Как сделать стойки для студийных мониторов

Обновлено: 03.05.2024

Для тех, кто работает на студии, особенно важным является оборудование, при помощи которого происходит запись и прослушивание аудиоматериалов. Наушники и колонки очень часто искажают реальные характеристики. Для того чтобы этого не происходило, используют студийные мониторы, которые устанавливают на специальные подставки.

Характеристика

В студиях звукозаписи можно увидеть три варианта установки мониторов: монтирование в стену, установка на верхний ярус стола звукорежиссера и наиболее оптимальный вариант — использование специальных стоек.

Стойки под акустические мониторы выполняют ряд важных функций.

  1. Позволяют зафиксировать мониторы на комфортном для режиссера уровне. При необходимости с их помощью можно изменить уровень наклона, что, например, недоступно в том случае, если монитор зафиксирован в стене.
  2. Обуславливают плотную, но при этом эластичную фиксацию мониторов.
  3. Обеспечивают защиту от нежелательных вибраций.

Главные преимущества — это удобство и надежность.



Стойки для студийных мониторов разделяются по некоторым критериям.

  1. По виду: напольные, настенные и настольные. Здесь все зависит от того, для какой именно цели будет использоваться стойка.
  2. По форме — они могут быть квадратными, прямоугольными или даже круглыми.
  3. По весу.
  4. По материалу изготовления. В большинстве случаев стойки выполнены из комбинированных материалов: металла, пластика, текстиля.
  5. По цвету. Конечно, это не так важно, но гораздо приятнее работать в уютной и стильной студии.

Кроме того, стойки отличаются друг от друга по размеру.





Как выбрать?

Опытные звукорежиссеры уже знают, какие стойки для студии лучше выбрать, чем одни отличаются от других и от чего зависит качество. Но если человек новичок в этом деле, и ему предстоит самостоятельно оборудовать студию звукозаписи, к выбору всей техники, в том числе и стоек, нужно подходить основательно. Следует обращать внимание на важные детали.

  1. Вес стойки. Этот пункт наиболее простой, поскольку критерии выбора запомнить несложно: чем больше вес, тем она качественней. Дело в том, что за счет дополнительного веса убираются ненужные низкочастотные вибрации при звучании аудиофайла.
  2. Прочность конструкции. В идеале стойка должна быть максимально прочной, чтобы в случае чего выдерживать вес даже очень тяжелого монитора.
  3. Наличие специальных ножек, выполненных в виде шипов. Такие ножки есть далеко не у каждой стойки, но профессионалы знают, что чем меньше площадь соприкосновения стойки с полом, тем меньше риск возникновения низкочастотных колебаний. Ножки-шипы делают соприкосновение с полом мизерным.
  4. Угол наклона мониторов и регулятор высоты. Регулирующиеся по стоимости значительно дороже, но если было принято покупать изделие с фиксированной высотой, обязательно нужно проверить – комфортно ли будет с ней работать.




Есть еще несколько моментов, которые также необходимо учитывать при выборе. Если по незнанию была куплена слишком легкая стойка, но при этом она имеет полую трубку, то можно попробовать засыпать ее песком или каким-то другим похожим утяжелителем. Некоторые производители намеренно оставляют трубку пустой, чтобы при желании стойке можно было добавить немного веса.

При выборе обязательно нужно поинтересоваться надежностью конструкции. В мануале всегда указывается максимальный вес, который может выдержать приобретаемое изделие.

Немаловажная деталь при покупке — это стоимость. На современном рынке представлено достаточно большое количество моделей, стоимость которых варьируется от 6 до 100 тысяч рублей (можно купить и за более высокую цену).




К элитным моделям, имеющим достаточно высокую цену и соответствующее качество, можно отнести стойки:

  • SoundKing;
  • QUIK LOK;
  • Ultimate Support;
  • Tower Sonic.

Некоторые покупатели удивляются тому, что порой стойки стоят гораздо дороже самих мониторов. Такой факт объясняется очень просто — именно от стоек иногда зависит качество работы на студии.



Перед покупкой важно разобраться с весом мониторов, которые планируется устанавливать на стойки. Исходя из этого, в магазине будет легче определиться и с прочностью, и со стоимостью. Главное — покупать известные бренды и на проверенных торговых площадках. Слишком низкая цена зачастую говорит о плохом качестве изделия.

О том, как сделать стойку для студийного монитора, смотрите далее.


Не так давно у меня в доме появилась акустическая система 2.0 SVEN Royal 1R. Штука недорогая, но отличающаяся отличным звуком и прекрасным внешним видом. До этого у меня уже несколько лет акустика Top Device TDE-255 формата 2.1 и, скажу честно, радовать она что-то перестала: от старости, видимо. конденсаторы подсохли, звук потерял былую красочность и чистоту. В итоге от подвернувшейся возможности заменить отработавшую свое систему я не отказался.

Первым же делом колонки были установлены на рабочий стол, как и полагается. А надо сказать, что рабочее место у меня скомпоновано так, что по правую руку от меня в углу стоит телевизор, позволяющий время от времени смотреть что-нибудь, не отрываясь от десктопа, а также комфортно смотреть что угодно, сидя или лежа на диване. Старые же колонки были разнесены подальше, чтобы в стереобазу сателлитов входили и рабочее место, и телевизор, что впечатлениям от просмотра кино и прослушивания музыки шло только на пользу. Сабвуфер тусовался где-то посередине.

Новые колонки громоздкие и организовать их расположение по старой схеме вот так запросто не получается, а стоя даже на немаленьком столе, они отъедают львиную долю места. Более того, раскрыть потенциал колонок, когда они были на расстоянии вытянутой руки от слушателя было невозможно: картина звуковая была смазанная и грязная. Зато в метре-двух от колонок ситуация преображалась: музыка начинала играть красками, чистота средних и высоких частот раскрывались как следует. В итоге, было принято решение расставить колонки по-старому, а поскольку поставить на стол или положить в отсек под телевизором их не получалось (огромные!), я решил установить их на стойки. Быстрый поиск показал, что найти подходящий мне вариант будет не так просто: цены на такие штуковины просто пиздец. Что ж, не проблема. Сделаем сами.

Под катом рассказ, как сделать стойки для акустической системы ценой в 1000 рублей за пару (можно намного дешевле!). Все проще чем кажется.


1.

Итак, что нам понадобится:
1. 1 лист ДСП или массива дерева (на фото уже распиленный на 4 детали)
2. Ножки для стола (2 штуки), нержавейка, диаметр 60 мм.
3. Крепление ножек (4 штуки).
4. Краска в баллончике
5. Сверло по дереву 2 мм
6. Шуруповерт/отвертка
7. Опционально мебельные шканты 6х30 мм, которые мне в итоге не понадобились.

Теперь о ценах. Сначала я хотел приобрести лист ДСП, но гуляя по Леруа Мерлен увидел в продаже массив дерева и решил, что так будет даже лучше. Лист 800х300 мм вышел в 140 рублей. Чуть дешевле обошелся бы аналог из ДСП. Здесь мне повезло, потому что я измерил все заранее и подогнал размеры так, что этого листа хватило мне аккурат под все и практически без отходов. Распиловку сделал сразу в магазине – так ровнее, чем мучаться с лобзиком.

Ножки для стола продавались в Леруа комплектом по 650 рублей за 4 штуки, тогда как одна штука стоила 350. Выбор был очевиден, тем более, что мне нужно было 4 крепления, а не 2.
Можно было взять обычные простые мебельные ножки ценой около 100 р за штуку, но у меня они бы смотрелись дистрофичными, да и придумывать новый вариант крепления тоже пришлось бы.

Краска - 150 рублей за баллончик.

Шканты - 15 рублей.

Пакетик с шурупами 3.5х16 мм - около 30 рублей.

В сумме получаем 1000 рублей, хотя, как видно, можно было обойтись куда меньшей суммой.


2.

Берем две ножки, выковыриваем пластиковые наконечники для регулировки высоты, освобождая отверстия под второй фланец для крепления. Крепления устроены так, что после установки их на ножку, нужно распереть три лепестка внутри ножки. Для этого предусмотрен специальный винт и отверстие в ножке, чтобы этот винт закручивать. Я попытался просверлить такое же отверстие и на другом конце ножки, но нержавейка, из которой выполнены трубы со мной не согласилась и на сверление я забил. В конце просто предварительно немножко распер лепестки фланцев винтом, чтобы они входили в трубы с усилием, а потом просто надавил посильнее, вставив лепестки в трубу.


3.

Пилим лист на 4 части: пара деталей крупнее - они у нас будут основаниями, а пара поменьше - полки. Свои полки я взял по размерам как сечение колонок без фасадной части (которая чуть выступает вперед). Внешний вид комбинации колонок и ножек так будет более целостным.


4.

Обрабатываем детали. Я выбрал матовую черную краску, поскольку массив дерева, покрашенный ею идеально повторяет текстуру отделки колонок.
Из других вариантов на ум мне также приходила самоклеящаяся пленка желаемого цвета.
Если бы взял ДСП, то непременно сделал бы так, даже не обрабатывая кромки. Если бы цвет листа ДСП меня устроил, то я бы купил кромочную ленту и приутюжил бы её к кромкам. Также можно покрыть дерево морилкой и лаком. А можно покрасить и покрыть лаком.
А можно и вовсе обойтись без верхней полки, заменив её металлической крестовиной под размеры ножек, прикрутив колонки к ней. В общем для фантазии простор.

Краска сохла долго, почти сутки. Без этого на всю работу ушло бы не больше полутора часов.

Если вдруг вы решите красить балончиком, рекомендую прокраситься в 3 слоя. Мне баллончика хватило только на два, но даже два слоя местами легли не так качественно, как хотелось бы. Вариант с акриловой водной краской и валиком кажется мне более предпочтительным сейчас.


5.

Далее прикрепляем фланцы к нашим полкам и основаниям с помощью саморезов. Полезно предварительно просверлить отверстия под саморезы диаметром 1,5-2 миллиметра. Так саморезы будут входить легче и точнее. К фундаментным деталям я приделал крепеж не ровно посередине, а со небольшим смещением назад.


6.

Собираем! Вставляем крепления в ножки, закрепляем, проверяем, ровно ли все соедиинилось.


7.

К основаниям прилепляем фетровые накладки. Такие штуки клеят на ножки столов и стульев, чтобы они не царапали пол. У нас же они заменят ножки и предотвратят передачу звуковых волн по стойкам в пол. Особо эстетствующим аудиофилам рикаминдую поставить специальные ножки-шипы. Обычных карликовых ножек в магазине я не нашел. Если увижу, то заменю.


8.

Готово! Вот так выглядят колонки на стойках. Стойки выглядят и смотрятся как единое целое с колонками, а по внешнему виду невозможно сказать, что сделаны они были вручную.

Теперь о не пригодившихся шкантах. Я никогда не видел, как стоят колонки на стойках и волновался, что от вибраций они могут с постаментов съехать. При этом сами колонки оснащены небольшими ножками-коротышами пустыми внутри. Если бы от вибрации они ездили по стойке, то я просто воткнул бы шканты в полки, чтобы они заходили в полости ножек, не давая им скользить.

Для тех у кого много музыкальной и видео аппаратуры, рано или поздно встает вопрос о ее красивом и аккуратном размещении. Причем качественные стойки hi-fi стоили ооочень дорого!
Была такая ситуация и у меня. Только стеллаж или стойку решил изготовить своими руками)
За основу были взяты икеевские тумбочки.

Вообщем все по-порядку:

Было закупленно 10 придиванных столиков серии ЛАКК
Такое количество обусловлено тем, что стоек у меня будет две.
Кол-во столиков зависит от кол-ва нужных вам полок ;)

Можно брать широкие столики.

К сожалению, когда я делал стойку для аппаратуры, цена на продукцию в Икеи была на порядок ниже из-за курса доллара.


1.
Ножки были попилены по размерам. Пилить лучше с помощью стусла. По-другому врятли получится. Желательно покупать глубокое и подходящее по размерам стусло, не широкое. На строительном рынке ценник 50-200 руб.

Так как ножки внутри полые - то это пространство можно чем то заполнить - например опилками, дробью для утяжеления итп. Я не парился, ничем не заполнял.

Второй конец ножек нужно было закрыть пыжиком, оставшимся от отрезанной части. Его достаточно тяжело вытаскивать, но можно. Далее пыж нужно вклеить в пустой конец ножки. Клеил клеем ПВА по дереву. После того как все ножки попилил, пыжики приклеил, отшлифовал аккуратно от выступавшего клея - приступил к покраске полок.
ЗЫ Сохнет клей долго - лучше подержать сутки!


2.
Красил низ полок, с балончика, акриловой краской, чтобы было не заметно. Есть разные производители. самая хорошая оказалась с изображение Формулы-1 - сейчас названия не помню. Сохнет очень быстро и запах не очень вонючий. А вообще краски в этих балонах достаточно вонючие и вредные, поэтому советую красить либо в подъезде, либо еще где-нить в проветриваемом помещении.


3.
Предварительно обмотал малярным скотчем края полок, чтобы не попала краска.


4.
В верхней и нижней полке сделал отверстия для шипов.
Шипы можно заказать из Китая или купить у нас в магазинах.


5.
Конусы-шипы и пятаки к ним, по моим размерам, изготовил токарь.


6.
Можно обойтись и без шипов - дело хозяйское ;)


7.
В остальных полках просверлил отверстия для длинных шурупов. БОльшим сверлом сделал неглубокие отверстия под шляпки шурупов, чтоб не мешали ножкам.


8.
Сборка конструкции происходила задом наперед))) Те начиная с верхней полки.


9.
Сначала ножка крепится к низу полки стандартным креплением, идущим в комплекте, далее кладется следующая полка с высверленым отверстием и ввинчивается длинный шуруп. У меня длина была 8 см.


10.
Потом снова ввинчиваем ножки на стандартное крепление.


11.
. и опять кладем полку с высверлеными отверстиями и закручиваем шуруп.


12.
Последнюю полку я закрепил двумя шурупами, для надежности. Хотя стойка и так получилась очень крепкой!


13.
В высверленое отверстие под шипы - вкрутил конусы.


14.
Еще раз повторюсь, что можно обойтись и без данных острых девайсов.
Но у меня на верхней полке должен был разместиться тяжелый виниловый проигрыватель, и как вариант вибро-развязки применил конусы.


15.
Все! Стойка готова. Перевернул, простер и поставил на пятаки. Сверху была поставлена еще одна полка на конусах. Последний штрих - проверка уровнем.


16.
Как видим получилась замечательная стойка, в которую можно не стесняясь поставить и крутой усилитель, у меня стоял 40 кг транзисторный (и даже ламповый ставил - температура итп все ок!) cd-проигрыватель итп.
На верхнюю полку встает виниловая вертушка.
Как круто смотрится вместе с икеевским стеллажом, который идельно подходит для пластинок ;)

Установка студийных мониторов: как правильно разместить акустику в комнате и студии

Система мониторинга — основной рабочий инструмент студии звукозаписи. Именно от неё зависит итоговое качество трека: мониторы должны выдавать ровную и сбалансированную картину по всему спектру без перепадов по частотам. Однако ровность звучания далеко не всегда зависит от выбранной модели монитора — при неправильном расположении даже самые крутые модели не смогут звучать так, как надо. Из этого материала вы узнаете, где разместить динамики и как установка студийных мониторов влияет на звучание студии.

Студийные мониторы в ALL FOR DJ

Установка студийных мониторов далеко не самое сложное занятие. Достаточно следовать нескольким проверенным правилам, чтобы найти подходящее место для динамиков в студии. Тем не менее из всех правил существуют исключения. Приведённые ниже методики не более, чем отправная точка для поиска идеальной позиции мониторов. Смело отходите от правил и корректируйте положение динамиков исходя из особенностей акустической системы и самого помещения. Помните о главном: мы говорим о звуке, поэтому установка студийных мониторов — занятие, в котором нужно полагаться на уши, а не на глаза.

Установка студийных мониторов

Установка студийных мониторов неразрывно связана с правильным планированием рабочего места в студии. Расположение динамиков и стола (точки прослушивания) в помещении играет основную роль в создании нейтрального и сбалансированного звучания студии. Правильно спланированное рабочее место гарантирует аккуратное и точное звучание аудиоматериала: звук не будет переполнен частотами в каком-либо диапазоне, а весь спектр всегда будет хорошо различим.

Можно сколько угодно читать советы «профи», предлагающих облепить всё вокруг басовыми ловушками и звукопоглотителями, однако основа качественного и сбалансированного звука студии — правильное расположение студийных мониторов.

Отходим от стен

Установка студийных мониторов. Расстояние до стены

Минимальное расстояние от стола/мониторов до стены — 20-30 см

Начнём с главного: в идеале мониторы должны находиться как можно дальше от стен. Обычно отступа в 20-30 см достаточно, чтобы исходящие звуковые волны рассеялись и не стали причиной неприятных искажений.

В зависимости от конфигурации и особенностей помещения не исключено, что отступать от стен придётся сильнее. Возможно, что комнате потребуются дополнительные доработки, но прежде чем хвататься за перфоратор начните с большего отступа — например, 40-50 см.

Дополнительный плюс в отступе от стен — более простой доступ к задним панелям оборудования. Не придётся лазить в непонятных позах, двигать устройства и сокрушаться из-за невозможности попасть кабелем в разъём.

По возможности не планируйте рабочее место в углу комнаты. Обычно угол становится жуткой проблемой: волны отражаются сразу от двух поверхностей, что приводит к быстрому естественному наращиванию низких частот. Итог такого буста — отвратительно перекачанный низом микс.

Выбираем положение

Большинство студийных мониторов созданы для вертикального расположения. Считается, что горизонтальная ориентация ухудшает стереокартину — микс звучит недостаточно широко, панорама кажется нам более узкой. Итогом неправильной ориентации становятся зажатые миксы, в которых «участники» толпятся где-то около центра, хотя по бокам места столько, что можно посадить пару Боингов.

Выход из ситуации простой — читайте инструкцию мониторов, производители всегда указывают, как именно располагать ту или иную модель. К примеру, мониторы PreSonus Eris E5 и E44 можно устанавливать как угодно, а вот популярные KRK Rokit созданы только для вертикальной установки.

Установка студийных мониторов. Горизонтальный вариант

Горизонтальная установка студийных мониторов. Твитеры (маленькие динамики) смотрят наружу.

При горизонтальном расположении мониторы должны быть зеркальным отражением друг друга. Вуферы должны быть ближе к центру стола, твитеры — смотреть по сторонам.

Установка студийных мониторов. Вертикальный вариант

Вертикальная установка студийных мониторов. Твитеры смотрят наверх.

При вертикальной установке принципы те же: мониторы стоят зеркально по отношению друг к другу, вуферы внизу, твитеры — вверху.

Несмотря на рекомендации производителя, всегда существует место для экспериментов — возможно, что в вашей комнате горизонтальная ориентация мониторов даст более чистый и точный звук. Вывод простой: придерживайтесь мнения производителя, но устанавливайте мониторы исходя из особенностей студийного помещения и рабочего места.

Соблюдаем равносторонний треугольник

Установка студийных мониторов связана с рассказом об идеальной точке прослушивания (англ. Sweet Spot). Под этим определением обычно подразумевают центр между левым и правым динамиком стереосистемы. Именно здесь сигналы мониторов встречаются и образуют самую лучшую и точную звуковую картину.

Найти «свит-спот» довольно просто, если воспользоваться правилом равностороннего треугольника. Поставьте мониторы на определённом расстоянии друг от друга (например, 70 см), а затем сядьте по центру так, чтобы расстояние между левым и правым твитером и ушами было таким же, как между самими мониторами. Если всё сделано правильно, получится равносторонний треугольник, в котором первая и вторая вершины — твитеры мониторов, а третья — ваша голова.

Установка студийных мониторов. Равносторонний треугольник

Равносторонний треугольник между мониторами и головой

Поднимаем мониторы на уровень ушей

При распространении в пространстве высокие частоты более сфокусированы — они меньше рассеиваются по округе. Высокочастотный контент во многом напоминает луч, который бьёт строго в ту сторону, в которую направлен его источник (в нашем случае — твитер). Низкие частоты ведут себя наоборот — подобно туману низкочастотный контент расползается по всему доступному пространству.

Установка студийных мониторов. Высота

Твитер монитора должен располагаться на высоте ушей

При использовании больших мониторов (8, 10, 12 и более дюймов) твитеры могут оказаться значительно выше ушей. Самым простым способом исправления этой проблемы станет переворот каждого монитора так, чтобы твитеры оказались внизу. Способ не совсем стандартный и правильный, но при использовании подставок — более, чем действенный.

Стремимся к симметрии

В идеале рабочее место нужно разместить в центре стены, при этом:

  • Расстояние между мониторами и ушами должно быть одинаковым (помним о равностороннем треугольнике);
  • Расстояние от левого монитора до левой стены помещения должно быть таким же, как расстояние от правого монитора до правой стены.

Центрирование позиции аудиосистемы обеспечивает максимально сбалансированное звучание микса в точке прослушивания — там, где находитесь вы. Симметричное расположение также приводит к более точному и чистому воспроизведению мониторами низких частот — микс не утопает в басах.

Установка студийных мониторов. Установка по длинной стене

Рабочий стол в студии лучше установить по длинной стене

В прямоугольной комнате (особенно, маленькой) лучше располагать рабочее место по длинной стене. Такое решение минимизирует проблемы, вызванные отражением звуковых волн от стен — у них будет больше пространства для рассеивания. При расположении рабочего места по короткой стене звуковые волны скорее всего не успеют рассеяться, что исказит микс.

Стремитесь к симметрии по длинной стене комнаты. Если левый монитор находится в полутора метрах от левой стены и 60 сантиметрах от задней стены, то правый монитор должен оказаться на том же расстоянии от правой и задней стен.

Выдерживаем расстояние

Расположение рабочего места в углу — не лучшая идея. Вместе с тем впадать в крайности также не стоит: разместив стол строго по центру, вы создадите своего рода новый угол, который испортит микс.

Правило простое: расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен (или ближайшей из них). Если левый монитор удалён от левой стены на полтора метра, то он не должен быть удалён от задней стены комнаты на то же расстояние.

Установка студийных мониторов. Разные расстояния до стен

Расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен

Посмотрите, как выглядят рабочие места в студиях. Студийный стол никогда не стоит строго по центру, обычно его смещают вперёд, ближе к задней стене комнаты. В условиях квартиры будет достаточно расстояния в 50-60 см до задней поверхности, однако оно может быть и меньше — точную цифру каждый выбирает сам исходя из особенностей имеющейся комнаты.

Корректируем звучание

В идеальном мире рабочее помещение должно быть настолько большим, чтобы точка прослушивания оказалась на достаточном расстоянии от задней и боковых стен, а также всех углов комнаты. В реальности дело обстоит совершенно иначе: в 90% случаев рабочей комнатой выступает спальня, гостиная или какая-нибудь коморка за актовым залом.

Производители мониторов прекрасно понимают, что реальность всегда расходится с тем «как задумано» — многие модели оснащаются встроенными регуляторами для настройки звучания мониторов под помещение и расположение рабочего места. Благодаря им монитор может подстроить своё звучание так, чтобы устранить недостатки помещения или неправильного расположения точки прослушивания.

Установка студийных мониторов. Секций коррекции звука

Секция настройки звучания на мониторе

При близком расположении монитора к стене происходит значительное наращивание низких частот — эффект перенасыщения низа из-за неправильного расположения динамиков обычно называют «пограничное усиление баса» (англ. Boundary Bass Boost). При расположении монитора в углу комнаты буст проявляется сильнее, при расположении близко к стене — слабее (он всё равно присутствует, не пытайтесь обмануть себя).

Секция управления звуком, устанавливаемая на большинство студийных мониторов, устраняет недостатки неправильного расположения. Суть работы настроек максимально проста — ослабить на несколько децибел область частот ниже заданного диапазона. Параметров настройки обычно три:

  • 0 дБ — изменения звучания не происходит. Подходит для мониторов, установленных в центре стены, достаточно далеко от углов.
  • –2 дБ — монитор ослабляет на два децибела низкие частоты. Пригодится для тех случаев, когда монитор стоит недалеко от стены.
  • –4 дБ — монитор значительно ослабляет низкие частоты, предотвращая пограничное усиление баса. Предусмотрен для ситуаций, когда монитор стоит в углу или близко к нему.

Определить необходимость дополнительной настройки просто — послушайте микс. Слышите, что микс гудит и мутнеет? Крутите предложенные настройки. В точке прослушивания с басом всё в полном порядке, а за её пределами — полный провал? Настраивайте звучание.

Если избежать угла или близкого расположения к боковой стене не удаётся, то переключатели на мониторах нужно установить в разные положения. Если левый динамик оказался у стены, переведите переключатель в положение –4 дБ, чтобы устранить буст низких частот. Переключатель правого динамика, оказавшегося близко к стене, лучше перевести на –2 дБ.

Определяемся со звукопоглощением

Установка мониторов на столе не позволяет динамикам выдавать чистый и сбалансированный звук. При таком расположении динамиков стол становится дополнительным резонатором, вмешивающимся в процесс формирования сигнала: исходящие от мониторов звуковые волны отражаются от поверхности стола и только после этого движутся в сторону точки прослушивания. В итоге к нам поступают сильно изменённые волны, которые не имеют ничего общего с оригинальным звучанием.

Студийные мониторы передают вибрации на любую твёрдую поверхность, на которой они стоят. Вибрации, в свою очередь, становятся источником проблем: они расшатывают крепежи стола, вызывают неочевидные шумы поверхности и приводят к образованию грязи в слышимом миксе. К тому же у стола существует и собственная резонансная частота: после включения мониторов стол может усиливать определённые частоты под воздействием вибрации динамиков.

Установка без подставок не позволяет поставить мониторы на нужной высоте, что нарушает правило о расположении твитеров на высоте ушей. В общем, подставки не только увеличивают высоту мониторов, но и спасают микс от нежелательной грязи.

Беда подставок в другом — их ценник зачастую начинается от 3000-4000 рублей за штуку, что может стать решающим фактором для отказа от покупки в условиях ограниченного бюджета. К тому же подставки обычно ставятся за столом, что становится проблемой при небольших размерах помещения. В таких ситуациях лучшим выходом станут звукопоглощающие изоляционные панели под мониторы — их ценник редко превышает 500 рублей за штуку (бренд здесь абсолютно не важен), а за счёт расположения на столе они экономят место в студии.

Подставки под студийные мониторы

В идеале — использовать отдельную стойку для мониторов и звукопоглощающую подставку на ней.

Панели минимизируют вибрации мониторов, не дают звуковым волнам уходить в стол и устраняют другие резонансы твёрдых поверхностей. Обычно такие аксессуары состоят из двух частей, которые помещаются друг на друга, и позволяют выбрать угол наклона мониторов. В общем, бюджетно, компактно, удобно и полезно — сплошные плюсы.

Тем не менее ждать идеального поглощения вибраций от такой изоляции не нужно: панели — не более, чем компромисс. В любом случае, лучше уж панели и хоть какое-то то звукопоглощение, чем полное отсутствие изоляции и неестественное звучание.

Установка сабвуфера

Сабвуфер усиливает низ и увеличивает количество звукового контента в помещении. Если мониторы предварительно не настроены, то работа сабвуфера зачастую является источником дополнительных проблем. Более того, становится невероятно сложно определить, кто именно загрязняет звук комнаты: мониторы или сабвуфер? По этой причине добавлять саб в существующую звуковую систему нужно только после того, как мониторы будут правильно установлены, а звучание помещения откалибровано.

Сабвуфер должен стать естественным дополнением, расширяющим и обогащающим звучание существующей системы мониторинга. Он не должен раскачивать отклик баса в пространстве или усиливать какие-либо частоты. Тем не менее не всё так страшно: так как низкие частоты распространяются во все стороны одновременно, а слух не способен определить направление, откуда поступает такой сигнал, сабвуфер можно установить практически в любом месте комнаты.

Установка студийных мониторов. Установка сабвуфера

В идеале сабвуфер должен стоять на той же линии, что и мониторы. Вместе с тем допустимо расположить его в любом месте той же половины комнаты.

Чтобы понять, где должен стоять сабвуфер, найдите для него такое место, где он будет звучать лучше всего — аккуратно подчёркивать низ и расширять его, не вызывая дополнительных проблем. Для начала установите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и проверьте, как звучат низкие частоты. В случае, если бас становится излишне мощным, переместите сабвуфер в сторону, поставьте его за собой слева или справа. Так как низкие частоты распространяются во все стороны, сабвуфер можно смело двигать по комнате в рамках той её половины, где находится точка прослушивания.

Идеальное расположение сабвуфера — в той же плоскости, что и студийные мониторы. Такая установка минимизирует фазовые проблемы сигнала. Вместе с тем допустимо расположить его в той же половине комнаты, что и точка прослушивания.

Опять-таки, как и в случае с мониторами, сабвуфер лучше держать подальше от резонирующих поверхностей. Избегайте углов комнаты — в них бас неконтролируемо усиливается, из-за чего вся звуковая система превращается в грохочущее нечто.

Тем не менее из любых правил существуют исключения — слишком многое зависит от самого помещения. Если саб хорошо звучит недалеко от стены, оставьте его там.

В общем, как и всегда, полагайтесь на уши. Если оборудование отлично звучит, то какая разница, где оно находится — у стены или в центре комнаты?

Ищите для сабвуфера такое место, в котором бас будет звучать максимально аккуратно, чётко и гладко. Делайте небольшие правки: двигайте низкочастотный динамик на несколько сантиметров в стороны и обязательно слушайте, как меняется звучание. Главное: не стоять рядом с сабвуфером — проверять звучание баса нужно сидя за студийным столом, так как именно здесь вы будете всё время работать с миксом. Перемещать сабвуфер нужно до тех пор, пока звучание низких частот в студии не станет равномерным. Не размещайте саб там, где он усиливает низ — так вы только навредите миксу.

Читайте также: