Как правильно расставить студийные мониторы

Обновлено: 22.04.2024

Установка студийных мониторов: как правильно разместить акустику в комнате и студии

Система мониторинга — основной рабочий инструмент студии звукозаписи. Именно от неё зависит итоговое качество трека: мониторы должны выдавать ровную и сбалансированную картину по всему спектру без перепадов по частотам. Однако ровность звучания далеко не всегда зависит от выбранной модели монитора — при неправильном расположении даже самые крутые модели не смогут звучать так, как надо. Из этого материала вы узнаете, где разместить динамики и как установка студийных мониторов влияет на звучание студии.

Студийные мониторы в ALL FOR DJ

Установка студийных мониторов далеко не самое сложное занятие. Достаточно следовать нескольким проверенным правилам, чтобы найти подходящее место для динамиков в студии. Тем не менее из всех правил существуют исключения. Приведённые ниже методики не более, чем отправная точка для поиска идеальной позиции мониторов. Смело отходите от правил и корректируйте положение динамиков исходя из особенностей акустической системы и самого помещения. Помните о главном: мы говорим о звуке, поэтому установка студийных мониторов — занятие, в котором нужно полагаться на уши, а не на глаза.

Установка студийных мониторов

Установка студийных мониторов неразрывно связана с правильным планированием рабочего места в студии. Расположение динамиков и стола (точки прослушивания) в помещении играет основную роль в создании нейтрального и сбалансированного звучания студии. Правильно спланированное рабочее место гарантирует аккуратное и точное звучание аудиоматериала: звук не будет переполнен частотами в каком-либо диапазоне, а весь спектр всегда будет хорошо различим.

Можно сколько угодно читать советы «профи», предлагающих облепить всё вокруг басовыми ловушками и звукопоглотителями, однако основа качественного и сбалансированного звука студии — правильное расположение студийных мониторов.

Отходим от стен

Установка студийных мониторов. Расстояние до стены

Минимальное расстояние от стола/мониторов до стены — 20-30 см

Начнём с главного: в идеале мониторы должны находиться как можно дальше от стен. Обычно отступа в 20-30 см достаточно, чтобы исходящие звуковые волны рассеялись и не стали причиной неприятных искажений.

В зависимости от конфигурации и особенностей помещения не исключено, что отступать от стен придётся сильнее. Возможно, что комнате потребуются дополнительные доработки, но прежде чем хвататься за перфоратор начните с большего отступа — например, 40-50 см.

Дополнительный плюс в отступе от стен — более простой доступ к задним панелям оборудования. Не придётся лазить в непонятных позах, двигать устройства и сокрушаться из-за невозможности попасть кабелем в разъём.

По возможности не планируйте рабочее место в углу комнаты. Обычно угол становится жуткой проблемой: волны отражаются сразу от двух поверхностей, что приводит к быстрому естественному наращиванию низких частот. Итог такого буста — отвратительно перекачанный низом микс.

Выбираем положение

Большинство студийных мониторов созданы для вертикального расположения. Считается, что горизонтальная ориентация ухудшает стереокартину — микс звучит недостаточно широко, панорама кажется нам более узкой. Итогом неправильной ориентации становятся зажатые миксы, в которых «участники» толпятся где-то около центра, хотя по бокам места столько, что можно посадить пару Боингов.

Выход из ситуации простой — читайте инструкцию мониторов, производители всегда указывают, как именно располагать ту или иную модель. К примеру, мониторы PreSonus Eris E5 и E44 можно устанавливать как угодно, а вот популярные KRK Rokit созданы только для вертикальной установки.

Установка студийных мониторов. Горизонтальный вариант

Горизонтальная установка студийных мониторов. Твитеры (маленькие динамики) смотрят наружу.

При горизонтальном расположении мониторы должны быть зеркальным отражением друг друга. Вуферы должны быть ближе к центру стола, твитеры — смотреть по сторонам.

Установка студийных мониторов. Вертикальный вариант

Вертикальная установка студийных мониторов. Твитеры смотрят наверх.

При вертикальной установке принципы те же: мониторы стоят зеркально по отношению друг к другу, вуферы внизу, твитеры — вверху.

Несмотря на рекомендации производителя, всегда существует место для экспериментов — возможно, что в вашей комнате горизонтальная ориентация мониторов даст более чистый и точный звук. Вывод простой: придерживайтесь мнения производителя, но устанавливайте мониторы исходя из особенностей студийного помещения и рабочего места.

Соблюдаем равносторонний треугольник

Установка студийных мониторов связана с рассказом об идеальной точке прослушивания (англ. Sweet Spot). Под этим определением обычно подразумевают центр между левым и правым динамиком стереосистемы. Именно здесь сигналы мониторов встречаются и образуют самую лучшую и точную звуковую картину.

Найти «свит-спот» довольно просто, если воспользоваться правилом равностороннего треугольника. Поставьте мониторы на определённом расстоянии друг от друга (например, 70 см), а затем сядьте по центру так, чтобы расстояние между левым и правым твитером и ушами было таким же, как между самими мониторами. Если всё сделано правильно, получится равносторонний треугольник, в котором первая и вторая вершины — твитеры мониторов, а третья — ваша голова.

Установка студийных мониторов. Равносторонний треугольник

Равносторонний треугольник между мониторами и головой

Поднимаем мониторы на уровень ушей

При распространении в пространстве высокие частоты более сфокусированы — они меньше рассеиваются по округе. Высокочастотный контент во многом напоминает луч, который бьёт строго в ту сторону, в которую направлен его источник (в нашем случае — твитер). Низкие частоты ведут себя наоборот — подобно туману низкочастотный контент расползается по всему доступному пространству.

Установка студийных мониторов. Высота

Твитер монитора должен располагаться на высоте ушей

При использовании больших мониторов (8, 10, 12 и более дюймов) твитеры могут оказаться значительно выше ушей. Самым простым способом исправления этой проблемы станет переворот каждого монитора так, чтобы твитеры оказались внизу. Способ не совсем стандартный и правильный, но при использовании подставок — более, чем действенный.

Стремимся к симметрии

В идеале рабочее место нужно разместить в центре стены, при этом:

  • Расстояние между мониторами и ушами должно быть одинаковым (помним о равностороннем треугольнике);
  • Расстояние от левого монитора до левой стены помещения должно быть таким же, как расстояние от правого монитора до правой стены.

Центрирование позиции аудиосистемы обеспечивает максимально сбалансированное звучание микса в точке прослушивания — там, где находитесь вы. Симметричное расположение также приводит к более точному и чистому воспроизведению мониторами низких частот — микс не утопает в басах.

Установка студийных мониторов. Установка по длинной стене

Рабочий стол в студии лучше установить по длинной стене

В прямоугольной комнате (особенно, маленькой) лучше располагать рабочее место по длинной стене. Такое решение минимизирует проблемы, вызванные отражением звуковых волн от стен — у них будет больше пространства для рассеивания. При расположении рабочего места по короткой стене звуковые волны скорее всего не успеют рассеяться, что исказит микс.

Стремитесь к симметрии по длинной стене комнаты. Если левый монитор находится в полутора метрах от левой стены и 60 сантиметрах от задней стены, то правый монитор должен оказаться на том же расстоянии от правой и задней стен.

Выдерживаем расстояние

Расположение рабочего места в углу — не лучшая идея. Вместе с тем впадать в крайности также не стоит: разместив стол строго по центру, вы создадите своего рода новый угол, который испортит микс.

Правило простое: расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен (или ближайшей из них). Если левый монитор удалён от левой стены на полтора метра, то он не должен быть удалён от задней стены комнаты на то же расстояние.

Установка студийных мониторов. Разные расстояния до стен

Расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен

Посмотрите, как выглядят рабочие места в студиях. Студийный стол никогда не стоит строго по центру, обычно его смещают вперёд, ближе к задней стене комнаты. В условиях квартиры будет достаточно расстояния в 50-60 см до задней поверхности, однако оно может быть и меньше — точную цифру каждый выбирает сам исходя из особенностей имеющейся комнаты.

Корректируем звучание

В идеальном мире рабочее помещение должно быть настолько большим, чтобы точка прослушивания оказалась на достаточном расстоянии от задней и боковых стен, а также всех углов комнаты. В реальности дело обстоит совершенно иначе: в 90% случаев рабочей комнатой выступает спальня, гостиная или какая-нибудь коморка за актовым залом.

Производители мониторов прекрасно понимают, что реальность всегда расходится с тем «как задумано» — многие модели оснащаются встроенными регуляторами для настройки звучания мониторов под помещение и расположение рабочего места. Благодаря им монитор может подстроить своё звучание так, чтобы устранить недостатки помещения или неправильного расположения точки прослушивания.

Установка студийных мониторов. Секций коррекции звука

Секция настройки звучания на мониторе

При близком расположении монитора к стене происходит значительное наращивание низких частот — эффект перенасыщения низа из-за неправильного расположения динамиков обычно называют «пограничное усиление баса» (англ. Boundary Bass Boost). При расположении монитора в углу комнаты буст проявляется сильнее, при расположении близко к стене — слабее (он всё равно присутствует, не пытайтесь обмануть себя).

Секция управления звуком, устанавливаемая на большинство студийных мониторов, устраняет недостатки неправильного расположения. Суть работы настроек максимально проста — ослабить на несколько децибел область частот ниже заданного диапазона. Параметров настройки обычно три:

  • 0 дБ — изменения звучания не происходит. Подходит для мониторов, установленных в центре стены, достаточно далеко от углов.
  • –2 дБ — монитор ослабляет на два децибела низкие частоты. Пригодится для тех случаев, когда монитор стоит недалеко от стены.
  • –4 дБ — монитор значительно ослабляет низкие частоты, предотвращая пограничное усиление баса. Предусмотрен для ситуаций, когда монитор стоит в углу или близко к нему.

Определить необходимость дополнительной настройки просто — послушайте микс. Слышите, что микс гудит и мутнеет? Крутите предложенные настройки. В точке прослушивания с басом всё в полном порядке, а за её пределами — полный провал? Настраивайте звучание.

Если избежать угла или близкого расположения к боковой стене не удаётся, то переключатели на мониторах нужно установить в разные положения. Если левый динамик оказался у стены, переведите переключатель в положение –4 дБ, чтобы устранить буст низких частот. Переключатель правого динамика, оказавшегося близко к стене, лучше перевести на –2 дБ.

Определяемся со звукопоглощением

Установка мониторов на столе не позволяет динамикам выдавать чистый и сбалансированный звук. При таком расположении динамиков стол становится дополнительным резонатором, вмешивающимся в процесс формирования сигнала: исходящие от мониторов звуковые волны отражаются от поверхности стола и только после этого движутся в сторону точки прослушивания. В итоге к нам поступают сильно изменённые волны, которые не имеют ничего общего с оригинальным звучанием.

Студийные мониторы передают вибрации на любую твёрдую поверхность, на которой они стоят. Вибрации, в свою очередь, становятся источником проблем: они расшатывают крепежи стола, вызывают неочевидные шумы поверхности и приводят к образованию грязи в слышимом миксе. К тому же у стола существует и собственная резонансная частота: после включения мониторов стол может усиливать определённые частоты под воздействием вибрации динамиков.

Установка без подставок не позволяет поставить мониторы на нужной высоте, что нарушает правило о расположении твитеров на высоте ушей. В общем, подставки не только увеличивают высоту мониторов, но и спасают микс от нежелательной грязи.

Беда подставок в другом — их ценник зачастую начинается от 3000-4000 рублей за штуку, что может стать решающим фактором для отказа от покупки в условиях ограниченного бюджета. К тому же подставки обычно ставятся за столом, что становится проблемой при небольших размерах помещения. В таких ситуациях лучшим выходом станут звукопоглощающие изоляционные панели под мониторы — их ценник редко превышает 500 рублей за штуку (бренд здесь абсолютно не важен), а за счёт расположения на столе они экономят место в студии.

Подставки под студийные мониторы

В идеале — использовать отдельную стойку для мониторов и звукопоглощающую подставку на ней.

Панели минимизируют вибрации мониторов, не дают звуковым волнам уходить в стол и устраняют другие резонансы твёрдых поверхностей. Обычно такие аксессуары состоят из двух частей, которые помещаются друг на друга, и позволяют выбрать угол наклона мониторов. В общем, бюджетно, компактно, удобно и полезно — сплошные плюсы.

Тем не менее ждать идеального поглощения вибраций от такой изоляции не нужно: панели — не более, чем компромисс. В любом случае, лучше уж панели и хоть какое-то то звукопоглощение, чем полное отсутствие изоляции и неестественное звучание.

Установка сабвуфера

Сабвуфер усиливает низ и увеличивает количество звукового контента в помещении. Если мониторы предварительно не настроены, то работа сабвуфера зачастую является источником дополнительных проблем. Более того, становится невероятно сложно определить, кто именно загрязняет звук комнаты: мониторы или сабвуфер? По этой причине добавлять саб в существующую звуковую систему нужно только после того, как мониторы будут правильно установлены, а звучание помещения откалибровано.

Сабвуфер должен стать естественным дополнением, расширяющим и обогащающим звучание существующей системы мониторинга. Он не должен раскачивать отклик баса в пространстве или усиливать какие-либо частоты. Тем не менее не всё так страшно: так как низкие частоты распространяются во все стороны одновременно, а слух не способен определить направление, откуда поступает такой сигнал, сабвуфер можно установить практически в любом месте комнаты.

Установка студийных мониторов. Установка сабвуфера

В идеале сабвуфер должен стоять на той же линии, что и мониторы. Вместе с тем допустимо расположить его в любом месте той же половины комнаты.

Чтобы понять, где должен стоять сабвуфер, найдите для него такое место, где он будет звучать лучше всего — аккуратно подчёркивать низ и расширять его, не вызывая дополнительных проблем. Для начала установите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и проверьте, как звучат низкие частоты. В случае, если бас становится излишне мощным, переместите сабвуфер в сторону, поставьте его за собой слева или справа. Так как низкие частоты распространяются во все стороны, сабвуфер можно смело двигать по комнате в рамках той её половины, где находится точка прослушивания.

Идеальное расположение сабвуфера — в той же плоскости, что и студийные мониторы. Такая установка минимизирует фазовые проблемы сигнала. Вместе с тем допустимо расположить его в той же половине комнаты, что и точка прослушивания.

Опять-таки, как и в случае с мониторами, сабвуфер лучше держать подальше от резонирующих поверхностей. Избегайте углов комнаты — в них бас неконтролируемо усиливается, из-за чего вся звуковая система превращается в грохочущее нечто.

Тем не менее из любых правил существуют исключения — слишком многое зависит от самого помещения. Если саб хорошо звучит недалеко от стены, оставьте его там.

В общем, как и всегда, полагайтесь на уши. Если оборудование отлично звучит, то какая разница, где оно находится — у стены или в центре комнаты?

Ищите для сабвуфера такое место, в котором бас будет звучать максимально аккуратно, чётко и гладко. Делайте небольшие правки: двигайте низкочастотный динамик на несколько сантиметров в стороны и обязательно слушайте, как меняется звучание. Главное: не стоять рядом с сабвуфером — проверять звучание баса нужно сидя за студийным столом, так как именно здесь вы будете всё время работать с миксом. Перемещать сабвуфер нужно до тех пор, пока звучание низких частот в студии не станет равномерным. Не размещайте саб там, где он усиливает низ — так вы только навредите миксу.

Работа в студии зависит не только от профессионализма участников процесса звукозаписи, но и от правильно выбранного оборудования, а также от организации акустического пространства, в том числе от грамотного расположения студийных мониторов.

Овладеть премудростями расположения студийных мониторов с целью получить максимально полную звуковую картину совсем несложно. Существуют универсальные советы по организации акустического пространства в студии, но ориентироваться стоит в первую очередь на свой слух и ощущения – именно они являются критерием того, что всё сделано правильно. Поэтому к советам прислушайтесь, но экспериментируйте и исходите из особенностей помещения и самих мониторов.

студия.jpg

Чтобы выжать максимум из своих студийных мониторов, нужно грамотно организовать рабочее место, а именно расположить мониторы относительно себя, стен и горизонта. Тогда вы получите точное и сбалансированное звучание аудиоматериала по всему частотному диапазону.

Итак, начнем с перестановки. Но прежде чем что-либо расставлять, запомните главное правило: размер мониторов должен быть пропорционален размеру комнаты. Помещение около 20 квадратных метров по студийным меркам считается маленьким, в этом случае рекомендуется использовать мониторы с динамиком не более 6-7". Если же комната совсем крохотная (около 5-8 м 2 ), категорически запретите себе использовать 8" мониторы.

Такой запрет связан с понятием стоячих волн (к слову, на 100 Гц это 3-4 метра, а на 20 Гц – уже 17 метров), когда в закрытом пространстве звуковые волны отражаются от стен, распространяются в обратном направлении и создают фронт давления, который удерживает их на одном месте. Вы можете заметить появление стоячей волны по низкочастотному гулу, который длится достаточно долго. Когда вы входите в стоячую волну, баса становится очень много, в то же время в других местах его почти нет. Это мешает сводить музыку и принимать адекватное решение по поводу того, сколько на самом деле баса содержится в миксе. То есть, если у вас маленькая комната, соотносите размер мониторов, так как она не справится с мощной звуковой энергией от больших динамиков.

1. Расстояние до стен

Чем дальше мониторы расположены от стен, тем лучше. Однако, не всякое помещение может позволить вам отодвинуть мониторы от стен на 50+ см. Но постарайтесь оставить зазор хотя бы 20-30 см, это позволит избежать лишний отражений, наложений и искажений звуковых волн. Лучше отступить от стен подальше, что, к тому же, позволит облегчить доступ к задним панелям мониторов.

monitors.jpg

И да, избегайте углов. Не стоит размещать там мониторы, так как это усиливает отражение волн и приводит к чрезмерному усилению низких частот и искажению звуковой картины.

2. Вертикально или горизонтально?

Ответ на этот вопрос вы найдете в инструкции к вашим конкретным мониторам. Какие-то модели производители рекомендует устанавливать только вертикально, какие-то допускают горизонтальное расположение. Обычно студийные мониторы располагают вертикально, что связано с тем, что горизонтально расположенные мониторы сужают звуковую стереокартину.

вертикально и горизонтально.jpg

Главное правило при расположении мониторов – зеркальность. При горизонтальном расположении: твитерами наружу, вуферами друг к другу. При вертикальном расположении: тоже зеркально, вуферами вниз, твитерами вверх.

расположение.jpg

Но вы же помните, что главное в поиске отличного звука – эксперимент? Ломайте систему, и пробуйте ставить то, что должно лежать, и наоборот, а также устанавливать мониторы твитерами вниз. Пробуйте, слушайте, исходя из особенностей помещения, мониторов и вашего слуха.

3. Расходимся по углам

Нет, не по углам помещения (их как раз нужно избегать), а по углам равностороннего треугольника, в вершинах которого расположены два монитора и ваша голова. То есть, расстояние между мониторами должно быть таким же, как расстояние от вас до каждого монитора. Именно при таком расположении вы получите наилучшую и максимально точную звуковую картину. Поэтому не поленитесь, измерьте расстояния, не полагаясь расчетам «на глаз».

Правило треугольника.jpg

4. Мониторы на уровне

Речь идет об уровне ваших ушей, именно на этом уровне должны находить твитеры мониторов. Это связано с тем, что высокочастотные волны сфокусированы и распространяются преимущественно в том направлении, куда направлен динамик. В отличие от низких частот, высокие почти не рассеиваются в пространстве.

5. Курс на симметрию

Помимо симметрии в расположении мониторов относительно друг друга и вашей головы, симметрия должна соблюдаться и относительно стен помещения. То есть пара мониторов должна быть размещена в центре стены (причем длинной) на одинаковом расстоянии от стен слева и справа. Что это дает? Точное и чистое воспроизведение нижних частот, максимально сбалансированный звуковой микс. Повторимся, избегайте углов и коротких стен, чем больше расстояние от мониторов до боковых стен, тем лучше. Но при этом разместить рабочий стол и мониторы в центре комнаты - тоже не лучшее решение: расстояние от мониторов до задней стены должно превышать расстояние до боковых стен, это важно для полноты звука.

симметрия.jpg

6. Управление звуком

Студийные мониторы рассчитаны на большие студии, где будут выдержаны необходимые расстояния до стен и геометрия пространства в целом. Однако, в реальности студии чаще всего оказываются небольшими помещениями. Чтобы учесть особенности помещения и организации акустического пространства производители размещают на мониторах регуляторы для настройки их звучания.

Когда мониторы расположены близко к стене, происходит чрезмерное усиление баса. Чтобы скорректировать звук, на большинстве студийных мониторов установлена секция управления звуком, задача которой ослабить на несколько децибел (0, 2, 4 дБ) область низких частот, компенсируя недостатки помещения или неудачное расположение мониторов.

Регулировка звука.jpg

Если вы слышите, что звук мутный или гулкий, крутите регуляторы, настраивайте звук. При этом положение регуляторов на правом и левом мониторах могут быть различными, например, на одном мониторе регулятор находится в положении -4 дБ, когда НЧ существенно ослаблены, на другом можно выставить -2 дБ, когда бас менее ослаблен.

7. Звукопоглощение

И речь пойдет не о звукопоглощающих панелях на стенах студии, а о том, на чем стоят мониторы. Бюджетным вариантом является расположение мониторов на столе, что является не лучшим решением. Связано это с тем, что мониторы передают вибрацию столу, которая может усиливать определенные частоты и привести к «грязи» в звуке. Поверхность стола отражает звуковые волны, которые существенно влияют на результат. При таком расположении звук уже не будет чистым, сбалансированным и оригинальным.

Казалось бы, выходом из подобной ситуации является использование подставок под мониторы, они не будут отражать звуковые волны. Но дело в том, что мониторы передают вибрацию любой твердой поверхности, на которой расположены, в том числе и подставкам. Подставки обычно располагают за столом, а с учетом того, что нужно еще отступить от стены, вы должны располагать достаточным пространством. Да и ценник подставок может некоторых расстроить.

Настоящим спасением от вибраций и отраженного звука являются звукопоглощающие изоляционные панели, которые помещаются под мониторы и стоят недорого. Панели позволяют разместить мониторы на столе, тем самым сэкономив пространство и соблюсти правило расположения мониторов на уровне ушей. В итоге вы получите защиту от вибраций, отраженных волн, возможность регулировать угол наклона мониторов и всё это за вполне приемлемую цену. Панели можно разместить как на столе, так и на подставках.

панели.jpg

8. Сабвуфер

Сабвуфер сделает низкие частоты более выразительными, а звук богаче. Но прежде чем использовать его, необходимо очень хорошо отстроить мониторы, правильно расположив их. Сабвуфер должен именно естественно дополнять звук мониторов, а не раскачивать его. Отличная новость: сабвуфер можно установить почти в любом месте помещения, но желательно на одной линии с мониторами, чтобы свести к минимуму фазовые проблемы сигнала.

И снова экспериментируйте: расположите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и послушайте, как звучат низкие частоты. Затем регулируйте положение саба, например, при слишком мощном басе, отодвиньте его подальше, в стороны. Звук низкой частоты распространяется не направленно, а как бы заполняют всё пространство, этим и обусловлена многовариативность расположения сабвуфера. Но некоторые рекомендации по расположению сабвуфера всё-таки имеются: избегать углов и резонирующих поверхностей.

5.jpg

Подытожив вышесказанное, ориентируйтесь в первую очередь на слух. Учитывая рекомендации по расположению мониторов, слушайте, как звучит музыкальный микс: насколько чисто и полно. Экспериментируйте, ищите и наслаждайтесь музыкой!

Расположение студийных мониторов

Звукозапись

Если вы хотите самостоятельно доводить до ума свои треки, не тратя кучу денег на услуги звукорежиссеров, то вам необходим минимальный набор оборудования: качественный аудиоинтерфейс и студийные мониторы.

Купить хороший аппарат недостаточно. Колонки еще нужно правильно расставить, чтобы избежать фазовых искажений при передаче сигнала. Ниже представлены семь простых правил, которые помогут вашему оборудованию лучше справляться со своей задачей.

1. Подберите правильное расстояние до стены

Первое с чего нужно начать – это определить расстояние до стены. Нельзя располагать мониторы в углу помещения и впритык к стене. Так вы получите ненужные резонансы и перекос в частотах: бас будет слышаться намного громче, чем он был записан, а нижняя середина, наоборот, пропадет из микса.

Минимальное расстояние до стены – 5 см. Оптимальное – в пределах 1 м. Идеальное – высчитывается исходя из размеров комнаты и составляет около 30-40% ее длины.

Нельзя ставить громкоговорители в центр комнаты, так вы получите слишком много эха. Также мониторы с задним фазоинвертором не рекомендуется ставить ближе 1 м от стены.

СОВЕТ!

Расположите свое рабочее место возле короткой стены комнаты, чтобы избежать звуковых отражений от стены за спиной.

2. Рассчитайте расстояние до звукоинженера

Мониторы должны быть направлены в голову звукоинженера, то есть стоять под углом к плоскости стены. Угол определяется каждым звукоинженером по своему усмотрению. Новичкам лучше начать с самого популярного варианта, в котором две колонки и звукоинженер образуют равносторонний треугольник, углы которого составляют 60 градусов.

В этом случае рассчитать расстояние до звукорежиссера вам поможет элементарная математика:

Формула расчета расстояния от мониторов до звукоинженера

где l – искомое расстояние до звукорежиссера, a – расстояние между двумя колонками.

Однако эту формулу нельзя считать единственно верной. Вы можете сесть немного ближе или дальше. Вам в любом случае придется ориентироваться на размеры своей комнаты и, самое главное, собственный слух и вкус.

3. Обязательно соблюдайте симметрию

Вы можете расположить динамики в 10 см от стен и сесть на расстоянии 1,5 м, но вы обязательно должны соблюдать симметрию. Это самое главное правило. Гудящий бас или выпирающую середину можно объяснить музыкальным вкусом или требованиями жанра, но ничем нельзя оправдать перекос в панораме вашего трека.

Симметрия касается не только расположения громкоговорителей относительно звукоинженера. Старайтесь сделать так, чтобы расстояния от каждого монитора до ближайшей стены были одинаковыми.

ВАЖНО!

Следите за тем, чтобы расстояние от передней стены до мониторов не равнялось расстоянию от мониторов до боковых стен. Иначе вы получите стоячие волны и случайные пики в басах.

4. Правильное размещение по высоте

Высота размещения мониторов определяется путем экспериментов. Со временем вы научитесь отстраивать высоту в соответствии со своими особенностями слуха. Если же вы только начинаете путь звукоинженера, то воспользуйтесь следующей подсказкой:

  • Если у вас двухполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками низких и высоких частот.
  • Если у вас трехполосные мониторы, то ваши уши должны располагаться примерно посередине между динамиками средних и высоких частот.

При таком расположении фазовые искажения минимальны.

5. Как лучше разместить мониторы. Горизонтально или вертикально?

Некоторые звукоинженеры предпочитают класть мониторы на бок, чтобы динамики располагались на одной линии. Но если вы не имеете за плечами опыта сведения полутора десятков музыкальных альбомов, то ставьте мониторы вертикально. В конце концов, это их базовая конструкция.

Если вы все же решили начать с экспериментов, то положите колонки так, чтобы басовые динамики оказались внутри.

6. Не ставьте мониторы на стол

Не рекомендуется ставить мониторы прямо на стол. Во-первых, так вы не сможете правильно выставить высоту. А, во-вторых, из-за отражений от стола и его потенциальной вибрации может произойти замыливание звука и потеря частот.

В идеале оборудование должно располагаться за столом на специальных стойках. Если у вас их нет, то в любом случае используйте изолирующие подставки.

7. Акустическая обработка помещения

Итак, допустим вы решили задачу о расположении мониторов в своей комнате. Следующим шагом станет акустическая подготовка помещения. Идеальная схема представлена ниже.

На первых порах можно все сделать немного проще. Если вы только начинаете, то, в первую очередь, позаботьтесь о приобретении басовых ловушек (необязательно на всю высоту стены) и 3-4 листов акустического поролона. Вам придется определить, в каких точках появляются резонансы и разместить там панели. Впоследствии вместе с опытом к вам придет понимание того, что еще нужно будет сделать со своей комнатой, чтобы звук вашего трека был максимально честным и прозрачным.

Схема акустической отделки контрольной комнаты

Схема акустической отделки контрольной комнаты

Сегодня коснёмся следующего вопроса: расстановка студийных мониторов. Поговорим о правиле равностороннего треугольника, как далеко ставить от себя мониторы, а также как лучше: горизонтально или вертикально?

Расстановка студийных мониторов.

Правило равностороннего треугольника.

Наиболее распространенная расстановка студийных мониторов осуществляется по правилу равностороннего треугольника. Мониторы расположены на двух вершинах, обращенных к слушателю лучами, встречающимися в фокусе прямо за головой слушателя (рисунок ⇓).

Rasstanovka-studijnykh-monitorov (1)

Настройка равностороннего треугольника. Углы между динамиками и фокусом позади головы слушателя равны 60 °. Это создает схему, в которой расстояние между двумя динамиками равно расстоянию между каждым динамиком и фокусной точкой.

Как далеко ставить от себя мониторы?

Как только оптимальный угол фокусировки определен, мы можем отодвинуть динамики ближе или дальше от слушателя, сдвинув их по воображаемым равнобедренным сторонам. В то время как ухо всегда должно быть последним судьей. Здесь стоит учитывать несколько моментов:

  • Волнам разных драйверов требуется время, чтобы объединиться в единый звук. Если динамики находятся слишком близко к нашим ушам, мы можем слышать звук, как будто он исходит индивидуально от каждого драйвера (например, высокие частоты от высокочастотного динамика, низкие частоты от низкочастотного динамика). В таких случаях небольшие движения головы могут привести к значительным изменениям воспринимаемого звука, что может сделать микширование нецелесообразным.
  • Чем ближе динамики, тем больше разность фаз между левым и правым ушами, что приводит к менее четкому стереоизображению.
  • Чем дальше находятся динамики, тем шире становится стереоизображение, что облегчает принятие решений о панорамировании и несколько более четкой реверберации .
  • Чем дальше находятся динамики, тем меньше соотношение прямого звука по сравнению с реверберирующим звуком помещения. В маленькой комнате с глубокими резонансными комнатными модами это нежелательно.
  • Учитывая стену позади колонок, чем дальше колонки от слушателя (следовательно, ближе к стене), тем громче будут низкие частоты. Это вызвано низкими частотами, отражающимися от задней стенки и возвращающимися для наложения прямого звука. Как уже упоминалось в предыдущих статьях, многие активные конструкции имеют переключатели низких частот для компенсации этого явления.
  • Кроме того, чем дальше от слушателя, тем ближе колонки могут быть к задней и боковым стенкам, что может привести к увеличению гребенчатой ​​фильтрации.

Горизонтально или вертикально?

Эксперты настоятельно рекомендуют устанавливать мониторы вертикально. Если мониторы установлены горизонтально, боковые движения головы приводят к индивидуальным изменениям расстояния от каждого из драйверов и, таким образом, к нежелательной окраске частотной характеристики. Если по какой-либо причине мониторы устанавливаются в горизонтальном положении, общая рекомендация состоит в том, чтобы твитеры находились снаружи. Это обеспечивает более широкое стереоизображение. Очень высокие частоты являются чрезвычайно направленными, легко можно продемонстрировать, как частота 18 к Гц , исходящая из одного динамика, может быть услышана только в том случае, если ухо расположено в очень определенной точке пространства. Поэтому твитеры следует размещать на уровне ушей, или, если монитор наклонен, твитер должен быть направлена к уху.

Спасибо, что читаете New Style Sound (RSS-лента). Подписывайтесь и делитесь статьями с друзьями. Что такое RSS (читать).

Читайте также: