Как подключить студийные мониторы к звуковой карте

Обновлено: 07.07.2024

Многие пользователи активных акустических систем задаются вопросом: стоит ли менять кабели на колонках для улучшения звука? Отвечаем: если АС относятся к классу мультимедиа, то штатного «шнурка» вполне достаточно. Для улучшения качества звука лучше оптимизировать установку колонок на столе (об этом ниже), позаботиться об акустике помещения и качественной звуковой карте. Всё это способно оказать на звук огромное влияние. В отличие от кабеля.

Владельцы высококлассных активных АС (студийных мониторов) также часто интересуются, какой кабель приобрести. Вопрос этот уже не праздный, потому что в комплекте с мониторами обычно никаких проводов, кроме сетевых, не прилагается. Поэтому есть два пути: идти в магазин бытовой аппаратуры Hi-Fi за красивыми толстыми и очень дорогими кабелями либо в магазин профессиональной аудиотехники. Мы советуем второе. И дело даже не в том, что в случае «профессиональных» кабелей покупатель не переплачивает за понты (имидж производителя, упаковку, рекламу, дизайн, позолоту разъёмов, сладкие речи консультантов). Просто оборудование класса professional изначально рассчитано на работу с недорогой проводкой, которая совершенно не ухудшает её характеристик, если, разумеется, эта проводка сделана по правилам и из соответствующих материалов. Для коммутации аудиооборудования и звуковой карты (или микшерного пульта) с колонками могут быть использованы «профессиональные» кабели двух типов: «инструментальные» и «микрофонные». В первом случае конструкция провода коаксиальная: сигнальная жила в экране. Во втором – две жилы, переплетённые косичкой, в общем экране.

«Инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)

Звук на ПК: «инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)

Кабели первого типа применяются для небалансного подключения при помощи коннекторов RCA («тюльпаны») или моно-jack. Кабели второго типа используются для балансного подключения. Они же служат для передачи низкоамплитудного сигнала от микрофонов до предусилителей, ими же выполняется коммутация всего аудиооборудования в студиях звукозаписи. Средняя цена метра хорошего «инструментального» или «микрофонного» кабеля составляет $1-2, разъёмы продают в среднем по $2-6 за штуку, в зависимости от их типа и качества. И если «профессиональный» кабель спаян правильно, то по своим характеристикам он будет превосходить хай-файный, несмотря на существенно меньшую стоимость. Из известных компаний – производителей кабелей и разъёмов для студийной коммутации можно вспомнить японскую Canare, немецкую Cordial и итальянскую Proel.

Балансное или небалансное подключение?

Если речь идёт о коммутации звуковой карты и колонок, то тип подключения – с точки зрения влияния на качество звука – значения не имеет. Тем более в мультимедиасистемах возможно только небалансное подключение. Пользователям же студийных мониторов, в которых предусмотрены оба варианта, советуем не заморачиваться на типе коммутации. При длине кабеля 1-2 метра разницу между «балансом» и «небалансом» вы, скорее всего, не заметите. Но если у вас много различного оборудования в помещении, если длина кабелей предполагается более значительная, чем 2 метра, то балансное подключение предпочтительнее, поскольку практически не восприимчиво к внешним электромагнитным помехам. Как это происходит: в выходном каскаде аппарата (звуковой карты, микшерного пульта и так далее) сигнал разделяется на две «копии», только одна из них остается как есть (в фазе), другая инвертируется в противофазе. Обе «копии» синхронно передаются по «микрофонному» кабелю: одна «копия» в каждой сигнальной жиле. После попадания в другой аппарат (мониторы, например) одна из «копий» сигнала снова инвертируется и сигнал суммируется. Поскольку после смены фазы одной из «копий» и суммирования попавшие одновременно на оба сигнальных кабеля наводки получаются в противофазе, они взаимовычитаются, то есть самоустраняются. Благодаря таким свойствам балансного подключения его крайне желательно использовать в тракте записи (сигнал от микшерного пульта до звуковой карты, от микрофона до микшера) – это сведёт к минимуму помехи и шумы. В воспроизводящем же тракте применение «баланса» необязательно.

Расстановка акустических систем

Акустика 2.0 (стереоколонки)

Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (

160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (

15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.

Акустика 2.1 (трифоник)

Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.

Акустика многоканальная

На схеме ниже приведена идеальная расстановка АС вокруг слушателя. Центральная и фронтальные колонки должны быть, по идее, на одном горизонтальном уровне, который, в свою очередь, должен находиться на высоте головы слушателя. Тыловые колонки следует располагать чуть выше головы. Их можно повесить на противоположную стену (если позволяет геометрия комнаты) или установить на подставках. Сабвуфер размещается по принципу, описанному в предыдущем фрагменте про акустику 2.1. Если озвучивать предполагается одно рабочее место, то в многоканальной системе можно запросто обойтись без центрального спикера, выставив в настройках режим 4.1. Причина: обычно редко кому удаётся правильно установить «центр». Под монитор – слишком низко, плюс будет сильный «эффект стола». На монитор – высоковато. А вреда от неправильно установленной АС центрального канала будет больше, чем от её отсутствия вообще.

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Похожий контент

DamonBernier

Здравствуйте, друзья, я использую звуковую карту Lapster USB для своего ПК. Но в последнее время здесь его не обнаруживают. Я пробовал несколько раз, но ничего не вышло. Кто-нибудь раньше сталкивался с такой проблемой? Я совершенно не понимаю, что мне делать. Любые предложения будут очень признательны.

HOOD

Продаются превосходные студийные мониторы KRK RP4 RoKit G3 (2 шт.) в идеальном состоянии.
Годами проверенная классика домашних студий. Прекрасно подходят для прослушивания музыки.
Одни из немногих мониторов с линейными усилителями класса AB, а не цифровыми усилителями.
Использовались в качестве компьютерных колонок для прослушивания негромкой музыки. Перегрузов и рубилова не знали.
Упаковочные коробки пока найти не могу, поэтому продажа желательна только в Москве и области. В качестве компенсации за отсутствие коробок, укомплектую двумя кабелями XLR-XLR длиной 1 м.
Цена указана за комплект (2 монитора).

rodger62

Добрый вечер!
Собрал на Новый Год комп и купил колонки к нему JBL 305P MK II. Материнка Z -490 A PRO с этими мониторами не справилась. Чтобы как-то проверить работу колонок купил аудио интерфейс BEHRINGER U-PHORIA UMC22 (4300руб). Мониторы заработали, но думаю что у данной звуковой карты не так много сил на их раскачку и можно взять что-то получше.
Прошу помочь с выбором ЦАПа, желательно с усем для наушников, так как как ещё хочу взять что-то вроде MDR 7506, Shure 840, а в идеале конечно Fostex t40rp mk3. Бюджет как всегда днищенский, в район 10000руб на ЦАП.
P.S. Думаю пересаживаться с 9-ки лучше на Гранту, чем после нее сразу брать в автокредит Мерседес (если Вы понимаете о чем я).

Музыкальный Чайник

Всем доброго времени суток! Существует Beyerdynamic DT 150 (250 ом), на которые упал мой заинтересованный глаз. Поискав сравнительно недорогие звуковые карты (до 30.000), я пришёл к выводу, что за редким исключением, им не хватит сил. Можно, разумеется, взять преамп для наушников, но мне обязательно нужен вход MIDI и hi-z, поэтому я сильно запутался. Удивительно, что я встретил presonus studio 26c, в характеристиках которого заявлен рабочий диапазон до 300 ом, однако, мне они доверия не внушают и проверить возможности нет, к сожалению. Сейчас я планирую взять внешнюю карту и отдельно недорогой преамп. Стоит ли так делать? На какие данные следует обратить внимание, если идея с преампом имеет место быть? Что вы могли бы посоветовать в данном случае? Спасибо.

Isaac

Приветствую. Никак не могу определиться с ЦАПом. Бюджет 12000 рублей. В этой теме – полный нуб.

Имеются beyerdynamic dt 770 pro на 80 ом. Сейчас сижу на встройке. Использую наушники только для одиночных игр (важно погружение) и музыки (слушаю всё, от death grips, до Billie Eilish, но в приоритете различные поджанры метала)

Присматриваюсь к fiio k3. Как он вам? Можете подсказать ЦАП (лучше внешний), который рассчитан на воспроизведение?

onniDalDal

Добрый день. Нуждаюсь в вашей помощи, не могу определиться с выбором.
Хочу купить звуковую карту для ПК или же ЦАП что бы прослушивать музыку в наушниках в хорошем качестве.
Сейчас у меня встроенная реалтековская звуковая, до нее была ASUS ROG Xonar Phoebus, но это совсем не про музыку, ничем меня не удивила, пользовался и sound-blaster-z, звук мне понравился, но он был резковат и еще, я, ее спалил практически сразу же, как установил. Скорее всего коротнуло. она соприкасалась с видеокартой, расположение разъемов было не удачным.
Бюджет мой составляет 20 000р и у меня такие мысли - рассматривал я два варианта:
1.Asus stx 2 и докупить к нему (2) операционных усилителя (Burson Audio v6 vivid single), но я хочу еще спросить, пойдут ли для ушей такие опа, так как они дискретные одноканальные .
2.Burson Audio Play Basic b и докупить к нему (4) операционных усилителя (Burson Audio v6 vivid single), по цене это будет дороже первого варианта более, чем в 2 раза. Допустим купить для начала сам ЦАП, а опа докупить позднее или же купить 2шт опа и еще 2 докупить позднее.

Ребят, хочу совета от вас, и вашего бесценного опыта, как сильно будет отличаться звук 1-го и 2-го варианта, какова будет разница, может быть вы посоветуете что то более хорошее и разумное. В долгу не останусь)

Muradin

Здравствуйте, помогите разобраться в нюансах подключения саундбара (LG SK5) и гарнитуры к настольному ПК.
В настоящий момент саундбар подключен к ПК с помощью 3.5мм - 3.5мм (вставляется во встроенную звуковую материнской платы).
Когда возникает потребность включить гарнитуру - приходится отсоединять саундбар и подключать ее в тот же встроенный порт.

Конечная цель: иметь возможность слушать звук с гарнитуры, не отсоединяя саундбар. Так же планирую к покупке внешнюю звуковую
Имеется несколько вопросов:
1. Рационально ли вообще подключение саундбара к ПК с помощью AUX кабеля? Оптики в ПК нет, а два HDMI порта на видеокарте заняты под монитор и тв (использую как второй монитор). В саундбаре есть еще порты HDMI, HDMI (ARC), USB, ну и OPTICAL IN. Может через какие то другие разъемы звук будет лучше?
2. Учитывая что планируется к покупке внешняя звуковая карта (в бюджете около 200$, пока что присматриваюсь к Creative SoundblasterX G6 или G5), сможет ли она помочь заодно и решить проблему переключения звука между наушниками и саундбаром? Могут ли они одновременно работать и воспроизводить один и тот же звуковой ряд? Или хотя бы чтобы при подключении наушников автоматически звук воспроизводился только через них, такой вариант тоже устроит (не охота именно каждый раз отключать саундбар).
3. Если ответ на 2й вопрос утвердительный, как правильнее произвести подключение, а именно саундбара к звуковой карте? В G6 есть разъем для гарнитуры, и отдельно для микрофона. так же есть оптический выход. К примеру если соединить саундбар и звуковую через оптику, и подсоединять гарнитуру по надобности - будет ли это оптимально?

Для чего мне звуковая? планирую купить гарнитуру для общения/игр чтото вроде HyperX Cloud Core или типа того, не сильно дорогую но неплохого качества, а они имеют сопротивление порядка 60 Ом, что встроенная не потянет та и хочется более качественного звука. Надеюсь что и саундбар зазвучит получше
Если есть советы по выбору другой звуковой - буду рад выслушать предложения. Заранее спасибо и прошу меня простить, если какая то информация избыточна/недостаточна

Dontdoit

Всем добрый день!
Необходима помощь в выборе ЗК+наушники.
Бюджет примерно 30-35000р
Использоваться будут преимущественно для игр (Competitive шутеры, важно чёткое позиционирование), немного для кино и музыки.
Пока что приглянулись вот такие варианты:
-ASUS PCI Xonar Essence STX II 7.1
-Creative Sound BlasterX AE-5
-Sennheiser GSX 1200 Pro
и Beyerdynamic DT 880, 250 Ohm.
Хотелось бы услышать стоит ли того или предложите варианты получше, заранее спасибо!

Smuel

Помогите, пжл, подобрать начальную аудиофильную систему с прицелом на будущее.

Сейчас стоят следующие задачи:

1) Нужны наушники для дома (ПК), так как работаю много дома, где есть маленькие детки. Работа у меня творческая, поэтому люблю включить музыку без вокала (чтобы не отвлекали слова песни) и под нее работать. Через вставные наушники все равно доносятся писк малышни иногда, поэтому стал смотреть в сторону полноразмерных наушников. Бюджет до 10-13 тыс.
Наушники желательно с поворотными чашечками, чтобы можно было повесить на шею, например, в самолете.
Кабель - если слушать дома, то без особой разницы, можно витой. Для улицы желателен прямой не длинный. Поэтому наверно лучше уши со съемными проводами.
Велюровые амбушюры - прочитал, что они удобнее, если долго в течение дня наушники на голове. Но это не принципиально, главное, чтобы было удобно и ничего не потело.

2) 95% времени музыку слушаю на компе, значит нужен ЦАП + усилитель, или цапоусь. На это бюджет 15-17 т.р. Готов рассмотреть вторичный рынок.

3) Ну и в перспективе, где-нибудь через полгодика, к наушникам взять плеер до 50 тыс.

Просьба помочь советами, какую связку рассмотреть под мои задачи, чтобы и дома можно было насладиться качественным звуком и в поездке или на прогулке. Предпочтительные музыкальные жанры: больше склоняюсь к мелодичной электронике, например,Trance (Above and beyond, Chicane и т.п.), Jazz Rap (Gramatik, Joakim Karud), Chillout. На улице в плеере во время тренировок (пробежки, турники) могу и рок, драм энд бэйс послушать, в общем, что-нибудь энергичное, заводное.

P.S. Живу в регионе, где особо послушать наушники негде, но в 20-х числах ноября намечается поездка в Москву, где планирую заскочить в DoctorHead, чтобы послушать наушники.

ostenmark

Посоветуйте, пожалуйста внешнюю звуковую карту, желательно портативную, но можно и нет, без лишних разьемов и прочих плюшек, которые добавляют цену, интересует просто чистый, честный, качественный звук за эту цену, для прослушивания музыки в наушниках, то есть нужен хороший цап и к нему встроенный усилитель, чтоб раскачать 150 омные наушники, но можно и больше Омов))), не беда)) я слышал, что чем больше ом, тем уверенней и ровней звук идет, без провалов, но я дилетант в этих вопросах, так, что заранее извиняюсь)) Для прослушивания буду использовать наушники скорее всего Sennheiser HD 599 или Sennheiser HD 58x jubilee.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Как подключить внешнюю звуковую карту

Запись качественного звука невозможна без звуковой карты, поэтому она является одним из главных устройств в студии. Это полезное приобретение для музыканта, с помощью которого можно записывать и воспроизводить свои композиции. Разберемся, как подключить к звуковой карте различные музыкальные инструменты, как правильно соединять звуковую карту с компьютером и периферией.

Как подключить внешнюю звуковую карту к компьютеру

Для начала присоединим ваш аудиоинтерфейс к компьютеру. Чаще всего понадобится просто подключить звуковую карту по USB либо найти разъем thunderbolt/type-C. Иногда необходимо скачать драйверы, что мы и рекомендуем вам сделать в любом случае. Современные аудиокарты автоматически определяются системой и не требуют сложных настроек. Просто подключите звуковую карту к компьютеру, зайдите на официальный сайт её производителя, скачайте и установите драйверы для вашей модели аудиоинтерфейса. Расположение драйверов указано в инструкции к аудиоинтерфейсу и отличается от производителя к производителю.

Как подключить внешнюю звуковую карту к компьютеру

После скачивания и установки драйвера, зайдите в раздел «звук» панели управления и убедитесь, что на воспроизведении и записи звука в качестве рабочего устройства появилась звуковая карта. Если все так и произошло, можете начинать пользоваться своим новым устройством.

Откройте ваш цифровой секвенсор, вроде Cubase, Ableton или Fruity Loops, и установите в настройках звука звуковую карту в качестве устройства записи и прослушивания. В зависимости от используемой программы, эти настройки могут отличаться, подробности о них широко распространены в сети.

Как подключить микрофон к звуковой карте

Как подключить микрофон к звуковой карте

Для подключения микрофона к звуковой карте, нужно учесть несколько условий.

Во-первых, обратите внимание на доступные разъемы звуковой карты. Чаще всего, современные аудиоинтерфейсы снабжены комбинированными гнездами XLR/Jack, которые поддерживают оба штекера. В зависимости от имеющегося разъема, приобретите соответствующий кабель для вашего микрофона.

Во-вторых, важен тип подключаемого микрофона – конденсаторный, либо динамический.

Динамический микрофон не требует дополнительного электропитания, и его можно просто подсоединить в разъем, отстроить усиление и начать запись. Конденсаторному микрофону для работы необходимо дополнительное напряжение, которое называется фантомным питанием.

Большинство аудиокарт имеют фантомное питание – найдите на корпусе устройства переключатель с надписью +48V и включите его, после того как подсоедините микрофон. Отстройте усиление и начинайте запись.

midi-разъемы звуковой карты

Конечно, сегодня всё чаще встречаются микрофоны, использующие USB соединение. Оно используется для возможности относительно качественной записи без использования звуковой карты. Обратите внимание, что USB микрофон к звуковой карте напрямую не подключается, и для лучшего качества записи мы бы рекомендовали использовать традиционное подключение микрофонов к аудиоинтерфейсу, о котором говорили ранее.

Как подключить колонки к звуковой карте

Как подключить колонки к звуковой карте

Важным пунктом во всей необходимой коммутации студии – это подключение колонок мониторинга к звуковой карте. Одними наушниками не обойтись, и скоро вы сами это поймете, потому что на разных устройствах звук может звучать по-разному. К тому же, в любом случае однажды захочется послушать готовое произведение, либо записанную звуковую дорожку в полном масштабе. Мониторные колонки, как и мониторные наушники, не приукрашают звук, а отображают его «как есть», без искусственно измененных частот.

Подключение мониторов к звуковой карте

Для подключения мониторов к аудиоинтерфейсу используются RCA-гнезда, которые еще называют «тюльпанами», балансные разъемы XLR, либо большие балансные TRS-разъемы Jack 6.3. В зависимости от модели ваших мониторов и звуковой карты, выберите доступное подключение и просто соедините устройства между собой.

Балансные кабели и разъемы названы так, потому что их конструкция подразумевает шумоподавление, а прослушивание аудиосигнала без шума очень важно в условиях студии.

Чтобы подключить сабвуфер к звуковой карте, используйте те же средства, что и для подключения мониторных колонок.

Как подключить наушники к звуковой карте

Как подключить наушники к звуковой карте

Во время записи и сведения важно слышать и контролировать весь процесс, поэтому без наушников не обойтись.

Большинство звуковых карт имеют отдельный разъем для наушников. Продвинутые модели могут иметь даже несколько разъемов – чтобы происходящее со звуком могли одновременно слышать, например, вокалист и звукооператор. В подключении наушников к аудиоинтерфейсу нет ничего сложного – для этого существует специальный выделенный разъем. Однако, чаще всего это будет гнездо формата Jack 6.3, то есть под большой джек. Если ваши наушники не имеют такого штекера, то придется обзавестись переходником.

Мы бы рекомендовали использовать профессиональные мониторные наушники, которые точно воспроизводят звук, и из коробки снабжены необходимым штекером.

Как подключить миди клавиатуру к звуковой карте

Как подключить миди клавиатуру к звуковой карте

Один из возможных вариантов подключения миди клавиатуры к компьютеру – использование коммутации через встроенный midi-интерфейс звуковой карты. Несмотря на то, что многие современные midi-клавиатуры имеют только разъем USB, на рынке встречается множество моделей таких контроллеров, использующие классические миди разъемы.

Для подключения такой клавиатуры, используйте midi-кабель, соединив разъемы midi out на контроллере и midi in на звуковой карте.

midi-разъемы

Как подключить гитару через внешнюю звуковую карту

Как подключить гитару через внешнюю звуковую карту - HI-Z

Помимо записи на микрофон, большинство звуковых карт имеют возможность записывать инструменты. Для гитар используется специальный разъем Hi-Z, который имеет повышенное сопротивление для более точного согласования с выходным сигналом звукоснимателей. Такой разъем позволяет качественно записать инструмент, не потеряв важные нюансы звучания.

На некоторых аудиоинтерфейсах один из входных разъемов можно сделать инструментальным, включив находящийся рядом тумблер с надписью Hi-Z. Подключитесь в это гнездо, отрегулируйте усиление сигнала и приступайте к записи.

Как подключить звуковую карту к микшеру

Для удобства коммутации и записи сразу нескольких инструментов в общий микс используют микшерный пульт, подключая его к звуковой карте. Таким образом, в зависимости от количества входов и выходов пульта и звуковой карты, вы можете расширить возможности записи.

Для подключения нескольких инструментов в микшерный пульт и записи общего сигнала соедините выходной разъем микшерного пульта с входным разъемом звуковой карты. Учтите, что таким образом вы сможете записать только все инструменты, подключенные в микшер, одновременно в одну дорожку. Так же можно подключить аудио выходы звуковой карты в каналы микшера для осуществления мониторинга. Наушники и мониторы подключаем в соответствующие разъемы микшерного пульта.

Для записи нескольких отдельных дорожек, звуковая карта должна обладать большим числом входов и выходов, а микшер – разъемами разрыва канала (Channel Inserts). Каждый разъем Channel Inserts имеет стерео формат, и для соединения со звуковой картой вам потребуется шнур Stereo Jack 6.3 на два разъема Mono Jack 6.3. Таким образом, в разрыв канала микшера подключается канал звуковой карты, и запись может вестись в несколько дорожек, с использованием всех функций микшерного пульта. Все остальные подключения можно повторить из предыдущего пункта.

Как подключить усилитель к звуковой карте

Для хорошего качества прослушивания сигнала, многим колонкам и наушникам требуется усилитель. Соединение звуковой карты с усилителем выполняется очень просто – нужно соединить выходные разъемы звуковой карты (не путать с разъемом для наушников) с входными разъемами усилителя. В зависимости от моделей устройств, формат разъемов может отличаться – балансный XLR разъемы, либо балансные TRS-джеки. Внимательно изучите имеющееся в наличии оборудование и спланируйте коммутацию, только после этого приобретайте необходимые шнуры.

Выбираем мониторы для домашней студии


Lansing Monitor System 500 — первый коммерческий студийный монитор 1937 года

Обычная акустика и Hi-Fi системы в качестве мониторов не подойдут — они созданы, чтобы сделать прослушивание музыки наиболее приятным. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) намеренно сделана неровной — как правило, присутствует небольшой подъем на низких и высоких частотах. За счет этого бас начинает звучать плотнее, вокал и тарелки — «прозрачнее» и объемнее.

Студийные мониторы должны выдавать достоверный звук, чтобы распознать дефекты. Следовательно, в мониторах должна быть ровная АЧХ без провалов и пиков.



АЧХ Hi-Fi акустики Microlab Solo 6C (слева, виден подъем на низких и высоких частотах) и студийных мониторов KRK Rokit Powered 5 (справа, АЧХ более ровная)

Важная деталь: обычные колонки и Hi-fi системы продаются комплектом, а студийные мониторы — часто поштучно. Для большинства задач потребуется пара мониторов. Нечетное количество используется для работы с многоканальным звуком, например, в фильмах.

Виды студийных мониторов

Чтобы «раскачать» большие динамики мониторов, нужен усилитель. В активные мониторы он уже встроен — остается соединить их с источником звука и подключить к розетке. Пассивные мониторы обычно дешевле активных, но идут без усилителя — его придется докупать отдельно и подбирать под параметры аудиосистемы, а его стоимость может быть сопоставима с еще одним монитором. При этом выигрыш в качестве звучания новички могут не заметить. Для комфортной работы со звуком в домашней студии на начальном этапе достаточно встроенного усилителя.


Усилитель активного монитора Yamaha HS8

Мониторы ближнего поля устанавливаются в небольших помещениях (как правило, до 40 кв.м.) на расстоянии 60–90 см от слушателя. Они обеспечивают наилучший контроль средних и высоких частот. Мониторы среднего и дальнего поля ставят в помещениях покрупнее, на расстоянии нескольких метров от звукоинженера. Их применяют для тонкого выстраивания панорамы, проверки звучания трека на «большой» концертной акустике и при мастеринге для работы с нюансами звучания, прежде всего — в области баса и саб-баса. Дело в том, что частотный интервал звуковой волны — это результат деления скорости звука в воздухе (331 м/с) на определенную частоту. Таким образом, частотный интервал для 100 Гц (это диапазон баса и бочки) — 3,3 метра, для 50 Гц (саб-бас, который больше ощущается, чем улавливается слухом) — почти 7 метров. Поэтому, чтобы звуковая картина ниже 100 Гц раскрылась полностью, нужно большое расстояние от монитора до слушателя.


Контрольная комната студии Power Station at BerkleeNYC. На микшерном пульте стоят мониторы ближнего поля Yamaha NS10M (горизонтально) и Genelec 1031AP (вертикально), к потолку прикреплены мониторы дальнего поля UREI 813C.

Домашние студии редко располагаются в помещении просторнее 40 кв.м., следовательно, активные мониторы ближнего поля — самый популярный вид мониторинга у большинства музыкантов и звукорежиссеров-любителей. Для контроля баса и саб-баса применяются наушники, сабвуферы, а также навык «ощущать» специфический бас небольших мониторов, который приходит с опытом.

Характеристики студийных мониторов

1. Размер вуфера

Современные студийные мониторы чаще всего состоят из двух динамиков. Тот, что крупнее, называется вуфер, он воспроизводит низкие и средние частоты. Твитер — помельче, играет высокие.


Вуферы мониторов ближнего поля бывают диаметром от 3 до 9 дюймов. Чем меньше площадь контрольной комнаты — тем меньше нужен диаметр вуфера, чтобы ее адекватно «подзвучить». Чем больше вуфер, тем ниже минимальная отметка диапазона воспроизводимых частот, но в маленькой комнате такой монитор может «бубнить» — длинным басовым волнам будет негде рассеиваться, и они начнут скапливаться по углам. Вместо детального и насыщенного баса получится каша. Для помещения площадью 25–30 кв.м. достаточно мониторов с диаметров вуфера 5–6 дюймов.

Размер вуфера нужно подбирать не только под помещение, но и под задачи. Для работы с речью — озвучка подкастов, роликов для ютуба, аудиокниг или уроков иностранного языка — будет достаточно моделей с динамиком от трех дюймов (например, MACKIE CR4 или M-Audio AV32), поскольку наш голос почти не содержит никакой полезной информации ниже 100 Гц.


Mackie CR4

В рок-музыке, для контроля записи живых инструментов и вокала или создания демо-записи, большой диаметр вуфера не нужен. Звукорежиссеры даже часто «отрезают» прямо на мастер-шине всё, что ниже 30–50 Гц — от инструментов здесь остается лишь бесполезное гудение. После удаления саб-баса получается более плотный и детальный бас, который в рок-музыке располагается где-то между 50 и 150 Гц. Для этого жанра подойдут мониторы, которые производят ровный и хорошо детализированный звук, например, Yamaha HS7.


Yamaha HS7W


KRK RP8G4WN

2. Материал вуфера

Производители постоянно ищут наиболее легкий (чтобы двигался быстро) и твердый (чтобы не мялся при движении) материал для своих динамиков. Чаще всего применяется бумага, пропитанная специальным составом, и именно бумажные диффузоры считаются золотой серединой. Но встречаются и необычные материалы: кевлар, алюминий, углеродное волокно, полимеры и т. п. Полимерные диффузоры не любят за некое «отставание» при отыгрывании транзиентов (барабаны будут звучать мягко, мелкие детали будут сглаживаться). Кевларовые диффузоры — легкие, прочные и надежные, но требуют сложной системы кроссоверов, что удорожает конструкцию. И всегда стоит иметь в виду, что различия между разными материалами и конструкциями вуферов услышит далеко не каждый профессиональный звукорежиссер, не говоря о начинающих.

3. Фазоинвертор

При проигрывании музыки вуфер движется вперед-назад и создает избыточное давление в корпусе монитора. Поэтому в корпус добавляют фазоинвертор — специальную трубу, которая не только снижает давление внутри кабинета, но и заставляет воздух резонировать на ультранизких частотах. Это позволяет системе отыгрывать такие низкие частоты, которые вуфер без фазоинвертора просто не сможет воспроизвести.


Фазоинвертор может принимать разные формы, но всегда определяется безошибочно

Для домашней студии в небольшом помещении лучше подходят мониторы с фазоинверторами на лицевой панели — их можно поставить в 20–30 см от стены. Мониторы с задним расположением фазоинверторов нужно устанавливать минимум в метре от стены, иначе басовые частоты будут отражаться от нее, создавая гул и резонансы.

4. Нужен ли сабвуфер?

Сабвуфер расширяет басовую область воспроизводимых частот, но за это придется платить более строгой подготовкой помещения. Чаще всего «саб» представляет собой большую тяжелую коробку с огромным динамиком внутри, при движении которого начинает сотрясаться вся комната.


Сабвуфер внизу

Для настройки частоты среза — на которой «сдаются» мониторы и за дело берется сабвуфер — понадобится определенный опыт: неправильно выставленная частота приведет к гудению и резонансам. К тому же, стоимость сабвуфера эквивалентна стоимости еще одного монитора, и места он займет немало. С другой стороны, «саб» понадобится всего один — низкие частоты в большинстве записей панорамируют строго по центру, ведь человеческое ухо не различает положение источника сигнала частотой ниже 200 Гц.

5. АЧХ студийных мониторов

Для мониторов критично наличие ровной АЧХ без провалов и пиков. Как правило, на сайте производителя даны графики для всех моделей. Идеально ровной АЧХ не бывает, но нужно следить за тем, чтобы не было «горбов» и «ям» более 3–5 дБ в диапазоне 50–20000 Гц.


АЧХ мониторов Yamaha HS8. Виден спад в районе 50 Гц.

В частотах ниже 50 Гц мониторы ближнего поля имеют существенный спад, и это нормально, ведь их стихия — средние и высокие. Для сравнения, мониторы дальнего поля UREI 813 выдают ровную АЧХ в басовом диапазоне вплоть до 20 Гц, но «сдаются» в области высоких.


АЧХ мониторов UREI 813. Виден спад сразу после 10 кГц.

6. Настройки и типы подключения

Профессиональные студийные мониторы, как правило, оснащены балансными XLR и, опционально, небалансными TRS разъемами. Бюджетные мониторы «мультимедийного» типа могут дополнительно подключаться с помощью RCA «колокольчиков».

Часто на мониторах есть только регулятор громкости, но некоторые модели можно настраивать, чтобы лучше вписать монитор в помещение. Иногда это просто фильтры высоких и низких частот, но бывают и более продвинутые решения. Например, модель KRK Rokit 5 G4 оснащена полноценным цифровым эквалайзером с LCD-дисплеем, который позволит очень тонко настроить звучание мониторов. Более того, в комплекте идет приложение для смартфона, которое поможет правильно расположить мониторы и порекомендует настройки эквалайзера, созданные после анализа акустики помещения.


Эквалайзер на задней панели мониторов KRK Rokit 5 G4

Если в модели с большим вуфером есть настройка среза по низам — можно смело ставить ее в небольшую комнату, убрав лишние частоты. Для определенных задач их всегда можно вернуть обратно.

7. Мониторы и комната: как их подружить?

Мониторы вместе со слушателем должны располагаться в комнате так, чтобы образовать правильный треугольник. Уши должны быть на уровне условной линии между твитером и вуфером. Для этого мониторы лучше расположить на стойках или специальных подставках.



Такое расположение мониторов формирует т. н. sweet spot — точку с наиболее полным звуком

Установка акустики вдоль короткой стены приведет к тому, что мониторы окажутся по углам — это способствует накоплению в углах лишнего баса. Расположение вдоль длинной стены, напротив, не позволит низкочастотным волнам «раскрыться». Например, если до противоположной стены расстояние будет 2,5 метра, то возникнут проблемы с восприятием частот ниже 150 Гц. Здесь нужно искать компромисс.

Акустическая подготовка помещения — большая отдельная тема, но вкратце: звуковую волну можно поглотить какой-нибудь мягкой пористой поверхностью, либо рассеять об поверхность с большим количеством углов и выступов.


“Неправильная” геометрия комнаты, поглощающие (перфорированные) и рассеивающие (диффузор Шредера) панели в студии Kraków University

В домашних условиях можно превратить в акустические панели обычную мебель. Мягкие кресла, диваны, открытые гардеробы с одеждой, расположенные по углам, сойдут за басовые ловушки. Книжные полки и стеллажи могут играть роль диффузоров — их неоднородная поверхность рассеивает звук. Плотные занавески в два слоя справятся с отражениями от окна. Чем меньше в комнате симметрии, чем больше различных выступов и рельефных поверхностей, тем меньше будет резонансов.


Даже профессиональные студии используют мебель для наилучшего поглощения и рассеивания звука

Заключение

При выборе мониторов стоит руководствоваться, прежде всего, собственными ушами. Запишите на флешку несколько любимых треков в наилучшем качестве, выберите в торговом зале несколько подходящих по типу и конструкции моделей и попросите их подключить. Даже в неподготовленном помещении хорошие мониторы позволят почувствовать в знакомых записях новые оттенки, звуки и детали.

Студийные мониторы на собственных записях могут поначалу звучать «невкусно», ведь они делают очевидными многие ошибки, которые новички допускают при работе со звуком. Мониторы отыгрывают материал как есть, без прикрас. Поначалу к такому звучанию привыкнуть сложно, но именно так звучит достоверность.

Читайте также: