Аппаратная калибровка монитора воронеж

Обновлено: 05.05.2024

Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».
Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.

Однажды меня заинтересовала возможность получения лучшего качества изображения на моих LCD мониторах и я стал использовать утилиты типа Adobe Gamma, затем пытался настраивать драйверы видеокарты. Перебрал разные программы, делающие аналогичные действия. Постоянно меня не устраивало качество полученной калибровки и возможности программ, поэтому я решился написать свою специализированную программу для этого, оптимизированную именно на достижение максимального качества изображения и плавности серых градиентов.

Я просто ужаснулся тем, какие нелинейные, оказывается, кривые передачи яркости всех LCD. К счастью, с использованием моей программы любые такие нелинейности теперь нипочем. Например, у меня сейчас один монитор с почти убитой лампой подсветки шестилетней давности вполне может быть использовал для просмотра фотографий с нормальными цветами. Также очень доволен, что, наконец, можно без слез смотреть фотографии на экране ноутбука.

Думаю, что мой опыт калибровки мониторов без калибратора и моя программа могут помочь многим фотолюбителям и даже профессионалам.

Я открываю здесь эту тему с целью информирования о моей программе Lutcurve (от "кривая LUT"). Также готов помочь тем, кого интересует проблема получения достойного изображения на своих дисплеях.

Программу можно скачать с официальной страницы.


Вкратце о программе: Программа является средством калибровки кривой передачи яркости монитора и использует модификацию LUT таблицы драйвера видеокарты с высокой точностью (не 256 уровней, как все простые утилиты, а выше - это полезно, если ваша видеокарта поддерживает высокую точность). Поддерживается выставление белой и черной точки, гаммы и, самое главное, выравнивание кривой передачи. Поддержываются мультимониторные конфигурации.

Программа не формирует профиль монитора, но может использовать имеющийся, от производителя или после калибровки железкой. В принципе она может заменить загрузчик LUT кривой вашего калибратора, если вы обнаружите, что она калибрует лучше, чем железка.

1. Большое удобное поле контроля настройки (а не маленькие шкалки)
2. Очень удобное управление с клавиатуры
3. Она бесплатна.

kkk писал(а):

. В следствии сильного изменения цвета в зависимости от угла зрения. Остается попробовать железный калибратор.

CLTest в принципе не поможет при калибровке TN мониторов, посколько особенности этого монитора там не учитываются - можно окно программы поставить в любое место экрана. Я же все важные изображения помещаю вдоль центральной линии.Точно также, для этого все нужные изображения небольшие. У вас не получалось выставить цвет потому, что окно программы слишком большое - уже смещение изображения на 2 сантиметра на ноутбуке смещает баланс яркости. Также на ноутбуках просто ужасная ситуация вблизи черных и светлых тонов. CLTest в этих участках бесполезен. Он не предусматривает сужение контрастности сужением диапазона кривой яркости. Я неоднократно просил автора сделать поддержку. Он сделал косметические изменения, которые не очень помогли.

Ну и, неваловажная особенность - Lutcurve перекрывает все окна черным фоном. Это немаловажно при выставлении баланса белого и точной подстройки требуемого участка кривой. Человеческий глаз очень чувствителен к цвету. Если в поле зрения имеется цветное пятно, то общее ощущение чисто серого цвета будет искажено.

В остальном, с вами полностью согласен, CLTest - лидер среди фривар.

Если вам действительно жалко заплатить за Lutcurve, могу порекомендовать сделать триальной версией калибровку, потом снять полученную кривую фриварами по чтению-записи LUT. И загружайте кривую бесплатно. Правда, не понимаю причин экономии. Фотография очень дорогое удовольствие. На фоне стоимости дорогих мониторов и стекол, $9 - это просто копейки. Вчера купил крышечку объектива за 200 рублей (. ) - а куда деваться.

Я долгое время не хотел связываться с русским рынком, потому что только проблемы себе наживаю на этом. Уже есть опыт с программой твика звуковых карт на ямаховском чипе. Ничего, кроме головной боли, себе не нажил, А в этот раз решил попробовать компромисс - установил цену на софт для русских на символические отметки. Неоднократно замечено - бесплатное не ценится.

ещё не понял, как эта штука может мне ПРОГРАММНО точку белого выставить?


Она сама, конечно, точку белого не ставит. Она - лишь инструмент, с помощью которого вы сами ставите баланс. И содержит все необходимые условия, чтобы глаз увидел цвет изображения неискаженно и не опирался на цветные пятна в поле зрения. Именно для этого все окна всех мониторов перекрываются черным окном.

Психологию зрения сложно обмануть. Если в пределах зрения есть обширные цветные пятна (например, синий цвет Windows), то общий баланс зрения смещается к имеющемуся оттенку. Это позволяет нам видеть цвета окружающего мира при любом освещении неискаженно. Если заметите, все профессиональные программы для точной работы с цветом выполнены в серых тонах. Также стандарт на помещения цветокалибровки (darkroom) запрещает появление на рабочем месте ярко окрашенных цветных предметов. Все должно быть серым.

Если вы работаете с цветокоррекцией фотографий, я настоятельно рекомендую сменить тему Windows на серую (такие темы имеются). И, по возможности, уберите все цветные окна вокруг изображения. Смените обои рабочего стола на серый цвет. Мною неоднократно проверено, что глаз будет ошибаться. Конечно, можно воспользоваться методом Маргулиса, но программы часто ошибаются. Пипеткой сложно найти действительно серый участок.

Другая помощь программы - если вдруг вы ошиблись с цветовой температурой, то 15 минутный отдых глаз (нужно просто сходить подышать свежим воздухом), возвращаетесь и просто тремя регуляторами возвращаете баланс белого в нужное положение. Ни одна из ваших калибровочных точек не будет сбита. Они просто переместятся на новое место все сразу. Для этого я использую математические соотношения, чтобы сместить все имеющиеся точки. Кстати про CLTest - там нет такой фичи.

затем лёгкая! (чтобы не превысить предельные значения светимости люминофоров) коррекция точки белого с помощью абсолютного белого экспонированного листа (фото)бумаги


А ты не замечал такого эффекта на LCD, когда ярко белый цвет (255,255,255) оказывается слегка желтоватым?

Я это видел на всех мониторах, которые калибровал своей программой. Среди них 3 ноутбука, 2 монитора на s-IPS, 3 монитора на TN матрицах разных производителей. Т.е. совершенно не зависит от технологии матрицы. Я это фиксю сдвиганием охвата яркости в меньший диапазон. За счет сдвига удается скорректировать белую точку. Еще заметил, что в зависимости от прогрева этот ярко-белый цвет также слегка гуляет по оттенку. Неужели лампы подсветки какие плохие?

Вот это зря. Глаз совершенно не чувствителен к оттенкам яркости насыщенных оттенков. Вспоминайте про палочки и колбочки - это многое объясняет. Всегда удивляло, зачем во всевозможных утилитах, включая Adobe Gamma, с которой все это пошло, есть режимы подстройки гаммы по R G и B отдельно.

Именно из-за этой особенности зрения в Lutcurve нет и никогда не будет таких режимов. Психологию зрения нужно учитывать. Таких программ я не видел. Да и халатно к этому относятся авторы программ гамма-коррекции. Для приблизительной настройки гаммы это годится, но вот цветовой баланс выставить при этом абсолютно невозможно. Ну не свойственно нашему глазу такое занятие!

[quot]есть лёгкое несведение по зелёному, может из-за этого?[/quot]

Именно поэтому. Все программы калибровки, строящие гамма паттерны, используют принцип одинаковой площади точек свечения. Что насчет моей утилиты, я рассчитал погрешность калибровки, возникающей из-за неидеальности площади точек свечения люминофоров LCD разных технологий изготовления. Эта погрешность, если не изменяет память, находится где-то в районе 0.05% - это существенно ниже, чем технические параметры мониторов - 256 точек на градацию (погрешность в одно значение тут составляет 0.39%)

1. Во-первых, из-за ограничений кривой калибровки: 12 точек линейной(!) интерполяции,

2. невозможности выставления точной точки черного и белого цвета (там просто это не предусмотрено),

3. невозможности выставления баланса белого - как получится, так и получится - если баланс белого не устраивает, приходится переделывать все заново с нуля.

4. CLTest в принципе не поможет при калибровке TN мониторов, посколько особенности этого монитора там не учитываются - можно окно программы поставить в любое место экрана. Я же все важные изображения помещаю вдоль центральной линии.


Т.к. недавно купил себе Паука, все эти программы стали не сильно актуальны, но все-же. Агитация автора за программу выглядит несколько. агрессивной. Не спорю, есть в программе полезные вещи, но есть и передергивания. К примеру:

1. 14 точек на самом деле + 15 добавочных, итого 29.

2. Согласен с автором CLTest, что температуру и светимость черной и белой точки, по возможности, нужно выставлять в мониторе а не видеокарте.

3. Честно говоря не очень понял, что автор имеет в виду.

Не спорю, есть в программе полезные вещи, но есть и передергивания


Ну почему же передергивания? Могу отстоять свои слова. Глупо соперничать с бесплатной программой, тем более, предназначенной для немного других целей. Я высказался по поводу CLTest потому, что были высказывания, что CLTest - лидер. Лично у меня были проблемы с ее использованием. Повторюсь, свою программу я написал с целью сделать лучше. Конечно, не мне судить, что лучше - это зависит от вкуса пользователя и его ситуации.

Если есть какие-то сомнения и подозрения в неправильности подхода, спросите. Возможно, что вы неправильно меня поняли или просто не полностью изучили программу. В этом топике я уже высказал уже некоторые из моих соображений, почему в Lutcurve сделано так или иначе и какие были соображения.

[quot]1. 14 точек на самом деле + 15 добавочных, итого 29.[/quot]

Уже давно не слежу за программой, могу ошибаться. Последний раз, когда я ее использовал - там было 12 и две точки были введены по моей просьбе, чтобы подстраивать точку белого и черного. Промежуточные точки были неудобны в работе - у меня почему-то они сбивались при повторной перекалибровке, возможно баг, не уверен, возможно мои кривые руки.

[quot]2. Согласен с автором CLTest, что температуру и светимость черной и белой точки, по возможности, нужно выставлять в мониторе а не видеокарте.[/quot]

А я не утверждаю, что нужно делать обратное, и настоятельно рекомендую все что возможно, сделать в настойках монитора. Это тщательно описано в документации к программе. В моем случае CLTest бесполезна при калибровке 4х моих мониторов. Настольный монитор в режиме подключения DVI просто не поддерживает никакие регуляторы. А мои ноутбуки таких контролов вообще принципиально не содержат.

[quot]3. Честно говоря не очень понял, что автор имеет в виду.[/quot]

Я имею ввиду невозможность выставления точного баланса белого из-за того, что в CLTest не предусмотрена регулировка баланса белого в целом. Поскольку глаз адаптируется к текущему освещению, вы можете сделать калибрацию, а затем, после отдыха вернуться и обнаружить цветовой оттенок. И приходится заново проходить всю калибрацию с нуля - двигать все точки. В Lutcurve достаточно это сделать сразу над всеми точками одновременно - уже настроенная неравномерность не пропадет.

[quot]4. Кто мешает окно CLTest сделать любого размера и поместить его в любое место экрана?[/quot]

Как делаю я (NEC 1990SXi)
.
В идеале должно получиться не хуже. только вот надо-ли столько точек тем более на ЖК (пусть и S-IPS).

Зайди в расширенное меню монитора и настрой свой монитор там. Должно быть также идеально, как и у меня. Не верится мне, что мне попался такой удачно откалиброванный на заводе монитор. Сильно влияет на качество установки четкости. И установи гамму не по тому, что там указано, а по изображению. У меня гамма 2.2 получается при указании 2.4 в настройках.


Это калибровочная кривая на почти идеальном NEC 1990SXi (S-IPS):

Но это невозможно. Чтобы сделать кривую LUT, нужно подбирать десятки параметров, используя многие изображения. При этом нужно учитывать особенности разных мониторов (даже особенности искажения линейности), особенности их настройки и даже освещения. Поэтому программа сложна по своей универсальности и возможностям.

Результаты сохраняются в каталоге (XP):
C:\Documents and Settings\All Users\Application Data\Atrise\Lutcurve
В Vista, уже не помню где, там все запутанно, просто так и не найдешь, где находятся общие установки программ.

Программа не создает никаких профилей, поэтому для правильной цветопередачи нужно использовать профиль от калибратора, или стандартный, который можно найти на диске к монитору. Если профиля нет, а хочется хорошего цвета, лучше в настройках монитора установить режим sRGB. Это сделает цвета более естественными (но все-равно результат будет много хуже, чем даже с использованием стандартного обобщенного профиля монитора с диска).

Программа не пишет никаких данных в .icc файл по ряду причин, например, в XP, из-за ограничений системы, ICC профиль делается один на видеокарту. В Lutcurve есть свой загрузчик LUT, который грузится при каждой загрузке системы (он устанавливается в автозагрузку после калибровки).

Если программу установить не в Program Files, то результаты сохраняются в ту же директорию, где и программа.

Пошаговый режим есть. Нажимаете следующую вкладку. Если что-то не так, или нужно повторить, можно выбирать любую требуемую вкладку. Wizard здесь только все запутает, поскольку калибровка - процесс итеративный, с последовательным приближением к идеалу. Лучше выбирать именно те вкладки, которые нужны на данном этапе - они только сначала последовательные - после могут перемешаться.

Стандартные 6-8 точек проходить бессмысленно. Я калибровал 6 мониторов - у каждого своя специфика искажений, и поэтому нужно подбирать эти самые точки. Лучше всего это делать, перемещая "курсор" точки редактирования кривой (показывается вертикальной белой линией) в сторону темных или светлых тонов до тех пор, пока на центральной картинке не появится цветовой оттенок. Находите точку, где он максимален и крутите регуляторы R,G,B или общий уровень, смещая все цвета сразу, тем самым убирая оттенок.

Каждую точку можно перекалибровать заново, для быстрого перемещения по точкам есть соответствующие кнопки перехода к следующей или предыдущей точке.

Так, последовательно добавляя новые точки и корректируя имеющиеся, добиваемся идеала. Следите за линейностью кривой, чтобы не было изгибов - иначе запутаете себе калибровку (не будет получаться вообще), а на шкале серого появятся ступеньки.


9


5


Максим: Калибровка профилирование Macbook, Apple iMac

Максим: Калибровка монитора, принтера, тел профилирование


9

Максим: Калибровка монитора, принтера, профилирование


9


3

Дмитрий: Калибровка принтеров, сканеров, профилирование



Калибровка мониторов, ноутбуков с X-Rite Display


2


Сергей: Профессиональная калибровка монитора, ноутбука


5


3

частное лицо: Калибровка монитора XRite i1Display OEM



Как откалибровать монитор

Нужно ли калибровать монитор? Кто-то скажет: «Конечно, да!» Другой возразит: «Зачем тратить деньги и время, если и так все хорошо?» И оба будут по-своему правы. Сегодня мы рассмотрим различные виды калибровки и узнаем, зачем она нужна и как пользоваться калибратором.

Кому и зачем нужна калибровка

В первую очередь калибровка нужна профессионалам, работающим с цветом. Это могут быть фотографы, дизайнеры, видеографы, полиграфисты и т. п.

Главная цель — правильное отображение цветов на мониторе. Чтобы другие пользователи смогли увидеть именно то, что хотел показать автор, устройство должно быть откалибровано.


Во-вторых, если камера, монитор и принтер профессионального фотографа откалиброваны и имеют одинаковый цветовой профиль, при итоговой печати на бумаге будут получены именно те цвета, которые были в видоискателе и на экране.


В-третьих, калибровка позволяет привести все дисплеи пользователя к единой цветовой настройке. Рабочий экран дизайнера и фотографа должен соответствовать их домашнему собрату и/или ноутбуку.


Обратите внимание: даже после калибровки картинка на двух устройствах может немного различаться ввиду индивидуальных особенностей матриц.

В-четвертых, с помощью данной процедуры можно нивелировать изменения, которые произошли со временем. С годами все мониторы теряют яркость и получают небольшие цветовые сдвиги.

Желаемые итоги калибровки:

  • оптимальное отображение цветов;
  • отсутствие цветовых сдвигов;
  • максимально возможная детализация в темных и светлых областях.

Вопрос: Все ли мониторы можно откалибровать?

Ответ: Откалибровать можно любой монитор, однако смысл такого действия, например, с TN-устройством с цветовым охватом 70 % sRGB, небольшой. До идеальной цветопередачи такие дисплеи довести невозможно.

Некоторые считают, что калибровать мониторы не нужно, потому что эту процедуру они проходят еще на заводе. Действительно, в большинстве случаев для обычного домашнего дисплея вполне достаточно калибровки от производителя.

Калибруем «на глаз»

Каждый человек воспринимает цвета по-разному и видит свой набор оттенков, поэтому калибровка без использования специального оборудования — это скорее процедура для «приведения в чувство» яркости, контрастности и гаммы монитора. Не более того.

Обычно пользователи не любят заходить в настройки монитора, опасаясь что-нибудь испортить. Бояться экспериментов не стоит — всегда можно вернуться к заводским установкам. Как минимум, нужно постараться сделать монитор комфортным для зрения.

Для калибровки «на глаз» существует множество различных сайтов и программ. С помощью предлагаемых тестовых изображений можно отрегулировать настройки монитора, значительно повысив качество картинки, но полноценной калибровкой это назвать нельзя.


На некоторых интернет-ресурсах, посвященных калибровке, можно увидеть следующее.


Но редко, кто указывает, что масштабирование ОС и браузера должны составлять при этом строго 100 %. И владельцы 2К- и 4К-мониторов часто хватаются за голову и начинают пытаться калибровать монитор, хотя по факту не так все и страшно.

Мы же в этой главе пойдем по самому простому пути — «откалибруем» монитор через встроенную утилиту операционной системы Windows 10. Для этого в «Поиске» вбиваем слово «калибровка» и следуем пошаговой инструкции.


Шаг первый — настройка гаммы.

Шаг второй — настройка яркости.

Шаг третий — настройка контраста.

Шаг четвертый — настройка цветового баланса.

Поздравляем, калибровка произведена!


При должной усидчивости и терпении результат будет неплох. Есть одна загвоздка — такая настройка напрямую зависит от особенностей зрения калибровщика и условий внешнего освещения. Соответствует ли теперь монитор всем требованиям для работы с изображениями? Разумеется, нет!

Калибруем монитор с помощью прибора

Чтобы откалибровать монитор, проще всего вызвать специалиста на дом. Стоимость услуги зависит от региона, профессионализма мастера, вида используемого оборудования и может составлять от 500 до 3500 рублей.


Калибратор — устройство для настройки правильной цветопередачи монитора. Представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из датчика измерения цвета и специального ПО. Программа отображает на дисплее набор цветов с известными значениями, а прибор измеряет полученное изображение. Затем софт сравнивает эталонные цвета с показаниями датчика и вносит изменения в LUT видеокарты.

Look-Up Table (или просто LUT) — справочная таблица, которая используется монитором в качестве эталона. Сигнал от ПК соотносится с таблицей и выводится видеокартой на экран. В обычной LUT цветовые значения (или координаты R, G, B) сведены в три одномерные справочные таблицы (отдельно для каждого канала R, G и B). Высокоразрядная 3D-LUT — это одна трехмерная таблица, которая включает в себя все цветовые координаты сразу.


Многие фотографы и дизайнеры рано или поздно задумываются о покупке собственного калибратора. И тут начинаются муки выбора. Рынок потребительских приборов сегодня делят два производителя: Datacolor и X-Rite (Pantone). Каждый из них работает в этой сфере много лет и успел выпустить несколько поколений калибраторов, из чего можно сделать вывод, что ребята знают, чем занимаются. Несмотря на минимальные расхождения в результатах, священные войны между поклонниками обеих марок на просторах интернета идут не прекращаясь.


Базовые модели калибраторов доступны по цене от 150 долларов, просты и быстры в использовании. Зачастую вся процедура отнимает всего 15-20 минут, не считая предварительного получасового прогрева матрицы.

Дорогие калибраторы имеют больше возможностей и позволяют дополнительно калибровать телевизоры, проекторы, смартфоны. Автор подозревает, что калибраторы одной линейки полностью идентичны по начинке, а деньги с нас дерут именно за специализированное ПО, поэтому для простой калибровки монитора достаточно иметь самый бюджетный вариант.


Перед процедурой калибровки нужно провести несложную подготовку:

  1. Расположить дисплей на планируемом месте работы.
  2. Убрать от монитора направленные источники света. Калибровку лучше проводить при том же освещении, при котором обычно работает пользователь. Если требуется использовать монитор и при искусственном, и при естественном освещении, можно сделать несколько цветовых профилей.
  3. Прогреть монитор минимум 30 минут.
  4. Установить родное разрешение монитора и нейтральное фоновое изображение в серых тонах на рабочий стол.

Давайте рассмотрим, как проходит процедура калибровки на примере Datacolor SpyderX Pro, который относится к последнему поколению приборов компании. Софт для калибратора скачивается только на официальном сайте и активируется комплектным ключом. ПО SpyderXPro 5.6 отлично русифицировано, каждое действие снабжено подробными комментариями. Первая страница предлагает провести подготовку.


Далее выбираем тип дисплея.


После этого программа предлагает ввести название производителя и модель монитора.


Устанавливаем способ регулировки яркости.


Определение типа подсветки матрицы может вызвать некоторые затруднения, а потому производитель подготовил несколько подсказок. В крайнем случае предлагается выбрать вариант «Общие».


Устанавливаем параметры калибровки. При желании пользователь может задать свои значения гаммы, точки белого и яркости.


После этого прибор замеряет уровень освещенности помещения и рекомендует оптимальные значения яркости и точки белого (обычно эталоном считается 6500 К, фотографы используют 5000 К). Для работы расхождение цветовой температуры монитора с температурой внешнего освещения больше, чем на 500 К, нежелательно. Если программа выдает яркость выше 120 кд/м 2 , следует затемнить комнату и повторить замеры.


На следующей странице показано, в какой части экрана следует разместить калибратор. После нажатия на кнопку «Далее» поступает указание ненадолго закрыть прибор крышкой, а потом настроить на мониторе оговоренное выше значение яркости.


После калибровки, которая длится около десяти минут, программа предложит сохранить новый цветовой профиль, который описывает цветовые характеристики монитора и способ их преобразования в стандартное цветовое пространство. После калибровки устройства создается файл с расширением *.icc /*.icm, который в дальнейшем используется системой в качестве загрузочного.


Чтобы пользователь оценил результаты калибровки, ему демонстрируют, как выглядит один и тот же набор тестовых изображений до и после процедуры.

Самым любознательным софт предлагает посмотреть, насколько монитор соответствует основным цветовым пространствам, и замерить яркость, контрастность и точку белого при различных уровнях яркости.



После создания цветового профиля регулировка яркости монитора допускается в пределах не более 10-15 %, иначе можно уйти от настроенной точки белого.

Вопрос: Как часто нужно калибровать монитор?

Ответ: По словам специалистов, один раз в полгода/год вполне достаточно. Хотя программа предлагает делать это каждый месяц.

Альтернативное ПО для калибраторов

Для тех, кто уже перерос автоматическую пошаговую калибровку и хочет дотошно руководить процессом, есть более сложный и, что не менее важно, бесплатный софт. Он существенно расширяет возможности любого калибратора, однако перед работой придется почитать мануалы и форумы, так как подружить калибратор с такими программами иногда бывает непросто.

ArgyllCMS — открытое программное обеспечение для построения профиля ICC с помощью калибратора. Своеобразный универсальный «драйвер».

ColorHCFR (HCFR Colorimeter) — великолепная (не побоимся этого слова) французская программа, которая предоставляет пользователю полные отчеты о возможностях монитора, телевизора, проектора. Софт недружелюбен ко многим моделям калибраторов, но танцы с бубном окупаются возможностями программы. Для работы требуется установка ArgyllCMS и базовое знание английского языка. Последняя актуальная версия на 2020 год — HCFR Colorimeter 3.5.2.


DisplayCAL (ранее dispcalGUI) — самая известная программа для калибровки, профилирования и тестирования мониторов. Также требует наличия ArgyllCMS. Обладает огромным количеством настроек и дает возможность делать более точную калибровку за счет увеличения количества измерений. Процедура может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Софт проще, чем HCFR, лучше проработан визуально, легко находит калибратор и имеет русский интерфейс.



Процесс настройки точки белого и яркости


На просторах мировой сети есть множество видеоуроков по настройке мониторов с использованием DisplayCAL.

Заключение

Калибровать нужно:

  • мониторы профессиональных фотографов, дизайнеров, видеомонтажеров. Когда работа связана с цветом, оправдана даже покупка собственного калибратора;
  • дисплеи с возможностью аппаратной калибровки — странно не пользоваться функцией, за которую отданы немалые деньги. При таком типе калибровки происходит более точная настройка цветопередачи, а изменения вносятся в 3D-LUT самого монитора. Таких моделей на рынке немного и все они для профи.

Много лет я имел дополнительный доход в виде свадебной видеографии (с 2001 по 2014 год). Собственно видеографом свадебный видеооператор начал называться примерно в 2010-х годах, плюс-минус. Начинал еще в VHS-камер, пишущих на большую кассету. О, этот вопрос: "А у Вас большая камера? На большую кассету пишет?" "Конечо!", отвечал я. "Panasonic 3500!", добавлял еще более гордо. Потом была бюджетная miniDV Sony, еще чуть позже легендарный Panasonic NV-GS400 (брал с рук и сам потом продал за неплохие по тем временам деньги, супер камера!). А затем уже VDRSL-камеры или, проще говоря, съемка видео на зеркальные фотокамеры. У меня был Canon 600D (да, согласен, простоватая камера, но мои задачи решала). И вот как то, будучи участником мастер-класса по свадебной видеографии, я (равно как и все остальные участники мастер-класса) с удивлением узнал о том, что, оказывается, разные мониторы по-разному показывают картинку (организаторы сидели за одним монитором, а к участникам был обращен второй монитор). Одни мониторы показывают более синюю картинку, другие более красную, третьи желтят, четвертые "жарят" цвета и т. п. Я, будучи инженером по образованию (автоматизация производства), имея желание "чтобы все было на высоте!" и некую свободную сумму денег, приобрел аппаратный калибратор монитора.

Просмотрев кучу отзывов и обзоров, выбор пал на I1 Display Pro (производства X-Rite). Он был оптимальным решением - высокая скорость калибровки, хорошая точность и относительно невысокая цена. Через некоторое время я задался вопросом: "А почему бы мне не осчастливить других людей, откалибровав их мониторы (если точнее, то связку монитор-видеокарта)?" Короче, я решил заработать на этом)) На данный момент у меня есть группа в ВК (которой я слабо занимаюсь) "Калибровка монитора город_по_производству_грузовиков_победителей_в_ралли_Париж_Дакар" и объявление на всем известном сайте, начинающемся на букву А. Начиная это дело я мечтал, что от заказчиков не будет отбоя)) По факту, один-два заказа в месяц в лучшем случае. Но здесь дело, я думаю, в плохом (от слова "никакой") продвижении и маркетинге. Но это уже другая история.

А теперь к делу или основной теме поста. Недлинно расскажу о том, как видят калибровку специалисты, работающие с цветом. Спойлер - они видят ее очень неправильно))

Как оказалось, и это стало для меня еще одним открытием, специалисты в фото-видеосъемке, дизайнеры в подавляющем большинстве (во всяком случае в моем городе на Каме) имеют очень слабые представления о калибровке монитора и для чего она нужна. Мне то понятно зачем она нужна, я денег хотел))

1. Я пишу человеку и предлагаю услугу по калибровке монитора. Он мне отвечает: "А зачем? У моего монитора хорошая цветопередача!" Я в свою очередь спрашиваю: "Хорошо, цветопередача хорошая, а она правильная?" Пауза и ответ: "Спасибо, не интересно".

2. "У меня техника Apple (ноут, монитор, моноблок), у них с цветами супер!" Кстати, практически в каждом случае, заказчик проверяет качество калибровки айфоном. Но я уже привык, практически не реагирую на это))

3. Прихожу к человеку и вижу, что он работает возле незашторенного окна (в особо запущенных случаях НАПРОТИВ окна).

4. Работа при откровенно желтых лампочках (2000-3000 К).

5. Работа на мониторах, яркость которых выкручена на максимум (заводские настройки).

6. Работа вечером при полной темноте (напоминаю, яркость, как правило, выкручена на максимум).

7. Работа с непостоянной яркостью внешнего освещения.

Ну и небольшой ликбез, он же ответ на предыдущие примеры:

1. Качество цветопередачи и точность цветопередачи не одно и тоже! Монитор может иметь охват всего диапазона sRGB или даже AdobeRGB, но при этом показывать цвета с ошибками. Поэтому, дабы иметь уверенность в ПРАВИЛЬНОЙ цветопередаче, необходимо калибровать ЛЮБОЙ монитор, вне зависимости от производителя. Как пример, два монитора NEC одной модели - одному 5 месяцев, другому 7 лет. Картинка разная, видно любому невооруженным взглядом. После калибровки показывают цвета практически одинаково. Из моей практики могу сказать, что большая часть бюджетных мониторов "синит", так как синий канал живет своей жизнью.

2. Техника Apple, безусловно крутая, но также требует калибровки и ТОЧКА! Проверять аппаратную калибровку экраном айфона все равно что проверять микрометр деревянной линейкой. То, что айфон всегда и везде (во всех моделях) показывает правильные цвета миф, я считаю. Даже в рамках одной линейки, одной модели экраны показывают разную картинку. Я искал, но не нашел в сети информации об обратном. Либо аргументировано поправьте меня (ссылки на обзоры, как пример), буду только благодарен!

3. Работать необходимо при зашторенном окне. Или, по-другому, при обработке цвета мы должны (просто обязаны) изолироваться от солнечного цвета, так как цветовая температура солнечного цвета в течении дня меняется. Утром и вечером он более желтый, днем более белый (пресловутые 6500К).

4. В силу адаптивности зрения, человек видит белый цвет при любом освещении белым. Поэтому очень важно работать с постоянной цветовой температурой внешнего освещения. В нашем случае стандартом является 6500 К. Под эту цветовую температуру мы и калибруем монитор. Цветовую температуру освещения же при этом выбираем 5000-5500 К (из-за особенности зрения). Если цветовая температура освещения будет 6500, то монитор будет визуально желтить. Специалисты же рекомендуют не заморачиваться и применять светодиодные лампочки с цветовой температурой 4000-5000 К.

5. Тут все просто, яркость монитора должна соответствовать яркости монитора. Неправильно работать с тусклым монитором при ярком освещении и наоборот, неправильно работать на максимально ярком мониторе при тусклом освещении. Будем ошибаться с контрастом изображения и будем потом на печати спрашивать: "А почему фотографии засвечены (или темные)?!"

6. Тут тоже все просто. Опять же, монитор слепит глаза, а вокруг темнота, поэтому на цветокорре будем яркость изображения уменьшать и на печати, как результат, получим, темные изображения. Да и для глаз крайне не полезно. Плюс синий канал глаз в условиях темноты как то неправильно обрабатывает (физиология, привет).

7. Как производная предыдущих пунктов. Яркость монитора калибруется под конкретную яркость внешнего освещения. Поэтому, чтобы получить стабильный результат, мы должны обеспечить стабильные внешние условия - цветовую температуру и яркость освещения.

Возможно у кого то возникнет вопрос, а к чему ты, парень, все это пишешь?)) Врать не буду (это нехорошо), хочу увеличить свой доход путем увеличения заказов на калибровку мониторов в своем регионе. Люблю я деньги)) А для этого хочу увеличить осведомленность в этом вопросе у всех, кто работает с цветом (просвещение в массы).

Не могу назвать себя сильным специалистом в этом вопросе, но постараюсь ответить на вопросы.

Читайте также: