Как учитывать флешку в казенном учреждении

Обновлено: 20.05.2024

Как и в случае с любым другим имуществом учреждения, порядок отнесения этих объектов к тому или иному виду имущества, прежде всего определяется сроком его полезного использования. Если «полезный» срок ценностей превышает 12 месяцев, их отражают в составе основных средств по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Если этот срок составляет 12 месяцев или меньше, указанное имущество учитывают в составе материальных запасов и отражают по соответствующим счетам счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».

Флэш-карта является внешним запоминающим периферийным устройством. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) им присвоен код 14 3020340 «Устройства запоминающие внешние». При этом в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1), срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 3 года. Таким образом, в общем случае флэш-карта должна быть учтена в качестве основного средства. Соответственно, расходы по ее приобретению должны быть отнесены за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Калькуляторы, являются, по сути, средствами механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (код по ОКОФ 14 3010000). Такие ценности можно отнести к оргтехнике (коды по ОКОФ 14 3010020, 14 3010180, 14 3010190). Соответственно, срок полезного использования данного нефинансового актива составляет 7 лет. Следовательно, в общем случае калькуляторы также должны быть учтены учреждением в качестве основных средств с отнесением расходов по их приобретению за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Мнение специалиста

Окончательное решение об отнесении такого имущества, как флэш-карты и калькуляторы, к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов. Как правило, данные нефинансовые активы относят к основным средствам и приобретают за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В то же время вовсе не исключено, что срок полезного использования отдельных видов данных нефинансовых активов, определенный в установленном порядке, не будет превышать 12 месяцев. А следовательно, и приобретение таких активов будет осуществляться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Флеш-карта — это съемное устройство, выполняющее множество функций. Наиболее распространенным и востребованным является ее применение в качестве носителя информации. Флеш-карты повсеместно используются в учреждениях госсектора. Более того, ими в обязательном порядке обеспечиваются работники, занимающие те или иные должности (смотрите, например, Приказ Министерства экономического развития РФ от 11.12.2017 г. № 660 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства экономического развития Российской Федерации", Приказ Федеральной антимонопольной службы от 06.03.2017 г. № 259/17 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федеральной антимонопольной службы").

Извечная дилемма бухгалтеров учреждений государственного сектора — как учитывать флеш-карты. К какой группе нефинансовых активов их отнести? Это основные средства или материальные запасы? Ответ на данный вопрос во многом субъективен. В данной статье мы рассмотрим всю имеющуюся в настоящее время информацию, которая поможет принять правильное решение по вопросу отнесения флеш-карт к основным средствам или материальным запасам.

"Сухие" нормы законодательства

Как известно, с законом не поспоришь. Поэтому на первом этапе принятия решения об отнесении флеш-карт к основным средствам или материальным запасам следует проанализировать положения нормативных-правовых актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету.

В части определения возможности отнесения имущества к основным средствам необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н (далее — СГС "Основные средства");
  • Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы…", утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н (далее — СГС "Концептуальные основы");
  • Инструкция, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

В отношении имущества, приобретенного до 1 января 2018 года, критерии отнесения к основным средствам устанавливались п. п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. С 1 января 2018 года такие критерии закреплены п. п. 7, 8 СГС "Основные средства" вкупе с п. 36 СГС "Концептуальные основы". Кроме того, следует учитывать Методические указания, доведенные Письмом Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257.

Основными средствами признаются материальные ценности:

  • являющиеся активами (понятие актива дается в п. 36 СГС "Концептуальные основы");
  • независимо от их стоимости;
  • со сроком полезного использования более 12 месяцев*;
  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (в аренде либо в безвозмездном пользовании) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Указанные материальные ценности могут находиться:

  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • на консервации;
  • а также могут быть переданы субъектом учета, в том числе инвестиционная недвижимость, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

К основным средствам не относятся:

  • непроизведенные активы;
  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено СГС "Основные средства";
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС "Основные средства" не применяются (Письмо Минфина России от 30.11.2017 г. № 02-07-07/79257).

Анализируя названные нормы, можно прийти к выводу, что ключевым моментом при определении возможности отнесения флеш-карты к основным средствам является срок ее полезного использования. То есть, если данный носитель информации может использоваться более 12 месяцев, то он относится к основным средствам. Иначе — к материальным запасам.

Сколько "проживет" флешка?

Срок полезного использования — это период, в течение которого предусматривается использование актива в деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях (п. 7 СГС "Основные средства").

Срок полезного использования определяется согласно п. 35 СГС "Основные средства", исходя из:

  1. Ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом основных средств;
  2. Рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов , принятого с учетом:
  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • иных ограничений использования этого объекта, в том числе установленных согласно законодательству Российской Федерации;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.
Еще по теме: Налог на имущество в учреждениях госсектора: какое имущество освобождается от налога?

При этом в первом случае следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее — Классификация № 1) и выбирать наибольший срок полезного использования, установленный для конкретной амортизационной группы (в части имущества, включаемого в 1-9 амортизационные группы).

Таким образом, ответ на вопрос: как учитывать флеш-карту, сводится к субъективному суждению должностных лиц конкретного учреждения относительно срока ее полезного использования. Именно они обладают информацией о входящей в комплект поставки документации, о "добросовестности" производителя. Они в компетенции определить характер и интенсивность использования флеш-носителя. Также отметим, что на флеш-карты некоторые производители дают гарантию до 5 лет.


Частный случай учета флеш-карт

Отдельно остановимся на учете флеш-карт, приобретаемых одновременно с разнообразными устройствами и используемых с ними. Например, покупается фотоаппарат, собственная память которого отсутствует либо очень мала. Тут же к нему подбирается и флеш-карта (SD, microSD и т. п.), чтобы он мог полноценно использоваться. Флеш-карта в таком случае служит не только для увеличения памяти фотоаппарата, но и для удобства перенесения фотографий на компьютер и иных целей. Аналогичная ситуация может происходить и с мобильным телефоном.

В соответствии с п. 10 СГС "Основные средства" согласно учетной политике учреждения с учетом положений Инструкции № 157н объекты основных средств могут объединяться в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:

  • срок их полезного использования одинаков;
  • их стоимость не является существенной.
Еще по теме: Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России

Согласно данному пункту в один инвентарный объект можно объединять, к примеру, периферийные устройства и компьютерное оборудование. При этом учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений СГС "Основные средства" и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 4 Письма Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Критерий существенности также устанавливается учетной политикой учреждения, а его определение приведено в п. 17 СГС "Концептуальные основы".

Таким образом, флеш-карты, приобретаемые и используемые одновременно с иными устройствами (фотоаппаратами, мобильными телефонами), при внесении соответствующих положений в учетную политику учреждения могут учитываться единым инвентарным объектом.


Как избежать претензий?

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что прямого ответа на вопрос: как учитывать флеш-карту, действующее законодательство в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержит. Минфин данный вопрос тоже не разъяснял. Анализ судебной практики и решений должностных лиц конкретных учреждений, закрепленных в их учетных политиках, противоречив (смотрите, например, в Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 г. № 18АП-6963/11, Решение АС Томской области от 17.04.2015 г. по делу № А67-7469/2014, Решение АС г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу № А40-111746/2014, п. 39 Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.12.2014 г. № 532 "Об утверждении Учетной политики Федерального агентства железнодорожного транспорта"). Поэтому при принятии решения об учете флеш-карт в качестве основных средств или материальных запасов целесообразно придерживаться следующих правил.

Во-первых, принятое комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решение должно быть обоснованным. То есть оно должно содержать подтверждение сделанного вывода относительно срока полезного использования флеш-карт. Это могут быть письменные гарантии производителя или поставщика, документальное обоснование характера и интенсивности использования данных носителей, проведенный анализ сроков использования за прошлые периоды и прочее. Важно, чтобы проверяющие видели, что в учреждении велась работа по принятию решения.

Решение следует закрепить в учетной политике учреждения. Кроме того, должен быть организован единообразный учет поступающих в учреждение флеш-носителей. Иными словами, не должно возникать ситуаций, когда аналогичные флеш-карты учитываются и в составе основных средств, и в составе материальных запасов.
_______________________
* если иное не предусмотрено СГС "Основные средства", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Жукунова А. Л.

По подстатьям КОСГУ группы 300 «Поступление нефинансовых активов» отражаются операции по поступлению, принятию к учету нефинансовых активов:

  • основных средств, материальных запасов, биологических активов, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В конце статьи есть шпаргалка

На подстатьи КОСГУ группы 300 относят операции, связанные:

  • с приобретением;
  • с созданием объектов нефинансовых активов.

Но в этом случае речь идет только о создании, изготовлении нефинансовых активов из материалов подрядчиков. Услуги по изготовлению нефинансовых активов из материалов заказчика, то есть самого учреждения, отражаются с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ или по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, если они связаны с капвложениями в основные средства:

  • например, расходы на изготовление дубликатов ключей из материалов подрядчика нужно отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.
  • Важно: с 1 января 2021 года применяются подстатьи КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
  • Новые коды КОСГУ 352, 353 используются для учета приобретения пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз в соответствии с ФСБУ «Нематериальные активы», который вступает в силу в 2021 году.

1. Статья КОСГУ для антисептиков и пр.

Вопрос: по какой статье КОСГУ учреждению нужно провести расходы на покупку дозаторов для антисептических средств, бесконтактных измерителей температуры, бактерицидных облучателей, которые приобретаются по новым санитарным правилам Роспотребнадзора?

Ответ: выбор КОСГУ зависит от того, как учесть эти объекты: в составе основных средств или в составе материальных запасов.

Профпереподготовка. Повышение квалификации для организаций бюджетной сферы

Подобным образом вести учет должны все организации бюджетной сферы, за исключением учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Если медицинские учреждения приобретают термометры со сроком полезного использования менее 12 месяцев, бактерицидные лампы, дезинфицирующие средства, антисептики, маски, латексные перчатки для оказания медицинской помощи и для посетителей учреждения в рамках одного контракта, то отражать их нужно по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях».

2. Бухучет продуктовых наборов

Вопрос: как в бухгалтерском учете учреждения отразить выдачу продуктовых наборов для детей из многодетных семей?

Ответ: если учреждение обеспечивает питанием многодетные семьи на регулярной основе, например учреждение соцобслуживания, продуктовые наборы нужно учитывать по подстатье КОСГУ 342 «Увеличение стоимости продуктов питания».

Если учреждение проводит такую акцию разово и цель покупки продуктов — вручить к празднику, акции, а не обеспечить питанием, используется подстатья КОСГУ 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

3. Статья КОСГУ для личных карточек

Вопрос: на какую статью КОСГУ отнести расходы на покупку личных карточек учеников и личных карточек работников?

Ответ: приобретение бланочной продукции, за исключением бланков строгой отчетности, относится на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ. Это прямое требование п. 11.4.6 Порядка 209н.

4. Статья КОСГУ для тетрадей и прописей

Вопрос: на какую статью КОСГУ отнести расходы по приобретению бюджетным образовательным учреждением рабочих тетрадей, прописей?

Ответ: рабочая тетрадь функционально связана с учебником, частично заменяет или дополняет его. Поэтому учебник используют вместе с учебными пособиями: рабочими тетрадями, прописями.

Учебники и учебные пособия, в том числе рабочие тетради и прописи, предназначенные для выдачи учащимся образовательного учреждения и обеспечения учебного процесса, включаются в библиотечный фонд образовательного учреждения.

В соответствии с п. 8 СГС «Основные средства» материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

Поэтому принимать к бухгалтерскому учету учебные пособия нужно с использованием подстатьи КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Разъяснения об учете рабочих тетрадей приведены в Письме Минфина России от 17.01.2019 № 02-06-10/1927.

В конце статьи есть шпаргалка

5. Учет методической литературы

Вопрос: МАДОУ детский сад приобрело методическую литературу для воспитателей, дидактический материал и хрестоматии для детей. Как отразить в учете приобретение?

Ответ: Если методическая литература, дидактические материалы и хрестоматии будут учитываться в составе библиотечного фонда учреждения, то приобретение отражается по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

В бухгалтерском учете поступление методлитературы на основании накладной нужно отразить проводкой:

Дт 0 101 38 310 Кт 0 302 31 73Х

Если методическая литература, материалы и хрестоматия используются в учебном процессе, но не включаются в состав библиотечного фонда, то расходы отражаются по КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов».

В бухгалтерском учете формируются записи по оприходованию материальных запасов на основании накладной:

Дт 0 105 36 346 Кт 0 302 34 73Х

Если дидактический материал и хрестоматии приобретаются как подарки и выдаются детям безвозмездно, без возврата, то учет ведется по КОСГУ 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

6. КОСГУ для учета реактивов

Вопрос: школа, бюджетное учреждение закупило к началу учебного года реактивы для кабинета химии. По какому КОСГУ их учитывать?

Ответ: приобретение химических реактивов отражается по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)».

Такое разъяснение содержится в Информации Минфина России от 13.05.2019 «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)».

7. Учет песка

Вопрос: заключен контракт, предметом которого является поставка песка для благоустройства учреждения. Как отразить в бухгалтерском учете поступление.

Ответ: рекомендации о том, как отражать в бюджетном учете объекты благоустройства, Минфин привел в Письме от 11.10.2019 № 02-07-10/78244.

Благоустройство — это мероприятия, которые поддерживают и улучшают санитарное и эстетическое состояние территории общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Расходы по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, в зависимости от экономического содержания расходов нужно отражать:

  • по соответствующим статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»: 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» — если приобретены нефинансовые активы;
  • по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ — если расходы по оплате работ и услуг по благоустройству формируют капитальные вложения, то есть стоимость объектов нефинансовых активов формируется на счете 106 00;
  • по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ — если оплачиваете работы и услуги по содержанию, ремонту, обслуживанию, поддержанию восстановлению функциональных и пользовательских характеристик уже имеющихся объектов;
  • расходы, не связанные с ремонтом и не формирующие капитальные вложения, — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В нашем примере предметом контракта является поставка песка. Такие расходы отражаются по КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов». На основании накладной от поставщика поступление материалов отражается по дебету счета 0 105 36 346. Затем по решению комиссии по поступлению и выбытию активов на основании акта о списании материальных запасов ф. 0504230 песок списывается на текущие расходы.

В конце статьи есть шпаргалка

8. КОСГУ для эмали, кистей и шпаклевки

Вопрос: учреждение приобретает эмаль, кисти и шпатлевку для подготовки к приемке на новый учебный год. На каком счете и по какому КОСГУ отразить приобретение материалов?

Ответ: если строительные материалы для ремонта здания приобретаются по отдельным договорам, применяется КОСГУ 344 «Увеличение стоимости строительных материалов».

Поступление в учреждение стройматериалов отражается по счету 0 105 34 344.

9. КОСГУ для масок и перчаток

Вопрос: по какой статье КОСГУ учреждению отражать покупку медицинских масок и перчаток?

Ответ: медицинские учреждения отражают маски и перчатки, приобретенные для оказания медицинской помощи, по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Если медицинское учреждение в рамках одного контракта или договора приобретает медицинские маски и перчатки для оказания медицинской помощи и для общехозяйственных нужд учреждения, в том числе для посетителей учреждения, то расходы также отражаются по подстатье КОСГУ 341.

10. КОСГУ для хозяйственных перчаток

Вопрос: по каким кодам КОСГУ отражать расходы на приобретение хозяйственных перчаток?

Ответ: перчатки хозяйственные относятся к средствам индивидуальной защиты. Расходы на их приобретение относятся на подстатью 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ (п. 11.4.5 Порядка № 209н).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:


Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2020-2021 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Образец заполнения акта о списании ОС по форме 0504105 есть в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и скачайте документ.

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Списание ОС в связи с пропажей, недостачей, уничтожением по причинам, не связанным со стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010118410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями

010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010421410–010428410, 010431410–010438410, 010441410–010448410), 040120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

010100000 «Основные средства» (010111410–010113410, 010115410, 010121410–010128410, 010131410–010138410, 010141410–010148410)

Списание ОС по прочим причинам, в том числе в связи с решением комиссии об окончании использования ОС из-за потери технических свойств

010400000 «Амортизация», 040110172 «Доходы от операций с активами»

010100000 «Основные средства»

ОС, по которым принято решение о списании, но еще не проведены мероприятия по демонтажу, отражаются за балансом

02 «Материальные ценности, принятые на хранение»

Приняты на учет материалы, оставшиеся после списания ОС

010500000 «Материальные запасы» (010521340–010526340, 010531340–010536340)

040110172 «Доходы от операций с активами»

Отражены расходы на проведение работ по списанию ОС

040120200 «Расходы экономического субъекта»

030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», 030306730–030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам» и т. д.

Образец акта о ликвидации объекта ОС привели эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Списание ОС должно проводиться исключительно по рассмотрению комиссии, которая собирается и назначается приказом главы учреждения. Документы должны быть оформлены в соответствии с НПА федеральных, муниципальных органов или органов субъектов РФ. В бухучете списание проводится после фактической ликвидации ОС.

Читайте также: