Секреты настройки с помощью цифрового процессора

Обновлено: 16.05.2024

Мы производим профессиональную настройку процессоров звука и процессорных усилителей в нашей студии по установке автозвука «AutoHiFi-Customs». Чтобы не быть голословными, постараемся в этой статье объяснить, как именно у нас происходит этот процесс и описать основные этапы настройки.

Не секрет, что само подключение процессоров не вызывает затруднений у многих фанатов автозвука, а вот разобраться во всех тонкостях настройки для большинства является проблемой, причем значительной. Также стоит знать, что правильно настроить процессор получится только после того, как будет выполнена настройка десятков таких устройств. То есть понимание того, как сделать всё правильно приходит только с серьезным практическим опытом. Рядовой же любитель автозвука, скорее всего, будет иметь в своей жизни несколько процессорных устройства, что делает для него бессмысленным глубокое изучение процесса настройки - куда проще довериться профессионалам. Поэтому услуга настройки процессоров звука весьма востребована и пользуется стабильным спросом.

Этап 1 настройки процессора звука.

Проверка полярности подключения все динамиков аудиосистемы. Для этого мы запускаем специальный трек на источнике звука, на котором последовательно записаны 3 щелчка в фазе и 1 в противофазе. Берем калиброванный измерительный микрофон AudioControl CA-4100i, подключаем его к смартфону с установленным на него ПО. Последовательно, в полной тишине, включаем по одному динамику аудиосистемы, подносим к ним микрофон и проверяем правильность фазировки подключения.

Стоит знать, что большинство современных процессоров и процессорных усилителей позволяют менять полярность любого динамика программно, но мы считаем, что нагружать процессор действиями, которых можно избежать - бессмысленно, поэтому, в случае обнаружения неправильного подключения, предпочитаем исправлять его физически. Также есть профессионалы, которые слышат разницу между программным и физическим переключением полярности.

Этап 2 настройки процессора звука.

Снимаем амплитудно-частотные характеристики (далее сокращенно АЧХ) каждого динамика аудиосистемы. У большинства современных динамиков в инструкциях есть графики АЧХ, но измерения их произведены обычно в идеальных условиях, которые не всегда достижимы при установке в реальных условиях в автомобиль. Поэтому, закрепляем наш микрофон на месте головы слушателя:


Запускаем специальный трек, в котором записана звуковая волна, ровно проходящая по всему динамическому диапазону и меряем АЧХ каждого динамика аудиосистемы.

В результате получаем вот такие кривые:


АЧХ левого высокочастотника



АЧХ правого высокочастотника



АЧХ левого среднечастотника


АЧХ правого среднечастотника



АЧХ левого мидбаса



АЧХ правого мидбаса



АЧХ левого сабвуфера



АЧХ правого сабвуфера

Этап 3 настройки процессора звука.

Стыкуем динамики аудиосистемы друг с другом. Производим анализ полученных данных при замере АЧХ и задаем срезы частот в процессоре звука. Это один из самых сложных процессов, описать который не возможно. Тут требуется опыт и понимание как работает фильтрация в современных цифровых процессорах звука, какой фильтр и для какого диапазона лучше использовать. Задача, получить максимально ровное АЧХ на выходе.

Меряем результаты левой и правой стороны после стыковки.


АЧХ левой стороны


АЧХ правой стороны


АЧХ фронта полностью


Итоговая АЧХ, которую получили после добавления сабвуфера

Как мы видим, получилось достаточно ровно, поэтому следуем далее.

Этап 4 настройки процессора звука.

Выставляем временную коррекцию. Включаем одну пару динамиков аудиосистемы и запускаем специальный трек с нашей тестовой флэшки. Кстати, на ней у нас записан набор необходимых аудиозаписей в трех разных форматах: Flac, WAV и MP3 с максимальным битрейтом. То есть, если источник звука аудиосистемы поддерживает Lossless, то используем первые два, а если не поддерживает, то используем MP3, т.к. его воспроизведет любое современное устройство.

В треке записан голос, который должен находиться по центру торпедо, в середине нашей виртуальной сцены. Добиваемся этого, настраивая временную коррекцию. Для настройки сабвуфера используем следующий трек.

Этап 5 настройки процессора звука

Самый приятный этап. Слушаем знакомые композиции и вносим мелкие корректировки в настройки процессора звука, чтобы получить максимально приближенный к натуральному результат. Понимание того, как должен звучать каждый из инструментов в этих треков нам дают периодические посещения живых концертов, прослушивание этих и других треков на домашних аудиосистемах уровня Hi-Fi.



Вот так происходит процесс настройки процессоров звука у нас в студии, который в среднем занимает 1-2 часа с небольшими перерывами. Мы не гонимся за количеством, не устраиваем из настройки конвейер и считаем, что один специалист может качественно настроить не более одной аудиосистемы в сутки. Также мы не считаем свою настройку идеальной и «лучшей в мире», как делают некоторые известные настройщики автозвука. Мы просто стараемся выполнить настройку процессора звука максимально приближенно к натуральному звучанию и выжать максимум из компонентов Вашей аудиосистемы.

PS. Мы не настраиваем аудиосистемы с эстрадной акустикой.

Источник: «AutoHiFi-Customs»



С августа 2020 года наш магазин находится по новому адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д.112, кор.1, стр.5.

2021-11-18
Морские усилители мощности Clarion: Clarion XC2110, Clarion XC2410, Clarion XC2510.

Секреты настройки с помошью процессора

Прошу прощения за качество! Будет время нормально отсканю.
Книжицу заполучил от В.Иванова для личного пользования, но думаю не осерчает если "распостраню", вроде как книжица открыто раздается

Открыл для себя много интересного про настройку двушки и трешки

Если Вы впервые на нашем Форуме:

С наилучшими пожеланиями,
Администрация Форума автозвука Магнитола

Более 5 лет на форуме

Спасибо, обязательно почитаю, попробую.

Авторитет Начальник смены

К книжечке ещё и диск прилагался. Осталось только его в инэт слить и комплект будет полным

Более 5 лет на форуме

давно слит,вот только не помню куда, вспомню дам ссылку. А книжка и диск по своему уникальны..

Ушел в монастырь Мастер-приемщик

За наставничество
Ветеран 10-летия

К книжечке ещё и диск прилагался. Осталось только его в инэт слить и комплект будет полным

На диске ничего особо интересного, да и прописан местами от фуфла. Самый интересный момент- запись частот из сетки эквалайзера для крутых пионов. Можно неплохо настроить правый и левый эквалайзер.

Что касается рекомендаций по настройке из методички , то скажу одно. это не для людей слабо понимающих тему. знаете, почему то начинает их заносить, а резы - ноль.
Но сам материал интересный и позволяет при должных знаниях продвинуться вперед!

Про диск имею в виду не музыку и идею , а просто качество перепечатки(если что у меня диск с семинара в Ростове, вроде как маде то что надо с рисунком Форда ).

Мой вариант настройки процессорных систем))

Начнем. Много какого музыкально-настроечноего материала я перепробовал, но остановился на одном единственном «LET'S TEST CD-приложение к жураналу "Салон AV" №7 2002 г.» По моему мнению треки с 9 по 69 – отличный материал для первоначальной настройки, остальные просто приятно послушать.

Как писал выше, методика применялась для систем с 2-х полосным фронтом и одним сабом. В 100% саб стоят в полке седана в ЗЯ. Фронт: 16 см мидбас (далее НЧ) в штатных местах + твитера (ВЧ) в стойках лобового стекла. Штатная проводка не задействовалась, шумка дверей как бы даже и не обсуждается. Вот собственно состав систем.
Теперь к настройке. Обычно настройка у меня как бы разбита на несколько этапов, если где-то «схалтурил» то и результат получался соответствующий.

1. Грубое выставление задержек
2. Проверка фазировки (аккустической фазы)
3. Регулировка уровней для каждого излучателя
4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
5. Точная настройка задержек
6. Правка АЧХ эквалазером
7. Настройка саба.

Собственно по каждому пункту, как говорили мне учителя в школе, мы и пройдемся)))

По-умолчанию: ВСЕ излучатели (динамики) подключены в электричекой фазе. Частота раздела ВЧ/НЧ 3.15кГц 12дб/окт как самая провереная при которой мало что может сгореть. Саб в данный момент не участвует в настройке потому отключен.


1. Грубое выставление задержек

Тут все просто, беру рулетку и замеряю расстояния от динов до места , к примеру для правого руля у меня получилось мид Л/П +90 +60 твитер +100 +50, записал в блокнот.

2. Проверка фазировки (аккустической фазы)

Для проверки использую Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаю миды, слушаю только ВЧ, затем наоборот.
«Пучек шума» должен быть в обоих случаях как для ВЧ так и для НЧсобран в одной точке, расположение этой точки пока нам не интересно, мы сейчас не этим занимаемся. Меняю фазу на дальнем дине (религия), слушаю. Оставляю фазировку на дальнем дине такую, при которой пучок был более собран.

3. Регулировка уровней для каждого излучателя

В данной настройке слушаю Трек № 11 «Розовый шум»

Отключаю миды, слушаю только ВЧ, затем наоборот.
На данном треке отлично слышно какая из сторон громче, когда включите все сами поймете, что с этим делать.
Сначала «правим» ВЧ, затем НЧ, затем включаем все 4 канала и выравниваем уровни между парами ВЧ затем НЧ, далее включаем ВЧ+НЧ левой стороны для самоудовлетворения и проверяем правую сторону. В конце этой настройки шум должен быть «однородным», то есть вы его должны слышать с одинаковой громкостью из каждого из 4х каналов, а не к примеру из ближнего ВЧ явно громче чем из из левого НЧ.

4. Выбор частоты раздела ВЧ/НЧ
Перед этим этапом делаю контрольную проверку фазы. Для этого использую Трек № 12 «розовый шум фаза-противофаза»
В фазе «пучек шума должен исходить откуда угодно, главное, чтобы вы его не слышали из какого-либо динамика, если при фазовом сигнале явно слышно к примеру в каком-нибудь миде, то идем все сначала, начиная с пункта №1, поверьте, где-то не правильно намеряли или услышали.

Фазу проверили, все хорошо.
Далее начинается «шаманство», с использованием треков №46-66, диапазон до 100 Гц пока не интересует, тк на него сильно влияет саб, выше 10кГц так же не интересует, тк в 2-х полосном фронте редко кто использует частоту раздела выше 10 кГц.
При проигрывании слушаем уровень сигнала, с непривычки достаточно не просто понять, какой играет громче, какой тише, но быстро и легко никто не обещал, прогоняем до тех пор, пока не придет прозрение. Прозрение пришло, явные провалы и горбы записаны в блокнот для дальнейшего анализа АЧХ))) Но сейчас нас интересует рез ВЧ/НЧ(предположительный диапазон 2-5кГц). Напомню, по умолчанию у меня стоит 3.15 кГц 12дб/окт. В зависимости от того что у вас между 2-5кГц делаем корректировки, которые зависят от возможностей ВЧ м НЧ.

а. Горб в диапазоне 2-5кГц. Двигаем НЧ ниже или ВЧ выше (не забываем, чем выше режем ВЧ тем ниже сцена, по крайней мере завал на краях обеспечен, но и низко резать не всегда позволительно, тут зависит от Fs ВЧ). Меняя частоту реза, добиваемся относительно ровного уровня сигналов. Для меня не критично, что между резами образуется «дырка», последняя настройка у меня была НЧ 2.5кГц ВЧ 4кГц вторыми порядками. АЧХ на фото.

Б. Провал в том же диапазоне, лечим с точностью наоборот чем горб, часто помогает перехлест частот, к примеру НЧ 4кГц, ВЧ 3.15кГц. Если не получается вытянуть кроссом, то увеличиваем уровень ВЧ, а потом эквалазером придется «душить» остальной диапазон.

5. Точная настройка задержек

Для проверки использую Трек № 10 «коррелированный розовый шум»

Отключаю миды, слушаю только ВЧ, двигаю «пучек» путем изменения задержки на дальнем ВЧ (религия) в место, где предположительно должен находиться центр сцены, затем для НЧ тоже самое.
Далее включаю все 4 канала. «Пучек шума» в идеале должен быть собран в одной точке. Но как показыает практика это никогда не случается)))) Потому я делаю следущее. Все 4 канала проигрывают трек №10, путем одновременного изменения задержки ВЧ (к примеру к каждому каналу ВЧ +5, потом +10, потом еще +10, потом от первоначальной величины –5, потом –10 затем еще –10 )пытаюсь найти такие значения, изменения которых даже на пару делений приводит пучек в движение по вертикали, то есть по высоте сцены. Как правило уменьшая задержку на ВЧ (к примеру было +100 +50, сделал +90+40 не меняя задержки НЧ) сцена должна подниматься и наоборот (привет Кирилу Устюжанину ака Key08) . Как только вы поймаете значения при которых пучек явно двигается, можно считать, что половина настроек сделана, и сделана правильно. Выставляю без фанатизма нужную высоту сцены, то есть пучек на уровне горизонта.
Катаюсь долго и нудно, правлю на музыкальном материале, но как правило никаких РАДИКАЛЬНЫХ изменений не приходилось делать, туда-сюда на пару делений не более. Это самый долгий и самый ИМХО важный процесс в настройке, потому никогда не тороплюсь-меняю параметр, катаюсь как минимум несколько дней, чтобы понять до конца что не так.

6. Правка АЧХ эквалазером

Вообще по религии не положено трогать эту вещицу, но «попробовав раз - ем и сейчас» (Привет shuma-her). Тут все просто и сложно одновременно.
Метод стар как весь караудио с поканальными эквалазерами. Принимаем одну сторону скажем лево за эталон, прогоняя треки № 46-69 правлю на этой стороне все что правится (правая сторона отключена, эквалазером только душу горбы, в + никогда не лезу). Включаем вторую сторону и прогоняем все тоже самое, НО слушаем в какую сторону уходит сигнал, если к примеру правее центра, то на левой стороне убавляем эквалазером этот диапазон или добавляем на правой(работаем как-будто балансом, но для определенной частоты(не всем ГУ это подвластно, но моему дано и слава богу)).

7. Настройка саба.

Тут ничего нового, замер рулеткой, проверка фазы(тут как правило, когда саб в противофазе с мидами диапазон 80-200Гц провален), уровни, нарезка, точная настройка задержек. Заметил для себя, даже непанчовые миды типа DLS R6bass при должном сведении с сабом давали хороший панч и отличный мидбас.

Настройка цифровых процессоров по результатам измерений АЧХ и ФЧХ.

Возможно вопрос банален, но я пока не могу для себя найти на него ответа.
Допустим, мы имеем активную 2/3/4/5 -ти полосную систему, за кроссоверы, задержки, эквализация и т.п. у нас отвечает процессор. Одни из самых известных это Behringer DCX 2496 и DBX DriveRack 260 есть и другие, но все вполне взаимо заменяемы и пресет одного можно скопировать в другой с высокой степенью повторяемости. Основные параметры стандартны и ими можно оперировать.
для кроссовера :
* порядок фильтра
* частота среза
* тип фильтра (линквиц, батерворт, бессель и т.д.)
* задержка

для эквализации :
* тип фильтра (хай пасс, лов пасс, банд пасс)
* частота
* добротность или крутизна спада для лов/хай пасса
* степень эквализации (+/- Хдб)

Мы измерили АЧХ и ФЧХ каждой их полос и нужно, прежде чем крутить ручки на приборе, попробовать создать виртуальную модель системы с учётом этих измерений и настроек процессора.
В конечном итоге нужен софт, который сможет "съесть" файлы измерений, и внутри себя уже имел такой процессор с выше перечисленными регулировками, где можно виртуально менять эти параметры и смотреть на графики получившейся АЧХ/ФЧХ с учётом реальных АЧХ/ФЧХ каждой из полос.
Скорее всего это какой-то профессиональный софт, мало известный общей массе.
Присоединяюсь к вопросу. Имея трехполосный активный цифровой кроссовер, можно ли каким-нибудь софтом взять за основу исходную фонограмму и допустим, в реальном времени подстроить выходной звук из колонок, максимально приближенный к исходному?

Перечисленные апроксимации фильтров и эквализаций классические и общепринятые, потому не совсем понимаю что мешает использовать тот же lspCAD?
Сгружаешь АЧХ/ФЧХ в проекты полос в модуль активного фильтра и там уже прикручиваешь кроссовер и эквалайзер.
Или, если нужен высший пилотаж (КИХ фильтры, высокие порядки и прочие плюшки), то у LinearX есть спец. софт FilterShop.

Орфография - как кунг-фу, настоящие мастера используют только в крайних случаях.
Ламер со стажем, в общем да. Конкретно мне мешает слабое знание lspCAD и его возможностей. Попробую поэкспериментировать, но может быть есть более приближеный софт для таких задач ?
Есть такая прога, я ней пользовался для своего miniDSP, зовется - REW. Она ровняла мне ачх саба и генерила биквады для моего фильтра цифрового, так же она умеет и для других делать.
Как ней пользоваться я кажется чуток писал в теме о моей 4-х полоске активной.

Самое главное, что следует уяснить, это то, что аудио — это технология, которая базируется на прочной научной основе. Аудио — это не искусство, а аудиоизделия не характеризуются какими бы то ни было худож. характеристиками за исключением внешнего вида.
хм.. в ней есть кнопочка для DCX2496 - это как раз мой случай.

Миниатюры

Миниатюры
Самое главное, что следует уяснить, это то, что аудио — это технология, которая базируется на прочной научной основе. Аудио — это не искусство, а аудиоизделия не характеризуются какими бы то ни было худож. характеристиками за исключением внешнего вида.
В проге SMAART Live v6 есть опция External Device где присутствует DBX DriveRack 260.
Может она поможет решить ваши задачи

mAxSpace, Поделись пожалуйста файлом конфига для DCX + скриншот его "конфигуратора", хочу посмотреть что можно сделать. Может на выходных сделаю версию симулятора фильтров, только без звука.
Суммировать АЧХ в воздухе - это то-же самое, что и суммировать АЧХ на резисторе? (предположив, что АЧХ фильтра и АЧХ динамика уже заложены в электронном сигнале).
С физикой процесса суммирования волн в воздухе пока не знаком

Там, в DCX, фильтры последовательны (т.е гроздьями от входа до выхода) или паралельны (у каждого выхода есть своя цепь фильтров до входа)?

+ файлы АЧХ с которыми ты работаешь, желательно в виде CSV/Text либо скажи из какой програми взяты.

Я уже давно намереваюсь такую штуку сделать, но каждый раз отвлекаюсь и забрасываю

Их не бывает - всё вбивать надо ручками.

Суммировать АЧХ в воздухе - это то-же самое, что и суммировать АЧХ на резисторе? (предположив, что АЧХ фильтра и АЧХ динамика уже заложены в электронном сигнале).

Почти, но в некоторых случаях разница есть.

s3tup, сейчас постараюсь нарисовать примерно как это лучше чтоб выглядело на экране и чего там от куда растёт.

А это что нужно сделать в симуляторе..

Миниатюры

Миниатюры Не, это просто управление прибором дистанционно - симулиовать оно не умеет.

На данный момент есть такое,
Но нехватает еще нескольких функций, дабы с ним можно было работать.
- Прежде всего - сохранение и поднятие конфигураций - каждый раз перерисовывать их при закрывании програмки - не самое удобное занятие, хоть оно рисуется оч просто.

- Сумматор сигналов. Сумматор еще не так важен в DSP, но он нужен для показывания суммарного отклика по АЧХ.

- Поднималка АЧХ из файла - есть, но пока она фазу не поднимает. Фильтры на АЧХ накладывает. Хотя замечены глюки с фазой - нужно выяснять.

Разводка блок-схемы работает почти исправно за исключением одного глюка. Можно и удалять.

Вся конфига блоков - соединение через схему, параметры работы - через график.

Добротность - тянуть правой кнопкой мыши пимпочку на графике вверх-вниз. Глюкаво.

В блок-схеме правый клик по детальке/проводу удаляет то, что под мышку попало.

Дабы графики рисовались, нужно использовать "Output" как конечное звено. "Input" не нужен

Называть блоки можно только по английски, без пробелов и прочих символов.

Читайте также: