Что легче писать гусиным пером ручкой или набирать текст на клавиатуре что быстрее

Обновлено: 15.05.2024

В современном мире мы все реже пользуемся карандашом и бумагой, и все чаще – различными гаджетами. Казалось бы, так проще и продуктивнее, однако в случае письма новые технологии имеют свою «цену», отражаясь на работе мозга и эффективности процессов обучения

Сегодня и дети, и взрослые все меньше пишут от руки, предпочитая набирать тексты на клавиатуре компьютера или смартфона. В некоторых странах, таких как Норвегия и Финляндия, даже программы начальных школ предусматривают набор текста на цифровых устройствах вместо обычного письма, которому попросту не учат. Использование компьютера действительно во многом облегчает жизнь школьнику, однако, по некоторым данным, это отрицательно влияет на успеваемость.

Ученые из Норвежского университета естественных и технических наук (Тронхейм) посчитали важным оценить долгосрочные последствия такой практики, и ранее уже выяснили, что, к примеру, рисование активирует области мозга не так, как набор текста, и это более благоприятно отражается на обучении.

С точки зрения процессов взаимодействия компонентов системы двигательных действий, при разных способах записи текста в мозге действительно могут быть задействованы разные процессы. «Традиционный» способ записи требует более точной координации движений рук; он также дает мозгу больше виртуальных «крючков», на которые можно «повесить» воспоминания об ощущениях, вызванных нажимом ручки и раздающемся при этом звуке, видом написанных букв и т.д. Все это улучшает память, а сенсорная информация облегчает контакт между различными частями мозга и способствует обучению.

Ученые предположили, что при письме от руки, так же как и при рисовании, мозг решает сложные задачи, требующие интеграции различных навыков, а это означает, что во время любой такой деятельности будут активироваться схожие области в глубоких структурах теменной доли мозга. И эта активация будет намного сильнее, чем при наборе текста на клавиатуре.

В новом исследовании приняли участие взрослые молодые люди и 12-летние школьники. Им предложили напечатать на клавиатуре, а также с помощью стилуса на сенсорном экране написать и нарисовать 15 разных слов либо соответствующих им изображений. Эксперимент сопровождался записью электроэнцефалограммы.

Оказалось, что при письме от руки в теменной и центральной областях коры головного мозга наблюдалась характерная активация в тета-диапазоне, которая, как известно, связана с более высокой производительностью рабочей памяти и способностью кодировать новую информацию. При рисовании активация теменных областей имела пусть немного отличающийся, но схожий характер. Но при вводе текста с помощью клавиатуры в мозге наблюдался совсем иной тип активности в тета-диапазоне, связь которого с обучением на сегодня не выявлена.

У детей эти тенденции были менее четкими, что может быть связано с большим количеством артефактов на записи ЭЭГ, так как дети совершают больше необязательных движений. Может быть также, что к 12-летнему возрасту ритмы мозга еще не окончательно сформировались.

Конечно, ученые не предлагают запретить использование в школе цифровых устройств и полностью вернуться к традиционному способу. Однако, по их мнению, детей надо с раннего возраста приучать и рисовать, и писать от руки, чтобы сформировать у них оптимальные для обучения алгоритмы нейронных колебаний.

23 января мир отметил День ручного письма или День почерка. С внедрением в нашу жизнь гаджетов даже ученикам начальной школы стало проще набрать текст на компьютере, чем написать его от руки. И прыгают буквы по строчкам у взрослых и детей, и так трудно порой разобрать даже самому, что же ты написал. Во многих школах Европы совсем отменили уроки чистописания, забыв, что каллиграфический почерк – это не только красиво, но еще полезно!

Работая над почерком, мы выстраиваем нейронные связи между полушариями, стимулируем мелкую моторику, развиваем мышление и память. О значимости письма от руки, о плохом почерке мы поговорили с учителем 3-го класса Вальдорфской школы г. Владимира Екатериной Корниловой и с педагогом Яной Алексеенко из «Школы скорочтения и развития интеллекта IQ 007».

Пропись

Как писали наши бабушки

В Советском Союзе ученики отрабатывали написание букв и слов в прописях, а на постановку почерка уделялось 3-4 четверти. До 50-ых годов прошлого века был государственный письменный стандарт, разработанный под перьевую ручку. В институтах физиологи и прочие ученые специально выверяли написание каждой буквы так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением.

Потом стандарт упростили, появилось безотрывное письмо, шариковая ручка, а рука у детей и взрослых стала быстрее уставать. В 2000-ых снова поколдовали над стандартом. В итоге в школах теперь нет четких требований к почерку, в некоторых школах нет и прописей. И сегодня в первом классе уделяется крайне мало времени для постановки почерка – всего 1-2 четверти. Парадокс в том, что потом учителя снижают оценки за плохо написанные слова и буквы и за грязь в тетрадях.

У меня на столе две большие тетрадки: в одну я записываю планы, список дел на неделю; в другую пишу интервью. И, несмотря на то, что я пишу часто, заметила, что стиль моего письма все больше напоминает врачебный, иногда сама не могу понять слово, которое написала впопыхах.

Студенты в аудитории

О пользе чистописания

  • И пока человечество забросило перья и ручки, погрузилось в мир ноутбуков, телефонов и компьютеров, ученые стали анализировать ситуацию и пришли к неутешительным выводам.
  • Отказавшись от ручного письма, человек начал хуже читать и воспринимать информацию. Дети плохо ориентируются в тексте, списывая его, умудряются сделать ошибки.
  • У людей страдает глазомер: неправильно определяется расстояние без специальных приборов.
  • Хуже формулируются мысли: при чтение письменного текста задействовано больше участков мозга, чем при чтении печатного.
  • Рассказ, написанный от руки, может оказаться более креативным и интересным, чем рассказ, напечатанный на клавиатуре.
  • Пишущий человек более погружен в мыслительный процесс.
  • Исследования среди студентов показали: те, кто записывал лекции от руки, лучше их запоминал и эффективнее обрабатывал полученную информацию.

Ребенок пишет пером

Вариант №1. Перо вместо шариковой ручки

О Вальдорфской школе во Владимире «Призыв» писал уже несколько раз. В школе преподавание ведется учебными эпохами (циклами погружения), каждая из которых длится от одной до трех недель. Школа поражает не только творческим подходом в обучении детей, но и тем, что здесь обычную шариковую ручку для письма ребенок возьмет в руки лишь после 7 класса!

Дети в Вальдорфской школе пишут восковыми мелками, толстыми карандашами, пером и чернильной ручкой.

Учитель начальной школы Екатерина Корнилова считает, что детям важно писать медленно. Когда ребенок пишет гусиным пером, то он отрабатывает навыки координации тонких движений руки и согласование зрительного и моторного мышления. Шариковая ручка этому не способствует: шарик в стержне катается, ребенок подсознательно начинает быстрее писать и мельчить буквы.

Пером быстро и мелко писать не получится. На перо приходится нажимать по-разному в зависимости от того, много ли чернил на нём осталось, какие части букв надо написать. Мозг ученика постоянно контролирует движения руки. Кстати, в Германии письмо перьевой ручкой в начальной школе закреплено федеральным законом.

Екатерина Корнилова рассказывает, что в Вальдорфской школе ребенок проходит путь цивилизации, знакомится с письмом в его историческом развитии, понимает ценность человеческих достижений:

Перьевой ручкой можно писать быстрее. В 5 классе перьевой наконечник сужается (где-то 1,5 мм), а в 6-7 классах дети уже пишут тонким наконечником. Многие ученики Вальдорфской школы так привыкают к перьевой ручке, что сами не хотят писать шариковой – неудобно и непривычно, и буквы так красиво не напишешь. Почерк у большинства детей понятный, четкий и красивый.

Вариант № 2. Если буквы пускаются в пляс

Яна Алексеенко

Яна Алексеенко. Фото из личного архива.

За красивым почерком в центр приходят дети до 14 лет. Главное, как отмечают педагоги, хотеть хороший почерк должны не только родители, но и сами ребята. Дети занимаются в группах по 3-4 человека, так интереснее, плюс присутствует соревновательный момент. Если взрослые готовы работать над собой, то им требуется гораздо меньше занятий. Стоимость занятия по исправлению почерка – от 850 до 1 200 рублей.


Скорее всего, прошло не очень много времени с тех пор, как вы в последний раз написали ручкой на бумаге короткий список покупок, оставили записку на рабочем столе или написали что-то на ноутбуке вашего ребенка. Но сколько времени прошло с тех пор, как вы в последний раз писали длинный текст с помощью ручки и бумаги? Современные технологии кардинально изменили то, как люди пишут, и постепенно уводят нас от мира пишущих инструментов. Нет необходимости говорить о том, что за последнее десятилетие использование пера и бумаги резко сократилось.

Компьютер стал заменой многих вещей: кинотеатра, музыкального проигрывателя, телефона и даже почтового отделения. Ноутбуки и современные гаджеты пробились в наши классы и конференц-залы, занимая место нашей любимой ручки и бумаги. Важные документы, письма, технические проекты – все составляется на компьютере. Очевидно, что набор текста имеет преимущество, если вы играете роль писца, но если вы хотите глубоко изучить свой материал, то, безусловно, перо по-прежнему сильнее, чем клавиатура.

Сегодня драгоценные письменные принадлежности, такие как перьевые ручки, стали не более чем ностальгическим экспонатом. С развитием технологий, практика письма от руки медленно уходит в прошлое. Но знаете ли вы, что письмо ручкой на бумаге приносит массу пользы? Итак, не тратя много времени, давайте рассмотрим преимущества рукописного письма.

Письмо от руки – тренировка для памяти


Норвежские ученые профессор Энн Манген и нейрофизиолог Жан-Люк Велай доказали: дети, которых учат писать буквы от руки, лучше их запоминают. У взрослых собственноручное написание иностранных букв и слов способствует более скорому изучению языка, чем в тем случаях, когда для обучения используется только компьютер.

Писать от руки важно для тренировки памяти в любом возрасте. Это помогает и в быту. К примеру, написав список покупок на листе бумаги, можно не брать его с собой – он запомнится. По тому же принципу работают шпаргалки школьников и студентов – сами того не зная, они учат материал посредством написания его на бумаге.

Письмо от руки стимулирует мышление

Профессор Вашингтонского университета Вирджиния Бернингер при помощи функционального МРТ обнаружила – у людей, которые пишут от руки, хорошо развит мыслительный навык. Ее эксперимент показал, что школьники, пишущие свои работы ручкой, сочиняют разнообразные интересные тексты. Те же, кто составляет сочинения на компьютере, делают это не так творчески. По мнению профессора Бернингер, мозг во время письма работает активнее, чем во время печатания на клавиатуре.

Письмо от руки способствует концентрации


Письмо от руки способствует снятию стресса


Согласно данным исследования американского психолога Натали Рождерс, записи в дневниках снимают остроту эмоциональных переживаний. Суть в том, чтобы откровенно переносить свои негативные мысли на бумагу, ничего не утаивая и не искажая информации. В ходе процесса человек успокаивается, его представление о сути и масштабе проблемы меняется в позитивную сторону. Это происходит благодаря так называемому “проживанию” ситуации заново. Дневники в электронном виде не имеют такого эффекта.

Письмо от руки помогает проявить индивидуальность


Почерк уникален, как и отпечатки пальцев или сетчатки глаза. Индивидуальность выражается в размере, форме букв, даже в расположении слов на странице. Получается, что, написав письмо от руки, человек вкладывает в него часть себя. Электронный документ безлик, шрифты стандартны. Письмо или рукопись будут иметь тот же вид, что и любой другой документ. Конечно, для деловой документации это плюс, но если речь идет о признании в любви, словах благодарности, стихах или дружеском приветствии, стоит остановиться на варианте, созданном собственной рукой.

Письмо от руки – самый быстрый способ записать свои мысли


Сделать записи в дневнике или тетради можно буквально на бегу. Не нужно включать компьютер, открывать Word, усаживаться в кресло. Можно даже на ходу открыть маленький блокнот и черкнуть пару слов. Сделать это легко в любом месте и в любое время.

Письмо от руки – лучший способ сохранить информацию

Недаром говорят, что самый надежный носитель информации – бумага. Где бы ни хранился электронный файл, он может быть поврежден или стерт. Причина тому – поломка жесткого диска или хакерская атака. Тетрадь может храниться несколько десятилетий. Достаточно только держать ее подальше от огня и воды.

Получается, что делать записи от руки не только приятно, но и полезно. Отказываться от покупки красивых ручек и тетрадей не стоит. Оригинальная перьевая ручка – это еще и приятная мелочь, которая поднимет настроение и поможет настроиться на рабочий лад. Ценители ручек всегда будут привлекать внимание и смогут выделиться из толпы с помощью эффектного аксессуара.

Написание от руки или на клавиатуре

Советы


Я ужасно жульничал на тестах в школе. Раньше я был неплохим учеником. Уделял внимание урокам, каждый раз делал домашнее задание и довольно неплохо набирал баллы на тестах. Но крутые ребята обычно поступали наоборот. В смехотворно наивной попытке самому стать крутым ребенком, я однажды решил, что буду списывать на следующем тесте. Ну, не в следующий раз, потому что это была география, а мне она нравилась. Так что после этого. История 6 класс.

Я тщательно готовил свои шпаргалки. Поскольку единственный принтер, который я мог достать, находился под непосредственным наблюдением моих родителей и мои попытки обмануть тест считались секретом, я не мог полагаться на помощь технологий. Пришлось обмануть традиционным способом. Поэтому я потратил несколько часов на то, чтобы вручную написать ответы на все возможные вопросы. Я написал их на листах бумаги, которые можно было спрятать моей маленькой ладонью. Я должен был быть точным со всем этим учебным содержанием.

Я никогда не был так разочарован получением пятерки на экзамене, как когда я получил результат этого теста по истории. Я не умел жульничать.

Как ручная запись влияет на обучение

В то время я понятия не имел о сложной мозговой деятельности, которая происходит, когда вы что-то пишете от руки. Но я действительно осознавал, что все те часы, когда я пытался обмануть, я фактически учился.

При письме от руки одновременно происходят три мозговых процесса:

  1. Визуальный. Вы видите буквы и слова, выходящие из движения кончика пера на бумаге.
  2. Моторика. Вы координируете движения руки со своим взглядом и фактически составляете буквы, чтобы составлять слова.
  3. Познавательный. Вы помните и узнаете форму букв и понимаете контекст.

Таким образом, написание от руки улучшает развитие мозга в области мышления, речи и рабочей памяти. Как будто что-то волшебное происходит между вашим мозгом, рукой и ручкой, когда вы записываете свои мысли на бумаге. Но это не магия, это наука.

За набором на клавиатуре наше будущее, не так ли?

Да, с одной стороны это так. Но в то же время не совсем. Это как кот Шредингера. У набора текста есть некоторые преимущества перед письмом от руки:

Но набор текста не имеет такого положительного влияния на процесс обучения как почерк. Вышеупомянутые исследования содержат подтверждающие данные: активация зрительных, моторных и когнитивных процессов мозга значительно слабее при наборе текста по сравнению с написанием от руки.

Написание от руки или набор текста на клавиатуре? Неужели нет победителей?

Дети должны знать, как писать от руки больше, чем свои имена, а так же как печатать. Нет никаких причин поддерживать одно действие в ущерб другому. Многие ученики делают заметки ручкой и бумагой и используют свои ноутбуки или компьютеры для сдачи заданий и прохождения тестов. Можно использовать оба метода. Как письмо, так и набор текста направляют одни и те же основные навыки: формирование и передачу мысли.

Читайте также: