Монитор режиссера как называется

Обновлено: 08.07.2024

Организация концертов живой музыки становится всё более сложной задачей, что связано с развитием и постоянным усовершенствованием технологий живого звука. Поэтому работа на сцене требует серьезной подготовки и технического оснащения, а также специального человека, мониторного звукорежиссера, отвечающего за звук, который будут слышать музыканты на сцене.

Задача мониторного звукорежиссера заключается в том, чтобы артисты на сцене слышали себя и друг друга. Необходимо не просто предоставить каждому музыканту персональный микс, но и минимизировать влияние мониторного звука на звук в зале, избежав при этом акустической обратной связи.

сценический монитор JBL Professional.jpg

Сценический мониторинг ориентирован на удовлетворение специфических требований каждого исполнителя, при этом работа и подстройка происходят в режиме реального времени, что требует от звукорежиссера быстрой реакции и хладнокровия. Мониторинг сцены осуществляется с использованием большого числа отдельных мониторов. Но прежде чем правильно настроить сценические мониторы, их следует правильно подобрать, учитывая особенности модели, ее возможности и требования артистов.

Сценические мониторы необходимы музыкантам на сцене, чтобы ориентироваться в звучании во время живого выступления. Каждый монитор по отдельности создает свое звуковое поле в определенной части сцены, причем характеристики этого поля строго индивидуальны для данного монитора и не зависят от основного звука, ориентированного на зал. Таким образом, каждый музыкант на сцене слышит «свой» звук из своего монитора.

mon_2_01.jpg

Классификация сценических мониторов

Сценические мониторы можно разделить на 4 основных типа:

персональные акустические системы

Мониторы drumfill и sidefill представляют собой небольшие порталы и используются во время проведения концертов на небольших сценах, например, во время клубных выступлений. Они имеют обычно небольшую мощность, которая определяется местом проведения выступления и стилем исполняемой музыки.

Мониторы drumfill используются барабанщиками, так как были созданы именно для них, что и следует из названия. Такие мониторы устанавливаются слева и справа от ударника. Установка мониторов drumfill требует определенного пространства и достаточного расстояния, чтобы звук от них не испортил общее звучание в зале.

Мониторы drumfill -3.jpg

Иногда для устранения данного риска используют особые вибраторы, которые размещают на подиуме (или другой возвышенности), чтобы барабанщик хорошо слышал низкие частоты. Некоторые НЧ-вибраторы (buttkicker) устанавливаются на стул барабанщика и работают совместно с персональными ушными мониторами.

vibrator.jpg

Мониторы sidefill используются также в портальных и клубных акустических системах и позволяют артистам слышать в интерактивном режиме звук, который слышат зрители. Расположение соседних мониторов sidefill не влияет на друг на друга, но нужно контролировать уровень их громкости, чтобы избежать взаимного влияния.

Мониторы sidefill.jpg

Напольные мониторы (wedges) также можно разделить на активные и пассивные, в первых процессор и усилитель размещаются непосредственно внутри корпуса монитора. Напольные мониторы имеют свои конструктивные особенности. Так, очень важно, чтобы они имели клиновидную форму и не менее двух полос, что позволяет устанавливать их на сцене под разными углами, регулируя направление звукового потока, мощность и звуковое давление. Корпус напольных мониторов выполняется из высокопрочных материалов и дополняется защитной решеткой. Главная задача напольных мониторов - максимально точно и четко воспроизводить вокальный диапазон. Звук, выдаваемый ими, должен быть разборчивым и не искаженным, и совсем не обязательно совпадать со звуком, который слышит зал. Мониторы должны иметь высокое звуковое давление, чтобы точно воспроизводить пики живого сигнала, не обработанного компрессорами. Благодаря громкоговорителям высокой мощности, размер динамика мониторов становится всё меньше. На смену 15-дюймовым приходят 12-ти и даже 10-дюймовые динамики. Наиболее миниатюрными и эффективными являются коаксиальные мониторы, в которых высокочастотная головка излучает звук через отверстия в магнитной системе громкоговорителя.

Напольные пониторы.jpg

Персональные акустические системы или ушные мониторы набирают всё большую популярность в последнее время и даже изготавливаются на заказ под конкретного музыканта. Основной плюс данных мониторов заключается в свободе перемещения музыканта по сцене и при этом в гарантированном качественном звуке. Также ушные мониторы помогают изолировать слух музыканта от акустического окружения, персонализируя получаемый звук. Минусом ушных мониторов можно считать то, что они не подходят гитаристам, так они слышат только персональный микс на отдельной дорожке и не слышат сценический звук, идущий от усилителя.

Ушные мониторы.jpg

Настройка и размещение сценических мониторов

Выше мы обозначили, что правильная настройка сценических мониторов – задача звукорежиссера. Но что значит правильная настройка? Как понять, что она правильная и как ее реализовать? Это, конечно, целая наука, но попробуем осветить некоторые основные моменты.

Во-первых, звук в зале и звук на сцене – это не одно и то же. Для музыкантов звук на сцене первичен, затем он обрабатывается звукорежиссером и поступает в зал в измененном виде, более «интересном» для слушателей.

Во-вторых, настройка мониторов должна быть выполнена до начала концерта. Например, необходимо выполнить калибровку электроакустического тракта мониторов до настройки инструментов и микрофонов, что спасет вас от акустической обратной связи во время концерта и обеспечит идентичность звучания инструмента во всех мониторах. Техническая процедура настройки преследует цель калибровки мониторных трактов на рабочий уровень звукового давления 103 дБ.

6500-besucher-am-tag-des-ejw-marktplatz-stuttgart_01-5-1030x690.jpg

Минимум, который понадобится для настройки - это анализатор спектра и конденсаторный микрофон с круговой диаграммой направленности. В качестве анализатора обычно выступает ноутбук, имеющий звуковую карту, линейный звуковой вход и соответствующую программу.

В результате вы должны получить сухой звук из монитора с сознательной нехваткой низких частот. Мониторы должны иметь одинаковую АЧХ и усиление. При этом инструмент или голос отовсюду должен звучать одним тембром.

Правильное размещение мониторов является не менее важным элементом успешной работы, чем их настройка. Что делают опытные звукорежиссеры при расположении мониторов на сцене?

Направляют мониторы в лицо артистам, а не в сторону акустических инструментов.

Избегают направленного излучения мониторов в сторону микрофонов.

Мониторы для ударника располагают сбоку от барабанов и кладут на бок, что позволяет сузить диаграмму направленности по горизонтали и избежать попадания звука от них на микрофоны томов и оверхедов.

Избегают расположения двух рядом стоящих мониторов, так как это может вызвать дополнительную интерференцию и привести к неравномерному звучанию.

Грамотно используют направленность инструментальных акустических систем. Например, наклон гитарного кабинета назад-вверх или разворот басового кабинета в сторону помогут снизить уровень «лишнего» звука.

Инструменты со схожим тембром разводят по разным мониторам, что позволяет повысить разборчивость звука.

livemonitoring.jpg

Организация правильного звука на сцене – задача непростая, и решается она звукорежиссером совместно с артистами, чтобы последние могли чувствовать себя на сцене максимально комфортно и хорошо слышать себя и других музыкантов. Для этого необходимо обеспечить профессиональное микширование в каждом из сценических мониторов с учетом того как микрофоны снимают звук с каждого инструмента во время выступления. Чтобы слишком большая громкость в мониторах не вредила слуху музыкантов, особенно при плотном графике выступлений, необходимо использовать лимитеры громкости. Поэтому настоящий профессионал не только обеспечивает достойный звук на концерте, но и принимает активное участие в его подготовке, что подразумевает подбор мониторных систем и их настройку.

Видеомонитор JVC DT-R17LD

Видеомонитор TVLogic LUM-240G - контрольный мультиформатный IPS LCD монитор с диагональю экрана 23,8..

Видеомонитор TVLogic LQM-241W-N 24

Видеомонитор TVLogic LQM-241W-N 24

TVlogic LQM-241W мультиформатный HD/SD LCD монитор.Технические характеристики:Разрешение панели: 192..

Видеомонитор TVLogic LUM-240G 24

Видеомонитор TVLogic LUM-240G 24

Видеомонитор TVLogic LUM-240G - контрольный мультиформатный IPS LCD монитор с диагональю экрана 23,8..

Видеомонитор TVLogic LVM-091W-M

Видеомонитор TVLogic LVM-091W-M

Портативный мультиформатный видеомонитор TVLogic LVM-091W-M HD/SD-SDI 9" с встроенными осциллографом..

Видеомонитор TVlogic LVM-243W 3G

Видеомонитор TVlogic LVM-243W 3G

Монитор имеет дистанционное управление (RJ45), а также встроенный измеритель сигнала Waveform/Vector..

Видеомонитор TVlogic LVM-246W 24"

Видеомонитор TVlogic LVM-246W 24"

Контрольный мультиформатный IPS LCD мониторLVM-246W - контрольный мультиформатный IPS LCD монитор с ..

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 c клеткой Camvate 1854

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 c клеткой Camvate 1854

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 - готовое решение для режиссера, оператора, фокус-пулле..

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 с клеткой E-image Q100

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 с клеткой E-image Q100

Комплект режиссёрского монитора Lilliput A11 - готовое решение для режиссера, оператора, фокус-пулле..

Крепление Atomos Battwing Dual

Крепление Atomos Battwing Dual

Крепление для двух аккумуляторов Gold Mount на монитор Atomos Sumo 19.

Монитор JVC DT-V20L3D 20

Монитор JVC DT-V20L3D 20

Профессиональный 20” HDTV монитор с матрицей 1680х1050 (16:10). Идеально подойдет для организации эф..

Накамерный монитор 7" Lilliput Q7 IPS (SDI/HDMI in/out)

Накамерный монитор 7" Lilliput Q7 IPS (SDI/HDMI in/out)

Накамерный монитор 7" Lilliput Q7 IPS (SDI/HDMI in/out).Lilliput Q7 - решение для профессионалов в о..

Видеомонитор Ruige TL2000HD-CO

Видеомонитор Ruige TL2000HD-CO

Режиссёрский переносной монитор Ruige в лёгком и прочном кейсе идеально подходит для киноп..

Видеомонитор TVLOGIC LVM-212W 21.5

Видеомонитор TVLOGIC LVM-212W 21.5

TVLOGIC LVM-212W 21.5" - мультиформатный режиссерский монитор 3G/Dual Link LCD.Технические характери..

Видеомонитор Blackmagic SmartView 4K

Видеомонитор Blackmagic SmartView 4K

Blackmagic SmartView 4K является первым в мире решением, поддерживающим Ultra HD и 12..

Видеомонитор TVLogic LVM-173W-3G

Видеомонитор TVLogic LVM-173W-3G

Видеомонитор TVLogic LVM-173W-3G .Удобный «режиссерский» монитор с 2 входами HD / SD SDI, форматом п..


Мониторинг сцены осуществляется посредством большого количества отдельных мониторов. Каждый из мониторов на сцене позволяет воссоздать специальное звуковое поле в определенной части концертного зала или сцены. Характеристики этого звукового поля могут совершенно не зависеть от основного. В итоге со сцены на зрителей "работает" один вид звучания, а каждый из выступающих музыкантов или вокалистов будет слышать совершенно другой.

Сценический монитор используется для того, чтобы во время живого выступления артисты, исполнители и музыканты могли в достаточной мере ориентироваться в звучании, даже если в основной системе звука звукооператор выстраивает иной баланс.

Классификация акустических мониторов

Условно, все звуковые мониторы можно разделить на два главных типа:

  • мониторные акустические системы;
  • персональные мониторы (те, которые музыканты и исполнители носят непосредственно в ухе во время концерта).

Последний вид мониторов стал использоваться сравнительно недавно.

Мониторные акустические системы

Системы данного типа можно также разделить на несколько основных видов:

  • мониторы drumfill;
  • мониторы sidefill;
  • напольные мониторы.

Первые два типа акустических систем представляют собой небольшие порталы. Задействуются во время проведения концертов они только на небольших сценах во время клубных выступлений, квартирников. Мощность данной акустики может составлять всего несколько КВт в зависимости от того, где конкретно проводится выступление, какой музыкальный стиль исполняют музыканты, насколько сами они профессиональны.


К примеру, мониторы drumfill, как правило, подходят для барабанщиков. Именно под этих музыкантов и создавалась подобная акустика. Мониторы ставятся по правую и левую сторону от барабанщика, хотя остается риск, что на низкой частоте музыканту будет сложно уловить звучание. Для мониторов drumfill важно иметь достаточное расстояние для их размещения, иначе существует риск, что звук от них испортит общее звучание в зале. Использование особых вибраторов иногда позволяет разрешить данную проблему. А для хорошей слышимости низких частот барабанщика размещают на подиуме (на определенной возвышенности).

Мониторы sidefill также подходят для портальных и клубных акустических систем. Данное оборудование дает возможность слышать баланс выступающим артистам. Так они могут в интерактивном режиме слышать, какой звук присутствует в зале и слышен зрителям. С мониторами данного типа необходимо следить за уровнем громкости, а вот близкое расположение систем друг к другу на качестве звучания никак не скажется.

Напольные мониторы, а также наклонные мониторы часто подразделяются на пассивные и активные. В активных системах процессор и усилитель размещается непосредственно в оборудовании. Важно, чтобы концертные мониторы обязательно имели клиновидную форму и не меньше двух полос. Это позволит устанавливать их на сцене под разными углами, обеспечивая направленность звука, достаточную его мощность и давление. Мониторы для больших сцен обладают корпусом из высокопрочных материалов, а также защитной решеткой.

Персональные акустические системы

Ушные мониторы - современное сценическое оборудование, которому отдает предпочтение большое количество музыкантов и исполнителей. Нередко такие мониторы изготавливаются "на заказ" под конкретного музыканта. Они не только позволяют всегда получать качественный микс во время перемещения по сцене (который не будет видоизменяться в зависимости от положения артиста), но и выполняют роль берушей, способных защитить слух выступающего.

Персональные ушные мониторы также позволяют при использовании собственной микшерной консоли музыкантами на разных сценах во время разных выступлений получать одно и то же звучание в собственные наушники. Мониторы такого типа позволяют изолировать музыкантов от акустического окружения.


Единственное, кому не очень подходят наушники, так это гитаристам. Дело в том, что ушные мониторы полностью изолируют музыканта о сценического звучания. Многие гитаристы привыкли, чтобы звук, который идет из усилителя, был им слышим. При работе же с персональным монитором услышать можно только то звучание, которое направляется звукорежиссером вам по отдельной дорожке.

Использование мониторов во время концертов

Чтобы с мониторами на сцене артисты могли чувствовать себя максимально естественно, хорошо слышать музыку и не сбиваться с ритма, а также оставлять себе пространство для импровизации важно обеспечить профессиональное микширование в каждом из мониторов. Хорошо, если такую работу будет выполнять квалифицированный звукорежиссер в тесном контакте с артистами. Кроме того, важно учитывать, как микрофонами снимается звук с каждого из инструментов по время живого выступления.

Необходимо пробовать размещать микрофоны в различном положении и искать необходимый звук в персональном мониторе. Сохранять качественное звучание во время различных выступлений позволяют эмуляторы кабинетов. Делать микс более приятным и натуральным помогают современные спецэффекты.

Во время работы с мониторами обязательно стоит пользоваться лимитерами громкости. Слишком большая громкость в персональных мониторах (наушниках) может привести к возникновению проблем со слухом в дальнейшем. Особенно, когда музыканты отправляются в тур и выступают на концертах в плотном графике.

Операторский департамент — это большой коллектив технических профессионалов, отвечающих за визуальную составляющую кино, сопровождение операторской техники и сохранение отснятого материала.

Оператор-постановщик

В обязанности оператора-постановщика входит создание изобразительного решения фильма — продумывание раскадровки вместе с режиссером, цветового решения вместе с художником-постановщиком и светового решения вместе с гафером. Вся эта творческая группа совместно подбирает локации для будущих съемок фильма — интерьеры (если съемки проходят в помещении) и экстерьеры (в случае съемок, проходящих на улице). Оператор является начальником всей группы, куда входят фокус-пуллер, гафер, механики, осветители, дольщики. Также именно он составляет список необходимой техники для проведения съемок.

Фокус-пуллер


На площадке фокус-пуллера называют фокусником. В кино никто не пользуется автоматическим фокусом, и то, «куда бросать фокус», является таким же художественным решением, как и выбор света для сцены. На площадке фокус-пуллер, или ассистент по фокусу, занимается тем, что выполняет фокусировку объектива камеры во время съемки.
Иногда фокусник заранее измеряет рулеткой дистанцию от объектива камеры до актера в кадре, а опытный специалист определяет это расстояние на глаз. Во время репетиции фокус-пуллер тренируется попадать в фокус, запоминая, как движутся камера и актер.

Механик камеры

Для каждого нового кино оператор подбирает новую модель камеры в зависимости от задач проекта. Скажем, нужна легкая камера, потому что у вас в фильме много ручной съемки. Или у камеры должна быть высокая светочувствительность (ISO — чувствительность матрицы камеры к количеству получаемого ею света, чем выше показатель ISO, тем выше светочувствительность, а значит, камера может снимать слабоосвещенные объекты). Оператор-постановщик отвечает за изображение — композицию кадра, то, каким будет движение камеры, если оно будет, и т. д. Но у каждой камеры свои настройки и свои особенности, которые не обязан помнить оператор, для этого у него есть механик. Механик отвечает за техническое обслуживание камеры — установку параметров камеры, замену оптики.


Гафер


Гафер, или художник по свету, — это человек, который вместе с оператором-постановщиком придумывает световые схемы кадров. Вместе с оператором гафер старается через свет передать то или иное настроение и атмосферу сцены: будет это холодный свет или теплый, цветной или естественный. Иногда оператор из-за организации съемок может попросить ночью создать дневной свет в интерьере или, наоборот, днем создать ощущение ночи. Свет является мощным средством выразительности, он очень важен в фильме.

Осветитель

Раньше световое оборудование было очень громоздким, весило многие килограммы, и чтобы его ставить по схеме, которую придумали гафер с оператором-постановщиком, нужно было очень много людей — осветителей. Сейчас световое оборудование становится все легче и компактнее, но все равно нужна специальная техническая группа, которая будет реализовывать световую художественную идею. В зависимости от сложности локации нужно разное количество осветителей. Например, съемка ночью в большом закрытом бассейне, общий план — весь бассейн виден в кадре. Бассейн находится не на первом этаже. Чтобы обеспечить такую съемку светом, скорее всего, вам понадобится скайлифт — это машина с краном, на который устанавливается световой прибор большой мощности, после чего кран поднимается до нужной высоты. Группа осветителей связывается друг с другом по рации, и происходит координация: «Выше, ниже, правее». Для съемки такого типа требуется большее количество осветителей и света, чем для дневной съемки в квартире.


Дольщик

Слово «дольщик» произошло от названия операторской тележки «Долли» (англ. dolly). При съемке фильма в зависимости от поставленных задач требуется разное движение камеры. Здесь приходит на помощь всевозможная техника — кран-стрелка, рельсы и т. д. Человек, который выкладывает рельсы и двигает по ним тележку, на которой стоит камера и сидит оператор-постановщик, называется дольщик. Искусство этого специалиста заключается в том, чтобы двигать тележку с нужной скоростью — быстро, медленно, очень медленно, с ускорением и без «дрыжков», то есть ровно и плавно.

Также к операторскому департаменту относится механик крана (имеется в виду кран-стрелка) — он монтирует кран, устанавливает на него камеру, осуществляет необходимое движение крана.

Иногда оператор-постановщик берет себе в команду второго оператора. Чаще всего второй оператор на вторую камеру снимает какие-то небольшие детали, которые могут понадобиться режиссеру на монтаже. Если сцена снимается с двух или нескольких камер, второй оператор управляет одной из них.

Плейбекер


Это человек, который подключает операторский и режиссерский плейбек — монитор, на котором съемочная группа может видеть, что происходит в кадре. Плейбекер подключает мониторы, следит за тем, чтобы они работали, и справляется с техническими сложностями, связанными с этим.

Логер

Это специалист, который отвечает за сбрасывание отснятого материала с карт, которые находятся в камере, на жесткие диски прямо на площадке. Это всегда очень ответственный, внимательный человек, ведь ему доверяют самое ценное — отснятый материал.

Таким образом, в зависимости от сложности проекта операторский департамент может насчитывать разное количество людей. Иногда некоторые должности совмещают (например, механик камеры одновременно может быть и фокус-пуллером). Как правило, если в операторской группе несколько специалистов, подготовка к съемкам проходит быстрее. Пять человек поставят свет быстрее, чем два человека. Однако, разумеется, руководить большим количеством людей сложнее, чем малой группой.

Читайте также: