Каким пальцем нажимать на клавиатуре баяна

Обновлено: 06.07.2024

П. Говорушко
ОБ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ БАЯНИСТА - ПРАВАЯ КЛАВИАТУРА

Строение правой клавиатуры имеет несколько чрезвычайно важных для развития исполнительства на баяне особенностей. Решающее значение имеет, пожалуй, ее трехрядность, являющаяся источником многих удивительных возможностей инструмента. Например, возможность сохранить определенную аппликатуру на одних и тех же тонах при исполнении как хроматических, так и диатонических (натуральных и мелодических) гамм. Яснее говоря, в любом поступенном (по полутонам и тонам) движении на одну и ту же клавишу правой клавиатуры баяна всегда приходится только один определенный палец.
Эта уникальная, психологически и структурно стройная закономерность позволяет сформулировать научные закономерности аппликатуры и добиться на этой основе неограниченно легкого и свободного исполнения гаммообразных движений. (Именно благодаря этому в баяне так счастливо сочетаются простота, доступность с большой профессиональной перспективностью.)
Необходимо подчеркнуть особую практическую ценность закономерности: на первом ряду—1-й палец, на втором ряду — 2-й, на третьем ряду — 3-й палец. Отрицание этого принципа затрудняет воспитание аппликатурной дисциплины учащегося.

Не менее важной оказывается и еще одна особенность трехрядной клавиатуры. Сущность ее заключается в том, что направление наклона поперечных рядов клавиатуры почти полностью совпадает с расположением округленных 1-го — 3-го (указательного, среднего и безымянного) пальцев. Если их положение зафиксировать, например, на пластилине, то в полученном изображении без труда узнается рисунок правой клавиатуры баяна. Как видим, клавиатура баяна приведена в теснейшее соответствие с наиболее естественным расположением самих пальцев. Это соответствие является одной из важнейших основ развития исполнительской техники баяниста. Глубокое изучение и целесообразное использование данной объективной связи, несомненно, таит в себе еще нераскрытые возможности. В подтверждение сказанного напомним о некоторых важных особенностях строения исполнительского аппарата баяниста.
Опорным звеном кисти является самый длинный и сильный средний палец. С одной стороны от него находятся большой и указательный пальцы, с другой — безымянный и мизинец. При сгибании они естественно приближаются к среднему, а при разгибании отводятся от него. Соседние со средним — указательный и безымянный пальцы — сильные и длинные. Более далекие от центра, «периферийные» — большой и мизинец — значительно короче и слабее. Все эти особенности подтверждают большую перспективность принятого практикой аппликатурного принципа, опирающегося при исполнении гаммообразных движений на наиболее ловкие, сильные и длинные — указательный, средний и безымянный пальцы.

Другие сочетания пальцев: средний — безымянный — мизинец или большой — указательный — средний могут рассматриваться лишь как вспомогательные варианты. Замена ими основного, самого эффективного сочетания в хроматических и диатонических гаммообразных последовательностях, как правило, сковывает исполнительскую технику, мешает использованию возможностей исполнительского аппарата.
Работая над исполнением гаммообразных последовательностей, надо учитывать, что потенциальная сила мышц — сгибателей пальцев может полностью проявиться лишь при естественном (среднефизиологическом) положении лучезапястного сустава. Если этот сустав изгибается в сторону локтевой линии (например, при так называемом первом положении кисти, рекомендуемом в некоторых пособиях для исполнения гамм), пальцы становятся пассивными, сжимаются со значительно меньшей силой и вызывают напряжение мышц предплечья. Убедиться в этом можно, сравнив силу сжимания пальцев при естественном и при согнутом положениях лучезапястного сустава.
Следовательно, при исполнении гаммообразных последовательностей сохранить именно среднефизиологическое положение кисти очень важно. Достигается это с помощью малозаметных, гибких движений лучезапястного сустава как в стороны лучевой и локтевой линии, так и в направлении тыльной поверхности кисти. Например, при исполнении последовательности фа — соль — ля (3-м, 2-м, 1-м пальцами) движение сустава к тыльной поверхности гораздо предпочтительнее изгиба кисти к локтевой линии.

Необходимым условием для свободного проявления мышечной энергии является и упорядочение деятельности исполнительского аппарата — обеспечение собранности и лаконичности всех движений, полной свободы и покоя не занятых звукоизвлечением пальцев. Наличие хотя бы одного непроизвольно выпрямленного или чрезмерно согнутого неиграющего пальца говорит об отсутствии должной упорядоченности и становится первопричиной появления напряжения кисти.
При исполнении двойных нот и аккордов (как и скачков в мелодии) необходимо в каждом отдельном случае находить наиболее удобную, естественную позу руки, сохраняющую свободное состояние исполнительского аппарата. При этом правомерно кратковременное отклонение от среднефизиологического положения кисти. На практике же разные аккордовые сочетания и двойные ноты часто воспроизводятся из какого-либо одного статичного положения, что также вызывает постоянное напряжение исполнительского аппарата.
Для развития исполнительства на баяне большое значение имеет и компактная мензура правой клавиатуры. Она позволила значительно расширить диапазон инструмента, довести его до пяти октав. Кроме того, сравнительно тесное расположение клавиш позволяет свободно исполнять одной правой рукой полифоническое трехголосие в диапазоне до двух октав, воспроизводить одновременно тему и ее сложное обрамление, самые разнообразные аккордовые сочетания в тесном и в широком расположении и т. д. и т. п.
Поэтому учащиеся, использующие нестандартные инструменты с большой мензурой, невольно тормозят свое техническое развитие.
Остановимся на так называемой «пятипальцевой системе» обучения. Прогрессивная идея использования в звукоизвлечении большого пальца правой руки зародилась несколько десятилетий тому назад. В Ленинграде она нашла свое применение еще в 30-е годы (А. Рожков, А. Осокин и др.). Сейчас уже трудно представить себе профессионального баяниста, не владеющего техникой применения всех пяти пальцев правой руки. Поэтому вопросы тренировки большого пальца занимают немало места в подготовке баянистов-исполнителей.

Однако, применяя большой палец, необходимо считаться с реальными особенностями клавиатуры баяна и закономерностями строения исполнительского аппарата. Особенно это относится к пятипальцевой аппликатуре мажорных и минорных гамм (в одноголосном движении) и внедрении ее вместо общепринятой.
Анализируя пятипальцевую аппликатуру гамм и сопоставляя ее с выработанными в результате длительного эволюционного развития особенностями строения правой клавиатуры баяна, нетрудно убедиться, что эта аппликатура не имеет ничего общего с трехрядной структурой клавиатуры и может рассматриваться лишь как сопутствующий, вспомогательный, хотя часто и весьма эффективный вариант. Ее инородность проявляется прежде всего в том, что она не сохраняет логической связи между хроматическим и диатоническим движением, свойственной трехрядной баянной клавиатуре/и создает дополнительные психологические и технологические трудности при исполнении гамм. Пятипальцевая аппликатура, например, требует быстрого перенесения короткого большого пальца не только на одном ряду (в до-мажорной гамме с клавиши фа на клавишу си, что при обычной аппликатуре осуществляется значительно более длинным безымянным пальцем), но и предполагает скачки с одного ряда на другой. В гаммах Соль и Ре мажор большой палец надо переносить с клавиши соль на клавишу ре, а затем снова на клавишу соль другой октавы и т. д. В общепринятой же аппликатуре, как известно, подобные ситуации исключены. Кроме того, необходимость часто подкладывать большой палец связана с постоянным его нахождением примерно под серединой ладони, что неестественно и, как правило, вызывает напряжение кисти.
Еще более существенно то, что использование пятипальцевой аппликатуры в гаммах и гаммообразных последовательностях возможно лишь при должном соответствии мензуры инструмента и величины кисти. Большинству же исполнителей, в том числе и учащимся, мензура баяна несколько тесна, и навязывание им такой аппликатуры часто приводит к непреодолимым препятствиям в техническом развитии. Надо кстати отметить крайнюю нежелательность сколько-нибудь частого применения большого пальца на первом ряду клавиатуры. Это требует чрезмерного изгиба лучезапястного сустава в сторону локтевой линии, вызывает напряжение и вдобавок ко всему выводит мизинец за пределы грифа, исключая возможность его применения.
Существен и вопрос о положении большого пальца правой руки. Постоянное его положение над клавиатурой целесообразно при исполнении полифонической и аккордовой фактуры в широком расположении, в арпеджированных и скачкообразных мелодических движениях, то есть тогда, когда он применяется очень часто. При исполнении же гаммообразных движений, аккордовой фактуры в тесном расположении, а также последовательностей, в которых большой палец не применяется или используется редко, его постоянное место — за грифом. Этот принцип позволяет сократить количество довольно неудобных движений большого пальца из-за грифа и обратно.

Некоторые исполнители, стремясь исключить эти движения, держат большой палец над клавишами постоянно, при исполнении любой фактуры. Однако такое положение в большинстве случаев ведет к напряжению кисти: обеспечивая мобильность другим пальцам, большой палец приподнимают до уровня средней фаланги указательного и этим нарушают естественную позу кисти. Кроме того, на основе так называемого «хватательного» движения мышечные сокращения 1-го —4-го пальцев будут заметно четче, если имеется хотя бы минимальная встречная устремленность большого пальца. А для этого надо, чтобы последний был предварительно несколько отведен в сторону от ладонной поверхности и находился на оптимальной дистанции, обеспечивающейся обычно толщиной грифа. Именно поэтому и существует гриф в общепринятом виде, именно этим и объясняются его современные параметры.
Хотелось бы добавить, что мера в применении большого пальца полностью зависит от индивидуальных возможностей исполнителя. Чрезмерно частое использование пальца для многих учащихся является серьезным тормозом в техническом развитии, чрезвычайно затрудняет овладение рациональной постановкой исполнительского аппарата.
Таковы основные структурные особенности баяна и принципы их использования с целью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков баяниста.

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Для кого подготовлены эти упражнения?

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Еще посмотреть Ноты. "Вальсирующий аккордеон". Р. Бажилин

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот

Общие замечания

В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо "Ля септ аккорд" мне привычнее написать "A7", не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).

Левые клавиатуры

Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G - бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.

Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й - дополнительный, 2й - основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд - мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) - C(мажор) - Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные - диез/бемольные полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).

В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25x25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд - басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд - минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд - басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент - F-C-G-C.

Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.

Правые клавиатуры

Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.

Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки "достается" из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом "прячется" обратно.

Тут все понятно. Белые кнопки - основные тона, черные - диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).

Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.

Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.


Данное издание является учебно-методическим пособием по обучению детей 5-7 лет, начинающих освоение левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами для преподавателей музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Учебно-методическое пособие носит черты технологии, состоит из пяти последовательных шагов, представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений, и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры. Изучение рассчитано на первый-второй год обучения по предпрофессиональным и общеразвивающим программам класса баяна и аккордеона в ДШИ и ДМШ.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 5 шагов по изучению левой клавиатуры баяна и аккордеона с готовыми аккордами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Клавиатура с готовыми аккордами это изначально сконструированная левая клавиатура баяна и аккордеона. Сочетание баса и трехзвучных аккордов пришло от первых хроматических и диатонических гармоник. И первый баян был сконструирован мастером Петром Егоровичем Стерлиговым в 1904 году именно как инструмент с полным набором хроматического басо-аккордового аккомпанемента. Готовая клавиатура баяна и аккордеона состоит из двух рядов басов, сдвинутых один относительно другого так, что интервал между ними составляет большую терцию и трех или четырех (в зависимости от конструкции) рядов аккордов. К басо-аккордовому аккомпанементу П. Стерлингова (мажорные, минорные трезвучия и септаккорды) часто добавляется еще один ряд уменьшенных трезвучий.

Ее освоение возможно как с самого начала освоения инструмента, так и после предварительного освоения выборной системы инструмента и является обязательным во всех программах обучения игре на баяне и аккордеоне. Неоспоримым преимуществом, облегчающим освоение готовой клавиатуры, является простота исполнения аккомпанемента и схожесть аппликатурных позиций при исполнении гамм.

В то же время исполнитель осваивающий баян и аккордеон сталкивается со многими сложностями. Во-первых, готовая клавиатура закрыта для зрительного контроля и ее освоение учащийся может производить лишь тактильно. Во-вторых, ее освоение требует дополнительных теоретических знаний, например изучение нотации басового ключа. В-третьих, кварто-квинтовое расположение басов, упрощающее игру аккомпанемента, имеет свою обратную сторону: в отличие от зеркальной по отношению к правой руке выборной системы, непохожее на правую руку, свое расположение клавиш и необходимость отдельного изучения их расположения. Кварто-квинтовое расположение также создает сложности при исполнении мелодических линий, особенно в миноре. Эти сложности часто становятся достаточно серьезным препятствием на пути освоения инструмента для детей 6,5-8 лет, особенно если они не развиты физически. Как преодолеть недостатки и использовать достоинства левой клавиатуры с готовыми аккордами и показывает данное пособие.

Отличие процесса обучения детей дошкольного возраста (согласно ФГОС ДО 1 это дети от 3-х до 8 лет) от обучения детей более позднего возраста заключается в том, что большую часть новых навыков дети дошкольного возраста получают играя. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности 2 . Поэтому процесс проведения урока и процесс обучения учащихся дошкольного возраста в целом можно выстраивать как цепочку различных игр, что даст преподавателю возможность нивелировать негативные моменты, отмеченные ранее и успешно решать поставленные задачи.

Пособие «5 шагов» носит черты технологии и состоит из пяти последовательных шагов представленных как цепочка игровых упражнений от пальчиковых игр до игровых упражнений на инструменте и направлено на изучение основных позиций левой готовой клавиатуры.

Первый шаг, подготовительные упражнения, разделен на две части. Первая часть пальчиковые игры для развития координации, независимости, силы пальцев и первоначального формирования правильной постановки. Вторая это игровые упражнения на правильную постановку руки, ведение меха и выработку первоначальных игровых движений.

Последующие шаги направлены на изучение позиций левой руки вначале в мажоре, включая мажорную гамму, а затем в миноре, включая минорную гамму.

Последовательно шагов в целом построена от простого к сложному, но жестко не задана, и может корректироваться в соответствии со способностями и задачами обучения. Например, если у учащегося плохо развивается независимость пальцев и ему требуется дополнительное время для освоения игрового упражнения «Ракета» из 4-го щага, то параллельно можно начать изучение 5-го шага, игровое упражнение «Вальс “Детский”».

Система, описанная в этом пособии, позволяет за короткое время изучить все основные позиции левой готовой клавиатуры. Здесь следует сделать одно пояснение. Изучение одного упражнения рассчитано на 2-3 урока. Каждое последующее упражнение основано на предыдущих, но это не значит, что предыдущие упражнения не нужно повторять. Они повторяются несколько уроков и после движения вперед и доводятся до быстрого темпа. В итоговом варианте учащийся должен играть все части упражнений «Полька» и «Вальс» подряд, одну за другой. А, например, упражнение «Столбик» повторяется достаточно продолжительное время, по крайней мере, вплоть до изучения упражнения «Ракета» и минорной гаммы.

Каждое игровое упражнение снабжено подробными описаниями действий, рисунками расположения рук, черно-белыми иллюстрациями которые ученик может раскрасить и методическими рекомендациями. Критичные с точки зрения изучения моменты выделены рамкой и пометкой «Это важно!»

В целом пособие построено так, что начальном этапе не требует у ученика знания нотных обозначений, однако изучение первоначальных игровых упражнений, конечно, должно идти параллельно с изучением нотной нотации и схемы расположения клавиш на клавиатуре.

Читайте также: