Разгружает ли звуковая карта процессор

Обновлено: 06.07.2024

Было время, когда вопрос необходимости звуковой карты вообще не стоял. Нужен в компьютере звук чуть лучше, чем похрюкивание динамика в корпусе, покупай звуковую карту. Не нужен - не покупай. Стоили, правда, карты довольно дорого, особенно пока их делали для доисторического порта ISA.

С переходом на PCI появилась возможность переложить часть вычислений на центральный процессор, а также использовать оперативную память для хранения музыкальных сэмплов (в стародавние времена такая потребность была не только у профессиональных музыкантов, но и у нормальных людей, потому что самым популярным форматом музыки на компьютерах 20 лет назад был MIDI). Так что вскоре звуковые карты начального уровня сильно подешевели, а потом встроенный звук появился в топовых материнских платах. Плохонький, конечно, но зато бесплатный. И это нанесло по производителям звуковых карт сильнейший удар.

Сегодня встроенный звук есть абсолютно во всех материнских платах. А в дорогих он даже позиционируется, как качественный. Вот прямо Hi-Fi. Но на самом деле, к сожалению, это далеко не так. В прошлом году я собирал новый компьютер, куда поставил одну из самых дорогих и объективно лучших материнских плат. И, конечно же, обещали высококлассный звук на дискретных чипах, да еще и с позолоченными разъемами. Так вкусно написали, что решил не устанавливать звуковую карту, обойтись встроенным. И обошелся. Примерно неделю. Потом разобрал корпус, поставил карту и больше ерундой не занимался.

Почему встроенный звук не очень хорош?

Во-первых, вопрос цены. Приличная звуковая карта стоит 5-6 тысяч рублей. И дело не в жадности производителей, просто компоненты недешевы, и требования к качеству сборки высокие. Серьезная материнская плата стоит 15-20 тысяч рублей. Готов ли производитель приплюсовать к ним еще тысячи три, как минимум? Не напугается ли пользователь, не успев оценить качество звука? Лучше не рисковать. И не рискуют.

Во-вторых, для действительно качественного звука, без посторонних шумов, наводок и искажений, компоненты должны находится на известном расстоянии друг от друга. Если посмотрите на звуковую карту, увидите - как непривычно много на ней свободного места. А на материнской плате его в обрез, все приходится ставить очень плотно. И, увы, сделать действительно хорошо попросту негде.

Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDI Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDI

Поэтому интегрированный звук - всегда компромисс. Я видел платы с как бы встроенным звуком, который, на самом деле, парил сверху в виде отдельной площадки, соединенной с "мамой" только разъемом. И да, звучало неплохо. Но можно ли назвать такой звук интегрированным? Не уверен.

У читателя, не пробовавшего дискретные звуковые решения, может возникнуть вопрос - а что, собственно, значит "хороший звук в компьютере"?

1) Он банально громче . В звуковую карту даже бюджетного уровня встроен усилитель, способный "прокачать" даже большие динамики или высокоомные наушники. Многие удивляются, что динамики на максимуме перестают хрипеть и захлебываться. Это тоже "побочка" нормального усилителя.

2) Частоты дополняют друг друга, а не смешиваются, превращаясь в кашу . Нормальный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) добротно "прорисовывает" басы, серединку и верхи, позволяя очень точно настраивать их при помощи софта под собственный вкус. При прослушивании музыки вы вдруг услышите каждый инструмент по отдельности. А фильмы порадуют эффектом присутствия. В целом впечатление, словно раньше колонки, будучи накрытыми толстым пледом, а потом его убрали.

3) Особенно отчетливо разница чувствуется в играх . Вы удивитесь, что шум ветра и капание воды не заглушает тихие шаги соперников за углом. Что в наушниках, не обязательно дорогих, появляется понимание - кто, откуда и на каком расстоянии движется. Это напрямую влияет на результативность. Подкрасться/подъехать втихаря к вам попросту не получится.

Какие звуковые карты бывают?

Когда этот тип комплектующих стал интересовать только ценителей хорошего звука, коих, к сожалению, очень немного, производителей осталось очень мало. Всего два - Asus и Creative. Последняя вообще мастодонт рынка, создавший его и задавший все стандарты. Asus же вошла на него относительно поздно, но зато и не покидает до сих пор.

Новые модели выходят крайне редко, а старые продаются подолгу, лет по 5-6. Дело в том, что в плане звука там уже ничего не улучшишь без радикального увеличения цены. А платить за аудиофильские извращения в компьютере мало кто готов. Я бы сказал - никто не готов. Планка качества и так задрана слишком высоко.

Первое отличие - интерфейс. Есть карты, которые предназначены только для стационарных компьютеров, и они устанавливаются в материнскую плату через интерфейс PCI-Express. Другие подключаются по USB, и их можно использовать как с большими компьютерами, так и с ноутбуками. У последних, кстати, звук отвратителен в 90% случаев, и апгрейд ему уж точно не помешает.

Второе отличие - цена. Если мы говорим о внутренних картах, то за 2-2.5 тысячи продаются модели, которые практически аналогичны встроенному звуку. Их обычно и покупают в случаях, когда на материнской плате умер разъем (явление, увы, распространенное). Неприятная особенность дешевых карт - низкая стойкость к наводкам. Если поставить их близко к видеокарте, фоновые звуки будут сильно раздражать.

Золотая середина для встроенных карт - 5-6 тысяч рублей . Здесь уже есть все, чтобы порадовать нормального человека: защита от наводок, качественные компоненты и гибкий софт.

Еще более дорогие звуковые карты аппаратно мало отличаются от уже упомянутых вариантов, но зато обретают дополнительный обвес - внешние модули для подключения устройств, платы-компаньоны с выходами для профессиональной записи звука и т.д. Тут уже зависит от реальных потребностей пользователя. Лично мне обвес ни разу не пригодился, хотя в магазине казалось - нужен.

Лично я перестаю слышать разницу на золотой середине. Просто потому, что более крутые решения требуют и хайфайных колонок с наушниками, а я, честно говоря, не вижу особого смысла играть в World of Tanks в наушниках за тысячу долларов. Наверное, для каждой задачи есть свои решения.

стыд и позор ответчикам в данной категории которые думают что звук обрабатывается чипсетом .
для общего развития таких людей выкладываю фото микросхемы, т. к. называемого "железного кодека" , его ещё называют "звуковым чипом" и просто "встроенной звуковой картой" .
это чип "реалтек" .


находится он на материнке обычно ближе гнёздам аудиовыходов.
далее.
многие до сих пор верят в эту байку : мол поставь хоть дешёвую звуковуху процессор будет меньше напрягаться.
эта тема была актуальна во времена процессоров 386,486 которым было трудновато работать с форматом мр3.
и то, это воовсе не означает что даже такие древние процы грузились сильно.
в наше время работа встроенной аудиокарты занимает настолько мало ресурсов что и говорить об этом не стоит.

выбранная тобой карта -аудиджи, уже морально устарела.
аудиги давно уже не в фаворе. сейчас идут более современные серии у креатив.
если есть хорошая акустика не китайские коробочки из пластика, то можно приобрести дискретную аудиокарту.
если именно креатив то например карту титаниум.
если асус то сонар Д1.
для качественного звука их хватает вполне.
разница между ними и встроенными картами в звуке - как небо и земля.


пс. "не слушай не кого у неё свой процессор на аппаратном уровне"
а я не стал бы слушать такого советчика.
1. карты бывают разные.
есть дешёвые, 200-500р.
в них стоит тот же самый чип что и на большинстве мамок. такие аудиокарты ничего не разгрузят и звук будет точно таким же как у интегрированных звуковух.
более того - большая часть карт стоимостью до 2000 рублей это так называемые "программные карты", они не имеют на борту мощных процессоров, вся обработка сигнала идёт через центральный процессор, точно так же как и у встроенных карт. .
2. мощные процессоры имеют карты которые обычно стоят выше 2К.
к примеру asus xonar D1, creative X-FI titanium.
собственно у creative можно понять из названия - имеется мощный проц на ней или нет, по надписи X-FI.
хотя есть у них и карты с постфиксами X-FI но БЕЗ процессора X-FI на борту - маркетинг такой маркетинг.

Favorite

В закладки

Забудьте о дискретных аудиокартах. Интегрированной хватит для всех

Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.

Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?

Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.

Что используется в ПК для вывода аудиопотока

realtec_7_resize


Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.

realtec_1_resize

Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук. При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.

И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple— не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx.

Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio.

Замеры качества аудиотракта Realtek

realtec_3_resize


Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R:

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.09
Уровень шума, дБ (А): -92.5
Динамический диапазон, дБ (А): 91.8
Гармонические искажения, %: 0.0022
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -91.9
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.0075

Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.

Результаты сравнительных тестов

uad2_pcle_hero


К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.

Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi. Поскольку они касаются схемотехники — оставим проверку на ваши плечи.

А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.

realtec_11

Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона — 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.

А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует — смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.

Мнение экспертов

realtec_6_resize

Моя карта плохо звучит. Что делать?

realtec_4_resize


Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств — настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.

Рекомендую и вам не заморачиваться — в Mac он реализован очень неплохо. Для сборных платформ стоит почитать тесты на тему качества реализации аудиотракта.

А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции:

Все остальное — работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего — ЦАП.

Что в итоге?

realtec_2_resize


Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества — только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности.

(56 голосов, общий рейтинг: 4.34 из 5)

Favorite

В закладки Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ. Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему? Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука. Большинство пользователей каких-либо ПК считают дискретную или внешнюю аудиокарту залогом.

Николай Маслов

Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Геймерские аудиокарты: что умеют и есть ли в них смысл

В погоне за топовой видеокартой и 60 FPS на ультра легко забыть про звук. Долгое время качественным источником звука могла быть только выделенная аудиокарта, но сегодня даже встроенные в материнскую плату аудиочипы звучат достойно. Аудиокарты для геймеров оформились в отдельную нишу устройств и конкурируют с целой плеядой других девайсов — от USB наушников до профессиональных аудиоинтерфейсов. Есть ли смысл именно в геймерских звуковых картах и что они вообще умеют?

Эволюция аудиокарт

Аудио не только позволяет лучше ориентироваться в игре, но и добавляет ей добрую часть атмосферы, веса, масштаба и эпичности. Более того, в сражениях по сети объемный звук в 5.1 наушниках позволяет получить реальное преимущество: легче услышать тихие шаги противника, понять направление выстрела и заметить другие мелкие, но жизненно важные детали. Во многом именно благодаря играм аудиокарты для ПК появились как отдельное устройство и прошли длинный путь эволюции.

Одной из первых аудикарт на рынке стала Sound Blaster CT1320A из далекого 1989 года. Она могла воспроизводить звук с частотой дискретизации до 22 кГц и записывать в качестве до 12 кГц (примерно как FM и AM радио соответственно). Производитель Creative Technology быстро стал одним из главных поставщиков звуковых плат, и во времена DOOM за аудио часто отвечал именно Sound Blaster.

Со временем аудиокарты стали наращивать характеристики, обзаводиться все более качественными цифро-аналоговыми преобразователями (ЦАП — чипы, которые превращают нули и единицы в аналоговый сигнал), увеличивать битрейт, разрядность и т.п. Сами чипы тем временем дешевели, и, пока гиганты вроде Creative доминировали на рынке выделенных устройств, компания Realtek договорилась с производителями материнских плат о предустановке своих чипов. Дополнительно выросла мощность процессоров, поэтому Microsoft начиная с Windows Vista переводит всю работу со звуком в софт. Теперь ее выполняет ЦП, используя чип Realtek лишь для конвертации сигнала из цифры в аналог. Поэтому сегодня даже встроенные в материнку решения обладают вполне неплохим звуком.

Топовые Relatek ALC1220 (например, как в ASRock B550 Extreme4) поддерживают частоту дискретизации до 192 кГц и разрядность до 24 бит. Этого с головой хватает для рядового потребителя, однако для продвинутого пользователя встроенные аудиокарты имеют ряд существенных недостатков:

  • Наводки. С ними борются, выделяя на плате отдельное место под аудиочип, располагая радиодетали с учетом производимых ими помех, экранируя все вокруг и т.п. Однако ничто не может гарантировать стопроцентное отсутствие посторонних шумов. Многое зависит от корпуса (в небольших Micro-ATX корпусах помех будет больше), расположения аудиокарты, количества вентиляторов вокруг и т.п.
  • Помехи при записи. Даже если при прослушивании музыки помех не будет слышно, то при подключении микрофона белый шум и артефакты вылезают почти всегда. Запись — частая проблема встроенных звуковых карт из-за слабых преампов и АЦП. По скайпу с бабушкой разговаривать не помешает, но общаться в сетевых играх, вести стримы и записывать ролики с таким звуком будет непросто.
  • Скромные характеристики. Несмотря на большой прогресс в качестве интегрированного звука, по современным меркам встроенные аудиочипы даже на топовых материнских платах все же обладают параметрами, далекими от аудиофильских


  • Слабый усилитель для наушников. Нет возможности подключить высокоомные наушники.
  • Мало возможностей. Геймерские аудиокарты идут вместе со специализированным софтом и уймой полезных функций для записи голоса и стримов и т.д. Мало какая встроенная карта может предложить схожую функциональность.

Геймерские аудиокарты: категории, особенности и уникальные фичи

Выделенные аудиокарты сегодня разделились на несколько категорий:

    , с минимумом функций и звуком 44.1 кГц\16 бит. Удобно, если сломался аудиопорт, и нужен хоть какой-то звук.. От настольных устройств до рэковых приборов с качественными преампами и АЦП, DSP, микшером в качестве панели управления, чтобы удобно было записывать звук и сводить музыку. Аудиофильские. С обязательным указанием названия чипа для ЦАП и операционных усилителей, поддержкой PCM (привычный способ кодирования аудио) до 768 кГц \ 32 бит и DSD (альтернативный способ кодирования аудио), коаксиальными и оптическими интерфейсами, асинхронным USB для устранения джиттера (фазового дрожания) и другими ужасами. АЦП вообще отсутствует.


TEAC UD-301-X — типичный аудиофильский ЦАП

    . Нечто среднее между студийными и аудиофильскими (в разумных пределах) с пачкой специфических функций для игроков.

Иными словами, помимо воспроизведения звука в качестве, как минимум, 96 кГц \ 24 бит при отличных показателях сигнал\шум (выше 100 Дб) и уровне искажений в тысячные доли процента аудиокарты для геймеров могут иметь такие функции, как:

  • Удобный софт с различными настройками: для усиления звука шагов и переключения оружия, повышения ясности диалогов в фильмах и играх, пресетами и т.п.
  • Эмуляции и аппаратное усилениеобъемного звука в наушниках, к примеру, EAX 5.0
    Встроенный DSP для разгрузки ЦП при обработке аудио
  • Поддержкавысокоомных наушников и объемного звука 5.1 или 7.1 для наушников с реальным объемным звуком
  • Неплохой АЦП, позволяющий записывать голос без помех
  • Поддержка ASIO — например, если захочется записать вокал с минимальными задержками
  • Мультизадачность — возможность слушать музыку, играть в игру и общаться в Дискорде на лету и без лагов
  • Цифровые выходы для подключения различной аудиотехники

Звуковые карты для геймеров бывают внутренними, внешними и гибридными (плата — внутрь ПК, коробка с портами подключения — на стол). Внутренние обычно несколько дешевле, но могут иметь свои недостатки:

  • Наводки. Та же беда, что и с интегрированными чипами: вентиляторы, цепи питания и другие элементы ПК создают электромагнитные помехи, которые может улавливать звуковая карта. Ситуацию ухудшает плотная компоновка радиоэлементов на небольшой плате и расположение в современных корпусах — как раз между видеокартой и блоком питания. В итоге в наушниках можно будет услышать белый шум, высокочастотный писк, низкочастотный гул или другие призвуки. Конечно, в топовых моделях учтены наводки при создании схемы и сделано экранирование важных элементов — радио Маяк не пройдет. А вот бюджетные устройства могут неприятно удивить. Справедливости ради нужно отметить, что и недорогие внешние аудиокарты могут шипеть и трещать.
  • Подключается только к ПК. Нет возможности подключить такую карту к ноутбуку, чтобы взять ее с собой в поездку и смотреть фильмы в любимых 150-омных наушниках.
  • Порты на задней стенке корпуса. Отключить наушники и подключить другие — это целый квест, а отсутствие физической ручки громкости вынуждает копаться в настройках звука, чтобы просто сделать потише. У гибридных и внешних карт такой проблемы нет.

Для справедливости стоит также сказать и о неожиданном преимуществе внутренних аудиокарт — это низкие задержки при записи благодаря подключению по шине PCIe. Хотя на практике все зависит от конкретной модели (бывает, что USB карты дают меньше задержки, чем встроенные), все же это может стать преимуществом для геймеров, которые увлекаются созданием музыки.

Чем выше карточка в модельной линейке, тем больше у нее аудиофильских черт. К примеру, Creative SB AE-9 PE поддерживает частоту дискретизации PCM до 32 бит/384 кГц и DSD64 (равен 2822,4 кГц), умеет питать наушники с сопротивлением от 1 Ом до 600 Ом и даже имеет сменные операционные усилители и аудиофильские конденсаторы. Не забыли и про RGB-подсветку.

Альтернативы

Геймерские аудиокарты или USB наушники?


Современные геймерские наушники предлагают немало полезных функций, включая:

  • Объемный звук или его имитацию
  • Микрофон или возможность его подключения
  • Альтернативы подключения — с помощью 3,5 аудиовхода, через USB или по Bluetooth. При цифровом типе подключения декодированием сигнала занимается встроенный в наушники ЦАП

Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но и подводных камней хватает:

  • Для колонок и вторых наушников все еще понадобится ЦАП, так что об универсальности решения говорить не приходится
  • Качество встроенного в наушники ЦАПа оставляет желать лучшего, про возможность воспроизведения аудио с частотой дискретизации выше 44.1 кгц \ 16 бит большинство производителей деликатно умалчивают
  • Качество звука при беспроводном подключении дополнительно зависит от поддерживаемых кодеков Bluetooth

Геймерские аудиокарты или усилители для наушников?


Многие обладатели высокоомных наушников сначала смотрят именно на внешний усилитель для них, а не на отдельную звуковую карту. Это логично, ведь именно усилитель является самой слабой частью цепи встроенной аудиокарты. К тому же, в усилители для наушников нередко встраивают ЦАПы для того, чтобы забирать из источника (ПК или аудиоплеера) нули и единицы, декодируя их с помощью более качественного чипа. Получается как бы аудиокарта, заточенная под требовательные к источнику высокоомные наушники со своими плюсами:

  • Поддержка аудио высокого разрешения (до 192 кГц \ 32 бит, а порой и выше)
  • Бывают как портативными, так и стационарными
  • Иногда имеют линейные, цифровые или оптические выходы для подключения другой аудиотехники, что делает их довольно универсальным устройством.

Такие штуки отлично подходят для прослушивания музыки, просмотра фильмов и игр в одиночные кампании, но в силу специфики есть у них и пара недостатков:

  • Отсутствие АЦП и входа для микрофона — нет шанса подключить гарнитуру и получить приличный звук на записи
  • Нет и удобного софта для управления устройством, а также специфических геймерских фич и настроек

Геймерские звуковые карты или профессиональные аудиоинтерфейсы?


Многие аудиокарты для игр по стоимости находятся в той же категории, что и интерфейсы для домашних студий. Они:

  • Умеют работать с аудио в высоком разрешении,
  • Гарантированно обладают низкими шумами и малыми искажениями как при воспроизведении музыки, так и при записи,
  • Бывают и внутренними, и внешними

Но все же это специализированные устройства, предназначенные для работы со звуком, поэтому:

  • Они не имеют игрового софта и настроек вроде выделения шагов и виртуализации объемного звука
  • Чтобы подключить систему 5.1 потребуется карта с 6 выходами, 7.1 — с 8 выходами. Порой производители профессиональных карт выпускают такие модели для бытового применения, но чаще студийные карты с 8 независимыми выходами будут с геймерскими в разных ценовых категориях.
  • Характеристики карт для домашних студий не такие аудиофильские, как у геймерских: обычно не выше 192 кГц \ 24 бит, даже по соотношению сигнала к шуму и динамическому диапазону они могут уступать игровым. Зато на борту отличные преампы, инструментальный Hi-Z вход, DSP и пачка VST-плагинов в комплекте.

Интересно, что даже топовые карты Universal Audio и рэковые студийные приборы RME не поддерживают частоту дискретизации выше 192 кГц. Дело в том, что цифровой звук редко пишется в качестве выше 96 кГц, поэтому найти альбом даже в 192 кГц — непростая задача для любителя Hi-Res.

Заключение

Получается, что альтернатив геймерским аудиокартам много, но если присмотреться внимательнее, то каждая из них имеет свои подводные камни. Именно поэтому звуковые платы для игр закрепились на рынке и имеют своих поклонников. К тому же, такой девайс переживет не одно поколение видеокарт — качество аудио давно достигло разумных пределов, поэтому обновлять устройство придется еще не скоро.

Звуковые карты для ПК появились в продаже несколько десятков лет назад, но сейчас любая уважающая себя материнская плата имеет встроенный аудиочип. Зачем же может понадобиться отдельная звуковая карта? Ведь их по-прежнему продают в магазинах. Давайте попробуем разобраться.

Начнем с самого начала. Звуковая карта — специальный компонент компьютера, главная задача которого — конвертация цифрового аудиосигнала в аналоговый (тот, который можно воспроизвести в наушниках или на колонках аудиосистемы). Если это внутренняя звуковая карта, она использует слот PCI или PCIe, если внешняя, то обычно подключается через USB.

Зачем вашему компьютеру может понадобиться отдельная звуковая карта

Главная причина покупки отдельной звуковой карты — необходимость улучшить качество звука. Встроенные аудиочипы вполне пригодны для использования с дешевыми наушниками и стереоколонками, но если вы считаете себя аудиофилом, они не подойдут.

Отдельная звуковая карта не только улучшит соотношение сигнала к шуму, но и в большинстве случаев обеспечит более мощное и качественное усиление этого самого сигнала. Кроме того, ее детали надежно защищены от помех, которые часто встречаются в тех случаях, когда вы подключаете наушники или колонки к выходам на каком-нибудь дешевом корпусе.

Также отдельная карта может понадобиться тогда, когда стандартных портов на материнской плате попросту не хватает. К примеру, если вам нужен и оптический выход, и выход на наушники, и выходы для аудиосистемы с объемным звучанием.

Если вы всерьез занимаетесь или хотите заняться продюсированием музыки, без звуковой карты (или внешнего аудиоинтерфейса) не обойтись — только она обеспечит должный уровень качества вывода звука и его записи.

Кстати, если говорить о внешних звуковых картах, то их чаще всего покупают владельцы ноутбуков — внутрь ноутбука полноразмерную PCIe-карту не уместить. Можно обойтись простым внешним ЦАП (или ЦАП с усилителем) — недорогим и почти наверняка гораздо более эффективным, чем аудиочип внутри вашего лаптопа. К тому же он предложит удобные элементы управления громкостью звука — ее не придется изменять «ползунком» операционной системы или горячими клавишами.

В общем, причин для покупки отдельной звуковой карты предостаточно, особенно в том случае, когда ваши уши способны различить разницу. Не уверены, что ваши уши на это способны? Вы наверняка удивитесь, но эту разницу может услышать подавляющее большинство людей.

В следующем разделе мы предложим вашему вниманию несколько звуковых карт — и внутренних, и внешних, и недорогих, и топовых. Выбрать вариант по карману и потребностям сможет каждый!

8 звуковых карт, которые можно купить в нашем каталоге

Creative Sound Blaster Audigy Rx

Внутренняя модель для тех, кто ищет что-то с приемлемой ценой. Audigy Rx поддерживает 7.1-канальный звук с соотношением сигнал/шум 106 дб, а также оснащена продвинутым чипсетом с высококачественным EAX-движком. Она с легкостью разгрузит процессор и возьмет задачу обработки объемного звука на себя.

Небольшой минус только один — отсутствие коаксиального интерфейса S/PDIF.

Особенности:

ASUS Xonar Essence STX II

Эта модель, наоборот, предназначена для самых дорогих ПК. Xonar Essence STX II имеет соотношение сигнала к шуму 124 дБ, встроенный усилитель (сопротивление — аж до 600 Ом), а также возможность тонкой настройки звука даже для самых чувствительных наушников. Питание осуществляется через отдельный Molex-коннектор.

Минус этой модели очевиден — очень высокая цена, которая вряд ли оправдывает себя практически во всех случаях.

Особенности:

Creative Sound Blaster Z

Это среднебюджетный вариант с фирменным чипом Creative Sound Core3D Audio Processor и поддержкой технологии SBX Pro Studio. Соотношение сигнала к шуму составляет 116 дБ, а благодаря высококачественным конденсаторам звук всегда будет на высоте. Идеальный вариант для геймеров, которые общаются со своими друзьями в голосовых чатах — технология CrystalVoice обеспечит кристально чистый голос.

Особенности:

Creative Sound BlasterX AE-5

Эта звуковая карта не только стильно и современно выглядит (есть даже настраиваемая RGB-подсветка!), но еще и оснащена дискретным усилителем наушников Xamp — каждый аудиоканал усиляется индивидуально, что позволяет каждому динамику звучать лучше. ЦАП на борте — высококачественный SABRE32 Ultra Class. Правда, за все эти радости придется заплатить — эта модель не из дешевых.

Особенности:

Зачем вашему компьютеру может понадобиться отдельная звуковая карта

Fiio Olympus 2-E10K

Если вы постоянно слушаете музыка, а также часто перемещаетесь между компьютерами или используете ноутбук, то этот внешний усилитель — как раз для вас! При этом на нем есть не только стандартный выход на наушники, но и коаксиальный выход с линейным выходом — на задней панели. А цена — не такая уж и кусачая.

К сожалению, к ПК подключить Olympus 2-E10K можно только с помощью устаревшего кабеля Mini-USB.

Особенности:

Creative Sound Blaster Omni Surround 5.1

Красивая внешняя звуковая карта, которая станет украшением любого рабочего стола (правда, учитывайте то, что придется найти для нее место) и поддерживает высококачественный 5.1-канальный звук. Также есть встроенный двойной микрофон, который можно использовать для голосовых вызовов и в играх. Ну а усилитель внутри может работать с наушниками с сопротивлением до 600 Ом.

Особенности:

Creative Sound BlasterX G1

Если вам нужна бюджетная внешняя аудиокарта для игр, то лучше BlasterX G1 найти что-то будет сложно. Здесь есть и высококачественный аудиочип BlasterX Acousitc Engine, и 7.1-канальный звук, и даже специальный режим X-Plus, который в шутерах позволит лучше слышать звуки шагов и выстрелы ваших противников.

Единственный ощутимый минус G1 заключается в том, что она использует комбинированный аудиовход, который одновременно обслуживает и наушники, и микрофон.

Особенности:

Creative Sound BlasterX G6

BlasterX G6 — топовая внешняя аудиокарта с продвинутым ЦАП и мощным усилителем. Она поддерживает подключение не только к ПК, но и к игровым консолям — для тех геймеров, чей кошелек может выдержать такой удар, это идеальный вариант. Пара минусов, впрочем, есть и здесь — кабели в комплекте не очень длинные, а для питания используется старый порт micro-USB.

Читайте также: