Почему цвет на мониторе отличается от печати

Обновлено: 13.05.2024

Вы когда-нибудь доводили свою невероятную фотографию до совершенства с помощью Photoshop на своем прекрасном экране Mac, и обнаруживали, что отпечаток отличается от вашей драгоценной работы? Попробую угадать, отпечаток темный и не яркий, верно? Почему так получается попробуем разобраться в этой статье.

Цветопередача экрана.

К счастью, некоторые умные люди поняли, что это проблема, и нашли решение. ICC (Международный Цветовой Консорциум) согласовал стандарт цвета и разработал систему, в которой отдельные цветные устройства могут быть профилированы и скорректированы для отображения стандартизированного цвета. Таким образом, два разных устройства вывода могут показывать одно и то же значение цвета с повышенной согласованностью.

Как это работает?

Спектрофотометры (причудливое слово для устройства измерения цвета) используются для измерения стандартизированных цветовых пятен ICC. Устройство, похожее на мышь, помещается на монитор, в то время как различные цветные пятна отображаются на экране и измеряются устройством калибровки монитора. После измерения выходных устройств программное обеспечение цветового профилирования сгенерирует то, что называется профилем ICC. Это файл, который содержит план цветовых характеристик вашего устройства вывода. Этот файл затем используется вашим компьютером для корректировки цвета на вашем принтере или мониторе, чтобы показать стандартизированный цвет.

Какой монитор выбрать?

Если вы серьезно относитесь к получению точных цветов с вашего монитора, то стоит начать с хорошего монитора. Как и большинство вещей, вы получаете то, за что платите. Это не значит, что вы должны тратить целое состояние. Но вы должны искать конкретные технологии при принятии решения. IPS является одной из таких технологий. Это увеличивает угол обзора и дает более согласованные цвета. Если вы сидели за низкокачественными экранами, вы, вероятно, заметили, как меняется цвет при смене места. Большинство ноутбуков не имеют дисплеев IPS, но есть несколько. Более новые iMac также используют дисплеи IPS. Dell предлагает отличные цены в серии Ultra Sharp, которая начинается с пары сотен долларов. Если у вас большой бюджет и вы хотите получить наиболее точные цвета, поищите эталонные дисплеи Eizo, Lacie и NEC.
У каждого свои потребности и ожидания в отношении управления цветом. Если вы даже подумываете о получении более точных цветов, вам необходим хороший монитор IPS и устройство для калибровки монитора.

Не малую роль в качестве печати играет оборудование для печати фотографий. Никакой струйный принтер из «фотоцентра» в подвале соседнего дома не сравнится по цветопередаче и долговечности с фотолабораторией. Именно поэтому на в нашей фотолаборатории мы используем только оригинальную фотобумагу и химию Fujifilm а так-же современное оборудование Fujifilm frontier.

Мои фанаты часто спрашивают меня: с чего ты взял, что мы твои фанаты?

Неизвестный кумир

Самый частый вопрос, который задают нашим менеджерам клиенты, звучит так: почему на мониторе был один цвет, а напечатали совсем другой? Мы решили ответить на него сразу всем и заранее. Итак, слушаем и запоминаем.

Прямой и отраженный цвет

Прямой и отраженный цвет

Человеческий глаз по-разному воспринимает прямой и отраженный цвет. Это первая и основная причина цветового различия. Экраны мониторов, старых аналоговых телевизоров или суперсовременных жидкокристаллических, непосредственно излучают свет. Любая краска — наоборот, отражает. Она не является сама по себе источником света, верно ведь? Она просто отражает какую-то часть падающего на нее спектра, поглощая остальные. Для человеческого глаза прямой свет всегда ярче отраженного. От этого и различия.

Разное разрешение

Разное разрешение

Вторая причина — мы не способны разглядеть большое количество пикселей. Наши (и ваши) мониторы, имеют разрешение 72 – 96 пикселей (точек) на дюйм. Большую плотность точек глаз не может разобрать. Напечатанное изображение имеет гораздо более высокое разрешение: минимум 150, а максимум, при фотопечати, и 1200 точек на дюйм. Получается, что точка или пиксель на экране гораздо крупнее точки на бумаге. Естественно, одна и та же картинка на мониторе и на бумаге будет восприниматься по-разному.

Цветовые модели RGB и CMYK

Цветовые модели RGB и CMYK

Третья причина — разные способы отображения цветов на экранах и при печати. На экране монитора изображение формируется при помощи цифровой модели RGB.

Цвет на экране в этом случае составляется из трех основных спектральных цветов: red (насыщенный красный), green (насыщенный зеленый), blue (насыщенный синий). Собственно, аббревиатура цветовой модели составлена из первых букв английского названия цветов.

Три световых потока смешиваются в определенных пропорциях, и получаются остальные цвета. Сумма всех цветов дает белый, а черный, или отсутствие света — абсолютную тень. Особенность этой модели — мониторы могут показывать слишком яркие и насыщенные цвета.

При печати же используется совершенно другая технология, основанная на цифровой модели CMYK. Эта модель состоит из 4-х основных цветов: cyan (насыщенный голубой), magenta (насыщенный малиновый), yellow (умеренный желтый) и key color, или black (черный цвет). В процессе печати печатные машины дозированно ставят на материал точки из смешанных чернил. Чем плотнее печать, чем больше точек одного цвета на единицу площади оставляет машина, тем темнее и ближе к основному цвет. Меньше плотность — бледнее цвет.

Здесь тоже остальные цвета получаются за счет смешения основных. Но, в отличие от технологии RGB, здесь сумма всех цветов дает черный, а отсутствие всех цветов — цвет материала (в идеале белый, но мы с вами должны учитывать еще и цвет самого материала). Если нужно получить цвет, темнее основного (цвета чернил), его приходится смешивать с другими цветами.

Цветовые модели RGB и CMYK

Например, чтобы получить ярко-синий цвет тарелочки на этой картинке, принтер печатает эту часть изображения голубой (cyan) и малиновой (magenta) красками в примерно равных пропорциях. Наш глаз способен хорошо различать напечатанные точки таких разных оттенков (голубого и малинового), но при этом для глаза малиновый воспринимается, как более «кричащий», а голубой — более «спокойный». Вот поэтому тарелочка на бумаге в отраженном свете нам кажется слегка фиолетовой, в то время как на мониторе она ярко-синяя, потому что отображается прямым потоком синего света. Такая разница получается очень часто: заказчик видит на мониторе цвет морской волны, а при печати он окажется ярко-зеленым.

Разные цветовые профили мониторов и печатных машин

Техника, которой мы пользуемся, тоже влияет на наше восприятие цвета. Каждый монитор, телевизор, и другая цифровая техника, предназначенная для отображения каких-то картинок на экране, имеет свой собственный цифровой профиль.

Говоря простым языком — это алгоритм, который определяет, каким образом это устройство будет воспроизводить визуально-цифровую информацию о цвете, и как будет происходить смешение цветов. У каждого монитора, фотоаппарата, телевизора, смартфона имеются свои цветовые профили, определенные производителем. И они различаются. Возьмите, например, три разных монитора от разных производителей и откройте на них одно и то же изображение. Разница будет видна, что называется, невооруженным глазом.

Точно такое же профили имеет и печатное оборудование: бытовые принтеры и профессиональные печатные машины. Здесь профиль — своего рода инструкция, которая определяет алгоритм преобразования RGB-изображения в напечатанную CMYK-картинку. И они тоже все разные.

Как получить нужный цвет при печати?

Как получить нужный цвет при печати?

Если у вас есть брендбук, в котором определены точные цвета, обязательно прихватите его с собой или перешлите дизайнеру в электронном виде. В нормальном брендбуке все цвета указаны с их цифровыми значениями в RGB и CMYK. Кроме того, в очень хорошем брендбуке обязательно сказано, какие профили оборудования нужно использовать для мониторов и для печатающих устройств. При печати оператор просто выставит в программе нужные значения и попадет точно в цвет.

Как получить нужный цвет при печати?

Если же вам нужен «какой-то примерно вот такой», и вы точно не знаете, что это за цвет — заказывайте цветопробу. Вам распечатают все оттенки нужного цвета именно на том материале, на котором будет печататься тираж, вы выберете нужный, и оператор печати возьмет для печати тиража значения выбранного вами цвета.

Вообще, цветопроба — это гарантия того, что вы получите именно то, что нужно. Поэтому даже если у вас есть брендбук, и все значения цветов известны, сделайте цветопробу. Так вы сохраните свое время, сбережете нервы дизайнеру и менеджеру и сэкономите кучу денег на перепечатывании неправильного тиража.

Каждый второй заказчик спрашивает нас, почему на всех его мониторах один цвет на одном и том же макете выглядит по-разному? Это особенно актуально для полиграфических макетов и готовой упаковки. Мы рассказываем клиентам о цветовой модели монитора, напечатанной полиграфии, цветопередаче и они всё равно продолжают беспокоиться из-за результата. Хотим детально разъяснить это, а также почему цвет нельзя оценивать на мониторе. Но для начала – немного теории.

Почему один цвет на разных экранах отличается

Начнем с понятия «цветопередачи» – способности передавать цветовой оттенок без какого-либо искажения, так, как глаз воспринимает его в реальности. Если цветопередача вашего монитора далека от идеала, то распечатанное изображение будет выглядеть иначе, не как задумал дизайнер.

Цветопередачу определяет цветовой охват (ЦО), показывающий, насколько экран демонстрирует яркие и сочные оттенки. ЦО не зависит от матрицы, как многие считают, на передаче цвета сказывается подсветка, электроника, преобразующая сигнал с видеокарты на покадровую развертку. Настройки экранов оказывают решающее влияние на воспринимаемый глазом цвет, как технологии, по которым созданы экраны. Можно было бы выполнить их калибровку, но это непростое мероприятие. Этим обычно занимаются типографии.

Важное о цветовых моделях, особенностях CMYK и RGB

Когда информацией о цветах оперирует техоборудование (мониторы, принтеры), описание цветовых оттенков в полиграфии возлагается на специальные модели. Более популярными считаются аппаратно-зависимые. Они выполняют описание цвета в отношении к цветовоспроизводящим устройствам, коими выступают цветовые модели RGB, CMYK. Приведем сравнительную таблицу с их характеристиками.

1. Применение:


RGB - Для демонстрации изображения только на экране (монитора или ТВ).
CMYK - Цветовая модель используется в полиграфии для выполнения качественной полноцветной печати.

2. Основные цвета

RGB - Красный (Bed), зеленый (Green), синий (Blue).

CMYK - Голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow)

Отраженные цвета («вычитательные», которые остаются после вычитания основных – красного, синего и зеленого).

Черный цвет К (blacK)** - «вспомогательный».

3. Описание/формирование цвета

Цветовой оттенок на экране описывается 3-мя числами, которые указывают на яркость красной, зеленой, а также синей составляющей. Используются в диапазоне 0 - 255. Графические программы создают комбинацию нужного цвета, используя разные оттенки из 3-х основных цветов (по 256 на каждый).

Каждое числовое значение, определяющее цвет красящего состава, указывает на процент добавления конкретного цвета.

Так, CMYK 30/45/80/5 обозначает, что тёмно-оранжевый цвет получается, если смешать 30% голуб., 45% пурпурн., 80% жёлт., 5% чёрн.

4. Эффект смешивания

При смешивании 2-х основных цветов получаем более светлый оттенок:

Красный и синий в сочетании с зеленым дают белый. А отсутствие всех 3-х цветов –только черный.

При смешении 2-х цветов готовый цвет становится темнее:

Голубой и пурпурный с желтым создают черный. Если нет всех 3-х цветов, то получается белый

5. Цветовой диапазон

RGB - Описывает более 16 000 000 цветов.

CMYK - CMYK охватывает несколько меньший диапазон.

6. Вид на экране

RGB. Один цвет может заметно отличаться, если его наблюдать на разных экранах.

CMYK. Один цвет воспринимается здесь иначе, чем на изображении RGB***.

7. Печать

RGB. Печать изображения с яркими, насыщенным цветами частично приводит к их потере.

Печать приводит к поглощению основных цветов в RGB. Одно изображение печатается по-разному*.

При смешивании 3-х красок при условии их максимальной насыщенности, мы получаем грязноватый темно-коричневый. Краски в полиграфии далеки от совершенства и не отражают весь диапазон**.&

* Точность цвета в печати определяется типом краски, а также бумаги, типографской машины, зависит от самой технологии печати. Все файлы конвертируются в CMYK. Если нужно получитьредкие цвета, но их не воспроизвести посредством модели CMYK (золотистый, серебряный), задействуются готовые краски Pantone. Их отличает многообразие оттенков.

** Для компенсации проблемы к 3-м основным цветам CMYK добавляют краску черного цвета, которая включена в аббревиатуру модели, как К (blacK).

*** Оттенок цвета на мониторе зависит от освещенности помещения, степени нагрева монитора, цветности ближайших к нему предметов.

К чему нужно быть готовыми?

Когда макет упаковки выполняется в CMYK, то мы присылаем заказчику превью макета в файле *.jpg в модели RGB, чтобы была возможность оценки изображения на ПК. Это – экранная версия. Если вы откроете такой макет в CMYK, то цвет будет иным. Другим он будет и тогда, когда вы сравните тот же цвет в файле .jpg с готовой печатной продукцией. Еще сильнее отличаются в цветовом плане макеты в модели Pantone. Полиграфический формат имеет отличия и от экранного, и от распечатки на принтере. О нем расскажем далее.

Что такое Pantone, почему его нельзя передать в CMYK и RGB

Стремясь получить точный повторяющийся цвет в нескольких тиражах, стоит выбирать цветовую модель Pantone (система идентификации, подбора любых цветов с конкретными номерами). Все цвета напечатаны в каталогах в виде вееров. Каждый оттенок – отдельная краска, полученная путем смешения базовых цветов в определенной пропорции. Это позволяет максимально точно воспроизвести необходимый цвет при печати (в т.ч. нестандартный), главное – знать его номер.

Отличительные характеристики модели Pantone:

  • позволяет получить нестандартный цвет (металлизированный, насыщенный, нежный пастельный), чего нельзя сделать, используя модель CMYK,
  • обеспечивает точное соответствие выбранного и печатного цвета, его повторение с каждым заказом,
  • гарантирует легкость подбора оттенка при наличии каталога,
  • наглядно показывает, как будет смотреться цвет на гладкой мелованной, шероховатой офсетной бумаге.

Иногда использование Pantone затруднительно, но вы можете получить точное представление о нужном вам цвете, заказав в типографии аналоговую или офсетную цветопробу.

Типы цветопроб и их стоимость

Цветопроба представляет собой распечатку фрагмента будущего тиража, отображающего реалистичные оттенки. Она позволяет сориентироваться, как нужно скорректировать цвета для последующей печати и не испортить весь заказ. Цветопроба выполняется в типографии на плотном листе бумаги, на который наносятся подобранные изображение и цветовая палитра.

В отличие от быстрой и недорогой цифровой цветопробы мы рекомендуем выполнять аналоговую. Она гарантирует широкий цветовой охват (ЦО – см. ранее), а также точное попадание в цвет пленочного оттиска. Дает возможность контроля качества изготовленной фотоформы, однако считается не очень доступной по цене услугой. При наличии готовых пленок стоимость оттиска формата А3 обходится где-то в 2000-3000 р.
Качественной цветопробой также считается получение растрового изображения на офсетном станке. Это – одноразовая полноценная печать с изготовлением печатной формы (оптимальна при крупных печатных тиражах). Стоимость оттиска формата А2 оценивается примерно от 5000 р.

Если вы очень беспокоитесь о том, какой получится цвет в итоге, мы рекомендуем делать цветопробы. Учитывая невысокие цены на них и возможные серьезные расходы на перепечатку всего тиража в случае получения не того оттенка, это будет оптимальным решением

Оттенки могут быть разными в зависимости от используемых чернил, цвета и материала запечатываемой поверхности. Но и это не всё. Ещё на различия влияют настройки самого монитора, и наше собственное восприятие. А также цветовые модели, которые используются для формирования изображений на экране монитора и при печати.

Остановимся подробнее на цветовых моделях RGB и CMYK.

9fa9d4657ae3f36b2bcf7e713cf0dfd3.jpg

Наши глаза по-разному воспринимают прямой и отражённый цвет. Экран монитора излучает свет. А все окружающие нас предметы, в том числе и напечатанные изображения, этот свет отражают. Для человека прямой свет всегда ярче, чем отражённый. Чтобы описать прямой и отражённый цвет используют цветовые модели.

RGB - это цветовая модель, с помощью которой формируется изображение на экране монитора. Её название - это аббревиатура, созданная из первых букв цветов, которые лежат в основе модели. Red, Green, Blue, или красный, зелёный, синий. Любая цифровая фотография или рисунок состоят из огромного количества оттенков. Но все они получены путём смешивания красного, зелёного и синего цветов в разных пропорциях.

CMYK - это цветовая модель, с помощью которой формируется отпечатанное изображение. CMYK - это сокращение от Cyan, Magenta, Yellow, Key color или голубой, пурпурный, жёлтый и чёрный. Именно эти цвета лежат в основе модели. Это значит что, фотография на бумаге, ткани или другом запечатываемом материале состоит уже из голубого, пурпурного, жёлтого и чёрного цветов.

Основное отличие между CMYK и RGB в том, что модель RGB - это прямые или излучаемые цвета, в то время как модель CMYK — цвета отражаемые. Поэтому электронные изображения состоят из оттенков, созданных на основе RGB модели. А все материалы для печати - это поверхности, которые отражают свет. Таким образом, отпечатанное изображение формируется при помощи CMYK модели.

В принтерах обычно используются четыре краски: голубая, пурпурная, жёлтая и чёрная, которые лежат в основе палитры CMYK. И чтобы перенести цифровое изображение на материал, необходимо перевести его из одной цветовой модели в другую (из RGB в CMYK). Иначе какие-то оттенки могут исказиться до неузнаваемости, и яркие цвета скорее всего потускнеют. Также важно помнить, что диапазон оттенков в модели CMYK меньше, чем в модели RGB. Поэтому любые изображения, подготовленные для макета, требуют цветокоррекции перед печатью.

Кроме того, не стоит забывать, что на конечный результат влияют и другие факторы. Например: чернила, запечатываемый материал и возможности принтера. Поэтому, чтобы избежать возможных проблем и ошибок при печати нужно проводить цветопробы. Для этого набор необходимых сочетаний красок печатают на цветопробном материале на полностью откалиброванном принтере. Без цветопробы результат печати редко бывает предсказуем.

Однако важно, чтобы принтер предварительно был настроен под печать определёнными чернилами на конкретном материале. Именно об этом почему-то часто забывают. А ведь в печати используется множество различных материалов: бумага, холст, винил, баннерная ткань и тд. И каждый материал по-разному впитывает чернила. После высыхания всякий раз, смешиваясь с поверхностью, краска приобретает особенный оттенок. Поэтому под разные чернила и под каждый материал нужны свои настройки принтера.

Профилирование принтера - это построение цветовых профилей не под принтер, а под чернила и материал.

Наличие профиля принтера позволяет существенно расширить цветовой охват устройства. То есть вы сможете использовать больший диапазон цветов при печати и получать более насыщенные оттенки.

Процесс состоит из трех этапов:

  • настройка заливки
  • построение линеаризаци
  • и построение цветового профиля

Услуги построения цветового профиля для принтера оказывают инженеры ESAPRINT. После профилирования устройства и проведения цветопроб результат печати будет совпадать с вашими ожиданиями.


Разное разрешение

Вторая причина: мы не способны разглядеть большое количество пикселей. Наши (и ваши) мониторы, имеют разрешение 72 – 96 пикселей (точек) на дюйм. Большую плотность точек глаз не может разобрать. Напечатанное изображение имеет гораздо более высокое разрешение: минимум 150, а максимум, при фотопечати, и 1200 точек на дюйм. Получается, что точка или пиксель на экране гораздо крупнее точки на бумаге. Естественно, одна и та же картинка на мониторе и на бумаге будет восприниматься по-разному.

Цветовые модели RGB и CMYK


Третья причина: разные способы отображения цветов на экранах и при печати. На экране монитора изображение формируется при помощи цифровой модели RGB.

Цвет на экране в этом случае составляется из трех основных спектральных цветов: red (насыщенный красный), green (насыщенный зеленый), blue (насыщенный синий). Собственно, аббревиатура цветовой модели составлена из первых букв английского названия цветов.

Три световых потока смешиваются в определенных пропорциях, и получаются остальные цвета. Сумма всех цветов дает белый, а черный, или отсутствие света — абсолютную тень. Особенность этой модели — мониторы могут показывать слишком яркие и насыщенные цвета.

При печати же используется совершенно другая технология, основанная на цифровой модели CMYK. Эта модель состоит из 4-х основных цветов: cyan (насыщенный голубой), magenta (насыщенный малиновый), yellow (умеренный желтый) и key color, или black (черный цвет). В процессе печати печатные машины дозированно ставят на материал точки из смешанных чернил. Чем плотнее печать, чем больше точек одного цвета на единицу площади оставляет машина, тем темнее и ближе к основному цвет. Меньше плотность — бледнее цвет.

Здесь тоже остальные цвета получаются за счет смешения основных. Но, в отличие от технологии RGB, здесь сумма всех цветов дает черный, а отсутствие всех цветов — цвет материала (в идеале белый, но мы с вами должны учитывать еще и цвет самого материала). Если нужно получить цвет, темнее основного (цвета чернил), его приходится смешивать с другими цветами.

Разные цветовые профили мониторов и печатных машин

Техника, которой мы пользуемся, тоже влияет на наше восприятие цвета. Каждый монитор, телевизор и другая цифровая техника, предназначенная для отображения каких-то картинок на экране, имеет свой собственный цифровой профиль.

Говоря простым языком — это алгоритм, который определяет, каким образом это устройство будет воспроизводить визуально-цифровую информацию о цвете, и как будет происходить смешение цветов. У каждого монитора, фотоаппарата, телевизора, смартфона имеются свои цветовые профили, определенные производителем. И они различаются. Возьмите, например, три разных монитора от разных производителей и откройте на них одно и то же изображение. Разница будет видна, что называется, невооруженным глазом.

Точно такие же профили имеет и печатное оборудование: бытовые принтеры и профессиональные печатные машины. Здесь профиль — своего рода инструкция, которая определяет алгоритм преобразования RGB-изображения в напечатанную CMYK-картинку. И они тоже все разные.

Как получить нужный цвет при печати?

Если у вас есть брендбук, в котором определены точные цвета, обязательно прихватите его с собой или перешлите дизайнеру в электронном виде. В нормальном брендбуке все цвета указаны с их цифровыми значениями в RGB и CMYK. Кроме того, в очень хорошем брендбуке обязательно сказано, какие профили оборудования нужно использовать для мониторов и для печатающих устройств. При печати оператор просто выставит в программе нужные значения и попадет точно в цвет.

Если же вам нужен «какой-то примерно вот такой», и вы точно не знаете, что это за цвет — заказывайте цветопробу. Вам распечатают все оттенки нужного цвета именно на том материале, на котором будет печататься тираж, вы выберете нужный, и оператор печати возьмет для печати тиража значения выбранного вами цвета. Вообще, цветопроба — это гарантия того, что вы получите именно то, что нужно. Поэтому даже если у вас есть брендбук и все значения цветов известны, сделайте цветопробу. Так вы сохраните свое время, сбережете нервы дизайнеру и менеджеру и сэкономите кучу денег на перепечатывании неправильного тиража.

Читайте также: