Как найти разрешающую способность монитора

Обновлено: 15.05.2024

Единицами измерения разрешающей способности дисплея являются пиксели. Для чёрно-белого экрана используется пиксель из одной точки, а для цветного требуется уже три: красная, синяя и зелёная. Чтобы рассчитать общее количество точек и их число на единицу длины, нужно знать их количество по горизонтали и вертикали.

В случае, если вы в курсе количества точек по горизонтали и вертикали, то легко рассчитать общую разрешающую способность экрана. Для этого просто умножьте их друг на друга. К примеру, 1024*768=786432. Это значение немного меньше 0,8 мегапикселя.

Чтобы было удобнее работать, полученные результаты лучше перевести в дюймы. Затем приступите к расчёту вертикального и горизонтального разрешения в точках на 1 дюйм. Для примера возьмём экран с диагональю 15 дюймов. Его ширина равняется 13,07 дюймам, высота - 7,35 дюймам. Если по горизонтали располагается 1024 пикселей, а по вертикали – 768, то горизонтальное разрешение данного дисплея равно 1024/13,07=78,35 DPI (dot per inch, или точек на 1 дюйм). Вертикальное же имеет значение 768/7,35=104,49 DPI.

Если же вы не располагаете информацией о диагонали дисплея, выполните следующие действия. Во-первых, на экран следует вывести полностью белый фон. Во-вторых, приложите к экрану линейку, сильно на неё не нажимая (иначе рискуете раздавить ЖК-панель). В-третьих, Изучите участок экрана с линейкой через лупу четырёхкратного увеличения. Сосчитайте количество пикселей, приходящееся на отрезок в 5 миллиметров. Полученное число умножьте на 5,08. Результат умножения – это разрешение в точках на 1 дюйм. Такое измерение сделайте как для горизонтали, так и для вертикали экрана.

Стоит учесть, что если выводимое на ЖК-монитор разрешение изображение и физическое разрешение матрицы не совпадают, то скалер делает автоматическое масштабирование. Изображение подвергается обработке по особому алгоритму, но полностью сохранить изначальную резкость изображения невозможно. И, если вы хотите избежать этого, следует ос настроить так, чтобы разрешение изображения и матрицы точно совпадало.


разрешение монитора Full hd

В общих чертах можно заявлять о том, что чем больше активных точек имеет дисплей, тем лучше качество изображения, которое он показывает – текст выглядит более четким, игры и фильмы выглядят красивее, мелкие элементы на экране не кажутся размытыми по краям.

Как вы можете убедиться, параметр довольно важный, и играет немалую роль в удобстве общения с электронным помощником. Потому постараемся наиболее полноценно ответить на вопрос: «Как узнать, какое разрешение у монитора?».

Несколько способов узнать разрешение экрана

Условно говоря существующих способов всего два:

  1. Программно, ориентируясь на стандартные средства операционной системы, либо сторонний софт.
  2. Документально, обратившись к онлайн-ресурсам производителя, паспорту на оборудование, заводским наклейкам на корпусе устройства.

Второй вряд ли у кого-то вызовет дополнительные вопросы о том, как им воспользоваться. Но мы все же уделим ему немного времени в конце статьи.

Давайте подробно рассмотрим все программные возможности для определения этой характеристики, которые доступны рядовому пользователю:

1) Как узнать разрешение монитора на Windows 7, используя средства ОС?

На рабочем столе, в свободном от ярлыков программ месте, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши и, в появившемся контекстном меню, левой кнопкой выбрать строку «Разрешение экрана». Появится диалоговое окно ОС, в котором есть несколько строчек, одной из которых будет «Разрешение». Если щёлкнуть левой кнопкой мыши на выпадающем списке справа от надписи «Разрешение», то вам будет предложено выбрать ползунком желаемое значение. А возле поддерживаемого, стандартного для монитора разрешения будет стоять надпись «Рекомендуется». Такая отсылка означает, что данное значение является заводским, и выбирается операционкой на основании модели вашего экрана. Эту информацию Windows получает из специальной микросхемы устройства.

разрешение экрана в windows 7

изменить разрешение монитора в windows 7

2) Как узнать разрешение монитора на Windows 10?

В Win 10 процедура немного сложение, за что стоит «благодарить» ее разработчиков. Самый простой путь добраться до настроек экрана – это вызвать апплет панели управления при помощи текстовой команды. Для этого на клавиатуре нужно нажать комбинацию клавиш «Win» (кнопка с изображением значка Виндовс в виде флага, разделенного на четыре части) и английской буквы «R». Эта комбинация вызовет диалоговое окно «Выполнить», в котором следует вписать «desk.cpl» без кавычек, и нажить Enter. Появится окно, практически аналогичное таковому в Win7. Дальнейшие манипуляции также аналогичны. Этот способ одинаково хорошо работает и для других версий Майкрософтовских операционных систем, кроме совсем уж древних релизов.

Окно настройки параметров экрана также можно вызвать через блуждание по разделу «Панель управления», который доступен из главного меню «Пуск», но описанные способы будут намного быстрее.

  • Есть еще вариант воспользоваться встроенной системой поиска, которая обычно доступна также через меню «Пуск». На всякий случай расскажем и про эту возможность. Нажав левой кнопкой мыши на значке пускового меню нужно выбрать раздел «Поиск» (для Win7) в котором прописать просто слово «Экран» без кавычек. Интеллектуальный поиск предложит выбрать из доступных созвучных параметров желаемый, и вам нужно выбрать «Настройка разрешения экрана». В десятой версии Windows запуск поиска расположен не в главном меню, а рядом с кнопкой «Пуск».

3) Обычно производители графических адаптеров комплектуют свои наборы драйверов вспомогательными утилитами для доступа к настройкам отображения. Чаще всего эти они висят в оперативной памяти и обозначены соответствующей иконкой в панели задач возле часов. Так, как интерфейс драйверов каждый девелопер стремится сделать отличающимся от конкурентов, да еще и меняет от версии к версии расположение настроек, то подробно рассматривать их мы не будем – этот «зоопарк» все-равно не охватить.

разрешение монитора в драйверах Radeon

Если с предыдущими вариантами что-то не получается, или вы сомневаетесь в достоверности показанных значений, то рекомендуем призвать на помощь специализированные диагностические программы. Одна из самых удобных – это Aida64. Нужно скачать любую версию, желательно с официального сайта чтобы избежать поражения компьютера вирусами, и установить в свою систему. После того, как все установится ее нужно запустить, и в меню щелкнуть мышкой на разделе «Отображение». Раскроется подуровень меню Aida, в котором будет строчка «Рабочий стол». Вот она то нам и нужна – щелкаем на ней и в центральном окне появятся характеристики рабочего стола, среди которых находим интересующее.

Вдруг кто не захочет заморачиваться различными программами и настройками, то есть возможность воспользоваться онлайн-ресурсами. Они определяют разрешение на основании служебной информации о дисплее, передаваемой браузером для оптимизации отображения контента на сайте. Ссылки на ресурсы приводить не будем, дабы это не считалось рекламой. Каждый пользователь самостоятельно сможет по запросу в поисковике «Как узнать разрешение экрана монитора онлайн» самостоятельно найти подходящий сайт.

Какие разрешения может поддерживать монитор?

разрешение экрана монитора в Aida64

Для решения этого вопроса воспользуемся стандартными средствами апплета «desk.cpl» панели управления, о котором было рассказано выше. Так вот – передвигая ползунок изменения разрешения вы увидите все доступные в этот момент режимы работы вашего экрана, которые как бы «компромиссные» между возможностями «железа», драйверов и запросами ОС.

Немного про разрешение в ноутбуках

Будет не лишним отдельно остановиться на ноутбуках – это довольно специфические изделия, которые требуют для корректной работы полного пакета правильно подобранных драйверов. Также в них могут применяться «интересные» технические решения в части графики – необычное разрешение, нестандартное соотношение сторон и прочее.

Чаще всего все перечисленные методы одинаково применимы и к ноутбукам, но могут быть нюансы, когда все перепробовано и ничего не получилось.

Поэтому, если все драйверы установлены, а ни один из перечисленных способов вам не подошел, то как узнать какое разрешение монитора на ноутбуке подскажет сайт производителя, или комплектные документы. В случае же, когда нет ни коробки, ни документов, то может быть сохранилась наклейка на задней крыше. На ней всегда указывается серийный номер и модель устройства, по которым поисковые системы интернета обязательно выведут вас на страничку со сведениями о вашем портативном компьютере.

Заключение

В заключительной части можно посоветовать еще два действенных способа, которые можно задействовать в случае если владелец и компьютер общаются на «Вы»:

Как бы не казались смешными последние советы, но они могут оказаться единственной соломинкой «утопающего». Особенно, если дело касается нестандартных девайсов, или опознать его по внешним признакам ну никак не получается.


При выборе качественного монитора приходится учитывать много тонкостей. Углы обзора, покрытие дисплея, удобство в использовании – крайне важные параметры, которые нужно принять во внимание. Однако производители пытаются привлечь покупателей в первую очередь не этим. Основной параметр, который используют компании, производящие технику – это разрешение экрана. Попробуем разобраться, что это, каким должен быть этот параметр и как его учитывать.

Что это такое

Что это такое

Разрешение экрана – это величина, применяемая в вычислительной технике. Эта величина характеризует количество элементов растрового изображения на единицу длины или площади. Элементы растрового изображения – это точки, ячейки или пиксели. Этот термин употребляется для изображений, видеокарт, интерфейсов подключения и дисплеев. Записывается этот параметр как произведение вида AхB, где A – количество точек по горизонтали, а B – по вертикали.

Внимание! Не стоит путать разрешение с размером и соотношением сторон экрана! Соотношение сторон – это показатель формата изображения или дисплея, а размер дисплея – это число, обозначающее габариты.

Интересный факт: Формат экрана и его разрешение – это две зависимые величины. Сократив разрешение любого дисплея, можно получить числа соотношения сторон.

Какие разрешения может поддерживать монитор

Какие разрешения может поддерживать монитор

Разрешающая способность монитора ограничивается несколькими параметрами – как аппаратного, так и программного обеспечения. Вот эти факторы:

  • Разрешение дисплея. Для каждого монитора оно индивидуально и обозначает физическое число точек в матрице.
  • Разрешение, выдаваемое видеокартой. У каждого графического процессора есть ограничение по количеству точек, из которых состоит выводимая картинка.
  • Ограничения операционной системы. Старые версии ОС могут не поддерживать этот параметр выше 800х600 или 1024х768.
  • Параметры интерфейса. У каждого интерфейса подключения есть свое ограничение в разрешении, которое передает кабель.

Все вышеперечисленные параметры необязательно совпадают. В случае несоответствия выводимое разрешение будет соответствовать наименьшему из вышеуказанных.

А как насчет ноутбуков?

А как насчет ноутбуков?

Чаще всего формат изображения в ноутбуках фиксирован и составляет 16:9. Поэтому, в зависимости от дисплея, разрешающая способность может составлять 1024х768, 1366х768 и другие подобные величины. Размер экрана ноутбука часто не позволяет встроить в него матрицу с более высоким параметром, да и смысла в этом немного. Если качество изображения не соответствует ожиданиям, замена дисплея может быть невозможной. Поэтому стоит внимательно отнестись к настройкам операционной системы. Иногда установленное по умолчанию разрешение может быть ниже параметров экрана. Поэтому в случае неполадок рекомендуется проверить настройки дисплея. В Windows 10 это можно сделать, открыв утилиту «Параметры». А также можно убедиться в наличии всех необходимых драйверов и обновить их, если потребуется.

Что означает более высокое разрешение

Более высокое значение этого параметра для экрана в первую очередь означает, что на нем поместится больше информации. Иконки, текст, значки меню и прочие графические элементы занимают определенное количество пикселей, которое в целом ограничено. Следовательно, чем выше этот параметр, тем больше таких элементов поместится на дисплее. Правда, в мониторах с высоким разрешением физические размеры отдельной ячейки меньше. Поэтому и размеры таких графических элементов станут несколько меньше. Важный показатель для тех, кого интересует физический размер изображения – это количество пикселей на дюйм. Чем их больше, тем меньше места займет значок или иконка.

Как разрешение влияет на размер экрана

Как разрешение влияет на размер экрана

Разрешающая способность экрана не влияет напрямую на его размер. Первая величина относительна (так как зависит от размеров ячеек и плотности их размещения). А вторая – абсолютна. Тем не менее существует и косвенная зависимость. Кроется она в ограниченности технологий нашего времени. В единицу площади невозможно вместить больше определенного количества пикселей. Следовательно, экран с небольшой диагональю вряд ли будет поддерживать даже Full HD. И напротив, мониторы в 30” и более зачастую имеют разрешающую способность в 2К и даже в 4К.

Разные размеры экрана, одинаковое разрешение

Из указанного выше возможно сделать и еще один вывод. При одинаковом размере экрана разрешающая способность может различаться, и это нормально. Иногда причина кроется в разном соотношении сторон. Например, 4:3 и 16:9. Но чаще причина заключается в том, что дисплеи имеют попросту разное количество пикселей на дюйм. Это параметр, характеризующий плотность размещения ячеек на матрице. Чаще такое встречается у ноутбуков. К примеру, размер экрана ноутбука в 15,6” может иметь разрешающую способность 1024х768 либо 1366х768. Свой выбор монитора стоит делать, учитывая следующие два фактора:

  1. Изображение на мониторе с меньшим разрешением выглядит крупнее.
  2. На дисплее с меньшей разрешающей способностью заметна «зернистость» картинки. Она проявляется в тексте, ярком фоне и мелких элементах.

Следовательно, если для пользователя ключевую роль играет четкость изображения, следует пользоваться монитором с большим разрешением. Если же требуется укрупнить элементы меню или другую графику, и при этом качество на втором плане, подойдет меньшее значение этого параметра.

Как влияет на скорость видеокарты

Как влияет на скорость видеокарты

Многие пользователи ПК замечали, что при покупке нового монитора компьютер начинает работать хуже. Особенно это заметно для геймеров и тех, кто пользуется требовательными программами. Не стоит спешить все списывать на поломку – причина куда проще. Дело в том, что монитор с большим разрешением требователен к ресурсам ПК. Попробуем разобраться, почему так происходит.

Для примера возьмем две одинаковых картинки, у которых разное разрешение. Картинка с меньшим количеством точек будет «весить» значительно меньше, чем изображение, где пикселей больше. Дело в том, что в файле закодированы данные для каждого пикселя изображения – его цвет и яркость. Следовательно, чем больше пикселей, тем больше информации следует обработать. А теперь переведем это в плоскость игр и приложений. В рядовой игре обновление картинки происходит с частотой от 30 кадров в секунду и более. Следовательно, за секунду мелькает не менее 30 таких картинок. Разница в количестве необходимых вычислений колоссальна. Даже если речь идет об HD и Full HD. И чем выше разрешение, тем больше эта разница и нагрузка на видеокарту.

Из вышесказанного следует, что скорость работы видеокарты обратно пропорциональна разрешающей способности экрана. Чем выше этот параметр, тем ниже скорость. Эта разница практически незаметна в производительных видеоадаптерах. А вот бюджетные справляются с большим разрешением с трудом.

Что насчет 4К, хорошо ли это для игр

Что насчет 4К, хорошо ли это для игр

Любой геймер хочет играть в игры с наилучшим качеством картинки. Конечно же, повышение разрешения – один из путей для достижения цели. Однако, если видеокарта будет недостаточно мощной, придется играть на низких настройках графики. Да и не все игры рассчитаны на такие масштабы. Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что 4К подойдет для игр, если:

  1. Есть мощная видеокарта, выдающая на меньших разрешениях 100+FPS;
  2. Игра поддерживает 4К;
  3. Разрешение в 4К поддерживается ОС и интерфейсом передачи данных.

В противном случае лучше проявить скромность и остановиться на меньшем разрешении – это не будет критично. К тому же производительность куда ценнее лишних пикселей.

Узнайте разрешение вашего экрана

Ниже будут перечислены самые удобные способы, с помощью которых можно выяснить действующее значение этого параметра монитора в Windows.

С помощью вкладки экран в приложении настройки, только для Windows 10

Нажмите ПКМ ( Правую Кнопку Мыши ) на кнопке пуск и запустите «Параметры». Откройте: Система – Экран. В выбранном меню настроек будет указано действующее разрешение дисплея. Это самый простой метод для владельцев Windows 10.

С помощью вкладки «разрешение экрана» в панели управления Windows 7 и Windows 8.1

На рабочем столе нажмите: ПКМ – Разрешение экрана. В открывшемся окне появятся действующие настройки дисплея, в том числе и разрешающая способность. Это вполне рабочий механизм для Windows 7 и 8.

На странице «экран» в приложении настройки, только для Windows 8.1

Интересующее нас меню находится немного в другом месте по сравнению с «десяткой». Нужно открыть: Параметры – Компьютер и устройства – Экран. Здесь можно увидеть разрешение своего дисплея.

При помощи инструментов диагностики DirectX, для всех версий Windows

Нажмите комбинацию клавиш «Win+R». В открывшемся окне нужно ввести «dxdiag» и нажать «Enter». В открывшейся программе перейдите на вкладку «Экран» и найдите строку, в которой указано текущее разрешение. Готово!

При помощи приложения системная информация, для всех версий Windows

Нажмите «Win+R», введите «msinfo32» и нажмите «Enter». Откроется окно с меню в левой части. Выберите: Компоненты – Дисплей, и найдите в открывшемся списке строку «Разрешение экрана».

Запустив команду в командной строке или PowerShell, для всех версий Windows

Можно открыть командную строку на своем ПК и ввести команду:

wmic path Win32_VideoController get CurrentHorizontalResolution,CurrentVerticalResolution

Изменение разрешения экрана

Установленное по умолчанию разрешение экрана можно поменять. Это может понадобиться, если требуется искусственно увеличить графические элементы на дисплее, пожертвовав качеством картинки. Или же система изначально неверно установила значение этого параметра, и требуется изменить его вручную. Для этого есть 2 метода:

  • Настройки ОС
  • Фирменные утилиты видеокарт

В настройках Windows 10

В настройках Windows 10

Поменять этот параметр на Windows 10 проще всего, открыв: Параметры – Система – Экран. В уже знакомом нам окне разрешение экрана указано в выпадающем списке, который можно открыть и изменить его значение. После проведенных манипуляций нужно всего лишь сохранить изменения.

С помощью утилит видеокарты

С помощью утилит видеокарты

Эффективная программа для изменения разрешающей способности экрана – это фирменная утилита видеокарты NVIDIA или AMD. Открыть ее можно, нажав ПКМ на рабочем столе и найдя соответствующее приложение. Затем нужно открыть настройки и поменять этот параметр. В итоге графический адаптер будет выдавать сигнал указанного разрешения, что позволит сохранить настройки независимо от используемого экрана.

Итак, мы выяснили, что разрешающая способность экрана – это важнейший параметр, отвечающий за качество изображения на мониторе. Сделать ее больше без замены экрана невозможно, да и не всегда полезно, а вот уменьшение может и пригодиться. Еще один «сложный вопрос» оказался довольно простым и понятным!


Выбирая очередной монитор, решил «упростить» себе процесс выбора среди обилия мониторов на рынке. А получилось использовать некоторую, возможно даже научно-обоснованную, теорию, покрывающую многие области человеческой деятельности, в общем, и выбор монитора, в частности.

Надеюсь, мои изыскания кому-то также пригодятся, а также позволят сохранить зрение и нервы.

Всё нижеизложенное является моими личными соображениями, наблюдениями и выводами. Всё нижеописанное касается исключительно геометрических и габаритных вопросов. Вопросы типов матриц, частот и прочего в данном материале не рассматриваются.

Тем не менее, я не претендую на уникальность суждений или открытие чего-то совершенно нового: О размере экрана, пикселя и элемента; От адаптивного дизайна – обратно к «резиновому»; Размер символов на Вашем мониторе: маркетинг против зрения и т.д. В моём случае сначала была теория в применении к выбору монитора, а потом уже поиски единомышленников.

Разрешение монитора

Как обычно, при выборе разрешения можно руководствоваться сравнением разрешений. В общем случае — чем больше разрешение, тем лучше. О том, почему не всегда это является аксиомой — ниже.

image

Но что нам говорит разрешение? Разрешение говорит только о размере рабочей области. Сколько виртуальных окон/кнопок/управляющих элементов/букв поместится на заданной рабочей области.

Однако, здесь есть некоторые особенности, которые стоит учитывать. Это касается интерфейсов подключения — в настоящее время следует всегда сверяться с имеющейся версией подключения/кабеля. Например, на английской версии википедии про HDMI есть таблица (внизу страницы) с весьма понятной зависимостью разрешения от пропускной способности канала. Из которой, например, следует, что любой монитор, обладающий характеристиками лучше, чем 1920х1080х60Гц — требует особо тщательного подбора кабеля, а также поддержки соответствующего стандарта со стороны видеоадаптера. В качестве примера — мои приключения про подключение UltraWideHD монитора к ноутбуку, который так и не смог заработать на частоте 75Гц из-за ограничений интерфейса.

А вот дальше начинается самое интересное. Рынок предлагает массу интерпретаций рабочей области. Я говорю об одном и том же разрешении и различных диагоналях мониторов.

С выбором подходящей диагонали и отношения сторон чуть сложнее. Использование неформализованного аппарата «это для фильмов, это для видео, это для игр» не является научно-обоснованным. Требуется не просто сравнить диагональ, высоту или ширину, а подойти к этому вопросу с точки зрения некоторой теории.

Теория

Давайте попробуем перевести рассуждение о том, что «чем больше — тем лучше» в теоретическую плоскость.

Возьмём за отправную точку таблицу Дмитрия Александровича Сивцева. Это та, что используется для проверки остроты зрения.

Вторая строчка снизу, которая считается показателем 100% зрения, имеет размер буквы 7мм. К сожалению, я не нашёл информации — речь идёт о строчных или прописных буквах. Предлагаю считать, что о прописных.

Угловой размер буквы с расстояния 5 метров равен 0 градусов 4 минуты 49 секунд (0º 4' 49''). Допустим, расстояние до монитора 60см, тогда минимальный размер буквы, которую можно прочесть будет порядка 0.84мм.

Но полученное значение — тот минимум, который может быть прочтён человеком со 100% зрением. И мы сейчас говорим о прописных буквах, размер которых в 1.5-2 раза больше строчных. Назвать этот уровень комфортным было бы не правильно, долгое время работать при такой нагрузке было бы не комфортно и не правильно. ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 также оперирует угловыми размерами и, например, говорит о минимальном размере в 20'-22'. А это примерно 3.69-3.84мм. Также в пункте 5.4 определяется минимальная высота знака в 16' или 2.79мм.

Увеличим размер букв в два раза. Т.е. строчная буква должна быть размером не менее 1.68мм или 9' 38'', прописная в 1.5-2 раза больше или 2.52-3.36мм или 14'26''-19'15'' (верхняя граница чуть меньше, чем нижняя граница из ГОСТ).

Рассмотрим на примере трёх шрифтов: Arial, Times New Roman, Segoe UI.


Как видно из рисунка — самыми мелкими являются буквы шрифта Times New Roman. При этом размер самых маленьких букв из представленных строчных (размеры получены с помощью векторного редактора Inkscape).

  • 1.433х1.657мм для шрифта размером 10 пунктов;
  • 1.576х1.823мм — 11pt;
  • 1.72х1.989мм — 12pt, размер прописной буквы 2.977х2.867мм;
  • 1.863х2.154мм — 13pt;
  • 2.006х2.32мм — 14pt;
  • 2.15x2.486мм — 15pt;
  • 2.293x2.651мм — 16pt, размер прописной буквы 3.969х3.823мм.

Также следует понимать, что данный расчёт справедлив для отдельно стоящего монитора, если Вы работаете, например, с ноутбуком и экран находится ближе — то размер шрифта может быть уменьшен.

Если говорить о ширине и высоте экрана, то за основу можно взять понятие Визуального поля. В разделе «1.11. Эргономические основы безопасности труда» учебного пособия «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (Н.А. Чулков, «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2011 год) — говорится, что оптимальные углы обзора составляют от -15º до 15º. Т.е. 30º. Исходя из расстояния 60см это порядка 321мм по высоте и ширине. Т.е. всё, что выше или шире — будет требовать или напряжения глазных мышц или поворота головы (к вопросу покупки телевизора 50 дюймов и установки его на расстоянии «вытянутой руки»).

Другими словами: вся информация, что не помещается в Визуальное поле — будет требовать принудительного напряжения глаз или поворота головы. Максимальный угол поворота глаз по горизонтали — порядка 40º, итого — 80º или порядка 1007мм. Но следует понимать, что эта цифра уже находится за пределами зоны комфорта.

Область применения теории

Всё вышеизложенное может быть применено в совершенно различных областях человеческой деятельности.

В случае веб-дизайна можно теоретически обосновать ширину страницы не больше 1000px, только это будет не совсем точная величина, т.к. правильнее было бы говорить о ширине визуального поля и ограничении в 32см (которое в настоящее время и соответствует значению, хоть и весьма грубому, не больше 1000px, если говорить о некоем сферическом мониторе в вакууме).

Также можно обосновать применение шрифтов 16px на сайтах — угловой размер такого шрифта будет стараться укладываться в обоснованный выше угловой размер, вне зависимости от монитора и разрешения.

Теорию можно использовать и при разработке программного обеспечения, учитывая размер визуального поля и минимальный размер шрифтов.

В случае мобильной разработки я бы рекомендовал уменьшить расстояние до 30см

Для меня было удивительно, что понятие угловых размеров и их соотношение с остротой зрения так скудно используется в повседневной жизни. А ведь используя угловые размеры можно, например:

  • законодательно закрепить минимальный размер шрифта в договорах (исключить «мелкий шрифт»);
  • размер шрифта на этикетках (чтобы состав можно было прочесть без увеличительного стекла);
  • размер шрифта про употребление пива и прочие условия в рекламе;
  • размер шрифта для бегущей строки в телевидении;
  • проводить аттестацию рабочих мест на использование подходящих средств производства;
  • определять размеры объектов в рекламе (любой объект на баннере должен быть не меньше… чтобы его было видно с расстояния . );
  • и т.д. и т.п., фактически можно описать все случае, где сейчас используется неформализованное понятие «мелкий» или «крупный».

Практическое применение

Попробуем применить теорию на практике: для выбора оптимального размера монитора.

В целях более удобной работы с данными требуется получить наглядное сравнение как изменяются размеры объектов на экране в зависимости от разрешения и диагонали.

Чтобы легко можно было проводить сравнение, на бытовом уровне, предлагается следующий способ.

За основу был взят лист формата А4 с текстом, написанным разными шрифтами и размером в от 10 до 14-16 пунктов. Другими словами, если распечаталь такой лист, то текст на экране без масштабирования будет сравнимо больше или меньше. Так что — распечатайте лист, написанный шрифтами разного размера и отодвиньте от себя на такое же расстояние, как и планируется установить монитор (здесь мы говорим о 60см). Если читать текст размером меньше 12 пунктов комфортно — можно смотреть меньшую диагональ/большее разрешение. Если и 12pt читать не комфортно — следует смотреть бОльшую диагональ или меньшее разрешение.

Для сравнения также даны изображения мониторов (по аналогии со значками Рабочего стола), слева направо: 32px, 64px, 128px. С незапамятных времён повелось, что размер иконки рабочего стола — 32х32 пикселя (конечно, я говорю про Windows до того момента, как иконки стали 64 и более пикселя).

Самое удивительное, что если взять изначальное обоснование, то «древние квадратные мониторы» практически идеальны. Их геометрические размеры или меньше 321мм или допустимо больше: 304х244мм — 15 дюймов, 345х276 — 17 дюймов, 386х309мм — 19 дюймов. Т.е. квадратные мониторы практически полностью охватывают человеческое поле зрения.

image

А теперь что у меня получилось для современных разрешений и размеров мониторов. Нажмите на изображение, чтобы открыть в оригинальном размере.

Full HD, 1920x1080 (16:9)

image

WQHD, 2560x1440 (16:9)

image

UltraHD, 3840x2160 (16:9)

image

UltraWideHD, 2560x1080 (21:9)

image

Выводы

Например, в случае разрешения UltraHD и 32 дюймов диагонали размер шрифта 12pt будет таким, как будто он напечатан размером около 8pt (практически на треть мельче). А при меньшей диагонали — ещё меньше. И если, в случае игрового контента, это не так важно, то для программ, которые не поддаются масштабированию — будет не комфортно.

Также, если у Вас сейчас монитор с разрешением 1920x1080 и размером диагонали 21 дюйм, то при переходе на бОльший монитор с разрешением 2560х1440 и размером диагонали 27 дюймов — всё останется примерно таких же размеров. А при 2560х1440 и диагональю больше 27 дюймов — объекты станут чуть крупнее.

Самый большой же UltraHD монитор будет отображать объекты мельче, чем 19 дюймовый с разрешением FullHD. И, по вышеописанной логике, при разрешении UltraHD и без масштабирования, комфортным будет размер от 42 дюймов.

Зачем это всё? Повторюсь, всё зависит от того, с какими приложениями приходится больше всего работать. Если это всё относительно старые приложения, которые не умеют масштабироваться средствами ОС — то лучше избегать высоких разрешений, будет слишком мелко.

Опять же, если операционная система вполне нормально осуществляет масштабирование — можно всегда подобрать подходящий масштаб и получить изображение «без лесенки».

Но, при этом, не стоит забывать о размере визуального поля. А если отодвигать монитор дальше, то его диагональ будет уменьшаться. Также из изображений выше можно видеть, что для некоторых размеров диагоналей размер визуального поля делит общую площать пополам, либо на четверти, либо любым другим способом. Это значит, что Вы сможете разбить этот экран на несколько рабочих зон. Но лично моя практика показывает, что работать с одним окном, в таком случае, становится не удобно. Хотя играть или смотреть кино — вполне нормально.

Также, специалистам определённых профессий, может быть наоборот крайне удобно освобождать визуальное поле от разного рода панелей управления и прочих окон, которые не требуют постоянного внимание. В таком случае будет лучше выбрать монитор, наиболее подходящий под Ваши нужды с дополнительным пространством вокруг визуального поля. Например, очень удобны UltraWideHD мониторы для работы в графических редакторах, т.к. позволяют освободить рабочую область от лишних окон.

Благодарю, что дочитали до конца.

А чем Вы руководствуетесь при выборе разрешение и размера монитора? Подходят ли Ваши личные ощущения под описанную теорию?

Читайте также: