригинал: 302059157R
Выжимной: 306204287R
SACHS - 3000 950 648 (225мм)
VALEO - 828448 (225мм)

dci 4х4 (Двигатель K9K 894, КПП TL8 000 )
Комплект оригинал: 7701 479 161 (215мм, 26 зубцов)
SACHS - 3000 951 128 (215мм)
VALEO - 828012 (215мм)
SASIC - 5104040 (215мм)
MAPA - 004215709 (215мм)
JAPANPARTS - KF-1041 (215мм)

Диск оригинал: 8200 228 341
SACHS - 1878 600 649 (215мм)
ASAM - 30900 (215мм)

Корзина оригинал: 8200 211 302
SACHS - 3082 600 568

Выжимной оригинал: 306202899R
Valeo 804544

Устройство сцепление.


Элементы сцепления:
1 – картер сцепления; 2 – подшипник выключения сцепления; 3 – рабочий цилиндр выключения сцепления; 4 – нажимной диск с кожухом в сборе («корзина»); 5 – ведомый диск; 6 – маховик.

Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной. Механизм расположен в алюминиевом картере, конструктивно объединенном с коробкой передач и прикрепленном к блоку цилиндров двигателя.

Сцепление предназначено- для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и их плавного соединения.

Кожух сцепления соединен с маховиком двигателя шестью болтами.
В маховик запрессованы три штифта, которые при установке сцепления входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.

«Корзина» и ведомый диск сцепления:
1 – кожух; 2 – нажимной диск; 3 – диафрагменная пружина; 4 – фрикционные накладки; 5 – демпферные пружины; 6 – ступица ведомого диска; 7 – опорная стойка; 8 – демпфер крутильных колебаний; 9 – упругие стальные пластины.

В кожухе установлена диафрагменная пружина, которая отштампована из листовой пружинной стали. В свободном состоянии пружина имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от внутреннего края пружины. Прорези пружины образуют восемнадцать лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. За счет упругости рычажков диафрагменная пружина создает более равномерное давление на нажимной диск сцепления, что способствует более плавному включению и выключению сцепления.

Упругие пластины

В трех точках кожух сцепления соединен упругими стальными пластинами с нажимным (ведущим) диском.
Кожух с диафрагменной пружиной и нажимным диском образуют неразборный узел (его еще называют «корзиной» сцепления), который балансируют на стенде.
При выходе из строя «корзину» сцепления заменяют целиком.

Замена «корзины» необходима при сильном кольцевом износе лепестков диафрагменной пружины и в том случае, если концы лепестков расположены не на одном уровне. Заменяем «корзину» также в случае уменьшения усилия на педали при выключении сцепления (и, соответственно, увеличении рабочего хода), что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или «осадку» диафрагменной пружины.

Демпферные пружины

Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком двигателя и нажимным диском.
Демпфер крутильных колебаний гасит колебания, возникающие от динамических нагрузок в трансмиссии и неравномерной работы двигателя.
Две фрикционные накладки диска приклепаны с обеих сторон к пружинной пластине, которая в свою очередь приклепана к одной из двух пластин демпфера. Пружинная пластина имеет волнистую форму. При включении сцепления фрикционные накладки сжимают пружинную пластину, что способствует более плавному включению сцепления.

Расположение волнистой пружинной пластины

Между пластинами демпфера установлена ступица диска. В пазах ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера.
Демпферные пластины соединены опорными стойками. В ступице диска напротив опорных стоек имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая при этом демпферные пружины. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при трогании автомобиля и переключении передач.
На ступице ведомого диска в пластмассовом корпусе расположен демпфер холостого хода, служащий для устранения стуков в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу.

Ведомый диск заменяют при его осевом биении в зоне фрикционных накладок более 0,5 мм , замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений, а также в том случае, если расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки составляет менее 0,2 мм.

Рабочий цилиндр с подшипником выключения сцепления:
1 – подшипник выключения сцепления; 2 – защитный чехол; 3 – рабочий цилиндр.

Рабочий цилиндр гидропривода выполнен единым узлом с подшипником выключения сцепления (выжимным подшипником) и размещается внутри картера сцепления. Рабочий цилиндр прикреплен к картеру сцепления. Подвижная часть рабочего цилиндра соединена с подшипником, который может перемещаться вдоль первичного вала коробки передач. Пружина (закрытая резиновым гофрированным чехлом), расположенная между цилиндром и обоймой подшипника, постоянно прижимает подшипник к диафрагменной пружине «корзины» сцепления.

Поэтому зазоры в механизме сцепления отсутствуют и никакой регулировки не предусмотрено.

Подшипник выключения сцепления закрытого типа, смазка, заложенная в него, рассчитана на весь срок эксплуатации, поэтому подшипник не нуждается в обслуживании.

Элементы гидропривода сцепления:

1 – рабочий цилиндр с подшипником выключения сцепления; 2 – фиксатор; 3 – уплотнительное кольцо; 4 – трубка подвода жидкости к рабочему цилиндру; 5 – переходник.

Привод выключения сцепления – гидравлический. Усилие в нем от педали сцепления к подшипнику выключения сцепления передается через рабочую жидкость.

Гидропривод состоит из главного и рабочего цилиндров сцепления, соединенных трубопроводом. Рабочая жидкость залита в бачок, который установлен на главном тормозном цилиндре и используется для питания тормозной системы и привода выключения сцепления. Главный цилиндр сцепления соединен с бачком резиновым шлангом.

Главный цилиндр сцепления:

1 – штуцер для присоединения шланга гидропривода; 2 – корпус главного цилиндра; 3 – штуцер для подсоединения шланга подвода жидкости из бачка; 4 – толкатель; 5 – наконечник толкателя.
Главный цилиндр закреплен на щитке передка, а его шток соединен с педалью сцепления.
Для прокачки гидропривода сцепления на пластмассовом наконечнике трубки гидропривода расположен штуцер, закрытый резиновым колпачком.

Штуцер прокачки гидропривода сцепления:

1 – пластмассовый наконечник трубки; 2 – штуцер прокачки; 3 – трубка гидропривода.

Выключение сцепления происходит следующим образом. При нажатии педали в гидравлической системе привода выключения сцепления создается давление рабочей жидкости.
Давление жидкости передается поршню рабочего цилиндра, который перемещает подшипник выключения сцепления вдоль оси первичного вала коробки передач. Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Пружина, деформируясь, отводит нажимной диск, в результате нажимной диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач в этом случае могут вращаться независимо друг от друга. При отпускании педали сцепления подшипник возвращается в исходное положение, при этом диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной диск, который в свою очередь прижимает ведомый диск к маховику, – в результате передача крутящего момента возобновляется.

Прокачка гидропривода сцепление.

Прокачиваем гидропривод сцепления для удаления из него воздуха после разгерметизации при замене главного или рабочего цилиндров сцепления, трубок и шлангов, а также при снятии главного тормозного цилиндра или бачка гидроприводов тормозов и сцепления.
Для наглядности работу показываем на снятой коробке передач.

Для прокачки гидропривода сцепления…

…на пластмассовом наконечнике трубки расположен штуцер, закрытый резиновым колпачком.

Переходник, на который надет наконечник трубки, не закреплен в картере сцепления, поэтому для удобства прокачки рекомендуем изготовить из металлической шайбы (толщиной 1,0–1,2 мм, наружным диаметром 23 мм и отверстием диаметром 10,5 мм) стопорную шайбу для переходника.
Перед прокачкой проверяем уровень жидкости в бачке.
При необходимости доливаем жидкость.

Устанавливаем изготовленную стопорную шайбу в паз переходника (для наглядности показано при снятом наконечнике трубки).

Снимаем защитный колпачок со штуцера прокачки.

Надеваем на штуцер прозрачный шланг, другой конец которого опускаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью так, чтобы свободный конец шланга был погружен в жидкость.
Помощник несколько раз нажимает на педаль сцепления и удерживает ее в нажатом положении.

Нажимаем на пружинный фиксатор наконечника трубки…

…и немного (на 4–6 мм) сдвигаем наконечник трубки с переходника.
При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в емкость.
Пузырьки воздуха хорошо видны в емкости с жидкостью.
После того, как жидкость перестанет вытекать в емкость, надеваем до упора наконечник трубки на переходник.
После этого помощник может отпустить педаль сцепления.
Повторяем эту операцию до тех пор, пока выход пузырьков воздуха из шланга не прекратится.
Снимаем шланг и надеваем на штуцер защитный колпачок.
При прокачке контролируем уровень жидкости в бачке и при необходимости доливаем жидкость.

Снятие «корзины» и ведомого диска сцепление.

Снятие «корзины» и ведомого диска сцепление.

Снимаем «корзину» и ведомый диск сцепления для замены при выходе их из строя, а также при замене маховика и заднего сальника коленчатого вала.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде.
Снимаем коробку передач.

Головкой «на 11» отворачиваем шесть болтов крепления «корзины» к маховику.
Маховик удерживаем от проворачивания, вставив между его зубьями мощную отвертку или монтажную лопатку и оперев ее на шпильку крепления коробки передач.
Вначале болты отворачиваем равномерно, не более чем на один оборот за проход, чтобы не деформировать диафрагменную пружину. Как только ослабнет действие диафрагменной пружины, болты отворачиваем произвольно.
При отворачивании последнего болта поддерживаем «корзину» и ведомый диск сцепления.

Снимаем «корзину» и ведомый диск сцепления.

Устанавливаем ведомый диск и «корзину» сцепления в обратной последовательности.

При установке ведомого диска ориентируем его выступающей частью к «корзине» сцепления.
Располагаем «корзину» сцепления на маховике так, чтобы штифты маховика вошли в соответствующие отверстия «корзины».
Вставляем центрирующую оправку в шлицы ведомого диска и вводим хвостовик оправки в отверстие фланца коленчатого вала.

Оправку можно выточить на токарном станке из металла, дерева или пластмассы.

Центрирующая оправка.
Наживляем и равномерно затягиваем противоположно лежащие болты крепления «корзины» сцепления к маховику (по одному обороту за проход).
Окончательно затягиваем болты предписанным моментом.
Вынимаем центрирующую оправку ведомого диска.
Устанавливаем коробку передач и все снятые детали.
Прокачиваем сцепление прокачка гидропривода сцепления.

Снятие узла рабочего цилиндра гидропривода и подшипника выключения сцепления.

Снятие узла рабочего цилиндра гидропривода и подшипника выключения сцепление.

Работу проводим при выходе из строя рабочего цилиндра гидропривода или подшипника выключения сцепления, а также при подтекании трансмиссионного масла через сальник первичного вала коробки передач .
Снимаем коробку передач.

Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления рабочего цилиндра.

Снимаем рабочий цилиндр с подшипником и трубкой подвода жидкости в сборе.

При замене рабочего цилиндра с подшипником…

…и вынимаем фиксатор трубки.

Отсоединяем трубку подвода жидкости с переходником в сборе от рабочего цилиндра.
Трубка уплотняется в штуцере цилиндра резиновым кольцом (показано на фото стрелкой).
Если кольцо деформировано или порвано, заменяем его новым.
Переставляем трубку на новый рабочий цилиндр с подшипником в сборе.

Если необходимо снять переходник…

…поддев отверткой, снимаем фиксатор переходника.

Разъединяем переходник и трубку.
Переходник уплотняется в трубке резиновым кольцом.
Кроме того, на другом конце переходника установлены еще два уплотнительных кольца.
Деформированные или порванные кольца заменяем.
Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.
Устанавливаем коробку передач.
Прокачиваем гидропривод сцепления Покачка гидропривода сцепления..

Снятие главногоцилиндра гидропривода сцепление.

Снятие главного цилиндра гидропривода сцепление.

Работу проводим при замене главного цилиндра гидропривода сцепления.
Для наглядности операции показываем при снятой панели приборов.
Отвернув гайки крепления, отводим в сторону расширительный бачок системы охлаждения, не отсоединяя от него шланги.
Отсоединяем от главного цилиндра шланг гидропривода сцепления.

Под панелью приборов отгибаем шумоизоляцию, закрепленную снизу на панели приборов.

Поддеваем отверткой фиксатор наконечника…

…и снимаем наконечник штока главного цилиндра с пальца педали.

Если главный цилиндр демонтируем для замены…

…снять наконечник штока можно с помощью пассатижей.
В моторном отсеке отсоединяем от бачка на главном тормозном цилиндре шланг подвода жидкости к главному цилиндру сцепления.

Повернув главный цилиндр сцепления по часовой стрелке…

…вынимаем его из отверстия щитка передка.

Снимаем со штуцера главного цилиндра резиновый шланг.

Главный цилиндр уплотняется в щитке передка резиновой прокладкой.
Если прокладка порвана, заменяем ее новой.
Устанавливаем главный цилиндр сцепления в обратной последовательности.

Замена шланга и трубки гидропривода сцепление.

Замена шланга и трубки гидропривода сцепление.

Замену шланга и трубки проводим при их повреждении, приведшем к нарушению герметичности гидропривода сцепления.

Отвернув гайки крепления, отводим в сторону расширительный бачок системы охлаждения, не отсоединяя от него шланги.

Резиновой грушей отбираем рабочую жидкость из бачка гидроприводов тормозов и сцепления до метки MIN.

Нажав на пружинный фиксатор наконечника, снимаем наконечник трубки с переходника.

Под площадкой аккумуляторной батареи вынимаем трубку из держателя на коробке передач.

Вынимаем трубку из держателя на кронштейне левой опоры силового агрегата.

Поддев отверткой, вынимаем фиксатор шланга из штуцера главного цилиндра сцепления.

Отсоединяем шланг от главного цилиндра и вынимаем шланг с трубкой из моторного отсека.

Специальным ключом «на 10» для штуцеров тормозных трубок отворачиваем штуцер трубки, удерживая наконечник шланга ключом «на 14»…

…и разъединяем шланг и трубку.

Для замены трубки…

…специальным ключом «на 10» отворачиваем штуцер трубки, удерживая наконечник ключом «на 14».
Собираем и устанавливаем шланг и трубку в обратной последовательности.
Наконечник шланга уплотняется в штуцере главного цилиндра сцепления резиновым кольцом.

Если кольцо деформировано или порвано, заменяем его новым.
После установки шланга с трубкой прокачиваем гидропривод сцепления.

Читайте также: