Составьте упражнение подготовительное на развитие слуховой и оперативной памяти

Обновлено: 03.07.2024



Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слуховой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период и активно вести в начальной школе.

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Как проверить слуховую память ребенка?

Существует довольно простая методика проверки уровня слуховой памяти у ребенка. Необходимо назвать четыре разных числа и попросить произнести их в обратном порядке. Если ребенок без затруднений справится с этим заданием, количество чисел нужно увеличить до пяти, до шести и т.д. Хорошим показателем считается способность повторить таким образом ряд шести чисел и более.

Как развить слуховую память ребенка?

Развитие слуховой памяти происходит у детей естественным образом. Этому способствует слушание сказок (во время чтения сказок взрослыми или с использованием аудиокниг), проговаривание и повторение важной информации вслух. Дети быстро запоминают мелодии и звучание голоса у различных людей. Однако, перед началом обучения и в начальной школе этому процессу необходимо уделять более пристальное внимание, сделать его целенаправленным и педагогически грамотным.

Примеры упражнений для развития слуховой памяти

В основном упражнения для развития слуховой памяти детей 6-10 лет носят игровой характер.

Упражнение "10 слов"

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Упражнение "Снежный ком"

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

По такому же принципу проводится упражнение с предложениями. Первый ребенок произносит предложение из двух слов, а остальные участники постепенно расширяют его, добавляя по очереди по одному слову.

Упражнение "Жук"

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Упражнение "Что какого цвета"

Учитель должен подготовить цветные карандаши, тематическую картинку и рассказ, составленный по ее сюжету. Детям предлагается внимательно прослушать историю, которую прочитает учитель и запомнить, какой цвет должны иметь предметы, изображенные на картинке. После этого они должны правильно разукрасить рисунок. Темы для такого упражнения могут быть разнообразные: «Украшаем елку», «Красим с друзьями забор», «Собираем букет цветов», «Одеваемся на праздничный бал», «Ищем лепестки цветика-семицветика» и т.д.

Упражнение "Нарисуй по описанию"

Можно немного усложнить предыдущий вид упражнения. Следует заранее подготовить чистые листы белой бумаги и простые карандаши. Ученики должны внимательно послушать описание какого-то предмета или героя, а затем попробовать его изобразить, нарисовав все озвученные детали.

Темой рассказа должен быть какой-то нестандартный объект: дворец с башенками, колоннами и окошечками, инопланетянин, карнавальный костюм, пейзаж и т.д.

Упражнение "Выбор"

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

слуховая память

Фото: doggo

Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.

Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.

Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:

1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.

2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.

3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой ссылке.

4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.

5 Читайте книги, которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.

6 Прослушивание аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.

7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.

8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.

9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.

10 Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.

Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других когнитивных функций регулярно. Специальные игры для тренировки памяти и внимания у взрослых есть на нашем сайте.

Память относится к тем высшим психическим функциям, которые можно улучшать посредством тренировок, как мышцы, в течение всей жизни. За неё отвечает один из отделов мозга, которому нужно постоянно давать нагрузку. У кого-то он был недостаточно разработан ещё с детства из-за педагогической запущенности. У других был повреждён из-за травмы или тяжёлой патологии. Третьи чувствуют, как его работа замедляется из-за процессов старения: кровообращение нарушается, болезни дают о себе знать.

Однако всё это преодолимо. Нужно лишь регулярно выполнять упражнения для развития памяти, чтобы улучшить и укрепить её.

Для детей


Детям любого возраста упражнения на развитие памяти нужны, чтобы улучшить данные от природы или устранить имеющиеся дефекты. Из-за врождённых патологий, перенесённых инфекций, педагогической запущенности и других многочисленных факторов гиппокамп (отдел головного мозга, в котором записывается, сохраняется и воспроизводится информация) не может в полную силу выполнять возложенные на него функции. Вот тогда и понадобится тренировка.

Для дошкольников

Начинать выполнять упражнения специалисты рекомендуют с 4-5 лет. Они должны быть обязательно интересными, захватывающими и в игровой форме. Как только ребёнок устанет, занятие прекращается. Однако тренировки должны быть ежедневными.

«Магазин»

Родитель играет роль пожилого человека, который не может сам сходить в магазин и просит об этом своего внука (его роль выполняет ребёнок). Взрослый называет то, что нужно купить, и перечень необходимого нужно именно запомнить, записывать нельзя. Дошкольник должен сходить в воображаемый магазин и принести всё, что ему заказали. Для 5 лет будет достаточно называть 5-6 предметов.

«Подарки»

Ребёнок играет роль Деда Мороза. Взрослый в роли Снеговика-почтовика. Он рассказывает дошкольнику, кто что хочет получить на Новый год. Например, Ваня — мяч, Ира — куклу, Миша — сладкий сундучок и т. д. 5-6 имён будет достаточно. Задача Деда Мороза — не перепутать и точно повторить, что и кому он подарит.

Для тренировки памяти у дошкольников, которые постарше (6-7 лет), подбираются более сложные упражнения. Попутно они должны готовить их к школе.

Популярная дворовая игра-упражнение, в которую раньше играли все подряд. Отлично развивает память и кругозор. Ребёнок набивает мяч и с каждым его ударом об землю называет 5 — имён (женских, мужских), географических названий (рек, стран, городов), фильмов, актёров и т. д. Чем старше дети, тем большее количество слов на заданную тематику им следует произносить.

«Мама укладывает в чемодан…»

Ещё одна игра-упражнение, которое можно выполнять семьёй. Каждый человек должен продолжить список вещей, которые мама укладывает в чемодан, но перед этим повторить всё то, что было названо до него другими игроками. Не забывайте, что ребёнку всего 6-7 лет, поэтому слишком длинные цепочки он сразу не воспроизведёт — разрешается подсказывать.

Для начальной школы

Упражнения, нацеленные на развитие памяти у школьников, способствуют их успешности в обучении. Это помогает запоминать большой объём информации и без труда воспроизводить его в нужный момент. Если заниматься с 1 класса (и даже раньше), у детей 9-10 лет не возникнет проблем с заучиванием стихов наизусть, пересказами, прорешиванием типичных задач и тестов, запоминанием формул.

Развитие зрительной памяти

Не знакомый ребёнку текст из курса литературного чтения, соответствующего тому классу, в котором он учится, предлагается ему для вдумчивого изучения. Одно условие: он должен быть напечатан достаточно крупно на листе формата А4. После этого он разрезается на несколько кусков, словно пазл, и школьник должен его собрать так, как он был представлен изначально.

Развитие слуховой памяти

Взрослый 2-3 раза зачитывает список из 10 простейших слов, желательно — разной тематики. Например, лиса, кастрюля, учитель, погода и т. д. Задание для ребёнка — сочинить сказку, употребив в ней все названные слова.

Для подростков

Из-за полового созревания и гормональных изменений, происходящих в пубертатный период, психологи настаивают на необходимости упражнений, разработанных специально для улучшения памяти у подростков. Они позволят им быть более уверенными в себе, побороть комплексы и страхи, которых у ребёнка 13 лет предостаточно. Подобные тренировки развивают у старших школьников ещё и мышление с вниманием, что отлично сказывается впоследствии на результатах выпускных экзаменов.

«Представляем и рисуем»

Взрослый зачитывает 10 названий картин, которые подросток должен представить в своём воображении. Например: Пантера на водопое, Семейное чаепитие, Строительство жилого комплекса, Экскурсия по Эрмитажу и т. д. Из приведённых примеров видно, что они должны быть достаточно сложными с точки зрения ассоциаций. Список произносится 2-3 раза. Через 2-3 часа школьник должен схематично изобразить как можно большее количество представленных картин.

«Интересное знакомство»

Подростку последовательно предлагается посмотреть 10 фотографий разных известных людей. Их не должно ничего связывать (например, Иван Грозный, Мэрилин Монро, Сергей Шойгу, Стив Джобс). Пока он их разглядывает, взрослый называет, как их зовут, и говорит, кто они такие (Грозный — царь, Монро — актриса, Шойгу — Министр, Джобс — миллионер, разработчик Apple и т. д.). Через час им снова даются эти же 10 фотографий, но в другой последовательности. Их задача — вспомнить и сказать, кто это.

Для взрослых


Если регулярно выполнять упражнения на развитие памяти у взрослых (по 15 минут в день), это позволяет:

  • улучшить личную продуктивность;
  • выполнять текущие дела и задания более эффективно;
  • не допускать ошибок в работе;
  • держать мозг в тонусе.

И всё это благодаря постоянному развитию памяти. Запоминая больше информации, легче оперировать необходимыми фактами в будущем.

Чтобы развить память у взрослого человека, психологи предлагают уделять этому по 15 минут в день. Для этого можно выполнять следующие упражнения.

«Дневник воспоминаний»

Выдалась свободная минутка? Не теряйте её зря. Попытайтесь в мельчайших подробностях вспомнить, что вы делали вчера в это самое время. Причём не просто, например, обедали, а что именно ели, где, с кем, воспроизведите звуки и запахи, которые вас окружали. Осилили это упражнение? А теперь усложняем его: вспомните, чем вы занимались неделю назад в этот час. И чем подробнее, тем лучше.

«Подслушано»

«Сокровища пиратов»

Почувствуйте себя хоть ненамного ребёнком. Соберите в квартире 10 маленьких вещиц. Чем меньше и незначительнее они будут, тем эффективнее будет упражнение, чтобы развить память. Это может быть крупная пуговица, ручка-сувенир, небольшая открытка, брелок и т. д. Обязательно на всякий случай составьте их список и уберите его. Ваша задача — спрятать эти предметы в квартире как можно надёжнее. После этого можете благополучно предать их забвению, но ровно через неделю (поставьте себе напоминание на телефоне) нужно будет их все найти. Если что-то забыли — сверьтесь со списком.

Для пожилых


Тренировать память с помощью специальных упражнений надо и у пожилых людей. Улучшая её, они дольше сохраняют ясность и остроту ума, а также предупреждают развитие заболеваний, связанных с процессами старения, нарушением мозгового кровообращения и уменьшением интеллектуальной нагрузки.

После 50 лет психологи рекомендуют уделять упражнениям на развитие памяти не менее 30 минут в день.

«Большая неожиданность»

Смысл данного упражнения в том, чтобы ежедневно выполнять действия, которые ранее человеком освоены никогда не были. Например, сегодня 2-3 часа посвятить тому, чтобы разобраться в схемах вязания кружевных салфеток крючком и даже сделать несколько столбиков. Завтра выучить 10-20 слов на турецком языке. Послезавтра попробовать написать стихотворение. Т. е. не нужно ставить задачу, например, полноценно научиться работать лобзиком по дереву. Освоили несколько движений — и переходите к другой деятельности. Такое упражнение развивает многие отделы головного мозга, потому что заставляет его клетки восстанавливаться во время овладения новыми навыками. В том числе и память.

«Долой записи»

Не секрет, что пожилые люди часто пользуются списками, чтобы ничего не забыть: что нужно купить в магазине или аптеке, во сколько принимать лекарства, адреса и имена родных, близких и знакомых. Упражнение на развитие памяти заключается в том, чтобы постепенно отказываться от этих записей, заучивая их наизусть. Не нужно за один день пытаться запомнить все контакты из телефонной книжки. Выделите для этого конкретный временной промежуток — 3 дня или неделю. Затем переходите к следующему списку, а этот не забудьте регулярно вспоминать.

«Снова за партой»

Отличное упражнение, которое подойдёт для развития памяти у самых пожилых (после 70). Если начались провалы, не нужно выполнять что-то сложное, что только отнимет силы. Достаточно вспомнить школьную программу. Тренировка заключается в том, чтобы дважды в день в спокойной обстановке неспешным темпом вслух проговорить весь алфавит от А до Я. Его написанный вариант нужно держать где-то поблизости, чтобы в случае чего подсматривать (или пусть рядом кто-то подсказывает). Как только получится воспроизвести его весь без ошибки, следующий уровень сложности задания — так же медленно проговорить его в обратном порядке.

Есть комплексные упражнения для развития памяти и внимания, которые тренируют одновременно и то, и другое.

Упражнение Айвазовского

Заставляет концентрировать внимание на мелочах, изображённых на знаменитых картинах, запоминая их и воспроизводя все подробности. Начать можно с полотен, не отягощённых деталями. Это могут быть «Мона Лиза» (знаменитая «Джоконда») Леонардо да Винчи или «Незнакомка» Ивана Крамского. Чем лучше будут развиваться память и внимание, тем сложнее должны быть шедевры художников. Верхом искусства будет запомнить до крупиц «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля.


Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

«Маршрут»

В очередную прогулку внимательнее смотрите по сторонам. Придя домой, сами себе задайте такие вопросы, как: сколько пятиэтажек было на вашем пути? какие машины были припаркованы у магазина? много ли пожилых людей вы встретили по дороге? сможете ли вы описать, во что они были одеты? и т. д.

Можно сделать уклон и в другую сторону — подыскать упражнения, которые бы развивали ещё и мышление.

«Тайм-менеджмент»

Оказывается, столь модные в последнее время техники управления временем попутно являются отличными упражнениями на развитие не только памяти, но и мышления. Для начала возьмите за правило каждый вечер планировать дела на завтра. Тренировка ума заключается в том, чтобы выбрать среди них наиболее и наименее значимые и правильно распределить их в течение дня. А дальше начинается прокачка памяти: выучите их в той последовательности, которую сами только что определили.

«Алогизмы»

Попросите кого-нибудь составить алогизмы — пары слов, которые на первый взгляд никак не связаны. Всего их должно быть 10. Сначала в тренировку включается мышление: составьте с ними такое предложение, чтобы они как-то соотносились друг с другом. Например, экзамен и волк. Что можно придумать: на экзамене мне попалась тема про волка. Предложение нужно запомнить. Очередь памяти наступит только на следующий день: чем больше назовёте составленных накануне фраз, тем успешнее справились с заданием.

В зависимости от типа памяти

Упражнения для развития зрительной памяти

«10 отличий»

Многие считают это детской игрой, хотя на самом деле это одно из лучших упражнений, которые можно слегка подкорректировать и использовать для развития памяти. Когда мы смотрим на две находящиеся рядом картинки и ищем разницу между ними, мы тренируем в первую очередь внимание. Как это сделать: сначала посмотрите на одну из них, изучайте её в течение 4-5 минут, запоминая каждую деталь. И только затем открывайте вторую и ищите отличия.

Детям подойдут иллюстрации со зверюшками и мультипликационными героями. Взрослым же рекомендуется начинать с более сложного уровня:

«Шерлок Холмс»

Научитесь замечать детали во внешности тех людей, с которыми вам пришлось общаться за день. Перед сном старайтесь вспоминать их образ и отвечать мысленно на вопросы: какого цвета у него глаза? какие украшения он носит? часы какого бренда он предпочитает? сколько пуговиц было у него на пиджаке?

Упражнения для развития слуховой памяти

«Суперзвезда»

Прослушайте 2-3 раза любую песню. Постарайтесь воспроизвести её текст и мелодию через час, вечером перед сном и на следующий день. Снова повторите упражнение. Не переходите к новым музыкальным композициям, пока полностью не будете воспроизводить эту.

«Большой Ух»

В определённый момент времени постарайтесь поймать тишину и вычленить в ней звуки. Это может быть капающий кран, разговор соседей за стеной, лай собаки на улице. Запомните то, что услышали. На следующий день повторите упражнение в том же самом месте и сравните с тем, что было вчера. Что изменилось? Какие звуки остались? Они стали громче или тише?

Подобные упражнения не будут лишними ни для кого. Их можно выполнять с самого раннего детства, чтобы в дальнейшем с памятью не возникало проблем ни в учёбе, ни на работе, ни в преклонных летах. Они позволяют держать мозг в тонусе и улучшают кровообращение, что помогает сохранять ясность и остроту ума даже в солидном возрасте. Регулярно тренируясь, вы никогда не узнаете, что такое старческий склероз.

ребёнок слушает

Развитие мышления

Слуховая память, также как и зрительная, является одной из самых важных составляющих успешного и полноценного развития ребенка. Совершенная слуховая память станет прекрасным помощником вашему малышу в период любой адаптации или перемен – детский сад, дополнительные занятия, школа, новый коллектив, где ему придется воспринимать и анализировать не только увиденную, но и услышанную информацию.

Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов. В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала.

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Существует достаточно много упражнений – простых, но эффективных, которые помогут натренировать различные виды памяти слуховую и в частности. Они будут очень полезными для всех членов семьи, а не только деткам, поэтому для большей результативности играйте и работайте вместе.

Упражнения довольно интересные и нескучные, а главное, не смотря на простоту, действенные!

Урок 6. Тренировка памяти

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов.

Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Оглавление:

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Тренировка памяти

Тренировка зрительной памяти

Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.

Читайте также: