Как называется крышка пианино закрывающая клавиатуру

Обновлено: 18.05.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Термины и определения

Piano. Terms and definitions

Дата введения 1981-07-01

РАЗРАБОТАН Министерством местной промышленности РСФСР

А.Т.Санжаровский, В.П.Аникеев, В.Г.Порвенков, В.Н.Порвенкова, Е.С.Жукова, Т.Ю.Касатова

ВНЕСЕН Министерством местной промышленности РСФСР

Член Коллегии А.М.Горлов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1980 г. N 5176

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области производства пианино.

Термины и определения, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.

Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены "Ндп".

Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В стандарте приведен алфавитный указатель терминов. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым, а недопустимые термины-синонимы - курсивом.

В обязательном приложении даны термины и определения, относящиеся к области производства музыкальных инструментов.

Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, в котором струны и дека расположены в вертикальном положении

ВИДЫ ПИАНИНО ПО ВЫСОТЕ КОРПУСА

2. Малое пианино

Пианино с высотой корпуса не более 1200 мм

3. Большое пианино

Пианино с высотой корпуса не менее 1200 мм

ВИДЫ ПИАНИНО ПО ДИАПАЗОНУ ЗВУЧАНИЯ ПО ВЫСОТЕ

4. Пианино с диапазоном звучания 5 октав

Пианино с диапазоном звучания от до и 61 клавишей

5. Пианино с диапазоном звучания 5 октавы

Пианино с диапазоном звучания от до и 64 клавишами

6. Пианино с диапазоном звучания 5 октавы

Пианино с диапазоном звучания от до и 68 клавишами

7. Пианино с диапазоном звучания 6 октав

Пианино с диапазоном звучания от до и 73 клавишами

8. Пианино с диапазоном звучания 6 октавы

Пианино с диапазоном звучания от до и 76 клавишами

9. Пианино с диапазоном звучания 6 октавы

Пианино с диапазоном звучания от до и 80 клавишами

10. Пианино с диапазоном звучания 7 октав

Пианино с диапазоном звучания от до и 85 клавишами

11. Пианино с диапазоном звучания 7 октавы

Пианино с диапазоном звучания от до и 88 клавишами

ВИДЫ ПИАНИНО ПО ВНЕШНЕЙ ОТДЕЛКЕ

12. Пианино с прозрачной отделкой

Пианино с отделкой, при которой покрытие не скрывает текстуру отделываемой поверхности

13. Пианино с непрозрачной отделкой

Пианино с отделкой, при которой покрытие полностью закрывает естественный цвет и текстуру отделываемой поверхности

АКУСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПИАНИНО

14. Интенсивность звука пианино

Количество энергии, проходящее в секунду через единицу площади, перпендикулярной к направлению распространения звуковой волны

15. Тембр звука пианино

Окраска звука пианино

16. Тембровое единство звучания пианино

Плавность изменения тембра звуков пианино по диапазону звучания по высоте

17. Характеристика тембра звука пианино

Качественная характеристика окраски звуков пианино, определяемая органолептическим методом при помощи слуха

18. Громкость звука пианино

Качественная характеристика интенсивности звука, определяемая органолептическим методом при помощи слуха

19. Диапазон громкости звука пианино

Пределы, в которых меняется громкость звука пианино

20. Регистр пианино

Часть музыкального диапазона пианино по высоте, отличающаяся характерной звуковой окраской.

Примечание. У пианино различают: басовый (нижний) регистр - субконтроктава, контроктава, большая октава, теноровый (средний) регистр - малая, 1 и 2 октавы, дискантовый (верхний) регистр - 3, 4 и 5 октавы

21. Диапазон звучания пианино по высоте

Музыкальный интервал между самым низким и самым высоким звуками пианино

22. Настройка пианино

Установление определенных высотных соотношений звуков пианино

23. Эталон настройки пианино

Точный образец - источник звуковых колебаний, имеющий частоту 440 Гц

24. Область темперирования

Участок музыкального звукоряда в теноровом регистре пианино, в котором производят начальный этап выравнивания интервальных соотношений между ступенями звукоряда

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПИАНИНО

25. Дека пианино

Часть пианино, предназначенная для усиления и излучения звуковых колебаний в пианино

26. Резонансный щит деки

Основная часть деки, предназначенная для усиления и излучения звуковых колебаний в пианино

27. Рипка деки

Часть деки, предназначенная для повышения ее жесткости и передачи колебаний струн по площади деки

Часть пианино, предназначенная для передачи колебаний струн деке

29. Мостик басового штега

Часть басового штега, предназначенная для передачи колебания струн от бруска штега к деке

30. Опорная конструкция пианино

Часть пианино, состоящая из футора и металлической рамы пианино, предназначенная для восприятия нагрузки от натяжения струн и крепления деталей корпуса

Часть опорной конструкции пианино, состоящая из деревянной рамы, вирбельбанка, обкладок и заглушек, являющаяся основанием для сборки деки, металлической рамы пианино, струн и деталей корпуса

32. Шпрейц рамы футора

Часть рамы футора, расположенная вертикально и соединяющаяся с верхними и нижними обвязками

33. Обвязка рамы футора

Часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.

Примечание. Различают верхнюю и нижнюю обвязки

34. Заглушка деки

Часть футора в виде бруска, ограничивающая распространение колебаний в углах деки

35. Вирбельбанк

Часть опорной конструкции пианино, предназначенная для крепления вирбелей

36. Слой вирбельбанка

Часть вирбельбанка, имеющая продольное или поперечное расположение дощечек из древесины

37. Вирбель

Часть вирбельбанка в виде металлического стержня, предназначенная для крепления и натяжения струн

38. Металлическая рама пианино

Часть опорной конструкции пианино, предназначенная для крепления струн, ограничения рабочих длин и восприятия нагрузок от их натяжения

39. Штапик металлической рамы пианино

Выступ на металлической раме пианино, предназначенный для отсечки рабочей части струн

40. Струнная одежда пианино

Комплект струн, закрепленных на опорной конструкции пианино

41. Рабочая часть струны

Часть длины струны, колеблющаяся с определенной частотой

42. Корпус пианино

Часть пианино, соединяющаяся с опорной конструкцией пианино, предназначенная для крепления клавишного и педального механизмов пианино и определяющая общее архитектурно-художественное оформление

43. Крышка пианино

Часть корпуса пианино в виде щита, закрывающая внутренние части пианино сверху

44. Стенка пианино

Часть корпуса пианино в виде щита, расположенная с боку пианино и предназначенная для соединения корпуса с опорной конструкцией пианино

45. Клап корпуса пианино

Часть корпуса пианино, закрывающая клавиатуру пианино сверху

46. Карниз клапа

Часть клапа, предназначенная для крепления клапа и соединения с корпусом пианино

47. Цирлейстик

Часть корпуса пианино, закрывающая просвет между клавишами и клапом

Часть корпуса пианино, предназначенная для крепления штульрамы и клапа

49. Штульрама

Часть пианино, предназначенная для крепления клавиатуры пианино

50. Бакенклец

Часть корпуса пианино, заполняющая пространство между крайней клавишей и бачкой

51. Цокольный пол пианино

Часть пианино в виде щита, соединяющаяся с корпусом пианино, опорными конструкциями и предназначенная для крепления педального механизма пианино

52. Консоль пианино

Часть корпуса пианино в виде опорной стойки, соединяющаяся с бачкой и ножкой пианино

53. Ножка пианино

Часть корпуса пианино, служащая опорой и предназначенная для крепления роликов

54. Верхний щит пианино

Часть корпуса пианино, расположенная сверху и закрывающая клавишный механизм и верхнюю часть опорной конструкции пианино

55. Нижний щит пианино

Часть корпуса пианино, расположенная внизу и закрывающая педальный механизм и нижнюю часть опорной конструкции пианино

56. Клавишный механизм пианино

Ндп. Игровой механизм

Часть пианино, являющаяся системой связанных между собой рычагов и предназначенная для передачи удара руки пианиста от клавиатуры пианино струнам

57. Механика пианино

Часть клавишного механизма пианино, предназначенная для передачи удара по клавише молоточку

58. Шультерный узел клавишного механизма пианино

Часть клавишного механизма, предназначенная для передачи энергии удара от узла фигуры к струнам и состоящая из шультера, гаммерштиля, молоточка, механики пианино, контрфенгера, шультерной пружины, бентика и шультерного капсюля

59. Шультер

Часть шультерного узла, предназначенная для крепления молоточка и передачи движения от шпиллера к молоточку

60. Контрфенгер

Часть шультерного узла, взаимодействующая при работе механики пианино с фенгером

61. Молоточек механики пианино

Часть шультерного узла, предназначенная для возбуждения колебаний в струнах

62. Керн молоточка механики пианино

Часть шультерного узла, предназначенная для приклейки молоточкового войлока и соединения с гаммерштилем

63. Гаммерштиль

Часть шультерного узла, предназначенная для соединения молоточка с шультером

Часть шультерного узла, состоящая из тесьмы и язычка, обеспечивающая взаимосвязь фигурного шультерного узлов

65. Фигурный узел механики пианино

Часть механики пианино, передающая движение от клавиши шультерному и демпферному узлам, состоящая из фигуры, фигурного и шпиллерного капсюля, шпиллера, фенгерной проволоки, фенгера, петли бентика, демпферной ложки

66. Фигура механики пианино

Основная часть фигурного узла, предназначенная для крепления фенгера, петли бентика, шпиллера и демпферной ложки

67. Шпиллер

Часть фигурного узла, предназначенная для передачи движения от фигуры шультерному узлу

Часть фигурного узла, взаимодействующая с контрфенгером

69. Демпферный узел клавишного механизма пианино

Часть клавишного механизма, предназначенная для заглушения колебаний струн, состоящая из демпфергальтера, демпфера, пружины и капсюля

70. Демпфергальтер

Основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов

71. Демпфер

Часть демпферного узла, предназначенная для заглушения колебаний струн

72. Подвижный рулейстик механики пианино

Часть механики пианино в виде подвижной планки, являющаяся опорой молоточков в исходном положении и предназначенная для одновременного приближения молоточков к струнам

73. Неподвижный рулейстик механики пианино

Часть механики пианино в виде неподвижно закрепленной планки, предназначенная для опоры и крепления на петлях подвижного рулейстика

74. Клавиатура пианино

Часть клавишного механизма, состоящая из клавиатурной рамки, клавишей с пилотами и предназначенная для передачи удара руки пианиста механике пианино

75. Клавиша клавиатуры пианино

Часть клавиатуры пианино, предназначенная для передачи удара руки пианиста механике пианино

76. Игровая часть клавиатуры пианино

Часть клавиатуры пианино, используемая музыкантами в процессе игры

77. Пилот клавиатуры пианино

Часть клавиши, передающая движение oт клавиши к фигуре

78. Педальный механизм пианино

Часть пианино, состоящая из системы рычагов и педалей, предназначенная для изменения громкости и тембра звука пианино

79. Правая педаль педального механизма пианино

Часть педального механизма пианино, предназначенная для одновременного отвода демпферов

80. Левая педаль педального механизма пианино

Часть педального механизма пианино, предназначенная для уменьшения хода молоточков

81. Средняя педаль педального механизма пианино

Часть педального механизма пианино, предназначенная для приведения в действие дополнительных устройств.

Примечание. Дополнительными устройствами являются: модератор, устройства для воспроизведения клавесинного эффекта и т.д.

82. Модератор пианино

Часть пианино, предназначенная для уменьшения громкости звука пианино

ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПИАНИНО

83. Мензура струн

Совокупность величин, характеризующих струнную одежду пианино.

Примечание. Струнную одежду пианино характеризуют: длина рабочей части струны; диаметры кернов и навивок; частота колебаний струн; общее количество струн; число однострунных, двухструнных и трехструнных хоров; число навивок; напряжения в струнах; натяжения в струнах; место удара молоточка; планировка струн

84. Друк клавиши

Расстояние, которое проходит передняя часть клавиши от исходного положения до полного опускания

85. Игровая точка

Точка на клавише, расположенная на расстоянии 10-15 мм от ее передней кромки по осевой линии

Расстояние между боковыми поверхностями соседних одноименных деталей клавишного механизма пианино

87. Боковой люфт клавиши

Зазор между штифтом и боковой поверхностью паза клавиши при полном отклонении ее в одну сторону

88. Шпиллерлюфт

Расстояние от верхней поверхности шпиллера до соответствующего выступа шультера в исходном положении клавиши

89. Нахдрук

Расстояние, которое проходит клавиша после выключения шпиллера

90. Ударная поверхность молоточка

Поверхность молоточка, соприкасающаяся со струнами в момент удара

91. Линия удара

Линия, образуемая точками контакта молоточков со струнами

92. Штейнунг

Расстояние от ударной поверхности молоточков в исходном положении до плоскости струн

93. Ход молоточка

Расстояние, проходимое молоточком от своего исходного положения до струн

94. Ауслезер

Расстояние от молоточка до соответствующей струны в момент отклонения шпиллера

95. Полное опускание педали педального механизма пианино

Нижнее положение нажатой педали педального механизма пианино до упора

96. Исходное положение педали педального механизма пианино

Положение не нажатой педали педального механизма пианино

97. Угол наклона дощечек в резонансном щите

Угол между продольным направлением кромки дощечки и нижней или верхней кромкой резонансного щита

98. Стабильность настройки пианино

Сохранение частоты колебаний струн в заданных пределах

99. Момент трения вирбеля

Момент предельной силы трения покоя вирбеля

ИГРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПИАНИНО

100. Репетиция клавишного механизма пианино

Свойство конструкции клавишного механизма пианино, обеспечивающее максимально возможную быстроту повторения ударов молоточка без пропусков по одной и той же струне в секунду

101. Сила статического сопротивления клавишного и педального механизмов пианино

Минимальная величина нагрузки, приложенная к клавише, педале, необходимая для ее полного опускания

ВИДЫ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПИАНИНО

102. Лицевые поверхности пианино

Наружные поверхности пианино, а также внутренние, видимые при эксплуатации

103. Нелицевые поверхности пианино

Наружные и внутренние поверхности пианино, невидимые при эксплуатации

104. Западание деталей клавишного механизма пианино

Остановка или замедление движения молоточков, клавиши и других деталей клавишного механизма пианино

105. Боковой перекос клавиши

Расположение верхней пласти клавиши под углом к плоскости клавиатуры пианино

106. Биение молоточка

Боковое отклонение хода молоточка во время движения к струне

107. Тремулирование молоточка

Многократный удар молоточка по струнам при единичном ударе по клавише

108. Перекос молоточка

Непараллельность ударной части молоточка по отношению к плоскости струн хора

109. Призвуки при игре на пианино

Посторонние звуки, шумы в пианино при игре.

Примечание. Примерами призвуков являются: дребезжание, стук, скрип и т.д.

Игра на фортепиано приносит массу удовольствия, но при соблюдении определённых условий. Одним из таких условий является содержание самого инструмента в порядке. Настройте ваше фортепиано, и Вы увидите, что на настроенном инструменте играть намного приятнее!

Словарь терминов

Абстракт — деревянный стержень, шарнирно подвешенный к фигуре и соединяющий клавишу с молоточковым механизмом. Аграф — латунный винт с отверстиями для струн, фиксирующий положение струн хора. Аншлаг — часть струны от линии удара молотка до струнного штапика. Ауслезерная пупка/кнопка (от искаж. нем. puppchen — куколка) — цилиндрическая деталь на ауслезерном винте, превращающая прямолинейное движение шпилера во вращательное. После контакта с ауслезерной пупкой шпилер начинает своё вращательное движение, выходя из-под шультера. Ауслезер — расстояние от молоточка до соответствующей струны в момент отклонения шпилера. Ауслезирование — отвод толкающего рычага (шпилера) в сторону от молоточкового узла. Бакенклёц — деревянная деталь корпуса пианино, заполняющая пространство между крайней клавишей и бачкой. Бачка — ч асть корпуса пианино, предназначенная для крепления штульрамы и клапа. Бентик — гибкая ленточка из ткани, соединяющая молоточковый узел с фигурой.


Вагебанк — средний брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.


Верхняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий верхнюю часть пианино, находящуюся над клавиатурой.

Вирбель/колок — металлический стержень, предназначенный для закрепления и натяжения струны.



Вирбельбанк/колковая доска/колковый щит — многослойный деревянный щит, состоящий из нескольких слоёв прочных и вязких пород дерева (бук, клён), в который вбиваются металлические колки (вирбели), служащие для закрепления и натяжения струн.



Гаммербанк — прочная деревянная или алюминиевая горизонтальная планка , на которой монтируются все узлы молоточкового механизма.


Гаммерштиль — деревянный стержень, несущий на себе молоток.


Дека — резонансный щит в пианино (рояле), изготовленный из специально отобранной резонансной ели. На обратной стороне деки, перпендикулярно волокнам дерева, расположены так называемые рипки — бруски из качественной ели. Задача деки — усилить звук фортепиано. Дека своими краями наклеивается на переднюю сторону футора.


Демпфер (нем. dämpfer — глушитель от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения и предотвращения колебаний струн; проще говоря — глушитель струн.

Демпфергальтер — основная часть демпферного узла, предназначенная для крепления демпферов.

Друк клавиатурный — глубина опускания передней части клавиши от исходного положения до упора в суконную друкшайбу штульрамы.

Друкклётц — шаблон для измерения друка клавиш.

Друкшайба — деталь в виде шайбы с отверстием по центру, располагающаяся на переднем штифте клавиатуры. Имеется 2 вида друкшайб: суконные (из толстого сукна) и бумажные — для тонкой регулировки .


Интонировка — процесс изменения тембра (окраски) звука и его качества путём обработки молоточковых головок.

Канитель — навивка из медной проволоки на струнах в басовом и, частично, среднем регистрах.

Клавиатура — механизм, состоящий из 85 или 88 белых и чёрных клавиш, расположенных на деревянном щите — штульраме. Клавиатура большинства современных пианино и роялей состоит из 88 клавиш. Встречаются рояли и с бОльшим количеством клавиш: к лавиатура роялей "Bösendorfer" состоит из 97 клавиш; расширенная клавиатура роялей "Stuart and Sons" имеет 102 клавиши.

Клавиша — часть клавиатуры фортепиано, предназначенная для передачи энергии пальцев пианиста механике фортепиано. Чаще всего к лавиатура фортепиано содержит 52 белые и 36 чёрных клавиш ("полутона", или "диезы"). Клавиши фортепиано изготавливаются исключительно из дерева. На деревянную основу клавиш приклеиваются соответствующие накладки белого или чёрного цвета.

Клап (клавиатурная крышка) — откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Консоль пианино — вертикальная фигурная стойка в корпусе пианино, соединяющаяся вверху с бачкой, а снизу — с ножкой пианино. Консоли не являются обязательным конструктивным элементом и присутствуют не во всех моделях пианино .

Контрфенгер — тормозной башмачок — часть молоточкового узла в механизме фортепиано, взаимодействующая с фенгером .

Лейстик — длинная рейка (планка), ограничивающая перемещение рыча­гов клавишно-молоточкового механизма. Имеется демпферный лейстик, шпилерный, ауслезерный, клавиатурный (цирлейстик). В механике рояля присутствуют гаммерлейстик, галтельлейстик, фигурный лейстик. Механика — бытовое название фортепианного молоточкового механизма. Модератор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) — деревянная или металлическая планка с прокладкой из сукна для приглушения звука пианино. В современных пианино включается средне й педалью.


Молоток ( ч асть механики фортепиано ) — деталь из плотного войлока, закрепленного на деревянной основе, предназначенная для извлечения звука путём удара по струне .


Мостик басового штега — часть басового штега, которая служит для передачи звуковых колебаний струн на штег и далее — на деку.


Настройка фортепиано — установление заданной высоты для каждого тона звукоряда пианино (рояля) . В широком (точнее сказать, народном) значении слова под настройкой понимают комплекс работ по обслуживании фортепиано, включающий в себя собственно настройку, а также, мелкий ремонт, регулировку, интонировку и т.д.

Накладка клавиши — внешняя часть клавиши белого или чёрного цвета. Отличаясь по цвету и высоте, накладки обеспечивают пианисту необходимые визуальные и тактильные ощущения. Белые накладки изготавливаются из пластика либо слоновой кости. Для изготовления чёрных накладок (полутонов) используется пластик, либо чёрное дерево, либо (редко) другие сорта твёрдой древесины, окрашенные в чёрный цвет. В связи с запретом на торговлю слоновьей костью в современных пианино и роялях для белых клавиш используют только пластик. Некоторые фирмы в качестве компромисса используют с добавлением органических веществ.

Нахдрук — дополнительный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпилера из-под молоточкового узла (иными словами, после момента срыва ауслезера). Нормальный нахдрук должен составлять ровно 2 мм.

Нижняя панель/рамка — деревянный щит, закрывающий нижнюю часть пианино, находящуюся под клавиатурой .

Обвязка рамы футора — часть рамы футора, расположенная горизонтально и служащая для соединения со шпрейцами.

Панцирь — часть металлической рамы, закрывающая вирбельбанк.

Педаль, педальный механизм — одна из важных систем в устройстве фортепиано, состоящая из 2 или 3 педалей, штоков, педальных цуг и регулировочных винтов.

Правая педаль отодвигает демпферы от всех струн одновременно , вследствие чего звук всех нажатых клавиш "тянется" и гаснет только после отпускания педали.

Левая педаль приближает все молоточки к струнам, чем уменьшает силу удара молотков. Как следствие, при нажатой левой педали звук пианино становится более тихим. В рояле левая педаль работает по другому принципу, но достигая той же цели — уменьшения силы звука: механика сдвигается в сторону, вследствие чего молоточки начинают бить по двум струнам вместо трёх.

Средняя педаль пианино (её часто называют третьей педалью) располагается между правой и левой педалями. Средняя педаль пианино опускает так называемый модератор, вследствие чего сила звука во много раз уменьшается. В роялях средняя педаль имеет совершенно иное назначение и служит для задержания отдельных демпферов в поднятом состоянии.


Абкник - регулировочный винт для установки высоты подъема репетиционного рычага механики рояля.

Абстракт - деревянный стержень, подвешенный шарнирно к фигуре, соединяющий молоточковый механизм с клавишей.

Аграф - латунный винт с отверстиями в головке, фиксирующими положение струн хора.

Аксендрат - латунные прутки для изготовления осей, на которых вращаются молоточки и другие рычаги механизма.

Ауслезирование - отвод толкающего рычага-шпилера в сторону от молоточкового узла.

Ауслезерная пупка - круглая кнопка на винте, превращающая прямолинейное движение шпилера во вращательное.

Ауслезерный лейстик - линейка, в которую завинчены винты с ауслезерными пупками.

Аншлаг - части струн от линии удара молоточков до струнных штабиков.

Бачки - части корпуса, несущие клавишно- молоточковый механизм.

Бакенклетцы - бруски, заполняющие пространство между крайними

клавишами и бачками корпуса.

Бентик - гибкая ленточка, соединяющая молоточковый узел с фигурой.

Вирбель - колок для закрепления струны.

Вирбельбанк - деревянное ложе для вирбелей.

Вагебанк - опорный брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.

Вебфильц - мягкий, протканный нитью, пружинящий войлок, наклеивающийся на шультерные выступы.

Гаммербанк - брус, на котором монтируются все детали молоточкового механизма.

Гаммерштиль - деревянная палочка, несущая на себе молоточек.

Гаммерлейстик - планка с войлочной подушкой, на которую ложатся молоточки механизма рояля. Гарнировка - отделка частей молоточковых механизмов и клавиатур суконными, войлочными и замшевыми прокладками.

Демпфер - глушитель струн.

Демпфергальтер - рычаг, держащий демпферную головку в механизме пианино.

Декатировка - уплотнение суконных и войлочных материалов.

Дреббелирование - явление дрожания молоточков, вызывающее дробные удары их по струнам.

Друк клавиатурный - глубина опускания клавиш от исходной позиции до упора в суконные друкшайбы клавиатурной рамы.

Друкклетц - шаблон для измерения глубины опускания клавиш.

Друкцанги - специальные плоскогубцы для обжатия суконных прокладок клавиш.

Друк струн - давление, создаваемое струнами на резонансную деку.

Затц - комплект однотипных деталей молоточкового механизма и клавиатуры.

Заглушка - брусок, наклеенный на резонансную деку, ограничивающий распространение звуковых волн.

Интонировка - обработка молоточковых головок с целью улучшения окраски звука.

Канитель - набивка на басовых струнах.

Капсюль - деревянная или металлическая колодочка, направляющая движение рычагов молоточковых механизмов и клавиш.

Каподастр - металлическая планка, привинчиваемая к вирбельбанку и прижимающая струны к струнному штабику.

Керн - деревянный брусочек, являющийся основой фортепианного молоточка.

Клап - откидная крышка, закрывающая клавиатуру.

Клетцы - деревянные бруски различной формы и размеров, несущие функции ограничителей и упоров.

Консоли - вертикальные фигурные стойки корпуса пианино.

Контрфенгер - тормозной башмачок на каждом молоточковом узле механизма пианино.

Креповка - регулирование проволочных деталей механизма путем изгибания.

Крепейзены - специальные регулировочные инструменты для выгибания проволочных деталей.

Крепцанги - специальные плоскогубцы для регулирования частей клавишного и молоточкового механизмов.

Контрклавиатура - набор демпферных рычагов, встроенных в корпус рояля позади клавиатуры.

Лейстики - длинные рейки и планки, ограничивающие перемещение рычагов клавишно-молоточкового механизма.

Линяя удара - совокупность точек удара фортепианных молоточков на струнах.

Ложка - металлический стерженек на заднем конце фигуры молоточкового механизма, приводящий в движение демпфер.

Механика - бытовое название фортепианного молоточкового механизма.

Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающего планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.

Нагель - деревянный штифт для укрепления клеевых соединений.

Нахдрук - добавочный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпиллера из-под молоточкового узла.

Обердемпфер - старая демпферная система в пианино, где все демпферные узлы, привинченные на деревянную доску, накладываются сверху на молоточковый механизм.

Панцирь - сплошная плита чугунной рамы, закрывающая вирбельбанк.

Пасовка - точная подгонка частей при сборке.

Польстер - подушка в виде длинной полосы из толстого мягкого сукна. на которую ложатся молотки или клавиши.

Педаль - система рычагов, приводимых в действие ногой исполнителя для изменения продолжительности и громкости звучания.

Пилоты - регулируемые винты, передающие движение от клавиши к фигурам механизма.

Пупка - круглая колодочка, служащая для упора или держания мелких деталей молоточковых механизмов.

Пушель - мягкий плоский войлок демпферов, заглушающий гладкие струны.

Рулейстик - планка, на которую ложатся молотки в механизме пианино.

Резонансная дека - деревянная пластина, усиливающая звучание струн.

Репетиция - устройство клавишно-молоточковых механизмов, позволяющее быстро повторять удары молотков по струнам.

Рипки - упругие деревянные бруски, наклеенные на резонансную деку для улучшения ее акустических и механических качеств.

Рихтовка - выравнивание кода молотков и других частей механизма.

Фенгер - тормозная колодочка на проволочной стойке, захватывающая фортепианный молоточек при его отходе от струн.

Форшибунг - металлический угольник, передвигающий механизм рояля при нажатии левой педали.

Фильц - высокосортный технический войлок различной плотности, из которого изготавливают молоточковые и демпферные головки.

Фигура - промежуточный горизонтальный рычаг с насаженным на ось толкателем - шпилером, передающий движение от клавиши к молоточку.

Флейка - малые суконные шайбы на опорных штифтах клавиатурной рамы.

Форбаум - брусок лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.

Фусклетц - верхняя широкая часть ножки рояля или брус, в который ввинчиваются ножки.

Фуга - линия прилегания или склейки деревянных частей.

Футор - массивная деревянная рама, несущая на себе все части пианино и рояля.

Хор - созвучие двух или трех струн, настроенных в один тон и ударяемых одним молоточком.

Хорейзен - стальная оправка для выравнивания интервалов струн на штабике рамы.

Цирлейстик - длинный брусок, закрывающий просвет между клавишами и клавиатурным клапом пианино.

Цуги - деревянные рычаги педального механизма.

Цоколь - деревянный пол, закрывающий снизу корпус пианино.

Штабик струнный - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на работающую (звучащую) и неработающую части.

Штанга демпферная - металлический стержень на гаммербанке, отводящий демпферы пианино от струн.

Шток - короткий деревянный штифт, передающий движение подъема демпферов при нажатии правой педали рояля.

Штег - подставка для струн в виде деревянного бруса на лицевой стороне резонансной деки.

Штейнунг - расстояние, на котором отстоят фортепианные молоточки от струн.

Штиц - упор для подъема крышки рояля.

Штифтовка - соединение подвижных частей механизма с капсюлями на коротких осях (штифтах).

Штульрама - массивная рама, привинчиваемая к бачкам корпуса и служащая базой для клавишно-молоточкового механизма.

Шпатц - расстояние (зазор) между однотипными деталями клавишно-молоточкового механизма.

Шпатцейзен - инструмент для регулирования зазоров между узлами и деталями механизма.

Шпилер - толкающий рычажок, приводящий в движение молоточек.

Шпилерлюфт - зазор между головкой шпилера и выступом шультера в исходной позиции механизма. Шпрейцы - брусья футора и чугунной рамы, несущие нагрузки от сил натяжения струн.

Шпон - строганная и лущеная фанера

Шлейф - проволочный стерженек с петлей на конце для присоединения ленточки бентика к фигуре.

Шультер - фигурная плоская колодочка, в которой крепится молоточек и имеется выступ для упора шпилера.

В устройство фортепиано входят четыре основные системы:

1. Звуковой аппарат - струнная одежда и резонансный щит пианино.

2. Ударно-клавишный механизм - состоящий из клавиатуры и механики.

3. Педальный механизм.

Пианино – это струнно клавишно-молоточковый музыкальный инструмент со звуковым диапазоном до 88 тонов, или 7/2 октав. Струны пианино расположены вертикально, и молоточки ударяют по ним спереди.

Футор пианино

Задняя часть корпуса пианино состоит из прочной деревянной рамы, или футора с распорками (шпрейцами). Футор придает пианино прочность. К верхней, более широкой поперечной раме футора, спереди, приклеивают вирбельбанк (колковая доска). Вирбельбанк – это толстая многослойная доска из прочного, вязкого дерева (бука или клена), в которую вбиты стальные колки, натягивающие струны. Две боковые и две передние стенки корпуса пианино изготавливаются из тонких досок, облицованных шпоном.

Дека пианино

Спереди на футор наклеена краями резонансная дека – это щит толщиной около 1 см, склеенный из нескольких досок отборного прямослойного елового дерева. На обратной стороне деки, перпендикулярно к волокнам дерева, наклеены бруски из высококачественной ели, называемые – рипками. Дека и рипки усиливают звук пианино.

Чугунная рама

Поверх резонансной деки по ее краям, к футору прочно привинчена большими шурупами литая чугунная рама, на которую натянуты струны. В пианино применяется перекрестно – струнная система, в которой басовые струны, идут почти по диагонали из верхнего левого угла корпуса в его правый нижний угол, а струны среднего регистра, лежащие ниже басовых, идут под ними по направлению к нижнему левому углу корпуса.


Устройство пианино

1 — боковые стенки корпуса, 2 — верхняя крышка, 3 — чугунная рама, 4 — вирбели, 5 — резонансная дека, 6 — молотки, 7 — рулейстик, 8 — фенгеры, 9 — клавиатура, 10 — бакенклёцы, 11 — штеги, 12 — рычаг левой педали, 13 — педальные цуги, 14 — педальные лапки, 15 — цокольный пол, 16 — ролики, 17 – модератор.

Штеги пианино

В нижней части пианино струны проходят с двукратным изгибом около вбитых в штеги штифтов их устройство заставляет прижиматься струну к штегутем крепче, чем сильнее она натянута. Оканчиваются струны петлями или ушками на задних штифтах, вбитых в нижнюю пластину чугунной рамы.

Клавиатура

Клавиатура выдвинута впереди корпуса на особой доске (штульраме), поддерживаемой боковыми наружными консолями.

Демпферная система

Устройство демпферной системы и связано с молоточковым механизмом и укреплено на одной станине.

Педальный механизм

Устройство педального механизма состоит из самих педалей, педальных цуг, штоков и регулировочных болтов. Встречаются пианино с двумя или тремя педалями.

Правая педаль

При нажатии правой педали все демпфера поднимаются, все струны освобождены для одновременного звучания.

Левая педаль

При нажатии левой педали отходит подвижной рулейстик, который придвигает все молотки к струнам, оставляя небольшой зазор между струнами и молоточками. Размах молоточков сокращается, при этом удар молоточков по струнам слабый, отчего звуки становятся слабыми.

Средняя педаль

Третья педаль располагается по середине и включает модератор пианино. Во время нажатия этой педали посредством рычагов между молоточками и струнами опускается планка с полоской тонкого мягкого войлока. Молотки ударяют по струнам через тонкую полоску, и сила звука уменьшается во много раз.

Детали корпуса

Спереди корпус пианино закрыт двумя филенками над и под клавиатурой. Клавиатура прикрывается вставленным в пазы боковых стенок бруском фигурного профиля (карнизом) с прикрученными к нему на петлях откидным клавиатурным клапом. На внутренней стороне клапа прикреплен – пюпитр для нот. Верхняя крышка корпуса прикреплена на откидных петлях. При игре эту крышку можно открывать для небольшого усиления звука. Снизу корпуса прикреплены ролики (4 шт.) для более удобного передвижения пианино внутри помещения.

Отличие устройства пианино от рояля

Для музыканта рояль и пианино отличаются не сильно. Для фортепианного мастера это два разных инструмента. Объединяет их принцип извлечения звука (возбуждение струн ударом молотка) и наличие четырех основных систем, входящих в устройство всех фортепиано, акустический аппарат, ударно-клавишный механизм, педальный механизм, и корпус фортепиано.

Только акустический аппарат имеет много похожего и в устройстве пианино и устройстве рояля.

Однако даже он в силу разных размеров этих инструментов, имеет свои конструктивные особенности. Устройство ударно-клавишного, и педального механизмов, пианино сильно отличается от устройства их аналогов в рояле.

Грамотная настройка пианино в удобное для вас время.

Несмотря на то, что большинство деталей пианино и рояля называются одинаково, их устройство (а часто и внешний вид) различны.

Каждый начинающий пианист, желающий стать профессионалом, обязан не только овладеть техникой игры, но и знать устройство инструмента. Ниже мы в общих чертах расскажем вам, как же устроено фортепиано.

Устройство рояля

Устройство рояля

1 - рама и вирбельбанк;
2 - откидная часть крышки;
3 - каподастр;
4 - демпфер;
5 - неподвижная часть крышки;
6 - контрклавиатура;
7,8,9 - передача от правой педали;

Системы, из которых состоит инструмент:

  • Корпус – оболочка пианино.
  • Звуковая или акустическая система.
  • Ударно-клавишная система (механика инструмента).
  • Система педалей.

Механика рояля

Механика рояля

Корпус – это одновременно и основание, и защита всех внутренних механизмов от внешнего негативного воздействия. Самая задняя часть – прочный деревянный футор. К нему прикреплена доска, на которой находятся колки (отвечающие за натяжение струн) – она называется вирбельбанк. Сами струны надежно закреплены на тяжелой чугунной раме – она во многом ответственна за большой вес фортепиано (около 200 кг), и относятся уже к акустической системе.

Кроме струн и рамы, к которой они прикреплены, к этой системе относят и резонансную деку – сосновую доску, которая благодаря особому расположению и свойствам усиливает звук.

Механическая или ударно-клавишная система – это целый ряд рычагов, молоточков, других невидимых глазу устройств, которые заставляют струны звучать правильным образом.

Педали работают следующим образом: когда вы нажимаете правую, специальные заглушающие звук подушечки на струнах (демпферы) поднимаются – и свободному колебанию струн ничего не препятствует. Нажимаете левую – молоточки придвигаются ближе к струнам, а звук при нажатии на клавиши становится в несколько раз слабее.

Устройство пианино

Устройство пианино

1 - боковые стенки корпуса,
2 - верхняя крышка,
3 - чугунная рама,
4 - вирбели,
5 - резонансная дека,
6 - молотки,
7 - рулейстик,
8 - фенгеры,
9 - клавиатура,
10 - бакенклёцы,
11 - штеги,
12 - рычаг левой педали,
13 - педальные цуги,
14 - педальные лапки,
15 - цокольный пол,
16 - ролики,
17 – модератор.

Как из пианино извлекается звук?

Клавиша является своеобразным рычагом, который приводит в действие механизм молоточка. Тот, в свою очередь, ударяет по нужной струне, а когда звук уже не нужен (вы отпустили клавишу), колебания струны моментально «гасятся» специальной подушечкой – демпфером.

В вашем инструменте всего 88 клавиш (белых – 52, черных – 36). Но струн при этом в несколько раз больше, 220! Для чего нужны «лишние»? За звук, исходящий при нажатии клавиши отвечают до 3 струн сразу (они вместе называются хором). Хочется отметить, что количество белых и черных клавиш у разных инструментов может отличаться как и количество струн.

Когда какая-то одна струна перестает звучать соответствующим образом и выходит из строя, звук становится «грязным». В такой ситуации и нужна помощь профессионального мастера-настройщика.

Механика пианино

Механика пианино

Клавишно-молоточковый инструмент

Служит для передачи механического усилия пальцев пианиста с клавиш на молоточки, извлекающие звук ударом по струнам и регулирования звучания. К каждой струне в нейтральном состоянии прикасается демпфер — глушитель, представляющий собой деревянную колодку, покрытую войлоком. После нажатия на клавишу глушитель отходит от струны и одновременно по ней ударяет молоточек, рождая звук.

Педали фортепиано

Эта часть клавишно-молоточкового инструмента предназначена для регулирования звучания. Количество педалей во всех фортепиано и некоторых пианино — три, правая, средняя и левая. Подавляющее большинство пианино имеет лишь две педали- правую и левую.

В предшественниках фортепиано — клавикордах- функцию педалей выполняли специальные рычаги, которые пианист двигал коленями.

Правая педаль служит для создания неразрывного звучания и обогащения звуков новыми обертонами. В нотах нажатие правой педали обозначается Ped либо P, поэтому эту педаль иногда называют просто педалью. Непрерывное звучание обозначается legato. Музыканты 19 века обозначали этим символом особый колорит звучания.

Педали фортепиано

Принцип действия правой педали — выключение демпферной системы, что порождает звучание после отжатия педали и инициацию вторичного звучания остальными струнами.

Правая педаль используется двумя способами — перед нажатием на клавиши (прямой способ) и сразу после, до отжатия (запаздывающий способ).

Левая педаль служит для усиления эффекта мягких пассажей, ослабления звучания. Звук становится тихим и мягким. В нотах обозначается знаком una corda, снятие педали - tutte le corde либо tre corde.

При нажатии левой педали в рояле сдвигаются молоточки, что влечет удары лишь по двум струнам вместо трех. В пианино молоточки придвигаются к струнам, что влечет за собой снижение силы удара.

Средняя педаль поднимает демпферы и фиксирует их в таком состоянии до отжатия педали, что, например, позволяет играть стакатто вне зависимости от удерживаемой ноты. Остальные, не задействованные средней педалью струны с демпферами ведут себя как обычно.

Некоторые пианино имеют среднюю педаль, фиксируемую путем сдвига влево. Это делает звучание тихим, что может пригодиться, например, для игры на пианино ночью в многоквартирном доме.

Читайте также: