Можно ли колонки ставить рядом с монитором

Обновлено: 06.05.2024

Если вы загляните внутрь нескольких мастеринг студий, вы убедитесь, что выбор колонок есть дело вкуса. В конце концов, важен только результат. Однако существуют некоторые правила, следуя которым можно выбрать правильные колонки и получать хороший результат.

Некоторые авторитетные мастеринг студии Германии предпочитают использовать мягкие колонки, наподобие Hi-Fi систем, чтобы подвести звучание под общий знаменатель и не раздражать клиента тем, что микс в мастеринг студии звучит несколько иначе, нежели у него дома. Я считаю, что это в корне не правильно. Если колонки звучат слишком добродушно и мягко, это исключит всякую возможность точных корректировок. Потому что ощутить незначительные изменения будет непросто.

Мастеринг монитор должен звучать очень точно и правдиво, он должен воспроизводить весь слышимый диапазон от 30 герц до 25 Кгерц в строго линейной манере.

Специализация, воспроизведение глубины и переходные характеристики также должны быть очень точными и как минимум, очень хорошими.

Мастеринг инженер должен работать со своего рода акустическим микроскопом. Нет такой характеристики «Звучит не плохо» для хороших мастеринг мониторов. Продвинутый инженер иногда покупает только одну пару колонок в качестве эталона и обходится без бытовой техники вроде бум бокса.

Однако не может быть речи о переходе на обывательскую акустическую систему с активным регулятором громкости ради такой эфемерной цели, как проверка звучания.

Мне бы хотелось привести цитату Германа Гира из SPL, которая в краткой форме выражает моё отношение к данной теме: «Чем ближе звукорежиссёр или мастеринг инженер подходит к подлинному звучанию материала при мониторинге, тем более объективно судит о проделанной работе».

Эта цитата обобщает всё. Так можно сказать о сигнальном тракте, мониторинге, а также акустике мастеринг студий. Чем ближе вы к истине, тем более точно и эффективно вы можете работать.

Типы колонок

Пассивные колонки

Пассивные колонки требуют внешнего усилителя мощности. С помощью пассивных кроссоверов весь спектр частот разделяется на несколько полос в зависимости от количества динамиков. Например, колонка с 3-мя динамиками имеет 3 полосы НЧ, СЧ и ВЧ. На первый взгляд такой тип колонок кажется лучшим соотношением цены и качества. Но после того как вы выберете подходящий усилитель и кабель это всё вместе, как правило, стоит дороже, чем активные мониторы.

Если у вас есть хорошие пассивные колонки, попробуйте различные усилители. Разница чудовищна. Если вы собираетесь использовать пассивные колонки, то обязательно учитывайте стоимость усилителя премиум класса и превосходного кабеля.

Комбинация хороших колонок и хорошего усилителя может принести замечательные результаты в плане звучания. Это из-за большего запаса в переходных процессах по сравнению с активными колонками.

Внешние усилители очень часто имеют большие размеры. А усилители активных колонок очень компактны, т.к. встраиваются в них.

Активные колонки

У каждого динамика активной колонки имеется свой собственный усилитель. Следовательно, частоты разделяются до того, как достигнут усилителя.

С технической точки зрения это значительно проще осуществить и намного дешевле, потому что нет необходимости в дорогих деталях, таких как катушки, конденсаторы и резисторы из которых состоит пассивной кроссовер.

В последнее десятилетие во всех студиях пассивные колонки заменены на активные. С помощью активных мониторов можно очень просто собрать Surround систему. Это очень практично. Из-за проблем с регулировкой баса сборка Surround системы с пассивными колонками является очень непростым занятием.

Этикетка «активные» означает индивидуальное усиление динамиков с помощью раздельных усилителей, независимо от того расположены они в корпусе или вне его.

Есть пассивные колонки бюджетного класса со встроенным усилителем. Не надо их путать с активными колонками.

Усилитель активного монитора

Типичный усилитель активного монитора

Мониторы ближнего поля

Поговорим обо всех плюсах и минусах использования мониторов ближнего поля для мастеринга.

Недостатки акустики помещения отчасти уходят на второй план, потому что количество прямого сигнала значительно больше, чем у мониторов среднего и дальнего поля. Расположение колонок на измерительной панели микшерной консоли или на большом столе имеет негативное влияние на звуковые характеристики.

В идеале, вы должны попытаться расположить колонки так, чтобы они стояли свободно. Это устранит появление эффекта гребенчатого фильтра из-за отражения от поверхности микшерной консоли или стола.

Мониторы ближнего поля не подходят для тех случаев, когда работа ведётся в присутствии клиента, т.к. зона наилучшего восприятия таких колонок обычно не превышает 50 см. в диаметре.

Кроме всего прочего очень сложно или даже невозможно услышать бас без дополнительного сабвуфера.

Мониторы среднего поля

Колонки среднего поля наиболее распространённый тип мониторов. Они не заменимы в тех случаях, когда работа ведётся в присутствии клиента. Зона наилучшего восприятия больших размеров даёт возможность предоставить клиенту хорошее место прослушивания.

Акустика комнаты здесь играет очень важную роль. Есть возможность использования 2-х или 3-х дополнительных сабвуферов. Точка прослушивания находится на расстоянии от 180 см. до 3 м.

Комнатные мониторы

Комнатные мониторы стоят очень дорого. Даже не думайте о них до тех пор, пока у вас не появится помещение с профессиональной акустикой. Я ещё не встречал удовлетворительного решения с использованием комнатных мониторов без обязательных вложений денег.

Шесть ключевых аспектов. Я обнаружил, что такое решение не подходит для мастеринга.

И, наконец, вряд ли найдётся большое количество слушателей с колонками, которые встроены в стену.

Калибровка сабвуфера

Сабвуферы должны быть очень тщательно калиброваны. С помощью бас свипов найдите оптимальную частоту кроссовера, которая обычно расположена в интервале от 60 до 80 герц.

Бас свипы это тона с частотами от 200 до 25 герц и одинаковым уровнем на всём своём диапазоне. Обращайте внимание на резонансы в районе частоты кроссовера. Теперь слушайте эти свипы только на сабвуфере, отключите колонки.

Расположение сабвуфера имеет большое влияние на стоячие волны и комнатные резонансы. В этом отношении крайне не желательно расположение сабвуфера в углу. Также не ставьте его рядом со стеной. Есть большая вероятность добиться однородного звучания, если он будет находиться в свободном положении.

В комнате с параллельными стенами воображаемое разделение пола на 16 квадратов поможет вам найти идеальное положение сабвуфера. Поделите длину и ширину комнаты на 4 и представьте линии на полу или даже сделайте временную разметку с помощью клейкой ленты. Теперь вы можете видеть на каких линиях сабвуфер, даже если он стоит свободно может стать причиной ненужных комнатных резонансов. Поэтому не ставьте его ни на одну из линий, тем более в местах пересечения.

Если вы найдёте такое положение, где в точке прослушивания бас свипы будут звучать одинаково на сабвуфере, то переходите к настройке фазового положения между ним и мониторами. Проиграйте бас тон, близкий к частоте кроссовера, включив колонки, и начинайте крутить фазу сабвуфера. Фазовое положение, в котором бас звучит громче всего в точке прослушивания – самое правильное. Теперь включите вашу любимую музыку, поставьте альбом, который прекрасно отмастерин. Настройте громкость на 85 дБ SPL и поднимите уровень сабвуфера до того значения, при котором вы почувствуете, что бас звучит как надо. Ваши мониторы в басовом диапазоне должны звучать сбалансировано на громкости 85 дБ SPL.

В главе о стратегии прослушивания вы узнаете об этих 85 децибелах во всех подробностях.

Если вас не удовлетворил результат, систематически делайте замеры с помощью измерительного микрофона и измерительного оборудования для того, чтобы найти идеальное положение вашего сабвуфера и настроить мониторы.

Как всегда есть несколько вариантов действий. В качестве примера я приведу самый простой вариант.

Во-первых. Временно расположите сабвуфер в позицию слушателя.

Во-вторых. Поставьте музыку с мощными басами и пройдитесь по комнате. Найдите место, где бас звучит лучше всего в той половине комнаты, где расположены колонки согласно правилам, которые будут раскрыты в следующей главе.

В третьих. Установите туда сабвуфер.

В четвёртых. Проверьте позицию фазы сабвуфера. Пошлите на мониторы и сабвуфер низкочастотный сигнал, равный частоте кроссовера, например 60, 80, или 100 герц и перемещайте ручку фазы сабвуфера вперёд и назад. Правильным будет то положение, при котором бас в точке прослушивания звучит наиболее громко.

В пятых. Проиграйте розовый шум на ваших мониторах и сабвуфере. В точку прослушивания установите измерительный микрофон, с верхушкой, смотрящей вверх, и пошлите сигнал на хороший спектральный анализатор.

Теперь вы вправе калибровать уровень и частоту кроссовера до тех пор, пока анализатор не начнёт показывать, по возможности, наиболее линейную частотную характеристику.

Расположение колонок

Стандарт


Эта иллюстрация показывает установку Surround системы для DVD аудио и SA CD, согласно стандарту ITU 775. Если вы устанавливаете стереосистему, то вы должны иметь ввиду, что расположение передних колонок должно оставаться таким же. Когда вы устанавливаете мониторы в студии на миллиметровке набросайте угол в 60 градусов, т.е. 30+30 градусов.

Вы можете определить оптимальное расстояние от точки прослушивания на основе расстояния между левой и правой колонками. Или наоборот, найти промежуток между колонками, основываясь на расстоянии между позицией слушателя и колонками.

Твиттер должен находиться на высоте 120 см. от пола, т.е. напротив ушей сидящего человека. Если мастеринг инженер высокий, то конечно нужно ставить колонки повыше.

Характерной чертой мастеринг студии является тот факт, что колонки обычно располагаются максимально свободно. Во многом заимствуется стиль современных гостиных комнат. Не потому что это выглядит модно или стильно, а из-за того, что у свободно стоящих колонок качество воспроизведения лучше. Большие столы и микшерные консоли приводят к появлению эффекта гребенчатого фильтра и значительно ухудшают звучание колонок из-за смешивания прямого звука с отражениями.

К примеру, в студии Боба Каца вы не найдёте обычного стола. Вместо этого, он поставил посреди комнаты напротив дивана небольшой столик на колёсиках, на котором располагается самое необходимое оборудование.

Я, в свою очередь, пошёл на такой компромисс: поставил стол шириной примерно 90 сантиметров. Это довольно небольшая отражающая поверхность. На этом столе помещаются самые неотъемлемые приборы и стоят плоские ЖК мониторы. Это позволяет мне проводить очень точную настройку параметров, сидя в зоне наилучшего восприятия.

Эффект гребенчатого фильтра появляется тогда, когда прямой, т.е. оригинальный сигнал смешивается со своими копиями, отражёнными от поверхности. Неудивительно, что этот акустический феномен появляется так часто. Кто ездил ночью на велосипеде, который оснащён генератором, проезжая мимо дворов, заборов, знает, о чём я говорю. Этот эффект меняется с каждым изменением отражения и в результате искажается звучание самого источника.

Если вы очень хотите познакомиться с эффектом гребенчатого фильтра, попросите вашего коллегу помахать под носом любым плоским предметом перед вами и сбоку от вас в то время, когда вы слушаете музыку. Эти движения станут причиной появления фазовых эффектов, которые очень заметно изменяют звучание. Они появляются из-за короткой задержки отражения звука от прямого. Эти две порции затем смешиваются в ухе и в зависимости от расстояния приводят к усилению одних частот и ослаблению других. Это можно очень наглядно представить с помощью розового шума, сгенерированного в Wave Lab.

Скопируйте дорожку и поиграйте с её задержкой относительно оригинала. Используйте возможность звукового монтажа в Wave Lab.

На спектральном анализаторе мы видим характерные для гребенчатого фильтра зазоры.

Стойки для колонок должны быть очень тяжёлыми, чтобы поглотить шумы, производимые конструкцией. Или устанавливайте колонки на шипы, чтобы механически изолировать от поверхности, способной к вибрациям. В идеале вам следует сделать и то и другое. В таком случае колонки защищены от резонанса, как самого корпуса, так и стоек, который появляется из-за колебаний. Большая колонка, установленная на очень лёгкую деревянную стойку, заставит её колебаться и производить очень неприятные басовые призвуки. Шипы имеют очень маленькую площадь поддерживающей поверхности. Такой поверхности будет очень сложно передать длинные волны, а значит низкие частоты.

Для того чтобы сделать стойки тяжелее вы можете заполнить их кварцевым песком. Большой массе потребуется больше энергии для того, чтобы начать колебаться. Кварцевый песок можно купить подешевле в магазинах «Сделай сам».

Направленность звучания колонок

Следует понимать, что колонки не должны стоять слишком близко к стене или к углам, т.к. бас распространяется кругами, а высокие очень направленно и линейно. В низкочастотном диапазоне появляется интерференция и гашение частот. Непрямой звук, отражённый от стены, в зависимости от её структуры и расстояния от неё может смешаться с прямым звуком со знаком «+» или «–», появляется эффект гребенчатого фильтра.

Бас, производимый сабвуфером, который расположен в углу, может восприниматься на 18 децибел больше свободного положения. Имейте ввиду, что звукопоглощающая пена не изменит этих характеристик, потому что она не поглощает низкие частоты.

Некоторые производители колонок дают строгие рекомендации по оптимальному расположению колонок.

Зона наилучшего восприятия

Зона наилучшего восприятия – это идеальное пространство для прослушивания. В этом месте существует виртуальный, или другими словами, фантомный центр. В этой точке прослушивания такие моно сигналы, как вокал или малый барабан слышны между колонками и находятся строго по центру. Направленность пищалок также играет роль в величине зоны наилучшего восприятия.

Для того, чтобы получить представление о её размерах, перемещайтесь перед колонками с лева на право и вперёд назад, обращайте внимание на пропорциональность высоких частот в музыке, которая сейчас играет. Как только вы услышите меньше высоких или почувствуете, что ведущий вокал больше не ведёт с фантомного центра – вы находитесь за пределами зоны наилучшего восприятия.

Работать ли в наушниках

Хорошие наушники, качественный предусилитель и соответствующие психо-акустические обработки будут очень полезным дополнением к хорошим мониторам. Но, ни в коем случае, не их заменой.

Наушники послужат хорошей альтернативой для последней проверки, помогут легко обнаружить артефакты.

Я рекомендую психо-акустическую обработку BAP-1000 от AKG. Сейчас этот прибор снят с производства, но всё еще продаётся по доступной цене. BAP-1000 вычисляет акустические характеристики 9 легендарных студий, после чего, определяет пространственное расположение сигнала.

Если вы сидите перед вашими мониторами и сигнал идёт только из левой колонки, прямой звук достигает только левого уха. Из-за размера и формы головы определённые частоты задерживаются и поэтому достигают правого уха несколько позже, кроме того, их уровень уже значительно ниже. Но в случае с наушниками сигнал может быть услышан в данном случае только в левом ухе.

Каждый знаком с неестественным чувством, будто музыка звучит внутри головы, когда вы слушаете её в наушниках. Психо-акустический предусилитель добавляет естественную пространственную информацию, которая теряется таким образом. Следовательно, с его помощью вы ожжете испытать естественное пространственное восприятие в наушниках. Как и в случае с мониторами, чем больше вы знаете свои наушники, тем лучше.

1. По какой стене зала следует устанавливать громкоговорители?

Обычно оптимальной схемой является расстановка АС по длинной стене – такой подход не дает развернуться басовой волне и создать гул в точке прослушивания.

2. Использовать ли шипы при инсталляции напольных акустических систем?

Да, обязательно – развязка от пола исключительно важна.

3. Как защитить покрытие пола от возможных царапин шипами?

В комплекте обычно есть шайбы с углублением в центре, на которые можно устанавливать АС, оснащенные шипами. Если необходимо, шайбы можно приобрести в специализированных салонах.

4. На чем располагать полочные колонки, если выбраны они?

Лучше всего на специальных стойках для акустических систем.

5. Нужны ли шипы в случае применения стоек для полочных АС?

Конечно же, нужны – схема такая же, как и при работе с напольными спикерами.

6. Имеет ли смысл засыпать стойки для колонок?

Да, засыпанные стойки – более защищенная от резонансов конструкция.

7. Чем лучше всего засыпать стойки?

На 2/3 объема – песком или дробью.

8. Можно ли использовать настенные кронштейны для АС?

Такой подход допустим при конструировании системы хоум синема. В Hi-Fi (и, тем более, в High End) технике строго рекомендуется использовать специализированные стойки для полочных АС. Многие производители выпускают модели специально под свои громкоговорители.

9. Стоит ли располагать коленки на стеллажах?

10. Как необходимо ориентировать акустику на слушателя?

По правилу равностороннего треугольника, с разворотом на слушателя так, чтобы из точки прослушивания не были видны боковые грани колонок.

11. На какой высоте должны быть расположение твитеры колонок?

На уровне ушей сидящего в точке прослушивания человека.

12. Можно ли располагать колонки несимметрично?

В крайних случаях – при возникновении басовых мод. Такой вариант допустим, но разворот на слушателя все равно остается обязательным.

13. А можно ли установить одну колонку выше другой?

14. На каком расстоянии от стен следует устанавливать акустические системы?

Зависит от акустического оформления спикеров. Если перед нами закрытый ящик или фазоинвертор, выведенный вперед – то от стены следует отступить не менее 20-30 см. В случае выведенного назад фазоинвертора отступ должен составить не менее 60-70 см.

15. Я читал, что параллельная установка спикеров может дать лучшие результаты, почему вы не предлагаете такой вариант?

Данная схема может чуть улучшить пространственную картину, но снизит остальные параметры саунда.

16. Нужно ли использовать грили на АС?

По возможности их лучше снять – улучшится разрешение. Использование грилей рекомендовано, если в квартире присутствуют домашние животные, например – когда динамики колонок могут быть повреждены.

17. Можно ли улучшить ещё звучание громкоговорителей?

Да, утяжелите их – расположите сверху на спикерах специальные металлические пластины, которые можно найти в продаже в салонах Hi-Fi техники.

18. А можно ли ставить технику на спикеры?

19. А украшать их статуэтками и прочим?

Крайне нежелательно, так как такие вещи могут немного менять характеристики звукового поля.

20. Если в зале есть телевизор, имеет ли смысл поставить колонки по бокам ТВ?

Лучше всего избегать такой схемы, так как поверхность экрана телевизора будет работать как отражатель звука.

21. А по бокам шкафа?

Аналогично, не рекомендуется.

22. С колонками разобрались, а акустические кабели с какими терминалами оптимальное всего использовать дома?

Оптимальные по звуку – лопатки. Но с точки зрения эргономики самые удобные – «бананы». Голым проводом мы подключать не рекомендуем – будет сильнее выражено окисление и такой коннект не всегда безопасен.

23. Можно ли подключить АС обычным дешевым проводом типа «лапша»?

Вы сильно испортите звук системы. Купите недорогой Hi-Fi кабель – из меди неплохого сечения.

24. Имеет ли смысл использовать подставки для кабелей?

В системах класса High End важна каждая деталь и такой подход оправдан. В Hi-Fi комплексе это может быть избыточным – однако, попробовать стоит, кто знает? Каждая стереосистема уникальна – а развязка от пола ещё никакому компоненту не вредила. А кабель – это тоже компонент.

25. Что делать с покрытием пола в комнате для прослушивания?

Главное правило – избегать открытых гулких поверхностей типа плитки. Лучше всего даже паркет или ламинат закрыть ковром.

26. Какой ковер выбрать?

Чем толще – тем лучше!

27. А что с мебелью?

Оптимально, чтобы в комнате была лишь тяжелая мебель – она не «заведется» от звучания системы.

28. Идеальный диван для зоны прослушивания – это…

Большой, мягкий и очень тяжелый. Он сработает, как отличная басовая ловушка и снизит резонансы в помещении.

29. Как поступить со шкафами-витринами со стеклянными дверцами?

Если есть возможность – перенести их в другое помещение. Если такой возможности нет – закрыть стекла чем ни будь, например, плакатами из ткани.

30. Что делать с окнами?

Тяжелые и плотные шторы – наш выбор.

31. А жалюзи не помогут?

С одной стороны, жалюзи рассеивают звук. С другой – их легкая конструкция явно не носит аудиофильский характер – так что, лучше всего использовать проверенную схему со шторами.

32. Имеет ли смысл заниматься дверью, ведущей в помещение?

Да, если есть возможность, лучше всего улучшить ее прилегание к косяку и закрыть гладкую поверхность чем-нибудь вроде плаката из ткани.

33. Как поступить с потолком?

В базовом варианте подготовки помещения потолку внимание не уделяется.

34. Углы зала могут «заводиться», что делать?

Расположить в них басовые ловушки – от тяжелых кресел до специальных систем Bass Traps.

35. Большая стена за зоной прослушивания – как поступить с ней?

Идеально разместить на ней диффузор Шредера – вы существенно улучшите показатели локализации инструментов.

36. Что вы скажете об аудиофильских приборах – «оптимизаторах звукового поля»?

Скажем, что повторяемость эксперимента здесь не столь явно выражена – и, обычно, такие системы применяются в очень дорогих Ultra High End сборках, где важен «каждый волосок».

37. А о тарелках-рассеивателях, резонаторах и прочем?

«Эзотерические» моменты следует проверять самостоятельно, тут единого рецепта быть не может.

38. Всё ясно, переходим к компонентам – где располагаем их?

Конечно же – на специализированной Hi-Fi стойке.

39. Стойка какого типа оптимальнее всего?

Лучше всего, чтобы (если речь о системах базового уровня) она допускала возможность засыпки и утяжеления.

40. Её тоже придется засыпать и располагать на шипах?

Да, безусловно – точно так же, как и стойки для АС.

41. Как избежать перегрева техники?

Не устанавливать технику в стойку так, чтобы между ней и полкой сверху было совсем мало места.

42. Какое расстояние до верхней полки должно быть у компонента?

15-20 см для компонентов и 30-40 см для усилителей.

43. Где следует располагать ламповые компоненты или транзисторные мощники класса «А», выделяющие много тепла?

Или на верхней полке стойки или рядом на полу – на специальных постаментах.

44. Имеет ли смысл использовать защитные сетки на лампах?

Только в случаях, если кто-то может случайно задеть лампы.

45. В зале от работы техники может становиться жарко?

Да, кондиционер становится необходимостью – особенно летом.

46. Можно ли использовать сетевые компьютерные фильтры с системой?

Нет, вы существенно ухудшите качество звучания.

47. Но как тогда обесточивать комплекс «одной кнопкой»?

Приобрести аудиофильские сетевые распределители с кнопкой отключения.

48. Имеет ли смысл систему держать всегда в режиме stand by?

Вопрос двоякий. С одной стороны, постоянное использование режима stand by позволяет улучшить качество звучания при прослушивании системы непосредственно после её активации. С другой стороны, «усталость» схем от постоянного присутствия тока никто не отменял. Если вы хотите использовать комплекс долгие годы, мы рекомендуем всегда полностью обесточивать систему, а перед прослушиванием включать её за 30 минут до сеанса.

49. А какой период прогрева у новых компонентов?

Обычно техника выходит на базовые параметры через 100 часов работы.

50. …и у акустики?

Аналогично, около 100 часов.

51. Если я уеду на месяц, система потребует нового прогрева по возвращении?

Действительно, длительный простой комплекса может чуть изменить его звучание. Обычно прогретая система возвращается к оптимальному звучанию примерно через 2-3 часа прослушивания.

52. Можно ли использовать штатные кабели типа «лапша» для подключения компонентов?

Ни в коему случае. Купите простые бюджетные соединители и поразитесь разнице с «лапшой».

53. А что делать с сетевыми кабелями, они важны?

Это самое важное звено соединительного тракта, им лучше всего уделять наибольшее внимание.

54. Позвольте, тогда получается, что и розетки играют роль?

Да замена розеток с обычных на более качественные явно улучшит саунд. На рынке сейчас представлено множество вариантов, включая и аудиофильские прецизионные.

55. И щиток ввода электричества в квартиру?

Лучше всего собрать его на базе высококачественных автоматов и развести хорошим проводом.

56. А что за выделенная линия для электропитания системы?

Если позволяют возможности, продолжите выделенную линию толстым медным проводом электропитания от щитка в зал – для группы розеток, питающих стереосистему.

57. Может быть, тогда имеет смысл подумать о применении аккумуляторного блока питания всего комплекса? Или о системе фильтров электричества?

Такие модули есть, например, StormTank – но они достаточно дороги. И износ аккумуляторных батарей никто не отменял. Обычная схема в недорогих и среднего уровня системах – уделять внимание именно оптимизации стандартного электропитания. Использование фильтрации рекомендовано лишь в случае очень грязного электропитания – в иных случаях вы неизбежно сократите динамический диапазон звучания.

58. Как ухаживать за контактами системы и разъемами кабелей?

Раз в год очищать их специальными составами для возврата параметров коннекта к заводским.

59. Влияет ли уровень влажности в зале на качество воспроизведения?

Да. Идеально, чтобы в зале было от 40 до 50% влажности.

60. И на сами компоненты и акустику?

Деградация подвесов динамиков и конденсаторов в компонентах идет быстрее при уровне влажности менее 25%. Излишняя влажность, опять же, плоха – увеличивается вероятность коррозии.

61. Так без увлажнителя не обойтись?

Идеально, чтобы увлажнитель присутствовал в помещении.

62. А что с очистителем воздуха?

И очиститель воздуха лучше всего разместить в помещении – чистый воздух очень важен.

63. Ладно, с косметикой все ясно, а если я планирую ремонт помещения, с чего начать?

С измерений помещения – для этого лучше всего пригласить специализированную компанию и обсчитать комнату с точки зрения необходимых доводок её до идеальной для прослушивания.

64. Какой пол лучше всего предусмотреть?

Обычно используют плавающую систему пола – таким образом, поверхность получается развязанной от стен и позволяет лучше бороться с резонансами.

65. Как лучше всего обработать потолок?

Подвесные и натяжные потолки благоприятно сказываются на звуке, кроме того, в ультимативных схемах используются висячие звукорассеивающие панели.

66. А покрытие стен какое выбрать?

Есть специальные панели, повышающие или понижающие коэффициента рассеивания звука – чтобы не переглушить зал, обычно их используют после детальных акустических замеров помещения.

67. Далее – обои или краска?

Обои более оптимальны с точки зрения звука.

68. Что за стеклопакеты нужны?

Чем больше камер, тем лучше – такая конструкция будет меньше «заводиться».

69. Если ли специальные «аудиофильские» двери?

Да – и их достаточно. Такая дверь и окружающим позволит «не наслаждаться» звучанием системы, и отлично изолирует арку прохода в зал.

70. Наверное, стоит подумать о системе полного климат-контроля с рекуперацией и увлажнением?

Возможно, но следует помнить, что обслуживание подобных систем может быть затратным.

71. Помешает ли кофейный столик перед системой?

Если он небольшой – и его столешница выполнена не из стекла, то не помешает.

72. Какое число розеток предусмотреть для системы?

Не менее 12 – поверьте, когда число компонентов увеличится, их будет в обрез. На розетках точно нельзя экономить.

73. Может быть вообще не использовать розетки, а вывести шнуры питания со штекерами для компонентов с выделенной линии?

Такая схема теряет в гибкости – вы лишаетесь маневра на апгрейд сетевых кабелей, наиболее важных среди соединителей.

74. А можно ли применить вмонтированную в пол стойку-постамент для компонентов?

Опять же – вы потеряете возможность апгрейда. Кроме того, на вмонтированную конструкцию резонансы будут воздействовать сильнее, чем на развязанную через шипы. В итоге – мы не рекомендуем такое решение.

75. Подиум для техники и акустики – имеет ли смысл планировать такое?

Нет, лучше под каждый компонент выбирать необходимую подставку.

76. Диффузоры Шредера опять будут нужны?

Безусловно – причем, при выделении специального помещения под зону прослушивания рассеивали можно расположить и перед, и за слушателем, и на боковых стенах помещения.

77. А отдельные басовые ловушки?

Если предусмотрено большинство вышеописанных моментов, включая плавающий пол – вероятнее всего, они не потребуются.

78. Имеет ли смысл о введение в систему сабвуфера?

Как правило, такой подход оправдан лишь в случае с полочными АС и значительным по объему помещением.


Jul 9 2007, 17:46


Репутация: 8
Дух

Вопрос таков, влияет ли на ЖК монитор стоящие по бокам колонки.

У меня сейчас ОБЫЧНАЯ ТРУБКА, но собираюсь покупать ЖК.
По бокам ТРУБКИ стоят две колонки СВЕНы, так вот эти колонки немного сбивают лучевые потоки трубки и изображение немного прыгает (типа дергается), есть ли что либо подобное в ЖК?
Я знаю что в ЖК система отображения совершенно другая, но как влияют на ЖК рядом стоящие магниты(колонки).

User is offline


Репутация: 4
Дух


так вот эти колонки немного сбивают лучевые потоки трубки

В ЖК Лучевых потоков, соответственно нечего и сбивать .

User is offline


Репутация: 271
Cтаршой

User is offline


Репутация: 202
Старожил


так вот эти колонки немного сбивают лучевые потоки трубки и изображение немного прыгает (типа дергается)
Если изображение прыгает/дергается - боюсь не колонки тому виной.

User is offline


Jul 9 2007, 22:27

Репутация: 1523
Владыка Времени

User is offline

Репутация: 1286
Профессор Сиськологии

User is offline


Репутация: 383
Cтаршой

User is offline


Репутация: 36
Активист

Обычно по неопытности, но многие люди предполагают, что покупка хорошего музыкального оборудования станет гарантом отличного звука. Звучит логично и само утверждение верное, только неполное. Ведь "гарант" получится реализовать и полноценно раскрыть исключительно при условии, что все элементы техники окажутся на "правильных" местах.

Какой должна быть "верная" планировка? Какие аспекты влияют на качество звука в помещении? Постараемся подробно ответить на данные вопросы в нашей статье.

Стоит отметить, что акцент на малоопытности изначально был сделан не просто так. Статья предназначена как раз для новичков в области акустики, вовсе не имеющих представления о том, как правильно расположить колонки. И которые просто хотят наслаждаться приятным звучанием. Различные деятели музыкального промысла или просто сведущие люди вряд ли извлекут для себя что-то новое.

правильное расположение акустики

Так ли значима расстановка, как о ней говорят?

Окружение АС — такая же составляющая звучания, как и сама аппаратура. Нюанс верной расстановки оборудования настолько важен, что даже условно недорогие музыкальные системы способны заиграть краше дорогостоящих, но расставленных "абы-как" либо "покрасивее". Ведь зачастую именно по указанным двум критериям выбираются точки размещения элементов АС.

И эти два подхода — "во, тут есть свободное место" и "отлично будет смотреться здесь", противоположны достижению приятного звучания. "Верно" расположить элементы музыкальной техники по случайности или придерживаясь вышеуказанных принципов невозможно. Расстановка для максимально хорошего звука в львиной доле случаев идет в разрез "красивому" положению.

Кроме того, к этому вопросу нужно подходить обстоятельно — со знанием дела. И не доверять его жене и даже себе (кто бы мог подумать?), если посредственно информационно подкованы.

Важно понимать, что простого и единого рецепта не существует — только свод определенных рекомендаций и правил, придерживаясь которых получится достичь желаемого результата.

Когда начинать планировать расстановку?

правильное расположение акустики

Вы могли логично предположить, что до покупки, а не после. Мысль дельная, однако в идеале начинать планировку нужно в начале капитального ремонта, чтобы успеть беспроблемно внести коррективы в отделку и другие детали. В таких обстоятельствах допускается создать помещение, близкое к совершенству с акустической точки зрения.

Но если момент упущен и обстановка комнаты уже окончательно сформирована, то неплохие перспективы по "наладке" акустической системы 2.1 или 5.1 аналогично имеются. "Потолок" результата, разумеется, пониже, но и так итог окажется более чем удовлетворительным. Тем более, данный вариант почти не предполагает денежных затрат.

"Категории" плохого звука

правильное расположение акустики

Негодный акустический эффект можно разделить на разные "симптомы". Затем, основываясь на "симптоматике", подобрать способы решения. И так:

  1. "Стоячие" звуковые колебания. Распознать этот фактор довольно легко — бас (низкочастотные звуки) в конкретных областях комнаты резко усиливаются или проседают.
  2. Ранние отражения. Голые стены (особенно гипсокартонные), потолки, пол превосходно выполняют звукоотражающую функцию. Если об этом предварительно не задуматься и поставить музыкальную систему близко к подобным поверхностям, то получите перевес в сторону высокочастотных колебаний в отраженных звуковых волнах. Это явление пагубно сказывается на слуховом восприятии источника звука и искажает равномерность звучания.
  3. Реверберация. Представляет собой показатель затухания звуковой волны и может быть избыточным или слишком слабым. Невозможно назвать комфортным условие, при котором звук затухает долго или быстро — оптимальное значение где-то посередине. Важно не переусердствовать, выравнивая реверберацию в помещении.

Последний пункт достается многократному эхо. "Симптом" характеризуется быстрым повторением звука. Причиной возникновения выступает крайне "удачный" выбор расположения колонки между двух параллельных поверхностей с отменными отражающими характеристиками.

"Методичка": общие рекомендации

Уже разбираетесь в факторах, негативно влияющих на звук, понимаете необходимость верного размещения АС и намерены его воплотить в жизнь? Самое время приступить к оглашению советов, которые помогут реализовать это аудиофильское намерение на практике. Рекомендации актуальны при расстановке любой системы и независимо от того, какие наблюдаются "музыкальные симптомы".

Не рассчитывайте на эквалайзер!

правильное расположение акустики

Достичь определенного прогресса программно можно, но не ожидайте "вау-эффекта". Этот рычаг воздействия способен лишь частично отрегулировать проблемы со звуком. К нему лучше всего прибегнуть уже в самом конце, как установите колонки в комнате, чтобы дополнительно улучшить и сбалансировать звук.

Симметрия — наше все!

правильное расположение акустики

Колонки должны быть расставлены симметрично — на одинаковом расстоянии от слушателя. При этом правило баланса касается и окружающей обстановки — желательно, чтобы позади и по бокам устройств воспроизведения были одинаковые объекты. Если за одной стоит шкаф, а за другой находится окно, то чего удивляться плохому звуку? Обязательно постарайтесь уравнять окружение.

Отражающие поверхности — худший враг

Твердые и однородные материалы, как зеркало, камень или металл, эффективно отражают звук. Если они ничем не прикрыты — аудиофилу с тонким слухом можно только посочувствовать. Потому всевозможные стеклянные, каменные стенки и т.п. следует прикрыть шторкой, ковром или иным "тканевым" предметом (например, мягкой мебелью). То есть, в близости от элементов акустической системы 5.1 (или 2.1, 7.1) должно быть поменьше неприкрытых твердых поверхностей.

Также, если висят картины, то их лучше убрать и взамен разместить шумопоглощающие панели. Они выглядят довольно современно и привлекательно — не испортят интерьер и свободно впишутся в него.

В борьбе с отражающими поверхностями важно не переходить грань. Если на излишнем энтузиазме перестараетесь, то из чрезмерно звонкой, комната превратится в приглушенную. И тогда придется несколько "антиотражающих" действий отменить. Потому проверяйте, насколько преображаются акустические условия по мере внесения ваших корректировок.

Отодвиньте колонки от задней стены

правильное расположение акустики

Слишком близкое нахождение динамиков к стенной поверхности гарантирует появление проблем со звучанием. Насколько двигать — вопрос индивидуальный. Зависит от модели музыкального устройства, окружающих материалов и других факторов. Просто отодвигайте и прислушивайтесь, в каком положении звук будет лучшим без отражения от стен.

Кстати, слушателя это правило аналогично касается, пусть и в меньшей степени — желательно, чтобы за головой в период эксплуатации АС была мягкая поверхность (к примеру, подушка).

Наличие боковых стен неподалеку тоже в плюс не пойдет. Особенно, если они параллельные. По каким-то причинам удаленно поставить колонки от горизонтальных\вертикальных "отражателей" не выйдет? Тогда позаботитесь об аннуляции вероятности возникновения ранних отражений — материалы, поглощающие звуки, в помощь.

Примечание! Домочадцы против перемещений устройств воспроизведения подальше от вертикально-горизонтальных поверхностей? Можно заткнуть заглушкой фазоинвертор (по обычаю он располагается в задней части колонок), тем самым ослабив мощность баса и убрав сопутствующие искажения. Это решение на крайний случай, т.к. приводит к тихому звучанию низких частот в сравнение со средними/высокими.

Кабели

Используйте исключительно акустические провода, пусть даже дешевые от малоизвестных производителей. Они окажут значительное положительное влияние на звучание по сравнению с обычными кабелями. Кроме того, постарайтесь вовсе минимизировать длину проводов, идущих от колонок к усилителю — аналогично получите взлет по звуку.

Применяем советы на практике: как расположить колонки 2.1?

правильное расположение акустики

Изначально помечаете "центр" планировки — это ваше расположение при прослушивании. Если речь про систему звучания для телевизора/домашнего кинотеатра, то по обе стороны от него ставим колонки — каждая под углом примерно 30 градусов от центральной точки. Они должны стоять на высоте ушей слушателя и направлены на него же.

Расстояние до задней стены — около 30-40 см, а боковые чем дальше, тем лучше. Возможно, тех 40 см будет недостаточно и понадобится двигать еще — как уже было сказано, обобщающей нормы нет. Предварительно не забываем провести звукоизоляционные мероприятия.

Если отсутствует желание, то с сабвуфером можно особо не заморачиваться. В стандартной "правильной" планировке достаточно его поставить в передней части комнаты. Главное, чтобы он не оказался где-то в углу, закрытый занавеской.

Неравнодушны к экспериментам? Тогда вперед, подбирайте подходящее место на слух, учитывая простой принцип — чем ближе к вертикальным поверхностям, тем мощнее бас. Предупреждаем — это процедура довольно времязатратная и придется "исколесить" с сабвуфером в руках чуть ли не каждый участок комнаты.

Как располагать колонки 5.1?

правильное расположение акустики

Месторасположение фронтальных динамиков и сабвуфера выбирается по системе 2.1. Отличия появляются в подборе точки размещения для:

  • центральной колонки. Ее обычно ставят под центром телевизора или над ним. Если представляется возможным, то ВЧ-излучатель поставить на уровень глаз. Но можно обойтись и просто направлением в нужную сторону, но и эффект менее весомым;
  • тыловых колонок. В отличие от передних, они ставятся по бокам и чуть позади точки прослушивания — также в одной плоскости. Заодно, расстояние между тыловыми динамики превышает оное меж фронтальных. И размещаться они должны на 30-60 см выше ушей человека — тогда звук станет максимально объемным и детализированным. Направление — на слушателя.

Разумеется, не забываем про отражающие поверхности и другие аналогичные детали, пока ставим центральные\тыловые колонки. В конце "отшлифуйте" все настройкой эквалайзера.

Подведение итогов

Качество звучания в немалой степени зависит от того, насколько правильно расставлены элементы АС. Без денежных вложений можно добиться удовлетворительной акустической обстановки, но и по времени предстоит потратиться изрядно. Аудиофилы, настроенные добиться максимума от возможностей аппаратуры, готовьтесь затеять капитальный ремонт или хотя бы вложиться в покупку звукопоглощающих панелей.

Читайте также: