Какие студийные мониторы выбрать

Обновлено: 16.05.2024

В прошлый раз мы начали говорить об аудиотехнике для стримов, записи треков и подкастов — написали про охватывающие наушники «on a budget». Сегодня — продолжим тему «сборки» собственной студии и на этот раз остановимся на доступных мониторных стереосистемах.

[8 210] Behringer MS16 годятся для мультимедиа и творческих задач начального уровня. Это достаточно старая модель, которую все еще можно найти за очень небольшие деньги. Здесь есть вход для динамического микрофона на фронтальной панели, дополнительный вход mini-jack на тыловой части для плееров и других гаджетов, плюс — аналогичный выход для наушников 3,5 мм.

PreSonus Eris E3.5 BT предлагают приличный, но обоснованный ценовой скачок по сравнению с моделью выше. Они ближе к профессиональной акустике по возможностям, а стоимость этих мониторов остается средней даже для крепких «мультимедийников». В обзоре есть анпэкинг, показаны резиновые ножки-наклейки для развязывания колонок с поверхностью, возможности коммутации и настройки, плюс — рассмотрены характеристики системы. Акустика годится для прямого подключения смартфона, планшета или портативного плеера. Кстати, она почти в два раза массивнее MS16, но это — «полезная нагрузка», которая — вместе с виниловым покрытием корпуса — производит приятное впечатление и добавляет солидности этой модели.

[14 940] M-Audio BX4 — весьма примечательная модель в нише мониторов для мультимедиа. Она ближе к «профессионалам», чем может показаться на первый взгляд. Однако подходит и для домашнего использования в самых различных ситуациях — от фильмов до игр и фоновой музыки. В обзоре есть аккуратное ревю комплектации (присутствует minijack-2RCA и minijack-minijack), продемонстрировано качество сборки (кабинеты выполнены из ДВП) и эквалайзер на задней части. Стоит заметить, что BX4 мощнее PreSonus Eris E4.5, о которой мы расскажем далее в подборке, поэтому данную пару мониторов точно стоит рассматривать для домашней студии.

[15 490] Pioneer DJ DM-40 — это еще одна компактная стереопара. Как видно из обзоров, она неплохо вписывается в интерьер, светлый корпус не оттягивает на себя внимание там, где в этом нет какой-либо необходимости — например, на рабочем столе [хотя доступен и классический черный вариант]. Комплектация, внешний вид, впечатления от использования в формате домашней студии — есть в обзорах, которые мы залинковали выше, а у нас вы найдете компактное описание и «паспортные данные» модели. Помимо этого, есть версия этой системы с поддержкой Bluetooth и кодеков SBC, AAC и aptX — за нее придется доплатить 2500 рублей.

[20 207] PreSonus Eris E4.5 — гораздо более массивный комплект, хотя по начинке он мало чем отличается от E3.5. Здесь есть «кевларовый» диффузор, который, конечно же, чуть крупнее; присутствует аналогичный дюймовый твитер; а на выходе — полностью совпадающая мощность и звуковое давление. Поэтому смело берите чуть более компактный вариант, если располагаете небольшой площадью поверхностей для размещения акустики и ограничениями по бюджету.

[20 600] Mackie CR4-X точно конкурируют с E3.5, но и вынуждены соперничать и с M-Audio BX4, которые мы рассмотрели чуть выше. К сожалению, в комплекте отсутствуют какие-либо средства для развязывания колонок с поверхностью (в том или ином виде идут практически с каждой системой из нашей подборки), а система не выделяется чем-то особенным по характеристикам, дизайну и звучанию, что подтверждают обзоры. Поэтому мы рекомендуем обязательно слушать акустику перед покупкой — ставить знакомые вам композиции, чтобы быстро обнаружить возможные недостатки. У нас аудиотехника всегда доступна для ознакомления без каких-либо обязательств с вашей стороны — по договоренности нужная система будет ждать вас в шоуруме, а менеджеры помогут подобрать подходящие альтернативы, чтобы вы могли сразу сравнить их.

[24 400] Monkey Banana Gibbon AIR — это мощные, яркие по своей внешности и достойные по всем параметрам мониторы. Одним словом — альтернатива раскрученным брендам. Что интересно, от инженеров из Германии. Есть поддержка Bluetooth, что объясняет и заметную прибавку к стоимости. Однако для совсем небольшой комнаты мониторы могут не подойти — эта система мощнее большинства сопоставимых по габаритам коллег из этой подборки и в полной мере раскрывает свои возможности на достаточно приличной громкости, что в ограниченном пространстве может вызывать дискомфорт и ненужные искажения. До покупки нужно слушать.

Выбор студийных мониторов - практически один из важнейших моментов в проектировании домашней студии. От них будет зависеть почти 80% вашего звука. И к выбору данного "девайса" нужно отнестись с полным пониманием.

И самый основной момент в этом выборе - это не полагаться на советы людей, звукорежиссеров и саунд-продюсеров, а полагаться только на свои уши, и обязательно слушать как они звучат, благо сейчас есть такие магазины где можно все потрогать и послушать, и даже испытать микрофоны или какие другие "девайсы" для музыки.

Эта статья не даст вам точного понимания что купить, я просто подскажу вам на что стоит обращать внимание при выборе акустической системы.

И не забывайте что 20-40% качества звука, целиком и полностью зависит от того, подготовили ли вы акустическое оформление своей комнаты или нет.

  • Поролон к этому не относится, он ничего не делает со звуком лишь приглушает реверберацию на средневысоких частотах, а порой даже работает во вред акустики помещения, лучший вариант это акустические панели, диффузоры, тюб-ловушки, резонаторы и все в этом духе.

Если читая эту статью ты думаешь что твоих колонок Microlab или Sven достаточно для музыкального продакшена, то знай, главная задача Hi-Fi систем - создать приятный звуковой образ, сгладить все "острые углы" и шероховатости записи. Часто такой эффект называют "звуковым окрасом". У профессионального оборудования совершенно другая задача - оно призвано помочь звукорежиссёру при работе с музыкальной композицией. В процессе сведения и мастеринга очень важна точность воспроизведения.

Спецификация мониторных систем.

Согласно студийному стандарту существуют три разновидности мониторинга: ближнее, среднее и дальнее поле.

Ближнее поле — мониторы мощностью не выше 100 Вт, диаметр НЧ динамика до 20 см (8 дюймов). Располагаются на расстоянии от 1-2 метров от звукорежиссёра.

Среднее и Дальнее поле — используются в профессиональных студиях, студийные мониторы располагаются на значительном расстоянии и обладают большей мощностью. Я думаю многие видели системы расположенные прямиком в стене, это и есть мониторы дальнего поля.

Монтирование мониторов в стену (inwall) убирает SBIR эффект - ранние отражение от стены сзади мониторов. Эти отражения не могут возникнуть из-за отсутствия условий для этого, расстояние равно нулю. При грамотной геометрии студии ранние отражения от боковых стен тоже пройдут мимо точки прослушивания. Единственное что может разрушить сцену, так это сама конструкция мониторов. При этом конечно нужно подразумевать что студия спроектирована и построена с соблюдением норм и правил акустики, и физики звука в целом.

Что значит 2-х полосные и 3-х полосные.

Существует как правило 2-х полосные мониторы и 3-х полосные , что это значит: 2 полосы - это 2 динамика НЧ и ВЧ; 3 полосы - это 3 динамика НЧ, СЧ, ВЧ. Таким образом 1 динамик - это 1 полоса частот. Эти полосы делит так называемый кроссовер. В характеристиках АС она указывается как "срез кроссовера", "частота кроссовера" или "пересекающаяся частота".

  • Кроссовер – это фильтр звукового сигнала, который разделяет входящий сигнал на диапазоны частот и используется в акустических системах для улучшения качества звучания.
Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный. Срез кроссовера. Слева 2-х полосный, справа 3-х полосный.
  • Для каждой АС кроссовер рассчитан индивидуально.

Обычно он встроен в монитор, но есть версии и рэковые, и просто настольные. Так же кроссоверы делятся на активные и пассивные.

Еще есть системы 4 и 5 полосные, обычно их называют "многополосными", но об этом нам знать рано, да и ценник таких мониторов далеко за 100 тыс рублей.

  • Чем больше полос имеет ваша акустическая система, тем более качественный и чистый звук она будет выдавать.

Мы же будем рассматривать только 2-х полосные АС, так как люди, которые хотят купить 3-х полосные АС, вряд ли читают подобные статьи.

Размер динамиков акустической системы.

Думаю, вы часто слышали о том, что размер мониторов играет определенную роль, но по большей части это миф.

  • Но нельзя исключать тот факт, что купив 5" АС в комнату, которая имеет 20-25 квадратных метров, вы будете слышать сухой звук без саб низа (я думаю, многие встречали такие отзывы на сайтах магазинов). Это связано с тем, что мониторам просто не хватит сил и мощности заполнить все пространство комнаты звуком.

Одним из важных аспектов играет расположение мониторов по высоте. Я думаю, многие задавались таким вопросом? Ответ довольно прост - ваши мониторы фронтальной (передней) панелью должны "смотреть" вам в уши или быть на уровне вашей головы. Я обычно "целюсь" так: мое ухо находится по середине между НЧ и ВЧ динамиком.

В уши или за уши? Куда должны "играть" мониторы? Скажу так - зависит от модели АС. Некоторые мониторы имеют мягкий и широкий верх, а некоторые жесткий и узкий. В зависимости от этого твиттеры можно направлять как и за уши, так и прямиком в уши. Например мониторы DMax Super Cubes имеют узкий верх, поэтому должны играть прямиком в уши.

Советую читать мануал к вашей АС, обычно в них указывают расположение мониторов, что и как должно стоять, горизонтально или вертикально. Многие любят "класть" вертикальные мониторы "набок", тем самым думая, что стерео картина становится шире. На деле все не так, вы получаете своего рода "расслоение" звука, звук от динамика и твиттера поступает к вам в уши не одновременно, это неизменно приводит к нестабильному и несвязному стереозвуку, или научными словами интерференцию , а иногда даже и дифракцию.

  • Интерференция — усиление колебаний звука в одних точках пространства и ослабление в других, в результате наложения двух или нескольких звуковых волн.

Так же большинство мониторов имеет довольно узкую вертикальную дисперсию, чтобы минимизировать отражения от рабочей поверхности, стола, пола, потолка и тд. Эта дисперсия обычно регулируется волноводом, который сделан вокруг ВЧ твиттера. Данная информация описана почти во всех мануалах, к примеру: у мониторов JBL 305mkII, зона покрытия ровна 120° x 90° (по горизонтали и вертикали).

Фазоинвертор

Значительной особенностью всех акустических систем является фазоинвертор. Для лучшего понимания его можно рассматривать, как 3-й динамик нашей АС который играет на частотах от 25-50гц, (условно) как раз таки эта "опция" очень хорошо влияет на не подготовленное акустически помещение.

Фазоинверторы бывают как спереди, так и сзади мониторов. Так же есть версии с "закрытым" типом корпуса, как например в мониторах Barefoot Sound Footprint 01. Иногда в роли фазоинвертора может играть пассивный излучатель (просто мембрана такая как в портативной колонке JBL)

Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером. Barefoot Sound Footprint 01 3-х полосная система, с 8" сабвуфером.
  • Фазоинвертор позволяет существенно понизить нижнюю граничную частоту акустической системы и заметно увеличить уровень ее звукового давления на низких частотах. Механизм работы фазоинвертора заключается в том, что специально рассчитанный акустический резонатор-фазоинвертор производит инверсию фазы звуковой волны на 180°, излучаемой тыльной стороной НЧ динамика. Эта перевернутая звуковая волна с выхода фазоинвертора суммируется со звуковой волной от фронтальной поверхности НЧ динамика, что и приводит увеличению уровня звукового давления громкоговорителя на частоте настройки фазоинвертора.

Какое расположение фазоинвертора выбрать:

Фронтальное (спереди) - Хороший вариант для небольших помещений. Дает нам возможность ставить мониторы ближе к стене и практически не использовать звукопоглощающие материалы за мониторами.

Тыльное (сзади) - Данные мониторы требуют достаточного расстояния от стены, от 20 до 100см (зависит от АС) что бы исключить резонансы. Так же требуется использование акустических панелей за мониторами, со средней плотностью наполнителя, и желательно, чтоб эти акустические панели висели от стены примерно в 10см. Это сделано для того, чтобы звук, проходя в панель, ударялся об стену и возвращался обратно в панель, тем самым снижая силу и ослабляясь.

  • Так же в некоторых случаях можно заткнуть фазоинвертор поролоном или ватой. Если у вас 2 фазоинвертора то можно один или сразу оба, как это делается на Alesis M1 Active MKII. Это поможет снизить низкочастотный гул и сделать звук более равномерным.

Материалы НЧ диффузора и ВЧ твиттера.

Главным аспектом материала является – жесткость, которая должна быть как можно выше, и внутреннее затухание, которое так же необходимо.

  • Жесткость диффузора означает, что ускорение звуковой катушки передается без изменения всей излучающей поверхности – от центра до краев. Это выражается потом в ровной частотной характеристике, быстрой атаке на импульсе, низких интермодуляционных искажениях.

Целлюлоза (бумага) - Это пожалуй самый распространённый материал динамиков, который вы можете встретить как в бюджетной, так и в более дорогой акустической системе. Основное ее свойство - это более мягкая передача "живых" инструментов. Самая гладкая АЧХ - не испорченная пиками и провалами от местных резонансов.

Полипропилен - Так сказать новый аналог бумажного диффузора, плюс минус технические характеристики идентичны целлюлозе. В отличии от бумажного диффузора - не бояться влаги. Полипропиленовый диффузор может обеспечить ровную и гладкую АЧХ при высоких значениях удельного звукового давления.

Углеволокно и кевлар - В отличие от предыдущих, имеют малый вес и более жесткое "поведение". Отлично передают атаку и четкость звука, но более дороги в исполнении. Однако из-за недостаточного внутреннего демпфирования сопровождается многочисленными пиками и провалами на АЧХ вблизи верхнего края рабочего диапазона.

Металл - Да, есть и такие. Чаще всего такие можно увидеть в сабвуферах, они рассчитаны в большей степени на предельные уровни звукового давление, нежели на качество звука.

ВЧ с мягким куполом - Ткань, шелк. Просто классика. Довольно ровное АЧХ по всему спектру.

ВЧ с металлическим куполом (титан, керамика, бериллий) - Довольно звонкое и едкое звучание. Имеют хорошую отзывчивость и ровность по всему спектру АЧХ. На слух это может восприниматься, как действительно "металлический" тембр звучания.

ВЧ из полиамидной пленки (ADAM) - Похоже на предыдущее, но более теплый и звонкий звук. "Металлический" призвук так же присутствует.

Акустическое оформление комнаты

При всем этом расположении мониторов и размер самого помещения (аппаратной) не имеет такого значительного влияния на звук, как акустическое оформление. При грамотном расчете акустики помещения, можно добиться довольно хороших результатов, и оформить даже маленькую комнату. При не грамотном оформлении ( использование поролона, а еще лучше лотков от яиц) можно получить гудящую комнату, гудящие углы или даже чересчур сильное приглушение звука, которое возникает от того, что звук отражаясь от стен сам себя исключает (другими словами сдвиг фазы).

Порой добиться хорошего звука достаточно просто поменять расположение мониторов в пространстве: поставить их к длинной стене комнаты, отодвинуть от стены, установить на стойки, и многое другое.

Ну и самое главное в акустике помещения - это равномерность затухания по всему спектру частот. При замерах измерительными микрофонами и специальными программами можно узнать скорость затухания частот, ее называют waterfall. Хорошая скорость затухания до 200млс, если комнату оформлял специальный человек, то она может составлять 50-150млс.

Мониторы являются обязательной частью домашней студии звукозаписи и оказывают не меньшее влияние на итоговое звучание микса, чем другие ее элементы. В отличие от бытовой акустики с характерным окрасом, хороший монитор достоверно передает звуковую картинку и позволяет грамотно и сбалансированно свести материал.

Мониторы для домашней студии

Хотя субъективная оценка звучания важна, при выборе следует ориентироваться прежде всего на амплитудно-частотную характеристику устройства и диапазон воспроизводимых частот. Конечно, немалую роль играет цена устройства. На стоимость могут влиять материалы, размер динамиков, мощность, частотный диапазон и другие параметры. Также напомним про классификацию мониторов на активные и пассивные. Активные — со встроенным усилителем, пассивные — без. Попробуйте посчитать, как будет выгоднее лично вам: сразу купить активные мониторы или сэкономить и заказать пассивные в комплекте с внешним предусилителем.

При выборе нужно учитывать размеры и свойства помещения, а также жанр музыки, которая будет создаваться в студии. Чтобы озвучить домашнюю студию, то вам понадобятся мониторы ближнего поля. Устройства дальнего поля слишком мощные для маленьких помещений и нужны скорее для мастеринга, когда основная работа по сведению уже закончена.

Мы проанализировали самые популярные модели 2019 года и сделали краткий обзор их особенностей. Опираясь на них, вы сможете подобрать мониторы для себя и своих задач.

JBL 305P MkII

Вуфер: 5”| Твиттер: 1” | Усилитель: Bi-amp Class D | Мощность 82 Вт | Частотный диапазон: 43 Гц – 24 кГц

JBL 305P MkII

  • Профессиональное звучание, не уступающее топ-сегменту
  • Нейтральный ровный звук в любом помещении
  • Улучшенные характеристики НЧ драйвера
  • Детализированный саунд
  • Относительно высокий уровень собственных шумов
  • Нет ножек (мягкие наклейки в комплекте)
  • Нужно учитывать небольшое фазовое расхождение ВЧ и НЧ

JBL 305P MkII – активный двухполосный монитор открытого типа, обеспечивающий отличную детализацию и широкий динамический диапазон. В системе установлен 5-дюймовый низкочастотный динамик с неодимовым магнитом и 1-дюймовый высокочастотный излучатель. Технология ICW со специальной конструкцией волновода позволяет сделать плавным переход между НЧ и ВЧ динамиками, а также увеличивает размеры благоприятной для прослушивания зоны.

ADAM T5V

Вуфер: 5”| Твиттер: U-ART 4 кв. дюйма | Волновод HPS | Усилитель: bi-amp, PWM | Мощность: RMS 70 Вт | Частотный диапазон: 45 Гц – 25 кГц | Максимальное звуковое давление: 106 дБ | Импульсный источник питания

ADAM T5V

  • Честное неокрашенное звучание
  • Ровные и отчетливые средние и высокие частоты
  • Хорошая проработка всех деталей музыки
  • Стильный минималистский дизайн
  • Специальная форма волновода, как у S серии
  • DSP процессор
  • Недостаточно отчетливый бас
  • Порт фазоинвертора на задней панели
  • Нет индикатора на передней панели
  • Нет ножек
  • Отсутствует возможность настенного крепления или установки на стойку

ADAM T5V – 2 полосный активный открытый монитор ближнего поля для домашней студии, оснащенный динамиком 5” с пропиленовым диффузором и ленточным твиттером U-ART. Твиттер позаимствован у топовой S-серии. Раздельное усиление высоких и низких частот обеспечивается bi-amp усилителем класса D (20 Вт + 50 Вт).

Двухполосные ВЧ и НЧ фильтры дают возможность добавлять +/- 2 дБ. Для подключения предусмотрен балансный вход XLR и вход RCA. Ручка громкости позволяет регулировать уровень от -60 до +18 дБ.

Yamaha HS5

Вуфер: 5”| Твиттер: 1”| Усилитель: двойной | Мощность 70 Вт | Частотный диапазон: 54 Гц – 30 кГц

Yamaha HS5

  • Плоская характеристика
  • Неокрашенный звук
  • Высокая детализация за счет диапазона до 30 кГц
  • Малый уровень собственного шума
  • Качественная и надежная сборка
  • Индикатор рабочего состояния в виде логотипа на передней стенке
  • Проседают диапазоны нижней середины и низких частот
  • Нет ножек

Yamaha HS5 – бюджетный 2-полосный активный монитор для домашней студии. Суммарная мощность bi-amp усилителя составляет 70 Вт. Большие магниты динамика обеспечивают низкий уровень искажений, чистое и глубокое воспроизведение баса, а также четкость средних частот. Твиттер воспроизводит частоты до 30 кГц.

В конструкции кабинета используется устраняющая нежелательные резонансы технология соединение стенок под углом 45° в трех плоскостях, заимствованная у производящего пианино подразделения фирмы. Особый дизайн трубы фазоинвертора снижает негативное влияние завихрений и исключает призвуки. Скорректировать звучание можно с помощью двух переключателей. Для подключения колонка оснащена разъемами XLR и ¼’ TRS.

KRK RP7 G4

Вуфер: 6,5”, кевлар | Твиттер: 1”, кевлар| Усилитель: двойной, класса D | Мощность 145 Вт| Частотный диапазон: 42 Гц – 40 кГц | Звуковое давление: 110 дБ| EQ: на базе DSP с дисплеем и 25 пресетами

KRK RP7 G4

  • Большая благоприятная для прослушивания зона
  • Эквалайзер с дисплеем и пресетами
  • Приложение для iOS и Android с анализатором
  • Порт расположен фронтально, мониторы можно расположить у стены
  • Съемная передняя панель
  • Опционная передняя панель с сетками

KRK RP7 G4 оснащен 6,5” НЧ динамиком и 1” твиттером с кевларовыми мембранами. Раздельное усиление ВЧ и НЧ обеспечивается bi-amp усилителем класса D мощностью 145 Вт. 25 пресетов эквалайзера дают возможность быстро и точно адаптировать звучание под помещение.

Управление исключительно простое и состоит из регулятора громкости и выключателя. Можно осуществлять управление с помощью приложения KRK App для устройств iOS и Android. Для защиты от перегруза предусмотрен лимитер. Подключение монитора осуществляется с помощью одного комбинированного XLR/6,3 мм балансного входа.

Kali Audio LP-6

Вуфер: 6,5” | Твиттер: 1” | Усилитель: двойной, класса D | Мощность 80 Вт| Частотный диапазон: 38 Гц – 25 кГц | Звуковое давление: 108 дБ| EQ: 8 Dip переключателей

Kali Audio LP-6

  • Большой динамик
  • Объемное звучание
  • Превосходные низкие частоты
  • Фронтальный фазоинвертор, дающий детализированный и глубокий бас
  • Dip переключатели для адаптации звучания под помещение
  • XLR-, TRS- и RСA-входы
  • Чувствительность к наводкам и не очень качественным кабелям, дающая едва слышное шипение твиттера и гудение динамика

Kali Audio LP-6 – превосходный активный монитор ближнего поля для домашней студии, оснащенный вуфером 6,5” с большим неодимовым магнитом, а также купольным 1” твиттером с волноводом. Для усиления сигнала используется двойной усилитель класса D, имеющий мощность 40 Вт по низким частотам и 40 Вт по высоким. Идеально рассчитанный фронтальный порт фазоинвертора обеспечивает отличное воспроизведение баса без искажений и призвуков.

На задней панели находятся регулятор громкости и 8 DIP-переключателей для адаптации звучания к различным вариантам размещения. Коммутационные возможности обеспечены балансными входами XLR и TRS и небалансным входом RCA. Стоимость пары мониторов сравнима со стоимостью хороших наушников.

M-Audio BX5 D3

Вуфер: 5”, кевлар | Твиттер: 1”, шелк| Усилитель: двойной, класса A/B | Мощность 100 Вт| Частотный диапазон: 52 Гц – 35 кГц |EQ: Acoustic Space

M-Audio BX5 D3

  • Разборчивые мягкие и приятные высокие частоты
  • Эквалайзер “ Acoustic Space"
  • Мягкая наклейка на дно в комплекте
  • Выдержанный гармоничный дизайн
  • Индикатор на передней панели
  • Фон при максимально выкрученной громкости
  • Сильно выделяется нижняя середина
  • Немного зажатый звук, как у мониторов с меньшими динамиками
  • Порт фазоинвертора на задней стенке

M-Audio BX5 D3 - двухполосный студийный монитор, объединяющий новые технологии и высокое качество предыдущих моделей. BX5 D3 получил модернизированный волновод ВЧ-твиттера и мощный двойной усилитель класса A/B. Модель обладает общей мощностью 100 Вт (60 Вт +40 Вт). За воспроизведение низких и средних частот отвечает 5-дюймовый излучатель с кевларовым диффузором. Высокие частоты воспроизводятся с помощью 1-дюймового твиттера с шелковым куполом.

Фазоинвертор с портом на задней стенке улучшает воспроизведение низких частот. Эквалайзер “ Acoustic Space" снабжен 3-позиционным переключателем для коррекции АЧХ. Для подключения к источнику сигнала система оснащена одним балансным XLR-входом и одним входом 1/4".

PreSonus Eris E5 XT

Вуфер: 5,25” | Твиттер: 1”, шелк| Усилитель: двойной, класса A/B | Мощность 45 Вт + 35 Вт| Частотный диапазон: 48 Гц – 20 кГц |EQ: Acoustic Space

PreSonus Eris E5 XT

  • Детализированное звучание
  • Новый волновод с более широкой направленностью ВЧ
  • Улучшенный НЧ диапазон
  • Мягкий старт
  • Немного задранный верх
  • Перегруз при уровне НЧ-сигнала

PreSonus Eris E5 XT – активный 2-полосный монитор ближнего поля для домашней студии, обновленный вариант системы Eris E5. Модель оснащена вуфером 5.25” с диффузором из тканого композитного материала и 1” высокочастотным излучателем с шелковым куполом. Новые волноводы эллиптической формы расширяют ВЧ диапазон и обеспечивают более широкую дисперсию в горизонтальной плоскости. Система дает превосходную детализацию. Увеличенный размер корпуса позволил расширить диапазон НЧ на 10 Гц.

Для адаптации колонки под помещение предусмотрены регуляторы ВЧ и СЧ, фильтр НЧ и EQ “Acoustic Space”. Есть встроенный лимитер. Наличие разъемов XLR, TRS и RCA позволяет подключить практически любой источник.

EVE audio SC205

Вуфер: 5” | Твиттер: ленточный AMT| Усилитель: двойной PWM| Мощность 100 Вт| Частотный диапазон: 53 Гц – 21 кГц | DSP

EVE audio SC205

  • Нейтральный звук с подробными СЧ
  • Качественные компоненты
  • Гибкая адаптация под помещение
  • Многофункциональный регулятор на передней панели
  • Крепление для стойки
  • Отверстия для подвешивания
  • Ножки в комплекте

EVE Audio SC205 – активный двухполосный монитор ближнего поля c DSP и двойным усилителем класса D. Основной динамик 5” SilverCone имеет сотовую структуру с покрытием из стекловолокна. Ленточный твитер не окрашивает ВЧ. Доступны разъемы XLR и RCA.

Pioneer DM-40

Вуфер: 4” | Твиттер: ¾”, Deco Convex| Усилитель: класса A/B | Мощность: 21 Вт/канал | Частотный диапазон: 70 Гц – 30 кГц

Pioneer DM-40

  • Bluetooth
  • Высококачественные компоненты
  • Упругий плотный бас
  • Фронтальный порт фазоинвертора
  • Ручка громкости на передней панели

Pioneer DM-40BT – комплект из двух 2-полосных мониторов, адресованный меломанам, продюсерам и диджеям. Каждая колонка имеет конструкцию Bass Reflex с фронтальным портом и оснащена 4”вуфером со стекловолоконным диффузором, а также ¾” купольным твиттером, использующим технологию DECO. Правильное размещение излучателей дает превосходно сбалансированное звучание. Левая колонка является активной и оснащена усилителем класса A/B мощностью 21 Вт на канал.

Bluetooth-интерфейс позволяет проигрывать музыку с мобильных устройств, а поддержка aptX и AAC кодеков улучшает качество звучания. На фронтальной панели левого монитора имеется регулятор громкости и выход для наушников. Для подключения проводного источника сигнала предусмотрены входы RCA и миниджек. Специальная форма корпуса уменьшает нежелательные резонансы.

Yamaha HS7W

Вуфер: 6,5” | Твиттер: 1” | Усилитель: класса A/B | Мощность: 95 Вт | Частотный диапазон: 43 Гц – 30 кГц

Yamaha HS7W

  • Качество звука
  • Достаточно большие, чтобы обойтись без сабвуфера
  • Нейтральное звучание с естественными СЧ

HS7W – универсальный 2-полосный студийный монитор ближнего поля, оснащенный динамиком 6,5” с полипропиленовым диффузором и 1” купольным тканевым твиттером. Купол твиттера защищен металлической решеткой. Излучатели системы модернизированы для лучшей отдачи на низких частотах и получения более ровной частотной характеристики.

Genelec 8020DPM

Вуфер: 4” | Твиттер: 0,75” | Усилитель: класса A/B | Мощность: 100 Вт | Частотный диапазон: 56 Гц – 25 кГц

Genelec 8020DPM

  • Компактность
  • Сбалансированный звук
  • Широкая зона прослушивания
  • Подставка IsoPod
  • Недостаточный НЧ диапазон
  • Порт фазоинвертора на задней стенке

Genelec 8020 DPM – компактный 2-полосный активный монитор ближнего поля, который отлично показывает себя в тесных студиях. Система оснащена 4” динамиком, 0,75” твиттером с металлическим куполом и bi-amp усилителем 50 Вт + 50 Вт. Корпус из литого алюминия получил уменьшающую дифракцию закругленную форму, что в сочетании с имеющим заданную направленность волноводом создает идеальный частотный баланс и широкую зону прослушивания даже в сложных комнатах.

Фазоинвертор с портом на задней стенке позволяет получить точное и глубокое воспроизведение низких частот. Переключатели фильтров на задней панели дают возможность скорректировать звучание под конкретное помещение. Подставку IsoPod можно наклонять для получения оптимального расположения колонки.

О выборе

Рекомендуем выписать критерии, которые лично вам кажутся самыми важными для решения творческих задач. С выписанными критериями перед глазами пройдитесь еще раз по нашему топу мониторов и выберите подходящий. Помните – субъективное восприятие картинки важно, особенно если вы хотите получать удовольствие от работы, но нерациональный выбор «от чувств» обязательно приведет к ошибкам и зря потраченным деньгам. Смотрите на АЧХ, сравнивайте функционал, учитывайте, в каком помещении будут стоять мониторы.

Студийные мониторы дома: за и против

Идеи носятся в воздухе. И если идея хороша, то она приходит в голову сразу многим и одновременно. Применение студийных мониторов в домашних условиях — это вовсе не новая идея. Погуглите — и вы увидите, как на многих форумах обсуждали, обсуждают и, надеюсь, с еще большей активностью будут обсуждать эту замечательную мысль. Мне же хочется снабдить ее небольшим анализом аргументов «за» и «против», основанным как на собственном, так и на коллективном опыте.

Студийный монитор — это круто!

Студийный монитор ближнего поля — по сути, такая же колонка. Просто с более строго измеренными и выверенными параметрами. В среднем, эта акустика рассчитана на прослушивание с расстояния метра в полтора, а то и ближе — поле ведь ближнее. Именно это заставляет делать ее компактной. В результате, по низким частотам такие мониторы редко опускаются ниже 50 Гц, ведь соответствующий динамик в них редко имеет диаметр больше 8 дюймов. А слушать с полутора метров крупные колонки как-то не с руки.

Если следовать логике, мониторы просто обязаны обладать высокой верностью воспроизведения — линейной АЧХ в своем диапазоне частот, при минимальных искажениях. То есть номинально они соответствуют критериям истинного Hi-Fi, не так ли?

При этом, если мы сравним ценники компактной домашней акустики и студийных мониторов ближнего поля (а именно о них и пойдет речь), то увидим, что чаще всего цифры вполне сопоставимы. Тут я имею в виду именно мониторы ближнего поля. Конечно же, существуют профессиональные мониторы среднего и дальнего поля, однако они не только покрупней, но и, мягко говоря, сильно дороже домашних вариантов. И гораздо хуже годятся для бытового использования.

Современные модели студийных мониторов, в подавляющем большинстве, оснащены собственными усилителями. Такие модели колонок называют активными. А это значит, что согласование усилителя и динамиков, которые он приводит в движение, произошло еще на стадии конструкторских разработок. То есть система усилитель-излучатели, работающая в колонке, делает это максимально качественно и эффективно. И при прочих равных студийный монитор — это действительно круто.

Так получилось, что автор этих строк пользуется студийными мониторами ближнего поля давно и активно. По работе — в записывающей студии при сведении, на радио и телевидении на контроле звука при монтаже и выдаче в эфир. Дома — в качестве настольной акустики рядом с компьютером.

Сами понимаете, две большие разницы: личное прослушивание для удовольствия — и на работе, по обязанности. С одной стороны, студийные мониторы не дают расслабиться даже в домашней обстановке. Естественно, при их правильной работе.

Просто-напросто через некоторое время начинаешь ловить себя на каких-то желчных придирках к замечательной музыке, которую всего-навсего хотел послушать в свое удовольствие. Внимание обостряется — «вот здесь, в этом месте — ну полная лажа», — отматываем назад, слушаем еще раз — «да, точно. » — и понеслась.

Но мониторы не сглаживают, ничего не скрывают — они даже выпячивают недостатки. Понятно, что так никакого удовольствия не получить. Так что переключаюсь на домашнюю систему с вполне приличными, на мой взгляд, напольниками.

Вот это да! Все красиво, милозвучно, бас просто ласкает, верх полон серебра. И, черт возьми, ничего не слышно! Вот здесь, в этом месте, проскакивал явный меандр — и где он? Зачем я это слушаю, если все от меня спрятано?


Мониторы Neumann в студии

Конечно, я утрирую, но мониторы остаются мониторами. Профессиональное использование этих приборов связано еще и с таким неприятным эффектом, как просадка слуха. На шестом часу работы над одним и тем же куском, с уровнем громкости, который дает лучшую разборчивость (у людей он отличается — в среднем, 80–90 дБ по шумомеру), понимаешь, что сознание — по крайней мере, его часть, ответственная за слуховое восприятие — начинает тебя покидать.

Все это индивидуально, но «просадка» чаще всего касается верхних частот — их можно «накрутить» для компенсации собственной усталости. Для этой цели многие компактные студийники имеют серьезный запас по «верху». Низы при этом могут показаться «пересушенными» — но ситуация такова, что для профессионального оборудования точность превыше всего.

Поэтому в студийных мониторах не применяются известные «улучшения» баса вроде искусственного подъема самого «вкусного» участка при отсутствии всего остального. Действительно, этот прием создает эффект масштабности звучания. Но мониторинг на таком звуке — дело пропащее.

Естественно, студийные мониторы ближнего поля — это полочники (о напольных студийных мониторах ближнего поля лично мне вообще ничего не известно). Их место именно на плоскости, на столе у пульта — под это они, как правило, «заточены». А если даже на стойках — то поближе к ушам.

Управление студийными мониторами, при наличии в них встроенных усилителей, чаще всего выполнено в расчете на выполнение настроек, которые меняются не часто. Хотя бы потому, что в противном случае о мониторинге речь не идет. Регулировка громкости, например, если и присутствует у активных моделей, то выставляется раз и навсегда — громкость должна регулироваться с пульта. С источника — то есть уровнем линейного сигнала.

Что касается прочих регулировок, то в настройках монитора их может быть множество. И все они, по большей части, предназначены для коррекции особенностей помещения, в которых мониторы будут слушаться. В домашних условиях все это можно «крутить» хоть каждые пять минут — но учтите, что, как правило, все это расположено на задней стенке. В удобстве управления студийными мониторами допущены явные недоработки.

Студийный монитор — это не так просто…

Что ж, если вышесказанное можно считать доводами «за», то неплохо было бы уравновесить их доводами «против» — объективности ради. И вправду, со студийными мониторами все не так уж радужно.

Поскольку встречают по одежке — начнем с внешнего вида. Домашняя акустика, как правило, является образцом современного комфортного дизайна. И, обычно, предлагает выбор вариантов отделки. Под дерево, в черный или белый цвет, а иногда и что-то разноцветное. Студийные мониторы таким разнообразием не блещут.

Чаще всего это серый или черный пластиковый, реже черный деревянный и еще реже — серый металлический корпус. Кстати, мониторы ближнего поля часто предусматривают горизонтальную установку — можем вспомнить хотя бы классические Yamaha NS10. Для домашней полочной акустики такой вариант — невероятная редкость.


Активные студийные мониторы JBL LSR305

Передняя панель мониторов часто выполнена в виде матовой поверхности с плавными изгибами, способствующими правильной акустике — это у более дорогих моделей. Второй вариант — просто удручающе ровная плоскость. В любом случае, большинство студийных мониторов, оказавшись в жилой комнате, привносят в нее некую звукорежиссерскую или броадкастинговую, по-доброму деловую атмосферу.

И тут в силу вступает пресловутый «wife-фактор» — представительницам прекрасного пола внешность студийных мониторов прекрасной, как правило, не кажется. Устоявшееся мнение гласит, что им и изысканные образцы домашней акустики не всегда по душе — но это уже другой вопрос.

То, ради чего

Что ж, по дизайну мы прошлись. Перейдем к самому главному — к звуку. Особенность мониторной акустики состоит в том, что она мониторная. Простите за тавтологию, но мониторы предназначены для мониторинга — то есть, по большому счету, для отслеживания недостатков.


Genelec 8010APM — компактный алюминиевый корпус, раздельное усиление, коммутация XLR.

И вот что мы получаем в результате, если утрировать и выпячивать недостатки. Это ровное, чистое и бесстрастное звучание во всех подробностях и в полном диапазоне работы нашего устройства. Если нравится — значит, студийные мониторы именно для вас.

Давайте учтем особенности

И если подобный вариант звучания вам интересен, то стоит обратить внимание на еще несколько характерных свойств студийной акустики. Как правило, студийные мониторы продаются по отдельности — каждый из них способен работать самостоятельно.

Вариант конфигурации компьютерной акустики, когда вся электроника размещена в одной колонке (master), а вторая колонка весит меньше и не имеет органов управления (slave), у студийных мониторов редок. Разве что в очень недорогих моделях.

При этом, покупая пару мониторов вместе, с заводскими номерами, идущими практически подряд, мы получаем дополнительную гарантию идентичности их звучания. Хотя в случае с серьезными моделями часто утверждается, что даже если два образца одной модели мониторов куплены с разницей в год, звук будет совпадать — на то они и студийные.


Neumann KH 310 A — трехполосные, «почти полочные», спереди и сзади

В серьезно оснащенных студийных мониторах бывают представлены средства для регулировки не только АЧХ, но и задержки, а также иногда даже фазовых параметров излучателей. Причем часто это не регуляторы, а джамперные панели либо электронные интерфейсы с развитым меню и почти графическим дисплеем.

Перед тем, как приобрести такое оборудование, я бы рекомендовал прийти к четкому пониманию — способны ли вы при необходимости настроить его и надо ли вам все это в домашних условиях.

Еще один вопрос — коммутация. Как правило, аналоговое входы серьезных студийных мониторов представлены в формате балансных разъемов XLR. Это делается по абсолютно логичным соображениям: балансное соединение позволяет работать с гораздо более длинными кабелями, что в условиях студии оправдано даже для мониторов ближнего поля.

На самом деле, проблема перехода от небалансного к балансному сигналу решаема. Но гораздо лучше, если ваша домашняя аппаратура имеет соответствующую коммутацию. Если вы рассчитываете часто использовать органы управления ваших мониторов, обратите внимание на то, где они расположены. У многих моделей хотя бы кнопка включения и ручка громкости выведены на переднюю панель. Это — для вас.

Излишества и совместимость

Еще одно обстоятельство, на которое стоит обратить внимание — это специализированное оснащение студийных мониторов. Оно направлено именно на студийную работу — частично это то, чем вы заведомо никогда не будете пользоваться.

Перечислять все интерфейсы, дополнительные возможности установки и настройки можно долго. Для домашнего применения они становятся тем, за что приходится платить лишние деньги — так что делайте выводы.


Dynaudio AIR 6 Master A+D

Например, точные мониторы Dynaudio AIR 6 Master A+D. Среди их возможностей: акустическая компенсация свойств помещения, сохранение и вызов пресетов, программирование уровней, их регулировка с шагом 0,1 дБ, встроенный параметрический эквалайзер и временная задержка в каждом мониторе (настройка только с компьютера) и удаленный контроль параметров системы.

Стоит обратить внимание еще и на то, что студийные мониторы гораздо реже, чем домашняя техника, бывают снабжены пультом дистанционного управления (а иногда его предательски делают проводным, а не инфракрасным). Поэтому очень неплохо, если среди вашей техники, которая будет работать с этой активной акустикой, есть возможность автоматической подачи-отключения питания.

Впрочем, многие мониторы готовы самостоятельно просыпаться из stand by при возникновении сигнала на входе. Это чаще всего и решает проблему — читайте инструкции.

Чисто акустические особенности — все как у всех

Еще один момент, который относится и ко многим другим колонкам — это расположение порта фазоинвертора.

Тот случай, когда порт направлен назад, для полочной акустики, к которой чаще всего и относятся студийные мониторы ближнего поля — не лучший вариант. С ним вам понадобится свобода маневра в размещении колонки относительно задней стенки. Причем на полке или на столе. Об этом написано немало, и все проблемы преодолимы.

Но дело серьезно упрощается, когда порт фазоинвертора выведен вперед — на лицевую панель. Колонки, в которых фазоинвертор отсутствует, на мой взгляд, звучат интереснее — но встречаются, увы, гораздо реже.


Трифоник ADAM Audio: мониторы ADAM Audio T5V + сабвуфер T10S

Стоит обратить внимание и на то, что многие изготовители предусматривают работу своих мониторов в комплекте с фирменным сабвуфером. Чаще всего — приобретаемым отдельно.

Такой вариант неплох. Он позволяет получать мощное, полнодиапазонное звучание от очень компактной системы. Правда, в этом случае проблемы с включением и дистанционным управлением могут распространиться еще и на сабвуфер — будьте внимательны!

Источник сигнала

Очень неплохо, если ЦАП, с которого, как правило, сигнал подается на наши студийные мониторы, имеет функции предварительного усилителя. То есть в наличии найдется хотя бы регулируемый по размаху сигнала выход. Конечно, оптимальным является применение полноразмерного предварительного усилителя. Как минимум — с селектором входов, дополняющим общий регулятор громкости.

В него может быть встроен ЦАП и фонокорректор и предусмотрены стриминговые возможности. Сейчас такие устройства появляются все чаще.

Возможны варианты…

Отдельной темой для обсуждения, вызывающей уважение к владельцам оных устройств, являются винтажные студийные мониторы.

Речь идет о таких моделях, как созданные для BBC в середине прошлого века LS3/5A или, к примеру, образцы коаксиальных Tannoy, также выпускавшихся в 60-70-х годах прошлого столетия.

Эти колонки (кстати, как правило, они пассивные — то есть нужен усилитель) ценятся и по сей день. Недаром они выпускаются в виде авторизованных реплик или просто копируются различными изготовителями.

С другой стороны, среди студийных мониторов, которые можно рекомендовать для домашнего применения, есть и те, что нельзя в полной мере отнести к данному классу устройств.

Здесь можно вспомнить, например, известный английский бренд Acoustic Energy — модель AE1 выпускалась как в качестве студийного монитора (изначально), так и в качестве домашней акустики. Причем без особых конструктивных различий. Хотя такие варианты (а они нередки) хороши также тем, что в «домашних» версиях учитывается тот самый «wife-фактор».

Универсальна и, например, замечательная итальянская разработка Kii THREE, которая также имеет двойное назначение и комплектуется в зависимости от него. Эти колонки могут быть дооснащены сабвуферными основаниями, превращаясь в референсные напольники впечатляющей мощности.

В любом случае, хороший студийный монитор позволяет получить от приличной записи практически все, что в ней есть. И в итоге — отказаться от некачественных источников и треков. То есть тот, кто слушает студийный монитор, является, по моему мнению, подлинным аудиомаксималистом.

Мало того: отмечено, что владельцы студийных мониторов «со стажем» имеют свое, более строгое отношение к звуку. Впрочем, отношение к звуку — дело вкуса, и студийные мониторы тут, как правило, должны быть абсолютно нейтральны. То есть — ни при чем. На то они и студийные мониторы.

Читайте также: