В чем отличие процессоров компьютеризации и информатизации

Обновлено: 06.07.2024

Компьютеризация и информатизация: тонкость различий

Сегодня очень часто можно услышать о необходимости компьютеризации высшего образования. Оснащение ВУЗов компьютерной техникой значится и в списке основных целей федеральных целевых программ, и представляет важность для большинства рядовых граждан, о чем свидетельствует ряд опросов, проведенных в рамках ФЦП «Электронная Россия» 1 .

Какие из следующих направлений развития информационных технологий
в нашей стране кажутся Вам сейчас
наиболее важными? (в % от числа ответивших)

Обеспечение компьютерами школ, вузов, медицинских учреждений 60
Увеличение числа компьютеров, находящихся в домашнем пользовании 28
Открытие общественных пунктов доступа к компьютерам и в сеть Интернет 21
Повышение компьютерной грамотности граждан программ 40
Доступность в сети Интернет информации об органах государственной власти и самоуправления 8
Возможность обратиться к органам государственной власти через сеть Интернет 13
все вышеперечисленное 10
затрудняюсь ответить 16

Источник: ФЦП «Электронная Россия», 2003

Однако, государственные чиновники, а также руководство самих учебных заведений, активно использующие данный термин в обиходной речи, забывают, что «компьютеризация» подразумевает собой, скорее, количественную характеристику оснащенности ВУЗов компьютерной техникой и числа подключений к сети интернет. В действительности, потребность ВУЗов в информационных технологиях является более комплексной, и для ее характеристики гораздо уместнее было бы использовать термин «информатизация», который позволяет учитывать множественность направлений использования ИТ в рамках учебных заведений.

В данном пункте информатизация ВУЗов тесно пересекается с проблемой информатизации российской образовательной сферы в целом и является частью построения единого образовательного пространства на основе ИТ. Задачу информатизации ВУЗов уместно представить как некую схему, состоящую из нескольких уровней, от «федерального», который представляет собой ни что иное, как единую образовательную среду, до «персонального», характеризующего использование ИТ для ряда целей: управленческих, административных, образовательных, научных.

Место ВУЗа в едином информационном пространстве образования

Место ВУЗа в едином информационном пространстве образования

Источник: Cnews Analytics, 2006

На уровне отдельно взятого учебного заведения информатизация предусматривает несколько базовых направлений. Административно-управленческое направление характеризует применение ИТ для оптимизации управленческих процессов, автоматизации основных функций: планирования, организации, контроля. Здесь следует выделить несколько решающих моментов. Во-первых, использование ИТ в управленческих процессах видоизменяет организационную структуру ВУЗов, и, кроме того, информатизация делает возможным создание новых учебных направлений: факультетов, отделений (например, дистанционного, дополнительного обучения, учебных курсов, семинаров и т.д.), что видоизменяет и организационную структуру, и характеристики образовательного процесса в рамках ВУЗа в целом.

Однако, в качестве базовых сфер применения ИТ в ВУЗах следует назвать организацию учебного процесса и научно-исследовательскую работу. Не секрет, что большинство контактов в мировой научной среде сегодня, обмен учебными и методическими материалами, заключение межвузовских партнерств происходит сегодня посредством сети интернет. Использование информационных технологий во многом влияет и на качество процесса обучения, ведь ИТ позволяют не только автоматизировать процесс передачи информации, учебных материалов между обучающим и обучаемым, изменяется сама роль студентов в образовательном процессе, возрастает интерактивность обучения, появляется возможность оперативной актуализации учебных материалов. Именно поэтому нехватка компьютерной техники в первую очередь ударяет по качеству образовательного процесса.

Не следует забывать также, что одной из основных «ипостасей» ВУЗов является научно-исследовательская работа, для успеха которой необходим постоянный информационный обмен с другими учебными заведениями, ведущими исследования в данной и смежных областях. Влияние качества информационного обмена и характеристик научно-исследовательской работы здесь приобретает директивный характер: чем быстрее происходит обмен материалами, общение, организуются дискуссии на интересующие темы, тем выше качество научно-исследовательской работы.

На персональном, «должностном» уровне ИТ используются для исполнения должностных обязанностей в рамках организационной структуры ВУЗа, иначе говоря, значение термина «информатизация» на данном этапе сводится к «компьютеризации» или оснащению рабочих мест компьютерами, компьютерной и организационной техникой, организацию подключений к интернет.

В то же время, уровень оснащенности ВУЗов компьютерами и компьютерной техникой контролировать достаточно просто: достаточно запросить данные у руководства.

Характерно, что приведенный пример в равной степени применим и к компьютеризации отдельного ВУЗа, так и к сфере образования в целом. «Достаточным» в данном контексте следует считать, по-видимому, разработку концепции комплексной информатизации, с разбивкой на этапы и учетом ряда особенностей, сопутствующих трансформационным процессам и на уровне ВУЗов, и на уровне системы в целом. В такого рода генеральный план идеально впишутся и поставки компьютерной техники, особенно, когда поставке каждого ПК будет сопутствовать четкое обоснование, а система в целом будет располагать механизмами контроля эффективности ее использования.

Кто, когда и как?

Проблема информатизации высшего образования является на сегодня одной из наиболее острых, в ее основе лежит отсутствие продуманных концепций реализации. Как и во многих других сферах, информатизация высшего образования имеет «лоскутный» характер, это касается и закупок техники для ВУЗов, зачастую, хаотичных и бессистемных, и имеющегося информационного обеспечения ВУЗов, которому чуждо само понятие «стандартизация». Чаще всего, это частично устаревшее, частично написанное самостоятельно ПО, несовместимые программные платформы. Все это приводит к возникновению проблем совместимости информационных систем разных ВУЗов, затрудняет масштабирование и лишает единую систему необходимой маневренности. Изменения, являющиеся следствием федеральных целевых программ, являются поверхностными и не затрагивают глубинных взаимосвязей.

Это возможно лишь при наличии определенного общественного резонанса. Выражения заинтересованности со стороны самих ВУЗов, создание общественных инициатив приведет к значимому результату. Но, по самым скромным подсчетам, это произойдет не ранее, чем в ближайшие 4-5 лет, и то при условии правильной расстановки акцентов и утверждения информатизации, а не компьютеризации в качестве основной цели правительственных инициатив.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества".

Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения.

При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие:

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей.

Информационные ресурсы общества.

В обществе существует множество ресурсов, таких как: материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Надо понимать, что документы и массивы документов не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие из люди. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на электронном носителе. В широком смысле - информационные ресурсы - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, алгоритмов, компьютерных программ, а так же произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видом ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания. Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить информационную поддержку производителям информационных ресурсов, а так же доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

Государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации

Библиотечные информационные ресурсы

Информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, регионы или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

Превратить деятельность по оказанию информационных ресурсов в глобальную человеческую деятельность;

Сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет современного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условия для создания информационных ресурсов.

Информатизация и компьютеризация образования - веление времени, факт, с которым надо считаться, который надо признать вне зависимости от того, нравится это или нет. Ведь когда появились железные дороги, тоже были разные мнения, но сам факт вхождения железнодорожного транспорта в жизнь человечества никто не отрицал. Информатизация и компьютеризация образования возникли не на пустом месте. Еще в 50 - 60-е гг. ХХ в. было популярным так называемое "программированное обучение". Наша задача - трезво видеть плюсы и минусы информатизации и компьютеризации образования, чтобы не впадать в "шапкозакидательство", с одной стороны, и голый скептицизм, с другой, и помнить о чувстве меры в любом деле.

Под информатизацией образования будем понимать реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний в учебном процессе, удовлетворение спроса участников этого процесса на информационные продукты и услуги.

Под компьютеризацией образования будем понимать процесс внедрения компьютерных продуктов и услуг в учебный процесс, повышение общеобразовательного уровня обучаемых в применении компьютеров.

Поскольку знания, помимо нашей естественной памяти, хранятся в искусственной компьютерной памяти и на съемных компьютерных носителях, а информационные продукты и услуги реализуются, главным образом, через компьютерные технологии, не будем явно разграничивать информатизацию и компьютеризацию образования. Будем рассматривать их в совокупности.

Быстродействие и память исправного компьютера обеспечивают практически мгновенный (с точки зрения человека) доступ к значительным объёмам информации (знаний). Доступ индивидуализирован в соответствии с потребностями (интересами) пользователя (обучаемого) и при необходимости находится под ненавязчивым контролем преподавателя (тьютора). Контроль осуществляется посредством компьютера (автономного или через компьютерную сеть). В отличие от людей, исправный компьютер не устаёт.

На компьютер можно возложить всю рутинную часть учебной и отчасти внеучебной работы преподавателя и учащегося. Тестирующие и контролирующие автоматизированные курсы (АК), охватывающие все этапы начального, промежуточного и итогового контроля, курсового и отчасти дипломного проектирования в вузе, выдача с помощью "генератора заданий" вариантов исходных данных для всех заданий, хранение в памяти правильных результатов расчётов для итогового контроля задач и проектов, курс - консультант, курс - лабораторная работа по любому предмету, запоминание, хранение и выдача учебной, отчётной и плановой информации с обработкой её по заданным показателям, поиск литературных и документальных источников, выдача аннотаций и справок по запросам пользователей, переложение части лекционной нагрузки на АК в часы самоподготовки студентов в пользу семинарских, лабораторных и практических занятий - все эти и другие виды рутинной и полурутинной работы участников учебного процесса могут выполнять компьютеры, компьютерные сети, информационные технологии. "Машина должна работать, человек - думать (принцип IBM)" (А. Блох). Для реализации этого принципа нужна всеобъемлющая информатизация и компьютеризация образования, когда всё, что разумно делать на компьютере, должно на него и возлагаться. За человеком должна остаться творческая функция.

Информатизация и компьютеризация образования позволяют реализовать принципиально новые методы обучения, недоступные или требующие нерационально большого времени при традиционном обучении.

Это прежде всего диалоговая форма обучения, причем активность и содержание диалога с компьютером не ограничены ничем, кроме структуры автоматизированного курса. Именно периодический диалог педагога и ученика был во все времена наиболее интенсивной и глубокой формой обучения - более глубокой, чем самообучение по книге или путём пассивного прослушивания лекций. Именно диалоги (в сочетании) с действием как метод обучения лежали в основе большинства древ- негреческих школ, физических школ Резерфорда, Бора, Капицы, Ландау. Диалоговая форма обучения поддерживает процветание репетиторства.

Диалог и адаптация в сочетании с быстродействием и памятью компьютера позволяют в полной мере реализовать принцип индивидуального активного учебного процесса в условиях массового обучения.

На базе компьютеров реализуются математическое моделирование, деловые игры, вычислительные эксперименты в виртуальных лабораториях, что позволяет реализовать проблемный, деловой принцип обучения, максимально приблизить обучение к современным методам работы инженера-творца, учёного и руководителя производства, привить обучаемым навыки самостоятельной работы в учёбе, науке и на производстве.

Совершенно новый смысл могут приобрести заочное и дополнительное обучение на расстоянии (дистанционное обучение, интернет-образование), что позволит, на наш взгляд, поднять уровень этих форм обучения до уровня стационара (очного обучения) и привлечь в учебные заведения более широкий контингент специалистов-производственников для преподавания, а также в роли обучающихся. При дистанционном обучении в режиме off-line не требуется расписания занятий, определяющего место и время их проведения. Каждый участник дистанционного обучения (преподаватель или обучаемый) может работать в удобное для себя время и в удобном месте, оснащённом компьютером. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями (инвалидов, больных).

К разработке автоматизированных курсов могут быть привлечены лучшие педагогические и научные кадры. Будучи записанными на компьютерные носители и на сайты(блоги) Сети (в базах данных, базах знаний, отдельных файлах), эти курсы могут тиражироваться во все заинтересованные учебные заведения. Это позволяет донести до каждого обучаемого передовые знания по преподаваемой дисциплине вне зависимости от того, в каком учебном заведении преподают эту дисциплину. Так реализуется принцип фундаментализации обучения (конечно, не полностью, а в определённой мере). Заметим, что именно фундаментальность образования была всегда выгодной чертой отечественного образования (по сравнению с внедряемой Болонской системой высшего образования, имеющей прикладную направленность - по западным образцам).

Внедрение АОС возможно только при соответствующей технической оснащённости учебных заведений. А это, как показывает отечественная практика, приводит к дифференциации учебных заведений на "богатые и бедные", "столичные и периферийные", "привилегированные и второстепенные", когда в одних заведениях - никаких проблем с ВТ, а в других - борьба за каждое рабочее место и за машинное время. Требуется и персонал инженеров, программистов, системных администраторов, операторов (для набора АК).

Обучение на базе АОС не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучаемого на электронную шпаргалку (в том числе и через Интернет), притупляет его творческое мышление, не позволяет выявить талантливых людей ("натасканных", "смышлёных" - да, талантливых - нет).

Эффективность АОС находится в прямой зависимости от её технических характеристик (по питанию, надёжности и помехоустойчивости аппаратно-программных средств). Нередки случаи срыва занятий из-за отключения электропитания, "вирусной атаки" на файловую систему компьютеров или сети, сбоев в работе компьютеров и программ.

Излишняя автоматизация обезличивает учебный процесс, отчуждает друг от друга его участников. Никакие hard и soft не заменят живого общения учителя и ученика, живого общения самих учеников. Выхолащивается воспитательная функция образования - воспитание мышления.

  • учиться, т.е. усваивать знания, оптимально используя свои психофизиологические возможности - внимание, память, мышление, интуицию;
  • общаться "вживую", а не только с помощью коммуникационных технологий
  • думать самому без оглядки на авторитеты прошлого и настоящего;
  • выбирать ценности, расставляя их по приоритетам.

Информатизация и компьютеризация не нацелены на развитие этих навыков. Может быть, искусственный интеллект развернётся к ним лицом - остаётся надеяться с чувством сдержанного оптимизма.

Компьютеры и другая информационная техника, конечно, освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда. Но техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять. Физическая внешняя информация объяснения стучит нам в уши и лезет в глаза, но это всего лишь грубая копия тонкой, внечувственной внутренней информации понимания вопрошаемого нами мира (о внешней и внутренней информации см. "тему 3" ).

Информационный взрыв последних десятилетий - это лавинообразный рост количества внешней информации объяснения, но не качества внутренней информации понимания. До этого "взрыва" нам чаще приходилось думать, вместе с ним мы перестали думать. А что будет после? "Наш путь - путь мысли" (М. Хайдеггер).

Отличие информатизации от компьютеризации общества. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Слайд 11 из презентации «Информатизация общества»

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Структура общества» - Социально незащищенные слои населения (бедные люди). Андеркласс – социальное дно. В социальной структуре современного общества выделяют низшие, средние и высшие страты. Ребенок. Социальная структура российского общества. Социальная структура индустриального общества. Социальная структура общества. Социальный статус – социальное положение человека в обществе.

«Информатизация образования» - Организационно-методические аспекты формирования компетентностей в области информационной безопасности в системе непрерывной информационной подготовки. Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.

«Программа информатизации» - Создание медиатеки. Задачи: Осуществление контроля за уровнем владения педагогами навыков работы на компьютере. презентация по МХК, можно использовать на уроках литературы. Подготовка итоговых отчётов педагогами с использованием ПК. Обеспечение возможности автоматизации документооборота для всех участников образовательного процесса.

«Общество 11 класс» - Укрепление здоровья. Приобщение к здоровому образу жизни. Результат - понимание правильного и неправильного, приобретение опыта нравственных поступков. Новые подходы. Акцент на глобальное мышление и понимание закономерностей информационного общества. Концепция преподавания обществознания в современной российской школе и учебника «Обществознание 11 класс».

«Культура и общество» - Над городом. Элитарная культура. Культура и духовная жизнь общества. Многообразие культур. Духовно-практическая. Интернациональная культура и народная культура Массовая и элитарная культура. Культура. Слайд разделитель. Функции культуры. Духовная жизнь. Сохранение, воспроизведение, распределение и др.

«Развитие общества» - Индустриальное общество – ступень в развитии общества, в котором преобладает промышленность. Рабовладельческая формация. Феодальная формация. Общество – конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. Первичная формация. Общество – определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения чего-либо.

Читайте также: