Тайминги оперативной памяти ddr4 2666 таблица

Обновлено: 06.07.2024

В этой статье мы разберемся, что такое тайминги оперативной памяти. Узнаем какие параметры латентности лучше для скорости и как их посмотреть на компьютере или ноутбуке. Поймем, как правильно подобрать и выставить тайминги оперативки и на что они влияют. Дам ссылку на калькулятор таймингов и таблицу для основных типов памяти и частот.

Обычно при выборе оперативной памяти для настольного ПК или ноутбука, мы смотрим на объём ОЗУ, тактовую частоту и тип памяти DDR для ее совместимости с материнской платой. Однако у оперативки есть еще такая характеристика, как тайминги или по научному — латентность. И вот на этот параметр обращают внимание только специалисты и продвинутые геймеры.

Да, латентность менее важна, чем объем модуля и его рабочая частота, но при грамотном подходе ее уменьшение может дать пусть и не большое, но все же ускорение работы вашего компьютера. Чем более грамотно и сбалансированно подобраны комплектующие ПК или ноутбука, тем больше может дать прироста в скорости установка памяти с меньшими таймингами.

Чем выше частота и ниже тайминги, тем быстрее работает оперативка.

Разбираемся с основными значениями таймингов

Чем меньше значения таймингов, тем быстрее происходит обмен данными между процессором и памятью и значит тем производительней оперативная память.

Каждая временная задержка имеет свое название и отвечает за скорость передачи определенных данных. В технических характеристиках оперативной памяти их записывают в строгой последовательности в виде трех или четырех чисел: CAS Latency, RAS to CAS Delay, RAS Precharge Time и DRAM Cycle Time Tras/Trc (Active to Precharge Delay). Сокращенно это может выглядеть так: CL-RCD-RP-RAS.

Большинство производителей указывают тайминги в маркировке на модулях памяти. Это могут быть 4 цифры, например: 9-9-9-24


, или только одна, например CL11


. В этом случае имеется ввиду первый параметр, то есть CAS Latency.

Теперь разберемся с этими задержками более подробно.

Для наглядного примера возьмем пару планок памяти DDR3 1600 Мгц по 8 Gb каждая с таймингами 11-11-11-28.

На планке памяти данная информация хранится в чипе SPD и доступна чипсету материнки. Посмотреть эту информацию можно с помощью специальных утилит, например CPU-Z или HWINFO.

Тайминги памяти в программах CPU-Z и HWINFO

CAS Latency (tCL) — самый главный тайминг в работе памяти, который оказывает наибольшее значение на скорость ее работы. В характеристиках памяти всегда стоит первым. Указывает на промежуток времени, который проходит между подачей команды на чтение/запись информации и началом ее выполнения.

Это время можно измерить в наносекундах. Для этого лучше всего воспользоваться калькулятором. Вводим частоту в Мгц (у нас это 1600) и время задержки (11). На выходе получаем, что время задержки между подачей команды на чтение/запись данных и началом ее выполнения составляет 13.75 наносекунд.

По большому счету остальные задержки малозначительны и при выборе планок памяти достаточно обращать внимание только на этот параметр.

RAS to CAS Delay (tRCD) — задержка от RAS до CAS. Время, которое должно пройти с момента обращения к строке матрицы (RAS), до момента обращения к столбцу матрицы (CAS), в которых хранятся нужные данные.

RAS Precharge Time (tRP) — интервал времени с момента закрытия доступа к одной строке матрицы и началом доступа к другой строке данных.

Row Active Time (tRAS) — пауза, которая нужна памяти, чтобы вернуться в состояние ожидания следующего запроса. Он определяет отношение интервала, в течение которого строка открыта для переноса данных (tRAS — RAS Active time), к периоду, в течение которого завершается полный цикл открытия и обновления ряда (tRC — Row Cycle time), также называемого циклом банка (Bank Cycle Time).

Command Rate — скорость поступления команды. Время с момента активации чипа памяти до момента, когда можно будет обратиться к памяти с первой командой. Часто этот параметр в маркировке памяти не указывается, но всегда есть в программах. Обычно это T1 или T2. 1 или 2 тактовых цикла.

Как изменить

Изменить тайминги можно, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения при помощи разгона. Для этого необходима тонкая настройка частоты работы модуля и его напряжения. Путем уменьшения или увеличения частоты работы памяти, так же уменьшаются или увеличиваются тайминги. Эти параметры подбираются индивидуально для каждого модуля памяти или наборов памяти.

Вот один из комментариев к памяти, о которой я рассказывал выше ⇓

Память очень достойная! С базовой частоты 1600 mhz удалось разогнать до 2200 mhz с таймингами 11-12-12-28 на напряжении 1.65v.

Разгон по частоте составил 27%, что очень хороший результат. При этом тайминги и напряжение были повышены минимально. Такой разгон довольно заметно сказался на всей скорости работы компьютера.

Весь смысл этого действа, подобрать такие оптимальные характеристики частоты, таймингов и напряжения, чтобы модуль/модули памяти выдавали максимальную скорость работы и при этом стабильно работали в таком режиме. Это требует времени и знаний.

Так же материнка должна поддерживать разгон оперативки. Сейчас есть планки памяти со встроенным XMP профилем. В нем уже прописаны заводские параметры разгона, с которыми память может работать. Вам остается только применить нужный XMP профиль и оперативка запуститься с этими параметрами.

В штатном режиме компьютер получает все настройки оперативной памяти из SPD — микросхемы, которая распаивается на каждом модуле. Но, если есть желание добиться максимальной производительности, целесообразно попробовать изменить тайминги. Конечно, можно сразу приобрести модули с минимальными значениями задержек, но они могут стоить заметно дороже.

Настройки памяти меняются через BIOS персонального компьютера или ноутбука. Универсального ответа на вопрос, как в биосе поменять тайминги оперативной памяти не существует.

Возможности по настройке подсистемы памяти могут сильно различаться на разных материнских платах. У дешевых системных плат и ноутбуков может быть предусмотрена только работа памяти в режиме по умолчанию, а возможности выбирать тайминги оперативной памяти — нет.

В дорогих моделях может присутствовать доступ к большому количеству настроек, помимо частоты и таймингов. Эти параметры называют подтаймингами. Они могут быть полезны при тонкой настройке подсистемы памяти, например, при экстремальном разгоне.

Изменение таймингов позволяет повысить быстродействие компьютера. Для памяти DDR3 это не самый важный параметр и прирост будет не слишком большим, но если компьютер много работает с тяжелыми приложениями, пренебрегать им не стоит. В полной мере это относится и к более современной DDR4.

Заметно больший эффект может принести разгон памяти по частоте, а в этом случае тайминги весьма вероятно придется не понижать, а повышать, чтобы добиться стабильной работы модулей памяти во внештатном режиме. К слову, подобные рекомендации можно встретить при выборе памяти для новых процессоров AMD Ryzen. Тестирования показывают, что для раскрытия потенциала этих процессоров нужна память с максимальными частотами, даже в ущерб таймингам. Вот калькулятор таймингов для процессоров Ryzen.

Стоит отметить, что далеко не во всех случаях настройка подсистемы памяти даст сколько-нибудь заметный результат. Есть приложения, для которых важен только объем оперативной памяти, а тонкий тюнинг задержек даст прирост на уровне погрешности. Судя по результатам независимых тестирований, быструю память любят компьютерные игры, а также программы для работы с графикой и видео-контентом.

Нужно учитывать, что слишком сильное уменьшение задержек памяти может привести к нестабильной работе компьютера и даже к тому, что он откажется запускаться. В этом случае необходимо будет сбросить BIOS на дефолтные настройки или, если вы не умеете этого делать, придется обратиться к специалистам.

Как правильно выставить

Начать, разумеется, стоит с выяснения стандартных настроек, рекомендованных производителем для данного модуля. Как проверить тайминги оперативной памяти, мы рассмотрели ранее. Затем можно посмотреть статистику на интернет ресурсах посвященных разгону, чтобы примерно представлять, чего можно ожидать от конкретного модуля оперативной памяти.

Как отмечалось, неверные значения задержек легко могут привести к невозможности загрузки компьютера, поэтому выясните, как именно осуществляется сброс настроек BIOS. Причем, не только программно, но и аппаратно, на случай, если не будет возможности даже войти в БИОС. Информацию об этом можно найти в документации к материнской плате или в интернете.

Чтобы разобраться, как выставить тайминги оперативной памяти в биосе, обычно не требуется много времени. В первый раз может потребоваться документация, потом все будет проще.

Все изменения таймингов необходимо производить не торопясь, имеет смысл менять по одному параметру и только на такт. После этого важно проверить, сможет ли компьютер стартовать и загрузить операционную систему.

Разобравшись, как уменьшить правильно тайминги оперативной памяти ddr3 и более современной ddr4 не стоит сразу приступать к экспериментам. Сначала стоит определить, исходя из особенностей вашего «железа», что предпочтительней: повысить частоты или понизить задержки. Сейчас в большинстве случаев большего эффекта можно достичь за счет повышения тактовых частот.

Что больше влияет на скорость работы оперативной памяти — более низкие тайминги или более высокая частота

Самое важное, что вы должны понять и запомнить, чтобы разобраться в этом вопросе раз и навсегда, это то, что ПРИ ПОВЫШЕНИИ ЧАСТОТЫ, НА КОТОРОЙ РАБОТАЕТ МОДУЛЬ ОЗУ, АВТОМАТИЧЕСКИ ПОВЫШАЮТСЯ И ЗАДЕРЖКИ ПАМЯТИ. При понижении частоты, они уменьшаются. Это хорошо видно при сравнении планок памяти разных поколений.

Для сравнения скорости работы, возьмем два разных типа оперативки. Более старого DDR3 и современного DDR4.

Сравнение таймингов у оперативной памяти DDR4 и DDR3

Сравнить скорость разных модулей ОЗУ в наносекундах можно с помощью формулы ⇓

Тайминг*2000/частоту памяти. Например планка DDR4 с таймингом CL16 будет работать со скоростью 16*2000/3000=10.6 nanosec, а DDR3 с таймингом CL9 со скоростью 9*2000/1600=11.25 nanosec.

Как видно из примера частота работы памяти тоже очень важна. У DDR3 латентность намного ниже, чем у DDR4, но частота работы модуля DDR4 заметно выше DDR3. Хоть не намного, но DDR4 опережает DDR3 по скорости работы. Так же у него еще и большая пропускная способность. У будущей DDR5 я думаю разница в скорости будет еще больше.

Выходит, что тактовая частота оперативки влияет на производительность в большей степени, чем более низкие тайминги. Конечно, если выбор стоит между планками с одинаковой частотой, то лучше выбрать ту, у которой меньшие задержки.

Если кто-то хочет более серьезно разобраться с этим вопросом, вот ссылочка на таблицу по таймингам в Гуглдокс.

Стоит учитывать тайминги и при выборе модулей памяти для многоканального режима. Оптимальным решением будет покупка готового комплекта в котором все планки имеют идентичны характеристики. Если такой возможности нет, то стоит искать модули у которых не только совпадает тактовая частота и организация чипов, но и будут одинаковые тайминги.

Факты

С точки зрения пользователя, информация о таймингах позволяет примерно оценить производительность оперативной памяти до её покупки.

Во времена оперативки DDR и DDR2, таймингам придавалось большое значение, поскольку кэш процессоров был значительно меньше, чем сейчас и приходилось часто обращаться к памяти.

Современные центральные процессоры имеют большие L2 и L3 кэш, что позволяет им гораздо реже обращаться к памяти. В случае маленьких программ, их данные могут целиком помещается в кэш процессора и тогда обращение к памяти вовсе не требуется.

Выбор оперативной памяти для рабочего или игрового ПК – головная боль для тех, кто хочет одновременно получить максимум производительности и не опустошить свой кошелёк. Нет, сегодня мы не будем в очередной раз говорить «такая-то память стоит столько и является оптимальным выбором». На примере двух новых комплектов HyperX мы покажем, каким образом можно добиться прироста производительности на платформе AMD без лишних вложений, хоть и с определёнными затратами времени. А уменьшение времени выполнения задачи позволяет выполнять больше работы за тот же период времени. Профит!




Материалов с использованием рассматриваемых сегодня комплектов HyperX будет два. Первый вы уже читаете – он будет посвящён работе с платформой AMD. Второй же будет немного позже. В нём мы изучим возможности этой памяти на платформе Intel. Всё это постараемся изложить в максимально дружелюбной форме, чтобы не перегружать вас большим количеством бесполезной (для подавляющего большинства) информацией, но расскажем общую концепцию, поэтому время зря вы не потратите.

Многие владельцы процессоров Ryzen 3000-й серии, кто собирал систему сам или же принимал непосредственное участие в выборе комплектующих, могут сказать: «Да в сети есть специальные калькуляторы для настройки памяти, нажму кнопку – и всё готово». На эту тему можно ответить просто: разгон памяти (или тонкая настройка) – лотерея; настройка памяти на AMD – вдвойне лотерея. Ни одна программа в мире не сделает всё за вас. Скорее всего, вы потратите больше времени, а в итоге – ничего не добьётесь. Хотя, примерное понимание ситуации всё же будет. Но начнём по порядку. У нас в руках есть два новых комплекта памяти: HyperX Fury DDR4 RGB ёмкостью 64 ГБ и HyperX Fury DDR4 ёмкостью 32 ГБ. У них не только разный дизайн, но и разные характеристики, включая сами микросхемы.

Первым рассмотрим HyperX Fury DDR4 RGB с кодовым названием HX430C15FB3AK4/64. В нём зашифрованы основные характеристики комплекта – частота 3000 МГц, тайминги CL15 (если полностью — 15-17-17-36) и объём – 64 ГБ, образованный четырьмя модулями по 16 ГБ. Остаётся добавить лишь про рабочее напряжение, которое составляет привычные 1.35 В.



Если судить по характеристикам, то в сравнении с уже существующими на рынке комплектами HyperX, отличия незначительные. Но нельзя не отметить, что модули памяти основаны на чипах C-die от Hynix. Хоть и не B-die, для нас это всё равно является одним из главных достоинств, так как зависимость производительности системы на AMD именно от оперативной памяти достаточно велика. Также нельзя не уделить внимание одной из главных особенностей, формирующих внешний вид системы в целом – данные модули поддерживают технологию Infrared Sync. В её основе используется набор инфракрасных датчиков, расположенных на печатной плате с обеих её сторон рядом с контактными площадками.


Если каким-либо образом прервать связь между ними, то синхронизация работать не будет, что прекрасно видно на изображении ниже, где мы положили между первым и вторым модулем обычную бумажку:


Предлагается обновлённая память в разных вариантах – в виде отдельных модулей (минимум – 8 ГБ), а также в виде комплектов из двух или четырёх модулей. Тактовая частота варьируется от 2400 МГц до 3466 МГц в зависимости от комплекта.


А теперь вернёмся к делу. Сертифицированных для работы с платформой комплектов AMD не так уж и много. И, к сожалению, HX430C15FB3AK4/64 в их число не входит. Но это не значит, что он не будет работать. Да и даже если бы у вас был сертифицированный комплект, то всё равно времени на его настройку вы потратили бы примерно столько же. Ведь каждый хочет получить прибавку производительности «на ровном месте», хоть и в случае с AMD это не так просто, как было бы с Intel. По умолчанию модули стартуют с частотой 2400 МГц.


Если же применить профиль XMP (Intel Extreme Memory Profile), то память работать будет на заявленных характеристиках, но система предупредит о том, что соотношение частоты памяти и FCLK не является оптимальным с точки зрения производительности. Настоятельно рекомендуется соотношение 1:1, а максимальное значение FCLK не должно превышать 1800 МГц. Кроме того, превышение номинального напряжения на SoC (контроллер памяти) может привести к нестабильной работе устройств с интерфейсом PCIe стандарта 4.0. Но это и так понятно из появившегося предупреждения. Что от нас требуется в идеале? Память с тактовой частотой 3600 МГц и с низкими таймингами.


У нас же в руках комплект с заявленной частотой 3000 МГц. С чипами C-die есть все шансы получить 3600 МГц. Да, тайминги будут достаточно сильно увеличены относительно номинальных, но наиболее правильное соотношение частоты к FCLK, а также тонкая настройка вторичных и третичных таймингов в итоге приведут к увеличению производительности.


Номинальный режим работы, предусмотренный профилем JEDEC, предусматривает 2400 МГц при таймингах 17-17-17-39 и соотношение 1:1.


Номинальный для комплекта режим работы – 3000 МГц при таймингах 16-17-17-36. И в данном случае соотношение частоты памяти и FCLK является 1:1, что для нас хорошо. Первый тайминг вместо 15 выставлен системой как 16, что является одним из ограничений платформы AMD, если параметр Geardown по умолчанию включён – с ним некоторые тайминги, завязанные на CL, могут быть только чётными.


В зависимости от типа памяти, даже на её частоте 3600 МГц, некоторые материнские платы могут изменять соотношение частоты памяти к FCLK в режим 2:1. С момента выхода платформы прошло немногим более двух месяцев и AGESA постоянно дорабатывается, поэтому с выходом свежей версии BIOS ситуация может измениться. Наш подопытный комплект смог взять 3600 МГц при таймингах 20-22-22-38. По сравнению со штатным режимом работы, это позволило увеличить чтение/запись/копирование, но с увеличением задержек.


В самом начале материала мы упоминали калькуляторе таймингов и напряжений. Да, такой существует и даже относительно регулярно обновляется. С его помощью, как задумано, можно быстро вычислить те тайминги, которые надо будет выставить в настройках BIOS, чтобы добиться увеличения производительности. Но не всё так гладко – нюансов очень много, а особенно – связанных с тонкой настройкой памяти. Поэтому работоспособность указанных в данном приложении параметров гарантировать практически невозможно.


Но приложение от этого не является бесполезным. В нём есть встроенный стресс-бенчмарк, который позволяет выявить нестабильность системы и продемонстрировать производительность памяти. Полезно, но лучше оперировать и реальными приложениями, которые вы используете. При чём, лучше это делать в тестовом режиме, а не в реальной работе. Вряд ли вам понравится ситуация, когда кодирование или рендер идут несколько часов, а в конце будет какая-либо ошибка или синий экран.


И ещё одна не менее полезная (в основном – для игроков) функция приложения – FreezKiller. Это небольшая программа, которая делает игровой процесс максимально плавным, что достигается новой итерацией очистки Standby кешей. С этим есть проблемы и игровой процесс может отличаться «фризами» — рывками в некоторые моменты, которые не зависят от игровой сцены. К сожалению, помогает это дополнительное приложение не всем.

Есть ещё одна интересная программа – Ryzen Master. На этот раз – от самой компании AMD. Но есть один нюанс – при активации дополнительного функционала (настройка параметров процессора и памяти) вы автоматически теряете гарантию на процессор.


Так что же делать? Немного поработать собственными пальцами и глазами. Первое – зафиксировать производительность в ваших наиболее часто используемых приложениях или играх в номинальном режиме работы памяти. В нашем случае – 3000 МГц. Второе – добиться снижения всех доступных ключевых таймингов (их названия видны в приложении DRAM Calculator for Ryzen по центру интерфейса) при напряжении до 1.35 В, а затем проверить стабильность работы и прирост производительности. Третье – пошагово увеличивать тактовую частоту памяти при незначительном увеличении таймингов. Свыше 3600 МГц смысла особо нет стараться, максимум – 3800 МГц, да и если материнская плата позволит использовать частоту FCLK 1900 МГц. Также отметим, что даже при соотношении 2:1 именно в вашем случае (приложения используются ведь разные) падения производительности может и не быть. Как бы грустно ни звучало, но да – всё придётся делать своими руками в своём конкретном случае. Даже если комплекты памяти обладают соседними серийными номерами, то это не гарантирует их стабильную работу на идентичных подобранных нами для одного из них параметрах.

Перед тем, как мы перейдём к рассмотрению второго комплекта, изучим результаты изысканий с HyperX HX430C15FB3AK4/64.

Для начала – скорость работы памяти по данным встроенного в программу AIDA64 бенчмарка. В целом, результаты ожидаемые. Дополнительная настройка памяти позволяет увеличить производительность в целом.


Но увеличение таймингов увеличивает задержку, что откидывает нас по производительности чуть ли не к номинальному режиму работы.


При конвертации сотни фотографий из RAW в JPEG при помощи Capture One прирост заметен в каждом режиме.


Поэтому проверим все режимы в реальных приложениях. Сначала добавим эффект зерна в 4K ролик продолжительностью 10 минут при помощи Adobe Premiere Pro. Время выполнения задачи указано в секундах. Во всех случаях прирост есть, можно даже назвать его заметным.


Ощутимый прирост в скорости выполнения задачи можно увидеть в After Effects от той же Adobe – здесь как включение XMP режима, так и дополнительная настройка памяти позволяет добиться заметного ускорения работы. А вот переход на 3600 МГц чуть ухудшил время – таково влияние таймингов.


В Houdini FX от SideFx прирост значительный во всех режимах работы памяти. Сразу обратите внимание, что цифры – минуты. То есть, результат действительно впечатляет!


В играх ситуация ожидаемо хорошая – подрос как минимальный фреймрейт, так и средний.



Их главное отличие в дизайне от рассмотренного выше комплекта – полное отсутствие подсветки. Да, такое ещё бывает :) Модули оборудованы радиаторами чёрного цвета с фирменным рельефным дизайном HyperX.


Предлагается обновлённая память в разных вариантах – в виде отдельных модулей (минимум – 4 ГБ), а также комплектов из двух или четырёх модулей. Тактовая частота варьируется от 2400 МГц до 3466 МГц в зависимости от комплекта.


С технической точки зрения, отличия от предыдущего комплекта заключается в том, что модули HX434C16FB3K2/32 основаны на чипах Samsung B-Die, что не может не радовать. В случае с AMD это не так актуально, как с Intel, но определённые возможности это нам открывает, например, забегая вперёд, это 3800 МГц при таймингах ниже заявленных для номинального режима работы.


Номинальный режим работы, предусмотренный профилем JEDEC, запускает память на частоте 2133 МГц при таймингах 15-15-15-35 и соотношение 1:1.




И теперь о производительности в играх и профессиональных приложениях.

Первый тест, как и в прошлый раз, представляет собой замер скорости работы памяти по данным встроенного в программу AIDA64 бенчмарка.


В этом случае снижения скоростных показателей нет, так как мы только улучшали тактовую частоту и тайминги.


Логично ожидать, что и в реальных приложениях будет прирост.


Собственно, так оно и есть. В Premiere Pro он заметен.


А в After Effects вполне даже ощутим.


В Houdini FX и подавно – экономия свыше получаса со сцены или же почти 2.5 часа относительно полного номинала памяти.


Показатели кадров в секунду в играх тоже вырастут, что не может не радовать.


Сколько стоит потраченное время?

Пожалуй, это один из главных вопросов, которые зададут пользователи, приобретающие новейший процессор AMD и желающие потратить некоторое время на настройку памяти. А вот тут вам уже надо взять калькулятор и посчитать самим в зависимости от заработка – второй переменной в задаче. Первая главная переменная – время, затраченное на настройку памяти. Возможно, потраченные 10 часов на настройку уже в первый месяц смогут «отбить» их снижением времени выполнения рабочих задач. Профит будет в любом случае, это лишь вопрос времени. Что касается игр, то ситуация не столь однозначная, но целесообразность в дополнительной настройке памяти также есть. Здесь многое зависит и от разработчиков, а точнее – игрового движка и рук программистов. В некоторых играх можно получить ощутимый прирост минимального количества кадров в секунду, в то время как в других ситуация не изменится. В заключении материала сделаем выводы и по поводу рассмотренных комплектов памяти. Они отличаются как внутри, так и снаружи, но объединяет их достаточно большая гибкость в плане настроек, благодаря чему можно добиться некоторого повышения производительности как в приложениях, так и в играх. Примечательным является тот факт, что при сборке рабочей системы именно для работы, можно установить модули без подсветки, которая в таких случаях будет являться абсолютно лишней. Если же вам интересны модули с RGB подсветкой, то фирменная технология Infrared Sync позволит добиться её синхронной работы для всех установленных модулей, что придаёт максимально эстетичный внешний вид. Так что новинки от HyperX определённо заслуживают внимания даже при сборке систем на базе AMD!

Оперативная память HyperX Fury DDR4 RGB и HyperX Fury DDR4 в России уже доступны в продаже. Ознакомиться со стоимостью вы можете в магазинах партнеров.

Для получения дополнительной информации о продуктах HyperX обращайтесь на сайт компании.

Какие характеристики определяют скорость работы оперативной памяти

Скорость работы компьютера зависит от объёма оперативной памяти. А насколько быстро она сама даёт записывать и считывать данные, покажут эти характеристики.

Эффективная частота передачи данных

Скорость работы памяти зависит от количества операций передачи данных, которые можно провести за одну секунду. Чем выше эта характеристика, тем быстрее работает память.

Формально скорость измеряется в гигатрансферах (GT/s) или мегатрансферах (MT/s). Один трансфер — одна операция передачи данных, мегатрансфер — миллион таких операций, гигатрансфер — миллиард.

Но почти всегда скорость указывают в мегагерцах или гигагерцах — производители решили, что покупателям так будет понятнее. Если на вашу планку памяти нанесена, например, маркировка DDR4‑2133, то её скорость передачи данных — 2 133 MT/s или 2 133 МГц.

Модуль памяти с частотой 2 133 МГц и рабочим напряжением 1,2 В. Фото: Wikimedia Commons

Но эффективная частота передачи данных памяти DDR вдвое выше её тактовой частоты. Собственно, DDR — это double data rate, удвоенная скорость передачи данных.

В таких модулях данные за каждый такт передаются дважды: импульс считывается и по фронту сигнала, и по его спаду, то есть один цикл — это две операции. Таким образом, реальная частота, на которой работает память DDR-2666 — 1 333 MT/s или 1 333 МГц.

Если у вас установлены планки памяти с разной частотой, то система будет работать на наименьшей из них. Конечно же, материнская плата должна поддерживать эту частоту.

Тайминги

CAS‑тайминги (Column Access Strobe) — это задержки в процессе работы оперативной памяти. Они показывают, сколько тактов нужно модулю памяти для доступа к битам данных. Чем ниже тайминги, тем лучше.

По сути, память — это прямоугольная таблица, которая состоит из ячеек в строках и столбцах. Чтобы получить доступ к данным, нужно найти правильную строку, открыть её и обратиться к ячейке в определённом столбце.

Обычно тайминги записываются в таком формате: 15‑17‑17‑39. Это четыре разных параметра:

  • Собственно, CAS Latency — задержка сигнала между отправкой адреса столбца в память и началом передачи данных. Отражает время, за которое будет прочитан первый бит из открытой строки.
  • RAS to CAS Delay — минимальное количество тактов между открытием строки памяти и доступом к её столбцам. По сути, это время на открытие строки и чтение первого бита из неё.
  • RAS Precharge Time — минимальное количество тактов между подачей команды предварительной зарядки (закрытием строки) и открытием следующей строки. Отражает время до считывания первого бита памяти из ячеек с неверной открытой строкой. В этом случае неверную строку нужно закрыть, а нужную — открыть.
  • DRAM Cycle Time tRAS/tRC — отношение интервала времени, в течение которого строка открыта для переноса данных, ко времени, в течение которого завершается полный цикл открытия и обновления строки. Этот параметр отражает быстродействие всей микросхемы памяти.

Если у оперативной памяти высокая тактовая частота и большие тайминги, она может работать медленнее, чем вариант с меньшей частотой, но и более низкими таймингами. Вы можете разделить тактовую частоту на CAS Latency (первое число в строке таймингов) и понять, сколько инструкций в секунду способна выполнить память. Это позволит оценить, насколько она быстрая.

Напряжение

В документации к оперативной памяти вы можете увидеть много различных параметров: напряжение контроллера (SOC), тренировки памяти при запуске системы (DRAM Boot), источника опорного напряжения (Vref) и так далее. Для разгона важен в первую очередь SOC. Он зависит от класса памяти — нормой считаются Intel® XMP‑Ready: Extreme Memory Profiles for Intel® Core™ Processors, DDR2 DIMM / SODIMM такие значения:

  • DDR2 — 1,8 В;
  • DDR3 — 1,5 В;
  • DDR4 — 1,2 В.

Также для каждого класса памяти есть пиковые значения напряжений, которые при разгоне превышать не стоит:

  • DDR2 — 2,3 В;
  • DDR3 — 1,8 В;
  • DDR4 — 1,5 В.

При повышении частоты оперативной памяти потребуется увеличенное напряжение. Но чем оно выше, тем больше риск преждевременного выхода модулей из строя.

Оперативная память бывает одно-, двух- и четырехранговой. Ранг — это число массивов из микросхем памяти, распаянных на одном модуле. Ширина одного массива (банка), как правило, равна 64 битам, в системах с ЕСС (кодом коррекции ошибок) — 72 бита.

Одноранговые модули (single rank) обычно включают 4 или 8 чипов на одной планке. Двухранговые (double rank) — 16 таких чипов. Четырехранговые (quad rank) — 32 чипа, и такой формат встречается достаточно редко.

Обычно этот показатель помечается буквой в названии: S (single) — одноранговая, D (double) — двухранговая, Q (quad) — четырехранговая.

Одноранговые чипы обычно дешевле и имеют больше перспектив для разгона. Двухранговые модули изначально работают с большей производительностью, но прирост при разгоне будет меньше.

Любую ли оперативную память можно разогнать

Это зависит в первую очередь от материнской платы. Если она поддерживает оверклокинг (разгон), то, скорее всего, и с разгоном памяти проблем не будет.

Материнские платы на базе чипсетов B350, B450, B550, X370, X470, X570 для процессоров AMD поддерживают разгон, на А320 — нет. На этой странице вы сможете уточнить, есть ли возможность оверклокинга у вашей модели.

Для систем с процессорами Intel для оверклокинга подходят платы на чипсетах Х- и Z‑серий. Модели из линеек W-, Q-, B- и H‑серий разгон не поддерживают. Уточнить данные по вашей материнской плате можно здесь.

Считается, что оперативная память Samsung обеспечивает наиболее высокий прирост при разгоне. Прирост производительности чипов Hynix и Micron будет меньше.

Подчеркнём: речь идёт именно о чипах. Некоторые бренды, например Kingston или Crucial, могут выпускать память на чипах Samsung, Hynix или Micron.

Вопрос лишь в том, зачем вам разгонять память. Если вы таким образом хотите ускорить сёрфинг в интернете, то вряд ли достигнете заметных результатов. А вот для повышения FPS в играх, ускорения обработки фото в Adobe Lightroom и видео в Adobe AfterEffects или Premiere разгон оправдан — можно «выжать» рост производительности на 15–20%.

Отметим также, что у процессоров AMD Ryzen частота оперативной памяти связана с частотой внутренней шины, которой соединяются два блока ядер. Поэтому для систем на базе AMD разгон напрямую влияет на производительность центрального процессора.

Но в любом случае гарантия производителей не распространяется на память, параметры которой вы изменили. Так что любой разгон вы делаете на свой страх и риск.

Как подготовиться к разгону оперативной памяти

Чтобы добиться результата и не навредить компьютеру, выполните эти шаги.

Почистите компьютер

Любой разгон ведёт к повышению температуры комплектующих. Чтобы система охлаждения эффективно справилась с этим, проведите генеральную уборку внутри системного блока или ноутбука. На этой странице вы найдёте инструкцию для ноутбука, с ПК всё окажется даже проще: комплектующие на виду, разбирать системный блок легче.

Установите ПО

Эти утилиты расскажут о характеристиках вашей системы и помогут протестировать её после разгона. Вам точно потребуется программа для определения параметров памяти и бенчмарк для тестов. Рекомендуем такие варианты ПО:

    — пожалуй, самая популярная в среде оверклокеров утилита для определения параметров памяти. Цена — от 26 долларов в год. — небольшая бесплатная программа, которая поможет уточнить характеристики памяти и системы в целом. — также показывает параметры системы и включает бенчмарки для тестирования. На официальном сайте есть платные варианты и бесплатные демоверсии. — бесплатная утилита, поможет выставить оптимальные параметры разгона оперативной памяти для систем на базе AMD Ryzen. Также ПО включает бенчмарк для тестирования памяти, который подходит и для систем на базе процессоров Intel. — бесплатный бенчмарк для тестирования стабильности системы: он хорошо нагружает и процессор, и оперативную память. При использовании нужно выбрать вариант Blend, чтобы добиться значительной нагрузки на память. — бенчмарк, в котором вы найдёте больше данных и алгоритмов для проверки. Для работы программы потребуется флешка — на неё вы запишете образ диска с тестами. Затем нужно загрузить компьютер с флеш‑накопителя (выставить в BIOS / UEFI загрузку с USB) и запустить тесты. Бесплатной версии достаточно для разгона ОЗУ.

Найдите свежую версию BIOS / UEFI материнской платы

Обновите программное обеспечение материнской платы перед разгоном. Загрузить свежий BIOS / UEFI можно с сайта производителя.

Как правило, новые версии работают стабильнее, в них меньше ошибок и факторов риска. К тому же старые прошивки некоторых моделей плат могут не поддерживать разгон памяти, а новые — уже включают эту функцию.

Как разогнать оперативную память в BIOS

Разгон в BIOS — самый универсальный способ. Он требует много усилий и времени, так как подбирать параметры приходится вручную. Порой на достижение оптимальных характеристик может уйти день‑другой. Но работает всегда — разумеется, если ваша материнская плата поддерживает оверклокинг. Главное — не увеличивать напряжение выше пиковых значений и не игнорировать ошибки в тестах стабильности системы.

Определите характеристики оперативной памяти

В Thaiphoon Burner нажмите Read и выберите нужный модуль памяти. Характеристики показываются отдельно для каждого из них.

Привет Пикабу! Последние несколько лет в сети разгораются жаркие споры о том, нужна ли быстрая память игровому ПК и так ли важны ее тайминги. В этой статье мы расскажем, стоит ли так внимательно смотреть на тайминги и какая частота оптимальна, а так же сколько ОЗУ нужно именно вам. Как всегда - текстовая версия под видео.

В случае с процессорами AMD Ryzen все понятно — там внутренняя шина напрямую зависит от частоты ОЗУ, так что чем последняя больше, тем быстрее передаются данные между кластерами ядер и тем быстрее работает CPU.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Но в случае с Intel такого нет, кольцевая шина этих процессоров не зависит от частоты ОЗУ. К тому же большая часть игровых ноутбуков работает на медленной памяти с частотой 2400-2666 МГц без каких-либо проблем в играх, как и многие относительно старые топовые Core i7, которые вообще пашут вместе с DDR3 на частоте 1600 МГц и в ус не дуют. Чтобы этот обзор был полезен обоим лагерям, мы расскажем, так ли нужна быстрая память для современного игрового ПК на процессоре Intel, нужно ли так внимательно обращать внимание на тайминги и сколько оперативной памяти нужно современному ПК для игр и работы. Посмотрим, так ли нужны низкие тайминги, и как FPS в тяжелых играх зависит от частоты ОЗУ.

Минутка теории

В этой статье мы будем рассматривать реальную игровую систему с реальными настройками графики. Иными словами, не будет никаких тестов в HD с минимальным пресетом, чтобы максимально нагрузить процессор — все игровые бенчмарки прогонялись в народном разрешении 1920х1080 на максимальных настройках, чтобы упор был именно в видеокарту. В противном случае, если упор идет в процессор, низкий FPS будет еще терпимой проблемой — вы скорее всего будете получать фризы и непрогруженные текстуры. Конечно, если вы суровый челябинский геймер, едва ли это вас остановит, но мы все же рассматриваем реальные игровые условия.

Также мы рассматриваем ситуацию, когда видеокарте хватает собственной памяти — в противном случае вы опять же можете столкнуться с проблемами производительности в играх, и быстрая ОЗУ едва ли вас спасет, потому что она все еще будет чуть ли не на порядок медленнее видеопамяти. Перейдем к тестовой системе.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Что будет, если задрать тайминги в облака?

Первое, что мы проверим — что будет, если мы очень сильно увеличим тайминги ОЗУ. Что же это такое? По сути оперативная память — это набор ячеек, которые могут хранить 0 или 1. Однако процессору, чтобы добраться до определенной ячейки, нужен ее точный адрес — банк памяти, строка и столбец. Тут все очень похоже на реальные адреса — на письме вы должны указать город, улицу, дом и лишь потом только квартиру.

При это процессор — очень ответственный почтальон, он должен точно знать, сколько у него займет по времени обращение к определенной ячейке. И как раз это время и есть тайминг, и всего выделяют 4 основных или первичных, а также с десяток вторичных и нередко под полсотню третичных. Максимальный вклад в быстродействие памяти дают именно первичные тайминги, поэтому именно их мы и будем рассматривать.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

И, очевидно, чем тайминги меньше, тем быстрее процессор сможет добираться до нужных ячеек и тем быстрее он будет работать с ОЗУ, поэтому выглядит разумным покупать тот комплект памяти, у которого минимальные задержки на своей частоте.

Итак, тест памяти и кэша в AIDA64 показал, что при таком завышении таймингов слегка снизилась скорость копирования и на 10% увеличилась задержка доступа к ОЗУ. Последнее как раз и было ожидаемо с учетом того, что мы сильно увеличили тайминги, но в общем и целом падение сложно назвать катастрофическим.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Ладно, а как себя поведет игра World War Z на API Vulkan? Он низкоуровневый и в теории может лучше работать с железом. Но и здесь разницы нет — что с оптимизированными, что с задранными таймингами FPS непоколебим и составляет 180.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Может в Far Cry New Dawn картина изменится, как-никак эта игра не очень хорошо оптимизирована под многопоток? И да, разница действительно есть, но ее сложно назвать значительной — средний FPS при увеличении таймингов снизился с 125 до 122, то есть лишь на 2%.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Какой отсюда можно сделать вывод? Даже если поставить откровенно гипертрофированные тайминги, разница в FPS минимальна или ее нет совсем. С учетом того, что продающиеся наборы ОЗУ нередко уже из коробки имеют неплохие тайминги для своей частоты, нет никакого смысла переплачивать за дорогие комплекты с небольшими задержками — вы едва ли уловите разницу в FPS. И это же, в теории, касается процессоров AMD.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Почему так происходит? Все просто — подавляющее большинство современных и не очень процессоров и имеют по три или даже четыре уровня кэша. И информация из ОЗУ заранее пишется в кэш, и лишь потом с ней работает CPU. А с учетом того, что кэша третьего уровня много, нередко пара десятков мегабайт, влияние задержек доступа к памяти становится минимальным.

Играемся с частотой памяти

Окей, а есть ли вообще смысл в большой частоте ОЗУ? Мы решили проверить три варианта. Первый — это DDR4-2133, минимальная пользовательская частота для последнего поколения памяти. Да, вы можете сказать, что большая часть процессоров даже на неразгонных платах поддерживает частоту хотя бы 2400 МГц, но мы решили пойти по самому минимуму и рассмотреть вариант, когда в компьютере стоит самая дешевая память с AliExpress.

Второй вариант — это DDR4-2933. Именно такую память способны поддерживать современные процессоры Intel Core 10-ого поколения, они же Comet Lake, на всех платах даже без разгона. С учетом того, что возможности по оверклокингу у таких процессоров чисто номинальные и вы от силы получите несколько лишних процентов производительности, возникает вопрос — а есть ли вообще смысл переплачивать за платы на чипсете Z490, раз CPU почти не гонится, и остается только разгон памяти?

Ну и третий вариант — это текущая конфигурация на DDR4-3400. Такая частота доступна подавляющему большинству современных процессоров Intel, даже если это урезанные Core i3, при этом планки на ней стоят вменяемых денег.

Для начала — все тот же тест ОЗУ из AIDA64. Тут уже падение скоростей чтения и записи сложно назвать слабым — шутка ли, DDR4-3400 быстрее стоковой DDR4-2133 в полтора раза. А вот задержки увеличились не очень сильно, приблизительно на 20% — сказывается то, что тайминги в обоих случаях были неплохо оптимизированы.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Перейдем к тестам в играх, и начнем с все той же Assassin's Creed Odyssey. Падение частоты больше чем на 20%, с 3400 до 2933 МГц, игра просто не заметила — средний FPS не изменился совершенно. А вот на DDR4-2133 игра уже выдала только 93 кадра в секунду, то есть падение производительности составило порядка 5%.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

В World War Z API Vulkan показывает, что он дейсвительно ближе к железу, чем DirectX — уже на 2933 МГц мы видим падение частоты кадров с 180 до 178, а на 2133 МГц мы получаем только 169 FPS. Иными словами, максимальная потеря кадров составила 7% — не так уж и мало.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Ну и переходим к Far Cry New Dawn, и вот тут даже переход на DDR4-2933 снижает FPS на пару процентов, а на DDR4-2133 вы не досчитаетесь уже 13 кадров в секунду, что составляет 11% — достаточно внушительная потеря.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Какой можно сделать вывод? DDR4-2133 для игр брать точно не стоит, во всех протестированных играх такая память ощутимо снижает итоговый FPS. А вот DDR4-2933 показывает себя на удивление неплохо — я ожидал, что в тяжелом Assassin-е будут просадки частоты кадров, но их там не было от слова совсем. Так что Intel не зря выбрала такую частоту дефолтной для своих псевдо новых процессоров — память на ней едва ли будет узким местом в системе.

Что касается обьема ОЗУ, совсем недавно популярный зарубежный Youtube-канал Linus Tech Tips, подтвердил, то, о чем мы уже не раз говорили, объём DDR4 в 4GB почти непригоден для использования, так как после простой загрузки Windows 10 половина памяти уже была занята.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

С 8 гигабайтами ОЗУ работать становиться куда приятней. Можно смело запускать 3 ролика в 4K или 27 простых вкладок. В играх потребление памяти зависит от конкретного тайтла, но 16 Гб можно смело назвать золотой серединой. C 8 Gb ОЗУ тоже жить можно, но при этом файл подкачки используется на 20% от своего объёма, так что для дополнительных фоновых процессов неплохо бы обзавестись китом памяти на 16 Gb.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Дальнейшее наращивание объёма оперативной памяти не даёт почти никакого эффекта. Этих же 16 Гб будет сполна хватать для рендера, 32 Gb ОЗУ может понадобиться либо профессионалам, либо если вы любите открывать все и сразу.

Частота vs тайминги - что важнее? Сколько нужно ОЗУ? Оперативная память, Ddr4, Компьютер, Видео, YouTube, Длиннопост

Более 32 Gb может потребоваться художникам и создателям контента, которые держат открытыми сразу несколько рабочих программ.

Ну и глобальный итог — нет особого смысла гнаться за очень быстрой памятью. Если между DDR4-2933 и DDR4-3400 разницу уже нужно искать под лупой, то уж при переходе на DDR4-4000 вам потребуется микроскоп. А ведь стоит последняя достаточно дорого, и, сэкономив на ней, вы вполне можете взять более быструю видеокарту и гарантированно получить прирост производительности в играх.

Так что на данный момент имеет смысл остановиться на 8 или лучше 16 Гб памяти с частотой около 3 ГГц, причем не нужно дополнительно ужимать тайминги, стандартного XMP-профиля вполне хватит.

Читайте также: