Допускается ли использование мониторов с электронно лучевой трубкой ответ

Обновлено: 14.05.2024

Школам утвердили нормы использования гаджетов в образовательном процессе: вступил в силу новый свод санитарных правил, который будет действовать до 1 января 2027 г. Теперь учитель не может рекомендовать ученику использовать при обучении мобильный телефон, а администрация школ должна закупить мониторы с диагональю не менее 15 дюймов, что исключает из учебного процесса большую часть модельного ряда ноутбуков Apple.

Запрет использовать телефоны для обучения

В частности, теперь школам не рекомендовано использовать мобильные телефоны в образовательных целях. А администрация школ должна будет закупать компьютеры и планшеты с прописанным в правилах размером диагонали. Новые нормы будут действовать до 1 января 2027 г.

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», — говорится в документе. В Роспотребнадзоре эту норму «Российской газете» объяснили тем, что мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому их нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета.

Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.

school6001.jpg

Новые санитарные нормы исключили из учебного процесса самые распространенные макбуки

Напомним, что ранее в санитарных правилах и нормах было рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190–03, пункт 6.9), из-за того что стандарты безопасности для мобильных телефонов были разработаны для взрослых и не учитывали особенности детского организма. Однако на протяжение последних лет смартфоны прочно вошли в обиход школьников, а массовая «дистанционка», введенная в 2020 г., вообще «подсадила» на разнообразные гаджеты тех, кто раньше так плотно ими не пользовался особенно в удаленных регионах России с плохим интернетом.

Постановление главного государственного санитарного врача об утверждении новых санитарных правил было подписано 28.09.2020 г., а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 21.12.2020 г. Все месяцы, с момента подписания документа до его вступления в силу, новые правила бурно обсуждали в Сети родители и учителя, причем необходимость разработки новых правил признавали и сторонники, и противники «дистанционки». Старые санитарные правила, некоторые из которых были приняты еще в 2002-2003 гг., когда никакую массовую гаджетизацию нельзя себе было даже представить, регулировать дистанционное обучение не могли.

Новые нормы для гаджетов

Прежде всего, в новых правилах указаны теперь требуемые размеры диагонали мониторов. Так минимальная диагональ электронного средства обучения (ЭСО) должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см (15 дюймов), планшета — 26,6 см (около 10,5 дюймов). Таким образом, санпин вводит автоматический запрет на самую массовую разновидность макбуков, обладающих 13-дюймовой диагональю экрана. Таким экраном обладает вся линейка MacBook Air и большая часть выпускаемых сейчас MacBook Pro. Одновременно из учебного процесса будет исключен целый класс ПК - ультрабуки, которые характеризуются компактностью и невысокой производительностью.

Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях запрещено.

Зрительная дистанция до экрана должна составлять не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 o .

Ученики начальной школы могут теперь заниматься на ноутбуках при наличии дополнительной клавиатуры. Также под запретом одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО, например, интерактивной доски и персонального компьютера (или планшета).

Появится одно цифровое окно для всех социальных ведомств


В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с компьютером (ноутбуком) или планшетом, должно быть хорошее естественное освещение, а также искусственное общее и местное освещение на рабочем столе. Источник местного освещения на рабочем месте ученика должен располагаться сбоку от экрана ПК (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.

Нормы по времени

Новые правила вводят и конкретные рекомендации с точки зрения частоты использования гаджетов. Напомним, что в конце 2020 г. государство взяло курс на создание цифровых обучающих материалов для школ. В декабре 2020 г. CNews писал, что Правительство выделит миллиард рублей на обеспечение школ современным образовательным контентом, в который войдут цифровые конспекты, игры, тесты, виртуальные лаборатории, архивные документы и мультимедийные карты.

Согласно новым правилам, теперь при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 мин., для учащихся 1-4 классов —10 мин., для 5-9 классов —15 мин. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет — 20 мин., старше 10 лет — 30 мин.; для компьютера: для детей 1-2 классов — 20 мин., 3-4 классов — 25 мин., 5- 9 классов — 30 мин., 10-11 классов — 35 мин. Кроме того, предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз. Должен быть обеспечен контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.

Время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 мин.

Методика инструментального контроля и гигиеническойоценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах

1. Общие положения

  • при вводе ПЭВМ в эксплуатацию и организацииновых и реорганизации рабочих мест;
  • после проведения организационно-техническихмероприятий, направленных на нормализацию электромагнитной обстановки;
  • при аттестации рабочих мест по условиямтруда;
  • по заявкам предприятий и организаций.

2. Требования к средствамизмерений

2.1. Инструментальныйконтроль уровней ЭМП должен осуществляться приборами с допустимой основнойотносительной погрешностью измерений ± 20 %, включенными вГосударственный реестр средств измерения РФ и имеющими действующиесвидетельства о прохождении Государственной поверки. 2.2. Следует отдаватьпредпочтение измерителям с изотропными антеннами-преобразователями.

3. Подготовка к проведениюинструментального контроля

4. Проведение измерений

4.1. Измерение уровнейпеременных электрических и магнитных полей, статических электрических полей нарабочем месте, оборудованном ПЭВМ, производится на расстоянии 50 см от экранана трех уровнях на высоте 0,5, 1,0 и 1,5 м.

5. Гигиеническая оценкауровней ЭМП на рабочих местах

Приложение 4 (обязательное)

Высота одноместного стола длязанятий с ПЭВМ

Рост учащихся или студентов в обуви, см

Высота над полом, мм

пространство для ног, не менее

Приложение 5 (обязательное)

Основные размеры стула дляучащихся и студентов

Рост учащихся и студентов в обуви, см

Приложение 6 (обязательное)

Размеры стула для занятий сПЭВМ детей дошкольного возраста

Размеры, не менее, мм

Приложение 7 (рекомендуемое)

Предложения по организацииработы с ПЭВМ

1. Гигиенические критерииоценки тяжести и напряженности трудового процесса пользователей ПЭВМ

Суммарное времярегламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида икатегории трудовой деятельности с ПЭВМ

Категория работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин

группа А, количество знаков

группа Б, количество знаков

при 12-часовой смене

2. Организация занятий сПЭВМ студентов в учреждениях высшего профессионального образования

3. Организация режима работыс ПЭВМ обучающихся в учреждениях начального профессионального образования

4. Организация занятий сПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМдетей дошкольного возраста

Приложение 8 (рекомендуемое)

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидяили стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальнойамплитудой движения глаз.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Приложение 9 (рекомендуемое)

Комплексы упражненийфизкультурных минуток

Физкультминутка (ФМ) способствуетснятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются дляконкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма взависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физкультминутка общего воздействияможет применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нетвозможности.

ФМ общего воздействия

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка дляулучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головыоказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов,повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызываютрасширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения,особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливаетмозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственнуюдеятельность.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения счередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого поясаи рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с туловища и ног

Физические упражнения длямышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела испособствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения,отечности в нижних конечностях.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Приложение 10 (рекомендуемое)

Комплексы упражненийфизкультурных пауз

Физкультурная пауза (ФП) -повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной,сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление,повышает умственную работоспособность.

Физкультурная пауза 1

Физкультурная пауза 2

Физкультурная пауза 3

Приложение 11 (рекомендуемое)

Профилактическая гимнастикадля дошкольников

Для снятия статического инервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физическиеупражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты,«рубка дров» и т.д.), игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрениярекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1мин), но регулярном проведении, она является эффективным мероприятиемпрофилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем,что при выполнении специальных упражнений (описаны ниже) обеспечиваетсяпериодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение сцилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессыаккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрениянормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле),предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.

Время и место проведениягимнастики

Зрительная гимнастика вовремя работы на компьютере

Упражнение 1 со зрительнымиметками

Упражнение 2 со зрительнымиметками и поворотами головы

Зрительная гимнастика послекомпьютерного занятия

Гимнастика для снятия общегоутомления

Многочисленными исследованиями российских и зарубежных специалистов доказано, что важнейшим условием безопасности человека перед экраном является правильный выбор визуальных параметров дисплея и светотехнических условий рабочего места.

Работа с дисплеями — и это доказано однозначно — при неправильном выборе яркости и освещенности экрана, контрастности знаков, цветов знака и фона, при наличии бликов на экране, дрожании и мелькании изображения — приводит к зрительному утомлению, головным болям, к значительной физиологической и психической нагрузкам, к ухудшению зрения. Особенно серьезные последствия отмечаются у детей, часами играющих на компьютерах.

В таблице 1 показана связь между нарушениями здоровья и потенциальными неблагоприятными эргономическими и эмиссионными факторами, имеющими отношение к работе мониторов.

Заболевания глаз и зрительные нарушенияНарушения костно-мышечной системыКожные заболеванияНарушения, связанные со стрессомНеблагоприятные исходы беременности
Мерцание изображения++?
Яркий видимый свет++
Блики и отраженный свет+++
УФ-излучение+???
Статическое электричество++??
Электромагнитные поля НЧ???
Рентгеновское излучение?

Таблица 1.
Связь между нарушениями здоровья и потенциальными неблагоприятными факторами, имеющими отношение к работе мониторов.

Обозначения: «–» — связи нет,
«+» — связь есть,
«?» — связь возможна.

(По материалам Всемирной Организации Здравоохранения — ВОЗ № 99 «Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей», 1989 г., Женева, Швейцария.)

Визуальные параметры и световой климат определяют зрительный дискомфорт, который может проявляться при использовании любых типов экранов дисплеев — на электроннолучевых трубках, жидкокристаллических, газоразрядных, электролюминесцентных панелях или на других физических принципах.

Первая группа:

яркость, контраст, освещенность, угловой размер знака и угол наблюдения;

Вторая группа:

неравномерность яркости, блики, мелькание, расстояние между знаками, словами, строками, геометрические, и нелинейные искажения, дрожание изображения и т. д. (всего более 20 параметров).

Однако не только конкретное значение каждого из перечисленных параметров определяет эргономическую безопасность. Главное, совокупность определенных сочетаний значений основных визуальных параметров, отнесенных к первой группе. Можно утверждать, что каждому значению рабочей яркости соответствуют определенные значения освещенности, углового размера знака (расстояния наблюдения), угла наблюдения, обеспечивающие оптимальные условия работы. И так для каждого из этих визуальных параметров.

Существенно влияет на зрительный дискомфорт выбор сочетаний цветов знака и фона, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне).

Визуальные параметры дисплеев могут быть также улучшены путем установки специальных антибликовых контрастирующих фильтров.

От значения коэффициента пропускания фильтра и коэффициента зеркального отражения зависит контрастность изображения, интенсивность бликов от внешних источников света и заметность мельканий, т. е., в конечном счете, зрительное утомление. В электронно-лучевых трубках передовые фирмы мира начали использовать с теми же целями темные стекла, чернение зазоров между ячейками люминофоров, антибликовые покрытия.

Эмиссионные требования к мониторам

При работе монитор, как и любой телевизор, испускает ряд излучений:

Во-первых, от экрана трубки идет мягкое рентгеновское излучение, которое называется тормозным. Вызывается оно торможением электронного пучка. Понятно, что убрать его полностью невозможно, но уменьшить различными поглощающими слоями, прозрачными для видимых лучей, можно. Кстати, разгоняющее напряжение в монохромных мониторах в три раза меньше, чем в цветных (так как у них только одна электронная пушка), поэтому они гораздо безопаснее с этой точки зрения. Некоторое время назад с излучением боролись съемные защитные фильтры, задерживающие рентген, а заодно повышающие контрастность изображения. Затем стекло экрана монитора стало многослойным, и появился термин low radiation, то есть с низким уровнем излучения. Аналогичный смысл имеет менее распространенный термин low emission. Следует отметить, что в настоящее время все электронно-лучевые трубки выпускаются с условно безопасным уровнем рентгеновского излучения.

Во-вторых, многочисленные катушки внутри монитора — катушки строчной и кадровой развертки, силовых трансформаторов и катушки коррекции — генерируют переменное электромагнитное излучение низкой частоты — поле с частотой 15–110 кГц, которое может вредно влиять на здоровье пользователя. Распространяется оно, в основном, в стороны и назад, поскольку экран ослабляет это излучение. Поэтому, кстати, есть определенные правила организации рабочих мест: монитор соседа должен находиться на достаточном удалении. Уменьшение низкочастотного излучения — это сложная инженерная задача, она решается при помощи тщательного экранирования и специальных дополнительных катушек внутри монитора. Выражение low ra-diation относится и к попыткам изготовителя уменьшить эту составляющую излучения монитора.

И, в-третьих, используемое в электронно-лучевых трубках высокое напряжение приводит к появлению вне монитора электростатического поля, которое по своей природе аналогично создаваемому кинескопами телевизоров. Если в мониторе не применяются специальные технические решения (фильтры), обеспечивающие ослабление внешнего поля, то потенциал накопленного заряда достигает 10–30 кВ. Его можно почувствовать, поднеся руку к карману, — наличие статического электричества приводит к такому же потрескиванию, как при поглаживании кошки. Тело человека может зарядиться до напряжения в несколько киловольт. Уровень заряда зависит от одежды, материала покрытия кресла, волокон, из которых изготовлен ковер, относительно влажности воздуха в помещении и ряда других факторов. Под действием электростатического поля заряженные частицы в зависимости от их знака притягиваются или отталкиваются экраном, причем частицы с положительным зарядом могут попасть в пользователя.

Для снятия электростатического заряда на экран наносят специальное антистатическое покрытие, а раньше применялись те защитные экраны.

В таблице 2 перечислены основные составляющие компоненты монитора, которые при его включении формируют сложную электромагнитную обстановку.

ИсточникДиапазон частот
сетевой трансформатор блока питания50 Гц
статический преобразователь напряжения в импульсном блоке питания20–100 кГц
блок кадровой развертки и синхронизации48–160 Гц
блок строчной развертки и синхронизации15–110 кГц
ускоряющее анодное напряжение монитора(только для мониторов с ЭЛТ)0 Гц (электростатическое поле)

Таблица 2.
Основные компоненты монитора, создающие электромагнитные поля.

По данным российских и зарубежных (в основном шведских) специалистов излучения мониторов могут быть опасными для здоровья, поэтому санитарные нормы развитых стран устанавливают минимальное расстояние от экрана до оператора около 50–70 см (длина вытянутой руки), а ближайших рабочих мест от боковой и задней стенок монитора – не менее 1,5 м, клавиатура и руки оператора также должны быть расположены на максимально возможном расстоянии от монитора. Низко-частотные поля при продолжительном облучении сидящих у монитора людей могут привести к нарушениям самых различных физиологических процессов. К сожалению, сегодня не установлены конкретные количественные связи между уровнями, диапазонами частот излучений ПК и теми или иными заболеваниями. Можно лишь утверждать, что электростатические поля, неизменно существующие у дисплеев с ЭЛТ, безусловно, сказываются на здоровье человека из-за нарушения ионного состава воздуха.

Излучения от 1 Гц до 2 кГц, включая электромагнитные, возникают вследствие работы трансформатора питания постоянного тока, а также из-за вертикальной развертки ЭЛТ. Поля от 2 кГц до 400 кГц возникают в основном из-за строчной развертки ЭЛТ. Процесс подавления электромагнитных полей, излучаемых монитором, реализуется путем экранирования таковых с использованием электропроводящих материалов.

В течение 1994–1996 годов сотрудниками Центра электромагнитной безопасности при участии сотрудников Лаборатории измерения параметров электромагнитной совместимости ВНИИФТРИ и Лаборатории электромагнитных волн НИИ медицины труда РАМН проводились измерения электромагнитного поля непосредственно на рабочих местах пользователей. Всего были проведены измерения на 474 рабочих местах, оснащенных мониторами 72-х типов 1990–1996 годов выпуска.

Вид поля, диапазон частот, единица измерения напряженности поляЗначение напряженности поля
по оси экранавокруг монитора
------
электрическое поле, 100 кГц — 300 МГц, В/м17,0
электрическое поле, 0,02–2 кГц, В/м150,0
электрическое поле, 2–400 кГц В/м14,0
магнитное поле, 100 кГц — 300 МГц, мА/мнчп
магнитное поле, 0,02–2 кГц, мА/м550,0
магнитное поле, 2–400 кГц, мА/м35,0
электростатическое поле, кВ/м22,0

Таблица 3.
Максимальные зафиксированные на рабочем месте значения электромагнитных полей.

Примечание: нчп — ниже чувствительности прибора.

В 1998 году Северо-западным научным центром гигиены и общественного здоровья Министерства здравоохранения выполнена работа по контролю соответствия уровней электромагнитных полей на рабочем месте пользователя требованиям гигиенических норм РФ. Данные о зафиксированных значениях поля при обследовании более 120 рабочих мест пользователей ПК приведены в таблице 4.

Наименование измеряемых параметровДиапазон частот 5 Гц — 2 кГцДиапазон частот 2–400 кГц
Напряженность переменного электрического поля, (В/м)1,0–35,00,1–1,1
Индукция переменного магнитного поля, (нТл)6,0–770,01,0–32,0

Таблица 4.
Диапазон значений электромагнитных полей, измеренных на рабочих местах пользователей ПК.

Изображение на экране дисплея

Напряженность поля В/м

Диапазон5 Гц — 2кГц

Панель Norton Commander

Screensaver «Звездная ночь»

Текст в редакторе MS Word 97

Белый экран в редактореMS Word 97

Режим просмотра в редактореMS Word 97

Буква «М» черная поГОСТ Р 50949-96

Буква «М» белая поГОСТ Р 50949-96

Результаты измерений полей одного из типов современных дисплеев при различном характере изображения на экране. Причем данные эффекты в значительно большей степени проявляются у современных дисплеев, характеризующихся высокой четкостью воспроизведения картинки на своем экране. В чем же причина подобного явления? Если Вы откроете любую (популярную или техническую) литературу, в которой рассматриваются вопросы электромагнитных полей дисплеев на электронно-лучевых трубках, то в ней источниками этих полей называются элементы питания, высоковольтные элементы, блоки кадровых и строчных разверток. При этом энергетический спектр полей от элементов питания и кадровой развертки лежит в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц, а энергетический спектр полей от элементов строчной развертки — в диапазоне частот 2–400 кГц. Это считается классикой. Однако существует еще один элемент, создающий переменные электрические поля в дисплеях на ЭЛТ — это непосредственно экран дисплея. Экран дисплея создает не только классически известный электростатический потенциал, с которым борются (и успешно) разработчики дисплеев, но и переменное электрическое поле. Данное переменное электрическое поле при определенном характере изображения на экране может значительно превышать поля, создаваемые другими элементами как в низкочастотном диапазоне (5 Гц — 2 кГц), так и в более высокочастотном диапазоне (2–400 кГц). Что это за режимы, насколько значительно отличаются они от режимов, в которых тестируются мониторы при сертификационных испытаниях, и насколько близки они к режимам, в которых используются мониторы при реальной работе пользователя на ПЭВМ? В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 50949-96 («Дисплеи. Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности.») измерение электрических и магнитных полей мониторов при сертификационных испытаниях осуществляется в режиме, когда все поле экрана заполнено черной буквой «М» на белом фоне или белой буквой «М» на черном фоне. Сразу же можно сделать заключение, что данный режим мало соответствует тем режимам, в которых монитор используются при реальной работе пользователя. Даже если на компьютере обрабатывается текстовая информация, практически всегда на экране одновременно присутствует меню редактора, в котором идет обработка этой текстовой информации. Часто работа осуществляется не в полноэкранном, а в оконном режиме. Именно эти обстоятельства и являются принципиальными. Исследования показывают, что именно в таких режимах уровни электрических полей от экрана монитора возрастают в несколько раз. Продемонстрируем сказанное на примере обследования одного из типов мониторов (Здесь намеренно не указывается ни тип монитора, ни фирма-производитель. Все обследованные мониторы с иными размерами экрана и других фирм показывали качественно такие же результаты. — примечание автора) выпуска 1998 года с размером экрана 15 дюймов. В режиме стандартных сертификационных испытаний на безопасность (экран заполнен буквой «М») этот монитор характеризуется следующим уровнем переменных электрических полей в направлении пользователя: — 17 В/м при норме 25 В/м в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц;— 1,1 В/м при норме 2,5 В/м в диапазоне частот 2–400 кГц. Результаты измерения уровня электрических полей от такого монитора в диапазоне частот 5 Гц — 2 кГц при работе с какой-либо современной программой или редактором (Результаты слабо зависят от типа программы — главным является то, что работа с программой идет в оконном, а не в полноэкранном режиме. — примечание автора) в оконном режиме их использования представлены на рисунке.

Рисунок 2. Напряженность переменного электрического поля E в 50 см от экрана в направлении пользователя (сплошная линия) в зависимости от размеров окна выполняемой программы. Обозначения: заштрихованная область — допустимая норма 25 В/м;пунктирная линия — уровень поля монитора с установленным на его экран защитным экранным фильтром. Как видно из представленных данных, имеющий подтверждение своей безопасности при сертификационных испытаниях монитор не обеспечивает регламентированных санитарными нормами требований в режиме реальной работы пользователя с ним. В диапазоне частот 2 кГц — 400 кГц на повышение уровня электрических полей в реальных режимах работы влияют иные факторы. Существенным здесь является характер информации на экране монитора. В частности резкое увеличение поля происходит при работе с графической информацией. Это продемонстрировано на рисунке. Измерения проводились в режиме, когда весь экран монитора заполнен чередующимися продольными черными и белыми полосами.

Существует достаточное количество стандартов, регламентирующих уровень излучений монитора:

1. При проектировании мы часто закладываем рабочие места с компьютерами и всегда возникает один и тот же вопрос. В настоящее время редко встретишь компьютеры с видеомониторами на базе электронно-лучевой трубки.

В СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в п. 9.1 приведены требуемые расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м).

Эта норма только компьютеров с видеомониторами на базе электронно-лучевой трубки или она также и для ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)?

2. В каталогах офисной мебели нередко встречается установка видеомониторов на базе плоских дискретных экранов тылом друг к другу почти вплотную (без расстояний между мониторами) с применением экранов между тылами мониторов.

Заменяет ли применение экранов норму указанную в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в п. 9.1?

Или требования п. 9.1 не распространяются на ВДТ на базе плоских дискретных экранов и установка мониторов может быть совершенно любой?

3. Каким должно расстояние между тылами ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные)?

В СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в п. 9.1 приведены только расстояния: в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

1. Пункт 1.5 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» гласит:

«1.5. Требования Санитарных правил распространяются:

  • на условия и организацию работы с ПЭВМ;
  • на вычислительные электронные цифровые машины персональные, портативные; периферийные устройства вычислительных комплексов (принтеры, сканеры, клавиатура, модемы внешние, электрические компьютерные сетевые устройства, устройства хранения информации, блоки бесперебойного питания и пр.), устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ».

Таким образом, требования пункта 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 распространяются и на ВДТ, изготовленных на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные).

2. Пункт 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 является обязательными к исполнению независимо от использования дополнительных защитных экранов (см. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2012 г. № Ф02-5291/12).

3. Смысл первого рассматриваемого требования - «расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м» заключается в нормировании расстояния между столами, так как нормировать расстояние между мониторами разной толщины проблематично. При этом, в помещении с рабочими местами ПЭВМ, эти рабочие места, как правило, располагались рядами вдоль больших сторон помещения (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», с аналогичным требованием, предшествующий СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утверждён в 1996 году), поэтому разработчики СанПиН уточнили в нём как измерять расстояние между столами - между столами, на которых мониторы стоят параллельно друг другу.

Учитывая изложенное, представляется руководствоваться главным - расстоянием между столами - 2 м (или между столом и поверхностью монитора, которая выходит за габарит стола) независимо от расположения монитора (тыльной или дисплейной стороной).

Читайте также: