Почему 4к монитор 60 герц

Обновлено: 03.05.2024

Приветствую вас на канале Личный опыт (PRO) . В этой статье мы снова будем говорить о телевизорах и о том, как нас могут обмануть в магазине. Ссылка на другую статью будет в конце статьи.

Это не совсем вторая часть, а названа так, чтобы было понятно о наличии других статей по этой теме.

У любого телевизора есть есть такой параметр как частота обновления экрана. Это показатель, значение которого равно количеству кадров, которое выводится на экран за секунду. Измеряется он в герцах (гц). Для телевизора это значение как правило указано, чем оно выше тем лучше.

На канале уже есть статья про мониторы в 144 гц, ссылка на нее также будет в конце.

Но есть еще одно важное значение - индекс визуального восприятия изображения . Это когда телевизор имеет частоту, допустим, 60 герц, но за счет мощного процессора производится сглаживание и достигается плавность изображения.

В результате становится совсем необязательно покупать телевизор с большой герцовкой. Достаточно будет приобрести обычные стандартные 60 герц, но за счёт программной обработки, изображение на экране будет казаться очень плавным и гладким, на уровне тех же самых 120 герц, что для просмотра фильмов очень даже хорошо и приятно глазу .

Производитель именно индекс визуального восприятия изображения часто выдает за реальную герцовку телевизора, но это в корне не верно.

Например, если подключить такой телевизор к компьютеру вы можете увидеть, что при выставлении настроек частота развёртки будет не 120 гц или 200 гц как указано, а всего-навсего 50 или 60, что соответствует реальной герцовке данного телевизора.

Это очень обидно, согласитесь, когда платишь за 200 гц, а получаешь в 4 раза меньше.

К сожалению, индекс визуального восприятия оценивается производителем и эту величину самостоятельно никак нельзя измерить . Её можно только сопоставить с другими такими же параметрами у других производителей. Но не спешите расстраиваться.

Чем выше индекс визуального восприятия тем лучше. Он как и герцовка могут достаточно сильно влиять на показываемое изображение, например, при трансляции футбольных матчей.

Если индекс недостаточно высокий, то мячик будет лететь как бы прерывисто. Когда частота обновления экрана достаточно высока или же у телевизора имеется мощный процессор и он очень хорошо сглаживает картинку, то тогда мяч уже будет лететь гладко и ровно, а люди по полю будут передвигаться очень плавно. Точно такой же эффект может быть при трансляции других спортивных мероприятий, например, гонок.

Возникает логичный вопрос. Да при том, что при высоком разрешении все это заметно особенно явно. И даже если у телевизора мало герц, но процессор очень мощный, то изображение может быть даже лучше, чем реальные 120 гц. А мощное "железо" ставят как правило именно в 4К телевизорах, им они нужнее. Просто будьте внимательными.

Спасибо за прочтение, ставьте лайк. На канале будут еще интересные статьи, так что подписывайтесь чтобы не пропустить. Не понравилось? Обязательно напишите в комментариях. Качество контента превыше всего, и вы можете повлиять на него!

Когда в далеком 2016 году были представлены видеокарты серии GeForce GTX 1080, все вокруг были уверены, что вот, наконец, наступило время для мониторов в разрешении 4К. Шутка ли, это был первый массовый продукт, который просто разрывал любые игры в этом казавшемся ранее недосягаемом разрешении. По крайне мере, так нам говорили маркетологи. Но время все расставило по своим местам. Как оказалось, видеокарта GeForce GTX 1080 была не способна выдавать стабильные 60 fps в разрешении 4к на максимальных настройках в большинстве игр.

реклама

Картинки по запросу компьютер идиот

Не оставлять же наедине с дорогущими мониторами несчастных геймеров, подумала компания NVIDIA, и в марте 2017 года презентовала им игрового монстра GeForce GTX 1080 Ti, который заткнул за пояс все существующие доселе игровые решения, обогнав всемогущий Titan X Pascal на несколько процентов. Казалось бы, вот сейчас самое время покупать 4К монитор и играть. Но, не тут-то было. Разработчики игр не сидели сложа руки. Вышло несколько проектов, и новый король горы снова был положен на лопатки, будучи не способен вытянуть заветные 60 fps в разрешении 4К.

Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Картинки по запросу топовые видеокарты 2019

реклама

var firedYa28 = false; window.addEventListener('load', () => < if(navigator.userAgent.indexOf("Chrome-Lighthouse") < window.yaContextCb.push(()=>< Ya.Context.AdvManager.render(< renderTo: 'yandex_rtb_R-A-630193-28', blockId: 'R-A-630193-28' >) >) >, 3000); > > >);

Пойдем дальше. Как известно покупатель голосует рублем. Предлагаю продолжить небольшим вкраплением статистики. Надеюсь, никто не против? Итак, на дворе уже середина 2019 года. Заглянем в раздел Primary Display Resolution и сравним результаты статистики разрешения мониторов в Steam в период с начала октября 2018 года и до конца июня 2019 года. Рассматриваемый период равен 9-ти месяцам. Итак, в 2018 процент мониторов с разрешением 1080р составлял 62.06%, а сейчас он равен 64.5%. При этом, владельцев 4К мониторов 9 месяцев назад было 1.32%, а сейчас 1.61%. Вам не кажется это странным? За последние три года 4К мониторы подешевели, мало того, на полках валяется еще более мощная видеокарта GeForce RTX 2080 Ti. Отчего же с 4К разрешением все так плохо? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в тесты. Если ориентироваться на всеми любимого Дмитрия Прилепских, то можно увидеть, что абсолютно все видеокарты, кроме GeForce RTX 2080 Ti, не способны обеспечить комфортные 60 fps в 4К. Мало того, наш игровой монстр в игре Metro Exodus не способен даже приблизиться к 60 fps в 4К. А ведь скоро на полках появятся игровые приставки нового поколения, а с ними и новые игры, с кривой оптимизацией под видеокарты!

Картинки по запросу оптимизация не не слышали

К чему я это все веду? Игровое разрешение 4К мертво. Никто массово не покупает дорогие мониторы, способные навсегда изменить наш игровой опыт. И происходит это не потому, что компания NVIDIA выпустила новое поколение видеокарт по откровенно завышенным ценам. И даже не от того, что ее конкурент в лице AMD вот уже много лет как не заслуживает гордого звания конкурента, поскольку только и делает, что штампует ужасно горячие и дорогие решения для энтузиастов, способные тягаться лишь с топами прошлого поколения NVIDIA. Все дело в том, что как только бравые ребята из компании NVIDIA выпускают самую мощную видеокарту всех времен и народов, как к делу подключаются ленивые разработчики игр, которым откровенно тесно в рамках самой мощной видеокарты. В итоге конечный продукт работает на максималках только на следующем поколении топовых решений, а тем несчастным, кто тратит гигантские суммы в год на обновление железа, приходится вытаскивать из чулана старый 1080р монитор и скрепя зубами поигрывать на нем.

И в такой ситуации становится ясно, что в настоящее время покупка 4К монитора равнозначна глупости. Ясно, что процент таких мониторов будет расти. Но, говорить об их повсеместном распространении преждевременно. До тех пор, пока разработчики игр не озаботятся оптимизацией своих проектов, до тех пор, пока производители видеокарт не вернутся к значительному приросту производительности от поколения к поколению, ждать, что 4К появится в каждом доме, наивно и глупо.


В обсуждениях телевизоров 4K постоянно поднимается вопрос о частоте обновления кадров. На то есть весомые причины. С одной стороны, частота обновления кадров напрямую влияет на получение удовольствия от просмотра видео контента, будь то фильмы или спортивные видео трансляции.

С другой стороны, производители телевизоров сами запутывают покупателей специфическим жаргоном, которым они описывают данную функцию в спецификациях. Главная проблема их описаний в том, что это либо откровенный обман, либо неверно технически. В результате даже специалист не всегда может разобраться в их описаниях.

Данная статья написана с целью отбросить все жаргонные словечки и маркетинговую терминологию, чтобы доходчиво объяснить читателю три простые вещи: что такое частота обновления кадров применительно к видео, что такое «естественная» (native) и «улучшенная» (enhanced) частота обновления кадров, и какой эффект оба типа развертки оказывают на качество картинки, которую показывает телевизор.


Все современные премиумные 4K телевизоры, такие как Samsung KS9500, работают с «естественной» (native) частотой развертки в 120 Гц.

Что же такое частота обновления кадров?

На самом фундаментальном уровне частота обновления кадров является тем, что обозначает ее название. Это частота, с которой ваш телевизор обновляет картинку каждую секунду. Чем выше частота обновления, тем более плавную и естественную картинку вы видите на экране. Частота обновления кадров имеет особое значение для динамичного видео высокого разрешения. У каждого видео есть предел, до которого можно увеличивать частоту обновления кадров.

Важно понимать, что телевизор не может добавлять «детализации» к видеоисточнику. Все детали уже находятся внутри видео, а телевизор может лишь обрабатывать сигнал.

Если в качестве примера взять пленку, которую крутят в кинотеатре, то там эквивалентом частоты кадров будут 24 кадра в секунду. Затем эти 24 кадра конвертируются в 30 кадров для телевещания. После этого проводятся некоторые манипуляции с видео и получаются 60 кадров в секунду, которые соответствуют «развертке» в 60 Гц – формате, в котором сегодня выпускается большинство цифрового видео.

4К телевизоры способны работать как в режиме 60 Гц, так и в режиме 120 Гц (60 или 120 картинок в секунду). Старые HD телевизоры работают в основном при 60 Гц (многие модели на самом деле при 50 Гц). Поскольку от 4K телевизоров ожидают высочайшего качества, 60 Гц тут же стали чем-то вроде устаревшей технологии, и сейчас все 4K телевизоры поддерживают частоту развертки равную 120 Гц.

Как связаны частота обновления кадров и количество кадров в секунду видео источника?

И конечно же возникает еще один вопрос: что происходит при просмотре видео 60 Гц на телевизоре со 120 Гц? Телевизор распознает 60 Гц источника и после этого может совершить несколько манипуляций или «улучшений», чтобы показать корректное изображение.


Кадровая интерполяция

Первый метод, который мы рассмотрим, называется кадровой интерполяцией, и эту технологию используют все современные телевизоры, в том числе и 4K телевизоры. Суть данной технологии в том, что берутся два или более разных видео кадра, после чего они накладываются друг на друга и результат данной операции показывается между реальными кадрами. В результате картинка получается немного более смазанной.

Следующий метод называется «вставка черных кадров» (black frame-insertions, BFI). Данная технология заключается в том, что вместо пропущенных кадров вставляются черные кадры. Данный метод позволяет бороться с размытием при движении в кадре (motion blur).


Пример метода BFI.

Что же такое motion blur в 4K телевизорах?

Размытие при движении это проблема видео источника. Оба метода, описанные выше, нужны для того чтобы избежать подобного эффекта при 120 Гц и 60 Гц. Нужно так же понимать, что телевизоры со 120 Гц намного лучше контролируют размытие, чем их 60 Гц аналоги. Размытие, как явление, которое мы воспринимаем своим глазом - это составная честь нескольких факторов. Прежде всего это размытие, свойственное типу матрицы телевизора. Второе, это рассинхронизация развертки и количества кадров в секунду. Третье, это размытие, которое было «зафиксировано» камерой при съемках.

Телевизор не может ничего сделать с размытием, которое возникло при съемках. Интерполяция и BFI нужны для борьбы с первыми двумя причинами возникновения размытия. Оба способа «обманывают» наш мозг так, что мы видим более четкую картинку при просмотре фильма или спортивной трансляции.


Чем лучше 4K телевизор может «подгонять» картинку (24p, 30fps, 60fps) под свои 120 Гц, тем естественней и приятней она будет смотреться. Разумеется, это еще и означает уменьшение дрожания картинки и снижение уровня размытия. Одно из ключевых отличий хорошего 4K телевизора от плохого, в методах обработки картинки с движением в кадре. Чем дешевле телевизор, тем хуже он устраняет вышеперечисленные негативные эффекты.

Отличными примерами телевизоров 4K с разверткой в 120 Гц и хорошим подавлением размытия и дрожания картинки являются телевизоры Samsung 2015 и 2016 годов выпуска, а так же телевизоры LG OLED 4K, которые начали выпускать в этом году.


Как связаны частота обновления кадров и компьютерные игры?

4K телевизоры сегодня очень часто используют в качестве гигантских игровых мониторов и подключают их к компьютерам через HDMI.

Большая часть современных 4K телевизоров отлично работают в роли мониторов, потому что их частоты обновления кадров поддерживают две функции. С одной стороны, все основные брэнды, выпускающие 4K телевизоры в 2015 и 2016 годах, отлично работают при 60 кадрах в секунду, из-за того, что их частота развертки равна 60 Гц. С другой стороны, практически все телевизоры поддерживают 120 Гц, что делает комфортной игру при 120 кадрах в секунду.

Примеры моделей 4K телевизоров, которые отлично подойдут для игр при 60 Гц: Samsung JU7100, LG OLED 4K EF9500, Samsung SUHD KS8000.

4K телевизоры, которые поддерживают Full HD при 120 Гц это Sony X810C и X850C.


Что же значат «улучшения» частоты кадров применительно к 4K телевизорам?

Прежде чем мы продолжим, запомните одну фундаментальную и простую вещь, которая позволит избежать недопонимания в будущем. Частота развертки может быть только 60 Гц или 120 Гц.

Любая, указанная производителем, частота развертки выше 120 Гц является следствием действия более интенсивных версий интерполяции или BFI. Такие «улучшенные» развертки могут достигать 240 Гц. У каждого производителя данная «технология» называется по своему.


Если 4K телевизор предлагает частоту развертки 60 Гц, то «улучшенной» (enhanced) разверткой будут 120 Гц, если обычная развертка телевизора 120 Гц, то «улучшенная» будет 240 Гц. Примеры таких разверток и их названия включены в список, с которым вы можете ознакомиться ниже:

  • Sony: MotionFlow
    • 120 Гц при 60 Гц native refresh и 240 Гц при 120 Гц «родной» (native) развертке
    • 120 Гц при 60 Гц native и 240 Гц при 120 Гц native развертке
    • 120 Гц при 60 Гц native и 240 Гц при 120 Гц native
    • 120 Гц при 60 Гц native и 240 Гц при 120 Гц native. Vizio предлагает развертку “Clear Action”, которая удваивает переработанную картинку. В итоге получаются цифры наподобие 480 Гц и 720 Гц для 60 Гц или 960 Гц для 120 Гц. Эти цифры ничего не значат и были придуманы для того, чтобы впечатлить потенциального покупателя.
    • 120 Гц при 60 Гц native и 240 Гц при 120 Гц native


    Графики, подобные этому, обманывают покупателей и заставляют их думать, что существует развертка выше 240 Гц. На самом деле развертки выше 240 Гц никак не влияют на качество картинки.

    Заключение

    В большинстве случаев обычной развертки в 120 Гц будет достаточно. Некоторые телевизоры предлагают отличное качество картинки и контроль движения в кадре при 60 Гц. Разница между 60 Гц и 120 Гц будет едва заметна на видео, которое сделано под 60 Гц. Дополнительные технологии улучшения движения в кадре (такие как удвоение частоты обновления) являются хорошим бонусом в специфических ситуациях, например при просмотре спортивных состязаний, где размытие добавляет эффект присутствия. На все технологии, делающие частоту развертки выше 240 Гц, можно смело не обращать внимания.

    Тема не новая, но мы решили детально рассказать обо всех нюансах.


    Мониторы с частотой 144, 240, 360 Гц: дают ли они реальные преимущества?

    В технических характеристиках любого дисплея можно найти такой параметр, как частота обновления. Она измеряется в герцах и отображает максимальное количество кадров в секунду которое способен отобразить монитор. Большинство моделей работают на 60 Гц, но сейчас в продаже можно найти устройства с герцовкой равной 144, 240 и даже больше. Подобные девайсы стоят ощутимо дороже свои низкочастотных собратьев. Стоит ли за это переплачивать? Или это всё маркетинг?

    С чего всё начиналось?

    Наш мозг устроен таким образом, что набор из определенного количества последовательных картинок, которые очень похожи друг на друга, воспринимается, как анимация. Чем больше в наборе изображений, тем более плавной выглядит анимация. А недостающие фрагменты достраиваются с помощью воображения. Таким образом, в эпоху зарождения кинематографа режиссеры взяли за стандарт цифру 24. Именно 24 кадра, по их мнению, являлись необходимым минимум для комфортного восприятия плавной анимации, без ощутимых разрывов между изображениями.


    Но в основу пленочной записи легли не только физиологические особенности человеческого организма. Не стоит забывать про экономические затраты при производстве. Зачем диапроектору за секунду пропускать через себя больше 24 кадров, если и этого значения достаточно для комфортного восприятия? Ведь в таком случае расходы, связанные с хранением, транспортировкой и печатью самой пленки увеличиваются. А это невыгодно.

    TN, IPS, OLED: какими бывают матрицы мониторов и ноутбуков

    С этого всё только началось, но благо технологии не стоят на месте и технические характеристики всех гаджетов улучшаются. В дальнейшем разработчики перешли на стандарт 60 кадров. Сейчас мы видим 144 и 240. Что будет дальше? 500? А, может быть, 1000?

    Сколько кадров способен уловить человеческий глаз?

    Объективно ответить на вопрос, лежащий в подзаголовке практически невозможно, поскольку это индивидуальный параметр. Вы же не можете сказать, насколько быстрая реакция у человека. Кто-то реагирует на раздражитель в течение десятой доли секунды, а кому-то не хватит и нескольких секунд. Нет, конечно, можно привести в пример индивида с молниеносной реакцией. Но, вероятнее всего, это будет человек, который регулярно практикуется в этом. Так и с восприятием изменения визуального окружения.


    Люди, чья деятельность требует максимальной концентрации и внимания, как правило, способны улавливать малейшие изменения в окружении. Например, летчики, каскадеры, полицейские и так далее. Согласно исследованиям их глаза способны воспринимать вплоть до 1000 кадров в секунду. Но не у всех людей такое чувствительное зрительное восприятие. Понять, насколько сильно отличается высокочастотный монитор от низкочастотного, можно, только если попробовать дисплеи из первой категории. Кто-то сразу ощутит колоссальную разницу, а кого-то результат не впечатлит. Тем не менее, профит от 144 и 240 герц есть. Но не стоит забывать, что вам потребуется и соответствующее железо.

    А если у меня слабое железо?

    Как вы поняли, частота опроса монитора — это максимальное количество кадров, которое может отобразить экран. Но как быть, если железо выдает меньше кадров в секунду, чем герцовка монитора? Ответ очень прост: никак! Чтобы ощутить преимущество плавной картинки ваш фреймрейт должен быть не ниже, чем герцовка монитора.


    То есть, если монитор на 144 Гц, а в игре у вас 60 FPS, полученный результат будет эквивалентен работе 60-герцового дисплея. То же самое работает в обратную сторону. Если значение FPS выше, чем герцовка монитора, то это не даст дополнительной плавности. Безусловно, в повышенной частоте кадров есть преимущества. Например, вы получите более отзывчивое управление и будете иметь некий запас для особо динамичных и тяжелых сцен в играх, в результате которых фреймрейт сильно проседает. Но если говорить исключительно о плавности, помните: частота кадров должна быть выше частоты опроса монитора.

    Дает ли частота 144 и более герц преимущество в играх?

    В теории — да. Чем выше герцовка, тем более актуальные кадры относительно происходящего в игре вы видите. При использовании 60-герцового монитора отставание текущего кадра от актуальных игровых обстоятельств составляет 16 миллисекунд. Кажется, что это ничтожно малое значение. Но давайте вспомним, что время отклика игровых мониторов составляет всего 1 миллисекунду. Время отклика хороших игровых мышей и клавиатур такое же. А при использовании 144-герцового экрана, вы видите кадр, который отстает всего на 7 миллисекунд. У 240-герцовых моделей показатель ещё ниже. Кроме того, вы видите более плавное изображение, за счет меньшего времени, выделенного под каждый кадр.


    Описанные преимущества подойдут лишь для профессиональных киберспортсменов и любителей соревновательных онлайн-игр. Для игроков, предпочитающих одиночные проекты смысла в этом мало. В таком случае, на наш взгляд, качество картинки стоит выше, чем плавность изображения. Также для просмотра фильмов высокогерцовый монитор не нужен, поскольку 60 кадров в секунду является стандартом для многих цифровых видео-форматов.

    Читайте также: