Почему миди клавиатура играет тихо

Обновлено: 05.07.2024

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

1. Звукоизоляции и звукопоглощении. Потребуются рop-фильтры и экраны. Подробнее об этом в нашей статье об акустической подготовке студий.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

Вводить ноты с помощью мыши – занятие, которое выведет из терпения любого. Сэкономьте время и нервы и воспользуйтесь MIDI-клавиатурой

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

В продаже представлены MIDI-конвертеры. С их помощью можно подключить старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Уменьшенные клавиши устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

Регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На пэды можно назначить определенный звук или короткую музыкальную фразу

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Одним из элементов управления можно считать педали «Сустейна» и «Экспрессии». С недорогими MIDI-клавиатурами обычно можно использовать только одну педаль, и это Sustain. Профконтроллеры позволяют подключать несколько педалей.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.

Клавиатуры с уменьшенными клавишами и небольшим количеством дополнительных регуляторов подойдут тем, кто любит сочинять музыку в дороге

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .

Малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами подойдут тем, кому играть на уменьшенных неудобно

На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25

На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

На фото – MIDI-клавиатура NOVATION IMPULSE 49

Следующая категория – такие же клавиатуры, только с 61 клавишей. Например, Behringer UMX610, M-Audio Keystation 61 MK3, M-Audio Code 61, ARTURIA KeyLab Essential 61.

На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610

На фото – MIDI-клавиатура BEHRINGER UMX610

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88

На фото – MIDI-клавиатура M-AUDIO OXYGEN 88

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.

Пример полноформатного контроллера –MIDI-клавиатура AKAI MPK88

На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

Зачем нужна MIDI-клавиатура, если вы начинающий музыкант

Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.

Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:

  • Синтезатор, как в формате плагина, так и реальный железный прибор. Многие синтезаторы не имеют клавиш и управляются внешними контроллерами.
  • Семплер с загруженными звуками пианино, скрипки, барабанов и т.п.
  • Элементы интерфейса DAW или VST-плагина — включить запись или воспроизведение, заглушить определенный трек, прибавить громкость или перейти к нужному куску песни.

Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).


Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.

В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:

Поможет учиться сочинять и записывать музыку


Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.

Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.

Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.

Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов

Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.

Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.

Больше возможностей, функций

Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.

Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.

Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.

Позволит выступать


Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.

Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.

Поможет разобраться в создании современной музыки

Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.

Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.


Заключение

Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.

Купил миди клавиатуру, ну думаю, все теперь буду играть как на синтезаторе. Ага размечтался. Установил значит программу FL studio, подключил и не тут то было, оказалось что играть невозможно. После каждого нажатия происходит небольшая задержка звука.

Как выйти из положения? Нужен более мощный компьютер или спасет положение внешняя звуковая карта?

Какую лучше установить программу?

Да практически мало что поможет. Такие вопросы обсуждаются на специализированных форумах, не здесь.

Конкретные варианты. Есть такой параметр "латенси" (Latency - время ожидания), ищите указания на этот параметр в мануалах. Надо смотреть, какие времена будут у программ музыкальных студий в зависимости от процессора и .. и от операционной системы! Дело в том, что для стабильности операционной системы и "разных плюшек", в новых системах введен дополнительный "леер" (слой) работы с устройствами вывода звука! И каждой слой требует времени, пока будет обработан программный запрос. По моим данным "давних лет", win7 и более новые не подходят для этого - задержка слишком велика. Музыканты работают на winXP, на линухе (может и в DOS?), там нет длинных путей и задержки менее 10 иллисекунд.

Если у вас выход MIDI "через USB", то ещё дополнительная задержка будет. Лучше соединять сразу по нативному MIDI-интерфейсу, не используя USB. У меня старая материнка, под пентиум 4, там есть MIDI-разъем. А у новых материнок такого интерфейса уже давно нет.

Так что, ищите на форумах "мидийщиков", кому что удобнее, дешевле.

Понятно что задержка будет в любом случае, просто ее нужно уменьшить что бы она стала незаметна при игре в реальном времени. Думаю звуковая карта которая не будет нагружать процессор а заниматься только своим делом, исправит проблему. Сейчас на форумах нашел что нужно устройство с ASIO драйвером, в нем можно регулировать задержку как нужно. — более года назад Я не зря указал 10 миллисекунд. Это приемлемая задержка. Иногда и 20 миллисекунд устраивает, хотя при быстрой игре несколько напрягает.
Звуковая карта спасет только в том случае, если не будет обращаться к компьютеру (программе FL и проч.) за звуковыми банками во время игры, иначе будет ждать ответа неизвестно сколько.
ASIO-драйвер обходит системный леер, но, то же самое, читаю на форумах - ". задержка уменьшается только до 50 миллисекунду, а это "неудобно"­ . В этих случаях советуют поменять мамку, звуковую карту, переустановить ось. и прочие советы.
Но вы правильно сделали, что нашли нужный форум. Вы там найдете еще немало нужной вам информации, эти люди в теме десятки лет уже.
И прикупите емкий диск! Звуковые банки уже сотни гигабайт занимают! Но это в будущем, если будет нужно.
И еще. Если хотите свой стиль выработать, пореже включайте автоаккомпанемент. Иначе станете "стандартным клавишником". — более года назад Нашел на авито объявление, продается звуковая карта Creative Sound Blaster, поддерживает ASIO. Завтра куплю. Цена вопроса 1 тысяча. Свободные слоты PCI на материнке имеются. — более года назад Я несколько лет назад также "нашел" на авито видеокарту (у меня она сгорела). Договорился с продавцом о проверке перед покупкой. При встрече в метро он сказал что у него дядя в больницу попал, ему некогда, всучил видеокарту., взял деньги . говорит, "проверь сам, я тебе доверяю, если что ты всегда можешь позвонить мне по телефону, что в объявлении". Угу! Карта оказалась нерабочей, телефон его не работает, деньги тю-тю. И комп не работает, и денег нет. — более года назад Купил на Авито звуковую карту Creative Audigy2, задержки нет! В настройках ASIO можно регулировать задержку, при увеличении задержки растет качество звука. — более года назад Спасибо. Не знал что латенси и качество взаимосвязаны. Можно еще попробовать изменить частоту дискретизации. Там, если не нативная частота ("родная", на которой идет преобрахование, 48 КГц), идет передискретизация с потерей качества и возрастанием латенси.
Я обычно у себя ставил 96 КГц, но синтезатора не было проверить. — более года назад

На FL-studio я тоже обнаружил такое явление. Задержка звука - досадная вещь. Кто-то советует звуковую карту внешнюю (но она у меня есть), кто-то драйвер ASIO-4All установить (ставил - не помогло).

Но я выкрутился за счёт других программ. В которых не из кубиков музыку надо писать, а нотами. К МИДИ-клаве шли в комплекте 2 диска. На одном - Ableton, в нём я не разобрался. А на втором - Studio Sound II, которая оказалась тем, что нужно.

Правда, задержка звука может быть и с этой программой. Тогда нужно лезть в настройки звука в операционной системе компьютера.

Что я имею: старый комп "пентиум-4", ОС Windows XP, звуковую карту Sound Blaster Audigi, колонки Swen по 18 Ватт, МИДИ-клаву M-Audio на 5 октав. На Windows 7 поддержки МИДИ нет.

Увеличивать мощность компьютера не надо. Знаю одного знакомого, который работал с МИДИ на "пентиум-1".

Итак, я продолжаю цикл статей “Настройка FL Studio”. Из данного поста вы узнаете как подключить MIDI клавиатуру или другой контроллер к FL Studio.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Открываем программу и заходим в настройку MIDI устройств, нажимая options – MIDI settings на основной панели.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Здесь, в открывшемся окне, нажимаем кнопку rescan devices.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Далее в разделе input находим название нашего MIDI устройства (MIDI-клавиатуры), выбираем его левой кнопкой мыши и нажимаем на чекбокс enable. (загорится оранжевым цветом) Теперь напротив нашего устройства появилась надпись Active (или ON, начиная с 11 версии FL studio).

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Так же в раскрывающемся списке Controller type можно посмотреть нет ли там вашего MIDI контроллера. Если есть, то выбираем его. В этом случае основные функции будут уже привязаны к вашим ручкам и кнопкам управления. Если же его нет в списке, то оставляем generic controller. Для проверки нашей настройки понажимаем клавиши или покрутим ручки контроллера.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

В этот момент должен загораться оранжевым, синим или зелёным цветом индикатор MIDI активности на главной панели. Оранжевый означает, что нажатая клавиша или регулятор привязаны к параметру в открытом проекте FL Studio (например изменение ноты или громкости) Синий, что привязаны ко всем проектам. Зелёный – не привязаны.

В принципе основная настройка на этом закончена. Далее давайте пробежимся по остальным значениям.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Начнём сверху.

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Output – здесь можно выбрать внешнее звуковое оборудование, подключенное по MIDI для синхронизации с FL Studio (например синтезатор, драм-машина) Для активации нажимаем левой кнопкой мыши на MIDI устройстве и выбираем порт для него в Port number (или просто Port начиная с11 версии FL) Так же нужно отметить галочкой строчку Enable MIDI output в меню options на главной панели.

Send master sync – если отмечен этот параметр, то FL studio будет посылать мастер команды (такие как start, play, stop) подключенному оборудованию. Так же нужно будет отменить галочкой строку Enable MIDI master sync в меню options на главной панели.

Synchronization type – здесь выбирается тип синхронизации.

Область input мы практически всю разобрали. Единственное в FL studio 11 появилось окошко в котором можно назначить порт для каждого из MIDI контролеров, если их несколько. Будет полезно в новом режиме Performance Mode (он специально разработан для игры живьём)

Настройка FL Studio. Настройки MIDI.

Auto accept detected controller – при включении этой функции программа сама автоматически будет закрывать окно Remote control settings после того, как вы покрутите регулятор на MIDI контроллере и он привяжется к нужному параметру. Если выключена, то вам придётся самим нажимать кнопку Accept. Бывает полезно для более точной настройки.

Support hold and sostenuto – позволяет использовать sustain педаль. Но для некоторых VSTi нужно отключать эту поддержку, чтобы она работала правильно.

Omni Preview MIDI channel – здесь можно выбрать канал MIDI клавиатуры, клавиши которой (начиная с ноты С5) будут использоваться для предпрослушивания по порядку каждого из каналов в step sequencer. Очень полезная функция. Можно например на разные каналы закинуть сэмплы ударных и играть ими, как на драм машине. (ударные будут раскиданы по клавишам)

Song marker jump MIDI channel – тут выбирается канал MIDI контроллера, который будет использоваться для перекидывания начала воспроизведения между маркерами в playlist.

Playlist Live Mode MIDI Channel – здесь можно выставить канал MIDI-клавиатуры, клавиши которой будут включать\выключать паттерн в Playlist, когда включен live mode.

Performance mode MIDI channel – появилась в FL Studio 11 версии. Позволяет выставить MIDI канал устройства, которое будет использоваться для управления клипами (паттернами) в performance mode.

Generator muting MIDI channel – с помощью этого параметра можно задать канал миди клавиатуры, клавиши которой будут управлять включением\выключением (mute/unmute) звука каналов в step sequencer, начиная с ноты С5.

Toggle on Release – если этот чекбокс включен, то для смены состояния параметра нужно нажать кнопку и отпустить для возврата к исходному состоянию. Если выключен, то необходимо повторное нажатие кнопки для возврата.

Link note on velocity to – если здесь выбрать значение none, то FL Studio будет игнорировать силу нажатия клавиш миди клавиатуры и выставлять velocity в 78% (100 едениц из 127 возможных), а если выбрать velocity, то сила нажатия будет учитываться. С помощью кнопки curve в открывающемся окне можно отрегулировать кривую velocity. Для более мягкого либо жёсткого изменения этого параметра.

Link release note velocity to – то же самое, как и в предыдущем описании, но относится к значению параметра release.

Rescan devices – как вы уже наверное поняли эта кнопка, нужна для обновления (пересканирования) данных о MIDI устройствах. И небольшой, связанный с этим совет. Сначала подключайте (включайте) MIDI устройство и только затем запускайте программу FL Studio, чтобы не приходилось заходить в настройки и нажимать Rescan devices.

Enable Image-Line remote – в FL Studio 11 появилась поддержка приложения IL Remote для устройств на базе iOS и Android. О котором я писал здесь: FL Studio получила Wi-Fi MIDI-контроллер под iOS и Android. Нужно оно для управления FL по Wi-Fi. И этот параметр отвечает за активацию этот замечательного приложения.

Читайте также: