Настройка монитора с расширенным цветовым охватом

Обновлено: 16.05.2024

Как работать с монитором с расширенным цветовым охватом?

В продаже есть некоторое количество мониторов с пометкой Wide Gamut - с расширенным цветовым охватом. Расскажите пожалуйста, что это такое и как с ними работать в сравнении с обычными мониторами?

В 1996 году Microsoft и HP разработали стандарт sRGB, усредененно описывающий распространенные модели мониторов и телевизоров. С тех пор так мониторы и телеки и изготавливались. А в операционных системах всегда был по умолчанию установлен icc-профиль такого абстрактного монитора. У фирмы Apple были свои фишки, касающиеся гаммы (степенной функции предыскажения градационной характеристики) но по цветовому охвату все также очень близко совпадало с sRGB.
Для современных нужд цветового охвата sRGB не всегда хватает. Например в качественной офсетной печати на мелованных бумагах чистые голубая и желтая краска превышают охват sRGB. В струйной фотопечати так же чистые краски превышают этот охват.
В 1998 году компания Adobe разработала цветовой охват Adobe RGB, покрывающий все фотоизображения (в первую очередь слайды) и этот охват на сегодня в целом вмещает все способы нанесения краски на запечатываемую поверхность. Именно близкими к этому охвату стали производить и новые мониторы Wide Gamut. Охват Adobe RGB составляет 51% от всего lab-гамута, тогда как sRGB - 35%. Это приблизительно на сегодня и есть разница между обычным монитором и монитором с расширенным цветовым охватом - 35 против 51.
Но не советую взамен калибровки монитора использовать профиль AdobeRGB для описания этого монитора: Wide Gamut мониторы как правило практически на 100% перекрывают охват Adobe RGB но охваты этих мониторов сильно не совпадают с Adobe RGB, во всяком случае не совпадают так близко, как совпадают обычные некалиброванные среднестатистические мониторы с sRGB.

Протестировать браузер на предмет корректной работы с CMS можно здесь. О том, как включить колорменеджмент в браузере и какие браузеры его поддерживают написано здесь и здесь.

[ img ]

На первой картинке представлена разница между охватами sRGB (сетка) и охватом офсетной печати (тело) на мелованной бумаге Fogra39: хорошо заметно, как вылезают за охват sRGB голубая и желтая краски.

[ img ]

На второй картинке представлена разница между охватом монитора ASUS ProArt Wide Color Gamut (сетка) и охватом AdobeRGB (тело).

[ img ]

На третей картинке представлена разница между охватом sRGB (сетка) и охватом струйного принтера Epson 7880 с чернилами Ultrachrome K3 Vivid Magenta (тело).

А как просто проверить - действительно ли монитор охватывает все цвета Adobe RGB? А как просто проверить - действительно ли монитор охватывает все цвета Adobe RGB? Цветовой охват монитора определяется тремя его колорантами RGB. Проще всего узнать их координаты и сравнить с координатами целевого профиля, Adobe RGB в данном случае. У которых полученная фигура треугольника будет больше - у того и охват больше.
Чтобы узнать цветовые координаты колорантов RGB вашего монитора без помощи спектрофотометра - нужна маленькая бесплатная программка Monitor Asset Manager. После ее запуска вы увидите координаты колорантов, зашитые в ПЗУ вашего монитора: Комментарий к файлу: координаты xyY колорантов монитора

Monitor Asset Manager.jpg [ 272.32 КБ | 10131 просмотр ] Цветовые координаты колорантов RGB профиля Adobe RGB можно посмотреть на маке двойным щелчком по профилю а на пц с помощью бесплатной программы ICC Profile Inspector:

Отличная статья. Многие вещи стали сразу понятнее. Но я так и не понял, как сравнить координаты колорантов монитора, - которые я узнал с помощью Monitor Asset Man, - с данными по Adobe RGB. В ICC inspector открыл Adobe RGB.icc. Выбрал - для примера rXYZ - и что дальше. Вижу треугольник пунктиром (подсказка вверху говорит, что это границы sRGB); вижу цветнную замкнутую фигуру - что это? Как мне сюда загнать координаты колорантов монитора и сравнить их с координатами Adobe RGB?

И для чего там какой-то калькулятор? Мне про него ничего не понятно. Как им пользоваться?

Видно что у меня синий и зеленый немного не дотягивают до Adobe RGB, а красный капельку превосходит. То есть охваты похожи, но не равны. Если есть цветовой профиль монитора - еще проще, прямо его загружаете в спектральный калькулятор в самом верху в кнопке для загрузки файлов под спойлером. Будет еще нагляднее, вот как выглядит в сравнении с Adobe RGB мой Asus Wide Gamut:

Спасибо за ответ.

Большая часть информации для меня - тёмный лес. Чтобы во всём этом разобраться, нужно институт заканчивать Калькулятор - вообще жуть какая-то. У меня же совершенно другие увлечения: фотографировать и корректно обрабатывать снимки. Просто я столкнулся с ситуацией, что на разных мониторах фотографии выглядят по-разному. И пробовал распечатывать в ателье - там вообще полный ужас, начиная с оттенков цветов и заканчивая яркостью и контрастом.
Я понял, что для размещения в инете лучше всего использовать sRGB.
Теперь мне нужно только определиться, в каком цветовом охвате обрабатывать снимки, предназначенные для последующей печати. Я подумал, что нужно понять для этого, какой цветовой охват у моего монитора. Но как оказывается, это слишком сложно для меня, требует много времени, и я не хочу так много тратить его на технические вопросы - они душат творческий процесс.
Профиль монитора я менял на sRGB. Я не знаю, какой стоял по умолчанию.

Единственное, что я могу вам предоставить, это копию окна с данными монитора:


[ img ]

Это достаточно интересная история пройти путь осознания, как получать на отпечатке то же, что на мониторе! У меня кстати ко всему этому скорее творческое отношение, нежели техническое.
Очевидно, чтобы напечатать снимки колориметрически достоверно - надо либо создавать их в профиле устройства печати, либо печатнику конвертировать их из вашего цветового пространства в пространство своей печати. Многие печатники этого не делают и экспонируют цифры RGB или CMYK не важно как есть, без преобразования цвета в профиль своего устройства. Тут нужно выяснять уровень компетенции вашего печатника, спрашивать у него профиль устройства вывода. Приходите ко мне печатать на Эпсоне с огромным охватом, очень дорого в сравнении с традиционной фотобумагой, зато профиль вам дам и цветовой охват будет офигенный!-)
Что касается монитора - конечно хорошо бы калибровать его вначале. Иногда бывает везёт конечно, что монитор с прилагающимся к нему профилем будет приемлемо показывать, чаще не везет.
Что касается sRGB - да, для тырнета самое приемлемое, для устройств вывода если ничего иного не предусмотрено - тоже, освойте хорошо именно это пространство.
Что касается скриншота - огорчу, там нет координаты Y почему-то в этой программе. Почему они только xy выводят - не понятно, в мониторе все XYZ прошиты. Если подставить яркость Y от моего монитора для колорантов (это некоторое допущение, но что делать), то выглядеть будет так ваш охват: Поменьше явно охват, чем у Adobe RGB, но синий насыщенный. То есть вам точно не стоит работать в большом пространстве Adobe RGB - вы будете видеть на своем мониторе часть насыщенных цветов Adobe RGB сжатыми на экране до его возможностей, то есть недостоверно.

Да, вывод понятен.

Вы попутно ответили на другой вопрос, который тоже меня мучил, но до которого я ещё не дошёл: как получить отпечатки с оригинальными цветами. Ну, просить печатника конвертировать снимки в профиль его устройство точно не буду. Оно ему надо. И как он ещё там сконвертирует. Проще, мне кажется, узнать у его него модель устройства, найти в инете его цветовой профиль (или попросить скопировать на флэшку) и сконвертировать в него свои снимки.

Калибровка монитора нужна, и я её делал. Но проблема в том, что программные средства для этого основаны на субъективном восприятии результатов тестировщиком. Для объективного же процесса калибровки нужен колориметр или спектрофотометр, которых у меня нет, и не предвидится.

Распечатать у вас не получиться. Я не из Москвы. А так бы с удовольствием.

Огромное вам спасибо! Сам бы ещё неизвестно сколько разбирался.

Хорошо если мои мысли вслух кому-то помогают! Спрашивайте - отвечу если знаю.
Попробуйте найти кого-то с колориметром у вас - настроите монитор как надо. И это в принципе надолго, я годами не перекалибровываюсь порой, хотя спеткрофотометр ежедневно использую. Просто не уходит особо цвет, калибровки надолго хватит, а профиль можно просто перетащить в новую операционку при переустановке если что.

Ничего не понимаю Как такое может быть?

К тому же, Asset Manager пишет:
Rx 0,672 - Ry 0,313
Gx 0,257 - Gy 0,658
Bx 0,147 - By 0,056
А это значительно шире sRGB.
Или такой разброс, потому что Asset Manager читает без профиля?

Запутался в конец, помогите пожалуйста распутаться.

Попробуйте здесь перевести охваты в лабы чтобы прикидывать объем: Цветовой конвертер онлайн со слайдерами CIE LCh (JavaScript). Тут с визуализацией - все наглядно. Если речь о сравнении охватов в CIE xy - вот калькулятор подойдет.

Не знаю где процитировать коллегу, чтобы не сгинуло в дебрях фейсбука,процитирую тут.
Мы ведем тут речь о расширенном охвате, но что делать, если охват наоборот меньше самого маленького стандартного sRGB? Вот инструкция от очень опытного калибровщика:

Поскольку вопрос не имеет прямого отношения к теме упомянутой ветки, и возникает практически у всех, кто впервые переходит на монитор с расширенным цветовым охватом, я решил посвятить ему отдельный пост.

Доброго времени, Игорь!
Так Вы и не написали о конечных результатах калибровки Вашего монитора.

Давайте-ка вместе подумаем над Вашим вопросом. Он, кстати, не даёт полной информации для ответа.

1. Что значит "работаем а Лайтрум в пространстве sRGB"? Пока мы находимся в самом Лайтрум, оно показывает картинку в довольно экзотическом пространстве MelissaRGB (кстати, я так и не понял, зачем Адобе это сделало, иногда возникают некорректные ситуации).

Самое главное - это то, каков профиль в уже обработанном файле.

Напомню, что он возникает либо в конверторе в момент конвертации (выбор цветового пространства выходного файла), либо в Фотошопе при выполнении "Convert to Profile".

2. Мне совершенно непонятно, почему при выполнении "save for web" Вы не активируете опцию внедрения цветового профиля.
Цена вопроса - ничтожное увеличение размера файла.
Во избежание непоняток, рекомендую организовать свой рабочий процесс таким образом, чтобы Ваш исходный файл всегда содержал внедрённый профиль.

3. Как именно Вы откалибровали свой монитор?
Его можно калибровать с расчетом на широкий цветовой охват, а можно вывести на охват sRGB.
Судя по Вашей проблеме, Ваш выбор - широкий охват.

Но допустим, Вы все сделали верно, и на выходе процесса обработки получили файл, конвертированный в sRGB, с внедрённым цветовым профилем.
И, тем не менее, нарываетесь на описанную вами непонятку.

В свое время я тоже столкнулся с подобным, и у меня просто вскипели мозги!
И процесс кипения длился несколько дней, пока я не разобрался.

Причина проблемы заключается именно в том, что Ваш монитор имеет расширенный цветовой охват, принципиально отличаясь этим от "стандартного" монитора, который воспроизводит только sRGB.
Давайте, для простоты, разобьём все программы-"смотрелки" на две группы: те, что поддерживают CMS (колор менеджмент систем), и те, которые вовсе не имеют такой системы.

Будем в дальнейшем именовать их "умные" и "глупые".

Итак, "умные" смотрелки определяют профиль монитора и профиль, зашитый в файле.
(В случае, если в файле нет профиля, то по умолчанию, все смотрелки полагают, что он имеет профиль sRGB).
Далее, в случае несовпадения профилей файла и монитора, "умная" смотрелка на основании заложенного в нее алгоритма, производит пересчет цифр, которые она читает из файла в другие, которые она посылает на монитор.
И делает этот пересчет с учетом содержимого профилей файла и монитора. При этом алгоритм пересчёта обеспечивает максимально возможное визуальное соответствие исходной и воспроизводимой картинки.

Теперь о "глупых" смотрелках.
Они, не имея CMS, полагают, что охват всех мониторов - стандартный, соответствующий sRGB.
И, самым тривиальным образом, считывают значения из файла, и, совершенно их не пересчитывая, напрямую посылают на монитор.
В случае, если монитор имеет стандартный охват sRGB, имеем адекватное воспроизведение картинки, т.к. входной и выходной профили совпадают.

А теперь внимание, ответ на Ваш вопрос!

Ваш монитор имеет расширенный цветовой охват.

И, когда "глупая" смотрелка напрямую транслирует содержимое "стандартного" файла на монитор с "не стандартным" охватом, то по совершенно понятным причинам происходит искажение картинки.
Почему оно именно такое, как вы упомянули, можно понять, сравнивая в программе ProfileEditor охват Вашего монитора после калибровки с охватом стандартного sRGB.

Таким образом, для того, чтобы избавиться от проблемы, вам стоит пользоваться броузером, который имеет модуль CMS, например, как у меня – FireFox.
А смотрелка у меня – ACDSee Pro Photo Menager 8.1 (билд 99).
Там тоже есть своя CMS, которую по желанию можно вкл/откл.

Фото-монстр — советы по фотосъемке от профессионалов.

  • Советы по фотографии (236)
  • Съемка в студии (45)
  • Съемка пейзажей (54)
  • Макро и предметка (70)
  • Приемы и техники (122)
  • Adobe Photoshop (68)
  • Adobe Lightroom (16)
  • Разное (64)
  • Фотосъемка (132)
  • Фотография еды (12)

Форум / Оффтоп / Вопрос по монитору с расширенным цветовым охватом.

1 Тема от PanteleeV 16.06.2016 11:12:22

Тема: Вопрос по монитору с расширенным цветовым охватом.

Взял на днях себе DELL UltraSharp UP2516D с вроде как расширенным цветовым охватом. Цветопередача отличная, доволен как слон, но есть нюанс.
При сохранении фото из лайтрума, или ACR фотошопа в Jpeg, фото в любых просмотрщиках (AcdSee, fastone, или штатный windows) цвета фотографии искажаются, вылазит красный канал (более красные становятся лица итд.). Если перетащить с рабочего стола фото обратно в фотошоп, то все хорошо, цвета такие , какие я делал в реальности..отправляю фото себе на почту, смотрю с телефона - все ок, на другом компе- все ок.. Разумеется у меня везде стоит Srgb, разумеется я перечитал кучу всего в сети, и нашел информацию о том что:

"Причина проблемы заключается именно в том, что Ваш монитор имеет расширенный цветовой охват, принципиально отличаясь этим от "стандартного" монитора, который воспроизводит только sRGB.
Давайте, для простоты, разобьём все программы-"смотрелки" на две группы: те, что поддерживают CMS (колор менеджмент систем), и те, которые вовсе не имеют такой системы.

Будем в дальнейшем именовать их "умные" и "глупые".

Итак, "умные" смотрелки определяют профиль монитора и профиль, зашитый в файле.
(В случае, если в файле нет профиля, то по умолчанию, все смотрелки полагают, что он имеет профиль sRGB).
Далее, в случае несовпадения профилей файла и монитора, "умная" смотрелка на основании заложенного в нее алгоритма, производит пересчет цифр, которые она читает из файла в другие, которые она посылает на монитор.
И делает этот пересчет с учетом содержимого профилей файла и монитора. При этом алгоритм пересчёта обеспечивает максимально возможное визуальное соответствие исходной и воспроизводимой картинки.

Теперь о "глупых" смотрелках.
Они, не имея CMS, полагают, что охват всех мониторов - стандартный, соответствующий sRGB.
И, самым тривиальным образом, считывают значения из файла, и, совершенно их не пересчитывая, напрямую посылают на монитор.
В случае, если монитор имеет стандартный охват sRGB, имеем адекватное воспроизведение картинки, т.к. входной и выходной профили совпадают.

А теперь внимание, ответ на Ваш вопрос!

Ваш монитор имеет расширенный цветовой охват.

И, когда "глупая" смотрелка напрямую транслирует содержимое "стандартного" файла на монитор с "не стандартным" охватом, то по совершенно понятным причинам происходит искажение картинки.
Почему оно именно такое, как вы упомянули, можно понять, сравнивая в программе ProfileEditor охват Вашего монитора после калибровки с охватом стандартного sRGB.

Таким образом, для того, чтобы избавиться от проблемы, вам стоит пользоваться броузером, который имеет модуль CMS, например, как у меня – FireFox.
А смотрелка у меня – ACDSee Pro Photo Menager 8.1 (билд 99).
Там тоже есть своя CMS, которую по желанию можно вкл/откл."

Но ведь это не совсем выход. Есть какие-то решения иные? Позвонил производителю, там работают такие же специалисты как и сидят на форумах с нулевыми знаниями.
Есть мысли?

Прискорбно, но неоспоримо: все мониторы изначально показывают цвет по-разному, даже два экземпляра одной модели с серийными номерами, отличающимися на единицу. И если нет возможности рвануть в магазин и сравнить нос к носу с десяток мониторов, то приходится ориентироваться на отзывы и характеристики. Вот только отзывы бывают противоречивыми (глаза у всех разные, предпочтения тоже), а характеристики могут ввести в ступор. Если с разрешением, яркостью или диагональю все понятно, то сколько бит нужно монитору? Что такое цветовой охват sRGB/NTSC и сколько процентов необходимо? Стоит ли переплачивать за монитор с сертификатом Pantone? У какой матрицы лучше цветопередача? Ломали голову над этими вопросами? Отлично, тогда ответы ждут вас в данном материале.


Зависимость цветопередачи от типа матрицы


Любые разговоры об умении монитора достоверно отображать цвета стоит начинать с типов матрицы.

Большинство TN-матриц не выдерживают никакой критики, когда речь заходит об отображении цветов. Их конек ― это быстрый отклик и дешевизна.

VA-экраны можно поставить на ступеньку выше, однако точность цветопередачи у них тоже не идеальная. Впрочем, в последнее время на рынке все чаще появляются VA-мониторы для дизайнеров с хорошими углами обзора, натуральной цветопередачей и ценниками чуть ниже IPS.

IPS в этом плане лучшие: они могут похвастаться не только точной цветопередачей, но и широким динамическим диапазоном вкупе с оптимальными показателями яркости и контрастности. Все это тоже важные параметры, влияющие на восприятие цвета. Именно поэтому дизайнеры предпочитают работать именно на IPS-мониторах.

PLS ― это «продвинутая» разновидность IPS, которую развивает Samsung. На самом деле убедительных доказательств преимущества PLS перед IPS не существует, а двух на 100% идентичных мониторов с такими матрицами для сравнения лоб в лоб мы, к сожалению, не встречали.

Глубина цвета и битность монитора


Для начала давайте немного разберемся с битами. Бит ― это разряд двоичного кода, который может принимать одно из двух значений, 1 или 0, да или нет. Если говорить о мониторах и пикселях, если бы это был пиксель, он был бы абсолютно черного или абсолютно белого цвета. Для описания сложного цвета это не самая полезная информация, поэтому мы можем объединить несколько бит. Каждый раз, когда мы добавляем биты, количество потенциальных комбинаций удваивается. Один бит имеет 2 возможных значения, собственно ноль и единицу. В двух бита мы можем уместить уже четыре возможных значения ― 00, 01, 10 или 11. В трех битах количество вариантов вырастает до восьми. И так далее. Итоговое количество вариантов равняется являться двойке, возведенной в степень количества бит.

Вот как черно-белый градиент будет выглядеть на разной битовой глубине



Читайте также: