Синтезатор с взвешенной клавиатурой обзор

Обновлено: 05.07.2024






Для многих людей увлечение музыкой начинается с покупки гитары – бобровской акустики или китайского полена «типа Гибсон». Для многих, но не для всех: кому-то просто нравится электронная музыка, кто-то хочет иметь простор для экспериментов, ну а кого-то просто отправили учиться по классу пианино в местную музыкальную школу.

Сегодня мы, размяв пальцы и вспомнив аккорды сложнее квинты, попробуем разобраться с тем, что нам предлагает рынок электронных клавишных инструментов, и выберем лучшие популярные синтезаторы. На что конкретно обратим внимание?

  • Синтезаторы для начинающих – доступные по цене, со встроенной акустикой для домашних занятий и, что не помешает клавишнику-новичку, с функцией обучения. Занятия с преподавателем она не заменит, но, по крайней мере, поможет развить чувство ритма и запомнить, где среди этого скопления белых и черных клавиш какая нота. Реализована она может быть по-разному – и подсказками на дисплее, и динамической подсветкой самих клавиш, что гораздо удобнее.
  • Синтезаторы среднего ценового сегмента – не будем замахиваться на технику для профи и уж тем более давать им советы о выборе, а вот рассмотреть инструменты, которые и для репетиций сойдут, и на небольшой концерт можно взять, стоит.
  • MIDI-клавиатуры хотя и не являются синтезаторами как таковыми, но именно для домашней игры станут прекрасным вариантом: подавая команды на компьютер, они оживят любой виртуальный инструмент (вплоть до самых сумасшедших), который Вы установите – и все это удовольствие обойдется гораздо дешевле, плюс возможность «живой» игры и записи непосредственно под партии аккомпанемента в редакторах-секвенсорах. К тому же качество звука VST-инструментов будет зачастую гораздо лучше, чем во встроенных звуковых банках дешевых синтезаторов.

Рейтинг лучших синтезаторов 2021 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие синтезаторы для обучения 1 YAMAHA PSR-E463 9.9 / 10 30 000
2 CASIO LK-S250 9.8 / 10 21 000
3 YAMAHA YPT-270 9.7 / 10 14 100
4 CASIO LK-136 9.4 / 10 14 000
5 Medeli M311 9.0 / 10 13 800
6 Tesler KB-6130 8.8 / 10 5 500
Лучшие синтезаторы для музыканта-любителя 1 KORG Kross 2 61 9.9 / 10 70 000
2 Casio WK-6600 9.7 / 10 38 000
Лучшие аналоговые синтезаторы 1 KORG Minilogue 9.7 / 10 49 000
2 KORG MS-20 Mini 9.5 / 10 58 000
3 Novation Bass Station II 9.4 / 10 41 200
Лучшие MIDI-клавиатуры 1 Novation Impulse 61 9.8 / 10 36 000
2 Roland A-49 9.6 / 10 11 010

Лучшие синтезаторы для обучения

YAMAHA PSR-E463

Yamaha позиционирует эту модель как синтезатор для начинающих, но это не означает урезание функционала – наоборот, добавлены возможности, которые опытному музыканту вряд ли будут нужны. Например, здесь предусмотрена функция Quick Sampling – можно, подключив смартфон или плейер через AUX-вход, снять сэмплы прямо с него. Для начинающего музыканта, который еще не освоил работу со звуком на компьютере, такая возможность по-быстрому «сделать звук как вот в этом треке» пригодится точно. Хотя и штатных возможностей у PSR-E463 хватает: 758 тембров, 235 типов аккомпанемента, 12 типов реверберации, et cetera, et cetera. С использованием Groove Creator можно на время переквалифицироваться из клавишника в ди-джея: настраиваем ритм, тактовый размер и приступаем к миксу.

USB-порт позволяет записывать свою игру с помощью ПК или смартфона, также может сохранять WAV на флешку. Конечно, аудио при этом идет в оцифровке 44,1 кГц/16 бит, что сразу выдает любительский инструмент – но нужно ли для обучения больше?

Габариты у синтезатора великоваты, но не просто так – органов управления у него хватает. 61 невзвешенная клавиша с настройкой четырех вариантов чувствительности к скорости касания – стандарт для этого класса. Встроенная акустика – два 6-ваттных динамика, причем приятно звучащих для этой цены.

А вот «обучайки» здесь основательно урезали даже по сравнению с «младшими» моделями Yamaha и уж тем более – с Casio, где именно обучающие программы можно смело считать реализованными лучше всего. Хорошо это или плохо? Скажем так – хотя, конечно, осваивать «с нуля» синтезатор будет труднее, зато и «вырастать» из него можно дольше. Поэтому, пожалуй, отдадим признательность разработчикам дополнительными баллами рейтинга лучших синтезаторов: модель вышла интересной и дающей неплохие возможности развиваться, а не бежать на Авито сразу после получения базовых навыков игры.

  • Качество звука
  • Богатые возможности настройки звучания
  • Легкое снятие сэмплов «вживую»


Откровенно «для чайников» модель решил не брать – лучше, по-моему, сразу взять вещь поприличнее, пускай и без кучи подсказок и напоминалок.

CASIO LK-S250

Продолжает наш обзор лучших синтезаторов для начинающих CASIO LK-S250. Если Вас в синтезаторах пугает обилие кнопок и регуляторов над клавиатурой, то инженеры Casio об этом не забыли: LK-S250 сделан предельно минималистичным по «пользовательскому интерфейсу», что характерно для всей уже ставшей легендарной линейки Casiotone, ведущей свои корни еще из 1980-х. Здесь же в стиле знаменитых «синтезаторов с ручкой» (да, за удобство транспортировки стоит поставить отдельный плюс) выполнена учебная модель, для удобства использования обучающих программ оснащенная динамической подсветкой клавиш.

Клавиши, кстати, полувзвешенные, с чувствительностью к касанию, имеющую два варианта настройки или полностью отключаемую. Синтезатор имеет 400 предустановленных тембров с полифонией на 48 нот, 77 стилей автоаккомпанемента, 60 встроенных мелодий для обучения, которое можно проводить хоть для отдельной руки, хоть для обеих сразу. Добавим полезную возможность принимать MIDI с компьютера, что позволит играть вообще с любым заранее записанным аккомпанементом, не ограничиваясь встроенным – или, напротив, работать с запущенным на компьютере DAW как MIDI-клавиатура. Так что не приестся эта модель долго – и, завершив обучение, в ней можно будет по-прежнему находить свои достоинства.

Минус же здесь очевиден как раз в самой идее: отсутствие быстрого доступа к функциям, их нельзя переключать «на лету», как в «обычных» синтезаторах с той самой кучей выделенных кнопок. Но, раз мы говорим об учебной модели, это не назвать большим минусом: многим покупателям это вообще может никогда не понадобиться.

  • Полувзвешенная клавиатура с настраиваемой чувствительностью
  • Возможность работы с ПК и фирменным софтом на смартфоне, значительно расширяющая набор встроенных возможностей синтезатора
  • Удобство транспортировки
  • Интерактивная подсветка клавиш
  • Минимализм органов управления затрудняет настройку инструмента в сравнении с моделями, где на все или почти все – своя клавиша
  • Отсутствие питания через USB, даже когда синтезатор работает как MIDI-клавиатура, все равно расходуются батарейки


Звуком доволен – вообще, как мне кажется с точки зрения музыканта-любителя, это за свою цену оптимальный вариант «для дома».

YAMAHA YPT-270

Представленный в прошлом году «учебный синтезатор» YPT-270 – это не что иное, как «российская локализация» вышедшего перед публикой на NAMM Show 2020 синтезатора PSR-E273. В России сейчас доступны обе модели, и за одинаковую цену – но, думаем, интереснее будет именно «локализованная».

Синтезатор специально создавался как достаточно бюджетная, но интересная и качественная «учебная парта». Обучение можно начинать с самых азов, используя Quiz – функцию «угадай ноту», а затем перейти к встроенным урокам для каждой руки отдельно или для обеих рук. Затем осваиваем работу с автоаккомпанементами, игру вдвоем… В общем, скучно не будет. Кстати, что это за странные пиктограммы над клавишами? Это – перечисление их функций в режиме спецэффектов: например, можно заставить синтезатор ржать конем на фоне грозы, если это Вам понадобится (хотя к музыке это имеет не самое прямое отношение).

Полифония – на 32 ноты с приоритетом последней, то есть при игре одновременно более 32 нот первой отсекается та, которая зазвучала раньше всех. Встроенных «чистых» тембров – 386, плюс предусмотрен еще набор «дуэтов» - итого 401 тембр в совокупности. Программа автоаккомпанемента предлагает 143 стиля. Плюсом к этому идут 122 учебные композиции. Эффектов обработки минимум, но есть и они – 10 пресетов реверберации, а также несколько вариантов фленджера и хоруса. И звучит это все весьма-таки неплохо, особенно не через встроенную акустику, а при подключении внешней: все-таки в качественном звуке Yamaha знает толк.

Другое дело, что из клавиатуры впоследствии есть риск быстро «вырасти»: 61 полноразмерная клавиша не имеет чувствительности к скорости или силе нажатия, а это серьезно ограничивает технику игры. Но, с другой стороны, и упрощает обучение: меньше будет слышимых огрехов, то есть начинающий музыкант сможет лучше сосредоточиться на ритме и нотах. Так что своего места в нашем рейтинге эта модель заслуживает в любом случае: именно как «учебный» синтезатор вышел хороший – и вполне приятный по цене.

Как выбрать синтезатор (2019)

Любительский

Аватар пользователя

Как только люди научились записывать звуки, так появилась идея об устройстве, воспроизводящем звучание нот, записанных с различных музыкальных инструментов. Первые попытки создать что-то подобное синтезатору, предпринимались еще в те времена, когда звук записывали на восковые цилиндры. Однако практического применения такие устройства не получили – слишком сложной и ненадежной получалась механика, да и качество звука было далеко от удовлетворительного.

Первые серийные синтезаторы были электронными – они воспроизводили звуки, синтезируемые звуковыми генераторами, лишь отдаленно похожие на звучание реальных инструментов. Впрочем, эстраде, переживающей эпоху расцвета, «электронная» музыка пришлась по вкусу.


Сэмплерные синтезаторы, способные заменить реальный инструмент, появились только в 1970-х, стоили весьма недешево и использовались, в основном, студийно. Только в последние десятилетия цифровая музыка и развитие микроэлектроники сделали сэмплерные синтезаторы доступными каждому – теперь нажатием кнопки музыкант может перейти с гитары на орган, с флейты на барабаны, или синтезировать звуки, невоспроизводимые никакими реальными инструментами.

Сегодня синтезаторы производятся в большом ассортименте и используются для самых разных целей:

- как музыкальные игрушки;

- для обучения музыке и игре на фортепиано;

- для домашних концертов;

- для профессиональной концертной деятельности;

- для студийной работы по созданию и записи музыки.


Все эти области предъявляют к инструменту различные требования и, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять: для чего вам нужен синтезатор и какие характеристики важны в вашем конкретном случае.

Характеристики синтезаторов

Размер клавиш – один из первых параметров, определяющих «взрослость» инструмента. Полноразмерные клавиши соответствуют клавишам обычного (акустического) фортепиано. Существуют модели с клавишами меньшего размера - они компактнее и дешевле, их часто берут для детей. Но будет ошибкой использовать такую модель для обучения. Обучение полноценной игре на фортепиано или профессиональном синтезаторе плотно связано с выработкой моторных навыков – пальцы должны «привыкнуть» к размерам клавиатуры и расстояниям между клавишами. Поэтому ни для обучения, ни – тем более – для профессиональной деятельности малоразмерные клавиши неприменимы.


Синтезаторы с малоразмерными клавишами рекомендуется использовать как игрушки для первоначального знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. Но даже для самых первых уроков обучения игре на синтезаторе следует использовать инструменты с полноразмерными клавишами.

Количество клавиш синтезатора определяет ширину звукового диапазона – число октав, одновременно доступных музыканту. Классическая фортепианная клавиатура содержит 88 клавиш (7 полных октав + 3 клавиши субконтроктавы). Но при исполнении большинства произведений весь этот диапазон одновременно бывает востребован редко, поэтому полная 7-октавная клавиатура используется нечасто. Такая клавиатура применяется на моделях, использующихся как альтернатива пианино и непосредственно на цифровых фортепиано.

На синтезаторах наиболее распространены сокращенные клавиатуры с меньшим числом октав: 6, 5 или даже меньше.

При этом следует понимать, что меньшее число октав не обязательно означает, что какие-то октавы недоступны для музыканта – наличие на синтезаторе транспонирования позволяет «сдвинуть» звуковой диапазон относительно клавиатуры. Так, 5-октавный синтезатор с транспонированием в две октавы (24 полутона), может быть настроен как на игру с контроктавы до второй, так и с малой по четвертую. На таких сокращенных клавиатурах музыканту по-прежнему доступен весь звуковой диапазон, но – не весь одновременно.

Какого размера клавиатуру предпочесть – зависит от назначения инструмента. Для исполнения сложных классических произведений потребуется 76-клавишный синтезатор, а для большинства популярных мелодий хватит и 5 октав (61 клавиша).


Синтезаторы с числом октав, меньшим 5, уже заметно ограничивают возможности музыканта, однако тоже вполне могут использоваться в профессиональной деятельности – например, для имитации какого-нибудь реального инструмента с нешироким звуковым диапазоном (труба, барабан, гобой и т.п.). Но играть в две руки на такой клавиатуре уже будет очень затруднительно.


Полифония определяет, какое количество отдельных тонов может звучать одновременно. Хотя в музыке редко встречаются аккорды из более чем шести тонов, это не означает, что полифонии в 8 голосов достаточно. Взятый звук не затихает мгновенно и синтезатор с полифонией 8 голосов при взятии нового звука неминуемо будет «захлебываться».

Даже для «чистой» игры без звуковых эффектов рекомендуется полифония от 32 голосов.

Для полного же использования возможностей синтезатора – с использованием звуковых эффектов, многократного наложения звуковых дорожек и т.д. потребуется полифония в 72-128 голосов.

Механизм клавиш характеризуется сразу несколькими показателями, которые часто путают друг с другом. В то же время, тут нет ничего сложного – по типу механики клавиши могут быть синтезаторными, фортепианными или молоточковыми. По жесткости – невзвешенными, полувзвешенными и взвешенными. И по чувствительности к скорости нажатия – активными (динамическими) и пассивными (нединамическими).


Типы механики клавиш.

Синтезаторные клавиши представляют собой обычную электрическую кнопку, возвращающуюся в исходное положение под действием пружины. Такие клавиши просты в изготовлении и недороги, но имеют неинформативный отклик при нажатии. Громкость и продолжительность звучания каждого тона зависят от скорости и силы нажатия на клавишу. Информативность же клавиши как раз подразумевает различную её реакцию на нажатия с разной скоростью и разной силой. Неинформативные же синтезаторные клавиши не позволяют исполнителю соразмерять усилия пальцев при нажатиях и для профессионального использования подходят плохо.


Фортепьянные клавиши содержат сложный пружинный механизм, имитирующий сопротивление, возникающее при нажатии фортепианной клавиши. Существует различные варианты фортепианных механизмов – от простых, содержащих 2-3 пластиковые детали, до сложных – с несколькими рычагами и пружинами, конструктивно близкие к молоточковым. Соответственно, отклик при нажатии клавиши может быть различным по комфортности и информативности – как «недалеко ушедшим» от синтезаторных, так и близким к «настоящему» фортепиано.


Молоточковые клавиши содержат молоточковый механизм, аналогичный тому, что используется в акустических пианино, но адаптированный для использования с электроникой. Такие клавиши обеспечивают тактильные ощущения максимально близкие к «настоящим» - при игре на акустическом фортепиано. Но молоточковые клавиши увеличивают габариты инструмента и стоят дорого, поэтому устанавливаются только на цифровые фортепиано и на некоторые профессиональные модели синтезаторов.


Типы жесткости клавиш.

Невзвешенные клавиши легко нажимаются, сопротивление нажатию минимальное. Такие клавиши устанавливаются на игрушечные синтезаторы.

Полувзвешенные клавиши пожестче, и обеспечивают лучший контроль нажатия. На большинстве любительских моделей и на части профессиональных используются как раз полувзвешенные клавиши.

Взвешенные клавиши имеют жесткость, аналогичную жесткости клавиш акустического фортепиано. Такие клавиши используются на профессиональных моделях. Иногда взвешенные клавиши путают с молоточковыми, но такое соответствие не совсем верно. Существует немалое количество пружинных фортепианных механизмов, обеспечивающих «взвешенную» жесткость. Все молоточковые клавиши – взвешенные, но не все взвешенные – молоточковые.


Чувствительность к скорости нажатия позволяет синтезатору менять характер звучания в зависимости от того, с какой скоростью (усилием) была нажата клавиша. На большинстве музыкальных инструментов звук будет тем громче, чем больше усилий вы приложите. Это – немаловажное условие «живого» звучания. Поэтому звук синтезатора с пассивными (нечувствительными к скорости нажатия) клавишами будет «мертвым» - сколь бы высоко ни было мастерство музыканта. Пассивные клавиши уместны разве что на игрушках и на учебных моделях самого начального уровня. Профессиональные же модели не просто оснащены активными (динамическими) клавишами - их чувствительность имеет сотни градаций.

Общее число тембров определяет разнообразие звуков и музыкальных инструментов «живущих» в синтезаторе. Каждый тембр (сэмпл) соответствует какому-либо инструменту. Соответственно, чем больше тембров, тем богаче у вас выбор. Какое число тембров выбрать – зависит от того, для чего будет предназначен инструмент.


Профессиональные цифровые пианино имеют зачастую не более десятка тембров (да и те относятся к различным вариациям фортепиано) – и этого им вполне достаточно. Для студийной работы – чем больше, тем лучше, профессиональные модели могут иметь тысячи встроенных тембров, плюс возможность записи новых. Детские модели также могут иметь десятки и даже сотни тембров, включая совсем экзотические, наподобие шума поездов или пения птиц.

Автоаккомпанемент позволяет «в фоне» запустить какую-нибудь мелодию параллельно вашей игре. Это позволяет даже обладающему только начальными навыками музыканту легко сыграть прилично звучащую импровизацию на любую тему (если она предусмотрена имеющимися в наличии стилями автоаккомпанемента). И, хотя серьезные исполнители относятся к этой функции с пренебрежением, начинающему музыканту автоаккомпанемент может облегчить музыкальное сопровождение какого-нибудь события.


Арпеджиатор – функция, в чем-то сходная с автоаккомпанементом, но не настолько «ленивая». Наличие арпеджиатора позволяет исполнить заранее заданную последовательность нот («перебор») буквально нажатием одной клавиши – причем тональность арпеджио может меняться в зависимости от того, какая клавиша нажата.

Наличие секвенсора позволяет вам самим записывать музыку для её последующего фонового проигрывания. Это опять похоже на автоаккомпанемент, но с тем различием, что музыку для аккомпанемента в этом случае вы создаете сами. Кроме того, многодорожечные секвенсоры позволяют накладывать друг на друга несколько звуковых дорожек, созданных звучанием различных инструментов. Это позволяет создавать музыкальные композиции, для реальной записи которых потребовался бы целый оркестр. Студийные рабочие станции в обязательном порядке имеют многодорожечный секвенсор.

Профессиональные модели с секвенсором имеют индивидуальный аудиовыход на каждую дорожку – для последующего их сведения на записывающем оборудовании.

Семплирование – также очень важная функция для студийного инструмента. Семплирование позволяет самостоятельно записывать новые тембры (сэмплы) для дальнейшего использования.

Обратите внимание на наличие у синтезатора аналоговых и цифровых разъемов. Линейный и микрофонный входы позволят пропустить внешний звуковой сигнал через синтезатор, с наложением выбранных звуковых эффектов, что может заметно обогатить возможности ди-джея или солиста. Выход для наушников позволит полноценно заниматься с синтезатором, не мешая громким звуком окружающим.


Для студийного инструмента практически необходимо наличие на нем цифровых выходов (USB или MIDI) – для связи с компьютером. Это не только значительно расширит возможности по обработке звука и созданию новых композиций, но и может снизить цену инструмента за счет переноса некоторых функций в компьютер. Так, многодорожечный секвенсор с индивидуальными выходами значительно поднимает цену синтезатора. В то же время, нужного эффекта можно добиться и на синтезаторе вообще без секвенсора, записав звучания различных инструментов на компьютер через цифровой интерфейс и объединив их с помощью программного секвенсора. Это займет больше времени и потребует определенных навыков, но конечный результат будет ничуть не хуже, чем в случае использования дорогого синтезатора.


Функции обучения будут весьма нелишними для начинающего музыканта. Задающий ритм метроном также пригодится при обучении.

Очень эффективным является обучающий режим, возможный на синтезаторах с подсветкой клавиш.


В режиме обучения клавиши подсвечиваются одновременно с выводом на ЖК-дисплей соответствующих нот. Это позволяет ученику быстро выучить, какие клавиши соответствуют каким нотам и приобрести соответствующие моторные навыки.

Варианты выбора синтезаторов

Отличным подарком для ребенка будет детский синтезатор. Но имейте в виду, что синтезатор с малоразмерными клавишами может быть только игрушкой и для обучения непригоден.


Начинающему исполнителю, зарабатывающему себе на жизнь музыкальным сопровождением застолий и различных торжеств, пригодится синтезатор с автоаккомпанементом – он сбережет вам силы и позволит не выглядеть слишком бледно.

Синтезатор или цифровое пианино — устройство, с помощью которого можно достичь нескольких целей. Во-первых, это удобный инструмент для обучения игре на клавишных в домашних условиях. Во-вторых, это инструмент для создания самой разнообразной музыки. В-третьих, это просто штука, которая поможет расслабиться и отдохнуть. Если вы давно интересуетесь музыкой, то заиметь недорогой синтезатор стоит хотя бы для развлечения.

Важно понимать, что для создания музыки в узких рамках конкретных стилей профессионалы рекомендуют конкретные модели синтезаторов, которые лучше с ними справляются. Мы же будем рассматривать те варианты, которые позволят вам или вашему ребенку развиваться всенаправленно — как бюджетные, так и многофункциональные.

Ниже мы рассмотрим самые важные характеристики синтезаторов и цифровых пианино, а затем предложим вашему вниманию десяток самых интересных моделей, которые можно приобрести у магазинов в нашем каталоге.

Как выбрать синтезатор или цифровое пианино?

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Тип

В нашей статье мы расскажем о синтезаторах и цифровых пианино. Цифровые органы, цифровые аккордеоны и MIDI-клавиатуры требуют собственных текстов, которые, вероятно, появятся у нас позже.

Наличие специального режима обучения сильно поможет начинающим музыкантам и просто тем, кто с игрой на клавишных еще не сталкивался. Обычно таким режимом оснащают недорогие модели начального класса.

Количество и размер клавиш

Количество клавиш на клавиатуре синтезатора или цифрового пианино прямо влияет на диапазон, в котором может показать себя музыкант. Для большинства не слишком сложных произведений и импровизации хватит 4-5 октав (49 или 61 клавиша), а для исполнения классических произведений уже лучше выбрать модель с 88 клавишами (7 октав). Такие синтезаторы, правда, будут довольно габаритными, дорогими и тяжелыми.

Существуют и мини-синтезаторы — например, с 37 клавишами, как Korg MS-20 Mini, описанный ниже. Их стоит считать вспомогательными — с их помощью музыкант может получить новые звуки, но основные партии на таких синтезаторах играть вряд ли получится. Впрочем, все зависит от жанра музыки — вполне возможно, что 37 клавиш вам лично хватит за глаза!

Жесткость клавиатуры

Недорогие синтезаторы чаще всего оснащаются невзвешенными клавиатурами, клавиши которых практически не сопротивляются нажатию. Это делает игру очень простой, но совсем не походит на игру на обычном фортепиано. Такие модели лучше приобретать для детей и взрослых, которые не собираются в дальнейшем использовать более серьезные инструменты.

Модели со взвешенной клавиатурой, наоборот, стараются имитировать игру на реальном фортепиано — для нажатия на их клавиши нужно постараться сильнее. Такие синтезаторы и цифровые пианино лучше всего подходят для обучающихся в музыкальных образовательных заведениях и профессиональных музыкантов. Иногда они даже оснащаются молоточковой механикой — механизмом, который имитирует внутреннее устройство настоящих роялей и пианино. Это, естественно, делает синтезатор дороже.

Существует и промежуточный вариант — синтезаторы с полувзвешенной клавиатурой. Сопротивление их клавиш ниже, чем у моделей со взвешенной клавиатурой, но все равно заметно.

Разделение клавиатуры

Полезная функция, которая позволит разделить клавиатуру на две или более частей. Каждая часть при этом будет отвечать за отдельный инструмент — например, за пианино и фоновый пэд. Практически обязательная функция для тех, кто играет вживую. К счастью, поддерживается большинством моделей.

Как выбрать синтезатор или цифровое пианино?

Педали и другие звуковые контроллеры

С помощью педалей и других элементов управления звуком музыкант получает еще большую степень свободы в создании звука. Обычно педали работают так же, как и на пианино, но часто их функции переназначают — например, для применения эффектов или смены тембра.

Педали чаще всего поставляются в комплекте с цифровыми пианино — к синтезатору их, скорее всего, придется докупать отдельно.

Еще два широко распространенных вида контроллеров — контроллер модуляции и контроллер высоты тона. Первый используется для плавной регулировки вибрации звука, второй — для плавного добавления или убирания высоты звука. Все это делает имитацию реальных инструментов проще, а также позволяет экспериментировать с созданными собственноручно инструментами.

Многие модели имеют и другие контроллеры; все зависит от фантазии инженеров, а затем — от фантазии музыканта.

Корпус

Синтезаторы и (чаще всего) цифровые пианино могут оснащаться классическим корпусом с несъемной подставкой, которая устанавливается прямо на пол. Часто к такому корпусу уже прикреплены педали.

Чаще всего, впрочем, в продаже встречаются модели с компактным корпусом — без нижней части. Такие синтезаторы и цифровые пианино устанавливаются либо на отдельно покупаемые стойки, либо просто на любую удобную ровную поверхность. Транспортировать их (на репетиционную точку, в клуб или еще куда-нибудь) по понятным причинам проще.

Встроенная акустическая система

Если вы не хотите постоянно пользоваться наушниками или подключать синтезатор к внешней аудиосистеме, то присмотритесь к моделям со встроенными динамиками. Обратите внимание на мощность усилителя: 2-5 Вт хватит для игры в комнате без других инструментов, а вот 20 Вт, к примеру, может быть достаточно даже для небольших концертов.

Дисплей

Большая часть синтезаторов оснащены хотя бы простеньким монохромным дисплеем, на котором отображается полезная информация о выбранных эффектах, инструментах, меню и прочем. Некоторые продвинутые модели имеют сенсорные экраны для более удобной навигации по меню, но чаще всего даже профессионалы предпочитают кнопки. Впрочем, как и со многими другими характеристиками, это дело вкуса и привычки.

Количество тембров

Пожалуй, одна из главных характеристик синтезатора — она обозначает количество разных инструментов (как реальных, так и несуществующих), звучание которых он может имитировать. В профессиональных моделях это количество может измеряться тысячами, в более простых — сотнями. Чем больше это число, тем легче музыканту экспериментировать в своих произведениях.

У цифровых пианино количество тембров обычно на порядок меньше — они в первую очередь предназначены для имитации звучания клавишных. Зато качество тембров у пианино лучше, чем у обычных синтезаторов.

Профессионалам и продвинутым музыкантам стоит обратить внимание на такие параметры, как мультитембральность и полифония. Первый определяет количество разных инструментов синтезатора, которые могут звучать одновременно (лучше выбирать от 4 и выше), а второй — общее количество одновременно звучащих нот, звуков и голосов (32 — любительский уровень, 48 и выше — полупрофессиональный, 128 — для мастеров).

Автоаккомпанемент

Эта функция позволяет включить автоматическое аккомпанирование в рамках определенного стиля и в заданном темпе. Таким образом, музыкант может играть основную мелодию, а почти все остальное сделает сам синтезатор. Естественно, качество и количество стилей автоаккомпанемента сильно зависит от конкретной модели — если для вас эта функция важна, лучше ознакомиться с ними заранее.

Арпеджиатор

Наличие этой функции позволяет преобразовывать звучание нескольких одновременно нажатых нот в последовательное — такое, будто они сыграны «перебором». Арпеджиатор еще сильнее расширяет рамки экспериментирования и возможностей музыканта.

Транспонирование

Функция, которая позволяет поднять или снизить строй синтезатора на определенное количество полутонов. Очень полезна для игры в коллективе, когда партию нужно поднять или опустить — благодаря автоматическому транспонированию переучиваться не придется.

Эффекты

Чем больше у синтезатора или цифрового пианино встроенных эффектов обработки звука, тем шире возможности по созданию нового звучания у музыканта.

Самые популярный и распространенный эффект — реверберация (эхо / затухание), а некоторые модели даже поддерживают эффект вокодера — изменения голоса. Количество разных эффектов может достигать многих десятков, но важно понимать, что их качество в дешевых моделях будет сильно уступать качеству эффектов в моделях подороже, даже если у дорогого синтезатора эффектов меньше.

Запись песен

Большинство моделей позволяют записывать сыгранные произведения в формате MIDI — для их дальнейшего редактирования или воспроизведения. Эта функция пригодится тем, кто сочиняет собственную музыку.

Разъемы и интерфейсы

Главные входы и выходы, которые должны быть у синтезатора или цифрового пианино — это MIDI (вход и выход) и линейный (вход и выход).

MIDI — особый интерфейс / формат данных, созданный еще в 1982 году. Он предполагает запись и / или передачу информации о каждой ноте и каждом инструменте записи. MIDI-вход позволит управлять синтезатором с внешнего MIDI-устройства или передать с него какую-то мелодию. MIDI-выход позволит использовать клавиатуру синтезатора (или — в особенности — цифрового пианино, ведь у них клавиатуры зачастую куда качественнее) для игры на другом инструменте с MIDI-входом или записи мелодии.

В более продвинутых и современных моделях MIDI заменен USB-соединением, которое позволяет передавать любую информацию куда быстрее и в обе стороны.

Линейный выход (а также выход на наушники) позволит просто вывести звук синтезатора на внешнее устройство в аналоговом формате. С помощью линейного входа же можно обработать встроенными эффектами любой внешний звук в аналоговом формате.

Некоторые синтезаторы оснащают устройством чтения карт в формате SD. С их помощью можно либо расширить библиотеку тембров устройства, или увеличить объем памяти для записи песен, звуков и настроек.

Как выбрать синтезатор или цифровое пианино?

Топ-10 синтезаторов и цифровых пианино

Yamaha PSR-E253

Дешевый синтезатор, обладающий удивительным для своей цены функционалом.

Особенности:

Casio LK-280

Отличный инструмент для обучения игре на клавишных — как для детей, так и для взрослых.

Особенности:

  • тип: синтезатор
  • обучение
  • 61 клавиша
  • невзвешенная полноразмерная клавиатура с подсветкой
  • подключаемые педали
  • встроенная акустическая система (2.5 Вт)
  • дисплей
  • 600 тембров
  • автоаккомпанемент
  • выход на наушники, линейный вход, USB, поддержка карт памяти SD
  • работа от аккумулятора

Casio WK-6600

Большой, но не слишком дорогой синтезатор с хорошим звуком и огромным количеством эффектов.

Особенности:

  • тип: синтезатор
  • 76 клавиш
  • взвешенная полноразмерная клавиатура
  • подключаемые педали
  • контроллер изменения высоты тона
  • компактный корпус
  • встроенная акустическая система (6 Вт)
  • дисплей
  • 700 тембров
  • автоаккомпанемент
  • 115 эффектов
  • выход на наушники, линейный вход, поддержка карт памяти SD, USB, микрофонный вход
  • работа от аккумулятора

KORG MS-20 Mini

Аналоговый мини-синтезатор для энтузиастов, которые любят настраивать звук вручную — он здесь создается посредством коммутации набора генераторов и кручения элементов управления. Для гурманов!

Особенности:

Casio MZ-X300

Довольно дорогая и продвинутая модель для тех, кто с синтезаторами работает не впервые.

Особенности:

  • тип: синтезатор
  • 61 клавиша
  • невзвешенная полноразмерная клавиатура
  • подключаемые педали
  • контроллеры модуляции и изменения высоты тона
  • встроенная акустическая система (20 Вт)
  • сенсорный дисплей
  • 900 тембров
  • автоаккомпанемент
  • реверберация, хорус
  • выход на наушники, линейный выход, линейный вход, микрофонный вход, USB, вход MIDI, выход MIDI

KORG Pa4X 61

Мощный и дорогой синтезатор для тех, кто посвятил музыке значимую часть своей жизни.

Особенности:

  • тип: синтезатор
  • 61 клавиша
  • полувзвешенная полноразмерная клавиатура
  • подключаемые педали
  • контроллеры модуляции и изменения высоты тона
  • компактный корпус
  • сенсорный дисплей
  • 1890 тембров
  • автоаккомпанемент
  • вокодер
  • выход на наушники, линейный вход, поддержка карт памяти SD, 2 линейных выхода, микрофонный вход, интерфейс USB, вход MIDI, выход MIDI

Roland JD-Xi

Компактный синтезатор известного производителя, предназначенный для профессионалов и энтузиастов.

Особенности:

  • тип: синтезатор
  • 37 клавиш
  • невзвешенная малоразмерная клавиатура
  • контроллеры модуляции и изменения высоты тона
  • компактный корпус
  • встроенный микрофон
  • дисплей
  • реверберация, вокодер
  • выход на наушники, линейный вход, линейный выход, микрофонный вход, USB, вход MIDI, выход MIDI

KORG LP380

Корпусное цифровое пианино для тех, кто занимается музыкой всерьез.

Особенности:

  • тип: цифровое пианино
  • 88 клавиш
  • взвешенная полноразмерная клавиатура, молоточковая механика
  • три встроенные педали
  • встроенная акустическая система (22 Вт)
  • дисплей
  • 30 тембров
  • 3 эффекта, реверберация
  • 2 выхода на наушники, линейный выход, вход MIDI, выход MIDI

Yamaha MONTAGE8

Топовая модель с изящным дизайном, огромной комфортной клавиатурой и широчайшими возможностями.

Немного истории

Началось все с изобретения американца Элайши Грея. В 1876 году он продемонстрировал публике свой музыкальный телеграф. Прибор состоял из двухоктавной рояльной клавиатуры и динамика в компактном деревянном корпусе. Практического значения это изделие не получило, оставшись интересной игрушкой, демонстрирующей один из способов использования электричества.


Спустя двадцать лет, Тадеус Кахилл, демонстрирует публике свое творение – Телармониум. Агрегат (иначе не назовешь), весил около двухсот тонн. Основная масса приходилась на динамо-машины, которых в составе «монстра» насчитывалось 145 штук. Несмотря на циклопические размеры он стал первым электромузыкальным полифоническим (многоголосым) синтезатором.


Поистине потрясающий аппарат создал в 1920 году в Советской России Лев Сергеевич Термен. Терменвокс (так его назвал автор), генерировал звуки в результате движения рук перед специальными антеннами. Ни струн, и клавиш! Ошеломленные слушатели называли это музыкой сфер и эфира.


Интересно! Одним из первых, кто пробовал исполнить на терменвоксе музыкальное произведение, был В.И. Ленин, наигравший на нем «Жаворонок» М.И. Глинки.

В наши дни популярность терменвокса растет. Самые крупные школы игры на нем созданы в России и Японии. Многие профессиональные музыканты используют его в записях своих произведений.

В 1934 году американцем Лоуренсом Хаммондом разрабатывается первый электроорган. Звуки в нем генерировались вращающимися с определенной частотой дисками, напротив которых устанавливались электромагниты. Высота звука зависела от частоты вращения и выступов дисков, приводимых в движение электродвигателями. В дальнейшем органы фирмы Hammond дополнились эффектами реверберации, хоруса.


В сороковых годах к имеющимся эффектам добавились синтезированные звуки рояля, духовых и клавесина. Hammond используют профессионалы в студиях звукозаписи, с момента появления этой индустрии и до настоящего времени.


Интересно! Звуки Hammond известны любителям рок-музыки по записям групп Procol Harum и Deep Purple.

Какие бывают электронные музыкальные инструменты

Различают три вида электронных клавишных: цифровое пианино, синтезатор и MIDI клавиатура. Цифровой аккордеон мы здесь не рассматриваем. Цифровое пианино по своим свойствам и звучанию максимально приближено к своему традиционному классическому прототипу, обязательно имеет встроенную акустическую систему, в отличие от синтезатора, в котором ее может и не быть. MIDI клавиатура – усеченный вариант, однозначно без собственной акустики. Ее нужно подключать к компьютеру, причем часть функций и настройки доступны только через специальное приложение, которое на компьютер нужно установить.

Устройство синтезатора

В весьма упрощенном виде схема работы синтезатора представляет собой образование электрических сигналов путем замыкания контактов при нажатии клавиш. Полученные сигналы, после обработки на микросхемах или в микропроцессоре, преобразуются в звуковые волны, высота и тон которых меняются в зависимости от величины напряжения.



В первых серийных синтезаторах звуки воспроизводились посредством генераторов. Электронная, «синтетическая» музыка, серьезно отличалась от привычной нашему слуху, исполняемой на акустических инструментах. Впрочем, для эстрады это было ново и появление электронной музыки все только приветствовали.


Синтезаторы, которые по звучанию мало чем отличались от реальных музыкальных инструментов, называются сэмплерными. В 70-е годы они стоили дорого и встретить их чаще всего можно было в студиях звукозаписи. Развитие цифровых технологий сделало их доступными широкому кругу профессионалов и любителей. С их появлением музыканты получили возможность, используя фортепианную клавиатуру, извлекать звуки рояля, гитары духовых и даже ударных, стоило лишь нажать нужную кнопку.


Интересно! Сэмплом называют цифровую запись звука реальных музыкальных инструментов в памяти специального устройства – сэмплера.

Его используют как автономное устройство и в составе синтезатора, где на жаргоне профессионалов его называют мозгами.



В наши дни ассортимент синтезаторов довольно широк, и пользователи приобретают его для различных целей:

  • в качестве музыкальной игрушки;
  • учащимся музыкальных школ по классу фортепиано для домашних занятий;
  • для домашнего музицирования;
  • профессионалам, для концертной деятельности;
  • оборудование для студии звукозаписи.

В зависимости от назначения, к инструменту предъявляются различные требования. Прежде чем его приобрести, важно определить для чего он нужен. От этого зависит, какие его характеристики будут важны в вашем случае.

Критерии выбора

Клавиатура

Клавиши могут быть полноразмерными, одинаковыми по размерам с клавишами пианино или рояля. Есть модели с клавишами меньшего размера. Как правило, это «детские» модели. Выбирать нужно инструмент с полноразмерными клавишами. Ребенок растет, ему интересно заниматься музыкой, придется покупать более продвинутый вариант. Переход с малоразмерных на полноразмерные клавиши дается нелегко. Учащимся игре на фортепиано и подавно нужно привыкать к нормальным клавишам с самого начала обучения.

У пианино или рояля всего 88 клавиш или семь октав, первая, вторая, третья, четвертая , плюс большая и малая октавы, контр октава и три крайние левые клавиши, которые называют субконтоктавой.


Полноразмерными клавиатурами (88 клавиш), оборудуются цифровые пианино. У синтезаторов клавиатуры чаще всего уменьшенные: шесть и пять и четыре октавы.


Для того, чтобы играть сложные произведения двумя руками, нужно выбирать как минимум пятиоктавную клавиатуру (61 клавиша). На четырех или двух октавах можно исполнять сольные партии каких-либо инструментов, но в две руки уже не поиграешь.


Для исполнения сложной классики понадобится уже полноразмерная клавиатура.

Клавишная механика

По жесткости различают синтезаторные, фортепианные и молоточковые клавиши. Первым больше подошло бы определение электрической кнопки с пружиной. Простые и дешевые, они не подходят для профессионального музицирования. Для передачи настроения и характера произведения в музыкальных записях используются указания (их называют штрихами): Forte (громко), Piano(тихо), Legato(плавно) или Staccato (отрывисто), и пр. Исполнение штрихов зависит от скорости и силы, касания к клавише или струне, а «кнопкам» такая чувствительность недоступна.


Механика фортепьянных клавишей более сложна. По ощущениям, при нажатии они отзываются почти так же, как и на реальном пианино. В зависимости от класса и назначения инструмента, фортепьянные клавиши могут быть по отклику ближе к синтезаторным, или фортепьянным.

Молоточковый механизм максимально приближен по устройству к механизму акустического пианино, с поправкой на использование электроники вместо струн. Имеют правильное послекасание, по ощущениям наиболее близки к реальным инструментам. Молоточковой механикой оборудуются цифровые пианино и некоторые профессиональные модели синтезаторов.


Тем, кто обучается игре на фортепиано, нужно выбирать аппарат с фортепьянной или молоточковой механикой клавиатурой.

Жесткости клавиш

По данному параметру различают клавиши:

  • невзвешенные;
  • полувзвешенные;
  • взвешенные.

Первые почти не оказывают сопротивление нажатию и в профессиональных моделях не встречаются. Вторые более жесткие. Музыканту легче контролировать усилие пальцев при касании. Это вариант часто встречается в любительских и некоторых профессиональных моделях. Взвешенные по жесткости не уступают цифровым пианино, используются в дорогих профессиональных устройствах.

Тембры

Каждый тембр (он же сэмпл) соответствует звуку определенного музыкального инструмента. Понятно, что чем больше тембров, тем лучше. Бюджетные варианты могут иметь в запасе сотню или две записанных тембров. В более продвинутых вариантах их несколько сотен, в профессиональных – до тысячи.

Стили автоаккомпанемента

Эта функция присутствует в любой модели синтезатора. Нажатием кнопки запускается автоматический аккомпанемент, а музыкант может играть соло даже и одним пальцем. Профи предпочитают обходиться без нее. Начинающим музыкантам, даже с минимальными навыками игры, соорудить свою импровизацию, используя готовый «фон», не составит труда. И чем больше стилей автоаккомпанемента, тем больше возможностей для творчества.

Сведения о полифонии

Очень важный параметр, обозначающий количество звуков, воспроизводимых одновременно. В недорогих моделях, предназначенных для детей, полифония может быть 16-звучной. Но приобретать все-таки следует модель с полифонией, минимум из 32 звуков. Это не значит, что вам придется брать такие аккорды. Просто звуки, после того, как клавиша отпущена, затихают не сразу. При исполнении темповых и технически сложных произведений, устройство с малой полифонией просто «захлебнется». Чтобы использовать возможности синтезатора в полной мере. Вам понадобится вариант с полифонией от 72 до 128 звуков.

Для чего нужен арпеджиатор

Функция для «ленивых». Нажатием одной клавиши кнопки можно извлечь определенную последовательность звуков, что-то типа перебора. Тональность такого арпеджио будет меняться в зависимости от тона нажатой клавиши. Включив эту функцию параллельно с автоаккомпанементом, музыкант получает больше возможностей разнообразить общий фон своей импровизации.


На что еще обратить внимание

Покупая инструмент, проверьте, оборудован ли он аналоговыми и цифровыми разъемами. Линейный выход и разъем для работы с микрофоном дают возможность пофантазировать с внешними звуками, пропустив их через синтезатор, накладывая на них те или иные эффекты, что особенно важно для диджеев и солистов. Подключив наушники можно музицировать в свое удовольствие, не беспокоя окружающих.


Наличие MIDI и USB позволяет задействовать в своем творчестве компьютер и значительно расширить возможности по созданию более сложных и интересных композиций, записывать свои треки и обрабатывать их.

Обучающие функции будут совсем не лишними для детей и помогут взрослым, впервые прикоснувшимся к фортепьянной клавиатуре. Как правило, это метроном, отбивающий такт, чтобы начинающий музыкант не сбился с ритма, и подсветка клавиш. Включив режим обучения вы увидите на дисплее ноты проигрываемого произведения, В то же время, клавиша, которую нужно нажать будет подсвечена и погаснет только после правильного нажатия. Таким образом изучение клавиатуры и овладение навыками игры пойдет быстрее.


Педали

В акустическом фортепиано, для управления звуком: приглушения, плавности, отрывистого звучания предназначены педали. В акустическом рояле их три. Синтезаторы могут быть с встроенными и подключаемыми педалями, причем первых может быть три, как и в рояле:

  • крайняя правая – damper, предназначается для глушения звука;
  • средняя – sostenuto, продлевает звучание после того как клавиша отпущена;
  • крайняя левая – una corda, делает звук более мягким и тихим.

Подключить к аппарату можно и пять педалей, «нагрузив» их различными задачами по своему усмотрению. Некоторые модели комплектуются педалями опционально. Большинство музыкантов используют одну управляющую педаль – сустейн, придающую исполнению некоторую плавность. По сути педали представляют собой контролер звука.


Какой фирмы оборудование лучше купить

Приобретать синтезатор для дома или для концертной деятельности следует от известных производителей. Популярность их моделей объясняется высоким качеством сборки, звучания и широким набором функций и эффектов. Лучшие производители:

  1. Yamaha. Продукция японского концерна известна во всем мире и в дополнительной рекламе не нуждается. Ее популярные модели ценятся любителями и профессионалами во всем мире.
  2. Casio. Японский производитель электронного оборудования. Не менее известный, чем Yamaha.
  3. Roland. Еще один японский производитель электромузыкальных инструментов и программного обеспечения к ним. Компания основана в 1972 году, но качеством продукции не уступит двум предыдущим брендам, а кое в чем и превосходит их.
  4. Mideli. Молодая компания из Гонконга. Ее специализация – цифровые музыкальные инструменты высокого качества. Продукция компании по достоинству оценена профессионалами и любителями.
  5. Korg. Японская компания, представляющая свою продукцию на этом рынке с 1962 года. Какое – то время контрольный пакет акций компании принадлежал корпорации Yamaha, но впоследствии был выкуплен основателями. Специализируется на производстве электронных клавишных инструментов.

Для начинающих музыкантов и любителей этого списка вполне достаточно. Профессионалы в подсказках не нуждаются. Прежде чем купить синтезатор, определитесь для чего он вам нужен. Исходя из этого подберите модель с определенным набором функций и характеристик. Узнайте сколько стоит подходящий аппарат. Выслушайте советы и рекомендации музыкантов и опытных пользователей. И обязательно проштудируйте описание и инструкцию. Узнайте, как играть и как настраивать свой аппарат, чтобы в последствии не испытывать затруднений.

Рейтинг качественных синтезаторов

Наш обзор открывают недорогие модели с ограниченным функционалом, достаточным для первых опытов в музыкальном творчестве.


Компактный недорогой, он вполне подойдет для детей и новичков. Модель оборудована собственной акустической системой, дисплеем, с функцией обучения из трех мелодий. Отличается достаточно развернутым, для начинающих музыкантов и аранжировщиков, набором эффектов:

  • набором из 200 тембров;
  • 16-звучной полифонией;
  • автоаккомпанементом из 128 стилей;
  • тремя обучающими мелодиями;

Клавиатура на пять октав с полноразмерными клавишами позволяет играть двумя руками. С помощью Tesler KB-6190, можно не только учиться владению инструментом, но и сочинять и записывать свои мелодии.

Читайте также: