Как выставить частоту вертикальной развертки монитора

Обновлено: 06.07.2024

Засматриваетесь на 4K UHD-мониторы, но ваш лаптоп не поддерживает высокие разрешения? Купили монитор и миритесь с частотой обновления в 30Гц? Повремените с апгрейдом.

TL;DR: 3840×2160@43 Гц, 3200×1800@60 Гц, 2560×1440@86 Гц на Intel HD 3000 Sandy Bridge; 3840×2160@52 Гц на Intel Iris 5100 Haswell.

Предыстория

Давным-давно, когда все мониторы были большими и кинескопными, компьютеры использовали фиксированные разрешения и тайминги для вывода изображения на экран. Тайминги были описаны в стандарте Display Monitor Timings (DMT), и не существовало универсального метода расчета таймингов для использования нестандартного разрешения. Мониторы отправляли компьютеру информацию о себе через специальный протокол Extended display identification data (EDID), который содержал DMT-таблицу с поддерживаемыми режимами. Шло время, мониторам стало не хватать разрешений из DMT. В 1999 году VESA представляет Generalized Timing Formula (GTF) — универсальный способ расчета таймингов для любого разрешения (с определенной точностью). Всего через 3 года, в 2002 году, его заменил стандарт Coordinated Video Timings (CVT), в котором описывается способ чуть более точного рассчитывания таймингов.

Оба стандарта были созданы с учетом особенностей хода луча в электро-лучевой трубке, вводились специальные задержки для того, чтобы магнитное поле успело измениться. Жидкокристаллические мониторы, напротив, таких задержек не требуют, поэтому для них был разработан стандарт CVT Reduced Blanking (CVT-R или CVT-RB), который является копией CVT без задержек для CRT, что позволило значительно снизить требуемую пропускную способность интерфейса. В 2013 году вышло обновление CVT-R c индексом v2, но, к сожалению, открытого описания стандарта в интернете нет, а сама VESA продает его за $350.

История

Стандартные и нестандартные стандарты

Современным мониторам и видеокартам нет никакого дела до фиксированных разрешений и таймингов времен DMT, они могут работать в широком диапазоне разрешений и частот обновления. Давайте посмотрим в техпаспорт моего монитора:

Поддерживаемая горизонтальная частота развертки 31-140 кГц
Поддерживаемая вертикальная частота развертки 29-76 Гц
И максимальный пресет:
Режим Частота горизонтальной развертки Частота вертикальной развертки Частота пикселизации Полярность синхронизации
VESA, 3840×2160 133.3 кГц 60.0 Гц 533.25 МГц H+/V-
Итак, почему лаптоп не может использовать максимальное разрешение?

Дело в частоте пикселизации. Многие видеокарты, а тем более интегрированное в процессор видео, имеют железные ограничения частоты пикселизации, а из-за того, что в EDID монитора нет максимального разрешения с меньшей частотой вертикальной развертки вследствие ограниченности его размера, компьютер не может использовать максимальное разрешение.

К сожалению, производители редко публикуют максимальную частоту пикселизации видеочипов, ограничиваясь максимальным поддерживаемым разрешением, но для интересующих меня карт я нашел необходимую информацию:
Intel HD 3000 (Sandy Bridge): 389 кГц
Haswell ULT (-U): 450 кГц
Haswell ULX (-Y): 337 кГц

Что делать и что сделать?

Ответ очевиден — нужно уменьшить частоту пикселизации! Ее уменьшение приведет и к уменьшению частоты обновления монитора. Как нам это сделать? Нам нужно сгенерировать так называемый modeline — информацию о таймингах для видеокарты и монитора. В сети можно найти множество генераторов modeline, но большинство из них безнадежно устарели и ничего не знают о стандарте CVT-R, который мы и будем использовать. Я рекомендую вам воспользоваться umc под Linux, PowerStrip под Windows и SwitchResX под Mac OS. К слову, SwitchResX — единственная программа, которая может рассчитывать modeline по стандарту CVT-R2, но мой монитор его не поддерживает.

Modeline содержит следующую структуру:

Посмотрите на таблицу выше: минимальная вертикальная частота обновления моего монитора может равняться 29 Гц.

Давайте сгенерируем modeline для разрешения 3840×2160 с частотой обновления в 30 Гц:

Как видим, частота пикселизации с данным режимом будет установлена в 262.75 МГц, что далеко от ограничений моего видеоадаптера.

Давайте попробуем установить и активировать наш режим:


Если все прошло удачно, вы увидите картинку в «неподдерживаемом» вашей картой разрешении на мониторе. Ура!

У нас все еще есть большой запас по частоте пикселизации, да и вряд ли кому-то будет комфортно использовать монитор с частотой обновления в 30 Гц, поэтому мы будем увеличивать ее до тех пор, пока частота пикселизации не приблизится к значению в 389 МГц — пределу моего видеоадаптера. Путем нехитрых манипуляций удалось установить, что при такой частоте мы получаем вертикальную развертку в 44.1 Гц.

Не блеск, но жить можно!

Как можно заметить, частота горизонтальной развертки — 97.25 кГц — вполне в диапазоне поддерживаемых монитором. Как в случае с вертикальной разверткой, так и в случае с разрешением, монитору нет дела до конкретных режимов, поэтому мы можем использовать 3200×1800 при 60 Гц — еще не такое низкое разрешение, как 2560×1440, и с привычной частотой обновления.

  • Отредактировать EDID монитора и указывать его драйверу
  • Добавить modeline в настройки Xorg

Для второго способа достаточно создать файл с Xorg-секцией «Monitor» и поместить его в /etc/X11/xorg.conf.d/ :

Где Identifier — название вашего видеовыхода согласно xrandr. Опцией «PreferredMode» можно задать режим, который будет выбран по умолчанию.

У меня не получается!

Убедитесь, что вы подключаете монитор через DisplayPort 1.2. HDMI 1.4 не позволяет использовать частоту пикселизации выше 340 МГц, в то время как для DisplayPort (HBR2) верхнее ограничение равно 540 МГц. Также удостоверьтесь, что ваш монитор поддерживает частоту обновления выше 30 Гц на максимальном разрешении, т.к. ранние модели этим грешили.

Заключение

Не стоит слепо верить технической документации на монитор. В ходе исследований оказалось, что ограничение по вертикальной частоте аж 86 Гц, вместо 76 Гц по заявлению производителя. Таким образом, я могу наслаждаться плавной картинкой, хоть и в не в самом высоком разрешении

Что такое кадровая развертка, она же вертикальная, она же Refresh Rate? Это частота смены кадров на экране монитора. Многие знают, что для комфортной работы и исключения заметного глазу мерцания нужно устанавливать ее в максимально возможное значение, никак не меньше 85 Герц. Но Windows по не совсем понятной причине задавать нужную частоту вертикальной развертки самостоятельно не может (или не хочет). После инсталляции новой видеокарты, монитора или всей операционной системы нужно обязательно выставить правильные значения - "виндошные" 60 Герц никак не являются оптимальными. Давайте разберемся, как и где эту частоту нужно устанавливать.


Сначала монитор

Прежде всего стоит предупредить, что для появления возможности настройки частоты развертки нужно обязательно сообщить Windows модель вашего монитора, точнее, его характеристики - разрешения, частоты и т.п. Драйвер монитора (точнее, Inf-файл с его параметрами) должен прилагаться на дискете или компакт-диске. Если у вас его нет, можно поискать в Интернете или поставить заведомо лучший тип монитора. Процедура предельно проста - "Свойства дисплея" (правая кнопка мыши на свободном месте экрана, свойства - если кто не знает), закладка "Установки", кнопка "Дополнительно", "Монитор".


Какую частоту выбрать?

Ответ "Максимальную" правильным не является. Почему? По двум причинам:

  1. Максимальная частота развертки означает максимальную нагрузку на электронику монитора. А если монитор работает на пределе, он не даст качественной картинки на экране, да и срок его службы существенно уменьшится;
  2. Видеокарта, особенно не очень современная и дорогая, на большой частоте развертки дает заметно худшее качество изображения, так как RAMDAC, преобразователь цифровых сигналов в аналоговые, понятные монитору, уже не справляется со своей задачей.

Как правило, вы должны выбрать две пары "разрешение/частота вертикальной развертки": первую - для постоянной работы с текстом, графикой и т.п., когда нужно сосредоточенно присматриваться к мелким деталям, вторую - для полноэкранных игр (2D и 3D). Первая пара целиком зависит от вашего монитора. Руководствуйтесь такой схемой:

  • устаревший монитор 14" - 640х480/70 или 75 Hz;
  • современный монитор 14" - 640х480/85 Hz или 800x600/75 Hz;
  • монитор 15" младшей серии (обычно с индексом "E", "S") - 800x600/75 или 85 Hz;
  • монитор 15" старшей серии ("B", "G", "P") - 800х600/85 Hz или 1024x768/75 Hz;
  • монитор 17" младшей и бизнес ("B", "G") серий - 1024x768/85 Hz;

Более дорогие модели (>$300) уже ограничиваются видеокартой, на них ухудшение качества изображения от частоты развертки мало влияет. Поэтому если у вас дорогой монитор, можно смело ставить 85 или 100 Гц вплоть до 1280x1024.

Для игр, особенно трехмерных, устанавливать слишком большую частоту не имеет смысла. Даже 60 Гц выглядит приемлемо, так как в играх всматриваться в экран не нужно, но лучше поставить 70-75 Гц для недорогого монитора и 85 - для качественного 17" и выше. При этом нужно обязательно отключить синхронизацию 3D-ускорителя с сигналом вертикальной развертки (в настройках драйвера называется V-sync), иначе в работе ускорителя появятся ненужные задержки, связанные с ожиданием вышеупомянутого сигнала перед выдачей каждого нового кадра.

Итак, максимальному разрешению, поддерживаемому вашим монитором, назначайте 60 Гц, рабочему - 100, 85 или 75 Гц, всем более низким разрешениям нужно поставить 85 Гц.


Развертка в обычных Windows-режимах

Установить развертку в рабочем режиме несложно. "Свойства дисплея", закладка "Установки", кнопка "Дополнительно", "Адаптер". Значение "оптимальная" меняем на рассчитанное, по-настоящему оптимальное (если в списке нет других частот - тип монитора не установлен, см. начало статьи). После нажатия "Применить" отрегулируйте размер и центровку изображения с помощью кнопок управления монитором. Если качество изображения слишком сильно ухудшилось, например, потерялась фокусировка, значит, выставленная частота близка к физическому пределу либо видеокарты, либо монитора, и ее придется понизить (или понизить разрешение).

Остальные режимы, используемые, к примеру, в играх, с помощью настроек апплета "Свойства дисплея" не установишь. Нужно или лезть в реестр, или скачивать PowerStrip или другую утилитку настройки.

В первом случае нужен раздел HKEY_LOCAL_MACHINE\System\CurrentControlSet\Services\Class\Display, в котором содержится информация обо всех типах видеокарт, которые стояли на компьютере (точнее, о которых знает текущая копия Windows). Найдя нужную (обычно последняя в списке 0000, 0001, 0002…), заходим в раздел "Modes", выбираем глубину цвета (4,8,16 или 32) и разрешение ("640,480", "800,600"…) и добавляем строковый параметр с именем "RefreshRate". Его значение и будет частотой вертикальной развертки для выбранного видеорежима.

При использовании PowerStrip (www.entechtaiwan.com) достаточно нажать кнопку "Конфигурация монитора" на ее инструментальной панели и выбрать нужные частоты. Но в этом случае для работы на выбранной частоте PowerStrip должна быть запущена, что не очень хорошо, как вы понимаете.


Развертка в играх

Игры, использующие интерфейс DirectX (а таких - подавляющее большинство), на общие настройки Windows внимание обращать не будут. Для них нужно произвести дополнительные действия, к счастью, совсем несложные (надеюсь, у вас давно стоит DirectX 7.0a). Запускаем ярлык "C:\Program Files\DirectX\Setup\DxDiag", выбираем последнюю закладку, затем кнопку "Перекрыть" ("Override") и ставим значение 75, 85 или 100.

Игры, использующие интерфейс OpenGL, обычно не требуют отдельной установки частоты развертки, так как используют сведения, предоставляемые Windows.

Впрочем, бывают и исключения. Некоторые драйверы ставят максимально допустимую частоту для монитора, некоторые и в DirectX используют частоты, заданные для Windows-режимов.


Заключение

Выбор частоты вертикальной развертки - поиск компромисса. Слишком низкая частота вызывает повышенную усталость и резь в глазах, слишком высокая - тоже, так как качество изображения ухудшается и, кроме того, сокращается срок службы монитора. Отнеситесь серьезно к этому вопросу.

Ещё недавно мониторы с частотой обновления экрана в 60 Гц были стандартом и пределом мечтаний. Сейчас индустрия дошла до того, что уже есть экраны на 75 Гц, 120 Гц, 144 Гц, 240 Гц и 360 Гц. Что это значит должны хорошо знать любители поиграть в игры, так как их это затрагивает напрямую. Для тех кто не знает сейчас расскажем.

↑ Как изменить частоту обновления экрана

Частота обновления экрана (screen refresh rate) — это, если сказать проще, сколько раз в секунду обновляется изображение на вашем экране. Если у вас частота обновления экрана 120 Гц, то это означает, что экран обновляется 120 раз в 1 секунду. Мониторы с более высокой частотой будут обеспечивать не только более плавный игровой процесс, но и работу в приложениях. То есть, чем больше герцев у вас поддерживает монитор, тем плавнее будет изображение. К тому же будет меньше нагрузка на зрение. Нужно иметь в виду, что в ноутбуках высокая герцовка будет потреблять больше энергии.

Бывает, что монитор поддерживает, допустим, 120 Гц, а в системе выставлено 60. Как поставить более высокую частоту и рассмотрим в этом материале.

↑ Способ изменения герцовки через параметры системы

1. Заходим в Пуск и выбираем "Параметры" либо нажимаем комбинацию "Win+R".



2. В левой части окна выбираем строку "Система". В правой "Дисплей".

3. Затем заходим в раздел "Сопутствующие параметры". Выбираем "Расширенный дисплей".


4. В нижней части окна будет пункт "Выберите частоту обновления". Справа от него выбираем нужную нам частоту и жмём "Сохранить изменения". Если вы нажмёте "Вернуть назад" или дождётесь, пока диалоговое окно исчезнет, то экран вернётся к изначальной частоте. Не пугайтесь, монитор на пару секунд станет черным.


Готово. Но можно перейти ещё дальше и нажать "Свойства видеоадаптера дисплея". Тут зайти во вкладку "Монитор" и также в параметрах монитора выбрать частоту обновления экрана. Смысл будет тот же.

↑ Способ изменения герцовки через контрольные панели

Можно изменить герцовку и в приложениях, которые были установлены вместе с драйверами видеокарт, так называемые контрольные панели. Например, в панели управления Nvidia можно найти вкладку "Дисплей" и пункт "Изменение разрешения". В правой части можно поменять показатель герцовки.



В панели управления HD-графикой Intel надо выбрать "Основные настройки". В правой части окна найти строку "Частота обновления" и установить то, которое надо.

В AMD Radeon Software Adrenalinn требуется зайти в "Настройки". Затем в строку "Дисплей" и нажать "Создать" возле надписи "Пользовательские разрешения". Далее указываем "Частоту обновления" и жмём "Создать". В настройках "Radeon" выбираем "Дисплей", далее "Пользовательское разрешение", затем "Создать". Пишем необходимую герцовку и щелкаем "Сохранить".

↑ У владельцев видеокарт Nvidia есть уникальная особенность "разогнать" монитор

1. Заходим в "Панель управления Nvidia".


2. Далее переходим в "Дисплей", затем в "Изменение разрешения". В том случае когда у вас несколько мониторов, выбираем тот, который надо разогнать.

3. Щелкаем по кнопке "Настройка".


4. Во всплывшем окне выбираем "Создать пользовательское разрешение".


Тут можно настроить большое количество параметров, но нас интересует герцовка.

5. В строку с названием "Частота обновления" вводим необходимую нам герцовку и нажимаем "Тест". В том случае, если экран сможет работать на повышенной частоте, то по окончании теста появится уведомление, которое об этом сообщит.


6. Для сохранения этого разрешения нажимаем кнопку "Да". Если вдруг изображение на мониторе исчезнет, то не волнуйтесь и просто переподключите кабель монитора.

7. Теперь окном ниже в списке должно появиться наше нестандартное разрешение. Выбираем его, нажимаем "Применить" и "Сохранить".

Используя данные рекомендации можно легко изменить частоту обновления экрана на нужную вам.


+6

Уверен, многие из вас хотели бы себе 144 герцовый монитор, но их стоимость не всем по карману. Многие слышали или смотрели гайды на Youtube о том как поднять герцовку – "разогнать монитор" на стационарном ПК через панель Nvidia или через другие программы (CRU), которые мало того что не у всех работают, так после повышения герцовки (частоты обновления монитора) некорректно отображают цвета. Выставляется неверное разрешение экрана, возникает куча разных мыльных и мерцающих эффектов.

Я расскажу вам как повысить герцовку монитора не только на ПК, но и на ноутбуке, без риска спалить монитор или вызывать артефакты. Информации о том, как это сделать на ноуте, я не нашел во всем интернете. Я также пробовал программу для разгона монитора CRU, но после применения нужных значений она сбрасывает их почти сразу.

В общем, мне удалось поднять частоту экрана на своем ноутбуке MSI с 60-ти до 100!

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Теперь в Warface можно выбрать более 60-ти ГЦ, разница колоссальная. На разрешении немного ниже родного значение ГЦ выросло до 120.

Так как в панели Nvidia на ноутбуках отсутствует параметр настройки пользовательских разрешений, в котором и находится возможность выставить герцовку выше той, что у вас уже есть, нужно совершенно другое решение.

[h3]Как повысить количество герц на экране ноутбука или ПК[/h3]
Действия проводились на ноутбуке c Windows 10 на борту, и некоторые элементы могут отличаться. Например, обладателям только дискретной видеокарты не нужно дополнительно заходить в панель настроек Intel, достаточно сделать все настройки в параметрах Windows.

Важно: способ проверен не на всех конфигурациях железа, на ноутбуках с картами AMD иногда не получается. Гарантированно работает на связке Intel+Nvidia. Также вряд ли будут работать экраны с разрешением 1366х768, думаю, нужно минимум 1600х900 ,а желательно FHD.

1. Для начала проверьте какая герцовка у вас установлена. Она должна быть 60 Гц.

Для этого зайдите в "Параметры экрана" (ПКМ на Раб. Столе) –> "Дополнительные параметры экрана" –> "Свойства графического адаптера" и откройте вкладку "Монитор". Там откройте пункт "Частота обновления экрана", проверьте количество Гц, которое может выдавать монитор. Если ваш монитор поддерживает больше 60, ставьте больше.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Если у вас значения в пределах 59-60 Гц, идем дальше.

2. Вновь зайдите в "Параметры экрана".

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Рядом с основным экраном появится еще один (виртуальный), выделяем его кнопкой мыши.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

В пункте "Несколько дисплеев" выбирайте, как показано на рисунке, и жмите применить.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

В этом же пункте выбираем значение "Дублировать эти экраны" и жмём применить.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

3. Дальше шаг для тех ,у кого процессор Intel с интегрированной видеокартой Intel HD 3000\4000 или подобной. Если у вас другой процессор или нет встроенной графики, то этот шаг можно пропустить.
Переходим в панель встроенной Intel видеокарты и выбираем параметр "Дисплей".

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Выбираем дисплей в списке: по умолчанию установлен "Встроенный", нам нужно выбрать наш виртуальный "монитор".

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Выставляем нужное нам разрешение (желательно родное разрешение вашего экрана) и выбираем в списке максимальную частоту ГЦ и применяем настройки.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Затем вверху нажимаем на стрелочку у надписи "Дисплей", выбираем в списке "Несколько дисплеев".

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Дополнительные дисплеи --> в списке активных дисплеев выбираем главным наш виртуальный "Монитор" и применяем настройки.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

4. Снова зайдите в параметры экрана, у вас должно показывать сдвоенный дисплей как на рисунке.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Заходим в дополнительные параметры экрана.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Свойства графического адаптера, и во вкладке "монитор" проверяем доступные частоты экрана.

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Выбираем максимальное значение и применяем настройки.

PS: Иногда на ноутбуках нужно переключить дисплей нажатием на функциональные клавиши, или нажать проецировать (можно найти в панели уведомлений в трее, если развернуть все параметры).
1)

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

Как поднять герцовку экрана на ПК и ноутбуке до 100 Hz+

На этом все! Если вы всё сделали верно, то в свойствах экрана у вас будет доступно больше стандартных 60ГЦ, и в играх можно смело включать вертикальную синхронизацию. В тех играх, что поддерживают выбор частоты монитора, можно выбрать более 60-ти. Плавность картинки заметно прибавится, да и ощущения от игры будут более яркими!

Важно: Частоту в игре, да и вообще лучше ставить чуть меньше, чем выдает у вас FPS в игре, т.е частота монитора у вас должна быть на уровне с FPS или ниже. Если игра выдает 70-80 FPS, то 120 и более ГЦ ставить смысла нет, вы их не увидите, будет только хуже.

Надеюсь, эта информация будет полезна многим, рад был ей поделиться с вами, друзья! Всем удачи на полях сражений.

Можно ли разогнать монитор и как это сделать

Игровой монитор стал привычной необходимостью в современных сборках не только для киберспортсменов, но и домашних геймеров. Для комфортной игры теперь есть все: матрицы с низким откликом, режимы для улучшения картинки в шутерах, виртуальные прицелы и другие вспомогательные функции. Но самое интересное в игровом мониторе — это частота развертки. Как правило, самые распространенные модели уже работают на 144 Гц с завода. Но не всегда есть возможность поменять монитор, а улучшить плавность картинки хочется. Тогда можно попробовать его разогнать.

Игровые мониторы появились недавно. Всего несколько лет назад их делили на бюджетные и дорогие, а теперь появилось новое направление — игровые мониторы с высокой частотой обновления. И, чтобы понять, что такое быстрый монитор, не обязательно покупать новый. Можно разогнать старый и наслаждаться привычной картинкой в новом ракурсе.

Частота развертки

Частота монитора — это скорость обновления изображения на мониторе. Если проще: сколько кадров показывает дисплей за секунду — это и будет скорость в герцах. Например, универсальные 60 Гц для среднего монитора. Или 144 Гц для игрового. Или 240 Гц для экстремальной модели. Это все максимальное количество картинок в секунду.

Допустим, у нас есть 10 секунд, чтобы увидеть вспышку праздничного салюта. Теперь представим, что взглянуть на салют можно только несколько раз, остальное время глаза должны быть закрытыми. Открыли — посмотрели — закрыли. И так, допустим, 60 раз за 10 секунд. Сложно. Нужна практика. Но, в итоге, моргая 60 раз, мы увидим достаточно, чтобы сказать «да, это салют, разноцветный и яркий». А теперь снижаем скорость до трех морганий. Так вообще ничего не разглядишь.

Чем чаще мы открываем глаза в каком-то промежутке времени, тем больше информации успеваем заметить. Радует, что человеческий глаз может видеть картинку непрерывно, что не дано электронным устройствам. Тем не менее, есть и другая сторона вопроса о высокой частоте обновления. Очень часто возникают споры о том, сколько кадров достаточно человеку, чтобы картинка казалась плавной и непрерывной. Когда братья Люмьер изобрели кино, все думали, что для этого достаточно показать 24 кадра в секунду.

Однако, как только человек увидел анимацию с 30 и более кадрами в секунду, понимание плавности и непрерывности изменилось. Теперь минимальный комфортный фпс — это 30 кадров в секунду. Дальше — больше. Если 30 кадров достаточно для телевизора и YouTube, то в играх появился свой стандарт — заветные 60 кадров, поэтому совершенству нет предела. Ведь, если верить ученым, человек способен различать качество до 1000 Гц и выше. Отсюда и гонка за герцами.

Так, между 30 и 60 кадрами разница колоссальна. Вот наглядный пример:

Если замедлить видео, то можно понять разницу между 60 Гц и 144 Гц. Как в этом видео:

Тем не менее, высокая частота обновления не только улучшает плавность движений. Есть еще кое-что интересное. Но сначала разгоним матрицу.

Специфика разгона

Мониторы, как и процессоры, видеокарты и оперативную память, можно разгонять по частоте. Они также бывают удачными и нет, поэтому итоговая частота зависит от качества монитора и его комплектующих: матрицы, контроллера, видеовыходов и даже сигнального провода.

Матрицы современных мониторов делятся на TN, IPS и VA. До недавнего времени высокоскоростные мониторы чаще работали на TN, но сейчас на рынке доминируют модели с IPS и VA. Этот переход обусловлен тем, что у новых матриц выше контрастность и цветовой охват. И разгонные способности последних моделей уже не отличаются от матриц TN, у которых раньше было преимущество.

Разъемы

Перед разгоном нужно убедиться, что монитор поддерживает актуальные видеовыходы, которые не будут ограничивать частоту. С этой информацией можно ознакомиться на официальном сайте дисплея. Все версии HDMI и их максимальные возможности можно найти в таблице:


Так, для разгона монитора с разрешением 1920x1080 версия HDMI должна быть как минимум 1.2/1.2a. Или DisplayPort, если такой имеется.

Пределы разгона

Некоторые модели способны поднять частоту с заводских 60 Гц всего до 65 Гц. Скорее всего, такой монитор уже с завода работает в разгоне. Другие модели легко берут 75 Гц, а есть и такие, которые могут работать на 120 Гц. Эти пределы меняются в зависимости от категории, в которой находится дисплей. Если у монитора есть старшая модель с высокой частотой обновления, то младшая модель, возможно, тоже сможет работать шустрее. В любом случае, частота может быть уникальной даже для двух одинаковых моделей.

Разгон

Софт для настройки

Для разгона необходимо иметь кабель подходящей версии HDMI или DisplayPort, а также установленные видеодрайверы. С версией портов и проводов можно разобраться в таблице выше, а драйверы на видеокарту находятся на официальных сайтах производителей — Nvidia и AMD Radeon.

Из программного обеспечения для настройки частоты будет достаточно только стандартных утилит, которые устанавливают вместе с драйвером видеокарты.

Для Nvidia это Панель управления Nvidia:


Для Radeon это Control Center:


Разгоняем

Пример разгона монитора будет выполнен на системе с видеокартой Nvidia, поэтому для подстройки частоты используем фирменную утилиту зеленых. Открываем программу и отправляемся в настройки разрешения:



Попадаем в меню создания пользовательских разрешений, включаем «Режимы, не предлагаемые дисплеем» и щелкаем по кнопке «Создать пользовательское разрешение»:


Откроется окно с подробными настройками. Необходимо перейти в окошко выбора частоты обновления и прибавить к стандартному значению 5 Гц, а затем нажать «Тест»:


Можно не сохранять, а продолжить добавлять частоту аналогичным способом. Или вернуть последнее стабильное значение, если после увеличения частоты изображение не появляется или монитор показывает предупреждение о неподдерживаемых режимах:


После того, как максимальная рабочая частота найдена, необходимо сохранить и применить настройки:


А затем вернуться в настройки разрешения в панели управления и применить новое пользовательское разрешение:


Проверка стабильности разгона

Разгон — это выход характеристик за пределы заводских возможностей. Поэтому при изменении частоты техника может работать нестабильно. Чтобы убедиться в том, что настройки частоты подобраны правильно, необходимо проверить их на стабильность.

Сайт позволяет быстро оценить разницу между разным количеством кадров в анимации, а также скажет, если заданная частота нестабильна или создает пропуски.

Допустим, частота монитора равна 60 Гц. Соответственно, чтобы зеленый инопланетянин двигался плавно и без рывков, сайт подбирает частоту кадров равную частоте обновления монитора. Так для 60 Гц:


Так при разгоне до 75 Гц:


Наблюдая за НЛО, мы должны убедиться, что анимация плавная, без рывков и не размывается. Для этого необходимо посмотреть, как монитор ведет себя в этом тесте на заводской частоте, а затем в разгоне.

Если частота стабильна, система покажет зеленый свет:


Проверка «на глаз»

То, о чем говорили в начале материала. Частота монитора влияет как минимум на два визуальных эффекта: плавность и четкость. С плавностью мы разобрались, и, возможно, кому-то достаточно даже 30 кадров, чтобы анимация стала плавной. Но с повышением частоты улучшается еще и четкость движущихся изображений. И это будет заметно любому:


На фотографии (это не скриншот) прекрасно заметна разница. С поднятием количества кадров в секунду уменьшается расстояние между отображаемыми кадрами, что в динамике влияет на резкость и отсутствие шлейфов у границ объектов. Это особенно заметно «на глаз», если матрица не из дорогих.

Такую разницу в качестве можно увидеть и другим способом. Для наглядности возьмем 60 Гц и 480 Гц:


Так выглядит объект в движении на мониторе с частотой 60 Гц. Как ни всматривайся, а объект все равно будет размытым.


А теперь то же видео при частоте обновления 480 Гц. Разница в четкости изображения просто завораживает.

Когда разгон вреден

Для комфортной картинки в играх мало монитора с высокой частотой развертки. Как мы уже говорили, для того чтобы избавиться от дерганного и рваного изображения в играх, необходимо синхронизировать работу видеокарты и монитора. А значит, стоит подумать о возможностях графического процессора.

Если графический адаптер не сможет обеспечить минимум 75 кадров в секунду при частоте монитора 75 Гц, то ни о каком комфорте и плавности речи быть не может. В таком случае, придется снижать настройки графики, получая более плавную картинку и повышенную четкость в динамике. Или же мириться с «мылом» в игре и играть на максимальных пресетах, но при 60 Гц. Тем не менее, есть категории пользователей, которым шустрая матрица просто необходима:

Читайте также: