Скажите какой именно музыкальный знак альтерации мы почти каждый день на клавиатурах своих телефонов

Обновлено: 16.05.2024

Бемоли, диезы и бекары музыканты называют знаками альтерации. А что означает это слово и зачем нужны эти знаки?

Слово альтерация имеет один корень со словом альтернатива, которое означает возможность выбора. Слово «altus» в переводе с латыни означает «высокий». Получается, знаки альтерации дают музыканту право выбора и возможность менять высоту звучания ноты. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Музыкальный строй

Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.

Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.

В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.

Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:

  • Пифагоров строй
  • Среднетоновый строй
  • Чистый строй
  • Равномерно темперированный строй

Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.

poltona na klaviature

Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:

klaviatura pianino

Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.

Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.

Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.

Диез

Перед тем как мы познакомимся с диезом и научимся его использовать, взгляните на него:

Он выглядит как решетка на клавише телефона или небольшая лесенка. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса», что переводится как «острый».

Диез повышает звук ноты на полутон . Как мы сказали, альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАЗВАНИЙ. Следовательно, черная клавиша будет называться так же, как основная ступень, но со словом «диез». Произнося вслух название альтерированной ноты, мы будем говорить: «До диез», «Ре диез» и т. д. Но, в отличие от произношения, в нотной записи принято знак ставить ПЕРЕД нотой.

Сергей Изотов

На изображении ниже вы увидите, как располагаются диезы на клавишах пианино и как они изображаются на нотном стане:

stan i klavishi

Обратите внимание, что черных клавиш 5 в то время как белых – 7. Между нотами Ми и Фа нет черной клавиши, также как между нотами Си и До. Это делит черные клавиши на группы по 2 и три, что очень удобно для визуального восприятия и позволяет быстро ориентироваться пианисту на клавиатуре.

Но из-за отсутствия двух черных клавиш Ми диез находится на клавише Фа, а Си диез – на клавише До. Это происходит потому, что расстояние между нотами Ми и Фа, Си и До составляет полтона.

Получается, Ми диез звучит как нота Фа, а Си диез – как До. Это явление, когда один и тот же звук обозначают разными нотами, называется «энгармонизм». Его можно сравнить со словами омонимами – одинаковыми по звучанию, но разными по значению.

Дубль-диез

Существует такой знак альтерации, который называется дубль-диез. Он дважды повышает ноту. То есть изменяет звучание на целый тон. Если в нотах вы увидите, скажем, ля дубль-диез, то на клавиатуре надо будет нажать клавишу Си. Это яркий пример энгармонизма. Выглядит дубль-диез как крестик, но с расширенными концами:

А вот так дубль-диез выглядит в нотах:

dubl

Бемоль

Бемоль похож на латинскую букву «b». Слово французское, но имеет латинские корни: «бе» – означает букву «б», а «моль» – означает «мягкий». Получается, что бемоль – это «мягкая Б». Знак похож на латинскую букву «b».

Бемоль понижает звук на полутон. Ниже вы увидите, как выглядят бемоли на нотном стане и чему они соответствуют на клавиатуре:

Вот очередной пример энгармонизма: Фа бемоль будет звучать нотой Ми. На слух вы их не отличите, хотя в нотах они будут записаны по-разному. До бемоль будет звучать как нота Си.

Дубль-бемоль

Дубль-бемоль понижает звучание ноты на целый тон. Выглядит как два бемоля расположенных друг за другом.

Пример энгармонизма с помощью дубль-бемоля: Соль дубль-бемоль = Фа.

Бекар

Все понятно - это просто 73

Все как в тумане 8

Ключевые и случайные знаки

Диезы и бемоли могут быть СЛУЧАЙНЫМИ и КЛЮЧЕВЫМИ. Сперва рассмотрим случайные.

Случайными они называются как раз потому, что встречаются в нотном тексте случайно, непредсказуемо. Такие знаки действуют только в том такте, в котором написаны.

Ключевыми называются знаки, которые написаны в начале произведения, рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Действие таких знаков распространяется на все произведение. Например, вы увидели рядом с ключом два бемоля – Си и Ми. Теперь, когда вы встретите ноту Си или Ми, вы будете играть черную клавишу (Си бемоль и Ми бемоль). Действие ключевых знаков (или знаков при ключе, как их еще называют), может отменить бекар. Но он будет являться случайным знаком и будет действовать только в том единственном такте, где написан. Ниже приведем примеры, где есть ключевые, а также случайные знаки:

znaki al
sluchajnye znaki al

Как правильно писать диезы и бемоли

Вы обратили внимание, что диезы и бемоли пишутся на той же линейке (или между линейками), где располагается нота, которую они изменяют:

diezy pered notoj
Bemol

Знаки альтерации при ключе, расставляют в строгом порядке, который нужно заучить как считалочку. Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

Если вам скажут, что при ключе стоит 4 диеза, вы можете быть уверены – это ФА ДО СОЛЬ РЕ. Если рядом с ключом увидели 3 бемоля – это СИ, МИ, ЛЯ, а если 5 бемолей? Продолжите ряд самостоятельно.

Важно запомнить, что знаки альтерации выставляются в определенном порядке, а также, записываясь при ключе, они всегда занимают одни и те же линейки. На изображении ниже вы увидите правильное расположение диезов и бемолей в скрипичном и басовом ключах:

raspolozhenie diezov na notnom stane
raspolozhenie diezov na notnom stane v basovom kluche

Буквенное обозначение нот и знаков альтерации

Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.

Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.

В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:

bukvennoe oboznachenie noty Si

В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:

primer cifrovki

Если вы не знакомы с понятием «тональность», советую прочитать эту статью.

И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.

Любая черная клавиша считается альтерированной до тех пор, пока мы не обладаем сведениями о тональности. Без этих данных, мы по умолчанию находимся в тональности До мажор или Ля минор, где звукоряд состоит из всех белых клавиш, а любая черная клавиша является повышенной или пониженной ступенью лада. Однако в условиях конкретной тональности, альтерацией будет называться отклонение от данного звукоряда. Например, в тональности Соль мажор, нота Фа диез является основной ступенью, поэтому она не будет считаться альтерированной.

На этом у меня все. Надеюсь вы разобрались с тем, что такое диезы, бемоли и бекары и теперь знаете как их использовать. А если у вас остались вопросы по данной теме, готов на них ответить. Пишите в комментариях, давайте разбираться вместе! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».

Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.

В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.

Знаки альтерации

Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.

знаки альтерации - диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль

Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».

Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».

Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».

Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ , есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.

Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ , соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.

действие знаков альтерации

Как диезы и бемоли меняют ноты?

Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал «Расположение нот на фортепиано».

нота до на клавиатуре пианино

А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?

Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.

Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.

полутона на клавишах фортепиано

Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).

А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.

Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:

диезы на клавиатуре фортепиано

А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.

На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:

бемоли на клавиатуре фортепиано

Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?

А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.

Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.

дубль-бемоль и дубль-диез

Как говорить и как писать?

ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.

правило правописания знаков альтерации

ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.

правило правописания диезов и бемолей перед нотами

Ключевые и случайные диезы и бемоли

Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.

Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.

Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.

Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.

ключевые и случайные знаки альтерации

Порядок диезов и порядок бемолей

Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.

порядок диезов и порядок бемолей

То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?

А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.

порядок диезов в скрипичном и басовом ключах

Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе

Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье «Буквенное обозначение нот».

А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).

знаки альтерации в музыке

Знаками альтерации в музыке называют условные знаки. Их ставят в нотной записи перед нотой (или после ключа). Они указывают на повышение или понижение любого из основных звуков октавы. Знаков альтерации пять:

  • диез
  • бемоль
  • дубль диез
  • дубль бемоль
  • бекар

Обозначение знаков музыкальной альтерации:

С помощью знаков альтерации записывают звуки октавы, которые не имеют самостоятельных названий и соответствуют черным клавишам фортепиано
или черным кнопкам баяна. При альтерации звук сохраняет свое основное название, к которому добавляется название знака альтерации: до-диез, ми-бемоль, фа-дубль-бемоль, ре-дубль-диез и т. д.

Описание знаков альтерации. Запись повышенных или пониженных звуков

Диез показывает повышение основного звука на полтона. Его пишут перед нотой, на том самом месте (на линиях или между ними), где расположена и соответствующая нота:

диез на нотном стане

Бемоль -снижает основной звук на полтона. Его также пишут перед нотой, на том самом месте, где стоит соответствующая нота:

бемоль-обозначение на нотном стане

Черных клавиш или кнопок в пределах октавы пять, и каждая из них соответствует повышенному или пониженному основному звуку, между которыми она
расположена. Звуки, соответствующие этим клавишам (кнопкам), имеют два разных названия и записываются двумя способами. Например, звук между до
и ре может быть записан как до - диез (потому что он выше на полтона), а также как ре-бемоль (потому что он ниже ре на полтона). То именно касается и других измененных звуков. Итак, звуки записываются по-разному, а практически по высоте — одинаковые.

Знаки альтерации - Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано

Такое равенство двух звуков по высоте при различной записи их называется энгармонизмом (от гр. энгармониоз — слаженный, сходящийся), а звуки -энгармоничными. Это явление позволяет изменять любой звук основного звукоряда, не обращая внимание на то, есть ли рядом с основным звуком черная клавиша (кнопка) или нет. Итак, Ми-dies энгармонически равный звуку фа, фа-бемоль — звуку ми, си-диез — звуку до, до-бемоль — звуку си

Знак альтерации пишут на нотном стане перед нотой, которую надо изменить, и он действует на нее в пределах всего такта и одной октавы. По тактовой черте действие знака альтерации прекращается. Когда же изменен звук повторяется во втором или других тактах еще раз, его пишут снова со знаком альтерации.

знаки альтерации диезы и бемоли на нотном стане

Ключевые знаки

Чтобы упростить нотное письмо, диезы и бемоли, которые многократно повторяются на протяжении всего произведения, пишут один раз - в начале музыкального произведения на нотном, стане после ключа перед размером соответственно к нотам, которые надо повысить или снизить. Их называют ключевыми знаками, и они всегда однородны. Количество их может быть разным, но больше семи диезов или бемолей при ключе практически не бывает.

порядок диезов и бемолей

Порядок диезов: фа - диез, до - диез, соль-дівз, ре - диез, ля - диез, ми - диез, си - диез.

Порядок бемолей: cи-бемоль, ми - бемоль, ля-бемоль, ре - бемоль, соль - бемоль, до - бемоль, фа - бемоль:

Таблица знаков альтерации и тональностей

таблица знаков альтерации

Рассмотрим несколько примеров

запись диезов и бемолей и исполнение звука

Из примера 1 видно, что когда при ключе стоят два Диеза, то вместо основных фа и до следует выполнять фа-диез и до-диез на протяжении всего произведения, независимо от того, в какой октаве эти фа и до написаны. То же касается и бемолей, как это видно из примера 2.

Если в нотной записи возникает потребность повысить или снизить какой-то звук на короткий отрезок времени, этот знак к ключу не выносят,
а ставят его перед соответствующей нотой. Он называется дополнительным, или случайным, и действует лишь на ту ноту, перед которой стоит,
или на несколько одинаковых нот в пределах одного такта.

дополнительный диез

Бекар

Бекар отменяет действие любого из знаков альтерации независимо от того, ключевой это знак или дополнительный. Пишется он перед нотой и действует
также лишь на ту ноту (или несколько одинаковых нот), перед которой стоит, в пределах одного такта.

бекар в музыке

Двойное повышение или понижение звуков

При двойном повышении или понижении звуков, то есть на целый тон, применяют дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез показывает повышение звука на два полутона, то есть на целый тон. Отдельных клавиш, кнопок или ладов для воспроизведения этих звуков музыкальные инструменты не имеют. Поэтому,
чтобы получить, например, ре-дубль-диез, равный по высоте звуку ми, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку ми.

дубль диез

Дубль-бемоль показывает снижение звука на два полутона, то есть на целый тон. Чтобы получить, например, ре-дубль-бемоль, что по высоте соответствует звуку до, нажимают клавишу (кнопку), которая соответствует звуку до.

дубль бемоль

Бекар отменяет действие дубль-диеза или дубль-бемоля целиком или частично. При полной отмене действия этих знаков звук понижается (или повышается) на два полутона, и нота, перед которой стоит бекар, приобретает свое первоначальное значение. Если надо отменить двойное повышение или снижение лишь на полтона, перед нотой оставляют только один диез или бемоль (см. пример ниже, такт 3).

отмена двойного повышения

Бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли к ключу не выносят и применяют как дополнительные знаки.

Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:


Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано

На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:

Рисунок 2. Первая чёрная клавиша

Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.

Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона):

Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона

Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение ноты на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:


Рисунок 4. Нота «до-диез»

На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).

Бемоль

Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:

Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона

Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ноты, в данном случае — ноты ре. Как и в случае диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:


Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»

Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль — всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль

Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-диезом ( ). А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем ( ). Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.

Бекар

Бекар отменяет действие диеза и бемоля, а также дубль-диеза и дубль-бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар ( ):


Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом

Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и бекара.

Альтерация

Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация.

Зона действия знаков альтерации

Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или другие знаки альтерации — будьте внимательны!).

В заключение статьи предлагаем вам программу, которая наглядно покажет диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано.

iframe doesn't supported

Водите мышкой над клавишами фортепиано.

Итоги

Диез — повышение основной ступени на пол-тона, бемоль — понижение основной ступени на пол-тона. Бекар отменяет действие бемоля и диеза.

Музыкальная теория для чайников

Ноты, длительности и их обозначения

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Читайте также: