Управление гитарным процессором по миди

Обновлено: 07.07.2024

В одной из своих предыдущих статей “Ultima U-2: решение, перевернувшее гитарный мир” (ссылку ищите в конце данного поста) я впервые кратко рассказал об этой новинке, затронув основные функциональные возможности девайса от компании АМТ Electronics.

“Поскольку мы ребята внимательные, то на левой боковой панели Ультимы таки разглядели надпись “MIDI IN” , но при этом сам миди вход там не обнаружили. Неужели это досадная ошибка при печати надписей на корпус педали?”.
Фрагмент левой боковой панели устройства AMT Ultima U-2 Фрагмент левой боковой панели устройства AMT Ultima U-2

Нет, ошибки никакой там нет.

И именно поэтому сегодня я решил подробнее остановиться на особенностях MIDI коммутации не только девайса AMT Pangaea Ultima U-2 , но и других приборов, которые вроде как должны уметь работать по миди, но при этом не имеют классического миди входа (выхода).

Немного истории

Исторически так сложилось, что при виде фраз “миди вход”, “миди кабель”, “миди интерфейс” мы не вольно представляем себе классический, так называемый DIN5 пяти пиновый разъем MIDI .

Однако, те, кто застал 80-е или хотя бы первую половину 90-х, хорошо помнят визуально похожие разъемы на отечественной звуковой аппаратуре, когда вместо привычных нам всем сегодня стандартных 6,3 мм и 3,5 мм мини джеков повсюду главенствовали те самые пяти пиновые коннекторы “мама” и “папа”.

Да, именно: и в советских электрогитарах, и в микрофонах, и в микшерных пультах, и в бытовых магнитофонах (катушечных / пленочных), и в виниловых проигрывателях того времени - везде была аналогичная картина.

В постсоветские времена мы автоматически перешли на мировые стандарты . Правда, как страна, сами при этом практически полностью прекратили выпускать музыкальное и звуковое оборудование… но сейчас не об этом.

На деле, последние уже лет 20-25, скажем, говоря о коммутации наушников, все мы понимаем, что речь идет именно о стерео джеке (обычном "большом" либо "мини").

Как следствие, вид DIN5 пяти пинового коннектора теперь означает лишь одно: перед нами миди кабель / миди интерфейс.

“Но в приборе Ultima U-2 же нет никакого DIN5 разъема , а при этом заявлено управление девайсом по миди: как такое возможно?” — спросите вы.

MIDI — через джек: как и зачем?

Ввиду изначально маленьких габаритов Ультимы, инженерами АМТ было принято интересное решение: заменить стандартный МИДИ DIN5 разъем на известный всем “мини стерео джек”.

Поскольку тут не идет речь о передачи каких бы то ни было аудио сигналов (миди, как известно — это сугубо информационные команды), то всё сводится лишь к правильному преобразованию / распиновке сигнала из стандартного DIN5 разъема в TRS (в данном случае — "мини джек”).

Таким образом, достаточно использовать переходник DIN5 >> TRS mini , чтобы подключить к Ультиме любой внешний миди контроллер.

MIDI-контроллер — программное или аппаратное обеспечение, генерирующее и передающее информацию на MIDI-совместимые электронные или цифровые устройства. Сами по себе MIDI-контроллеры не издают звуков, а лишь генерируют поток данных после нажатия на клавиши, кнопки или пэды устройства. Образующиеся MIDI-события (о том, что это такое смотри здесь) передаются на звуковые модули или синтезаторы с поддержкой MIDI, которые и воспроизводят звук.

Самым распространённым типом контроллеров являются MIDI-клавиатуры. После нажатия на клавиши, клавиатура отправляет на генераторы звука информацию о высоте ноты, её силе извлечения и длительности. Помимо клавиатур существуют духовые контроллеры, генерирующие информацию на основе силы вдуваемого воздуха (использование аналогично игре на флейте или трубе), а также электронные барабаны, которые образуют MIDI-данные от ударов палочками по пэдам.

Несмотря на то, что самым распространённым вариантом использования контроллеров является управление музыкальными инструментами, сценарии применения MIDI-устройств значительно шире. Так, MIDI-контроллеры могут управлять светом на сцене, программами для записи музыки или цепочками эффектов.

Типы MIDI-контроллеров

Когда мы говорим «MIDI-контроллер», то в первую очередь подразумеваем клавиатуру, работающую в связке с какой-нибудь виртуальной библиотекой. Несмотря на это, MIDI-контроллеры — более обширная группа устройств, с помощью которых можно решать множество студийных и концертных задач.

Условно MIDI-инструменты можно разделить на несколько групп:

Управляющие MIDI-устройства. Чаще всего выполняются в виде клавиатуры фортепиано с дополнительными элементами управления: пэдами, слайдерами, регуляторами. Сами по себе не издают звуков и созданы управлять другими MIDI-устройствами: синтезаторами, виртуальными библиотеками, плагинами.

Электронные музыкальные инструменты. Сюда относятся синтезаторы, электропианино, сэмплеры, драм-машины, цифровые аккордеоны, электронные ударные установки, DJ-контроллеры и другие девайсы для исполнения музыки. Генерируемая во время игры MIDI-информация передается на звуковые модули или компьютер в режиме реального времени. Так, например, можно настроить цифровое пианино таким образом, чтобы оно издавало звуки ситара, подстроить громкость сэмплов, их особенности звучания.

Конвертеры Pitch-To-MIDI. Специальные инструменты, анализирующие высоту звука и конвертирующие его в MIDI. Среди примеров можно привести модули, преобразующие человеческий голос или звучание гитары в информацию.

03.jpg

Секвенсоры. Записывают и хранят MIDI-данные для их последующей передачи на совместимые инструменты. С помощью секвенсоров музыкант может записать свою игру и использовать её вместе с любыми виртуальными инструментами, DAW или другими MIDI-устройствами. Такие устройства можно использовать на концертах в качества автоаккомпанемента: записали бит, придумали басовую линию, зациклили воспроизведение, а сами подыграли на гитаре.

Устройства MIDI Machine Control (MMC). К этой группе MIDI-контроллеров относятся всевозможные устройства, управляющие записывающим оборудованием — DAW, рекордерами. С их помощью звукорежиссеры могут изменять громкость дорожек, перемещаться по проекту, переключать треки, активировать запись на нескольких или определённых треках.

Устройства MIDI Show Control (MSC). Подобные контроллеры применяются техниками для управления светом, видеорядом, пиротехническими эффектами и множеством других сопровождающих концерты и выступления элементов. MSC-контроллеры и соответствующий софт программируют эффекты и помогают в создании комплексных шоу-программ, учитывающих все происходящее на сцене.

06.jpg

Виды MIDI-контроллеров

MIDI проектировался с оглядкой на фортепианную клавиатуру, поэтому любые контроллеры, чей внешний вид отличается от популярного клавишного инструмента, считаются альтернативными. Появление альтернативных контроллеров было продиктовано нуждами электронных музыкантов, которые считали, что клавиатурный форм-фактор накладывает слишком много ограничений. Так как MIDI оказался очень универсальным форматом, на рынке постепенно появились контроллеры других форм и видов.

04.jpg

Самый популярный вид контроллеров. Подобные устройства предлагают клавиатуру от 25 до 88 клавиш. В зависимости от модели, MIDI-клавиатуры оснащаются набором клавиш, регуляторов и прочих элементов управления. Большинство контроллеров такого вида делят клавиатуру на зоны, размер которых и поведение при нажатии клавиш назначается пользователем. Благодаря этому музыкант может одновременно управлять различными виртуальными инструментами, не отвлекаясь на донастройку устройства.

Вместе с тем, иногда в роли MIDI-клавиатуры могут выступать традиционные клавишные инструменты. К примеру, ряд электропианино Casio или Roland можно использовать в роли MIDI-устройства в студии.

Духовые контроллеры

05.jpg

Духовые контроллеры конвертируют в MIDI информацию несколько иначе. За счёт того, что данные генерируются на основе силы вдуваемого воздуха, духовые контроллеры предлагают более гибкие возможности фразировки. Подобные устройства учитывают экспрессию и артикуляцию, с которой флейтисты, саксофонисты и прочие приверженцы духовых инструментов исполняют партии.

Внутри духовых контроллеров установлен специальный сенсор, конвертирующие давление вдуваемого воздуха в информацию о силе и громкости извлечения звука. Некоторые модели также могут управлять высотой звука за счет специальных сенсоров, считывающих давление губ. Ряд контроллеров могут имитировать принципы игры на том или ином реальном духовом инструменте — трубе, саксофоне, флейте, тромбоне. К примеру, Akai Electronic Wind Instruments имитирует деревянные духовые, в то время как Akai Electronic Valve Instrument предлагает опыт, аналогичный игре на трубе и даже имитирует работу клапанов.

02.jpg

Помимо духовых контроллеров существуют более простые контроллеры дыхания. Такие устройства не могут активировать воспроизведение нот и работают только в паре с клавиатурой или синтезатором, отвечая за артикуляцию.

Барабанные и перкуссионные MIDI-контроллеры

07.jpg

С помощью MIDI-клавиатуры можно играть партии ударных, но только в том случае, если они простые. Попробуйте сыграть на клавиатуре обыкновенную дробь и вы поймёте, что это невозможно — ход клавиш слишком короткий, а отзывчивость недостаточно быстра для подобного приёма. Всех этих проблем лишены барабанные пэды, созданные для того, чтобы корректно конвертировать в MIDI игру на ударных.

Барабанные или перкуссионные контроллеры — это второй по узнаваемости вид MIDI-контроллеров после клавиатур. Барабанные пэды могут быть частью драм-машин и обладать небольшим размером или же производиться в виде самостоятельных инструментов — тех электронных ударных установок. Желание музыкантов получить универсальное устройство привело к тому, что MIDI-клавиатуры превратились в эдакие гибридные инструменты, оснащаемые как клавишами, так и пэдами.

08.jpg

Помимо барабанных контроллеров, производители также выпускают и сугубо перкуссионные девайсы:. Внешне такие контроллеры предлагают увеличенные в размерах пэды с несколькими активными зонами реагирования для генерации разных звуков, что повторяет игру на перкуссии.

Струнные контроллеры

09.jpg

Специально для гитаристов производители придумали ряд инструментов и аксессуаров, кодирующих игру на гитаре в MIDI. К примеру, существуют специальные MIDI-звукосниматели, которые позволяют при подключении к компьютеру или синтезатору извлекать на гитаре любые звуки. При этом датчики устроены таким образом, что все струны получают собственный MIDI-канал, а музыкант получает шесть инструментов сразу.

Помимо звукоснимателей, существуют и MIDI-гитары — контроллеры, взаимодействие с которыми идентично игре на шестиструнном инструменте. В середине 1980-х инженер Макс Мэтьюс специально для виолончелистки Лори Андерсон создал MIDI-виолончель. Также одно время производители экспериментировали с другими инструментами, выпуская MIDI-скрипки, контрабасы, мандолины. Сегодня такие контроллеры выпускаются очень редко.

Прочие исполнительские контроллеры

10.jpg

Одна из крупнейших категорий контроллеров, в которую входят драм-машины, DJ-контроллеры, синтезаторы, секвенсоры и прочие performance-контроллеры с множеством пэдов. Зачастую задача таких устройств заключается в том, чтобы музыкант чувствовал себя на концерте так же комфортно, как и в студии, и мог пользоваться всем доступным и необходимым ему софтом. Именно развитие подобных устройств породило разговоры о том, что сегодня музыкант на концерте — это чувак за ноутбуком.

Каким бы ни было само устройство такого вида, оно полностью готово как к записи музыки, так и к её исполнению. К примеру, с помощью DJ-контроллера музыкант может не только играть сеты и миксовать треки со всеми вытекающими, но и управлять десятками параметров в плагинах и программах для записи музыки. Некоторые контроллеры могут работать с любым софтом, другие заточены под использование со специализированными программами — например, Serato Scratch Live или Traktor DJ.

Студийные контроллеры

11.jpg

Отдельная группа устройств, облегчающих запись музыки. Обычно компактные, студийные контроллеры освобождают руки звукорежиссеров: активировать запись, управлять громкостью и панорамой можно без необходимости возить мышкой по столу — достаточно нажать соответствующую кнопку или повернуть регулятор. Чем продвинутее модель, тем больше действий в разных DAW она может выполнять (в теории можно вообще отказаться от мышки, хотя на практике это не всегда удобно).

Также к этой группе устройств можно отнести MIDI-футсвитчи, MIDI-микшеры и фейдеры, и прочие подобные устройства.

Руководство пользователя для моделей TB-12 MK II, TB-11P MK II, TB-8 MK II, TB-6P MK II, TB-5 MK II и версии прошивки 3.2.

Контроллер серии Travel Box идеально подойдет для всех современных процессоров эффектов, включая программные. Особенное внимание уделено поддержке процессоров Fractal Audio AxeFx и Kemper Profiling Amplifier. MKII - вторая версия контроллера, которая отличается большим количеством памяти на борту. Это позволило нам реализовать множество дополнительных функций в прошивке, таких как независимое назначение абсолютно всех параметров на кнопки в разных банках настроек, синхронизация состояний эффектов для процессоров, не поддерживающих обратную связь с контроллером и многое другое.

Металлические ножные кнопки для “жестких” условий эксплуатации. Яркий буквенно-цифровой ЖК-экран - 2 строки по 16 символов. 4 релейных переключателя с возможностью управления каналами гитарного усилителя. Более 100 банков настроек, в каждом хранятся полностью независимые конфигурации кнопок и педалей. Возможность задавать банкам имена длиной до 12-ти символов. Гибко настраиваемые кнопки, на которые можно назначить функции пресета, эффекта или смены банка. Текущий номер пресета, номер банка и имя сохраняются при выключении питания контроллера. Отображение имени пресета и состояния эффектов для устройств c расширенной поддержкой.

Fractal Audio Systems:

Набор настроек для кнопок и педалей. В банках хранятся все настройки из раздела меню BUTTONS SETUP и CC настройки из раздела меню EXP&TAP&TUNE.

Пресет

Мы постоянно улучшаем программное обеспечение контроллеров. Убедитесь, что используете последнюю версию прошивки, чтобы получить от устройства максимум удобства и функциональности.

1. Загрузите прошивку

2. Установите драйвер

3. Установите программу

Установите программу chip45boot2 для обновления прошивки. Загрузите программу:

4. Обновите прошивку


a) Запустите программу chip45boot2, установленную в предыдущем шаге.

b) Установите COM порт опцией Select COM Port, соответствующий порту устройства.


Для Windows. Вы можете найти номер порта в свойствах устройства “USB Serial Port” в диспетчере устройств.

c) Установите скорость обмена опцией Baudrate на значение 28800 или ниже.

f) Отключите USB кабель. Запустите контроллер. Для старта контроллера можно нажать кнопку Start Application или выключить и включить устройство. Проверьте что версия прошивки соответствует ожидаемой (версия прошивки отображается при запуске контроллера).

Примечание: Если после обновления версия прошивки на устройстве не изменилась, повторите процедуру обновления на более низкой скорости, например 9600.

Для начала работы нужно подключить разъемы, включить контроллер и выполнить его настройку.

Схема подключений


На рисунке изображена задняя панель TB-11P. Задние панели других моделей выглядят и функционируют аналогично. Разъемы справа налево:

Разъем для подключения адаптера питания. Адаптер идет в комплекте с контроллером. Подходит любой DC или AC адаптер питания на 9-15В, 500мA, полярность не имеет значения.

MIDI OUT

Порт для передачи данных на MIDI IN порт управляемого MIDI устройства. Порт предназначен для использования с 5-pin MIDI кабелем (НЕ 7-pin). Порт может использоваться для подачи питания на контроллер через специальный MIDI кабель с дополнительным разъемом под адаптер питания (фантомное питание).


Порт получает фантомное питание на пины 1 и 3, полярность не имеет значения.

MIDI IN

Порт для приема данных от MIDI OUT порта управляющего MIDI устройства. Может использоваться для приема информации о пресете, тюнере, состоянии эффектов, или для проброса сигналов на порт MIDI OUT контроллера.

Разъем для подключения к компьютеру по интерфейсу USB. Кабель USB A х USB B идет в комплекте с контроллером.

Exp.P1, Exp.P2

1/4 jack стерео разъемы для подключения педалей экспрессии и переключателя банков. Для подключения в качестве педали экспрессии аналоговой педали громкости понадобится Y-кабель (стерео 1/4 jack – два моно 1/4 jack).

SW1/2, SW3/4

1/4 jack стерео разъемы - выходы релейных переключателей. Используются для подключения в разъем футсвича на гитарном усилителе или на любом другом подобном устройстве.

Включение

Включить контроллер можно, выполнив любое из следующих действий (можно сразу несколько):

подать фантомное питание по MIDI кабелю на MIDI OUT порт.

Через три секунды после включения, на экране отобразится номер версии ПО, все светодиоды несколько раз мигнут и отобразится домашний экран - контроллер готов к работе. В случае питания от USB время включения будет немного больше.

Типовые сценарии использования и подключения в них

Использование с гитарным процессором или любым другим устройством, у которого есть разъем MIDI IN:

Соедините MIDI-кабелем разъем MIDI OUT контроллера и MIDI IN внешнего устройства. Если внешнее устройство есть среди устройств с расширенной поддержкой, соедините еще одним MIDI-кабелем разъем MIDI OUT внешнего устройства и MIDI IN контроллера, для получения дополнительных возможностей.

Использование с PC или MAC для управления программами вроде Guitar Rig, Amplitube, BIAS или для управления любыми другими программами, поддерживающими управление по MIDI.

Настройка

Контроллер можно настроить как через приложение, так и через меню устройства. Навигация по меню осуществляется с помощью консольной клавиатуры.

Консольная клавиатура


[SETUP/NO] – переход в меню настройки или отмена операции (в зависимости от контекста), [LOAD/OK] – переход в меню выбора банков или подтверждение операции (в зависимости от контекста), [<],[>],[^],[v] - навигация по меню и изменение значений параметров.

Домашний экран


Первый слева символ в верхней строке - домик - это символ домашнего экрана. Далее идет имя банка. В нижней строке слева - символы “PR:” и далее - номер активного пресета.

Из любого раздела меню можно вернуться на домашний экран, нажимая кнопку [SETUP/NO] на консольной клавиатуре, пока не появится символ домашнего экрана - домик.

С домашнего экрана можно переключать пресеты, активировать меню переключения банка или активировать меню настройки.

Базовая настройка

Если планируется использовать контроллер для управления программами вроде Guitar Rig, Amplitube, BIAS или для управления любыми другими программами, поддерживающими управление по MIDI, то первым делом необходимо выполнить шаги из раздела "Настройки для управления программами на PC и Mac".

Обычно управляемое устройство ожидает MIDI сигналы на определенном канале. Настроим контроллер на отправку сигналов по этому каналу. Находясь на домашнем экране, нажмите клавишу [SETUP/NO] на консольной клавиатуре, чтобы войти в меню настроек. Клавишами [<] и [>] выберите раздел SYSTEM SETUP и нажмите клавишу [LOAD/OK]. Отобразился подраздел MIDI CHANNEL.


Нажмите клавишу [LOAD/OK] еще раз, чтобы перейти к редактированию настройки. Клавишами [^] и [v] выберите номер MIDI канала. Нажмите клавишу [LOAD/OK] для сохранения настройки.

Настройка кнопок

Внимание! После настройки кнопок не забывайте сохранить изменения в меню SAVE BANK

Настроим кнопку 1 на переключение пресета. Находясь на домашнем экране, нажмите клавишу [SETUP/NO] на консольной клавиатуре, чтобы войти в меню настроек. Клавишами [<] и [>] выберите раздел BUTTONS SETUP и нажмите клавишу [LOAD/OK]. Отобразился подраздел BUTTON 1 SETUP. Нажмите клавишу [LOAD/OK] еще раз, чтобы перейти к редактированию кнопки.



Для управления эффектом во внешнем MIDI устройстве необходимо знать номер связанный с этим эффектом. Во многих MIDI устройствах имеется возможность настраивать номера эффектов из пользовательского меню или с помощью режима «обучения». В некоторых MIDI устройствах номера эффектов предустановлены и неизменяемы. В таком случае необходимо обратиться к руководству пользователя внешнего MIDI устройства, чтобы узнать номера интересующих Вас эффектов.


Световая индикация кнопок

Красный - кнопка настроена как PC, и этот пресет активен. Желтый - кнопка настроена как CCC и последнее нажатие было выполнено на эту кнопку. Зеленый - кнопка настроена как CCT и имеет активное состояние. Синий - кнопка настроена как CCT и имеет неактивное состояние.

Настройка педали

Находясь на домашнем экране, нажмите клавишу [LOAD/OK] на консольной клавиатуре, чтобы войти в меню переключения банка.

Используйте клавиши [^] и [v] для выбора необходимого банка. Нажмите клавишу [LOAD/OK] еще раз для загрузки выбранного банка и возвращения на домашний экран.

Находясь на домашнем экране, нажмите клавишу [SETUP/NO] на консольной клавиатуре, чтобы войти в меню настройки.

MIDI - гитара - явление настолько новое и малоизученное, что все ее возможности до сих пор еще неизвестны. При использовании этой технологии перед гитаристом открываются настоящие горизонты творчества. Новые грани гитарного исполнительства, которые еще совсем недавно казались утопией, воплотились в реальность с помощью таких музыкантов, как Алан Холдсворт, Пэт Метини, Джон МакЛафлин, Роберт Фрипп. В заключительной статье серии "Электронная обработка гитарного сигнала" мы расскажем об удивительном мире MIDI - гитары, и о том, что сулит нам, гитаристам, это недавно появившееся фантастическое устройство.

С появлением стандарта MIDI много известных производителей музыкальной аппаратуры бросилось выпускать гитарные MIDI - контроллеры. Roland, Ibanez, Digitech, Korg, Casio, Zeta Systems и множество других фирм выбросили на рынок десятки различных моделей подобных устройств, но не все гитаристы спешили их покупать. Основная сложность заключалась в быстродействии системы распознавания нот. При щипке струны проходило какое - то время, прежде чем струна набирала определенную амплитуду колебаний, необходимую для устойчивого определения взятой ноты. В особенности это касалось басовых струн, имеющих низкую частоту колебаний. Про бас - гитары речь уже не шла вовсе. Стали появляться гитарные контроллеры, у которых для быстрого определения сыгранной ноты в каждый лад грифа был вмонтирован специальный датчик. На некоторых моделях для игры даже не требовались струны. Однако мы рассматривать такие инструменты не будем, потому что гитарами их назвать можно с очень большой натяжкой.

Современная MIDI - гитара представляет собой обычную гитару, на которой установлен специальный полифонический звукосниматель, то есть звукосниматель, передающий отдельный сигнал с каждой струны. Одновременно на гитару устанавливается небольшой блок управления, с которого можно управлять синтезатором; в этот же блок поступает сигнал с обычного выхода гитары, что позволяет регулировать баланс между гитарным и синтезаторным звуком В этом и заключается вся прелесть такой гитары - она универсальна: при необходимости инструмент может работать как обычная гитара, как MIDI - гитара или как обе одновременно при смешивании двух сигналов. Используя вместе с гитарным синтезатором гитарный процессор для обычного аналогового сигнала, можно добиться совершенно удивительных звучаний.

Оба сигнала (с обычных и с полифонического звукоснимателей) передаются с блока управления по одному многожильному кабелю в очень важное и ответственное устройство - MIDI - конвертер. Этот прибор непосредственно отвечает за распознавание нот и дальнейшее преобразование их в MIDI - сигналы. Из - за чрезвычайной сложности аналогового гитарного сигнала возможно возникновение различных ошибок - неправильное распознавание высоты тона, "зависание" ноты и пр. Из - за этого при исполнении произведения на MIDI - гитаре требуется применять определенную технику игры - более аккуратную, чем обычно: нельзя глушить струны ребром ладони правой руки, нельзя резко снимать палец со струны, нельзя играть "затухающие" аккорды (так как высокие и низкие струны имеют различную продолжительность звучания). Так же из - за малой пропускной способности безнадежно устаревшего MIDI - интерфейса, нельзя играть "чесовый", "бренчащий" аккомпанемент на всех шести струнах - поток данных не будет успевать передаваться на другие устройства.

Непосредственно с MIDI - конвертера сигнал поступает на источник звука - синтезатор или семплер. Конвертер и синтезатор могут быть как совмещенными в одном корпусе, так и выполненными в виде самостоятельных устройств. Вся вышеизложенная схема изображена на рис.1.

Наличие на конвертере входов и выходов MIDI и дает то огромное преимущество, с помощью которого становятся реальными фантастические возможности, заложенные в MIDI - гитаре. Рассмотрим, что же это за такие возможности.

Используя различные синтезаторы и семплеры, музыкант имеет доступ практически ко всем звукам, существующим в настоящее время. Это может пригодиться для создания необычных звучаний электрогитары как на концерте, так и на студии. Для более естественного звучания инструмента имеется возможность подмешивания синтетического сигнала к сигналу гитарному. В таком случае возникает ощущение одновременной игры сразу двух инструментов - гитары и синтезатора.

Еще одно неоспоримое преимущество - управление с помощью MIDI - гитары секвенсором или компьютером (рис.2). Наверняка многие гитаристы пользуются для записи в секвенсор синтезаторными клавиатурами и испытывают при этом определенные неудобства - гитара для них более привычный инструмент. С появлением MIDI’фицированной гитары эти проблемы исчезли - теперь партии различных инструментов, будь то медные духовые или ударные, записывать стало гораздо легче (во всяком случае гитаристам, не особенно хорошо владеющим фортепиано). В принципе, такой гитарой можно управлять даже всей студией (рис.3), включающей в себя компьютер, синтезаторы, семплеры и другие MIDI - устройства.

Новые горизонты деятельности открывает MIDI - гитара и для преподавателей. Любые партии, исполняемые учеником, записываются на компьютерный секвенсор, после чего их можно распечатать, проанализировать, прослушать в замедленном темпе и мгновенно найти допущенные при игре ошибки. В принципе, возможно даже создание целых компьютерных гитарных классов.

Какие же модели MIDI - звукоснимателей и конвертеров наиболее популярны сегодня в мире? На отечественном рынке практически всю музыкальную нишу заполонила японская фирма Roland - электронная гитара представлена полифоническим звукоснимателем GK - 2а (пришедшим на смену GK - 2) и конвертерами - синтезаторами серии GR (GR - 1, GR - 09, GR - 30, GR - 50). Тем, кому встроенный синтезатор не нужен (при использовании внешних устройств), предлагается чистый конвертер GI - 10. К сожалению, кроме вышеупомянутых устройств найти в продаже какие - либо альтернативные варианты довольно затруднительно. Между тем, существуют другие производители MIDI - гитар, зачастую выпускающие продукцию гораздо более высококачественную, нежели Roland. В первую очередь следует упомянуть, наверное, фирму Blue Chip, изделиями которой с удовольствием пользуются многие известные гитаристы, в том числе и Джон МакЛафлин. Революционные разработки в области электроники и алгоритмов распознавания нот возносят продукцию этой фирмы на вершины, недосягаемые пока другими конкурентами. Уникальная методика, положенная в основу работы MIDI - конвертера AXON, позволяет распознавать ноту не дожидаясь "раскачки" струны, то есть по первому же щипку, что гарантирует минимальные задержки при воспроизведении звука. Стало возможным MIDI’фицировать бас - гитары, основная проблема которых заключается в низкой частоте колебаний струн и соответственно большим временем распознования нот. Еще одна уникальная возможность - определение места щипка струны: имеется три зоны щипка, каждая из которых может быть задана со своими собственными MIDI - параметрами. По лицензии Blue Chip, приобретенной фирмой Yamaha, выпускается модель конвертера G50. Впрочем, Yamaha до этого уже выпускала подобную продукцию в виде специальной гитары и конвертера к ней (модели G10 и G10C).

В числе других фирм, выпускающих подобную продукцию - гитарные Gibson, Steinberg, Hammer (со встроенной электроникой Roland); Zeta Systems, обычно специализирующаяся на электроскрипках; New England Digital (ею разработан специальный и безумно дорогой интерфейс для сопряжения с великолепной системой Synclavier); Casio (выпустила модели гитар серии PG и MG со встроенной MIDI - начинкой); немецкая Shadow (ее MIDI - звукосниматели использованы в гитарах, выпускаемых фирмами Charvel, Ovation, Takamine) и множество других. Следует заметить, что в этом, достаточно молодом направлении гитарной технологии, еще не существует каких - то общепринятых стандартов, поэтому звукосниматели и конвертеры разных производителей во многих случаях между собой несовместимы.

Какое же будущее ждет MIDI - гитару? Вытеснит ли она обычную электрическую гитару или так и останется на уровне экспериментального и экзотического инструмента? Не надо забывать, что техника, в особенности цифровая, движется вперед семимильными шагами, и те проблемы, которые сейчас ограничивают повсеместное распространение MIDI - гитары, в ближайшем будущем могут быть успешно решены. На взгляд автора этой статьи, самый большой недостаток MIDI - гитары - недостаточная передача выразительности и технических приемов, используемых при игре. Впрочем, это относится скорее ко всему MIDI - стандарту в целом - ведь он задумывался прежде всего как стандарт для клавишных инструментов и не учитывал специфики гитарной игры. С появлением нового стандарта обмена данными (который рано или поздно должен появиться на рынке) и устранением вышеуказанных недостатков MIDI - гитара вполне может стать конкурентноспособным инструментом в мире музыки. Скорее всего, она не вытеснит электрогитару, а будет использоваться наравне с ней, как используются сейчас бок о бок элекро - и акустические гитары. Подождем - время покажет.

Читайте также: