Как узнать класс монитора

Обновлено: 17.05.2024


Обновленный в 2001 году стандарт ISO 13406-2 (описание которого занимает 146 страниц) определяет требования к качеству изображения, на ЖК-мониторах и экранах ноутбуков. Оценивается яркость, контрастность, отражение, равномерность подсветки и цветовая равномерность, читаемость текста, мерцание и, наконец, количество дефектных пикселов.

Здесь, мы конкретно остановимся на части стандарта относящейся к битым пикселям.

В стандарте определено 4 класса качества экранов. Первый класс - самый высокий, не допускает наличия дефектных пикселов вообще. Класс 4, самый низкий, допускает наличие до 262 битых пикселов. К счастью, ведущие производители ЖК-экранов, как настольных, так и ноутбучных - не выпускают мониторы класса 4. Большинство матриц (в частности, все экраны ноутбуков, продаваемых нами, и в описании которых класс не указан) соответствуют классу 2.

По дефектным пикселям стандарт различает 4 типа:
  1. постоянно горящие пиксели (Определяются на черном фоне);
  2. постоянно негорящие пиксели (Определяются на белом фоне);
  3. пиксели с другими дефектами, включая дефекты сабпикселов - ячеек RGB, составляющих пиксель. Это означает постоянно НЕ горящие красные, зеленые и голубые составляющие пикселя. Фактически, именно этот дефект наиболее распространен. Такие пиксели определяются на фонах, соответствующих RGB - красном, зеленом и синем;
  4. Группа дефектных пикселов - несколько дефектных пикселов в квадрате 5 x 5 пикселов.

Cтандарт предписывает максимальное число дефектных пикселов на 1 000 000 точек матрицы. Соответственно, чем выше разрешение, тем больше суммарное максимальное число допустимых дефектных точек.

Число блоков 5х5,

с более чем 1 дефектом 1 или 2

Число блоков 5х5,

с более чем 1 дефектом 3

Давайте пересчитаем этот стандарт по второму классу качества для нескольких типичных ноутбучных разрешений.

1024х768

1024 * 768 = 786432 точек на экране.

  • Дефекты 1 типа - 2 x 786432 / 1000000 = 1.57.
  • Тоже самое для дефектов 2 типа.
  • Для 3 типа - максимум 3.93.

Итого: не более 1 точки первого типа, 1 - второго, 3 третьего и ни одного блока 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2.
Причина замены экрана или ноутбука с таким дефектом:

4 точки класса 3 в которых постоянно не горит какая либо компонента цвета наличие кластера 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2

1280х800

1280 * 800 = 1024000 точек на экране. Допустимо: не более 2 точки первого типа, 2 - второго, 5 третьего и ни одного блока 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2.
Причина замены экрана или ноутбука:

6 точек класса 3 в которых постоянно не горит какая либо компонента цвета наличие кластера 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2

1440х900

1440 * 900 = 1296000 точек на экране. Допустимо: не более 2 точки первого типа, 2 - второго, 6 третьего и ни одного блока 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2.
Причина замены экрана или ноутбука:

  • 3 постоянно горящие точки класса 1
  • 3 постоянно негорящие точки класса 2
  • 7 точек класса 3 в которых постоянно не горит какая либо компонента цвета
  • наличие кластера 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2

1680х1050

1680 * 1050 = 1764000 точек на экране. Допустимо: не более 3 точки первого типа, 3 - второго, 8 третьего и ни одного блока 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2.
Причина замены экрана или ноутбука:

  • 4 постоянно горящие точки класса 1
  • 4 постоянно негорящие точки класса 2
  • 9 точек класса 3 в которых постоянно не горит какая либо компонента цвета
  • наличие кластера 5х5, в который попадают 2 дефекта 1 или 2

Если отойти от сухих цифр и обратится к нашей практике, то становится ясно, экранов, выпадающих за рамки 2 класса качества на ноутбуках практически не бывает.

По опыту, скажем, что стоит проверять 17 дюймовые экраны, и 15 дюймовые на высоких разрешениях.

Требовательные пользователи ПК, прежде всего геймеры, регулярно апгрейдят процессор и видеокарту, но при этом зачастую не спешат обновлять монитор. Многие по сей день пользуются монитором пятилетний, а то и больше, давности, купленным вместе с самым первым компом. Но мы категорически не согласны с таким подходом: за последние несколько лет дисплеи существенно эволюционировали — стали красочнее, отзывчивее и, что немаловажно, безопаснее для глаз. В этой статье мы расскажем о ключевых преимуществах современных мониторов.


Классификация мониторов

По сферам применения мониторы можно условно разделить на шесть классов: универсальные, игровые, панельные, профессиональные, кинематографические и олдскульные.

Универсальные моники являются самыми распространенными и разнообразными: диагональ может варьироваться от 19 до 32 дюймов. Применяются как для офисной работы (документооборот, веб-серфинг), так и домашних мультимедийных развлечений (фильмы, игры). Модели с акцентом на стильный дизайн выделяются утонченной, едва заметной рамкой. Самые красивые моники, по нашему мнению, выпускает Philips и HP.

Игровые мониторы отличаются от остальных прежде всего высокой частотой смены кадров: 120, 144, 165 или 240 Гц против 60 – 75 Гц у других классов. Это минимизирует задержки между нажатием клавиши и реакцией на нее на экране, что важно прежде всего для мультиплеерных игр. Дополнительно может быть реализована поддержка технологий NVIDIA G-Sync и AMD FreeSync, призванных устранить разрывы изображения (несинхронная прорисовка пикселей) в играх. Больше всего игровых мониторов в ассортименте компании ASUS, Acer и AOC.


Жидкокристаллические панели — это по сути телевизоры, лишенные ТВ-тюнера и smart-функций. Отличаются от мониторов большой диагональю (от 40 дюймов) и настенным, а не настольным креплением (в комплекте, как правило, отсутствует ножка).

Профессиональные мониторы предназначены для серьезной фото и видеообработки. Предельно тщательно калибруются на заводе (цветовой охват равняется строго 100 процентам согласно стандарту AdobeRGB) и опционально оснащаются «козырьком» для устранения лишнего комнатного освещения и, как результат, даже малейших бликов. Лидерами в производстве профессиональных мониторов являются NEC, Viewsonic и Dell.


Моники с ультрашироким кинематографическим соотношением сторон 21:9 предназначены для просмотра фильмов без черных полос сверху и снизу, а также для видемонтажа (помещается длинный таймлайн). А вот для игр такой формат спорный: не все игры могут выдать изображение без черных полос по бокам, и не во все комфортно играть, если взглядом не получается охватить целиком происходящее на экране. Зато на один ультраширокий моник удобно одновременно выводить изображения с двух или даже четырех источников — эта технология называется Picture by Picture.


Олдскульные мониторы имеют почти квадратное соотношение сторон 5:4, которые совсем плохо подходят для современных фильмов и игр. Покупать их сейчас имеет смысл, только если вы закоренелый «старовер» и уперто не признаете новых форматов, или же если вам требуется второй монитор, но на столе не хватает места для еще одной широкоформатной модели (см. статью «Как подключить второй монитор к ноутбуку или ПК?»).


Тип матрицы

Широко распространенных технологий, по которым производят жидкокристаллические матрицы мониторов, существует четыре: TN, IPS, PLS и VA. Рассмотрим подробно каждую из них.

TN (старое название TN+Film) — самый старый, а потому и самый низкокачественный тип матриц. Цветопередача тусклая, черный цвет зачастую выглядит как темно серый, углы обзора, особенно вертикальные, малые (в лучшем случае 150 градусов, но чаще меньше). При взгляде сверху изображение сильно светлеет, при взгляде снизу — темнеет. Применяется преимущественно в дешевых мониторах небольшой диагонали, позволяющих смотреть на экран почти что под прямым углом. До недавнего времени TN выделялась на фоне более «цветастых» технологий минимальным временем отклика (вплоть до 1 мс), благодаря чему применялась в игровых мониторах. Но сейчас конкуренты догнали TN по этому параметру и ничем, помимо низкой цены, она похвастаться уже не может.

IPS — куда более приятный глазу тип ЖК-матриц. Обладает высокой яркостью и контрастностью (на точные значения особо ориентироваться не стоит, так как каждый производитель по своему их измеряет), а также широченными углами обзора (до 178 градусов). Учитывая что IPS-матрицы производит относительно большое количество компаний (LG, Chimei, AU Optronics и др.), качество изображения довольно сильно варьируется. Так, дорогостоящие модели могут похвастаться цветовым охватом близким к 100 процентам AdobeRGB (поэтому для профессиональной фото- и видеообработки подходят исключительно IPS-матрицы), тогда как у бюджетных вместо белого цвета будет желтый, а вместо черного — фиолетовый. А вот еще один бывший недостаток IPS — длительное время отклика 8 – 20 мс — в последние годы удалось полностью устранить (стало 1 – 4 мс).


PLS — альтернатива IPS, разработанная и выпускаемая компанией Samsung. Чуть дешевле в производстве при одинаковом, если сравнивать на глаз, качестве изображения. Применяется исключительно в мониторах Samsung, благодаря чему имеет более-менее ровное качество, независимо от цены. Недостаток по сравнению с IPS только один — неестественная цветопередача (до 86 процентов AdobeRGB). Например, синий цвет выражен сильнее остальных, что нельзя до конца устранить даже тщательной калибровкой. Для игр и фильмов это не проблема, но вот для фотообработки — критический недостаток.

VA (точнее, ее современные версия MVA, AMVA и AMVA+) — на первый взгляд ничуть не уступают IPS и PLS: такие же насыщенные цвета. А по глубине черного цвета VA вообще нет равных (разве что AMOLED и OLED, которые пока не применяются в мониторах). Если открыть на экране сплошную черную картинку, будет казаться, что он выключен — вот насколько у VA глубокий черный цвет. Но и у VA есть свой «скелет в шкафу» — плохое отображение полутонов черного цвета, что особенно заметно на фотографиях с затененными участками (темно серый и черный выглядят одинаково). Из-за этого будут плохо различимы детали, например, в фильмах и играх жанра хоррор. Углы обзора VA самую малость уже, чем у IPS и PLS (до 175 градусов). Цветовой охват, как и у PLS, к сожалению, далек до идеала (до 75 процентов AdobeRGB). Специализируются на VA-мониторах компании BenQ и Iiyama.

Разрешение и покрытие экрана

А вот на что тип матрицы не влияет, так это на разрешение экрана. Даже TN-мониторы могут иметь повышенное Quad HD и даже Ultra HD-разрешение (собственно, TN — это и есть самые доступные 4K-мониторы). Моники Full HD также строятся на любом типе матрицы, а вот HD-модели (точнее, Windows-HD — не 1280x720, а 1366x768 точек) представлены исключительно бюджетными TN-моделями.


Подключаться к компьютеру HD и Full HD-мониторы с частотой 60 – 75 Гц способны посредством как цифровых интерфейсов HDMI и DVI, так и аналогового VGA. Качество изображения при этом будет одинаковым. А вот 2K и 4K-модели, а также Full HD с частотой обновления 120+ Гц рекомендуется подключать посредством HDMI, причем версии 2.0, или Display Port. В противном случае изображение вообще не будет передаваться, либо будет, но со сниженной частотой. А вот развитие технологии передачи видеосигнала со смартфона на монитор MHL, к сожалению, заглохло. Мониторами она до сих пор поддерживается, но в новых смартфонах больше не используется.

Поверх ЖК-матриц во избежание повреждений устанавливают защитное покрытие, которое может быть обычным глянцевым, антибликовым глянцевым, вообще небликующим матовым (но с неприятным эффектом «переливающихся кристалликов сахара» из-за крупного матового зерна) и полуматовым (оптимальный вариант с мелким зерном).


Тремя новомодными «фишками» мониторов являются изогнутый и сенсорный экран, а также поддержка технологии HDR. Изогнутость помогает решить проблему искажения изображения по краям монитора в случае очень большой диагонали (28+ дюймов). Тач-сенсор дарит возможность управлять компьютером пальцами или рисовать стилусом. Расширенный цветовой диапазон HDR позволяет отображать пересвеченные участки изображения более контрастным, а затемненные — чуть более светлыми. Все это делает картинку детализированнее. Четвертая же «фишка» — поддержка стереоскопического 3D — оказалась мало востребованной и постепенно уходит с рынка.


Незаслуженно мало внимания акцентируется на технологии Flicker-Free, которая устраняет проблему едва заметного мерцания LED-подсветки монитора, усиливающегося при снижении яркости. Именно это негативное мерцание больше всего утомляет глаза при работе за ПК. А здоровье спины и шеи убережет регулируемая по высоте ножка монитора. Хотя в крайнем случае можно подложить картонную коробку или стопку книг.

Дополнительные функции

Опционально мониторы могут оснащаться USB-хабом на три – четыре порта, чтобы не приходилось тянуться к компьютеру под стол для подключения, скажем, флешки. Также в некоторых моделях реализованы стеорединамики и веб-камера, сенсор освещенности комнаты, автоматически регулирующий яркость экрана, и датчик присутствия пользователя перед ПК, отключающий монитор для экономии электроенергии.

Выводы

Для среднестатического пользователя ПК оптимальным выбором станет монитор с диагональю 24 – 27 дюймов, соотношением сторон 16:9 и разрешением Full HD, матрицей IPS, PLS или VA и частотой обновления 60 Гц. Заядлым геймерам же лучше присмотреться к 120+ Гц моделям, а профессиональным фотографам и видеомонтажерам — к IPS-моделям с цветовым охватом близким к 100 процентам. С зазором на будущее можно приобрести монитор с повышенным разрешением 4K или соотношением сторон 21:9.



Мониторы нестандартных размеров, например ультраширокий Odyssey G9 с диагональю 49 дюймов, гарантируют потрясающее впечатление во время игр.

Современные экраны оснащены тонкими рамками, которые не мешают погружению в происходящее на дисплее и максимально задействуют полезное пространство. Чем меньше диагональ экрана — тем заметнее плюсы тонких рамок.

Соотношение сторон — 16:9, 21:9 или 32:9

Соотношение сторон — показатель, отражающий соотношение ширины и высоты дисплея. Самых популярных варианта — три:

- Мониторы 16:9 — универсальные и самые распространенные. Именно в таком формате верстают сайты, создают интерфейс компьютерных программ и снимают видеоконтент. Для большинства игр он тоже подходит.

- Мониторы 21:9, или ultrawide, — дают больше рабочего пространства. Их выбирают программисты, видеографы, дизайнеры и другие специалисты, которые работают в многоэкранном режиме.

- Мониторы 32:9 — игровые мониторы. За счет больших размеров и изогнутого экрана дают максимальный эффект погружения.

Разрешение монитора: от Full HD до 4K

Чем больше диагональ экрана, тем выше должно быть разрешение: иначе из-за низкой плотности пикселей пострадает детализация изображения. Вот на какие параметры можно ориентироваться:
- Монитор Full HD с разрешением экрана 1920 x 1080 точек должен иметь диагональ не выше 24 дюймов. При большем размере дисплея картинки будут выглядеть некачественно.

- Мониторы WQHD и QHD имеют разрешение 2560 х 1920 или 2560 x 1440 точек. Оно подходит для широкоформатных экранов и иногда обозначается как «2К».

- Мониторы UHD имеют еще большую плотность пикселей — 3840 x 2160 точек для экранов с соотношением сторон 16:9 или 3440 х 1440 для моделей ultrawide. Их еще называют «мониторы 4К», потому что количество пикселей на таких экранах в 4 раза больше, чем на дисплеях с разрешением Full HD. Изображение отличается хорошей детализацией: лучшие мониторы 4К позволяют разглядеть мельчайшие нюансы в играх, на фото и видео. Главное, чтобы в высоком разрешении был и сам контент.

Тип матрицы и подсветка экрана

Матрица — основа любого монитора. От ее типа зависит многое: качество изображения, цветопередача, яркость, контрастность, скорость отклика. Вот какой маркировкой обозначают самые распространенные типы матриц:
- TN — используют в бюджетных мониторах со средним качеством цветопередачи, небольшими углами обзора и низкой контрастностью. Единственный плюс TN-матриц — высокая скорость отклика, поэтому такие мониторы нравятся киберспортсменам.

- IPS — одна из самых популярных и универсальных разновидностей. Монитор с IPS-матрицей отличается превосходной цветопередачей и идеальным — до 180° — углом обзора. Подходит для работы с графикой, просмотра фильмов и любых других задач, кроме гейминга. Для игр IPS-мониторам не хватает скорости отклика.

- VA — объединяет в себе преимущества TN и IPS. У таких матриц достойные цветопередача и время отклика, а также превосходная контрастность. Чаще всего на базе VA создают именно игровые мониторы.



Подсветка есть у любого ЖК-монитора: от нее зависят яркость, контраст и цветовой диапазон изображения. Опция реализована с помощью белых светодиодов, которые расположены по краям экрана (боковая подсветка) или по всей его поверхности (матричная подсветка). Одной из самых совершенных систем подсветки обладают QLED-мониторы Samsung с технологией квантовых точек. В таких экранах свет диодов проходит через слой, создающий дополнительный световой поток. В результате у экрана увеличивается цветовой охват, а изображение приобретает максимальную реалистичность.

Яркость и контрастность

Яркость влияет на то, как воспринимается изображение при разном освещении. Чем светлее в помещении, тем выше должен быть показатель яркости экрана. Например, в квартире со стандартным освещением будет достаточно 100–150 кд/м², а вот в офисе с панорамными окнами для комфортной работы потребуется более яркий экран.

От контрастности зависит глубина черного цвета и детализация изображения. Самая низкая контрастность — у TN-матриц: 600:1. У IPS этот параметр выше — до 1500:1. А самые лучшие показатели — у мониторов VA: до 4000:1.

Время отклика и частота обновления



Эти два параметра особенно важны, если речь идет об игровом мониторе.

Время отклика измеряется в миллисекундах и показывает, за какой промежуток времени экранный пиксель способен сменить цвет. Это влияет на качество прорисовки изображений в динамичных сценах: если время отклика недостаточное, картинка размывается, а вокруг движущихся объектов появляется шлейф. «Золотой стандарт» времени отклика для игровых мониторов — 1 мс.

Частота обновления измеряется в герцах и обозначает количество кадров, которое монитор может отобразить за секунду. Чем больше значение — тем плавнее и естественнее движутся объекты в кадре. Мониторы с частотой 60 или 75 Гц подходят для работы и просмотра фильмов, а вот для динамичных игр их может не хватить — изображение будет смазываться, дергаться и отставать от сюжета. Поэтому геймеры предпочитают мониторы 144 Гц, а частота обновления на флагманских игровых моделях достигает 240 Гц.

Покрытие экрана: глянцевое или матовое



Глянцевое обеспечивает максимально яркое изображение, но может бликовать при интенсивном освещении. Матовое покрытие слегка приглушает сочность цветов, зато практически не отсвечивает. Оно подойдет тем, кто планирует разместить экран в ярко освещенном офисе или у окна на солнечной стороне здания.

Разъемы и интерфейсы: для видео, аудио и игр

Чем больше интерфейсов и разъемов у монитора — тем лучше. Чаще всего стандартный набор выглядит так:
- DVI — видеоразъем, который поддерживает разрешение до 2560 × 1600 точек.

- HDMI — один из самых распространенных интерфейсов для одновременной передачи аудио и видео. Поддерживает разрешение до 4К.

- DisplayPort — во многом похож на HDMI. Мониторы с DisplayPort поддерживают более высокую по сравнению с HDMI частоту обновления экрана, поэтому игровые мониторы лучше подключать именно через этот разъем.

- USB — для подключения внешних устройств — например, колонок. Также от монитора с USB-входом можно подзарядить смартфон.

- Стандартный аудиоразъем 3,5 мм — для подключения проводных наушников и акустических систем.

Зачем нужен изогнутый экран



Изогнутые мониторы Samsung позволяют получить максимальный эффект погружения в играх и при просмотре фильмов. Степень кривизны экрана варьируется от 1000R у сильно закругленных моделей до 3800R, когда изгиб практически незаметен. Универсальный показатель кривизны — 1500–1900R. Однако закругленные мониторы не подходят для некоторых задач, где важна точность передачи геометрии изображения, — например, в архитектурном проектировании, трехмерном моделировании и дизайне интерьеров.

Дополнительные возможности

Поддержка HDR
Расширяет цветовой охват экрана и увеличивает контрастность — в итоге картинка получается более живой и реалистичной. Особенно хорошо это заметно в самых темных и самых светлых частях изображения: там есть детали, которые не видны на мониторах без HDR. Например, в играх можно заметить врагов, спрятавшихся в тени.



Регулировка высоты и наклона
Монитор с регулировкой по высоте, наклону и другим параметрам позволяет легко подобрать комфортное положение. Если сделать это правильно, после рабочего дня за компьютером мышцы шеи и спины не будут болеть от перенапряжения.

Поворот на 90 градусов
Удобно для работы с документами книжной ориентации.

Встроенные динамики
Мониторы с колонками позволяют сэкономить на покупке дополнительного аудиооборудования и освободить место на столе. Ожидать глубокого звука не стоит, но во многих случаях встроенных динамиков достаточно.

AMD Freesync
Опция для синхронизации частоты обновления экрана c частотой графического процессора. Мониторы AMD Freesync воспроизводят динамичные сцены плавно, без задержек и разрывов. Чтобы технология заработала, нужна также видеокарта AMD.

Смарт-мониторы
Экраны с собственной операционной системой — совсем как на Smart TV. Такие дисплеи работают даже без подключения к компьютеру — благодаря предустановленным приложениям, в том числе Microsoft Office 365, Netflix, YouTube и HBO. А еще на экран можно вывести контент со смартфона.

Как выбрать монитор: примеры

Для работы с документами и интернет-серфинга подойдет стандартный монитор от 22 дюймов. А работать в текстовых файлах и таблицах без компьютера позволит смарт-дисплей.

К монитору для игр требований больше:
1. Диагональ от 24 дюймов
2. VA-матрица
3. Время отклика — 1 мс, частота обновления — от 144 Гц (если собираетесь играть в динамичные игры)
4. Изогнутый или прямой экран
5. Разъем DisplayPort
6. Поддержка технологии AMD Freesync

«Графический» монитор для фотографа, видеомонтажера, дизайнера или проектировщика выбирают, исходя из этих требований:
1. Диагональ от 27 дюймов
2. Широкий формат ultrawide
3. Разрешение 2К или 4К
4. Матрица IPS с подсветкой OLED
5. Поддержка HDR
6. Регулировка по высоте и наклону

oled матрица

В настоящее время для производства мониторов народного потребления применяются два самых основных, так сказать – корневых, технологии изготовления матриц – LCD и LED.

Все остальные типы являются производными от этих двух столпов дисплеестроения и представляют собой доработанные, модернизированные и улучшенный варианты своих предшественников.

эволюция мониторов

Ну что же, рассмотрим теперь эволюционный процесс, пройденный дисплеями при становлении на службу человечеству.

Виды матриц мониторов, их характеристики, сходства и различия

Начнем с наиболее привычного нам ЖК экрана. В его состав входят:

  • Матрица, которая поначалу представляла собой сэндвич из пластин стекла, перемежающихся пленкой жидких кристаллов. Позже, с развитием технологии, вместо стекла начали использоваться тонкие листы пластика.
  • Источник света.
  • Соединительные провода.
  • Корпус с металлическим обрамлением, которое придает жесткость изделию

Точка экрана, отвечающая за формирование изображения, называется пикселем, и состоит из:

  • Прозрачные электроды в количестве двух штук.
  • Прослойки молекул активного вещества между электродами (это и есть ЖК).
  • Поляризаторы, оптические оси которых перпендикулярны друг-другу (зависит от конструкции).

Если между фильтрами не было бы ЖК, то свет от источника проходя через первый фильтр и поляризуясь в одном направлении, полностью задерживался бы вторым, из-за его того, что его оптическая ось перпендикулярна оси первого фильтра. Поэтому, как бы мы не светили на одну сторону матрицы, со второй стороны она остается черной.

Поверхность электродов, касающаяся ЖК обработана таким образом, чтобы создать определенный порядок расположения молекул в пространстве. Иначе говоря – их ориентацию, которая имеет свойство изменятся в зависимости от величины напряжения электрического тока, приложенного к электродам. Далее уже начинаются технологические различия в зависимости от типа матрицы.

TN матрица

tn матрица

Tn матрица расшифровывается как «Twisted Nematic», что в переводе означает «Извивающиеся нитевидные». Изначальное расположение молекулы – в виде четверть оборотной спирали. То есть свет от первого фильтра преломляется так, что проходя вдоль кристалла он попадает на второй фильтр в соответствии с его оптической осью. Следовательно, в спокойном состоянии такая ячейка всегда прозрачна.

Воздействуя на электроды напряжением можно изменять угол поворота кристалла вплоть до его полного распрямления, при котором свет через кристалл пройдет без преломления. А так, как он уже был поляризован первым фильтром, то второй его полностью задержит, и ячейка будет черной. Изменение величины напряжения изменяет угол поворота, а соответственно и степень прозрачности.

Преимущества – низкое время отклика, дешевизна.

Недостатки – маленькие углы обзора, низкая контрастность, плохая цветопередача, инерционность, энергопотребление

TN+Film матрица

От простой TN отличается наличием специального слоя, призванного повысить раствор обзора в градусах. На практике достигается значение в 150 градусов по горизонтали для лучших моделей. Применяется в подавляющем большинстве телевизоров и мониторов бюджетного уровня.

Преимущества – низкое время отклика, дешевизна.

Недостатки – углы обзора очень маленькие, низкая контрастность, плохая цветопередача, инерционность.

TFT матрица

Сокращение от «Think Film Transistor» и переводится как «тонкопленочный транзистор». Более корректным было бы название TN-TFT так, как это не тип матрицы, а технология изготовления и отличие от чисто TN состоит лишь в способе управления пикселями. Здесь он реализован при помощи микроскопических полевых транзисторов, а потому такие экраны относятся к классу активных ЖКИ. То есть это не тип матрицы, а способ управления ею.

IPS или SFT матрица

Да, и это тоже потомок той, самой древней ЖКИ пластины. По сути представляет собой более развитую и модернизированную TFT так, как называется Super Fine TFT (очень хороший ТФТ). Угол обзора увеличен лучших изделий достигает 178 градусов, а цветовой охват практически идентичен естественному

матрица ips

.

Преимущества – углы обзора, цветопередача.

Недостатки – цена слишком высокая по сравнению с TN, время отклика редко бывает ниже 16 мс.

Виды Ips матрицы:

PLS матрица

Доработанная, с целью снижения себестоимости и оптимизации времени отклика (до 5 миллисекунд), версия IPS. Выведена концерном Самсунг и является аналогом Н-IPS, АН-IPS, которые запатентованы другими разработчиками электроники.

Подробнее про PLS матрицу можно узнать в нашей статье:

VA, MVA и PVA матрицы

Это тоже технология изготовления, а не отдельный тип экрана.

Также существует еще большее количество всевозможных доработок и улучшений, с которыми рядовой пользователь вряд ли столкнётся на практике – максимум, что укажет производитель на коробке, это основной тип экрана и все.

Параллельно ЖКИ развивалась технология LED. Полноценные, чистокровные экраны ЛЕД изготавливаются из дискретных светодиодов либо матричным, либо кластерным способом и в магазинах бытовой техники не встречаются.

Причина отсутствия в продаже полновесных ЛЕД кроется в их больших габаритах, низком разрешении, крупнозернистости. Удел таких устройств – баннеры, уличное ТВ, медиафасады, устройство бегущей строки.

Внимание! Не спутайте маркетинговое название типа «LED-монитор» с настоящим светодиодным дисплеем. Чаще всего под этим название будет скрываться обычный ЖКИ типа TN+Film, но подсветка будет выполнена при помощи светодиодной лампы, а не люминесцентной. Это все, что в таком мониторе будет от LED технологии – только подсветка.

OLED дисплеи

oled дисплей

Отдельным сегментом выступают OLED дисплеи, представляющие собой одно из самых перспективных направлений:

  1. маленький вес и габаритные размеры;
  2. низкий аппетит к электричеству;
  3. неограниченные геометрические формы;
  4. не нужна подсветка специальной лампой;
  5. углы обзора вплоть до 180 градусов;
  6. мгновенный отклик матрицы;
  7. контрастность превышает все известные альтернативные технологии;
  8. возможность создания гибких экранов;
  9. температурный диапазон шире, чем у других экранов.
  • маленький срок службы диодов определенного цвета;
  • невозможность создания долговечных полноцветных дисплеев;
  • очень высокая цена, даже по сравнению с IPS.

Для справки. Возможно нас читают и любители мобильных девайсов, поэтому затронем и сектор портативной техники:

AMOLED (Active Matrix Organic Light-Emitting Diode) – комбинация LED и TFT

Super AMOLED – Ну тут, мы думаем, все понятно!

Исходя из предоставленных данных следует заключение, что матрицы мониторов бывают двух типов – жидкокристаллические и светодиодные. Также возможны их комбинации и вариации.

oled матрица

Как узнать, какая матрица в мониторе?

Существует 3 способа удостовериться в типе матрицы вашего экрана:

а) Если сохранилась упаковочная коробка и техническая документация, то там наверняка вы можете увидеть таблицу с характеристиками устройства, среди которых будет указана интересующая информация.

б) Зная модель и название можно воспользоваться услугами онлайн-ресурса производителя.

в) Воспользоваться нашими рекомендациями:

  • Если посмотреть на цветную картинку TN монитора по разными углами сбоку-сверху-снизу, то будет видны искажения цвета (вплоть до инверсии), блеклость, желтизна белого фона. Полностью черного цвета добиться невозможно – будет глубоко серый, но не черный.
  • IPS легко определить по черной картинке, которая приобретает фиолетовый оттенок при отклонении взгляда от перпендикулярной оси.
  • Если перечисленные проявления отсутствуют, то это либо более современный вариант IPS, либо ОЛЕД.
  • OLED от всех других отличает отсутствие лампы подсветки, поэтому черный цвет на такой матрице представляет собой полностью обесточенный пиксель. А даже у самой лучшей IPS черный цвет светиться в темноте за счет BackLight.

Давайте же узнаем, какая она – лучшая матрица для монитора.

Какая матрица лучше, как они влияют на зрение?

Итак, возможность выбора в магазинах ограничена тремя технологиями TN, IPS, OLED.

TN матрица обладает низкой стоимостью, имеет приемлемые временные задержки и постоянно совершенствует качество изображения. Но из-за низкого качества конечного изображения может рекомендоваться только для домашнего применения – иногда кино посмотреть, иногда игрушку погонять и время от времени поработать с тексами. Как вы помните время отклика у лучших моделей достигает 4 мс. Недостатки в виде плохой контрастности и неестественности цвета вызывает повышенную утомляемость глаз.

IPS это, конечно же, совсем другое дело! Яркие, сочные и естественные цвета передаваемой картинки предоставят превосходный комфорт работы. Рекомендуется для полиграфических работ, дизайнерам или тем, кто готов заплатить за удобство кругленькую сумму. Ну а играть будет не очень удобно вследствие высокого отклика – далеко не все экземпляры могут похвастаться даже 16 мс. Соответственно – спокойная, вдумчивая работа – ДА. Классно посмотреть киношку – ДА! Динамичные стрелялки – НЕТ! Зато глаза не устают.

OLED. Эх, мечта! Такой монитор могут себе позволить либо достаточно обеспеченные люди, либо пекущиеся о состоянии своего зрения. Если бы не цена, то можно было бы рекомендовать всем и каждому – характеристики этих дисплеев обладают достоинствами всех остальных технологических решений. На наш взгляд здесь нет недостатков, кроме стоимости. Но есть надежда – технология совершенствуется и соответственно – удешевляется так, что ожидается закономерное снижение производственных затрат на изготовления, что сделает их более доступными.

Выводы

На сегодняшний день лучшая матрица для монитора это, конечно же Ips/Oled, изготовленная по принципу органических светодиодов, и они довольно активно применяются в сфере переносной техники – мобильные телефоны, планшеты и прочие.

Но, если излишних денежных ресурсов не наблюдается, то стоит остановить свой выбор на более простых моделях, но в обязательном порядке со светодиодными лампами подсветки. ЛЕД лампа имеет больший ресурс, стабильность светового потока, широкий предел регулирования подсветки и очень экономичны в плане энергопотребления.

Читайте также: