Развитию оперативной речевой памяти будут способствовать такие упражнения

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом наборе имеется 6 предложений, но не менее эффективно использовать наборы по 5 предложений, так как дети в 1-2 классе еще быстро утомляются и для них это большая по объему работа. Особенность предложений из наборов такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст

Упражнение «Губы»

К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась все реже, и, наконец, совсем отменялась.

Упражнение «Угадай»

Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:

  • Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно.
  • Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

Упражнение «Финиш»

Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.

Упражнение «Фотоглаз»

На прозрачной пленке написаны (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли предъявлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке могло и отсутствовать. В упражнение «Фотоглаз» позже включается наряду со словами, состоящими из шести букв, словосочетание из двух-трех слов, состоящее из семи-девяти букв, считая также пробел между словами.

Упражнение «Буксир»

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот текст «про себя» стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Упражнение «Молния»

Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

«Чтение с остановками»

Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения. Подробнее о чтении с остановками .


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПОЛЯ ЧТЕНИЯ
И ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ

Как показывают исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксация (остановка) или смена точек фиксации (движение глаз). Восприятие читаемого текста происходит только в момент остановки или фиксации. Естественно, что скорость переработки полученной при чтении информации (а значит, и скорость чтения) напрямую зависит от того, какое количество информации будет воспринято ребенком в момент остановки взора.

Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. Помогут в этом специальные упражнения.

Упражнения в чтении слов, словосочетаний, небольших предложений.

Начинать подобную работу следует с чтения несложных слов: сначала слово, состоящее из двух слогов, затем — из трех, далее — два небольших слова, и, наконец, целое предложение, состоящее из 10 — 12 знаков. Педагогу, составляющему упражнения для чтения, следует помнить, что каждая следующая строчка или задание должно быть несколько длиннее предыдущего. Перед выполнением упражнений ребятам дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Некоторые примеры заданий этого вида для учащихся первого класса:

а) зима б) зима в) Пришла зима,
зимний зимушка друг – дружеский
зимовать Пришла зима сильный — смелый


Детям второго класса предлагаются для чтения более сложные задания. В них присутствуют слова, записанные в столбик и в строчку, небольшие предложения. Подбирая задания для подобных упражнений, учитель может специально использовать слова, словосочетания и предложения, при чтении которых может быть организована сопутствующая работа по повторению правил правописания, развитию речи учащихся. Например:

ученье
ученик
ученый
буря, вьюга, метель, поземка
Чтение — вот лучшее ученье.

Перед выполнением всех заданий подобного типа ребятам снова дается установка: читаешь первое слово, смотри сразу на следующее, постарайся его понять.

Слова для чтения таких «пирамид» слов учитель может подбирать сам, предлагая их учащимся, начиная с уроков обучения грамоте, и проводить в различных вариантах. Например:
а) чтение слов с так называемой
«сквозной буквой»:
садик
ведро
падать
лодочка
задавать
радостный

б) чтение слов, начинающихся на одну букву:
газ
град
город
глобус
граница

Прочитайте слова, одновременно по выделенным буквам попробуйте найти и прочитать новое слово.
Света
место
каток
кукла
магазин

Прочитайте слова, записанные в столбик. А теперь прочитайте сверху вниз новое слово, составленное из первых букв слов, а затем — снизу вверх, составленное из последних букв.
зола
арык
год
ангина
долг
кора
алмаз

Чтобы взгляд ребенка во время чтения плавно скользил по читаемому, независимо от того, как расположены слова, словосочетания, предложения (в строчку или столбик), детям можно предлагать задания на чтение в указанном направлении.



  • Прочитайте слова в столбиках так, как указывают стрелки: сначала сверху вниз, а затем снизу вверх.



  • Быстро прочитайте слова согласно стрелкам: сначала те, что записаны в столбиках, затем — в строчках, будьте внимательны.




Как известно, особый интерес у учащихся начальной школы вызывают задания игрового, творческого характера, задания на смекалку и внимание.

Самостоятельно составьте лесенку из слов, начинающихся с буквы Д, так, чтобы каждое последующее слово на одну букву было длиннее предыдущего.


Д _ До
Д _ _ Дом
Д _ _ _ Дача

Прочитайте слова, начинающиеся с одного и того же слога, продолжите этот ряд (для облегчения восприятия слог выделяется).

КОра, КОжа, КОза, КОтел, КОвер, КОроль, КОрабль и т. д.

Прочитайте слова, в середине которых находится слог «ТО», придумайте свои слова:

моТОцикл, поТОлок, кофТОчка, веТОчка
и т. д.

Прочитайте слова, которые заканчиваются на — «ЦЫ», дополните ряд:

птиЦЫ, гонЦЫ, огурЦЫ, ножниЦЫ, мастериЦЫ, постояльЦЫ и т. д.

Найдите и прочитайте названия зверей, которые живут в зоопарке.



Найдите в квадрате названия овощей, а прочитать их можно, шагая вниз, вверх, вправо, влево. Двигаться по диагонали нельзя.

«Усилители» оперативной памяти детей

​Вашему ребенку трудно запоминать указания, инструкции или математические правила? Он часто забывает то, о чем хотел сказать? Если это так, у ребенка могут быть проблемы с рабочей памятью.

Рабочая память (она же оперативная) связана с управлением информацией, которая хранится в кратковременной памяти, т. е. подразумевает способность «держать в уме» небольшие фрагменты информации, необходимые для сиюминутной мыслительной деятельности. В процессе обучения дети непосредственно используют возможности своей оперативной памяти. Вы можете помочь своему ребенку улучшить способность запоминать, если будете активно использовать определенные «усилители» рабочей памяти в своей повседневной жизни. Далее представлены игры и задания, разработанные специально с этой целью.

1. Учите ребенка навыкам визуализации (мысленного представления). Просите ребенка создавать в уме картину того, что он только что прочитал или услышал. Например, если вы сказали ему накрыть стол для пяти человек, пусть он в деталях представит то, как в итоге должен выглядеть этот стол. Затем пусть ребенок отобразит это в своем рисунке. Когда он научится хорошо визуализировать, мысленно представлять образы, то сможет просто детально описывать вам эти изображения, и рисовать их уже не будет необходимости.

2. Попросите ребенка учить вас. Умение объяснять, давая последовательные инструкции, включает в себя осмысление информации и ее мысленное представление. Если ребенок приобретает какой-либо новый навык, например, как вести мяч в футболе, попросите его научить вас этому.

3. Предлагайте игры, развивающие зрительную память. Откройте страницу журнала и попросите ребенка за одну минуту обвести карандашом все предлоги «в» и «на». Помимо этого, в автомобиле (или в общественном транспорте) играйте в игру, когда каждый из вас читает буквы и цифры на номерном знаке встречных машин, а затем по памяти воспроизводит их, но уже в обратном порядке.

4. Играйте в карточные игры. Простые карточные игры способны улучшить рабочую память двумя способами. Во-первых, вашему ребенку необходимо держать в уме правила игры, а во-вторых, он должен запоминать свои карты и те, которыми сыграли другие игроки.

5. Придумывайте игры на категории. Когда слова и мысли укладываются в определенные категории, их легче запоминать. Игра, в которой вы называете всех животных, которых только можете вспомнить, в конечном итоге способна привести к играм с более сложными понятиями. Например, вы можете попросить ребенка назвать как можно больше синонимов к слову «сложение» (например, «вместе», «всего», «в общем» и «плюс»).

6. Увеличивайте количество инструкций. Если вы структурируете предложение следующим образом: «Я хочу, чтобы ты сделать три вещи. », это может помочь вашему ребенку сохранить в памяти все перечисленные задания. Вы можете так же поступать и с другой информацией, например, со списком покупок («Мы должны купить эти пять вещей. »).

7. Связывайте эмоцию с информацией. Обработка информации большим количеством различных способов может помочь ребенку эффективно удерживать ее в памяти. Помогайте ему подключать эмоции и чувства к тому, что он пытается запомнить. Например, если он изучает историю строительства пирамид в Древнем Египте, попросите его подумать о том, каково это – под палящим солнцем взбираться на вершину одной из них и при этом тащить за собой тяжелую каменную плиту.

8. Помогайте ребенку устанавливать взаимосвязи. Взаимосвязи – это связи между предметами, фактами. Поиск путей связи между тем, что ребенок пытается запомнить, и тем, что он уже знает, поможет ему выучить новый материал. Например, покажите, что таблица умножения «на два» – это то же самое, что и удвоение одной цифры, например, 4 × 2 = 8 и 4 + 4 = 8.

Игры на улучшение памяти – это лишь некоторые способы, с помощью которых вы можете развивать навыки исполнительных функций головного мозга вашего ребенка. Ищите больше советов экспертов на основе конкретных потребностей вашего ребенка.

Упражнение на развитие памяти «Цифры и ассоциации»

‍Возраст: от 5 лет
‍Что развивает: память, образное мышление.

Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.

Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.

Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.

А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.

Упражнение «Таблица Шульте»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.

Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.

Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.

Упражнение «Пять спичек»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: внимательность, образное мышление.

Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.

Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.

Упражнение «Что вокруг»


‍Возраст: от 5 лет
‍Что развивает: внимательность.

Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.

Упражнение «Спидкубинг»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.

Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Упражнение «Чертоги разума»


‍Возраст: от 7 лет
‍Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.

Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.

Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.

Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Шпаргалка: что ещё полезно для памяти

Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:

Читайте также: