Настройка мониторов по розовому шуму

Обновлено: 20.05.2024

В общем о наболевшем.. пытаюсь разобраться в правильной настройке звука (поляризация, задержка, кроссовер, АЧХ..) Работаю в ТРК где есть концертные площадки разных направлений (клубная и рок музыка).
В наличии есть разные комплекты звука от 4 до 16 кВт.

Интересно мнение тех кто занимается настройкой звука, о правильности моих действий.

Для примера комплект оборудования:
sound industry contract 6 4шт.
sound industry contract 10 4шт.
усилители мощности Crown CTs
процессор DBX PA+
эквалайзер DBX 2231
пульт SoundCraft FX 16ii

Для настройки использую NTi XL2 + 4260


И так мои действия:

1. Начинаю с настройки фазы. Каждый портал включаю и проверяю отдельно. Далее проверяю фазовую сумму всех порталов.

2. Задержка.. на этом этапе испытываю огромные проблемы. Тут скорее всего допускаю детские ошибки.
Сначала измеряю задержку каждой полосы. микрофон XL2 находится в 4х метрах перед левыми порталами.
измерения:
Вч 14мс
Сч 15,2мс
Нч 31,5мс
максимальная задержка на DBX PA+ 10мс. Следовательно я задерживаю верх и середину максимально преближенно к низу получая следующие данные:
Вч 23,6мс
Сч 23,6мс
Нч 31,5мс

3. АЧХ. Я не смог найти паспортные измерения АЧХ динамиков по этому пришлось вскрыть 1 портал и 1 суб что бы найти заводские показания АЧХ по моделям динамиков.
Отдельно, на каждой полосе включаю синусоиду и смотрю в каких диапазонах играют динамики.
По этим показаниям свожу кроссовер.
Далее включаю розовый шум и смотрю общую АЧХ.
Свожу на кроссовере уровни громкости полос.
Далее выстраиваю на эквалайзере АЧХ так что бы все частоты были на одном уровне, при этом я не задирираю до общего уровня сильно проваленные частоты (например 630 гц ниже на 7 дб от общего уровня остальных полос), а поднимаю их примерно на 3 дб.

Далее проверяю наличие фитбэков микрофоном Shure Beta 58a и радио микрофоном Shure SLX2 c головой Shure SM 58. Понижаю возбуждающиеся частоты в щедящем режиме.

Далее включаю любимые песни в Flac формате. И тут настигает полное разочерование от проделанной работы, потому как в некоторых треках едкая середина или крайне гулкий бас, много свистящих или шипящих звуков. Само собой я начинаю подгонять все это дело до более комфортного звучания на эквалайзере но при этом звук становится более зажатым.


Буду очень благодарен за дельные советы и обьективную критику.

1. Я так и не понял, относительно чего меряем задержку.
2. проц у вас. любезный, полное г-но.
3.Необходимо выполнить балансировку полос по чутью, без этого все настройки не корректны.
4. На чём смотрим АЧХ?
5. Нахрена включать синусоиду? Что вы по ней хотите увидеть? Основная диагностика аппарата делается по розовому шуму.
8. Если аппарат настроен правильно, то нет необходимости искать фитбеки "кривыми" по частотке миками.
6. FLAC- это ИМХО г-но.
1. Я так и не понял, относительно чего меряем задержку.
2. проц у вас. любезный, полное г-но.
3.Необходимо выполнить балансировку полос по чутью, без этого все настройки не корректны.
4. На чём смотрим АЧХ?
5. Нахрена включать синусоиду? Что вы по ней хотите увидеть? Основная диагностика аппарата делается по розовому шуму.
8. Если аппарат настроен правильно, то нет необходимости искать фитбеки "кривыми" по частотке миками.
6. FLAC- это ИМХО г-но.

1. Относительно полос (Вч Сч Нч). (возможно я недопонял вопрос по этому опишу процесс)
С компьютера запускаю тестовый сигнал
Сигнал по XLR синхронизируется с NTi XL2
и одновременно звучит из порталов
NTi XL2 расположен в 4метрах перед порталами и считывает разницу между исходящим и получаемым сигналом.
2. К сожелению я это знаю
3. Вы имеете ввиду по уровню громкости каждой полосы?
4. NTi XL2 + m4260
5. По синусоиде (свип 20hz-20khz) я смотрел диапазон работы полосы. (может это лишнее действие.. изучаю все варианты)
6. Трэки Waw и mp3 тоже звучали не лучше, что скорее всего говорит о кривости моих рук.
8. Я как раз и хочу понять как настраивать ПРАВИЛЬНО по этому и описал полный список своих действий.

Знаю. По англ. пишу правильно, но по Русски почему-то через букву т
исправлюсь
обратите внимание, что вы "сводите" сис-му для расстояния 4м от портала. ибо что твориться после этого с временными хар-ми далее в зале, только богам известно.
3. по уровню звукового давления, развиваемого при нагрузке динамиков на свой "конец".
про микрофоны тоже верно подмечено.
Привет, я уже промерял эти колонки, опускай драйвер до 800 Гц, он там ровно играет, фазовые задержки на этом проце не свести, либо у меня проц такой был, либо че, но фаза плавала от измерения к измерению
Микрофон ставь по центру и начинай скажем с левого портала сводить фазу, потом параметрику, потом уровень, потом опять фазу проверь, она уйдет из-за параметрики. На графике магнитуды все хорошо видно, ачх в самом конце уже, мелочи уже подогнать
Думаю, что Вам было бы полезно связаться с производителем Вашей акустики (sound industry, г. Екатеринбург, наверное с Корабейниковым Александром). Проконсультироваться с ними, получить от них характеристики на акустику и рекомендации по настройкам.
Имхо. Я бы начинал настройку с установки коэф. усиления по полосам в соответствии с мощностью усилителей и применяемых громкоговорителей в акустике.

Доброго времени суток всем.

В общем о наболевшем.. пытаюсь разобраться в правильной настройке звука (поляризация, задержка, кроссовер, АЧХ..) Работаю в ТРК где есть концертные площадки разных направлений (клубная и рок музыка).
В наличии есть разные комплекты звука от 4 до 16 кВт.

Интересно мнение тех кто занимается настройкой звука, о правильности моих действий.

Для примера комплект оборудования:
sound industry contract 6 4шт.
sound industry contract 10 4шт.
усилители мощности Crown CTs
процессор DBX PA+
эквалайзер DBX 2231
пульт SoundCraft FX 16ii

Для настройки использую NTi XL2 + 4260


И так мои действия:

1. Начинаю с настройки фазы. Каждый портал включаю и проверяю отдельно. Далее проверяю фазовую сумму всех порталов.

2. Задержка.. на этом этапе испытываю огромные проблемы. Тут скорее всего допускаю детские ошибки.
Сначала измеряю задержку каждой полосы. микрофон XL2 находится в 4х метрах перед левыми порталами.
измерения:
Вч 14мс
Сч 15,2мс
Нч 31,5мс
максимальная задержка на DBX PA+ 10мс. Следовательно я задерживаю верх и середину максимально преближенно к низу получая следующие данные:
Вч 23,6мс
Сч 23,6мс
Нч 31,5мс

3. АЧХ. Я не смог найти паспортные измерения АЧХ динамиков по этому пришлось вскрыть 1 портал и 1 суб что бы найти заводские показания АЧХ по моделям динамиков.
Отдельно, на каждой полосе включаю синусоиду и смотрю в каких диапазонах играют динамики.
По этим показаниям свожу кроссовер.
Далее включаю розовый шум и смотрю общую АЧХ.
Свожу на кроссовере уровни громкости полос.
Далее выстраиваю на эквалайзере АЧХ так что бы все частоты были на одном уровне, при этом я не задирираю до общего уровня сильно проваленные частоты (например 630 гц ниже на 7 дб от общего уровня остальных полос), а поднимаю их примерно на 3 дб.

Далее проверяю наличие фитбэков микрофоном Shure Beta 58a и радио микрофоном Shure SLX2 c головой Shure SM 58. Понижаю возбуждающиеся частоты в щедящем режиме.

Далее включаю любимые песни в Flac формате. И тут настигает полное разочерование от проделанной работы, потому как в некоторых треках едкая середина или крайне гулкий бас, много свистящих или шипящих звуков. Само собой я начинаю подгонять все это дело до более комфортного звучания на эквалайзере но при этом звук становится более зажатым.


Буду очень благодарен за дельные советы и обьективную критику.

Почему бы не помочь человеку,

1 - фазу сигналов, как я понял - ее постоянно проверять не нужно - в спиконах она не меняется от раза к разу- это механическое изменение фазы.

2 - при изменении задержки на полосах - вы меняете фазу уже электронным путем.

А вот измерения общей АЧХ системы в залах и помещениях а также измерение и подсчет задержки - саб- сателит - должны делать уже вы.
Никаких синусоид, белых шумов, свип тонов, меандров- ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ НУЖНО при измерении АЧХ системы.
Только розовый шум. Померяли в разных точках площадки или зала - сделали средний расчет, внесли корректировку на общем эквалайзере - она должна быть минимальной. Если она огромна- либо измерительный прибор нужно калибровать, либо реверберацию помещения гасить.

Вы получили примерно ровную ачх, вот теперь вы дошли до задержки.
Встаете в центр зала или помещения - меряете лазерной рулеткой расстояния до центров субов и сателитов, разницу умножаете на 2,91 и вносите в процессор на ту полосу - которая ближе к вам - это уже в милисекундах. Если хотите совсем конкретно - к тому же проверяте на измерительном софте - и подстраиваете до идеала.

По обратной звязи - это отдельная тема - там много нюаносов. Просто поводить микрофонами - этого мало.

Отряхиваете попу, идете пить чай.

каждый трек звучит по своему, каждый голос звучит по своему - постоянно нужно подстраивать все в реальном времени - это и есть обязанность звукорежисера.

Но основа это хорошие акустические системы с готовым пресетом от завода изготовителя этих акустических систем. Включил - и уже все звучит. Сразу попу отряхнул и пошел пить чай.

Тут в теме, да и на форуме вообще не раз звучали нелестные слова о lossless (flac тот же). С чем связано такое мнение, ведь по сути лосслесс форматы - тe же wave (Windows) или aiff (Mac), только немного меньшего размера?
Тут в теме, да и на форуме вообще не раз звучали нелестные слова о lossless (flac тот же). С чем связано такое мнение, ведь по сути лосслесс форматы - тe же wave (Windows) или aiff (Mac), только немного меньшего размера?
+1.
Кстати, если уж говорить о технических нюансах, то правильно будет требовать не .WAV, а файл, кодированный в PCM.
Мало кто помнит, что .Wav - всего лишь контейнер, в который можно положить звук, кодированный как методом PCM, так и mp3, и даже (не дай Бог столкнуться) каким-нибудь кодировщиком для GSM-передачи голоса с битрейтом 12-16 kbps.
Другой вопрос в том, что и во FLAC можно то же г-но мрз-шное перекодировать, но это уже криминал (зовется апконвертом up-convert) и на адекватных форумах карается.

Совершенно верно. А насчет апконверта - теоретически в PCM, да и в любой несжатый формат с любым расширением и с любыми параметрами цифрового потока, хоть 32 бита 192 кГц можно переконвертировать все что угодно. К сожалению, как страстный любитель хорошей музыки и коллекционер lossless, частенько сталкиваюсь с этим явлением - апконверт.

Но тут речь именно о lossless, его функциональньности, возможностях и сравнении его в худшую сторону с оригинальными, несжатыми звуковыми файлами. Например, Audio CD, Audio DVD и т. д. Я вот, например, задался целью немного поэкспериментировать по теме - вот что получилось ))

lossless - это просто архиваторы, оптимизированные для сжатия и распаковки "на лету" цифровой музыкальной информации. Никаких потерь в этом случае нет.

И отказываться от значительной экономии дискового пространства при их применении - это всё равно, что отказываться от архиваторов RAR или ZIP при сжатии других файлов.

Доброго времени суток всем.

В общем о наболевшем.. пытаюсь разобраться в правильной настройке звука (поляризация, задержка, кроссовер, АЧХ..) Работаю в ТРК где есть концертные площадки разных направлений (клубная и рок музыка).
В наличии есть разные комплекты звука от 4 до 16 кВт.

Интересно мнение тех кто занимается настройкой звука, о правильности моих действий.

Для примера комплект оборудования:
sound industry contract 6 4шт.
sound industry contract 10 4шт.
усилители мощности Crown CTs
процессор DBX PA+
эквалайзер DBX 2231
пульт SoundCraft FX 16ii

Для настройки использую NTi XL2 + 4260


И так мои действия:

1. Начинаю с настройки фазы. Каждый портал включаю и проверяю отдельно. Далее проверяю фазовую сумму всех порталов.

2. Задержка.. на этом этапе испытываю огромные проблемы. Тут скорее всего допускаю детские ошибки.
Сначала измеряю задержку каждой полосы. микрофон XL2 находится в 4х метрах перед левыми порталами.
измерения:
Вч 14мс
Сч 15,2мс
Нч 31,5мс
максимальная задержка на DBX PA+ 10мс. Следовательно я задерживаю верх и середину максимально преближенно к низу получая следующие данные:
Вч 23,6мс
Сч 23,6мс
Нч 31,5мс

3. АЧХ. Я не смог найти паспортные измерения АЧХ динамиков по этому пришлось вскрыть 1 портал и 1 суб что бы найти заводские показания АЧХ по моделям динамиков.
Отдельно, на каждой полосе включаю синусоиду и смотрю в каких диапазонах играют динамики.
По этим показаниям свожу кроссовер.
Далее включаю розовый шум и смотрю общую АЧХ.
Свожу на кроссовере уровни громкости полос.
Далее выстраиваю на эквалайзере АЧХ так что бы все частоты были на одном уровне, при этом я не задирираю до общего уровня сильно проваленные частоты (например 630 гц ниже на 7 дб от общего уровня остальных полос), а поднимаю их примерно на 3 дб.

Далее проверяю наличие фитбэков микрофоном Shure Beta 58a и радио микрофоном Shure SLX2 c головой Shure SM 58. Понижаю возбуждающиеся частоты в щедящем режиме.

Далее включаю любимые песни в Flac формате. И тут настигает полное разочерование от проделанной работы, потому как в некоторых треках едкая середина или крайне гулкий бас, много свистящих или шипящих звуков. Само собой я начинаю подгонять все это дело до более комфортного звучания на эквалайзере но при этом звук становится более зажатым.


Буду очень благодарен за дельные советы и обьективную критику.

@JS-Tech, ваш опыт очень интересен. Позвольте ознакомиться с вашими миксами, буду признателен.

От себя скажу, сводить надо на одной громкости. Если появляется желание втопить, значит в миксе что-то не так, Нужно разбираться в проблеме, а не тянуться к ручке громкости.
Конечно я тоже должен рассказать как работаю. Редакция и тюн на уровне м.. ну как бы очень преочень тихом. Последнее время заметил что делаю звук едва заметным и еложу мышкой практически в тишине. Главное что бы звук был выше основного шума. Ушки не напрягаются и усталость приходит значительно позже. Зато мозг выходит на турбо режим. Из-за недостатка громкости, перераспределяется баланс между органами чувств и слуховое восприятие становится обостренным. Конечно, это только моя гипотеза. Научного обоснования и лабораторных исследования не проводил. Про уровень не скажу, не мерял. Думаю что около 65 дБ. Перерывы также приходится делать ибо нагрузка на мозг осаётся.
Сведение начиняю с 85-90 потом снижаю до 75, а потом, каюсь грешен, разгоняюсь. На большой громкости ошибки не так заметны, со времен мозг свыкается с ними и потом уже всё устраивает.
Сейчас, надеюсь что сводить буду только на одной громкости.
Очень хочется услышать тех кто работает на постоянной громкости. Ребята, поделитесь опытом. То что для вас очевидно, для остальных потусторонний мир.
[DOUBLEPOST=1484952785][/DOUBLEPOST]

Блин, реально интересно. Андрей, поделись опытом. Я тебе скажу самое лучшее спасибо.
Well-Known Member
Цитата откуда-то - " Genelec8050A далеко не простая акустика. Это высококлассный Hi-Fi в миниатюрном размере."
Сейчас, надеюсь что сводить буду только на одной громкости.

Аминь. Одноточечный микс это современно ! Флетчер с Мэнсоном заплакали. -(

MoVoX

Gemini

Methafuzz

Loading. Please, wait.
Флетчер с Мансоном, если что (Fletcher & Munson). Мэнсон это со-овсем другая история ))

smack

Well-Known Member

В целом по сабжу - похоже, что как частенько бывает, все смешано в кучу.

Теперь конкретно о сведении: опять же предназначение микса диктует и условия работы над ним.

Насколько мне известно, зафиксированная намертво громкость во время так наз. перезаписи присуща только кинопроизводству, и это легко объяснимо: сегодня ВСЕ кинозалы унифицированы по звуку, и это обеспечивает определенную сопоставимость киномиксов в любом уголке земного шара.

В музыкальной же индустрии на сегодня нет и доли той стандартизации/унификации, которая принята в кино и широковещании.
Посмотрите на досуге нормативы AES/EBU - сколько их и ГДЕ именно они применяются

Поэтому мониторить микс на одной громкости - это просто нонсенс. Слишком разнятся условия прослушивания музыкального материала потребителями.
То, что у некоего голландского продюсера есть такая ЛИЧНАЯ фишка - вовсе не значит, что ее можно и нужно перенимать.
Специфика "личных фишек" в том, что они далеко не всегда действуют у других пациентов )))

Одни и те же пилюльки помогают Пелагее Степановне, но как минимум бесполезны для Татьяны Митрофановны

Так вот, именно разнотравьем условий прослушивания музыки и обусловлено наличие в студиях самых разных средств мониторинга - от Urei 815 до малюсеньких шириков и "чиста бытовых" средств.

А в кинопроизводстве никому и в голову не придет использовать near-field во время перезаписи.
Кстати, и сами контрольные помещения в киноиндустрии также жестко регламентированы.
Сертифицировать "студию" 2х3x2.5 невозможно.

Есть в этой теме и здравые моменты
Например, основные уровни (можно сказать, ступени) НЕОБХОДИМО четко зафиксировать.

Максимальный уровень (и прочие опорные) не должен быть "в пределах" )))
Он должен быть строго определенным - или 79dB SPL, как у коллеги @M Clis, или 85dB - но главное - неизменным. Т.е. "зарубки" должны быть четкими - как у того же Катца.

А если сегодня у вас максимум = 75dB, а завтра = 95dB, то это бардак ))) Как в методологии, так и в результатах )))

Ну, и понятно, что нельзя менять громкость мониторинга "на лету".
Ощущение громкости и звуковая картина в целом должны успеть зафиксироваться в сознании, для сопоставимости.
Это как в музыкальных эксерсизах: прогресс слышен при повторении определенного фрагмента.

Высказанное выше касается сведения. Само собой, уровни мониторинга на других этапах производства могут быть самыми различными, в зависимости от привычки и личных предпочтений. Вот тут простор для фишек безбрежный )))))

P.S. Надеюсь, некоторые камрады подразумевали правильные вещи, просто неверно сформулировали свою мысль.
На всякий случай - никого не намеревался ни в чем упрекнуть
И поучать никого не собирался - ибо недостоин. Так, просто мысли вслух.

P.P.S. В голосовалке не участвовал ввиду некорректности ее постановки ))

Кстати, а почему тема во флейме? КМК вполне заслуживает перемещения в спецраздел. В "Сведение", например.

Как следствие физической реальности кривой Флетчера-Мэнсона уровень 85 дБ SPL – это самое сбалансированное соотношение между низкими, средними и высокими частотами в точке прослушивания.

85 дБ SPL это довольно громкий уровень и если вы работаете дома это не будет способствовать укреплению добрых отношений с соседями в долгосрочной перспективе. Однако на этой громкости можно работать весь рабочий день, не причиняя особого вреда слуху, поэтому необходимо калибровать свои мониторы на эту громкость. Для полноты картины я хочу отметить, что Dolby уже давно, в середине 70-х создали стандарт прослушивания на уровне 83 дБ SPL для саунд треков и все фильмы сводятся на этом уровне. В основном, только в киноиндустрии работа идёт при такой громкости. По этой причине был согласован стандарт громкости для различных этапов создания фильма. Это то, о чём музыкальной индустрии со своими пережатыми мастерами стоит только мечтать.

Вам понадобиться простой SPL измеритель, т.е. измеритель звукового давления. Их много на рынке и они не очень дорого стоят. Так же сейчас существуют шумомеры для смартфорнов Андроид и iPhone. Рекомендуем использовать продукцию Apple, поскольку там программы лучше откалиброваны и дают более точные результаты.

screen320x480

Самый простой способ калибровки ваших колонок

Выберите вашу любимую музыку, звучанию которой вы полностью доверяете. Если вы в основном работаете с попсой или Хип-Хопом, выберите трек, который имеет средний уровень 12 дБRMS, затем найдите место с более ровной громкостью и зациклите его. Проигрывайте его в цифровой среде без всяких обработок и изменения уровня. Поместите измеритель звукового давления в точку прослушивания. Держите его вертикально.

Теперь изменяйте уровень ваших мониторов до тех пор, пока измеритель не покажет уровень звукового давления равный 85 дБ SPL в позиции слушателя. Измеритель должен постоянно удерживаться вертикально. Теперь отметьте или запомните это положение ручки или ползунка громкости как ваш персональный эталонный уровень. С этим эталонным уровнем вы сможете достоверно оценить баланс низких и высоких частот по отношению к средним, если позволяют ваши мониторы и комнатная акустика. Теперь на этом уровне слушайте вашу любимую музыку во всю длину до тех пор, пока с уверенностью не почувствуете правильный баланс между басами, серединой и высокими. Сабвуфер обязательно должен быть калиброван на этом уровне.

Объективный, а следовательно унитарный для всех эталонный уровень прослушивания был закреплён такими стандартами, как Dolby или K-System (система калибровки Боба Каца). Система калибруется с помощью розового шума и очень сложна своими измерениями и методиками. Правильная калибровка розовым шумом приводит к очень громкому уровню, иногда даже больше 90 дБSPl. При проигрывании материала со средней громкостью, соответствующей современному радио стандарту от -10 до 14 дБRMS.

Боб Кац говорит, что причиной разработки его системы является создание стандарта, при котором музыка будет прослушиваться на уровне 85 дБ SPL, что приведёт к более динамичному и музыкальному результату. Проще говоря, если ваши мониторы установлены на высокий уровень звука вы автоматически начинаете сводить более мягко, оставляя динамический диапазон широким. Отсюда следует, что чем больше уровня понижается для того, что бы не превышать громкость более 85 дБSPl при прослушивании, тем более, как бы сказать, склеенным и плотным становится аудиоматериал. Система K-System основана на этом принципе.

Если все мастеринг инженеры примут этот стандарт, то все выпускаемые CD будут иметь средний уровень -18 (-20) дБ RMS и слушателям не придётся меняя диск менять громкость независимо от того слушают они джаз или трэш металл. А пока любой, кто поставит диск с музыкой сразу же после DVD с фильмом и не уменьшит громкость на несколько децибел, будет сильно шокирован. Это результат современной тенденции бессмысленного соревнования за громкость любой ценой.

Компетентная калибровка в соответствии с K-System будет только тогда иметь смысл, когда музыкальная индустрия последует примеру киноиндустрии, начнёт диктовать универсальный стандарт громкости для звуковых носителей и наказывать нарушения отклонения от норм запретом радиовещания. После чего мы наконец-то насладимся приятным, динамичным звучанием радио.

Рекомендуется настроить колонки таким образом, чтобы материал со средней громкостью в -14 дБ RMS производит акустическое давление в 85 дБSPl, учитывая, что ручка громкости всегда стоит посередине.

Использование розового шума в сочетании с прибором измерения громкости идеально подходит для калибровки уровней левого и правого каналов. Различные системы позволяют настраивать уровни левого и правого каналов, что при неправильной настройке может привести к дисбалансу.


Я думаю многие начинающие звуколюбы запиливающие процессорную систему сталкиваются с горой проблем и непоняток связанных с настройкой звуковой сцены в авто. Алгоритмов настройки в инете масса от кратких ушных до многостранично-аппаратных.
Лично для меня самой полезной, удобной и эффективной инструкцией оказалась ЭТА инструкция из ФАКа сооба от очень уважаемого как мною так и сообществом Костика (C5D). То, что предложу я, является непосредственным продолжением к его алгоритму. Следовательно перед дальнейшим чтением моей писанины, засядьте в машине с распечаткой инструкции по ссылке и сведите сцену максимально комфортно.

После длительной прослушки системы настроенной таким или любым другим схожим ушным методом многие заметят, что попадается достаточное количество треков, в которых вокал смещается, двоится или размывается, хотя треки 5ти позиций с диска ЕММА вполне себе сносно размещаются. Этот досадный момент рано или поздно вызывает чувство неудовлетворенности ( паники, гнева, голода, паранои…у кого как :D ).
Суть проблемы в неравномерности ачх в каналах и полосах. Акустика в машине очень сложна и весьма не предсказуема, множество наложений, отражений, затуханий и т.д. в конечном итоге приводят к тому, что на многих частотах левый и правый канал звучат либо не в фазе, либо с разной громкость либо и то и то.
Если у вас простенькое проц ГУ то остается только развести руками. Дальнейшая писанина вам практической пользы не принесет. Зато она окажется весьма полезной владельцам серьезных проц гу и обладателям внешних процессоров.
Скачав ЭТОТ архив, который мы будем использовать для настройки, и запустив из него трек с полным диапазоном розового шума в фазе, либо треки со свип тонами диапазоном 3гц-20500гц вы легко сможете оценить степень трагедии.
В случае с розовым шумом облако скорее всего будет гораздо больше размером и более размытое чем регламентировал Костик в своем мануале, а в случае со свип тоном с изменением частоты звук будет гулять по салону и из канала в канал. Это и есть наглядная демонстрация неравномерности ачх по каналам и полосам. Пощелкав остальные шумы из архива, вы усогубите свое уныние, каждый трек будет фокусироваться в новом месте и скакать от канала к каналу. а последние диапазонные шумы в фазе и противофазе так и вовсе могут не изменяться особо и размываться по всему стеклу. В общем хватит тосковать, давайте разберемся по порядку чо там за треки и чем они могут быть нам полезны!
треки 49-50 розовый шум фаза-противофаза. Тут нечего объяснять и так все ясно.
треки 51-81 тот же розовый шум но каждый трек в своем строго ограниченном диапазоне частот соответствующим нарезке графических третьоктавных эквалайзеров которыми снабжены практически все внешние процы.
Треки 82-87а розовый шум уже в более широких диапазонах но отдельно в фазе и отдельно в противофазе.
89-90 свип тоны. С ними тоже и так все ясно.
Для наших маневров нам понадобятся все эти треки и эквалайзер способный настраиваться поканально и пополосно. (То есть на левую пищалку отдельный эквалайзер, на правую отдельный, на левый мид отдельный и тд.).
Теперь приступим.
1. Вырубаем саб и запускаем трек 49. Слушаем розовый шум в фазе и запоминаем центр расположения нашего пятна. (в идеале по центру стекла под зеркалом заднего вида.)
2. Поочередно запускаем треки с 51 по 81 и внимательно слушаем каждый. Допустим запустили трек 125гц и пятно сместилось резко вправо. На эквалайзере правого мидбаса делаем частоту 125гц чуть тише а левого чуть громче, добиваясь чтобы пятно вернулось туда, где было основное при полной полосе шума, но при этом чтоб не изменило громкости.
Повторяем эту операцию для каждого трека.
3. внимательно оперируем на тех частотах которые попадают на пересечение срезов полос. Поочередно отключая стыкующиеся полосы можно определить какие динамики активнее в этой полосе и соответственно производить их регулировку.(при регулировании все полосы после определения активности должны быть включены!).
4. громкость пятна на частотах стыковки полос может ощутимо плясать в громкости. На этих частотах рекомендую выравнивать громкость относительно соседних частот не эквалайзером а изменением частоты срезов и их крутизны, также не помешает покрутить фазу полос.
Таким образом переслушивая треки добиваемся максимальной концентрации пятна каждой частоты в одном и том же месте по центру стекла. Постепенно уже становится не так тоскливо как по началу)). После этих манипуляций идем дальше:
5. запускаем треки 82-87а. Они перекрывают обычно выбираемые частоты раздела полос. Каждый диапазон записан в фазе и противофазе. Этими треками можно весьма неплохо оценить стыковку полос своей системы. Треки в фазе должны концентрироваться в центре стекла как можно кучнее, противофаза должна или вовсе рассыпаться или вместе с расфокусировкой отскакивать резко и далеко в сторону.
Если фаза и противофаза размыта в обоих случаях и просто каша сильно меняет тональность, значит те полосы, что стыкуются у вас в этом диапазоне встречают друг друга не синфазно, а треки просто фокусируют что-то одно и расфокусируют другое. Покопайтесь в срезах, порядках, задержках, регуляторе фаз до тех пор, пока фаза и противофаза в этом диапазоне не начнет адекватно вырисовываться. Затем вернитесь к пункту 2. проверьте все заново.
Если эквалайзером, задержками или срезами не получается выставить центровку, то лучше в этой полосе ничего не крутить — значит косяк вызван инсталлом и не стоит перекручивать)) Получится только хуже.
6. Теперь можно оценить результат маневров полной полосой розового шума (треки 49-50) и свип тонами (89-90). Теперь пучок шума в фазе должен быть куда точнее и концентрированнее чем был до настройки а свип тон заполнять всю машину не гуляя от борта к борту.
7. Ну и в конце включаем саб и проверяем все это дело музыкой, оцениваем на слух и сравниваем с пресетами которые были до эквализации.
Вполне возможно, что после настройки звук станет суше и скучнее. В этом случае поиграйтесь с настройками эквалайзера частично возвращая его в исходные положения и добиваясь компромисса между тоналкой и сценой.
Ну собсна на этом и все. Обычно для такой настройки требуются калиброванные микрофоны и снятие ачх. Конечно аппаратный метод куда эффективнее точнее и удобнее.
Но за неимением аппаратуры такого бюджета и уровня вполне сгодится и метод описанный выше. Тем более на практике все это происходит гораздо проще и быстрее чем кажется из текста на первый взгляд. ))

ВСЕМ УДАЧИ И ОТЛИЧНОЙ ТОНАЛКИ! )))


З.Ы. Распродажа железячек в БЖ дала свои плоды и вскоре, мы вместе потестим новые интересные ништяки!))) Думаю всем будет интересно! ))

улучшение звучания миксов

Работая с музыкой и накручивая очередной проект в попытках достичь отличного звука, очень легко забыть о совершенно простых методиках, улучшающих звучание трека. Несмотря на то, что полагаться всегда нужно только на свои уши и ощущения (нравится/не нравится), некоторая помощь со стороны технологий не повредит никому.

1 Спектральный анализ

Практически в любой музыке бас и бочка служат фундаментом трека. Проблема в том, что эти два элемента не могут спокойно жить вместе — рано или поздно их частоты начинают конкурировать друг с другом за место в миксе, что напрочь убивает звучание трека. Задача каждого из нас в том, чтобы развести этих ребят в разные стороны и чётко обозначить им границы дозволенного.

Все мы знаем популярный и эффективный приём с подрезкой частот в районе нижнего низа. Всего-то и нужно эквализовать бас таким образом, чтобы бас как бы обтекал бочку. Проблема в том, что без качественных мониторов ближнего поля найти конфликтные моменты довольно сложно. И здесь на помощь приходит спектральный анализатор. Конечно, считать панацеей анализатор не стоит, но увидеть то, что уши не слышат точно получится.

Как использовать

Поместите спектральный анализатор на главный выход DAW. Солируйте бочку и включите воспроизведение — плагин покажет диапазон частот инструмента. Затем сделайте то же самое с басом, чтобы увидеть его зону обитания в миксе. Сравните данные анализа по обеим дорожкам: столкновения живут там, где частоты на спектре совпадают.

Проанализировать лучше все инструменты, живущие в схожих частотных диапазонах: к примеру, гитары. Некоторые анализаторы умеют анализировать сразу два источника сигнала (Voxengo SPAN), что значительно облегчает анализ.

Найдя проблемные частоты в проекте, устраните столкновения эквалайзером. После каждой правки сверяйтесь с анализатором — слишком активная эквализация может испортить проект целиком.

Бесплатные спектральные анализаторы

2 Проверка на грязь

Низкокачественное сведение и недостаточный мониторинг — основные проблемы современных домашних музыкантов. Особенно ярко эти вещи проявляются в частотах в районе нижнего низа, а их причиной служат различные факторы: плохое акустическое окружение, невнимательность при мониторинге или соседи, которые не любят трясущиеся от баса стены в 3 часа ночи. В итоге бас создаёт грязь и превращает весь микс в кашу.

Как использовать

Повесьте эквалайзер на главный выход DAW. Установите Low-Pass фильтр на отметку 100 Гц — так вы круто срежете всё, что находится ЗА ЭТИМ порогом. Включите мониторинг, чтобы посмотреть, что звучит в миксе.

улучшение звучания миксов

Теперь включите воспроизведение и посмотрите на то, какие частоты звучат ПЕРЕД ОТМЕТКОЙ В 100 Гц. Увидев наличие низких частот в этой зоне, поочерёдно отключайте дорожки до тех пор, пока не найдёте виновника.

Логично, что в этом месте появятся частоты бочки и баса — здесь они и должны находиться. Задача в том, чтобы отловить все остальные инструменты, попавшие в эту область — именно они создают грязь в миксе. Даже если у вас очень бюджетные мониторы или наушники, такая методика сработает безотказно.

Отметка 100 Гц — место, где не должно быть вообще ничего лишнего.

Выявив лишние инструменты, чистите микс эквалайзером. Для этого подрежьте все сигналы, влезающие в область 100 Гц. В итоге эта область освободиться от грязи, а у бочки и баса появится больше места.

Несмотря на это, небольшое проникновение (тот самый bleeding) сигналов других инструментов в эту область — не всегда ужасно, смертельно и критично, порой проникновение идёт на пользу верхнему низу. Стерильность вам тоже ни к чему, из-за неё микс теряет жизнь. Доверяйте в этом вопросе слуху и спектральному анализатору.

Больше об эквализации

3 Микс против розового шума

Музыканты уделяют большое внимание плотности и упругости ритм-секции — бочка и бас должны качать все вокруг, задавать плотный ритм и чуть ли не бить в лицо слушателя. Многие продюсеры, работающие с электронной музыкой, строят сведение вокруг бочки, панорамируя инструменты и расставляя уровни с оглядкой на нее. Такой подход вполне адекватен, если бы не одно но: бочкоцентрированный подход сложно применить в стилях, где бочке отводится не главное место, а ударные требуют более сложного и комплексного взгляда.

Опережая вопросы «Ну и че?», отвечу: во время сведения выбирайте в качестве ориентира тестовый сигнал розового шума (Pink Noise Test Signal), а не бочку. Розовый шум очень близок к тому, как работает наш слуховой аппарат, поэтому с его помощью легче определить слишком громкие и слишком тихие инструменты в миксе. Тем не менее розовый шум не панацея: некоторые сигналы могут прорываться через уровень шума или, наоборот, скрыться за ним среди других звуков. Чтобы не обмануть себя, дополняйте пинк нойз референсным треком, чьё звучание ближе всего к вашему проекту. Согласитесь, два ориентира лучше одного.

Даже с учетом того, что некоторые сигналы могут переорать шум, его использование обезопасит от резких перепадов громкости между разными элементами микса. Сходу понять принцип работы с розовым шумом не так просто, но разобравшись в методике можно добиться великолепных результатов.

Как использовать

В качестве примера рассмотрим два варианта работы с шумом: связку из бесплатных плагинов MDA Test Tone + Voxengo SNAP и встроенные в Logic Pro X стоковые плагины.

MDA Test Tone + Voxengo SNAP

Активируйте на мастер-канале плагин MDA Test Tone и переведите его в режим работы Pink Noise. В разделе Output примените плагин ко всем каналам, выбрав опцию All Channels. Параметр Level установите на значение равное −23 дБ или близкое к нему. Также обязательно поставьте галочку напротив пункта Audio Thru.

улучшение звучания миксов

улучшение звучания миксов

Встроенные средства Logic Pro X

улучшение звучания миксов

Теперь добавьте на шину плагин Level Meter, находящийся в той же секции Utility. Активируйте в плагине режим Peak & RMS — наша задача в том, чтобы уровень розового шума достигнал −13 dBFS по пиковым значениям или −25 dBFS по RMS.

улучшение звучания миксов

Использование розового шума помогает создать откалиброванную и объективную картинку микса, под которую подгоняются все дорожки. К тому же с шумом проще найти баланс между всеми сигналами для дальнейшей обработки и мастеринга.

4 Работа с Mid Side информацией

Когда мы говорим о стереозаписи, то перед нами появляется четкий образ пары микрофонов, снимающих правый и левый каналы. Этот простейший образ повторяет расположение человеческих ушей и доступно иллюстрирует, что такое стерео. Тем не менее правым и левым каналом дело не ограничивается — существуют и более сложные методики стереозаписи.

Одним из альтернативных методов записи звука является техника Mid/Side-записи. Представьте, что один микрофон стоит по центру комнаты (Mid) и записывает все, что попадает в его зону слышимости, а второй и третий (Side) микрофоны стоят в сторонах и снимают только то, что происходит по бокам. Mid/Side-техника дает возможность акцентировать или оттенять звуковые элементы микса на основе стереополя. Благодаря этому звукорежиссер может точно отрегулировать расположение сигналов в миксе: кто находится ближе к слушателю, а кто дальше.

Mid/Side-обработка базируется на двух каналах:

Mid

В Mid попадает вся информация из центра стереополя: чем больше данных в этом канале, тем прямолинейнее звучание трека.

Side

В Side попадает информация, находящаяся по бокам стереополя. Чем больше информации в Side-канале, тем шире и объемнее звучит микс.

Если Side-канал вывести в ноль, а Mid-канал ослабить на пару децибел, в миксе появится дополнительное пространство без риска перегрузки. Если же ослабить Side-канал и усилить Mid, то микс станет ближе к моно. Последний вариант пригодится партиям баса и другим элементам, чьи основные частоты находятся в районе нижнего низа.

Как использовать

Для Mid/Side-обработки понадобится эквалайзер с поддержкой этой функции. К таким можно отнести стандартный эквалайзер Logic Pro X и Ableton Live, эквалайзер в iZotope Ozone, а также отличный FabFilter Pro-Q.

Простой пример работы с отдельными сигналами

Предположим, что в миксе присутствует басовая линия с эффектом хоруса. С помощью Mid/Side-обработки мы можем сделать звучание баса более сфокусированным и точным, но без потерь в объёме. Цепочка эффектов будет выглядеть так: исходный сигнал -> хорус -> Mid/Side-эквалайзер.

улучшение звучания миксов

На изображении выше хорус и эквалайзер выключены, поэтому результирующий спектр выглядит так:

улучшение звучания миксов

Активация хоруса изменит спектр. Если посмотреть на правую сторону анализатора, то можно увидеть, что основная аудиоинформация поступает в стереорежиме, но некоторая ее часть разлетается во все стороны в районе 30 Гц.

улучшение звучания миксов

Активируем эквалайзер и добавим фильтр в районе 220 Гц (48 дБ). Эквалайзер должен работать в режиме Side Only — так он обработает только Side-информацию микса.

улучшение звучания миксов

Активирована вся цепочка эффектов: бас, хорус, эквалайзер

Если взглянуть на спектр, то в нем снова появятся изменения: теперь звук баса представляет собой что-то среднее между моно- и стереосигналом.

улучшение звучания миксов

Результаты активации всей цепочки эффектов, состоящей из басового синтезатора, эффекта хоруса и эквалайзера в режиме Side Only.

Все действия привели к тому, что частоты ниже 200 Гц стали сфокусированнее. Частоты выше 200 Гц, которые тоже присутствуют в сигнале баса, сохранили объём. Получилась ситуация, когда низ звучит в моно, верх — в стерео.

Применение к шине эффектов или всему миксу

Выше мы работали с конкретным сигналом, но Mid/Side-обработку можно применить к группе каналов или всему миксу. Благодаря этому звукорежиссёр может добавить миксу стабильности, чистоты и ясности. С помощью аккуратного оттенения Side-информации всего микса композиция приобретет более ровное звучание. Такой подход даёт отличные результаты: ослабление Side-канала очищает верхний низ, его усиление даёт больше воздуха и лёгкости.

Креативный подход

В портфолио Voxengo присутствует бесплатный Mid/Side-процессор Voxengo MSED. Его основное предназначение — декодирование аудиосигнала, записанного в обычном стереоформате, в Mid/Side-сигнал. Помимо этого MSED можно эффективно использовать в роли гейн-контроллера Mid/Side-каналов. Применение плагина освободит середину микса и расширит стереополе без риска искажения исходного сигнала.

Читайте также: