Как подключить миди клавиатуру к сибелиус

Обновлено: 17.05.2024

которые отображаются на экране, но не распечатываются.

Откроет панели (например, панель Микшера, панель Ideas, и т.д.), которые были открыты при закрытии

Можно, конечно, настроить параметры отображения по Вашему усмотрению в опциях Display and Files на

вкладке File->Preferences.

Две из наиболее важных функций в Sibelius - функции отмены (undo) и восстановления (redo). Они обеспечивают

переход к любому сделанному Вами шагу редактирования (действия), начиная с открытия партитуры до ее

завершения. Доступ к этим функциям отличается для пользователей Sibelius на Windows и Mac.

Для пользователей Windows

На Windows функции Undo & Redo расположены на Панели Быстрого Доступа, которая

находится в верхнем левом углу любого окна документа Sibelius. Чтобы отменить

последний сделанный Вами шаг редактирования, щелкните по стрелке, указывающей

налево, или используйте комбинацию [Ctrl+Z].

Всплывающие подсказки, Кнопка отображения диалоговых окон, Сохранение рабочей среды sibelius

Для пользователей mac, Установка максимального к оличества шагов отмены, Подключение midi устройства к компьютеру

Если выполнено несколько операций, щелчок на кнопке-меню отобразит меню истории

функции Undo. Чтобы перейти непосредственно к определенному шагу редактирования,

щелкните по соответствующему элементу меню. Чтобы восстановить последний

отмененный шаг редактирования, щелкните по стрелке, указывающей направо, или

используйте комбинацию [Ctrl+Y]. Так же как и в случае с функцией Undo, можно щелчок на

кнопке-меню отобразит меню истории функции Redo.

Для пользователей Mac

На Mac функции Undo & Redo расположены в меню Edit.

Чтобы отменить последний шаг редактирования, перейдите в Edit->Undo, или используйте комбинацию

Чтобы отобразить меню истории функции Undo, перейдите Edit->Undo History или используйте комбинацию

Чтобы восстановить последний отмененный шаг редактирования, перейдите в Edit->Redo , или используйте

Чтобы отобразить меню истории функции Undo, перейдите в Edit->Redo History или используйте комбинацию

Установка максимального к оличества шагов отмены

Чтобы установить количество шагов отмены, перейдите File->Preferences->Other и переместите слайдер Undo.

Максимальное количество шагов отмены - 30 000.

Подключение внешних MIDI устройств условно можно разделить на три шага:

подключение аппаратного устройства

установка необходимого программного обеспечения (по необходимости)

конфигурация MIDI параметров в Sibelius.

Устройства ввода

данных

Подключение MIDI устройства к компьютеру

это аббревиатура термина Musical Instrument Digital Interface (Цифровой интерфейс музыкальных

инструментов) и является универсальным стандартом для подключения электронных музыкальных инструментов.

MIDI клавиатуры, синтезаторы, звуковые модули, сэмплеры и другие электронные музыкальные гаджеты можно

подключить друг к другу через MIDI кабели, и напрямую в компьютер. Виртуальные инструменты и программные

синтезаторы совместимы с MIDI, и так как они уже находятся внутри Вашего компьютера, для воспроизведения

музыки подключения через кабели не требуют вообще. Все современные MIDI устройства, например, MIDI

клавиатуры, подсоединяются напрямую к компьютеру через USB кабель. Более старые MIDI устройства без

наличия USB порта можно подсоединить через промежуточный отдельный MIDI интерфейс, который в итоге

подсоединяется с Вашим компьютером через USB порт, а также подключить MIDI устройство через MIDI

интерфейс, используя MIDI кабели.

Для пользователей mac, Установка максимального к оличества шагов отмены, Подключение midi устройства к компьютеру

Подключение midi устройств напрямую через usb, Размер файла sibelius

Подключение MIDI устройств напрямую через USB

Все новые MIDI клавиатуры и другие устройства могут подсоединяться напрямую в USB разъем Вашего

компьютера без промежуточного использования отдельного аппаратного MIDI интерфейса. После подсоединения

и установки необходимых драйверов, можно приступить к конфигурированию параметров ввода и

Устройства ввода данных

: Питание подсоединенных MIDI устройств необходимо включить до запуска Sibelius. В

Примечание

противном случае Sibelius может неправильно детектировать устройство при загрузке.

: Некоторые устройства, не имеющие отдельного блока питания и которые запитываются

Примечание

напрямую через USB кабель, будут правильно работать только в том случае, если подключены в USB

разъем непосредственно на Вашем компьютере, а не к внешнему устройству, например, к USB

концентратору (хабу) или, скажем, к Mac клавиатуре.

Подключение MIDI устройств через промежуточный MIDI интерфейс

MIDI Интерфейс - небольшое устройство, которое в цепи соединений помещается между Вашим компьютером и

внешним MIDI устройством, принимая сигнал с клавиатуры и передавая сигнал в компьютер и наоборот. MIDI

интерфейс обычно подсоединяется к USB порту Вашего компьютера и необходим только в том случае, если

внешняя MIDI клавиатура не имеет своего собственного прямого USB разъема. Часто для использования MIDI

Интерфейса необходимы дополнительные драйвера, которые предоставляются производителем устройства.

Чтобы подключить только MIDI клавиатуру, соедините ее разъем “Out” с разъемом “In” MIDI интерфейса. Чтобы

использовать поток данных с компьютера для воспроизведения музыки в клавиатуру, имеющую встроенные

клавиатуры два разъема “In” или “Out”, не имеет значения, какой из них Вы будите использовать - это всего лишь

удобные копии друг друга. Подсоединение вышеописанной клавиатуры выглядит следующим образом:

Если Вы хотите подсоединить только, скажем, звуковой модуль, без клавиатуры, просто соедините разъем “Out”

Устройства ввода

данных

В данной главе объясняются функции сохранения партитур в формате Sibelius, и (для более продвинутых

пользователей) способы получения доступа к пользовательским файлам Sibelius, например, к собственным

издательским стилям (house styles). В остальных параграфах этой главы объясняется, как поделиться файлами

с другими пользователями Sibelius, и рассматриваются функции импортирования и экспортирования файлов в

Размер файла Sibelius

Файлы Sibelius обычно занимают приблизительно 20 Kb плюс 1 Kb на страницу (за исключением любой

импортируемой графики). Даже если партитура создана для большого ансамбля или оркестра, можно хранить

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

1. Звукоизоляции и звукопоглощении. Потребуются рop-фильтры и экраны. Подробнее об этом в нашей статье об акустической подготовке студий.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

Вводить ноты с помощью мыши – занятие, которое выведет из терпения любого. Сэкономьте время и нервы и воспользуйтесь MIDI-клавиатурой

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

В продаже представлены MIDI-конвертеры. С их помощью можно подключить старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Уменьшенные клавиши устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

Регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На пэды можно назначить определенный звук или короткую музыкальную фразу

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Одним из элементов управления можно считать педали «Сустейна» и «Экспрессии». С недорогими MIDI-клавиатурами обычно можно использовать только одну педаль, и это Sustain. Профконтроллеры позволяют подключать несколько педалей.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.

Клавиатуры с уменьшенными клавишами и небольшим количеством дополнительных регуляторов подойдут тем, кто любит сочинять музыку в дороге

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .

Малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами подойдут тем, кому играть на уменьшенных неудобно

На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25

На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49

Следующая категория – такие же клавиатуры, только с 61 клавишей. Например, Behringer UMX610, M-Audio Keystation 61 MK3, M-Audio Code 61, ARTURIA KeyLab Essential 61.

На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610

На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88

На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.

Пример полноформатного контроллера –MIDI-клавиатура AKAI MPK88

На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

как работать в программе Sibelius

Sibelius – это великолепная программа для работы с нотным текстом, в которой можно создавать как несложные инструментальные партии, так и объёмные партитуры для любого состава исполнителей. Готовую работу можно распечатать на принтере, при этом она будет выглядеть так, будто свёрстана в издательстве.

Основная прелесть редактора состоит в том, что в ней можно заниматься и простым набором нот, и работать над музыкальными проектами напрямую на компьютере. Например, делать аранжировки или сочинять новые музыкальные произведения.

Начнём работать

Существует 7 версий этой программы для ПК. Стремление улучшить каждую новую версию не повлияло на общие принципы работы в программе Sibelius. Поэтому всё написанное здесь в равной мере применимо для всех версий.

Мы покажем, как работать в программе Sibelius, а именно: набирать ноты, вводить различного рода обозначения, оформлять готовую партитуру и прослушивать звучание написанного.

Для открытия недавних проектов или создания новых используется удобный мастер.

Давайте создадим нашу первую партитуру . Для этого выберите «Создать новый документ», если при запуске программы появляется стартовое окно. Или в любой момент в программе нажмите Ctrl+N. Выберите инструменты, с которыми будете работать в программе Sibelius (или шаблон партитуры), стиль шрифта нот, размер и тональность произведения. Затем напишите название и имя автора. Поздравляем! Перед вами появятся первые такты будущей партитуры.

Вводим музыкальный материал

Ноты можно вводить несколькими способами – с помощью MIDI-клавиатуры, обычной клавиатуры и мыши.

1. C помощью MIDI-клавиатуры

Если у вас имеется MIDI-клавиатура или клавишный синтезатор, подключённый к компьютеру через MIDI-USB-интерфейс, вы имеете возможность набирать нотный текст наиболее естественным образом – просто нажимая нужные фортепианные клавиши.

В программе имеется виртуальная клавиатура ввода длительностей, знаков альтерации и дополнительных обозначений. Она совмещена с цифровыми клавишами на компьютерной клавиатуре (которые включаются клавишей Num Lock). Впрочем, при работе с MIDI-клавиатурой вам нужно будет лишь изменять длительности.

Выделите такт, с которого вы начнёте ввод нот и нажмите N. Одной рукой играйте музыкальный материал, а другой включайте нужные длительности нот.

виртуальная клавиатура в программе Sibelius соотносится с обычной клавиатурой компьютера для удобства

Если на вашем компьютере нет цифровых клавиш справа (например, на некоторых моделях ноутбуков), с виртуальной клавиатурой можно работать и мышью.

2. С помощью мыши

Поставив крупный масштаб, будет удобно набирать нотный текст и мышью. Для этого кликайте в нужных местах нотоносца, попутно выставляя нужные длительности нот и пауз, знаки альтерации и артикуляции на виртуальной клавиатуре.

Недостаток этого способа состоит в том, что и ноты, и аккорды придётся набирать последовательно по одной ноте. Это долго и утомительно, тем более, что существует вероятность случайного «непопадания» в нужную точку на нотоносце. Для корректировки высоты ноты используйте стрелки вверх-вниз.

3. С помощью компьютерной клавиатуры.

Этот способ, по нашему мнению, наиболее удобный из всех. Ноты вводятся при помощи соответствующих латинских букв, которым соответствует каждая из семи нот – С, D, E, F, G, A, B. Это традиционное буквенное обозначение звуков. Но, это лишь один из способов!

Ввод нот с клавиатуры удобен тем, что можно использовать множество «горячих клавиш», которые повышают производительность и скорость набора в разы. Например, для повторения одной и той же ноты просто нажмите клавишу R.

Кстати, с клавиатуры удобно набирать любые аккорды и интервалы. Для того чтобы достроить над нотой интервал – нужно в том ряду цифр, что располагается выше букв, выбрать число интервала – от 1 до 7.

С помощью клавиш вы также легко можете выбирать нужные длительности, знаки альтерации, проставлять динамические оттенки и штрихи, вводить текст. Некоторые операции, конечно, придётся делать мышью: например, переключаться с одного нотоносца на другой или выделять такты. Так что в целом метод является комбинированным.

На каждом нотоносце допустимо размещать до 4 самостоятельных голосов. Чтобы начать набирать следующий голос, выделите такт, в котором появляется второй голос, нажмите 2 на виртуальной клавиатуре, затем N и начинайте набор.

Добавляем дополнительные символы

Все функции для работы с нотоносцами и собственно нотным текстом доступны в меню «Создать». Для быстрого доступа к ним можно использовать горячие клавиши.

Лиги, вольты, обозначения транспонирования на октаву, трели и другие элементы в виде линий, можно добавить в окне «Линии» (клавиша L), и затем при необходимости «вытянуть» их мышью. Лиги можно быстро добавить, нажав S или Ctrl+S.

Мелизматика, знаки для обозначения специфики исполнения на разных инструментах, и другие специальные символы добавляются после нажатия на клавишу Z.

Если требуется поставить другой ключ на нотоносце, нажимайте Q. Окно выбора размера вызывается нажатием английского T. Ключевые знаки – K.

при наборе нот в Sibelius удобно использовать горячие клавиши

Оформление партитуры

Обычно Sibelius сам выстраивает такты партитуры наиболее удачным способом. Можно также это делать, вручную перемещая строки и такты в нужное место, также «расширять» и «сужать» их.

Послушаем, что получилось

В процессе работы можно в любой момент прослушать результат, выявить возможные ошибки и оценить, как это может звучать при живом исполнении. Кстати, в программе предусматривается настройка «живого» воспроизведения, когда компьютер пытается имитировать игру живого музыканта.

Небольшое руководство для новичков о том, как правильно подключать MIDI клавиатуру к компьютеру.

Как подключить midi клавиатуру

MIDI-клавиатура — это устройство, которое может посылать т.н. MIDI-сигналы на другие устройства, способные эти сигналы распознать. Так, при нажатии на клавишу или пэд, создается MIDI-сигнал, который передается с помощью кабеля USB или MIDI, расшифровывается и заставляет управляемый девайс исполнять соответствующее действие. Некоторые MIDI-клавиатуры имеют дополнительные программируемые регуляторы и фейдеры, а также функционал, который пригодится как при работе на студии, так и на сцене.

Два наиболее распространенных типа MIDI-сигналов — это MIDI-ноты и управляющие сигналы. Несмотря на то, что цель у них одна — передать информацию, — делают они это разными способами. MIDI-ноты ведут себя словно выключатель света: всего два положения — включено и выключено. Управляющие сигналы, с другой стороны, похожи на диммер, который позволяет точно настроить уровень яркости. Такой тип сигналов обычно используется для настройки различных параметров синтезаторов, например, громкость и модуляция.

MIDI

В современном мире MIDI-девайсов существует три различных способа подключения: по MIDI, по USB и по беспроводной связи. Такое разделение обусловлено техническим прогрессом: появляется новая технология — ее реализовывают в новых моделях. И если с последними двумя способами все должно быть понятно, ведь каждый из нас встречался и USB-кабелями, и с Bluetooth, то про MIDI-подключение многие новички могли вообще никогда не слышать. Поэтому на этом моменте хотелось бы заострить внимание.

Для начала давайте определимся, как выглядят MIDI разъемы. Проверьте заднюю и боковые панели свой клавиатуры. Вы видите разъемы, представленные на картинке ниже? Возможно вы обнаружите только «MIDI OUT». Дело в том, что MIDI-соединения — однонаправленные. Это означает, что по такому кабелю информация может передаваться только в одну сторону (например, от клавиатуры в компьютер). Маркировка «OUT» и «IN» как раз и означает направление: соответственно сигналы либо выходят ИЗ нашей клавиатуры, либо поступают В нее.

MIDI соединение

Теперь нужно понять, как подключить клавиатуру к компьютеру с помощью MIDI, ведь там нет подходящего разъема. На помощь нам приходят девайсы под названием USB-MIDI интерфейсы (например, M-Audio MidiSport UNO USB). Упрощенно, это просто переходник с одного типа подключения на другой. Все, что вам нужно сделать, — соединить MIDI-выход клавиатуры с MIDI входом такого интерфейса и подключить его к компьютеру.

Кроме того, существуют аудиоинтерфейсы со встроенными MIDI разъемами (например, PreSonus Studio 24c). Они, соответственно, дороже MIDI-интерфейсов, но и цель у них несколько другая — они позволяют записывать и воспроизводить высококачественное аудио.

Однако, это уже совсем другая тема, и вы можете узнать все про аудионтерфейсы в нашем гиде.

Подключение MIDI-клавиатуры к компьютеру

Немного разобравшись в том, что такое MIDI, перейдем к подключению нашей клавиатуры к компьютеру. Мы подробно опишем все общие шаги, применимые ко всем рабочим станциям, однако у каждой программы есть свои небольшие тонкости в настройке. Поэтому прежде чем приступать к делу, обязательно прочтите руководство пользователя вашей DAW. Там вы узнаете все нюансы, необходимые для корректной работы клавиатуры именно с вашей программой.

USB и MIDI кабели

Большинство современных MIDI-клавиатур подключаются к компьютеру при помощи обычного USB кабеля. Такой тип подключения удобен тем, что помимо передачи необходимых нам MIDI-сигналов так осуществляется и питание самой клавиатуры. Т.е. для работы устройства не нужно подключать никакие дополнительные адаптеры питания или искать батарейки. Некоторым MIDI-клавиатурам для корректной работы с вашей DAW требуется установка дополнительных драйверов с сайта производителя, другие миди клавиатуры работают по принципу «подключи и играй».

Подключение MIDI-клавиатуры USB кабелем

Как уже говорилось выше, это самый простой способ подключения MIDI-клавиатуры к компьютеру. Втыкаете USB-кабель и начинаете играть. В зависимости от модели может потребоваться установка какого-либо программного обеспечения перед подключением контроллера. Для каждой модели это может быть абсолютно разный набор ПО, поэтому универсального гайда на эту тему нет. Однако в руководстве пользователя к вашей MIDI-клавиатуре указана вся информация о том, какие драйвера нужны, где их скачать, как их установить, и нужны ли они вообще. Исходя из этого, ниже представлен небольшой общий список действий, необходимых для подключения MIDI-клавиатуры к компьютеру USB кабелем:

USB to MIDI

1. Загрузите и установите программное обеспечение MIDI-клавиатуры, если это необходимо (информацию об этом вы найдете в мануале).

2. Подключите MIDI-клавиатуру к компьютеру при помощи USB кабеля.

3. Настройте параметры DAW для работы с вашей MIDI-клавиатурой.

Подключение MIDI-клавиатуры MIDI кабелем

Кабели MIDI передают данные только в одном направлении, поэтому обязательно проверяйте правильность подключения MIDI Out к порту MIDI In, иначе сигналы не будут передаваться. Ниже представлен небольшой общий список действий, необходимых для подключения MIDI-клавиатуры к компьютеру MIDI кабелем:

MIDI to MIDI

1. Подключите 5-контактный MIDI-кабель от порта MIDI OUT на клавиатуре к порту MIDI IN вашего интерфейса.

Читайте также: